Формы поведения человека экстремальных ситуациях. Борис чувин - человек в экстремальной ситуации Типы поведения человека в экстремальных ситуациях

Экстремальная ситуация — это выходящая за рамки «обычной» ситуация, требующая от человека повышенной концентрации физических и (или) эмоциональных усилий, с возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности человека, иначе говоря, это ситуация, в которой человеку дискомфортно (несвойственная ему ситуация).

Признаки экстремальной ситуации

1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей.

2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение.

3. Существенное изменение обычной (привычной, иногда даже напряженной или сложной) ситуации, параметров деятельности или поведения, т. е. выход за рамки «обычного».

Таким образом, одним из основных признаков экстремальной ситуации служат непреодолимые препятствия к осуществлению, которые можно рассматривать как непосредственную угрозу реализации поставленной цели или задуманного действия.

В экстремальной ситуации человеку противостоит среда, и поэтому ее следует рассматривать в соответствии с обстановкой, для которой характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Экстремальные ситуации связаны с заметно и резко меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Поведение человека в экстремальных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. Поведение человека доводится до автоматизма, поэтому расход психофизических и физических сил в таких ситуациях сведен к минимуму. Иное дело экстремальные ситуации. Они требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах:

20 стр., 9551 слов

Уровень стрессоустойчивости будет низким, человек не сможет быстро адаптироваться к резким изменениям ситуации спортивной деятельности. Спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта более склонны к... его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Что в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования...

О внешних условиях;

О своих внутренних состояниях;

О результатах своих собственных действий.

Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты этой обработки влияют на поведение личности в экстремальной ситуации. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности человека. И если эта активность не приносит ожидаемого улучшения положения, человека захлестывают отрицательные эмоции разной силы. Роль эмоций в экстремальной ситуации различна. Эмоции могут выступать и как индикатор экстремальности и как оценка ситуации, и как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. И в то же время необходимо помнить, что эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации.

Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными составляющими. Так:

— объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности; могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации;
— человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой, которая может привести к непредсказуемым последствиям;

— оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения, он уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

— ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

3 стр., 1332 слов

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не...

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение. Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию — психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому, адекватному сложившейся обстановке.
Формы напряженности.

— перцептивная (возникающая при затруднениях в восприятии);

— интеллектуальная (когда человек затрудняется решить возникшую проблему);

— эмоциональная (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

— волевая (когда человек не может управлять собой);

— мотивационная (связанная с борьбой мотивов, различных точек зрения).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активности и значительные траты нервно-психической энергии. Уровни психической напряженности у различных людей могут быть различными, что связано в первую очередь с психической устойчивостью человека.

Основные правила поведения в экстремальной ситуации

Причин возникновения различного рода сложных и порой экстремальных ситуаций много. Первая из них — опасные природные явления . Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, ураганы, смерчи, наводнения, снежные лавины, оползни, сели, карсты, сильные заморозки и др. часть из них представляют собой внезапные и кратковременные события (землетрясения, оползни, лавины, обвалы, карстовые провалы, смерчи), приносящие большие материальные потери и человеческие жертвы.

Вторая — заболевания и повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи; резкое изменение погодных условий ; вынужденное автономное существование; смена климатогеографических условий. В этих случаях успех выживания зависит от умения действовать в экстремальных условиях, а также от оснащенности, экипировки, психической устойчивости и физической подготовленности. Нужно ещё знать, как защититься от палящего солнца и ледяной стужи, отыскать и добыть воду, распознать съедобные растения, оказать помощь раненому или больному и многое другое.

Третья — самая распространённая ситуация — потеря ориентировки. Первое — это может произойти с участником похода при отставании от группы. Если впереди на маршруте есть развилка троп или дорог, то задержавшийся участник стоит перед выбором: по какой из них догонять группу. В случае неправильного выбора он может уйти в сторону от маршрута.

Второе — самовольный выход с места привала без предупреждения руководителя или кого-то из членов группы.

Возможно и третье — по какой-то причине группа разделена на две части, следующие до пункта сбора по разным маршрутам. В случае слабого знания этого маршрута, обхода сложного участка, часть группы может потерять ориентировку или опоздать к месту встречи и вызвать тем самым поисковые работы.

Основное условие, определяющее возможность выживания, — настрой человека (группы) на благополучное разрешение проблемы, желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему ещё много нужно сделать.

Порядок анализа ситуации.

Основное условие, определяющее успех выживания (или ги­бель) — настрой человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обя­зательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

От правильных, обдуманных, отработанных до автоматизма действий зависит благополучный исход, а зачастую и жизнь чело­века (группы), попавшего в ситуацию вынужденного автономно­го существования.

Первое, что при этом, — постараться ус­покоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опас­ность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых нео­бдуманных действий.

Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию вер­ных решений. Первые поступки под воздействием эмоций диктуются инстин­ктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Опас­ность надо постараться воспринять по частям, определив первоочередные из них и перспективные (которые возможно наступят, если…).

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее разви­тие не всегда можно прогнозировать. Поэтому порядок действий в таких от конкретной обстановки. Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему перво­очередных действий потерпевших бедствие.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему перво­очередных действий потерпевших бедствие (схема 1).

Правила поведения
1. Перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место 2. Покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования
3. Оказать пострадавшим первую медицинскую помощь
4. Сорентироваться на местности и уточнить свое местоположение 5. При неблагоприятных климатических условиях соорудить Временное укрытие.

Схема 2. Первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе

Как в аварийных, так и в экстремальных ситуациях в условиях природной среды первоочередные действия должны быть направ­лены на оказание пострадавшим, затем на устранение угрожающего фактора или быстрый уход от него.

Параллельно с оказанием медицинской помощи надо при­ступить к строительству простейшего временного убежища, спо­собного защитить пострадавших от ветра, снега, дождя или па­лящего солнца. Переохлаждение или чрезмерный перегрев орга­низма могут значительно усложнить ситуацию. Тогда придется вдобавок ко всем имеющимся трудностям заниматься устране­нием последствий переохлаждения и перегрева (отморожения, общее переохлаждение, тепловые и солнечные удары).

В экстре­мальных ситуациях это только усугубит положение пострадавших. Особое внимание при этом следует уделить раненым, ослабев­шим, женщинам и детям. Не следует забывать, что усугубление ситуации может произойти ивследствие резких изменений погоды. Поэтому надо постоянно сле­дить за ее состоянием и предугадывать возможности ее изменения. С этой же целью производится осмотр внешнего вида, приве­дение в порядок своей одежды и обуви. В экстремальной ситуации при невозможности получения помощи извне важно сохранить имеющиеся на себе вещи, так как от этого зависит в дальнейшем нормальная жизнедеятельность. Нужно всеми силами стараться сохранить теплоресурсы в холодное время и внутренние запас воды в жару. Если одежда нуждается в ремонте, это стоит произвести незамедлительно. Следует позаботиться о людях, не имеющих достаточно одежды для предохранения от холода и жары, по возможности равномерно распределить ее между всеми пострадавшими. При недостатке одежды в холодное время необходимо использовать имеющееся имущество, способное предохранить от холода. Все должны знать: защита организма от холода в первую очередь скажется на экономии продуктов питания. После этого собирают в одно место все потерянные при выходе в безопасное место вещи, предметы снаряжения (на первый взгляд, может быть, и ненужные), которые могут пригодиться и в аварийной ситуации. Их сортируют, отделив необходимое, в пер­вую очередь и временно невостребованное, упаковывают или ак­куратно складывают в безопасном месте. Все вещи, снаряжение и личное имущество, вплоть до предме­тов личной гигиены, в экстремальной ситуации переходят в раз­ряд общественных и используются для удовлетворения потреб­ностей всех пострадавших. Собираются в единый запас и все продук­ты питания, и имеющиеся запасы воды, образуя неприкосновенный запас. Назначаются ответственные за сохранность вещей, снаря­жения, продуктов. Самовольное их использование категорически запрещается. После этого возникает естественный вопрос: что де­лать дальше?

Составление плана действий при принятии решения к движению.

Для принятия решения о дальнейших действиях нужно оце­нить реально сложившуюся обстановку и ответить на следующие вопросы.

1. Если ваше местоположение неизвестно, то придержива­лись ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута.

2. Хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?

3. Имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?

4. Способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасатель­ных самолетов и вертолетов?

5. Пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?

6. Знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то, как близко вы находитесь от какого-либо населенного пункта? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом? Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребует­ся для выхода к этому населенному пункту?

7. Смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранения­ми, требующие немедленной медицинской помощи?

8. Располагаете ли вы достаточным количеством вещей и сна­ряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спич­ки и т. д.

9. Какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцени­те ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в без­людной местности после того, как израсходуете свои неприкос­новенные запасы?

10. Что вам известно о том, как нужно выживать в тех природ­ных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, оставайтесь на месте трое суток.

Существует два варианта принятий решений : оставаться на месте аварии и ждать помощи или попытаться добраться до ближайше­го населенного пункта.

Решение об уходе с места происшествия принимают в тех случа­ях, когда:

— нет уверенности, что о происшествии знают в точке выхода (вылета) группы;

— точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть;

— возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, раз­лом ледяного поля, наводнение и т. п. ;

— люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

— в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: оставить записку, выложить стрелку, сделать заруб­ки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Перед выходом следует произвести тщательную разведку, опре­делить направление выхода, упаковать и приготовить для перенос­ки все необходимое (может быть, даже и огонь, если нет спичек).

Приняв решение об уходе с места происшествия, необходимо придерживаться определенных правил (схема 3)

Схема 4. Порядок действий при принятии решения оставаться на месте происшествия и последовательность их выполнения.

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опаснос­тей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопле­ния и т. д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возмож­ностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного коли­чества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и спо­собностей. Как видно, здесь действия производятся так же, как в обычной туристской группе. Тогда понятно, что надо выделить людей, ответственных за строительство жилища, добычу и поиск пищи, разведение, поддержание огня и приготовление горячей пищи, оказание медицинской помощи и т. д.

При этом непременное условие — каждый должен иметь пору­чение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выжи­вания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необ­ходимо прилагать усилия (а иногда и немалые) для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участни­ка в отдельности. Непременным условием благополучных действий группы в экс­тремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способ­ный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания — турист, охотник, геолог. При умелом руководстве группа избавится от таких отрица­тельных проявлений человеческого поведения, как паника, рас­терянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в дей­ствиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих до­полнительных к существующим неприятностей. При аварии транспортного средства в группе могут оказаться совершенно разные люди. Однако даже у членов туристской груп­пы, попавшей в экстремальную ситуацию, могут проявиться ра­нее неизвестные качества. При определяющей роли руководителя многое зависит и от членов группы. Терпимость к слабостям или раздражению окружающих, способность первым пойти на при­мирение помогут избежать конфликтов, разрушающих единство группы. Хотя существуют и конфликты созидающие, дающие воз­можность найти наилучшее решение какой-то проблемы. В экстре­мальной ситуации, когда нервы у всех на пределе, как правило, возникают конфликты разрушающие. Единоначалие руководителя не означает отказа от совета с чле­нами группы по каким-либо вопросам. Умение выслушать их — большое достоинство руководителя. Но, не соглашаясь с довода­ми собеседников, он должен аргументировано объяснить причи­ну принятия собственного решения.

Список литературы

1. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. — М.: Академия, 2011. — 240 с.
2. Маслов, А.Г., Константинов, Ю.С., Латчук, В.Н. Способы автономного выживания человека в природе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук. — 2-е изд., стер.- М., 2005. — 304 с.
3. Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студ. вузов / С.С. Соловьев. — М.: Академия, 2008. — 288 с.

4. Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. — М.: Физическая культура, 2009.

Навигация записи

Людей всегда интересовало то, что лежит за пределами обычного восприятия, то, что недоступно для большинства. Однако вместе с интересом присутствовал и страх из-за отсутствия достоверной информации и неизвестности. С недавних пор паранормальные или необычные способности людей стали предметом социальных и научных исследований, обывательских пересудов и газетных публикаций. Что же это за способности? Откуда они берутся?
Несмотря на то, что человеческий организм уже хорошо изучен медиками и учеными, все же остаются загадки, которые неподвластны нашему пониманию. Известно множество удивительных случаев, произошедших с обычными людьми и опубликованных в прессе. Некоторые события просто нельзя объяснить при помощи современной науки.


Так, пожалуй, самый известный случай произошел, когда мама гуляла со своим маленьким сыном и отвлеклась. Ребенок выбежал на дорогу, и попал под машину. Увидев эту картину, мама малыша бросилась ему на помощь и приподняла машину. Именно этот случай в наше время чаще всего описывается учеными как доказательство того, что организм человека обладает скрытыми способностями.

Еще один довольно известный случай произошел во время войны. У летчика из-за попавшего в механизм болта заклинило рулевое управление. Под страхом смерти летчик стал со всей силы тянуть ручку и чудом смог выправить самолет. После приземления механики тщательно осмотрели управление, и нашли срезанный болт. В результате проведенной экспертизы, выяснилось, что для того чтобы срезать подобный болт потребовалось бы усилие 500 килограмм.

Один мужчина прогуливался по лесу и случайно наткнулся на спящего медведя. Со страху он схватил бревно, лежащее рядом и бросился бежать в сторону близлежащей деревни. Когда опасность миновала, он бросил на землю бревно, отдышался и оглядел его. Это оказался огромный ствол дерева, которой он потом не смог один оттащить с дороги. Мужчина даже не смог объяснить самому себе - зачем он схватил это бревно.




Но такие невероятные истории случаются не только когда речь идет о собственном спасении.

Есть и другой случай. Когда ребенок вывалился из окна 7 этажа, его мать успела схватить одной рукой, а другой сама держалась за кирпич карниза, причем только двумя пальцами - указательным и средним. Держалась она так до приезда спасателей, который потом с трудом разжали ее пальцы.

70 летняя женщина 13 километров пронесла на спине своего 40 летнего сына, попавшего в аварию, ни разу не останавливаясь и не опуская его на землю.

Некоторые исследователи утверждают, что человек пользуется своими способностями лишь на 10%. И это относится как к телу, так и к мозгу.

Удивительную способность демонстрировал врач гипнолог Вуль — он обладал способностью внушать на расстоянии. Вуль посылал письмо по почте, в котором его почерком было написано слово: «Спать!» Если до этого пациент бывал уже на приеме этого врача, то при получении письма он сразу же погружался в сон.

Поразительной способностью обладал эстрадный артист из Франции Мишель Лотито — он может съесть все, что увидит. Когда он был еще ребенком, он «съел» телевизор, а с 15-ти лет начал за деньги развлекать народ, поедая резину, стекло и металл. За то, что Мишель съел самолет (правда на его поедание ушло около 2-х лет), его внесли в книгу рекордов Гиннеса. Биолог К. Ричардсон может провести в клетке со львами, целую ночь. По неизвестным причинам львы принимают Ричардсона за своего. Тай Нгок из Вьетнама с 1973 года вообще не спит — это началось после того как он переболел лихорадкой.


Феномен Моники Техада.

Подобных необъяснимых феноменов в нашем мире множество. Удивительный феномен ученым демонстрирует Моника Техада из Испании. Под ее пристальным взглядом гнутся даже предметы из металла.

Никаких фокусов тут нет. В стеклянный запаянный сосуд ученые помещали стальную проволоку. Однако Монике это не мешало изогнуть твердую нить в форму динозавра с закрытой пастью. Приборы во время этого процесса зафиксировали повышение температуры тела девочки и снижение ее кровяного давления. Это сочетание приводит врачей в тупик. При этом электроэнцефалограф показывал характерные для спящего человека биотоки. У Моники есть еще один дар — она может диагностировать заболевания.

В штате Нью-Джерси на окраине Трентона в 40-е годы жил 90-летний старик по имени Ал Херпин. В его лачуге не было ни топчана, ни кровати — за всю свою жизнь Ал Херпин ни разу не спал. Старик, доживший до такого возраста, пережил врачей, которые его обследовали. Аппетит и здоровье Ал Херпина были хорошими, умственные способности средними. Конечно, после дневного труда он уставал, но спать не мог. Старик просто садился в кресло и читал, пока не чувствовал себя отдохнувшим. После восстановления физических сил, он вновь принимался за работу. Объяснить хроническую бессонницу своего пациента врачи так и не смогли, как не смогли объяснить и источник его долголетия.

Известен случай, который произошел в одной российской деревушке. Там жила старая больная женщина по имени Матрена. Она плохо слышала, не видела и почти не ходила. Однажды ночью ее дом загорелся. Вся деревня сбежалась на пожар. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как эта старушка перелезает через высокий забор. Причем в руках она держала большой сундук, который позже не могли поднять несколько мужчин. Где же границы человеческих возможностей? И есть ли они вообще?


В Мехико на Олимпийских играх в 1968 году легкоатлет по имени Роберт Бимон смог прыгнуть почти на 9 метров. Конечно, это кажется невозможным, однако рекорд Роберта был побит. А рекорд, который был установлен в 500 году до нашей эры в Древней Греции, выглядит совершенно фантастическим — атлет Фаил тогда прыгнул почти на 17 метров в длину.

В Нью-Йорке в 1935 году родился абсолютно нормальный на вид ребенок. Однако прожил он лишь 26 дней. После вскрытия выяснилось, что у ребенка отсутствовал мозг. Хотя известно, что даже самое незначительное повреждение коры головного мозга может привести к смерти.

То, что в мире существуют люди, живущие с посторонними предметами в организме, никого сейчас не удивляет. Но вот случай, произошедший в одной из больниц Нью-Йорка, кажется просто невероятным. В больницу обратился человек с легким недомоганием. Врачи провели обследование и обнаружили в его теле более 250 предметов. Только ключей в теле пациента оказалось 26 штук. О том, откуда в его теле столько предметов, человек не рассказал.

Не менее поразительный случай произошел с 12-летним российским мальчиком, который обратился в больницу одного маленького городка с жалобами на головокружение и слабость. При осмотре врачи обнаружили в области сердца пулевое ранение. Неизвестно, как мальчик получил подобное ранение, а самое главное — как выжил после этого. Рентген установил, что пуля находится в солнечной артерии. Мальчика срочно отправили в Москву, где пулю и извлекли из организма. Она совершила невероятное путешествие в теле — пробила легкое и попала в сердце, вытолкнувшее ее в аорту. По сосуду пуля двигалась до тех пор, пока не попала в солнечную артерию.


Знаменитый психиатр и невропатолог Чезаре Ломброзо обладал весьма солидной репутацией в научном мире. В своей книге «А что после смерти» он рассказал случай, произошедший с 14-летней девочкой. Она ослепла, но при этом у нее появилась абсолютно новая и поразительная способность видеть.

Доктором Ломброзо были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что девочка видит мочкой левого уха и носом. Чтобы исключить малейшую возможность участия глаз девочки, при проведении эксперимента врачи закрывали их повязкой так, чтобы подглядывание полностью исключалось. Однако, несмотря на принятые меры, девочка с легкостью читала с завязанными глазами и прекрасно различала цвета.

Когда рядом с мочкой уха вспыхивал яркий свет, она моргала, а когда врач хотел поднести палец к кончику ее носа, она отскочила с криками, что он хочет ее ослепить. Произошло поразительное перемещение органов чувств, которое затронуло не только зрение. Когда экспериментатор поднес раствор нашатырного спирта к носу девочки, она не отреагировала. Но как только он поднес раствор к подбородку, она дернулась от боли. Она различала запахи подбородком.

Надо сказать, что некоторые люди умеют полностью контролировать способности своего организма. К таким относятся в первую очередь индийские йоги. Наверно, самой поразительной способностью йогов является то, что они умеют останавливать биение собственного сердца. Йоги могут вводить себя в состояние «смерти» — работа сердца и дыхание замедляются, и иные процессы жизнедеятельности останавливаются.


Йог может достаточно долго находиться в таком состоянии. Так какие же силы скрыты в человеке? Исходя из вышесказанного, можно предположить, что возможности человеческого организма безграничны. Нужно только научиться их контролировать.

Бриллиантовые слёзы

Женщина по имени Ханума, живущая в Африке, получила прозвище «бриллиантовая» своим необычным способностям плакать алмазами. С детства Ханума не плакала. Первый раз это случилось в девять лет, когда девочка первый раз чистила лук. Каково же было удивление родителей девочки, когда из её глаз начали падать твёрдые кристаллики вместо слёз.

Папа девочки был ювелиром и подвергнув маленькие кристаллы без труда определил, что они являются настоящими алмазами. Родители решили держать в тайне необычные способности Ханумы и папа использовал кристаллы дочери для изготовления ювелирных украшений, пользовавшихся большим спросом. Один из клиентов заподозрил неладное и сдал бриллиант на экспертизу, в результате которой выяснилось, что камень имеет органическое происхождение. Девочка стала знаменита на весь мир. Но учёным так и не удалось до сих пор раскрыть тайну бриллиантовых слёз.

Человек — лёд

Не чувствителен к любому холоду житель Голландии Вим Хоф. Благодаря своим необычным способностям голландец покорял горные вершины в одном нижнем белье, плавал длительное время в ледяной воде и совершал много подобных подвигов.


Врачи проводили обследования организма удивительного человека, но результаты исследований не показали никаких отклонений от нормы в организме Вима после холодных процедур. Необычные способности голландца позволяют ему комфортно себя чувствовать в тех условиях, которые для любого другого человека окажутся смертельными.

«Вечный двигатель»

Малыш, по имени Рет Ламба, которому три года, ещё ни разу в жизни не спал. Он бодрствует круглые сутки. Родители Рета конечно, не в восторге от таких способностей сына, но больше всего их беспокоил вопрос здоровья ребёнка. Однако, как показали неоднократные медицинские обследования, отсутствие сна никак не сказывается на здоровье Рета, мальчик абсолютно здоров.

Последние исследования немного прояснили картину. Оказалось, что мозг и нервная система удивительного ребёнка устроены особым образом, благодаря чему мальчик не нуждается в сне, его мозг отдыхает во время бодрствования.

Человек — рептилия

Истории известны случаи, когда люди имели способность заменять свой кожный покров на новый, так же, как это делают рептилии. Родившийся в 1851 году в штате Миссури С. Баскирк уже в детстве начал менять кожу. Самое удивительное, что происходило это всегда в один день - 27 июня. Кожа начинала грубеть, а потом отваливалась большими кусками. С рук и с ног она слезала подобно перчаткам или носкам.


После того, как с него спадала старая кожа, можно было на её месте наблюдать молодую розовую и нежную кожу, наподобие той, которую имеют новорождённые младенцы. За несколько лет господин Баскирк собрал «кожанную» коллекцию.

Светящаяся пациентка

Страдавшая от астмы Анна Монаро, в 1934 году стала похожа на люминесцентную лампу. Во время болезни от её груди исходило голубоватое свечение. Этот феномен длился несколько недель и был задокументирован врачами. Иногда цвет свечения менялся на красный и зелёный. Объяснения этому явлению дать никто так и не смог.

Один психиатр предположил, что «явление вызвано электрическими и магнетическими организмами, которые получили достаточно сильное развитие в теле этой женщины и посему испускают сияние», — другими словами, еще один способ сказать: «Я не знаю». Другой врач предложил теорию электромагнитной радиации, связав ее с определенными химическими компонентами, находящимися в коже больной, что было близко к модной тогда теории биолюминесценции.

Доктор Протти, который сделал пространное заявление относительно своих наблюдений над синьорой Монаро, предположил, что ее слабое здоровье вместе с голоданием и набожностью увеличили количество сульфидов в крови. Человеческая кровь испускает лучи в ультрафиолетовом диапазоне, а сульфиды можно заставить люминесцировать ультрафиолетовым облучением,— это и объясняет сияние, исходящее от груди синьоры Монаро («Таймc», 5 мая 1934 г.).


Анна Монаро

Предложенная теория не объясняла странной периодичности или локализации синеватых вспышек, и вскоре сбитые с толку исследователи окончательно умолкли.

Книга Гулда и Пайла «Аномалии и курьезы в медицине» за 1937 год описывает случай с женщиной, страдавшей раком молочной железы. Исходящий из больного участка груди свет был достаточен для того, чтобы увидеть циферблат часов, находившихся на расстоянии нескольких футов...

В книге Хэреварда Каррингтона «Смерть: ее причины и связанные с ней явления» есть упоминание о ребенке, умершем от несварения желудка. После смерти тело мальчика стало испускать голубоватое сияние и распространять тепло. Попытки погасить это сияние ни к чему не привели, но вскоре оно прекратилось само по себе. Когда тело подняли с кровати, обнаружилось, что простыня под ним обожжена... Единственный случай излучения света практически здоровым человеком (не считая, конечно, святых) описан в журнале «Английский механик» от 24 сентября 1869 г.:

«Одна американка, ложась спать, обнаружила свечение верхней части четвертого пальца ее правой ноги. Когда она терла ногу, свечение увеличивалось и какая-то неведомая сила раздвигала пальцы на ней. От ноги исходило зловоние, и как светоизлучение, так и запах не прекращались даже тогда, когда нога была погружена в таз с водой. Даже мыло не могло погасить или уменьшить свечения. Длилось это явление три четверти часа, и наблюдал его муж этой женщины».

Церковь относится к феномену «людей-светляков» одобрительно. Папа Бенедикт ХIV писал: «...Следует признать фактом - наличие естественного пламени, которое иногда становится видимым вокруг человеческой головы, и также похоже на правду, что иногда от всего тела человека может исходить огонь, однако не как костер, устремляющийся кверху, а скорее в виде искр, летящих во все стороны».

Люди — молнии

Организм обычного человека способен генерировать в небольших количествах, но не накапливать электричество. Однако, существуют люди, необычные способности которых заключаются в том, что они могут накапливать электричество в себе, а при удобном случае сбрасывать его на окружающие объекты.

Так, например, в журнале «Предикшн» была опубликована статья в 1953 году, в которой рассказывалось о младенце, ударившем электрическим током врачей. В течение ещё целых суток он сохранял в себе напряжение и был опасен для окружающих.

Но бывает и так, что необычные способности просыпаются в людях лишь с возрастом. Китайский рабочий в 1988 году начал замечать в своём теле какие-то изменения, но не мог понять, что это, до тех пор, пока нечаянно не ударил током своего коллегу, свалив его разрядом с ног.


Риф Мухарянов - один из тех людей, которые смогли выжить после удара молнии.

В далеком 1965, в Рифа ударила шаровая молния, и он чудом остался жив. Со временем, он начал видеть странные сны, которые вскоре начали сбываться - у него начали просыпаться экстрасенсорные способности.

Когда он совсем оправился от болезни, тяжело заболел его хороший друг. Врачи не знали что делать, и лишь разводили руками, и именно тогда Риф решил воспользоваться своими новыми возможностями. Буквально через две недели друг крепко стоял на ногах.

Живой магнит

Существуют и люди, обладающие магнетизмом. Самый удивительный случай проявления магнетических способностей - случай американца Френка Маккинстри. Его тело притягивалось к земле. Особенно сильно магнетизм проявлял себя по утрам. Френку приходилось передвигаться очень быстро, без остановок, потому, что его тело прилипало к земле, остановись он на пару секунд, и тогда без посторонней помощи мужчина уже не мог продолжить движения.


Зачастую люди не догадываются о том, что имеют какие-то необычные способности. Жительница Германии Эрика Цур Стринберг обнаружила магнетические способности своего организма после просмотра телепередачи, в которой рассказывали о магнетизме россиянки, Натальи Петрасовой.

Ради интереса немка приложила к груди ложку и та «прилипла» к женщине. Затем Эрика повесили на себя почти все столовые приборы, чтобы удостовериться в наличии необычной способности.

Необычные способности ещё предстоит разгадать

Многие учёные сходятся во мнении, что такого рода способности потенциально заложены в каждом человеке, но проявляются они лишь в экстремальных ситуациях или после тяжёлых жизненных потрясений. Примером этой гипотезы служит предсказательница Ванга, которая потеряв зрение обрела способность к предвидению будущего, настоящего людей и их прошлого.

Так же знаменитый немецкий ясновидящий Вольф Мессинг стал обладателем своих необычных способностей после того, как пробыл долгое время в состоянии клинической смерти. Случилось это, когда Мессингу было одиннадцать лет.


Известно множество случаев, когда люди выйдя из клинической смерти, обретали способность читать мысли, разговаривать на неизвестных им ранее или даже мёртвых языках. Удивительный случай произошёл с лётчиком-полярником Григорием Поповым. Занимаясь ремонтом самолёта, Григорий услышал позади себя какой-то шорох, обернувшись, он увидел белого медведя - одного из самых опасных хищников. Лётчик не успел ничего понять, как уже оказался на двухметровой высоте - на крыле самолёта. Забрался он туда одним прыжком.

Существуют ли у каждого человека какие-то потаённые способности или ими обладают только исключительные личности? Для чего даны им эти способности, имеют ли эти люди какое-то предназначение свыше? Современная наука не способна дать ответы на поставленные вопросы, так как они лежат в плоскости, которая пока не входит в сферу серьёзных научных исследований.

Понятие экстремальной ситуации и общие признаки экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация - это выходящая за рамки «обычной» ситуация, требующая от человека повышенной концентрации физических и (или) эмоциональных усилий, с возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности человека, иначе говоря, это ситуация, в которой человеку дискомфортно (несвойственная ему ситуация).

Признаки экстремальной ситуации

1. Наличие непреодолимых трудностей, осознание угрозы или непреодолимого препятствия на пути реализации каких-либо конкретных целей.

2. Состояние психической напряженности и различные реакции человека на экстремальность окружающей обстановки, преодоление которой имеет для него большое значение.

3. Существенное изменение обычной (привычной, иногда даже напряженной или сложной) ситуации, параметров деятельности или поведения, т. е. выход за рамки «обычного».

Таким образом, одним из основных признаков экстремальной ситуации служат непреодолимые препятствия к осуществлению, которые можно рассматривать как непосредственную угрозу реализации поставленной цели или задуманного действия.

В экстремальной ситуации человеку противостоит среда, и поэтому ее следует рассматривать в соответствии с обстановкой, для которой характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Экстремальные ситуации связаны с заметно и резко меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Поведение человека в экстремальных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. Поведение человека доводится до автоматизма, поэтому расход психофизических и физических сил в таких ситуациях сведен к минимуму. Иное дело экстремальные ситуации. Они требуют от человека мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, получает информацию о разных ее элементах:

О внешних условиях;

О своих внутренних состояниях;

О результатах своих собственных действий.

Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты этой обработки влияют на поведение личности в экстремальной ситуации. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности человека. И если эта активность не приносит ожидаемого улучшения положения, человека захлестывают отрицательные эмоции разной силы. Роль эмоций в экстремальной ситуации различна. Эмоции могут выступать и как индикатор экстремальности и как оценка ситуации, и как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. И в то же время необходимо помнить, что эмоциональные переживания представляют собой один из важных факторов поведения человека в экстремальной ситуации.

Как правило, экстремальная ситуация порождается объективными причинами, но ее экстремальность в значительной степени определяется субъективными составляющими. Так:

Объективной угрозы может и не быть, но человек или группа людей ошибочно воспринимают сложившуюся ситуацию как экстремальную. Чаще всего это происходит из-за неподготовленности или искаженного восприятия окружающей действительности; могут, однако, существовать и реальные объективные факторы угрозы, но человек не знает об их существовании и не осознает возникшей экстремальной ситуации;
- человек может осознать экстремальность ситуации, но оценивать ее как незначимую, что само по себе уже является трагической ошибкой, которая может привести к непредсказуемым последствиям;

Оказавшись в экстремальной ситуации и не находя выхода из создавшегося положения, потеряв веру в возможность ее разрешения, он уходит от реальности посредством активизации механизмов психологической защиты;

Ситуация может быть объективно экстремальной, но наличие знаний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов.

Таким образом, человек реагирует на экстремальную ситуацию в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает ее значение. Существует и еще одна специфическая реакция человека на экстремальную ситуацию - психическая напряженность. Это психическое состояние человека в экстремальной ситуации, с помощью которого человек как бы подготавливается к переходу от одного психофизического состояния к другому, адекватному сложившейся обстановке.
Формы напряженности.

Перцептивная (возникающая при затруднениях в восприятии);

Интеллектуальная (когда человек затрудняется решить возникшую проблему);

Эмоциональная (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

Волевая (когда человек не может управлять собой);

Мотивационная (связанная с борьбой мотивов, различных точек зрения).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активности и значительные траты нервно-психической энергии. Уровни психической напряженности у различных людей могут быть различными, что связано в первую очередь с психической устойчивостью человека.

Рецензенты:

В.К. Решетняк – доктор медицинских наук, профессор, директор научно-учебного медицинского Центра при Управлении делами Президента РФ, М.Л. Кукушкин – доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией патофизиологии боли, НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН; В.М. Татарников – кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы, преподаватель медицины катастроф

Консультанты:

Б.Н. Павлов – доктор биологических наук, профессор, зав. лабораторией проблем гипербарии Института медико-биологических проблем РАН; Г.И. Самарин – кандидат медицинских наук, зав. лабораторией разработки и реализации медико-биологических программ Института медико-биологических проблем РАН

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

В основе всех катастроф нынешней цивилизации лежит низкая нравственная и научная культура общества, пренебрегающего древними моральными кодексами совести, чести, стыда и добра.

В. Ягодинский

Земля, как планета солнечной системы, существует около 5 млрд лет. Жизнь, как явление, возникнув на Земле почти 4 млрд лет назад, прошла сложный и долгий путь эволюции. Но долгий – это в нашем, человеческом понимании. В космических масштабах 4 млрд лет – короткий промежуток, «мгновение», по сравнению с вечностью...

И все же этого «мгновения» оказалось достаточно, чтобы пройти путь от первоклетки до мыслящей материи, способной создать цивилизацию.

Феномен жизни в космических масштабах вряд ли ограничен нашей планетой, хотя до сегодняшнего дня следов внеземной жизни в Космосе и на Земле не обнаружено. Тем не менее, анализ эволюции живых систем на нашей планете говорит, что формы жизнепроявлений во Вселенной могут быть весьма разнообразны, уникальны для каждой конкретной галактики или звездно-планетной системы, и в то же время в некоторых чертах сходны в таких свойствах как стремление к организации, саморегуляции, воспроизведения, эволюции и экспансии.

Более того, появление и развитие мыслящих форм жизни не может быть результатом случайного перебора возможных комбинаций клеточных структур, способных к обработке, накоплению и передаче информации.

Весьма вероятно, что в Мироздании существует и время от времени разворачивается некая «Программа жизни», в которую встроено появление и эволюция мыслящей материи, Разума .

Во всяком случае на сегодня существует достаточно большое количество гипотез, основанных на данных палеонтологии, космологии, астрофизики, эволюционной биологии и подтверждающих вышесказанное.

Пытливого читателя можно адресовать в данном вопросе к таким выдающимся исследователям, как В.И. Вернадский, Пьер Тейяр де Шарден, Э. Шредингер, И.С. Шкловский, У. Фридман, Р. Пенроуз, В.В. Налимов, внесшим значительный вклад в формирование научного мировоззрения о происхождении Вселенной, Жизни и Разума.

И хотя настоящая книга не претендует на исчерпывающий обзор научной литературы по вопросу возникновения и эволюции жизни, хотелось бы отметить следующее: почти во всех работах вышеприведенных авторов отмечается не только уникальность существующих форм жизни, но и удивительное сочетание устойчивости защитно-приспособительных механизмов с хрупкостью, незащищенностью к воздействию тех факторов внешней среды, которые неизбежно сопровождают развитие технократически ориентированной цивилизации.

Устойчивость, стабильность, с одной стороны, и пластичность, динамика механизмов, обеспечивающих гомеостаз живой системы, с другой – именно в этом единстве двух, казалось бы, противоположных по существу процессов кроется загадка (или разгадка!) удивительной способности живых систем к эволюции, разнообразию форм и экспансии.

Разумеется, приспособительно-защитные механизмы сложных многоклеточных организмов значительно разнообразнее и «изощреннее», чем таковые у простейших, одноклеточных существ. Эти механизмы должны учитывать и согласовывать во времени и пространстве работу сотен, а то и миллиардов клеток, проявляющих себя как единое целое – организм.

Но в то же время жизнь или смерть всего организма может находиться в зависимости от адекватной реакции или, напротив, сбоя одной единственной клетки в составе этого организма.

До появления человека процесс формирования и развития биосферы на нашей планете происходил в соответствии с изначально заданными фундаментальными законами и константами Мироздания. Роль случайных факторов космического или земного происхождения, таких, как встречи с болидами, кометами и другими крупными космическими телами, извержение вулканов, землетрясения, изменение радиационного фона и т.д., несомненно вносила свою лепту в появление или исчезновение определенных видов в мире растений и животных. Но в целом, и об этом свидетельствуют данные палеонтологии, эволюция жизни на Земле «вписывалась» в определенные временные и геофизические рамки.

Животный и растительный мир планеты Земля за все время своего существования (до человека!) лишь приспосабливался к изменению условий внешней среды.

С появлением Homo Sapiens ситуация начала коренным образом меняться. Человек, используя все более совершенные орудия труда, стал активно изменять саму среду своего существования.

В своем неуемном стремлении к овладению энергией, скоростью перемещения, расширению сферы комфорта бытия и удовлетворению все возрастающих запросов к жизни человек уже подошел к той грани, за которой отчетливо просматривается реальная опасность не только самоликвидации, как вида, но и уничтожение самой колыбели жизни – планеты Земля.

Экологическая обстановка сегодня такова, что усилия отдельных, технически наиболее развитых и на первый взгляд наиболее благополучных стран (в социальном плане) недостаточны даже для того, чтобы приостановить глобальное разрушение биосферы, не говоря уже о ее восстановлении. Человеческий разум проник в тайны строения вещества, расшифровал код ДНК, близок к полной расшифровке генома человека, он создал поистине мощный аппарат познания и управления потоками вещества, энергии и информации – науки и технологии, но он оказался бессильным перед амбициями и собственными неуемными запросами человека. И даже такие организации планетарного масштаба как ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ГРИНПИС и т.д. оказались бессильными что-либо изменить в неумолимо надвигающейся катастрофе. Достаточно прочитать ежегодно публикуемые бюллетени Экологической комиссии при ООН, чтобы убедиться, что все вышесказанное – правда. При этом каждый критически мыслящий человек прекрасно понимает, что истинное положение дел гораздо хуже, чем это следует из официальных, пусть и весьма компетентных источников.

И в этом отношении наиболее тревожная обстановка складывается в России, где за последние два десятилетия гораздо больше разрушалось, чем строилось. То же самое можно сказать и о странах СНГ, входивших ранее в состав СССР.

Превышение смертности над рождаемостью, «омоложение» таких серьезнейших заболеваний как онкологические, сердечнососудистые, болезни, связанные с глубоким нарушением иммунитета и т.д. – вот далеко не полный список «болезней цивилизации».

Стрессы, связанные прежде всего с социальной неопределенностью общества, вброшенного в «эпоху дикого капитализма», приводят к быстрому нарастанию заболеваний в психической сфере. Махровым цветом расцвели наркомания, алкоголизм, не говоря уже об откровенном разгуле бандитизма, организованной преступности и прочих язвах «переходного периода». А что же дальше?.. Что ожидает уже завтра нас, наших детей и внуков? Страну и, наконец, в глобальном масштабе – все человечество?

Можно что-либо противопоставить надвигающемуся Апокалипсису?

Серьезный анализ показывает, что оказывается... еще можно . И не только можно, но и крайне необходимо ! Но возможно это станет лишь тогда, когда не отдельные профессионалы и специалисты в области социологии, экономики, политики, экологии будут иметь ясные и честно аргументированные представления о причинах развивающегося кризиса, но и каждый человек, независимо от возраста, социальной принадлежности, вероисповедания, образования или отсутствия такового.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Жизнь удивительна, и иногда, к сожалению, случаются непредвиденные ситуации. Что-то мы можем изменить, а что-то нет. Однако выход есть всегда.

Мы в сайт хотим рассказать удивительные истории, где чудо переплетается с мужеством, выдержкой людей и надеждой.

10-летняя школьница поборола крокодила голыми руками

Небывалую отвагу проявила 10-летняя школьница Джулиана Осс (Juliana Oss), отбившись от крокодила во время экскурсии по заповеднику в Орландо. Сойдя с основной тропы, чтобы ополоснуть ноги в ручье, девочка встретилась с земноводным лицом к лицу. Крокодил вцепился девочке в ногу мертвой хваткой, но она не растерялась.
«Я стала бить его по голове, но это не помогло. Но потом в голове всплыли слова инструктора, и я зажала крокодилу ноздри пальцами, ему пришлось дышать через рот. В результате мне удалось освободить ногу», - рассказывает Джулиана.

Девочке пришлось наложить 14 швов, но жизненно важные органы или кости крокодил не задел.

Сам себе хирург

Амос Уэйн Ричардс (Amos Wayne Richards) во время прогулки упал в один из каньонов Юты. Из-за падения у него была травмирована лодыжка, но ему все же удалось выбраться из каньона. Несколько дней он в поисках помощи полз по пустыне. Амос рассказывает: не поддаться панике ему помогала история Арона Ралстона, которая легла в основу фильма «127 часов».

Заметив спасательный вертолет, разыскивающий его 4-е сутки, Ричардс привлек к себе внимание вспышкой фотоаппарата, который, к счастью, оказался у него с собой. Пожилого мужчину спасли и доставили в больницу. История закончилась благополучно.

8 дней в пустыне без воды и еды

Итальянец Мауро Проспери (Mauro Prosperi), участвуя в забеге по Сахаре, выбился в лидеры . Желая сохранить свою позицию, он принял решение продолжать марафон, даже когда местность накрыла песчаная буря. Но бегун заблудился посреди одной из самых больших и опасных пустынь в мире.

«Я шел по пустыне день за днем, ловил змей и ящериц и ел их сырыми. Пил я таким же образом. Я думаю, существуют какие-то инстинкты, которые включаются в экстремальной ситуации».

Мауро спасся на 8-й день, найдя оазис кочевников. Но ему предстояло еще побороться за свою жизнь: здоровье марафонца было подорвано обезвоживанием и другими последствиями долгого пребывания в пустыне. Однако он поправился и спустя 4 года закончил свой марафон.

Мальчик, который не терял надежды

Стивен Каллахэн (Steven Callahan), яхтсмен и журналист из Америки, даже не подозревал, выходя в море для участия в гонке, что он проведет ближайшие 76 дней на воде.

Он пережил кораблекрушение и пересек Атлантический океан на надувном спасательном плоту, пытаясь выжить. На Стивена нападала акула, мимо него проплыли 9 судов, просто-напросто не заметив его плот, он отравился краской, которая попала в опреснитель воды, но все равно продолжал бороться. На 75-й день мужчина прибился к острову, а на следующий день его плот нашли рыбаки.

После пережитого испытания журналист написал мемуары, вошедшие в справочник выживания в море, а для фильма «Жизнь Пи» Каллахэн собственноручно сделал снасти, которые использовал главный герой.

«Он сделал все безупречно, - говорит Дэвид. - Я много лет путешествовал с ним по горам, и парень оказался на высоте. У нас с сыном и до этого была прочная дружба, но теперь, я даже не знаю, она прочна как гранит или бетон, если это не слишком слабое сравнение».