Функции социологии кратко и понятно самое важное. Роль социологии в жизни общества. Что будем делать с полученным материалом

Социология реализует многообразные функции, в кᴏᴛᴏᴩых пробудут ее предназначение и роль. В наиболее общем виде данные функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение данных функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Отметим, что теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в ϶ᴛᴏм мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии пробудет в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация кᴏᴛᴏᴩых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, ɥᴛᴏбы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение кᴏᴛᴏᴩых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как ϶ᴛᴏ может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии состоит по сути в том, что на базе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго в организациях формируются специальные службы социального развития, работники кᴏᴛᴏᴩых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит по сути в том, что на базе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на базе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Роль социологии в обществе

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в кᴏᴛᴏᴩом она существует, так и к студенту, кᴏᴛᴏᴩый ее изучает. В чем-то данные функции совпадают.

Не стоит забывать, что важнейшей функцией социологии, кᴏᴛᴏᴩую выполняют ученые социологи, будет познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, содержит в себе вопросы, перечисленные в первом параграфе ϶ᴛᴏй главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на базе некᴏᴛᴏᴩых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некᴏᴛᴏᴩые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Важно заметить, что одновременно побудут новые исторические вызовы и проблемы, на кᴏᴛᴏᴩые современным социологам нужно давать теоретические ответы. К примеру, И. Не стоит забывать, что валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит ϲʙᴏего статуса. <...> Я считаю, что нам, обществоведам, крайне важно полностью обновиться, ɥᴛᴏбы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <...> ...Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с позиции его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к ϶ᴛᴏму Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой — сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из кᴏᴛᴏᴩых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Стоит заметить, что она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии будут прогнозирование возможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на базе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, кᴏᴛᴏᴩый коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В ϶ᴛᴏм случае социология приобретает идеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находится в кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия — в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Не стоит забывать, что валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», — и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, кᴏᴛᴏᴩые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания тенденций развития ϲʙᴏего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии будет одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне ϶ᴛᴏт оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.

    Социология в целом – это наука ожизнедеятельности общества как совокупностивзаимодействий (социальные связи и отношения)между субъектами (соц. институтами, соц. общности, личности). Жизнедеятельность – законы становления, функционирования, развития общества.

Объект – любоеявление общественной жизни . Объектом может быть общество.Предмет исследования –субъекты общества - соц. институты, соц. общности, личности.

Связь социологии с общественными и гуманитарными науками

Социология и философии - с оциология вышла из философии. И та и другая наука изучает личность и соц. общности

Социология и история – общий объект исследования – общество. История – описывает постфактум, социология – инфактум. История описывает, но не прогнозирует. Социология анализирует и прогнозирует

Социология и политология – прогноз реакции на политич. деятельность. Очень взаимосвязаны

Социология и педагогика – изучение личности. Связь процесса социализации – воспитания личности – педагогика.

Экономика и социология – влияние экономических процессов на общество. Экономические аспекты влияют на соц. положение человека в обществе

Социология и психология – псих. – индивид. «Я», соц. - изучение «мы». Применяются психологические методики, теории

Социология и математика – социология использует для исследования свои систематические методы

Социология и правоведение – юр. нормы регулируют социальное поведение людей. Закрепляют определенные отношения внутри общества

2.Функции социологии:

    Теоретико – познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, а также связи с другими явлениями и о характере и закономерностях развития этих явлений

    Прикладная функция – конкретная социологическая информацию для решенияпрактических научных и социальных задач.

    Функция социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества. Прогнозирует тенденции общественного развития

    Гуманистическая функция – разрабатываются социальныеидеалы , программы научно-технического, соц.-экономического, соц.-культурного развития общества

    Управленческая функция – социолог разрабатывает рекомендации, которые могут быть исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений

Структура социологии

Дифференциация социологии по 3м уровням:

    Уровень фундаментальных исследований . Обществокак целостный организм , раскрытие места и роли социальных связей в нём. Формулировка основныхпринципов социологического познания, а так же основныхметодологических подходов к анализу социальных явлений

    Уровень прикладных исследований . Задача изучения актуальных, имеющихпрактическую значимость проблем.Базируется на основе существующих фундаментальных знаний

    Социальная инженерия – уровеньпрактического внедрения полученных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий

Макро-, мезо- и микросоциология:

    Макросоциология – изучается общество как целостная система, какие элементы составляют структуру общества.. блабла.Ставится акцент на характер изменений в обществе

    Мезосоциология – исследуются группы людей (классы, нации, поколения), а так же созданные людьми стабильные формы стабилизации жизни (институты)

    Микросоциология – изучается деятельность отдельного человека, его мотивы и характер действий

Теоретический и эмпирический, средний уровни познания

Связь между эмп. и теор. – средний уровень познания (Мертон ввел это понятия 1947г)

Обобщает эмпирические факты в пределах отдельных областей социологического знания (экономическая социология, социология права, семьи и др.)

Теории среднего уровня:

1. теории соц. институтов (семья, наука, образование, политика и т.д.)

2. Соц. отношений (социология малых групп, страт, слоев, классов и т.д.)

3. Специализированных соц. процессов (социология процессов дезорганизации общ-ва, конфликтов, дезорганизации общ-ва и др.)

3. Методы социологии

    Специальные социологические методы– наблюдения, анализ документов, опросы, эксперименты

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических, прямая регистрация событий очевидцем. Есть прямая цель наблюдения.

Классификации наблюдений – стандартизированное и нестандантизированное, (так же и с опросом)

    стандартизированные - события регистрируются подетально разработанной процедуре . Детально определены объект и предмет исследования, состав элементов изучаемого процесса

    не стандартизированное наблюдение. Исследователь пользуется лишьобщим планом исследования . Определен лишь объект наблюдения. Не определяются детали процесса

в зависимости от положения наблюдателя различают включенное ине включенное наблюдение

    не включенное наблюдение – исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. изучает его со стороны

    включенное наблюдение – наблюдатель в той или иной степени включен в социальный процесс и находится в прямом контакте и с изучаемыми индивидами. В зависимости от того, какое место и какую роль занимает наблюдатель в процессе, различают:

А) полное включение – когда наблюдение проводится скрытно, изнутри исследуемой группы, общности, а истинное лицо и цели наблюдателя известны только наблюдателю

Б) ситуация «участник-наблюдатель» - наблюдатель не скрывает своей роли, адаптируется к коллективу и коллектив к нему, и собирается эмпирический материал

В) «Наблюдатель – участник» - взаимодействие наблюдателя с наблюдаемыми минимально. Исследователь не скрывает своих целей, но сам процесс наблюдения носит более формальный характер

Г) Ситуация полного наблюдателя – исследователь выполняет функцию наблюдателя не взаимодействуя с участниками – схож с не включенным наблюдением. Специфика – цели и задачи исследования . Главное достоинство – метод позволяет уловить многочисленные детали исследования. Показывает ситуацию многогранной, многомерной. Метод гибок – это важно при изучении многих социальных явлений. Недостатки – субъективное влияние на результаты процесса наблюдения. Наблюдатель – человек, его личные установки могут влиять на результат

Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросом, содержание которого представляет собой проблему исследования

    Проводится по определенному плану беседа, которая предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (запись осуществляется диктофоном либо другим записывающим средством)

    ДА ЧТО ЖЕ ЭТО По технике проведения:

    1. Не стандартизированное (свободное интервью) – длительная беседа без строгой детализации вопроса

      Стандартизированное интервью – детальная разработка всей процедуры

Анкетный опрос – получение от респондентов сведения о событиях в жизни, мнениях и оценках. Респондент сам фиксирует свои ответы

Анкетные вопросы делятся на:

    Открытые анкеты, когда респонденты высказываются в свободной форме

    Закрытые опросные листы, где заранее предусмотрены варианты всех ответов

    Полузакрытые анкеты – комбинация открытых и закрытых

    Опросы по почте

    Групповое анкетирование (30-40 человек), индивидуализированное анкетирование

ЭКСПЕРИМЕНТ – вмешательство социолога в естественный ход событий. Бывают мысленные и натурные эксперименты (лабораторные и полевые). Проводятся для подтверждения научной гипотезы.

Метод анализа документов (контент-анализ). Сам контент анализ может быть двух видов:

    Качественный – интересует не то, что говорится, а как это говорится (а так же сколько эфирного времени или печатного пространства уделено кому-либо) . Например, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

    Количественный контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой информации и обработка. Здесь выявляются смысловые единицы:

    Понятия

    Тема

    Имена

    событие

Общенаучные методы социологии

    Системный принцип, - как единое целое, которое обладает определенной внутренней структурой.

    Принцип объективности – изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление должно рассматриваться как многогранное и противоречивое.

    Принцип историзма –тенденции развития, взаимосвязи, предугадывать

Всеобщие методы социологии

  1. Синтез –

    Индукция –

    Дедукция –

    Аналогия –

    Абстрагирование –

    Обобщение –

    Классификация –

    Статистические методы –

4. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью измерения, обобщения и анализа социологической информации.

Цель социологического исследования – поиск фактов о социальной действительности. Дюркгейм под социальными факторами понимал политические, религиозные, моральные устои. Блаблабла в семинаре есть

В целом социологические исследования делятся на две большие группы

      Теоретико-прикладные исследования – ориентированы содействию решения социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению. Как правило исследования выполняются в рамках перспективной программы (например, наркомания и молодёжь)

      Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем – социально-техноголоческие разработки. Выполняются по прямому заказу какого-либо лица, либо организации. Результаты – разработки, в разработке которых могут принимать участие сами социологи

В зависимости о состояния имеющихся знаний о проблеме:

      Разведывательное – об изучаемой проблеме имеется очень смутное представление

      Описательное исследование – описание качественно-количественных значений изучаемой проблемы

      Аналитико-экспериментальное исследование. Наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей,

По степени годности инструментального аппарата, социологические исследования делятся на пилотажные и основные

    Пилотажные – пробно-поисковый тип исследования, который, как правило, проводится до основного. Для определения качественных характеристик, зондирование. Проводится на небольшой выборке. В выборку включаются все исследуемые категории

    Основное исследование – описательное и аналитико-эксперементальное

    1. Описательное занимается измерением какого-либо аспекта действительности, не используется для исследования какой-либо теории. Применяется когда объектом служит относительно большая общность людей

      Аналитико-экспериментальное исследование – ориентирован на выявление причин, обуславливающих сущность, структуру и особенности изучаемого процесса. Носит комплексный характер, могут применятся различные методы наблюдения

4.В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению, различают сплошное и выборочное социологическое исследование

    Сплошное - все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых

    Выборочное исследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов

5. Общество. Подходы к определению понятия «общества». Признаки и структура общества. Типология обществ.

Общество (по Ожегову)– совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития какими-либо производственными отношениями;

добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели

В социологической энциклопедии общество – исторически развивающаяся совокупность отношений м/у людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Подходы к определению общества:

    Атомистическая теория общество – совокупность действующих личностей или отношений м/у ними. Девиз – «всё общество можно представить как паутину чувств и установок блабла»

    Философский подход – в нём общество предстает как обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество – вне временное и внепространственное явления. Общество – особый вид бытия в мире

    Сетевая теория – общество представлено действующими индивидами, принимающими социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Для достижения целей нужно прибегать к помощи или использовать других людей

    Системный подход – общество – это система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (социальный, духовный, экономический элемент)

ИТАК, на основе обобщения этих подходов,

общество – это установившееся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами и определяемая особенностями производства материальных и духовных благ.

Признаки общества:

Социальность – выражает общественную сущность жизни людей.

Территория, на которой разворачиваются разнообразные социальные взаимодействия.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия м/у людьми

Существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени

Высокий уровень самоутверждения и само регуляции – общество обладает высокой самодостаточностью, что помогает самостоятельно развиваться

Наличие в обществе специальных органов для осуществления само регуляции, т.е. наличие социальных институтов

Наличие в нём социальной структуры – различные слои, общности, социальная стратификация

Наличие качества системности, благодаря чему элементы общества тесно взаимосвязаны и образуют социальную систему

Принцип целостности – одно из важнейших условий жизнеспособности системы как целого

Структура общества:

    Социальная подсистема, которая представлена различного рода социального взаимодействия, различные трудовые взаимодействия в обществе, которые реализуются в различных соц. институтах, организациях, общностях, группах, отдельных индивидах. В состав этой системы входят социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики

    Экономическая подсистема – производство, обмен товаров, услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, фермеры, безработные, о), экономическое стимулирование различных видов деятельности (зарплата, пенсии, пособия, премии), а так же финансовые, кредитные, банковские организации и учреждения

    Политическая – совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций, структурная организация власти (законодательная, исполнительная, судебная власть), наличие политических прав и свобод граждан, а так же различных норм, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп

    Социо-культурная подсистема – искусство, религия, образование, мораль, организации и учреждения культуры, СМИ

Типология обществ:

    По способу получения средств к существованию человека, Морган выделил три эпохи:

    1. Дикости – время присваивающего собирательства и охотниче-рыболовеческого хозяйства

      Варварства – время производящего земледельческо – скотоводческого хозяйства

      Цивилизации – изобретение буквенного алфавита, появление классового деления, собственности на средства производства, появление государства и права

    По числу уровней управления и степени социальной дифференциации, общества делятся на простые и сложные

    1. Простое – составные части однородны, нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы, поэтому могут легко взаимно заменяться – первобытные племена

      Сложное общество – сильно дифференцированы структура и функции, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга

    Основываясь на первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, Маркс выделяет следующие типы обществ:

    1. Первобытно-общинное общество

      Рабовладельческое

      Феодальное

      Капиталистическое

      Всё это предыстория – к коммунистическому

    Карл Поппер различает два типа общества – закрытый и открытый, в основе различия между ними лежат отношения социального контроля и свободы индивида

    1. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматично-авторитарная идеология, коллективизм

      Открытое общество – динамичная социальная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократическая плюралистическая идеология

    Леннский – по способу производства средств к жизни, социальной структуре и образу жизни, предложили следующие типы общества:

    1. Общества, живущие собирательством и охотой – аборигены, например

      Садоводческие общества

      Аграрные общества

      Промышленные общества, которые, по мнению автора возникают в 18в под влиянием индустриализации Англии

    Теннис – «гемаиншафт» и «гезельшафт» - общинность и общество – различие между традиционным и современными обществами

    1. Гемаиншафт – сельская община

      Гезельшафт – городское промышленное общество

Критерий

Гемаиншафт

Гезельшафт

Индивидуальная мотивация

Стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами (селяне помогают друг другу просто так)

Основано на рациональном осуществлении личных интересов. Здесь индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за товары и услуги

Социальный контроль

Придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам

Общество основано на формальном праве

Разделение труда

Отличается ограниченной специализацией, которая складывается на основе родственных связей – мужья, жёны, дети

Специализация профессиональных ролей и их отделение от семейных ролей

Культура

Формируется на основе религиозных ценностей

Светские ценности

Социальные институты

Семья, соседи и община

Крупные объединения и ассоциации. Формируются деловые круги, политические партии, различные ассоциации и т.д.

ПОДВЕРГАЛОСЬ КРИТИКЕ, т.к. до ужаса упрощается

    Неоконтианская школа (Хвостов, Кистяковский, Новгородцев)

    Теория общественного развития Плеханова

    Учение о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории в концепции Ленина

    Структурный функционализм – Парсонс и Мертон

ДОПИСАТЬ НАЧАЛО ЛЕКЦИИ

Постиндустриальное общество, информационный взрыв (резкое возрастание роли знаний и информации в обществе), возникновение «глобальной деревни» («сближение» стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям)

Типология общества по Тоффлеру

Тоффлер, основываясь на теории трёх волн (радикальные преобразования общества), выделяет:

    Аграрную революцию, в соответствии с которой кочевники превратились в крестьян

    Индустриальная революция, которая превратила аграрное общество в индустриальное

    Технологическая революция, которая связана началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу

В соответсвии с этой теории трёх волн, Тоффлер выделяет три типа общества:

    Традиционное или аграрное

    Капиталистическое или индустриальное

    Современное или информационное – характеризуется готовностью и стремлением к развитию и изменению, высоким уровнем социальной мобильности, рыночным механизмом регулирования поведением индивида в обществе, рациональным развитием, которое основано на знаниях и информации, доминированием критицизма, рационализма и индивидуализма, отсутствием конкретных предписаний и запретов

Функции каждой науки отражают многообразие ее связей с по­вседневной практикой общества. Благодаря функциям, выполняемым той или иной наукой, удовлетворяется потребность общества в конк­ретном действии, направленном на познание явлений окружающей среды или на их трансформацию, преобразование. Соответственно, предназ­начение социологии обусловлено потребностями, связанными с функ­ционированием и развитием социальной сферы, то есть общества и человека.

Изучая общественную жизнь, социология решает следующие задачи:

1. Социология решает научные проблемы, связанные:

С формированием знания о социальной действительности;

С разработкой концептуального аппарата, при помощи которого можно было бы производить адекватное и соответствующее тем или иным исследовательским потребностям описание;

С описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, а также

С разработкой методов социологического исследования.

2. Социология также изучает проблемы, связанные с преобразова­нием социальной действительности, анализом путей и средств плано­мерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Эта область практически целиком принадлежит к прикладной социо­логии.

Фундаментальная и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследо­вания. Прикладная социология, используя познанное фундаменталь­ной социологией законы и закономерности в развитии общества, ищет пути и способы преобразования общества в необходимом направле­нии. Поэтому ее интересуют главным образом практические отрасли человеческой деятельности, например, социология семьи, социология конфликта политики, социология права, социология труда, социология культуры и т.д.

Необходимо, впрочем, отметить, что деление социологического знания на теоретическое (фундаментальное) и прикладное достаточно условно, так как и теоретическая социология, и прикладная социоло­гия одинаково вносят вклад в решение как научных, так и практических задач. Различие между ними связано прежде всего с тем, какие цели являются для них первичными, а какие - вторичными, а точнее, в какой - теоретической или практической - сфере сосредотачиваются их инте­ресы. И действительно, теоретические исследования в качестве своего логического продолжения имеют практическое применение (для про­верки выдвинутой теории, для объяснения фактов и т.д.).

В свою оче­редь, прикладные исследования могут открыть факты, которые невоз­можно объяснить с точки зрения существующих теорий, а следователь­но, это стимулирует поиск новых теоретических положений.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследовани­ям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.

Выделяют следующие функции социологии:

1. Теоретико-познавательная функция предполагает, что социо­логия является областью научного знания, отличной от обыденного знания, теологических представлений, идеологии, и представляет собой знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание предполагает использование специального языка, а также специаль­ных методов установления фактов и передаваемое посредством об­разования.

В реальной действительности конкретная ситуация выступает как непознанный социальный факт, который необходимо описать в инте­ресах практической деятельности. Социальный факт - это единичное общественно значимое событие, типичное для данной сферы обще­ственной жизни. Теоретический и эмпирический анализ этого соци­ального факта и есть выражение познавательной функции социоло­гии. При этом накапливается знание о природе конкретного состоя­ния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Другими словами, познавательная функция одновременно оказывается дескриптивной (описательной) и диагно­стической.

2. Познавательная функция должна помочь спрогнозировать, предвидеть ход социальных процессов. Например, важно знать не только то, насколько в данной группе, коллективе сплочены люди, но и что нужно сделать, чтобы они были еще более сплочены.

Для решения этой задачи социология, как правило, опирается на смежные науки - экономику, демографию, психологию.

Еще одна сторона познавательной функции - это разработка те­ории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

3. Преобразовательная функцияподразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в том числе во взаимном приспособлении индивида и социальной среды.

Выделяют разновидности данной функции: информационную, уп­равленческую и прогностическую.

Информационная функция имеет в качестве своего рода продол­жения функцию социального проектирования, поскольку без проек­та невозможно создать и социальную технологию, выработать план ее осуществления. Социальное проектирование - научно обоснован­ное конструирование системы параметров будущего объекта или ка­чественного нового состояния существующего объекта.

Это одна из форм социального управления. При социальном проектировании ре­шаются прежде всего социальные задачи. При этом в целом не имеет значения, каким является объект социального проектирования, собст­венно социальным (больница, школа) или производственным (завод, фабрика), архитектурным (микрорайон) и т.д. Главное, что в этот про­ект закладываются социальные параметры, требующие комплексного обеспечения условий для осуществления всех взаимосвязанных це­лей социального проектирования.

Управленческая функция - это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению кон­кретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем: повышения производительности труда, со­вершенствования организации управления, целенаправленного воздей­ствия на общественное мнение через средства массовой коммуника­ции и т.п. Другими словами, это создание социальных технологий.

Прогностическая функция социологии является отражением потреб­ности общества в выработке научно обоснованных методов, направ­ленных на развитие как общества в целом, так и каждого социально­го подразделения общества.

Наука способна построить краткосрочный или долгосрочный про­гноз на основе:

Знания качеств и сущности реальности;

Знания законов функционирования и развития реальности.

Что касается социальных явлений, то прогнозирование здесь осо­бенно важно, так как оно помогает ответить на четыре важных воп­роса:

Есть ли необходимость в определенных изменениях?

Имеется ли возможность осуществления этих изменений?

В каком направлении должны протекать эти изменения?

Каким образом и при помощи воздействия на какие стороны об­щества это изменение может быть осуществлено? Социология в данном случае опирается:

На знание общих основ развития изучаемого общества;

На знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта.

Например, прогнозируя перспективы развития того или иного го­сударственного предприятия, в том числе изменения социальной струк­туры коллектива, степени удовлетворенности трудом и его условиями, возможности развития и т.д., мы опираемся на анализ всех положи­тельных и отрицательных факторов. Это означает следующее. Во-первых, мы должны учитывать общую тенденцию сегодняшних преоб­разований государственного сектора (приватизация, создание акцио­нерных обществ, прекращение выплаты дотаций нерентабельным пред­приятиям и т.п.). Во-вторых, мы должны опираться на изучение потенциальных возможностей данного предприятия с учетом конкретных людей, которые руководят предприятием, контингента работающих, осо­бенностей сырьевой, научной, материально-технической, социально-быто­вой базы и т.д. Без анализа всех этих составляющих мы не можем дать необходимые оценочные характеристики возможного будуще­го состояния субъекта в прогнозируемый период и предложить эф­фективные рекомендации.

Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воз­действие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта осо­бенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом уп­равляющих воздействий, а также их качественные изменения.

Выделяют 2 типа социальных прогнозов, в которых по-разному сочетаются предсказание и целеполагание:

Поисковый прогноз описывает возможное состояние, исходя из действующих тенденций и возможных воздействий;

Нормативный предполагает постановку целей, описывает желаемое состояние, а также пути и средства его достижения.

По срокам прогнозы могут быть краткосрочными, среднесрочны­ми и долгосрочными.

Для прогнозирования используются статистический анализ, метод экспертных оценок, математическое моделирование и т.д. При этом наилучший эффект всегда дает сочетание различных методов.

Социологи ведут прогнозные разработки по различным направле­ниям, например, развитие социальной структуры общества, социальные проблемы труда, социальные проблемы семьи, социальные проблемы образования, социальные последствия принимаемых решений и т.д.

Социальное прогнозирование следует отличать от утопий и футу-рологических концепций (от лат. futurum - будущее и logos - знание), выполняющих в первую очередь идеологические функции.

Мировоззренческая функция предполагает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует вы­работке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.


Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Роль социологии в обществе

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в котором она существует, так и к студенту, который ее изучает. В чем-то эти функции совпадают.

Важнейшей функцией социологии, которую выполняют ученые социологи, является познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, включает в себя вопросы, перечисленные в первом параграфе этой главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на основе некоторых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некоторые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Одновременно появляются новые исторические вызовы и проблемы, на которые современным социологам нужно давать теоретические ответы. Например, И. Валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит своего статуса. <...> Я считаю, что нам, обществоведам, необходимо полностью обновиться, чтобы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <...> ...Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с точки зрения его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к этому Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой — сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии являются прогнозирование возможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, который коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В этом случае социология приобретает идеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находится в кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия — в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», — и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, которые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и , понимания тенденций развития своего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне этот оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.