История района метрогородок. Панорама Метрогородок. Виртуальный тур Метрогородок. Достопримечательности, карта, фото, видео

Метрогородо́к - район в Восточном административном округе города Москвы, а также одноимённое внутригородское муниципальное образование. Крупнейший по площади район Москвы. Бо́льшую часть территории района занимает национальный парк «Лосиный Остров». Площадь района - 2757 га. Население - 37 785 чел. (2016).

Территория нынешнего Метрогородка долгое время была покрыта густыми лесами, среди которых некогда стояли две небольшие деревушки - Александриха и Пантелеиха, но уже в XIX веке на их месте были пустоши. В конце XIX века здесь появляются дачи - район становился ближним пригородом Москвы. В марте 1917 года пределы Москвы распространились до Московской окружной железной дороги, территория нынешнего района Метрогородок в городскую черту ещё не вошла, но стала с ней непосредственно граничить (граница эта совпадала с современной границей Метрогородка и района Богородское). Метрогородок возник в 1930-х гг. с началом строительства Московского метрополитена, тогда по соседству с Окружной железной дорогой появилась автобаза «Метростроя», а рядом с ней - двух- и трёхэтажные дома барачного типа, где жили строители метрополитена. Так появился посёлок, называвшийся «Метрогородок» (или «посёлок Метростроя»). В сторону посёлка из располагавшегося на территории Богородского посёлка имени Подбельского (бывшее село Ивантеевское) вело Открытое шоссе, оно получило своё название ещё в 1922 году - по открытой с одной стороны местности, но в те годы доходило только до Окружной железной дороги, а далее его продолжением служила обычная просёлочная дорога. Застраивалась сначала правая сторона данной дороги, и карта Москвы 1939 года показывает, что эта правая сторона считалась тогда уже частью Москвы (остальная территория района вошла в черту Москвы в 1960 г.). Через железную дорогу перекинули узкий мостик и по нему пустили одноколейный трамвай № 8. Этот трамвай доставлял на автобазу рабочих «Метростроя»; им пользовались и москвичи, желавшие отдохнуть в Лосином Острове: погулять в лесу, пособирать грибы и ягоды. В начале 1940-х гг. был построен надёжный трамвайно-автомобильный мост через Окружную железную дорогу, а просёлочную дорогу сменило продолженное на северо-восток Открытое шоссе. На месте прежних бараков руками немецких военнопленных были возведены двух- и трёхэтажные дома с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией; большинство квартир в них получали работники «Метростроя» и автобазы. Появились площади и скверы. В начале 1950-х годов в Метрогородок переехал завод железобетонных изделий. В 1950-е гг. началась активная жилая застройка района, а в 1960-1970 гг. Открытое шоссе приобретает современный облик, одновременно возникают новые улицы. Метрогородок этих лет необычайно уютен и зелен, причём деревья растут даже между трамвайными путями. В ходе проведённой в Москве административной реформы 1991 года 12 сентября 1991 года образован муниципальный округ Открытое Шоссе, вошедший в состав Восточного административного округа. Постановлением…

В Восточном административном округе города Москвы , а также одноимённое муниципальное образование .

Это – крупнейший по площади район Москвы, бо́льшую часть которого занимает федеральный национальный парк «Лосиный Остров ».

Площадь района – 2757 га. Население – 36 993 чел. (2014).

Метрогородок – молодой район по сравнению с близлежащими, которые имеют давнюю историю и образовались на месте старинных деревень и сел, таких как Богородское, Черкизово, Калошино, Абрамцево, Черницыно, Гольяново. Ведь до начала прошлого столетия на месте современного района кроме Лосино-Погонного леса, реки Сосенки с притоками, да нескольких деревянных домиков ничего не было.

Даже после завершения в 1908 году строительства Московской Окружной железной дороги, ничего не изменилось в этих местах. Только возле станций «Черкизово» и «Белокаменная» появились промышленные постройки. Из села Ивантеевское прошли две параллельные дороги: одна – на месте нынешнего Открытого шоссе, другая – чуть южнее в сторону Гольяново. Через железную дорогу перекинулся узкий мостик, в последствии по нему проложили одноколейку. На одноколейном трамвайчике люди стали приезжать в Лосиный Остров, чтобы отдохнуть: погулять в лесу, собирать ягоды, грибы.

Первый городок «Метростроя» вырос в нескольких километрах от Москвы – в Лоси. Скучные одноэтажные дома на деревянном каркасе барачного типа. О красоте тогда не думали, особых удобств не требовали. Стандартные дома возводили в течение нескольких дней. Но прошло очень немного времени и здесь стало уже тесно. Для метростроевцев стали строить дома-общежития в Черкизове, Преображенском, Сокольниках. Для нужд «Метростроя» появилась автобаза возле Окружной железной дороги со стороны Метрогородка.

После того, как были введены в эксплуатацию первые станции метрополитена, встал вопрос о строительстве хорошей дороги и трамвайно-автомобильного моста через Окружную железную дорогу (что и было сделано к началу 40-х годов). Постепенно городок перестраивался. На месте прежних бараков руками пленных немцев началось строительство двух- трехэтажных домов с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией. Квартиры, что вполне естественно, получали работники Метростроя и автобазы. Появились парки и скверы.

В начале 50-х годов в Метрогородок переезжает завод железобетонных изделий (ЖБИ), его продукция широко используется для строительства метро, дорог, путепроводов, мостов (стоит отметить, что это старейшее предприятие Метростроя, основанное в 1932 году и отметившее в прошлом году 75-летний юбилей, активно функционирует и сейчас.). Рабочие завода также стали жителями района.

Набирают обороты темпы строительства: ведется строительство 5-этажных домов с покатыми крышами и высокими потолками, которыми застраивается четная сторона Открытого шоссе. В первой половине 60-х по нечетной стороне Открытого шоссе «вырастают» знаменитые «хрущевки», чуть позже – блочные 9-этажки. Открытое шоссе приобретает современный облик.

В это время появляется улица Николая Химушина, название которой дали к 20-й годовщине Великой Победы. В 1965 году появились Монтажная и Тагильская улицы, два Иртышских проезда. Но самой старой считается улица Лосиноостровская, которая появилась в 1928 году.

В 70-х годах возводятся новые жилые кварталы, к опушке леса переносится трамвайный круг. Метрогородок этих лет был необычайно уютен и зелен: огромные деревья росли даже между трамвайными путями. Практиковалась и искусственная высадка, в результате чего лес «подошел» прямо к домам. Старожилы рассказывают и о многочисленных яблоневых садах, от которых в наше время почти ничего не осталось.

Сегодняшний Метрогородок мало напоминает поселок метростроителей прежних лет.

Первые планы строительства в Москве появились еще в начале XX в. В частности, в 1902 г. инженером Балинским был предложен проект, который Московская городская дума отвергла. Затем появилось еще несколько проектов прокладки линий метрополитена, но они также остались неосуществленными. К ним возвратились лишь после революции.

Сделать это заставила сама жизнь. Рост населения в Москве привел к тому, что его подвижность резко выросла. Если в 1914 г. на каждого москвича в среднем приходилось 152 поездки в год, то в 1924 г. на одного жителя приходилось 167 поездок, в 1928 г. — 309, а к 1932 г. число поездок на одного человека возросло до 520. Рост подвижности населения обозначил со всей остротой проблему городского транспорта. Даже несмотря на увеличение числа трамваев, ввод новых автобусных и троллейбусных линий, городской транспорт столицы не справлялся с перевозками. Достаточно привести несколько цифр. За 1934 г. московский трамвай, являвшийся главным средством передвижения по городу, перевёз в общей сложности около 2 млрд. пассажиров. При этом на долю каждого трамвайного вагона приходилось свыше 700 тыс. пассажиров в год. Для сравнения в тогдашней Вене трамвайный вагон перевозил в год около 180 тыс. человек, а в Берлине — 240 тыс. человек.

Со всей очевидностью встала необходимость создания в Москве . Однако самостоятельно справиться с этой проблемой московские власти не могли: для новой стройки требовались огромные средства — по тогдашним ценам около 800 млн. рублей. Чтобы представить себе размеры этой суммы, укажем, что в это время квалифицированный рабочий в среднем получал около 30—40 рублей в месяц. Неудивительно, что Московский комитет партии и Моссовет обратились за поддержкой наверх. Это предложение было поддержано, и состоявшийся в июне 1931 г. пленум ЦК ВКП(б) принял решение о начале строительства в столице в 1932 г.

В сентябре 1931 г. Московским комитетом партии во исполнение этого решения было организовано управление Метростроя, которое приступило к проектированию линии , длиной около 12 км. Ее было предложено соорудить от Сокольников до Крымской площади, с ответвлением от Охотного ряда до Смоленской площади. На все это ушли конец 1931 и весь 1932 г.

Одновременно с проектированием в декабре 1931 г. начались первые работы по строительству . В начале 1932 г. были выстроены первые городки для строителей. К концу 1932 г. на строительстве было занято 9 тыс. человек. Сама же проходка началась в 1933 г.

Эта дата стала неслучайной. К этому времени уже заканчивались работы по строительству Беломорско-Балтийского канала, построенного во многом благодаря труду заключенных — «раскулаченных» и иных «контрреволюционных элементов». 20 июня 1933 г. Беломорско-Балтийский канал был осмотрен лично И.В. Сталиным вместе с С.М. Кировым и К.Е. Ворошиловым. По мере завершения земляных работ НКВД перебрасывало контингенты заключённых на новые стройки, одной из которых и должно было явиться строительство .

Однако оказалось, что подневольным малоквалифицированным трудом, с одной лопатой и кайлом построить метро невозможно. Несмотря на то что к январю 1934 г. на стройке было занято уже 36 тыс. человек, план работ оказался практически невыполненным. По официальным сведениям, он был выполнен всего на 10%, по другим, более реальным данным лишь на 6%.

Главным тормозом являлись крайне плохие бытовые условия жизни строителей, низкая оплата их труда. Весной 1933 г. МК ВКП(б) и Моссовет принимают специальное постановление о повышении оплаты и улучшении бытовых условий ведущих профессий подземных рабочих. Тем не менее эти меры не дали ожидавшихся результатов.

Затягивание сроков строительства из чисто технической проблемы перерастало в политическую. Сомнению подвергался главный лозунг тех дней: «Нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевики», а это грозило московскому руководству уже соответствующими «оргвыводами». Неудивительно, что первый секретарь Московского комитета партии A.M. Каганович, курировавший стройку, буквально дневал и ночевал на ней. Тем не менее к началу 1934 г. становилось ясно, что, несмотря на все старания, мог быть провален и новый годовой план строительства. В этих условиях МК ВКП(б) принимает отчаянные усилия для выправления дел.

29 декабря 1933 г. созывается специальный пленум Моссовета совместно с ударниками Метростроя и руководством московских заводов. Решением пленума за каждым московским предприятием был закреплён отдельный участок линии . Рабочих московских заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке направляли на многотысячные субботники. Московскому комитету комсомола было поручено послать на строительство 10 тыс. комсомольцев. Все это привело к тому, что на стройке стали нарастать темпы. Кривая выемки грунта росла день ото дня. Строители, по колено утопая в жидком грунте, метр за метром прокладывали пути.

И хотя темпы стройки возросли, серьёзно встала проблема качества работ. В мае 1934 г. МК ВКП(б) и президиум Моссовета вынуждены были принять специальное постановление о безобразном качестве бетонных работ на строительстве. МК партии прикрепил шахты и дистанции строительства к московским райкомам. На постоянную работу в шахты были посланы партработники в качестве секретарей парткомов шахт и т.п. Но главное было в том, что на стройке начали появляться квалифицированные кадры. Были организованы специальные наборы шахтёров Донбасса, тоннельщиков из грузинской Риони-ГЭС, других специалистов. К маю 1934 г. на стройке было занято уже 75 тыс. человек (из них 20 тыс. было снято с других московских заводов). В Англии был заказан и доставлен специальный горно-проходческий щит, по образцу которого на московских заводах был создан второй аналогичный. Все это дало свои результаты. Привлечение техники и квалифицированных рабочих привело к тому, что темпы земляных работ были увеличены в 5 раз, бетонных — в 8—9. В итоге за 1934 г. было выполнено 85% общего объема земляных работ и 90% бетонных.

К началу 1935 г. строительство было в основном завершено. 6 февраля 1935 г. построенные осмотрели члены Политбюро и правительства. В марте началось пробное движение поездов, а 15 мая 1935 г. открылись первые 13 станций .


По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Глава управы

Юмаева Венера Яхиевна

Муниципальный округ Название

Метрогородок

Дата образования Характеристика Площадь Население ()

↗ 37 785 чел.
(0.31 %)

Плотность населения () Площадь жилого фонда () Координаты : 55°49′30″ с. ш. 37°45′02″ в. д.  /  55.82500° с. ш. 37.75056° в. д.  / 55.82500; 37.75056 (G) (Я)

Метрогородок возник в 1930-х гг. с началом строительства Московского метрополитена , тогда по соседству с Окружной железной дорогой появилась автобаза «Метростроя », а рядом с ней - двух- и трёхэтажные дома барачного типа, где жили строители метрополитена. Так появился посёлок, называвшийся «Метрогородок» (или «посёлок Метростроя»). В сторону посёлка из располагавшегося на территории Богородского посёлка имени Подбельского (бывшее село Ивантеевское) вело Открытое шоссе , оно получило своё название ещё в 1922 году - по открытой с одной стороны местности , но в те годы доходило только до Окружной железной дороги, а далее его продолжением служила обычная просёлочная дорога. Застраивалась сначала правая сторона данной дороги, и карта Москвы 1939 года показывает, что эта правая сторона считалась тогда уже частью Москвы (остальная территория района вошла в черту Москвы в 1960 г.). Через железную дорогу перекинули узкий мостик и по нему пустили одноколейный трамвай № 8. Этот трамвай доставлял на автобазу рабочих «Метростроя»; им пользовались и москвичи, желавшие отдохнуть в Лосином Острове : погулять в лесу, пособирать грибы и ягоды .

В начале 1940-х гг. был построен надёжный трамвайно-автомобильный мост через Окружную железную дорогу, а просёлочную дорогу сменило продолженное на северо-восток Открытое шоссе . На месте прежних бараков руками немецких военнопленных были возведены двух- и трёхэтажные дома с высокими потолками, большими окнами, водопроводом и канализацией; большинство квартир в них получали работники «Метростроя» и автобазы. Появились площади и скверы. В начале 1950-х годов в Метрогородок переехал завод железобетонных изделий. В 1950-е гг. началась активная жилая застройка района, а в 1960-1970 гг. Открытое шоссе приобретает современный облик, одновременно возникают новые улицы. Метрогородок этих лет необычайно уютен и зелен, причём деревья растут даже между трамвайными путями.

В ходе проведённой в Москве административной реформы 1991 года 12 сентября 1991 года образован муниципальный округ Открытое Шоссе, вошедший в состав Восточного административного округа . Постановлением Московской городской думы от 5 июля 1995 года муниципальные округа были преобразованы в районы Москвы , бывший муниципальный округ Открытое Шоссе получил современное название - район Метрогородок.

Население

Численность населения
2002 2010 2011 2012 2013 2014 2015
37 283 ↘ 36 154 ↗ 36 312 ↗ 36 526 ↗ 36 904 ↗ 36 993 ↗ 37 042
2016
↗ 37 785

Инфраструктура

В районе действуют 18 промышленных предприятий, в том числе ТЭЦ-23 , 26 предприятий торговли (в том числе 13 продовольственных магазинов), работают 4 больницы, 2 поликлиники (№ 41 и детская № 16), аптеки, детский неврологический санаторий, 10 детских садов . На территории района находятся Российский государственный социальный университет , Московский городской психолого-педагогический университет , технический лицей «Колосс», ГОУ СПО Технологический колледж № 21, 4 общеобразовательных школы .

По территории района проходит бо́льшая часть Открытого шоссе .

Транспорт

По улицам района проложены 4 трамвайных (№ 2, 13, 29, 36) и 5 автобусных маршрутов (№ 3, 75, 627, 775, 822), работают маршрутные такси. Ближайшие станции метро - «Бульвар Рокоссовского » (Сокольнической линии) и «Бульвар Рокоссовского » (Московского центрального кольца) расположены рядом с границей района.

Территория и границы

Границы района муниципального образования Метрогородок проходят по оси полосы отвода Малого кольца МЖД , далее по северо-западным границам территории национального парка «Лосиный Остров », восточной границе территории Бабушкинского кладбища, северо-западным границам территории национального парка «Лосиный Остров», городской черте города Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги , включая все транспортные развязки улиц и дорог), далее, пересекая территорию национального парка «Лосиный Остров», по оси 59-й просеки, южной границе территории ТЭЦ-23 , оси подъездной железнодорожной ветки на ТЭЦ-23 до Малого кольца МЖД.

Напишите отзыв о статье "Метрогородок"

Примечания

  1. . Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Проверено 27 сентября 2014.
  2. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  3. // Управа района Метрогородок.
  4. , с. 526.
  5. , с. 225, 237.
  6. // Неизвестный Метрогородок.
  7. . .
  8. . Проверено 16 августа 2014. .
  9. (рус.) . Портал Префектуры Восточного Административного Округа города Москвы. Проверено 4 июля 2014. .
  10. . Проверено 31 мая 2014. .
  11. . Проверено 16 ноября 2013. .
  12. . Проверено 2 августа 2014. .
  13. . Проверено 6 августа 2015. .
  14. (недоступная ссылка)
  15. . Проверено 27 сентября 2014.

Литература

  • История московских районов: энциклопедия / Под ред. К. А. Аверьянова . - М .: Астрель, 2008. - 832 с. - ISBN 5-271-11122-9 .
  • Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. - М .: Московский рабочий , 1959. - 367 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Метрогородок

– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Технически огромный Метрогородок может похвастаться удивительно низким для Москвы уровнем плотности населения. Суммарно в районе живут 37 тыс. человек, на долю среднестатистического столичного «спальника» обычно приходится в 3-5 раз больше. Главная причина диссонанса - национальный парк «Лосиный остров», зона свободная от застройки и занимающая большую часть района. Лесная зона полностью изолирует Метрогородок от остальных районов с севера и востока, в то время как разделительной полосой на западе и юге служат оставшиеся с советских времен промышленные предприятия.

Парк «Лосиный остров». Фото: Commons.wikimedia.org

Дачная околица

Изначально территория современного Метрогородка была покрыта сплошным лесом. Размеренное освоение ближнего пригорода Москвы началось в конце XIX века с ростом популярности пригородных дач. А чёткие очертания поселок приобрёл только во второй половине 1930-х. Неподалеку появилась автобаза «Метростроя», а рядом с ней на сегодняшней Пермской улице небольшое поселение рабочих из двух- и трехэтажных зданий, больше напоминающих бараки. Во время войны правая сторона проходящего сквозь весь район Открытого шоссе активно начала застраиваться уже основательными каменными домами и половина района официально оказалась в составе столицы. Квартиры в новых домах получили рабочие-метростроевцы. В 1950 к жителям района добавились сотрудники перевезенного сюда завода железобетонных изделий, одновременно в Метрогородке началась мощная жилая застройка, перекинувшаяся на левую сторону Открытого шоссе. К 1960-му году вся современная территория района официально вошла в состав Москвы.

Очередная волна жилищного строительства началась здесь в начале 1970-х и подарила району одну из главных тем для городских легенд. В 1972 году на улице Николая Химушина было построено сразу три девятиэтажных дома серии II-49П, несколько лет спустя в народе они получили название «фенольных». Изначально здания считались экспериментальными: в бетон при строительстве добавляли вещество фенол, которое должно было ускорить затвердевание, а проложенную в качестве утеплителя стекловату пропитывали формальдегидами. Через несколько лет после эксплуатации надзорные службы зафиксировали в здании рекордный уровень превышения концентрации ядовитых веществ. Окончательно расселить дома удалось только к началу 1990-х. «Фенольный» дом на Открытом шоссе после этого снесли, а три здания на улице Химушина лишь несколько месяцев назад решили превратить в общежития для сотрудников автодорожных предприятий: обследовавшие здания эксперты пришли к выводу, что риска для жизни и здоровья они больше не представляют.

Снос «фенольного» дома в Метрогордке. Фото: www.russianlook.com

Тихий анклав

Основной плюс проживания в Метрогородке - тишина. Главная магистраль района - Открытое шоссе - заканчивается тупиком и крайне редко бывает загружена машинами. Удаленность от метро лишила Метрогородок не только плюсов, но и явных минусов - точек дешёвого общепита и скоплений народа.

Положение изолированного посёлка оставило микрорайон развлекательных зон: здесь нет ни торговых центров, ни кинотеатров, ни сетевых кафе. Для жителей работают только несколько местных ресторанов, которые больше подойдут для организации праздничных банкетов. Тем не менее, район хорошо обеспечен социальной инфраструктурой: здесь достаточно школ, детских садов, площадок, больниц и спортивных секций. Главное место для прогулок - парк Лосиный остров, молодые люди по вечерам изредка прогуливаются по бульвару, вытянутому вдоль улицы Николая Химушина.

Станций метро на территории самого Метрогородка нет и в будущем не запланировано. Путь пешком от ближайшей «Улицы Подбельского» до жилищных массивов займёт около 20 минут. С восточной стороны к микрорайону приближена станция «Щёлковская», пешеходный путь от неё тоже затянется и будет лежать через промзону. От метро жителей городка возят несколько маршрутов автобусов и трамваев.

Тариф на проживание

Средняя стоимость квадратного метра в микрорайоне по оценкам портала irn.ru составляет 149 тыс. рублей в месяц, примерно на 12% дешевле среднемосковского уровня. За аналогичные деньги можно поселить, например, в Люблине, Марьине или Алтуфьеве. В случае с Метрогородком речь может идти лишь о покупке недвижимости на вторичном рынке: новостроек в районе нет. Зато прошедшая здесь волновая застройка даст возможность выбрать из кирпичных, монолитных, панельных, пяти- и девятиэтажных домов.

Парк «Лосиный остров» примыкает к застройке, расположенной по левую сторону Открытого шоссе. Прямо на деревья выходят окна жильцов первого микрорайона Метрогородка. Дома на правой стороне шоссе отделены от промышленной зоны проходящей сквозь весь микрорайон улицей Николая Химушина. Жильцам окрестных домов из окна будет видна работающая ТЭЦ и действующий завод железобетонных конструкций. Тем не менее, экологи полагают, что работа предприятий не наносит вреда здоровью, а местные дворы в сравнении с остальными московскими «спальниками» всё равно покажутся достаточно зелёными.

Из-за наличия рядом зелёной зоны и вопреки удалённости от метро съёмные квартиры здесь пользуются достаточно большим спросом, а их стоимость часто оказывается выше стандартных расценок удалённых районов. Снять «однушку» в Метрогородке можно за 27-30 тыс. рублей в месяц. «Двушки» редко предлагают дешевле 45 тыс. рублей в месяц, а за «трёшку» придётся заплатить примерно 55 тыс.