Как хорошо уметь читать рассказ. Как хорошо уметь читать

Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Валентин Берестов

Книги всегда рядом с нами. Книгу называют «аптекой души». О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят нам на любой вопрос. Книги – это верные надежные друзья. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению. Как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка? Выбирая для ребенка книги, помните, что они должны быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Желательно, чтобы сюжет ее был простым. С четкой последовательностью событий. Лучше если это будут книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы. Информация, содержащаяся в книге, должна соответствовать уровню развития ребенка, доставлять ребенку эстетическое удовольствие. Шрифт для чтения ребенком должен быть простым и соответствовать возрасту. Для начинающих читать шрифт должен быть высотой 6-8 мм с достаточными интервалами между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста. Не старайтесь хитростью, а тем более, силой заставить ребенка читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге. Всегда хвалите ребенка, если он/она читает. И конечно, разрешите самому выбирать книгу для чтения. Читать вместе со своим ребенком рекомендуется не менее 10 минут в день. Читайте каждый день, попеременно по одному предложению, абзацу, странице. И никогда не отговаривайте ребенка от чтения, читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Сделайте чтение приятным времяпровождением, когда вы читаете со своим ребенком, то:

*Найдите спокойное место

*Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу

*Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему

*Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения

*Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем он прочитал

Развивая интерес ребенка к книге, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг. Старайтесь посещать с ребенком книжный магазин или библиотеку. Правильно поступают родители, которые читают детям вслух с самого раннего возраста, которые сами относятся к чтению книг, как к удовольствию: цитируют отрывки, делятся о прочитанном. Очень ценно показать детям, как вы цените книгу, радуясь ей как подарку. Обратите внимание, Дом книги и книжные магазины часто проводят праздники детских книг, обычно они бывают в дни школьных каникул. Это и захватывающие путешествия по сказкам, викторины и смешные конкурсы, а также живые встречи с писателями. Не забудьте посетить с детьми это увлекательное и очень полезное место. Прививая любовь к книге, учите ребенка бережному отношению к ней. И пусть общение с книгой доставляет ребенку радость!

Итак, давайте подведем итог. Хотите, чтобы Ваш ребенок
много и с удовольствием читал? Тогда попробуйте:

* использовать каждую свободную минутку для общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;

* разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, красками, пластилином, что бы ребенок мог нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению;

* записывать истории, которые Ваш малыш будет рассказывать, сочинять их вместе с ним, делать маленькие книжки, авторами которых будете Вы и Ваш ребенок;

* устраивать своему ребенку походы в цирк, театр, зоопарк и т.д. Обязательно обменивайтесь с ним своими впечатлениями;

* создать в семье доброжелательную обстановку ко всем творческим начинаниям Вашего ребенка;

* всегда иметь дома достаточно «материала» для чтения;

* подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

* отвечая на вопросы малыша, делайте ссылку на прочитанное, чтобы показать ему, что книга - источник знаний;

* познакомьте малыша с библиотекой задолго до школы;

* берите его время от времени с собой в библиотеку, чтобы он видел огромное количество книг, мог брать их с полки и рассматривать, сам выбрать несколько книг домой;

* сделайте чтение приятным времяпрепровождением;

* дарите ребенку книги.


«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать», - учили мы в детстве и даже не подозревали того, что овладеваем навыком, который отличает человека от всех других представителей живой природы. Только вот незадача. В детстве мы читаем очень много, упиваемся приключениями, детективами, романами, пьесами… А потом времени становится меньше, но тяга к чтению не ослабевает. Поэтому надо знать, как хорошо читать книги, чтобы за меньшее время можно было прочитывать большее количество книг, и чтобы качество чтения не снижалось.

Техника быстрого чтения

Техника быстрого и качественного чтения отличается от обычного чтения степенью восприятия текста. К примеру, при обычном чтении мы читаем слова, предложения, не спеша проговариваем его внутри себя, одновременно представляем его образ, если образов несколько, соединяем их в единую мысль и единую картинку, словно просматривая в своем воображении кинофильм. Это очень верное и качественное восприятие информации. Но если вам интересно, как читать лучше, быстрее, чтобы все прочитанное запоминалось, то надо будет освоить совершенно другую технику. При чтении книги, газетной статьи, документального материала, параграфа учебника, не проговаривайте слова текста про себя, старайтесь просто представить образ того, что описано в тексте. Окидывайте взглядом текст, скользите им сверху вниз по странице. Увидите, как по отдельным словам в вашем воображении начнет складываться картинка. В начале таких упражнений далеко не весь смысл прочитанного будет понято вами досконально, не ожидайте мгновенных результатов. Если вы будете упорно заниматься, то вы поймете, как лучше читать книги, чтобы делать это быстро и понимать весь смысл прочитанного.

Чтение стихов

Чтобы понять, как хорошо читать стихи, надо опять вспомнить про внутреннее видение того, о чем вы читаете. Прочитайте одно четверостишие, представьте его сюжет, действие, которое в нем происходит. Выстройте видеоряд этого действия в своем воображения. Точно так же надо сделать со всеми четверостишиями. После того, как вы полностью «увидите» стихотворение, его намного легче можно будет выучить. Если вы все-таки переживаете за то, что вы забудете текст стиха, видеоряд, выстроенный вами, поможет вспомнить слова из любого места произведения. Кстати, этот прием, рассказывающий, как научиться хорошо читать стихи, поможет вам сделать это очень красиво с актерской точки зрения, ведь именно на нем основано искусство художественного чтения. Обязательно уловите ритм стихотворения, чередование ударный и безударных слогов в словах. Ритмичность дает возможность не только выразительно читать стихи, но и запоминать их довольно легко.

Удобство при чтении

Очень важно при чтении находиться именно в том состоянии, в тех условиях, когда чтение становится очень продуктивным. Во-первых, должна быть тишина, хотя бы относительная. Во-вторых, поза читающего должна быть удобной. Лучше всего, если при чтении сидеть на стуле или в кресле. Лежа читать очень вредно для зрения, утверждают врачи. Книга должна находиться на расстоянии 30-40 см от глаз. Освещение должно быть достаточно ярким. В этих условиях смысл прочитанного будет понятен и максимально зафиксирован в памяти. А если еще и книга попадется интересная, тогда вы очень хорошо поймете, как хорошо уметь читать!

ТВОРЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПРОЕКТА «НАШИ ДЕТИ»

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Эти строчки такого знакомого стихотворения Валентина Берестова приходят на ум (а иногда и озвучиваются вслух) каждый раз, когда мои дети просят меня прочитать книжку, где «много букв», но которую они вполне могли бы уже прочитать сами. В детстве я как-то не очень понимала, почему мама так назидательно произносит эти слова. Но вот пришло время и мне цитировать эти строки моим детям.

И все-таки сначала было… нет, не слово.

Сначала были картинки!

Когда дети были совсем малышами, мы познакомились с необычной книгой с непривычным для русского слуха названием – виммельбух. Это немецкое слово переводится как «мельтешащая книга» и как нельзя лучше описывает то, что происходит на ее страницах. По-русски такую книгу называют по-разному: и книга-гляделка, и большая книга картинок, и книга для разглядывания, и книга со спрятанными рисунками – но смысл всегда один.

Практически полное отсутствие текста и наличие больших, подробных и очень красивых картинок. Многочисленные герои становятся участниками разнообразных ситуаций, город открывает свои тайники для внимательного наблюдателя, а природа демонстрирует феерическое разнообразие флоры и фауны. Конечно, для нашего восприятия больше походит название книга – гляделка.

Чаще всего формат такой книги превышает стандартный – встречались мне и книги-гиганты в метр высотой – тут даже и не знаю, что приводит в восторг в первую очередь. Это настоящее сокровище: все страницы просто усыпаны героями, деталями и секретиками! Иллюстрации и впрямь захватывают – недаром их придумывают и создают талантливейшие художники. Благодаря детальным рисункам такую книгу можно «читать» много раз, но все равно каждый раз открывать ее заново, находя что-то, что не увидел или пропустил в прошлый раз. Очень часто такие книжки выходят целыми сериями – каждая посвящена своей теме и герои путешествуют с вами по всем страницам книг.

Герои мультфильмов – отличные спутники в книгах такого формата. Малышу приятно узнавать на страницах книги персонажей, знакомых ему по любимым мультикам, и наблюдать за тем, что происходит в их игрушечной жизни.

Не так давно я познакомилась с первой книгой-гляделкой с героями известного российского мультфильма. Издательский дом «Комсомольская правда» выпустил серию книг про Лунтика , который, без сомнения, полюбился многим детям.

Трогательный фиолетовый Лунтик и его многочисленные друзья – главные участники книг для разглядывания и творческого общения с детьми «Как Лунтик знакомился с праздниками» и «Как Лунтик ходил в гости».


Книга для разглядывания «Как Лунтик знакомился с праздниками» знакомит читателя с традиционными русскими праздниками. Тут и день рождения с хороводом, и День знаний с букварем и осенними цветами, и Новый год с «Письмом Деду Морозу» и шариками-хлопушками на елке, и Масленица со скоморохами и Масленой. Это те праздники, которые любим мы сами и про которые так хочется рассказать детям. Блины, масленица и новогодняя ночь, катание на коньках и санках… Сколько душевных воспоминаний приходит с этими образами!

Книга про Лунтика – хорошая возможность погрузиться с малышами в «праздничную» тему. Эта серия будет пополняться новыми книгами. Думаю, дети с радостью встретят старых знакомых!

Самое удивительное то, что книга, в которой нет текста, может обучать и воспитывать. Для детей, которые только начинают говорить, пополнение словарного запаса – задача трудная, но первостепенная. Новые понятия и слова, ситуации и их описания – все это отлично стимулирует речевые навыки.

Одна книга дает множество вариантов обучающих игр – недаром в ее названии упоминается творческое общение с детьми. С самыми маленькими можно учить цвета, изучать цифры и счет – например, сосчитать гостей за столом или количество шариков. С теми, кто осваивает азбуку, легко закреплять пройденные буквы и расширять словарный запас, играя в игру «Найди все слова на букву А (или любую другую)».

Развивать фантазию лучше всего, придумывая необычные истории про героев: скажем, куда бежит муравей с мешком муки, что рассказывает Генерал Шер про грибы и кто отправлен на поиски морковки, которой так не хватает снеговику. Каждый разворот книги может стать мотивом отдельной истории, а можно выбрать одного героя и рассматривать, чем он занимается на разных разворотах. Дайте малышу подсказку – и вы будете удивлены полетом его фантазии. Кстати, такая книга – отличное занятие в долгой дороге.

Но, пожалуй, самое главное умение, которое тренирует книга для разглядывания, – это умение замечать нюансы и скрытые от беглого взгляда подробности.

Со временем это внимание к деталям и наблюдательность обязательно проявятся и в обычной жизни: и вот уже среди городского шума и «мельтешения» ваш малыш сможет заметить маленького жука, ползущего по своим делам в трещине здания…


Разворот книги «Как Лунтик знакомился с праздниками»

Как только глаз ребенка научится выискивать самые маленькие детали, его мир наполнится множеством интересных открытий.

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

    Материалы прислала : Дарья Романова

(В. Берестов)

В чем прелесть чтения? Читаешь много - знаешь много.

Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой.

Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему.

Вот над совокупностью этих личностных качеств человека и работает педагогический коллектив ГОУ СОШ №1371 с углубленным изучением английского языка в тесном содружестве с центральной детской библиотекой №17 "Смена".

Каждый новый учебный год учителя начальных классов начинают со знакомства учащихся 1х классов с библиотекой. Заведующая детской библиотеки Александрова Марианна Владимировна не просто беседует с детьми, а проводит экскурсию по всем отделам библиотеки, знакомит с содержанием стендов и стеллажей, советует первоклассникам, как сделать чтение любимым занятием. Работники абонементного зала выдают детям читательские билеты, которые открывают путь к живому общению с книгой.

Школа проводит конкурсы, читательские конференции и олимпиады по русскому языку - "Слово о словах"; по математике - "Магические числа"; по истории - "Улицы Крылатского", "Героические защитники Москвы в годы Великой Отечественной войны" и др. Библиотека обеспечивает учащихся необходимыми материалами для подготовки у участию в творческих и интеллектуальных мероприятиях.

Надолго запомнились детям встречи с писателями Э. Успенским, Г. Остерманом.

Например, в сентябре 2007 года дети встречались с молодой писательницей Диной Крупской, с редактором киножурнала "Ералаш" Сергеем Георгиевичем Георгиевым.

А сколько было заочных встреч с писателями классиками: Борисом Житковым, Корнеем Ивановичем Чуковским, Виталием Бианки, В.Берестовым, где дети узнают об интересной, а подчас трудной писательской стезе, но любовь к окружающим людям, к природе, к книге, к истории делают писателей дарителями добра, благородства, радости многим поколениям людей. Проникаясь уважением и доверием к писателю, учащиеся проявляют больший интерес к написанным ими произведениям.

Экскурсии в Переделкино, а потом беседы с детьми в школе или библиотеке помогают им понять многое, усвоить главное - настоящий человек рождается через познание истинных ценностей, выработанных человечеством и чаще всего облеченных в форму книги.

Умелое подведение итогов и яркий обмен впечатлениями от посещений исторического музея "Бородино", музея "Бородинская панорама" и того многого, что прочитано, прослушано о событиях 1812г, ставит учащихся на место героев этой войны и делает их возвышеннее, патриотичнее. Дети пишут отзывы об экскурсия и беседах, создают свою панораму увиденного.

А сколько прочитано учащимися по теме "Великая Отечественная война": о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, героических боях под Москвой, об Орлово-Курской дуге.

Дети пишут рефераты, оформляют стенды по этим темам, вживаются в образы героев, становятся соучастниками боев и побед, испытывают чувство патриотизма и гордости за нашу страну, наш народ.

И всем этим мы обязаны книге, школе, библиотеке.

Великая мудрость народа гласит:

  • "Чтение - вот лучшее учение"
  • "С книгой дружить - век не тужить"
  • "Хорошая книга - лучший друг".

Педагог дополнительного образования

Романова А.А.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Что даёт ребёнку чтение? Чтение даёт новые знания, развивает творческое воображение, фантазию, память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность, расширяет кругозор. Самостоятельное чтение улучшает словарный запас, лексикон ребёнка. Из всех доступных ребёнку источников информации, только чтение книг помогает зрительному восприятию правописания. Ребёнок может не знать некоторых правил, не иметь представления о значении некоторых слов, но он научиться правильно писать и говорить, если будет достаточно много читать.

Говорят дети:

Я научилась читать в 4 года.
Сейчас в садике книги учусь читать, читаю. Мне нравится читать книжки по слогам, люблю читать слоги, сказки «По щучьему велению», «Три котёнка». Я читаю для того, чтобы узнавать много нового, цифры, буквы и много всего интересного.

Я научился читать, когда мне было почти 5 лет. Чтение мне пригодилось везде: дома, в садике, в магазине, пригодится в школе. Я люблю читать всё! Сейчас, например, дочитываю книгу «Всё о Дедморозовке». Я читаю, чтобы всё знать!