Гештальт - что это? Гештальт-терапия: техники. Теория и практика гештальт-терапии Ф.Перлза

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзомпод влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:

1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Проекция - прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.


Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек

боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень - уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному "Я".

Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция - это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.

Цели коррекции.Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:

Обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания

Смещение локуса контроля вовнутрь;

Поощрение независимости и самодостаточности;

Обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога.В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента.В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники. Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности.

2. "Большой пес" и "Щенок".Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

3. Совершение кругов, или идти по кругу.Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения.

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

8. "У меня есть тайна".В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете.

9. "Преувеличение". Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела".

10. "Репетиция".По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам.

11. Проверка готового мнения.Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение.

____________________________________________________________________________

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое "Я", реализовать свои потребности, склонности - это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего "Я", со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.
2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.
3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент "здесь и сейчас".

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект -является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. "Он думает то, чего от него хотят другие".

Проекция - прямая противоположность интроекции. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями или незавершенными гештальтами часто являются агрессивные чувства. "Он делает себе то, что хотел бы делать другим". Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателями ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц. Например: "Я должен заставить себя сделать это".
Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.
Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами часто выступают дихотомии: мужское - женское, активное -пассивное, зависимость - отчужденность, рациональность - эмоциональность и т.д.

Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

Другим важным термином является "избегание". Понятие, с помощью которого отражаются особенности поведения, связанные со способами ухода от признания и принятие всего того, что связано с неприятным переживанием незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

Первый уровень - уровень фальшивых отношений, игр и ролей. Это слой фальшивого ролевого поведения, привычные стереотипы, роли. Невротическая личность отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Боится, что общество подвергнет его остракизму. И клиент стремится избегать столкновения со своими болезненными переживаниями.

Третий уровень - уровень тупика и отчаяния. Он характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но не готов и не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне клиент может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии и столкновением противоборствующих сил внутри человека. Возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния переживает свою решимость самому принять ситуацию и справиться с ней. Это слой доступа к своему подлинному "Я".

Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция - это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания
смещение локуса контроля вовнутрь;
поощрение независимости и самодостаточности;
обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.

Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.

Требования и ожидания от клиента. В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

Техники
Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности. Например, между агрессивным и пассивным началом, между нападающим и защищающимся. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с чувством страха), а также с отдельными частями тела или с воображаемым (значимым для клиента) человеком.

Техника игры такова: напротив стула, который занимает клиент ("горячий стул") располагается пустой стул, на который "сажают" воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, отождествляя себя с различными фрагментами своей личности и выступая то с позиции жертвы, то с позиции агрессора, и по очереди воспроизводит реплики от имени одной, затем другой психологической позиции.

2. "Большой пес" и "Щенок". Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

"Большой пес" пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. "Щенок" не вступает в прямую борьбу, а использует уловки - ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.

Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

3. Совершение кругов, или идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: "Пожалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказывание: "Я чувствую себя неудобно потому, что..."" Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими.

Многократное повторение фразы, выражающей какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента.

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в "Я" новых структур опыта.

5. Экспериментальное преувеличение. Техника направлена на развитие процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений. Это обычно интенсифицирует чувства, привязанные к тому или иному поведению: громче и громче повторять фразу, выразительнее делать жест. И особую ценность представляет ситуация, когда клиент стремится подавить какие-либо переживания -это приводит к развитию внутренних коммуникаций.

6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема "пустого стула" высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов "Я обижен...".

7. Проективные игры на воображение иллюстрируют процесс проекций и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.

Наиболее популярная игра - "Старый заброшенный магазин". Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: "Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?" Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

8. "У меня есть тайна". В этой игре предпринимается исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников группы просят подумать о каком-либо важном для него и тщательно хранимом личном секрете. Психолог просит, что бы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие, если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед другими, "какую страшную тайну он хранит в себе". Довольно часто оказывается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чему-то драгоценному.

9. "Преувеличение". Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела". Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненамеренные движения, жесты, позы клиента иногда являются сигналами важных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвившимися, искаженными. Предлагая клиенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постукивает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и пространно о чем-то говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он прокомментировать то, о чем говорит женщина, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда психолог просит усилить постукивание, стучать все громче и выразительнее до тех пор, пока клиент не осознает, что делает.

Гнев клиента нарастает очень быстро, и через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: "Она точно как моя жена!" В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных утвердительных чувств и возможности более непосредственного их выражения.

10. "Репетиция". По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая клиента, улавливает в его словах какое-то определенное сообщение. Тогда он может воспользоваться следующей формулой: "Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит в твоих устах, насколько оно тебе подходит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким членам группы".

В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого значения поведения клиента, но психолог не старается сообщить свою интерпретацию клиенту, он только предоставляет пациенту возможность исследовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, клиент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.

Ф. Перлз вначале применял свой метод в виде индивидуальной коррекции, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая работа проводится как центрированная на клиенте. Группа при этом используется инструментально, по типу хора.

Во время работы одного из участников группы, который занимает "горячий стул" рядом со стулом психолога, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего "Я" и завершая незаконченные ситуации.

Вся многообразная техника гештальттерапии направлена на обеспечение психологической поддержки личности, на освобождение человека от бремени прошлых и будущих проблем и возвращении его "Я" в богатый изменчивый мир личностного "сейчасного" бытия.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

Frederick S. Perls, M.D., Ph.D.

Фредерик Перлз

ТЕОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Институт общегуманитарных исследований

УДК 615.8 ББК 53.57 П 2 7

Перлз Ф. Теория гештальттерапии - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 384 с.

Фриц Перлз - один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия. Его работы - это сплав юмора, поэзии и прозрения. В этой книге вы найдете ясное изложение всех основ­ ных идей и методов гештальттерапии.

ISBN 5-88230-091-6

Перевод с английского Влада Кислюк, Александра Корнева, Вероника Петренко.

© Институт общегуманитарных исследований, перевод, редак­ ция, оформление серии, 2004

НОВИЗНА, ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Введение

Глава 1 Структура развития

1. Граница контакта

Опыт возникает на границе между организмом и его окружением, главным образом - на поверхно­ сти кожи и других органов, отвечающих за сенсор­ ную и моторную реакции. Опыт представляет со­ бой функцию этой границы, и психологически реальны «целостные» конфигурации ее функцио­ нирования: достигаемые цели, выполняемые дей­ ствия. Целостность опыта не включает в себя «все», но является определенной единой структурой; и с психологической точки зрения все остальное (в том числе и само представление об организме и окру­ жающей среде) - это абстракция, предположение или возможность, возникшая в данном опыте, как намек на некий другой опыт. Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза. Затем обратите внимание, как объекты в этом овальном поле зрения начинают обретать

эстетические качества, связанные с пространством и цветом. То же самое вы можете ощутить и в свя­ зи со звуками «снаружи»: корень их реальности - на границе контакта, и на этой границе они воспри­ нимаются как единые структуры. Это касается и движений: вы осознаёте полет брошенного мяча, расстояние между вами сокращается, и вашему мо­ торному импульсу приходится, так сказать, вырвать­ ся на поверхность, чтобы встретить его. Цель всех практических экспериментов и теоретических об­ суждений, содержащихся в этой книге, состоит в том, чтобы, проанализировать функцию контакти­ рования и повысить осознавание реальности.

Мы используем слово «контакт» - «соприкос­ новение» с объектами, - подразумевая и сенсорное осознавание, и моторное поведение. Предположи­ тельно, существуют примитивные организмы, у ко­ торых осознавание и моторная реакция - это одно

и то же действие; и в организме более высокого уровня при наличии хорошего контакта всегда мож­ но продемонстрировать сотрудничество ощущения

и движения (а также чувства).

2. Взаимодействие организма и среды

В любых биологических, психологических или социологических исследованиях мы должны начи­ нать со взаимодействия организма и среды. Нет смысла говорить, например, о животном, которое дышит, не принимая во внимание воздух и кисло­ род, или говорить о питании, не упоминая пищу, о зрении - не учитывая свет, о движении - без гра­ витации и поддерживающей почвы, о речи - не принимая во внимание говорящего. Ни одна фун­ кция животного не может быть осуществлена без

внешних объектов и окружающей среды; это отно­ сится как к вегетативным функциям, таким как пи­ тание и сексуальность, так и к функциям восприя­ тия, моторике, чувствам и мышлению. Понятие гнева подразумевает фрустрирующий объект; мышле­ ния - наличие затруднений в практике. Назовем это взаимодействие организма и внешней среды, ох­ ватывающее все функции, «полем организм/окру­ жающая среда» (организм/среда), и уясним себе, что-вне зависимости от того, какие теории мы раз­ виваем относительно импульсов, влечений и т.д., мы всегда говорим об этом поле взаимодействия, а не об изолированном организме. Когда орга­ низм способен передвигаться в обширном простран­ стве и имеет сложную внутреннюю структуру (как, например, животное), создается впечатление, что можно говорить о его свойствах или частях (на­ пример, о коже и ее составе), как о чем-то обособ­ ленном; но это всего лишь иллюзия, возникающая оттого, что перемещение в пространстве или какието части тела привлекают к себе внимание на от­ носительно стабильном и простом фоне.

Человеческое поле организм/среда, конечно же, не только физическое, но и социальное. Поэтому, когда мы изучаем человека (это касается челове­ ческой физиологии, психологии и психотерапии), мы должны говорить о поле, в котором взаимодей­ ствуют, по меньшей мере, социально-культурные, био­ логические и физические факторы. Представлен­ ный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматри­ вать каждую проблему через призму социально- биологически-физического поля. С этой точки зре­ ния, исторические и культурные факторы, к примеру, не могут рассматриваться в качестве ус-

ловий, усложняющих или модифицирующих бо­ лее простую биофизическую ситуацию; они неотъемлемы от проблемы в том виде, в котором она предстает перед нами.

3. Что является предметом психологии?

Если вдуматься, в двух предыдущих разделах содержатся очевидные вещи, и нет ничего экстра­ ординарного. В них утверждается, (1) что опыт - это, в конечном счете, контакт, происходящий на границе организма и окружающей его среды, и (2) что любая человеческая функция - это социальнокультурное, биологическое и физическое взаимо­ действие в поле организм /среда. Теперь давайте объединим эти два утверждения.

Все биологические и социальные науки имеют дело со взаимодействиями в поле организм/среда, но психология изучает функционирование самой контактной границы в этом поле. Это необычный предмет, и нетрудно понять, почему психологам все­ гда было трудно обрисовать предмет своих иссле­ дований. Когда мы говорим «граница», мы думаем о «границе между одним и другим»; но контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она, скорее огра­ ничивает организм, заключает его в себя и защища­ ет, и в то же самое время соприкасается с окружаю­ щей средой. То есть (хотя это может показаться странным) контактная граница, например, чувстви­ тельная кожа, - это не столько часть «организма», сколько орган особой связи организма и окружаю­ щей среды. Вскоре мы постараемся продемонстри­ ровать, что эта особая связь представляет собой глав­ ным образом рост. Человек ощущает не состояние

Вы считаете, что в вашей жизни в целом все в порядке: вам удается лавировать между обязанностями и удовольствием, между тем, что делать нужно и что хочется? Вы стараетесь вести здоровый образ жизни, не допускаете нервных срывов и более-менее управляете собственным настроением? С каждым годом вы становитесь мудрее и научились выстраивать отношения с родными-близкими-любимыми и, наоборот, с неблизкими: начальниками, подчиненными, соседями, прохожими? На вопрос: «Как жизнь?» вы смело можете улыбнуться широкой голливудской улыбкой и на американский манер бодро ответить: «ОК!» То есть, уж вам-то точно помощь психологов и психотерапевтов не нужна!

Не тут-то было. Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, утверждал, что одного факта, что вы родились и существуете достаточно для того, чтобы иметь основания и повод для психотерапии.

Выдающийся психолог XX века Фредерик (Фриц) Перлз не создал собственной стройной и завершенной психологической теории в первую очередь потому, что во главу своей деятельности поставил практику психологической помощи. Главной задачей он видел применение достижений психологии для роста и развития человеческой потенциальности, для улучшения жизни каждого человека и общества в целом.

Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls) родился в Берлине в 1893 году. Детство и юность Фриц провел в постоянной войне с родителями. Примечательно, что позднее он назовет свою автобиографию «Внутри и снаружи мусорного ведра». Тем не менее, Фриц сумел завершить медицинское образование по специальности психиатрия и получить докторскую степень.

После Первой мировой войны, во время которой Перлз служил в армии, он возвращается в Берлин, вступает в Берлинское богемское общество, работает в Институте военных мозговых травм и начинает личный семилетний курс психоанализа у небезызвестного Вильгельма Райха, а позднее у Карен Хорни. Психоанализ разочаровывает Перлза: по его признанию он чувствует себя тупицей. Перзл называет время, занятое психоанализом, «бесполезной жизнью на кушетке».

В эти же годы Перлз знакомится с Лаурой (Лорой) Познер, доктором психологии, изучавшей гештальтпсихологию. В 1930 году Лора становится женой Фредерика и его верной соратницей.

С началом гитлеровского режима супруги Перлз покидают Германию и в 1933 году уезжают сначала в Голландию, а позже — в Южную Африку. В этот период Перлз еще считает себя психоаналитиком и «проповедует Фрейдовское евангелие», основывая в Южной Африке институт психоанализа.

В 1946 году супруги Перлз эмигрируют в США и, продолжая работать с клиентами, постепенно развивают направление психологической помощи, которое впоследствии получило название «гештальттерапия». Трудно сказать, кто из супругов больше вложил в новое направление, но нужно отдать должное Фредерику, который был блестящим популяризатором, отлично владевшим речью и умевшим своей дерзостью привлечь внимание слушателей и читателей.

В 1951 году в Нью-Йорке Перлз основывает первый институт гештальттерапии, офис которого располагает в собственной квартире. Позднее открывается Кливлендский институт, а группы гештальттерапии начинают работать по всей Америке.

До последних дней жизни Перлз ведет группы и семинары, читает лекции и преподает в учебных заведениях. Гештальттерапию он называет не просто видом помощи, но образом жизни человека, стремящегося к личностной целостности. Умер Фредерик С. Перлз в 1970 году в основанной им гештальттерапевтической общине (кибуце).

Синтез подходов к пониманию психики человека

Гештальттерапия — это практика, которая стараниями супругов Перлз была основана на лучших к тому времени достижениях психологии и философии в области поведения и психологического здоровья человека.

Начав как психоаналитик, Перлз и в последующем признавал открытия Фрейда, критикуя, однако, практику психоанализа. На представления Перлза о взаимосвязи тела и психики человека оказали влияние идеи другого крупного психоаналитика Вильгельма Райха о «мышечном панцире».

Как понятно из названия терапии Перзла, он много взял из гештальтпсихологии, основанной М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой. Понятия «гештальт» (целостный образ, форма), «фон и фигура», открытые в гештальтпсихологии, нашли отражение в таком принципе гештальттерапии, как целостность. Согласно этому принципу анализ частей не может обеспечить понимание целого, потому что целое — это не простая сумма частей, а их сложная взаимозависимость и взаимодействие.

Перлзу были близки экзистенциальная и феноменологическая философия, поэтому он резко возражал против излишне рационального механистического естественнонаучного подхода к психологии человека и критиковал бихевиоризм. Как и экзистенциалисты, он понимал терапию не просто как отношения врача и пациента, а как встречу двух значимых друг для друга личностей.

Гештальттерапия вобрала в себя также и практику работы с экспрессией: в частности Перлз использовал некоторые идеи ролевых игр, применявшихся в психотерапии Дж. Л. Морено.

В последних трудах Перлза все более отчетливо просматривается влияние дзен-буддизма.

Гештальттерапия – основные положения

Каковы же взгляды Перлза на человека и его жизнь? Почему он считал, что гештальттерапия ни для кого не будет лишней?

В представлениях Перлза человек — это единое и неделимое целое: организм, в котором невозможно отдельно рассматривать и анализировать тело и психику, поведение и интеллект, эмоции и мотивацию и так далее.

Так же нельзя полностью отделить человека от окружающего его мира. Человек выделяется из внешнего мира, имеет собственные границы, подобно тому как фигура выделяется на фоне на рисунке.

Но как невозможно точно сказать, что именно изображено на рисунке: белая ваза на черном фоне, или два темных профиля на белом, так нельзя рассматривать поведение и переживания человека в отрыве от его личного опыта или от его окружения.

Вместе с тем, между индивидуумом и средой есть контактная граница, которая и определяет взаимоотношения человека и его окружения. В норме эта граница у индивидуума подвижна — постоянно допускается как контакт со средой, так и уход из неё.

Контакт со средой осуществляется тогда, когда у человека возникает какая-либо потребность, точнее сказать, когда какая-либо потребность настоятельно выделяется из общего фона. Перлз считал, что не существует каких-либо основных потребностей-инстинктов, какими в психоанализе, например, считались сексуальное влечение или инстинкт сохранения жизни. Из мириада потребностей в определенный момент, как фигура из фона (здесь тоже прекрасно подходит иллюстрация фигуры и фона на рисунке 1.) восприятие выбирает то, что наиболее важно и интересно. Например, если в жаркий день вас мучает жажда, то поиск прохладительного напитка станет настолько необходимым, что ничем другим вы просто не сможете заниматься. Однако стоит напиться, ваше внимание, скорее всего, будет переключено на что-то другое.

Итак, при выделении какой-либо потребности из фона у организма возникает необходимость взаимодействия со средой: он ищет что-либо, что может эту потребность удовлетворить. Этот момент называется формированием гештальта. Далее происходит контакт со средой, потребность удовлетворяется, и организм вновь замыкает свои границы — гештальт завершается.

К сожалению, такой счастливый исход в нашей суматошной жизни возможен не всегда. В силу обстоятельств и требований социума далеко не все потребности могут быть удовлетворены, а некоторые и вовсе оказываются под запретом. Чем старше мы становимся, тем чаще мы подчиняемся правилам, требованиям, запретам. Так возникают гештальты, которые в том или ином отношении не были полностью закончены: или не до конца сформированы (когда мы запрещаем себе осознавать потребность) или оставшиеся незавершенными (потребность осознавалась, но была отодвинута без удовлетворения). Наличие таких незавершенных гештальтов и есть, по Перлзу, невроз.

Незавершенные гештальты, которых в течение жизни накапливаются целые пласты, — это дыры в контактных границах, сквозь которые утекает столь необходимая жизненная энергия.

Восстановление границ, другими словами, завершение гештальтов и есть главная цель гештальттерапии.

Перлз утверждал, что изначально каждый индивид обладает мудростью организма (wisdom of the organism), и в состоянии здоровья человек имеет все возможности для саморегуляции и максимального раскрытия заложенного потенциала. Все, что нужно сделать гештальттерапевту — это возвратить человеку способность руководствоваться мудростью организма.

Достигается такое восстановление, в первую очередь, посредством осознавания. Осознавание — это полноценное переживание всего, что происходит внутри организма и в его взаимодействии со средой. Осознавание больше, чем просто интеллектуальное понимание и больше, чем неясное чувствование. Это единство ощущений, эмоций, образов, идей, воспоминаний и предвосхищений, которое можно выразить такими словами: «Я полностью осознаю где я, кто я, что я чувствую, чего хочу и так далее». Это подлинная целостность человека.

Западная цивилизация, по мнению Перлза, не учит осознаванию. Эпоха пуританства и морализма, с её строгими запретами и отказами от естественных потребностей, в начале XX века сменилась эпохой гедонизма, насыщенной непрерывным стремлением к удовольствию, неумеренным потреблением, «жизнью для вещей». Личность, воспитанная в западных традициях, не умеет распознавать свои истинные потребности и не умеет полноценно удовлетворять их, не входя в конфликт с окружающей средой.

Нарушение осознавания приводит к тому, что поведение человека подчиняется невротическим механизмам интроекции, проекции, слияния и ретрофлекции.

Интроекция или «проглатывание непережеванным» наблюдается тогда, когда человек подчиняется нормам поведения и мыслям, которые не стали его собственными. Должен — это слово часто употребляет человек, подверженный интроекции: «Я должна обеспечить моим детям все самое лучшее», «Я должен выполнить эту работу, чего бы мне это не стоило». Попросите человека объяснить, почему он решил, что именно это он должен делать, и объяснения будут примерно такими: «так положено», «так принято», «а как иначе?».

Проекция — это, напротив, приписывание другим того, что исходит от себя, собственных желаний и мыслей. «Они ненавидят меня» — скажет проектор о коллегах, в то время как сам испытывает ненависть по отношению к сослуживцам.

Слияние возникает тогда, когда человек не различает собственных границ. «Я» и «Не-Я» у такого человека сливаются. «Мы же такие капризные» — говорит мама, рассказывая о дочери. Слияние не дает человеку признавать отличие другого от себя, отрицает у него (или у себя) наличие собственных чувств и желаний.

Ретрофлексия (буквально: «обращение назад на себя») — невротический механизм, при котором всю энергию, вместо действий по изменению среды, человек направляет на себя. Например, человек бьет себя по колену, когда злится, или в отчаяние начинает вырывать на себе волосы.

Задача гештальттерапевта помочь человеку осознать свои истинные потребности и те способы, с помощью которых эти потребности удовлетворяются или не удовлетворяются, восстановить нарушенные границы личности и открыть путь, при котором организм руководствуется собственной, заложенной в нем изначально, мудростью.

Проводя терапию гештальттерапевт руководствуется двумя основными принципами:

«Здесь и теперь»

Незавершенные гештальты делают невозможной жизнь в настоящем: мыслями и чувствами человек постоянно «убегает» в прошлое, что отнимает у него энергию и способность полно действовать в настоящем. Ничем не лучше и «убегание» в будущее. Желание представить наперед, как будут развиваться события, что может ожидать человека в том или ином случае, так же забирает энергию человека и парализует его возможности для действий сейчас. Тревога, которая часто приводит к бессмысленной или неадекватной активности есть ничто иное, как разрыв между «сейчас» и «тогда». К примеру, студент волнуется перед экзаменом: его мысли убегают к моменту, когда он будет отвечать вопрос преподавателю, неуверенность, которую он испытывает, порождает физиологические реакции — потеют ладони, кровь приливает к щекам, в горле пересыхает. Энергия, нужная для концентрации внимания на ответе, расходуется напрасно, и, в результате, бедный студент не может понять даже сути вопроса, «забывает, что и знал».

Поэтому первостепенной задачей гештальттерапевта является обучение человека умению сфокусироваться на настоящем для полноценного и открытого переживания всей полноты жизни от мгновения к мгновению. Когда в переживании настоящего обнаруживаются следы прошлых незавершенных гештальтов, пациенту предлагается проиграть ситуации, которыми они были вызваны и найти способы завершения. Способность жить настоящим делает человека открытым к будущему, без чего невозможны, по мнению гештальтистов, спонтанность и рост.

«Как» важнее, чем «почему»

Гештальтисты полагают, что каждое действие имеет множество причин, и попытки выяснить, почему человек ведет себя тем или иным образом заранее обречены на провал. Причины уводят в прошлое, в излишнюю интеллектуализацию. Гораздо важнее понять, как пациент делает что-то, потому что это дает ему возможность овладеть самим действием, а, следовательно, увеличить свою осознанность. Осознавание же, как писал Фредерик Перлз «уже само по себе может быть целительным».

Избавление от невроза в процессе гештальттерапии проходит последовательно через пять слоев:

  • — Первый слой — слой клише или слой символьного существования. Это привычные всем нам ритуалы контакта, сопровождающиеся выражениями «доброе утро», «привет», «всего доброго» и так далее. Эти слова, хотя мы и произносим их ежедневно, могут совсем не отражать нашего действительного состояния и не имеют ничего общего с осознаванием.
  • — Второй слой — ролевой или игровой. Находясь на этом слое, мы делаем вид, что кем-то являемся: строгим начальником, безупречным подчиненным, ответственным родителем. Это уровень «как будто». Осознавание на этом слое поверхностное.
  • — Расширение осознавания в процессе гештальттерапии приводит человека на третий — тупиковый — слой, называемый также слоем антисуществования или слоем фобического ухода. Этот слой переживается человеком, как пустота, небытие. Это неприятные и тревожащие человека переживания. Именно отсюда, избегая пустоты, мы чаще всего прекращаем осознавание и возвращаемся к ролевому слою.
  • — В процессе гештальттерапии специалист помогает человеку сохранить самосознание в пустоте, преодолеть тупиковый слой и выйти в четвертый слой — слой смерти или слой имлозии (смычки). Здесь человеком переживается страх смерти.
  • — И лишь когда человеку удается сохранить контакт со своей внутренней смертью, он выходит на слой эксплозии, слой взрыва (пробуждения). Перлз считал, что именно отсюда, с пробуждения, начинает рождение подлинного «Я» человека, его способности ощущать и выражать подлинные эмоции.

Эксплозия, которую проходит человек, может быть выражена печалью — переживанием какого-либо горя или потери, которые не были ранее пережиты. Другим выражением эксплозии может стать переживание оргазма у сексуально зажатых людей. Возможно также переживание эксплозии в виде гнева, если ранее сильные негативные эмоции были подавлены. И, наконец, эксплозия возможна в виде веселья и смеха, того, что Перлз назвал «радость жизни».

Гештальттерапия, созданная Фредериком и Лаурой Перлз и продолженная их последователями, обогатила представления о природе человека следующими важным аспектами.

Во-первых, Перлз показал, что природой в человека заложено все необходимое для удовлетворяющей, счастливой, деятельной жизни — мудрость организма. Поэтому человеку нужно прислушаться к себе, не пытаться постоянно держать под контролем интеллекта всё происходящее, а довериться внутренней мудрости, и организм сам найдет наилучший способ удовлетворения возникающих потребностей.

Во-вторых, гештальтисты обозначили, что человек сам ответственен за все происходящее с ним и в его жизни. Он сам выбирает, что ему воспринимать, и как себя при этом чувствовать. Расширяя осознавание, человек становится способным самостоятельно разрешать все свои проблемы, приобретает способность опираться на себя. Это способность обходится без внешней поддержки и регуляции, руководствуясь только самоподдержкой и саморегуляцией — и есть, по мнению Перлза, психологическое здоровье и зрелость.

Сущность гештальттерапии отлично выражена в сформулированной Фредериком Перлзом гештальтмолитве:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я в этом мире не для того, чтоб соответствовать твоим ожиданиям.
А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, а я – это я.
Если нам случиться найти друг друга – это прекрасно.
А если нет – с этим ничего не поделать.