Фигуры на аничковом мосту. Скульптуры коней на Аничковом мосту. Женитьба на племяннице ректора

Аничков мост через реку Фонтанка, безусловно, является украшением Санкт-Петербурга. На нем располагаются четыре скульптурные композиции «Укротители коней», изображающие противоборство человека и коня, который изо всех сил стремится вырваться на волю. Автором этих скульптур является барон Петр Карлович Клодт, который в середине XIX века снискал себе славу величайшего «лошадиного» мастера.

Пётр Клодт происходил из небогатой, но весьма аристократической балтийской немецкой семьи, состоявшей из доблестных воинов. Его прапрадед был одним из известных деятелей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно реалистично получались.

Петр Карлович Клодт
(1805-1867)

После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности Клодт брался за карандаш и рисовал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.

После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позже, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX века. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.

Скоро Клодту поручили выполнить большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Так появилась на аттике арки Нарвских триумфальных ворот несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта встают на дыбы, но при этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство царя Николая I. Известна легенда о том, что Николай I произнес фразу: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Старая почтовая карточка начала ХХ века

Следующее и, пожалуй, самое известное творение Клодта, над которым он трудился около 20 лет — это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту. Заказ был получен в 1832 году. Знаменитые «Укротители коней» сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптурами планировалось украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Место, и сам проект одобрил лично Николай I. Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал.

На Невском закипела перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители — весь Петербург работал на коней Клодта. Вскоре были отлиты две группы «Укротителей». И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось поскорее открыть новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста.

Аничков мост в Санкт-Петербурге в середине XIX века

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года. То, что увидел Петербург, восхитило всех. «Толпами собираются люди у нового Аничкова моста, — писали газеты. — Жизнь коня и человека на Аничковом представляет новый мир в искусстве. Подобно возничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую». После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста», и они отправились в Берлин украшать главные ворота Королевского дворца. Их установили на террасе перед порталом Королевского дворца со стороны Люстгартена. Сейчас они отреставрированы и находятся в Кляйст-парке перед зданием суда. Будут ли они возвращены на прежнее место, когда восстановят королевский дворец — неизвестно.

Терраса Королевского дворца в Берлине в середине XIX века

Король Пруссии в качестве ответного подарка заказал видному немецкому скульптору Х.Д.Рауху изготовление копий двух статуй Победы, созданных этим ваятелем и установленных в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине на Белле-Аллианс Плаце в 1843 году. Две парные статуи аллегорических крылатых фигур были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере и отправлены в Петербург, чтобы быть установленными на колоннах Славы, выполненных по проекту архитектора Карла Росси из серого гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают две крылатые фигуры богини Славы, венчающие эти колонны. Находится эта композиция в начале Конногвардейского бульвара, возникшего на месте Адмиралтейского канала, когда-то соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией.

Между тем, Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. По доставлении в Берлин, подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп, Клодт был пожалован от Его Королевского Величества орденом Красного Орла III степени 14 августа 1842 года. Известно, что находясь в Германии, Клодт ужасно тосковал по родине. Впрочем, «страдания» Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм IV, помимо ордена, пожаловал ему еще и бриллиантовую табакерку.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их Николай I опять подарил теперь монарху Королевства Обеих Сицилий Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Король Фердинанд II Бурбон, увидев коней Клодта пришел в полный восторг. Петр Клодт был награжден Неаполитанским орденом, а местные газеты вышли с заголовками: «В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое с креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, «Снятие Спасителя с Креста» - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта». До сих пор скульптуры находятся у въездных ворот в Королевский дворец Неаполя — Палаццо Реале, где сейчас располагается Национальная библиотека.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

Следующие скульптурные группы коней, отлитые в очередной раз Клодтом, были установлены у павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, построенном Николаем I для своей жены императрицы Александры. Но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли.

Павильон Бельведер в Петергофе. До военная фотография

Кони авторской отливки Клодта стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне, установленные на высоких постаментах перед фасадом дворца, обращенного к пруду.Территория была подарена графу, а позднее князю Алексею Федоровичу Орлову императором Николаем I в 1834 году за заслуги в подавлении декабрьского бунта 1825 года. Во время войны и оккупации германскими войсками скульптуры из Орловского парка тоже были похищены немцами. А сама усадьба сильно пострадала во время боевых действий Великой Отечественной войны, уцелели лишь башня с колодцем.

В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке в очередной раз отлитые Клодтом кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней.

Конный двор в усадьбе Кузьминки. До военная фотография

Усадьба Кузьминки известна с XVIII века. Ее владельцами были бароны Строгановы и князья Голицыны. В XIX веке Кузьминки считались одним из красивейших мест в окрестностях Москвы. Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в первой четверти XIX века при Сергее Михайловиче Голицыне. При нем усадьбу называли московским Павловском. Образцовое хозяйство, продуманная планировка, прекрасные архитектурные сооружения, живописные парки с прудами, островами, мостиками привлекали в усадьбу множество гостей.

Старая почтовая открытка начала ХХ века

В 1846 году Петр Клодт решил не делать больше копий коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста, и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только на фотографиях, но и во многих произведениях живописи. Композиция барона П. Клодта «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Пётр Клодт родился 1805 году в Санкт-Петербурге в семье военных, происходившей из старинного немецкого рода. Его отец был генералом, героем Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то, что будущий скульптор появился на свет в столице, годы юности он провел в Омске, вдали от европейского образования и культуры. Связать свою жизнь он хотел, как и его предки, с военной карьерой – в Омске он был курсантом казачьего училища, а по возвращении в Петербург поступил в училище уже артиллерийское. Несмотря на такой выбор, в годы своей учебы он при любой возможности брался за карандаш или перочинный ножик – вырезал фигурки лошадей и людей – увлечение, которым "заразил" его отец.

После окончания обучения Клодт произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде, но в 1828 году ушёл со службы, чтобы сосредоточиться исключительно на искусстве. Два года он учился самостоятельно, после стал вольнослушателем Академии художеств: ректор академии Мартос и учителя, видя в Клодте талант и умение, помогали ему добиться успеха. Со временем он стал настоящим мастером своего дела и был известен не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Самое известное творение Клодта – это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие его произведения не менее великолепны. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные из них.

Кони Нарвских триумфальных ворот

Клодт выполнял этот большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".

"Укротители коней" Аничкова моста

Знаменитые "Укротители коней" сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптуры должны были украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Примечательно, что и место, и сам проект одобрил лично Николай I . Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал. Николай предоставил скульптору двух чистокровных арабских жеребцов – ему дозволялось делать с ними все, что угодно. Клодту очень пригодился его опыт, полученный еще во время обучения в Академии – в то время он был учеником одного из выдающихся русский литейщиков Екимова, а к моменту создания "Укротителей" уже успел возглавить весь Литейный Двор. Увидев первые заготовки из бронзы император сказал скульптору, что они вышли даже лучше, чем жеребцы выглядели на самом деле.

20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста после реконструкции, на которое петербуржцы шли буквально толпами. Но тогда жители не увидели истинной красоты работы Клодта – Николай I решил подарить две скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, и вместо них были установлены раскрашенные гипсовые копии. Спустя три года копии были изготовлены повторно, но долго тоже не продержались – на этот раз их счастливым обладателем стал "король обеих Сицилий" Фердинанд II. Лишь в 1850 году гипсовые копии окончательно исчезли с моста, и их место заняли бронзовые фигуры.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник Ивану Крылову

Жизнь знаменитого баснописца практически неразрывно связана с Петербургом – он прожил в городе почти шестьдесят лет, редко выезжая за его пределы. Его смерть в 1844 стала народной трагедией, и через год была объявлена добровольная подписка, целью которой было собрать деньги на памятник знаменитому поэту. В 1849 году проект Клодта побеждает в открытом конкурсе. Первоначальные эскизы предполагали создание практически античного образа поэта, но скульптор пошел на смелый шаг – он отказался от господствовавших в то время идей воплощения идеалистических образов, и захотел изобразить поэта максимально точно, в естественной обстановке. По словам современников, ему удалось добиться практически портретного сходства с оригиналом. По периметру пьедестала скульптор расположил животных – героев басен Крылова. Памятник и по сей день украшает Летний сад Петербурга.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник князю Владимиру Киевскому

В 1833 году скульптор В. Демут-Малиновский работал над проектом памятника князю Владимиру Киевскому - инициатору крещения Руси в 988. Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств. По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие. В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. Тон, спроектировавший постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле. В то время Клодт руководил литейным двором академии художеств и ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника. При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели. Оценить эти различия невозможно, так как сравнить эскизный проект с памятником не представляется возможным: эскизная модель не сохранилась. Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения. Скульптор сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев, и очень удачно выбрал место для неё: она вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Памятник Николаю I

Памятник противоречивому, но выдающемуся императору был заложен спустя год после его смерти – в 1856 году. Это был изначально сложный проект, над которым должны были трудиться несколько скульпторов, но самая ответственная работа – воплощение фигуры государя – была поручена Клодту. Успешно справиться с задачей ему удалось только со второго раза – во время первой попытки форма скульптуры не выдержала, и расплавленная бронза вытекла наружу. Наследник Николая, Александр II позволил скульптору совершить вторичную отливку, которая оказалась успешной. Для того, чтобы вывезти скульптуру за пределы Императорской Академии художеств, где она отливалась, потребовалось сломать стены: настолько велики были ее размеры. 25 июня 1859 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II . Современники поражались невиданному доселе достижению: Клодту удалось добиться того, что скульптура всадника опиралась всего на две точки опоры, на задние ноги коня! В Европе такой памятник был поставлен впервые, единственным более ранним примером такого воплощения чуда инженерной мысли был американский памятник президенту Эндрю Джексону в столице США. После октябрьского переворота 1917 года неоднократно ставился вопрос о демонтаже памятника как наследия царского режима, но художественный гений Клодта спас монумент от разрушения: благодаря уникальности системы всего двух опор он был признан чудом инженерной мысли и сохранен.

С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых знаменитых и красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт -Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Я там был, ссылка на пост ниже.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе. О них у меня есть отдельный пост.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивление всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

И не зря - мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков фашисткого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста))) тогда...

И сейчас... обратите внимания, раньше мост называли не АничКОВ, а АничКИН или АничКОВСКИЙ. На открытках выше в подписях это видно.

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет))) впрочем вру. Не называют его так... шутка.

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

Инфа и ряд картин и гравюр (С) интернет, Википедия и другие места интернета.