Главное содержание теории валеологии. Основные понятия и принципы валеологии. Валеология – наука о здоровье детей и взрослых

От Masterweb

17.07.2018 20:00

Что такое валеология? La vale – так люди приветствовали друг друга в Древнем Риме, что означает «будьте здоровы». Валеология – это наука о здоровой жизни. Этот термин предложил И. И. Брехман еще в 80-х годах прошлого столетия. С тех пор это научное направление используется в современной образовательной и медицинской практике и занимается изучением состояния, потенциала и резервов физического и психического здоровья. Валеология включает в себя конкретные методы, средства, технологии, помогающие укрепить и сохранить здоровье человека на долгие годы.

Объект изучения валеологии

Главной темой изучения валеологии является индивидуальное здоровье человека как категории качества жизни. Это наука ставит своей целью восстановление, укрепление и улучшение здоровья, а также привития таких необходимо важных навыков, как активный образ жизни, правильный отдых, рациональная физическая нагрузка, сбалансированное питание, чистота и гигиена. Немаловажным считается развитие правильных отношений между мужчиной и женщиной, человеком и доктором.

Эта научное направление включает в себя воспитание тех качеств, которые непременно станут спутниками здоровой и успешной повседневной жизни. Итак, что такое валеология и что она изучает? Это учение о ЗОЖ, которое рассматривает такие разделы, как:

  • Личная гигиена и гигиена половых отношений.
  • Детское физическое и психологическое здоровье.
  • Хорошее самочувствие и долголетие.
  • Массажные процедуры.
  • Сбалансированное и правильное питание.
  • Меры реабилитации после перенесенных заболеваний.
  • Уход за пациентами.
  • Физические нагрузки, спорт и различные виды упражнений.

Актуальность валеологии

Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма. В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.


Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.

Основные проблемы

Какими проблемами занимается валеология? Что такое наука о здоровом образе жизни? Наиболее популярными и многочисленными проблемами являются:

  • ожирение;
  • гипертония;
  • атеросклероз;
  • аутоиммунные заболевания;
  • депрессивные состояния;
  • раковые опухоли и многие другие.

Все чаще появляются новые хронические формы заболеваний. Решаются данные проблемы не только при помощи медицины, но и частично путем создания лучших условий для жизни и профессиональной деятельности.


Немаловажную роль также играют проблемы с окружающей средой, в том числе ее загрязнение, повышенный уровень радиации, недостаточный витаминный состав продуктов питания, отсутствие чистой питьевой воды и так далее. Все эти факторы могут стать причиной генетических преобразований, и не в лучшую сторону.

Физическая активность снижается вследствие механизации и автоматизации ручного труда. Из-за отсутствия активности возникают различные патологические состояния. Этими проблемами и занимается валеология. Что такое здоровье? В данном контексте его следует рассматривать в качестве непрерывного процесса адаптации к социальной и внешней среде.

Характерные черты учения о здоровье

Перечислим основные особенности и характерные черты валеологии:

  • Это междисциплинарное направление, предметом изучения которого является представление о совокупности генетических и функциональных запасов систем организма, которая обеспечивает устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохраняет здоровье человека, несмотря на влияние факторов как внешней, так и внутренней среды.
  • Эта учебная дисциплина изучает не только само здоровье, но и определенный образ жизни, направленный на его сохранение и укрепление.
  • Объектом этого научного направления является почти здоровый, находящийся в предболезненном состоянии человек. Этот пункт делает валеологию уникальной наукой, поскольку данный контингент не рассматривается так тщательно ни одной другой дисциплиной.

Валеология – наука о здоровье детей и взрослых

Что такое детская валеология? Как только человек появляется на свет, он начинает активно познавать самого себя. Как это ни странно, но до введения в научный обиход термина "валеология" науки о здоровье вообще не существовало, хотя именно здоровье является самым главным фактором при оценке всего процесса жизнедеятельности человека.


Существует такое понятие, как педагогическая валеология. Ее основными категориями является валеологическое образование, обучение, воспитание и культура. Валеология в саду учит детей правильно относиться к собственному здоровью, вырабатывает рациональное отношение к питанию, прививает правильные привычки по уходу за своим телом и так далее.


Результатом постепенного возрастного валеологического образования, в идеале, должна стать здоровая культурная личность, со знанием своих генетических, физиологических и психологических возможностей, способная применять определенные методы и средства контроля, чтобы не только поддерживать себя здоровым, но развиваться дальше в этом направлении. Занятия по валеологии направлены на распространение знаний о здоровом образе жизни на окружающих.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Основы валеологии были заложены в лечебных трактатах еще в глубокой древности. Такие дисциплины, как биология, гигиена и экология, способствовали возникновению науки о здоровье. Совокупность физического и духовного здоровья – вот составляющие истинного здоровья. И. Брехман ввел термин «валеология» в конце прошлого века. Он создал общую теорию и присоединил к валеологии философскую составляющую.

Какие науки способствовали созданию валеологии

Гигиена и биология.

Нетрадиционная медицина.

Философско-религиозные учения.

Цель валеологии - восстановить утраченное здоровье отдельного человека и нации в целом путем внедрения закаливания, рационального питания и спортивных нагрузок. Чем человек более сильный физически, тем более сильным иммунитетом он обладает.

Гигиена и правильный режим труда и отдыха также влияет на укрепление здоровья. Любое заболевание в рамках науки валеологии расценивается не как нарушение деятельности отдельного органа или системы, а как неправильное функционирование всего организма.

Виды валеологии

1. Гомеопатия. Охватывает все возрастные категории, устраняет причины заболевания, восстанавливает организм как единое целое.

2. Гомеомезотерапия. Метод снижения веса и омоложения кожи. Включает в себя иглоукалывание и гомеопатию .

Направления валеологии

К основным направлениям валеологии стоит относить:

  • Необходимо научить человека вдумчиво относится к своему здоровью. Гораздо проще предупредить болезнь, ведя здоровый, активный образ жизни, чем потом лечить заболевание, когда оно возникает.
  • Приспосабливаемость организма к стрессам. Стресс – это составляющая жизни каждого человека. Он дает необходимый толчок для развития творческих способностей. Важно уметь активно сопротивляться в момент опасности: уметь убежать, отразить атаку, научиться не сдаваться в самых тяжелых ситуациях.
  • Изучение средств, методик, технологий по сохранению и укреплению здоровья. Потенциал физического и психического здоровья высокий у каждого индивидуума. Но не каждый знает, как правильно им воспользоваться, как оставаться в тонусе и быть жизнерадостным.
  • Понимание своего тела. Отрицательные эмоции и страхи могут способствовать развитию различных заболеваний . Научившись понимать сигналы своего тела, доверившись интуиции, можно избавиться от многих болезней и обрести гармонию. Очень важно быть самим собой. Не стоит слишком беспокоиться о том, что подумают окружающие.
  • Валеология фиксирует изменения в здоровье конкретного человека под влиянием окружающей среды и предлагает эффективные способы защиты.

Валеология. Питание

Питанию в валеологии отводится существенная роль. Полноценное питание должно осуществляться с учетом возраста, массы человека, пола и энергетических затрат каждого индивидуума. В различные периоды жизни питание человека меняется. Правильное питание должно быть разнообразным, это гарантирует доставку организму необходимых витаминов и микроэлементов.

Российский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского … - здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности (Э.Н.Вайнер).

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья (В.П.Куликов).

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом исследования валеологии является индивидуальное здоровье человека и индивидуальный образ жизни.

Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всём безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Цель валеологии максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

В научной литературе существует несколько десятков понятий здоровья. Рассмотрим некоторые из них.

Здоровье - состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ).

Однако, организм на протяжении своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой, а меняет все время на протяжении развития формы взаимодействия с окружающей средой.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1968). Однако это скорее идеал, к которому мы должны стремиться, но который не достижим.

Казначеев В.П. считает необходимым относить понятие здоровья не к индивидууму, а к популяции в целом. Здоровье популяции - процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнеспособности.

Р.М. Баевский (1979) определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека.

Н.А.Агаджанян (1984) считает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

А.Г.Щедрина: "Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции". Тем самым подчеркивается диалектическое единство здоровья и болезни. Даже умирающий человек имеет какую-то часть здоровья. Кроме того, Р.М.Баевским предложено выделять третье состояние - предболезни, занимающее промежуточное состояние между состоянием здоровья и болезни.

В связи со сказанным выделяют:

Здоровье отдельного человека (индивидуума),

Здоровье малых социальных групп (семейное),

Здоровье всего населения.

Понятие здоровья тесно связано с понятием норма.

Норма - интервал оптимального функционирования живой системы (словарь физирол. терм.).

Традиционно норма имеет несколько значений:

1) Среднестатистическая (возрастная) - средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений, процессов. Это понятие используется в физиологии и медицине.

Однако, одинаковая величина того или иного показателя у двух организмов разного возраста может определяться разной энергетической стоимостью его поддержания, то есть низкая энергетическая стоимость сочетается с высоко выраженным сопротивлением организма заболеванию и наоборот.

2) Индивидуальная - базируется на понятии генотипа как видовой характеристики признаков, передаваемых по наследству.

3) Идеальная норма - индивидуальный показатель в 20-25 лет, так как в это время минимальная смертность от всех главных болезней.

4) Оптимальная норма - величина физиологических параметров, при которой минимальная смертность (заболеваемость) от болезней, связанных с нарушением этих параметров. Пригодна для любого возраста.

5) Социальная норма - образец поведения.

Согласно взглядам Н.М.Амосова и И.А.Аршавского нормативными показателями здоровье описать невозможно, так как:

а) не выявляется скрытая патология,

б) нет количественной оценки уровня здоровья.

Количество здоровья - сумма резервных мощностей основных функциональных систем.

Резервы мощности - максимальное количество функции, отнесенное к её нормальному уровню (Н.М.Амосов).

Качества здоровья:

Уровень и гармоничность физического здоровья,

Резервные возможности основных физиологических систем,

Уровень имунной защиты и неспецифической резистентности организма,

Наличие хронического заболевания, дефекта развития,

Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Функции здоровья:

1. Поддерживает определенный уровень жизнедеятельности, биологической и социальной активности.

2. Обеспечивает чувство комфорта.

Компоненты здоровья:

1. Физический компонент - это то, как функционирует организм, уровень его резервных возможностей. Сюда же включается наличие или отсутствие физических дефектов, хронических заболеваний.

2. Психо-эмоциональный компонент - это состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, контролировать эмоции, способ выражения отношения к самому себе и окружающим людям.

3. Интеллектуальный компонент - это то, как человек усваивает информацию, использует её, эффективность поиска и накопления нужной информации, обеспечивающей развитие личности и её адаптацию в окружающем мире.

4. Социальный компонент - осознание личности себя в качестве субъекта мужского или женского пола и её взаимодействии с окружающими. Отражает способ общения и отношений с разными группами людей, то есть с обществом.

5. Личностный компонент - как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное "я", то есть самоощущение и чувство самореализации. Способ самореализации зависит от того, что человек ценит и чего он хочет добиться в своей жизни.

6. Нравственный компонент - это те основополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают цельность личности, её развитие.

С возрастом изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье.

Принципы валеологии. Анализ научной литературы позволяет говорить о следующих принципах валеологии:

1. Рассмотрение сущности индивидуального здоровья с позиций системного подхода (организм человека - открытая биосоциальная система) предполагает конкретное определение его структуры, материального субстрата. Отсюда вытекает принцип структурности.

2. Поскольку человек является частью биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во Вселенной и в биосфере Земли. Поэтому при разработке концепции здоровья необходимо учитывать энергетический и информационный принципы.

3. Принцип познаваемости объекта исследования используется с поправкой на относительность знания в данный момент с соблюдением заповеди "Не наведи!"

4. Принцип детерминизма нацеливает на выявление причинных связей феномена здоровья не только с распознаванием и устранением факторов риска, но и с поиском факторов устойчивости.

5. Принцип развития подразумевает не только учёт особенностей онтогенеза человека, но и динамику стратегии здорового образа жизни в соответствии с меняющимися условиями и достигаемыми результатами.

6. Принцип историзма обязывает к анализу теоретического и практического наследия разных эпох по изучению фундаментальных основ здоровья и ЗОЖ человека.

7. Принцип интегративности - использование методов разных наук, опыта учёных и практиков разных стран, единства теории и практики.

8. На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз - способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И наоборот, оно ухудшается и возникает болезнь, если нарушения гомеостаза носит стойкий характер (В.М.Дильман,1987). Отсюда вытекает такой принцип валеологии как принцип сохранности здоровья, основу которого составляет гомеостаз.

9. Принцип адаптивности. Организм человека на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому здоровье человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной способностью организма - адаптацией. Приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой расходования функциональных ресурсов организма. И если плата за адаптацию выходит за рамки резервных возможностей организма, это приводит к поломке адаптационного механизма и возникновению болезни (Давыдовский И.В.1962, Амосов Н.М.1979 Казначеев В.П.1980,1983 и др.).

Билет № 1

1. Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии.

2. Память и ее тренировка

Основные понятия валеологии

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечении, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Имея дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

Основная цель валеологии- максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и влешней среды.

Основные задачи валеологии:

1.Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2.Формирование установки на здоровый образ жизни.

3.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Основные понятия.

Жизнь - высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движении, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д.

Гомеостаз - свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Гомеостаз зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойствах крови, стабильности клеточного состава и т.д.

Адаптация - приспособление к изменениям внешней среды таким образом, что человек не теряет трудоспособности.

Приспособительный характер жизни - одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность системы.

Различают три вида адаптивных изменений - срочные, кумулятивные и эволюционные.

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.

Характерные свойства срочной адаптации:

· возникновение только при непосредственном внешнем
воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;

· характер и интенсивность срочной адаптативной реакции
точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;

· срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своей силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия.

Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений), то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.

Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры - адаптация к физическим нагрузкам в тренировке, невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости, обшей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды.

Генотип и фенотип. Под генотипо м понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма.

Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями сре­ды, в которых протекает его развитие.

Принадлежность к виду Ноmo Sapiens совсем не означает, что все его представители генотипически идентичны. В этом отношении все люди отличаются рядом гено- и фенотипическими особенностями:

· адаптивного характера, детерминированного климато-географическими факторами; поэтому адаптация эскимоса кусловиям Центральной Африки (как и эфиопа - к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;

· историко-эволюционного характера в виде этноса, отличающегося религиозным, национальным развитием;

· культурологическими и т.д. особенностями, поэтому, например, скандинавский этнос отличается от монголоидного;

· социального характера, ведущего к различиям в образе жизни, культуре, социальных притязаниях и др., между интеллигентом и крестьянином, горожанином и жителем деревни;

· экономического характера, обусловленного принадлежностью к той или иной социально-экономической группировке (банкир и рабочий, бизнесмен и клерк).

Память – способность нервной системы воспринимать и хранить информацию и извлекать ее для решения разнообразных задач и построения своего поведения. Благодаря этой сложной и важной функции мозга человек может накапливать опыт и использовать его в будущем.

Информационные сигналы вначале воздействуют на анализаторы, вызывая в них изменения, которые держатся, как правило, не более 0,5 секунды. Эти изменения называют сенсорной памятью – она позволяет человеку сохранять, например, зрительный образ во время мигания или просматривать кинофильм, воспринимая единство изображения, несмотря на сменяющиеся кадры. В процессе тренировки продолжительность действия этого вида памяти может удлиняться до десятков минут – в этом случае говорят об эйдетической памяти, когда ее характер становится подконтрольным сознанию (по крайней мере, частично). Следующей за сенсорной памятью по длительности хранения информации выделяют краткосрочную память, которая позволяет оперировать информацией десятки секунд. Наиболее же важная, наиболее значимая часть информации храниться в долговременной памяти, которая обеспечивает эти функции годы и десятилетия.

Лежащее в основе памяти запоминание может происходить неосознанно и сознательно. В первом случае воспроизвести информацию обычными способами сложно, во втором – легче. Механизм запоминания можно представить себе в виде цепочки: потребность (или интерес) – мотивация – выполнение – концентрация внимания – организация информации – запоминание. При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память. Тем не менее люди часто жалуются на плохую память, имея в виду трудности фиксации необходимой информации и главное – извлечения ее из кладовых долговременной и иногда краткосрочной.

Хотя часто люди жалуются на плохую память, как правило, дело не в ней, а в низком уровне внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д. Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.

Запоминается лучше всего интересная информация.

Разные люди неодинаково запоминают информацию разной модальности: одни лучше фиксируют информацию зрительную, другие – словесную. Кроме того, в связи с функциональной асимметрией мозга можно выделить вербальную форму памяти и образную, поэтому в младших классах, например, большее значение имеет иллюстративная и эмоциональная подача информации, а в старших – логическая.

Огромную роль в запоминании играет мотивация. Человек должен осознавать, для чего нужна эта информация, – если уровень мотивации высок, то запоминание идет успешно. Исходя из этого, само запоминание должно носить не характер механического процесса, а мотивационно–эмоционального, или с заранее определенной целью. Проблема упрощается, если использовать в качестве механизма формирования мотивировки самовнушение. Последнее может реализоваться не только через аутотренинг, но и помощью дополнительных приемов психотренинга, которые развивают возможности человека в этом направлении. Важный резерв тренировки самовнушения – развитие образно-чувственного мышления, которое само по себе расширяет возможности запоминания в виде образов. В этом отношении эффективным оказывается перевод в чувственные образы различной вербальной информации (слова, предложения, мысли) у людей правополушарного типа.

(Valeo, греч. - здравствовать, быть здоровым) - наука об индивидуальном здоровье, методах его поддержания и укрепления. Впервые термин введен И.И. Брехманом (1982 г.). Валеология является интегративной наукой, так как используют результаты различных отраслей медицины, психологии, философии и др. Первая кафедра Валеологии создана одним из основоположников развития этой науки д.ф.н., д.м.н., академиком Петровской академии наук В.П. Петленко на базе Ленинградского государственного института для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. В настоящее время предмет Валеология введен в программы обучения школ, средних и высших специальных учебных заведений. В Новгородском государственном университете приказом ректора с 1995 г. предмет "Валеология и основы медицинских знаний" является обязательным для всех направлений и специальностей немедицинского профиля.

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. Наиболее философское, всеобъемлющее и наименее конкретное определение принято ВОЗ в 1948 г.: "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г.З. Демчинкова, Н.Л. Полонский);
Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;
Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А.Д. Адо);
Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.П. Казначеев).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ?
Для оценки состояния здоровья населения, или уровня общественного здоровья, используют различные показатели: демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни), показатели заболеваемости, болезненности, инвалидизации и др. Определение уровня здоровья индивидуума в основном базируется на оценке соматического здоровья, что включает, в первую очередь, оценку физического развития и функционального состояния организма, т.е. состояния основных физиологических резервов. Для практической валеологии большой интерес представляют скрининговые методики, позволяющие с помощью относительно простых тестов и показателей физического развития оценивать состояние здоровья испытуемого. Некоторые из них имеют компьютерные варианты, что дает возможность оперативной обработки результатов обследования достаточно больших контингентов и организации мониторинга здоровья.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ?
Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов (Robbins, 1980). Считают, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

  • наследственность - 20%;
  • окружающая среда - 20%;
  • уровень медицинской помощи - 10%;
  • образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых:
  • человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);
  • экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);
  • социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);
  • медицинский фактор - 10%.
ЗАВИСИТ ЛИ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ?
Уровень материального благополучия несомненно оказывает значительное влияние на образ жизни. Простой здравый смысл и результаты исследований свидетельствуют о том, что сохранение и укрепление здоровья возможно только при условии удовлетворения базовых жизненных потребностей. не случайно, первые этапы повышения показателей средней продолжительности жизни в развитых странах были напрямую связаны с экономическим ростом и улучшением благосостояния людей. В настоящее время, в экономически развитых странах 6-10 кратный разрыв в среднедушевом доходе крайних в социально-экономическом отношении групп населения ведет за собой 3-4 кратную разницу в показателях здоровья. Лица с меньшими доходами чаще болеют, реже прибегают к профилактической помощи, имеют более высокие показатели смертности. Группы населения с высоким доходом чаще используют профилактические виды медицинской помощи. Однако, по достижению определенного материального благополучия (доходы среднего класса) на здоровье населения в целом и каждого конкретного человека, в первую очередь, начинают влиять не столько сами материальные возможности, сколько характер их использования в интересах здоровья. Последнее, в значительной степени, зависит от уровня образования. При сравнении одинаковых возрасто-половых групп показано, что смертность лиц с высоким уровнем образования в 1,5-4 раза ниже, чем в группах с более низким уровнем образования. Убедительны также данные о различиях в средней продолжительности жизни. Считают, что большая продолжительность жизни лиц с более высоким уровнем образования связана, в первую очередь, с более рациональными стереотипами поведения и, кроме того, с характером труда. Образование матери прямо влияет на уровень младенческой смертности; в крайних вариантах (университет, незаконченная средняя школа, неграмотные) показатели смертности младенцев различаются более чем в 4 раза.