Какая сумма спасет отца русской демократии. Гигант мысли, отец русской демократии



Как вы думаете, предводитель, - спросил Остап, когда концессионеры подходили к селению Сиони, - чем можно заработать в этой чахлой местности, находящейся на двухверстной высоте над уровнем моря?

Ипполит Матвеевич молчал. Единственное занятие, которым он мог бы снискать себе жизненные средства, было нищенство, но здесь, на горных спиралях и карнизах, просить было не у кого.

Впрочем, и здесь существовало нищенство, но нищенство совершенно особое - альпийское. К каждому пробегавшему мимо селения автобусу или легковому автомобилю подбегали дети и исполняли перед движущейся аудиторией несколько па наурской лезгинки. П осле этого дети бежали за машиной, крича:

Давай денги! Денги давай!

Пассажиры швыряли пятаки и возносились к Крестовому перевалу.

Святое дело, - сказал Остап, - капитальные затраты не требуются, доходы не велики, но в нашем положении ценны.

К двум часам второго дня пути Ипполит Матвеевич, под наблюдением великого комбинатора, исполнил перед летучими пассажирами свой первый танец. Танец этот был похож на мазурку, но пассажиры, пресыщенные дикими красотами Кавказа, сочли его за лезгинку и вознаградили тремя пятаками. Перед следующей машиной, которая оказалась автобусом, шедшим из Тифлиса во Владикавказ, плясал и скакал сам технический директор.

Давай деньги! Деньги давай! - закричал он сердито.

Смеющиеся пассажиры щедро вознаградили его прыжки. Остап собрал в дорожной пыли тридцать копеек. Но тут сионские дети осыпали конкурентов каменным градом. Спасаясь из-под обстрела, путники скорым шагом направились в ближний аул, где истратили заработанные деньги на сыр и чуреки.

В этих занятиях концессионеры проводили свои дни. Ночевали они в горских саклях. На четвертый день они спустились по зигзагам шоссе в Кайшаурскую долину. Тут было жаркое солнце, и кости компаньонов, порядком промерзшие на Крестовом перевале, быстро отогрелись.

Дарьяльские скалы, мрак и холод перевала сменились зеленью и домовитостью глубочайшей долины. Путники шли над Арагвой, спускались в долину, населенную людьми, изобилующую домашним скотом и пищей. Здесь можно было выпросить кое-что, что-то заработать или просто украсть. Это было Закавказье.

Повеселевшие концессионеры пошли быстрее.

В Пассанауре, в жарком богатом селении с двумя гостиницами и несколькими духанами, друзья выпросили чурек и залегли в кустах напротив гостиницы «Франция» с садом и двумя медвежатами на цепи. Они наслаждались теплом, вкусным хлебом и заслуженным отдыхом.

Впрочем, скоро отдых был нарушен визгом автомобильных сирен, шорохом новых покрышек по кремневому шоссе и радостными возгласами. Друзья выглянули. К «Франции» подкатили цугом три однотипных новеньких автомобиля. Автомобили бесшумно остановились. Из первой машины выпрыгнул Персицкий. За ним вышел «Суд и быт», расправляя запыленные волосы. Потом из всех машин повалили члены автомобильного клуба газеты «Станок».

Привал! - закричал Персицкий. - Хозяин! Пятнадцать шашлыков!

Во «Франции» заходили сонные фигуры и раздались крики барана, которого волокли за ноги на кухню.

Вы не узнаете этого молодого человека? - спросил Остап. - Это репортер со «Скрябина», один из критиков нашего транспаранта. С каким, однако, шиком они приехали. Что это значит?

Остап приблизился к пожирателям шашлыка и элегантнейшим образом раскланялся с Персицким.

Бонжур! - сказал репортер. - Где это я вас видел, дорогой товарищ? А-а-а! Припоминаю. Художник со «Скрябина»! Не так ли?

Остап прижал руку к сердцу и учтиво поклонился.

Позвольте, позвольте, - продолжал Персицкий, обладавший цепкой памятью репортера. - Не на вас ли это в Москве на Свердловской площади налетела извозчичья лошадь?

Как же, как же! И еще, по вашему меткому выражению, я якобы отделался легким испугом.

А вы тут как, по художественной части орудуете?

Нет, я с экскурсионными целями.

Пешком. Специалисты утверждают, что путешествие по Военно-Грузинской дороге на автомобиле - просто глупость!

Не всегда глупость, дорогой мой, не всегда! Вот мы, например, едем не так-то уж глупо. Машинки, как видите, свои, подчеркиваю - свои, коллективные. Прямое сообщение Москва - Тифлис. Бензину уходит на грош. Удобство и быстрота передвижения. Мягкие рессоры. Европа!

Откуда у вас все это? - завистливо спросил Остап. - Сто тысяч выиграли?

Сто не сто, а пятьдесят выиграли.

В девятку?

На облигацию, принадлежащую автомобильному клубу.

Да, - сказал Остап, - и на эти деньги вы купили автомобили?

Как видите.

Так-с. Может быть, вам нужен старшой? Я знаю одного молодого человека. Непьющий.

Какой старшой?

Ну такой... Общее руководство, деловые советы, наглядное обучение по комплексному методу... А?

Я вас понимаю. Нет, не нужен.

Не нужен?

Нет. К сожалению. И художник также не нужен.

В таком случае займите десять рублей!

Авдотьин, - сказал Персицкий. - Будь добр, выдай этому гражданину за мой счет три рубля. Расписки не надо. Это лицо не подотчетное.

Этого крайне мало, - заметил Остап, - но я принимаю. Я понимаю всю затруднительность вашего положения. Конечно, если бы вы выиграли сто тысяч, то, вероятно, заняли бы мне целую пятерку. Но ведь вы выиграли всего-навсего пятьдесят тысяч рублей ноль ноль копеек! Во всяком случае - благодарю!

Бендер учтиво снял шляпу. Персицкий учтиво снял шляпу. Бендер прелюбезно поклонился. Персицкий ответил любезнейшим поклоном. Бендер приветственно помахал рукой. И Персицкий, сидя у руля, сделал ручкой. Но Персицкий уехал в прекрасном автомобиле к сияющим далям, в обществе веселых друзей, а великий комбинатор остался на пыльной дороге с дураком-компаньоном.

Видали вы этот блеск? - спросил Остап Ипполита Матвеевича.

Закавтопромторг или частное общество «Мотор»? - деловито осведомился Воробьянинов, который за несколько дней пути отлично познакомился со всеми видами автотранспорта на дороге. - Я хотел было подойти к ним потанцевать.

Вы скоро совсем отупеете, мой бедный друг. Какой же это Закавтопромторг? Эти люди, слышите, Киса, вы-и-гра-ли пятьдесят тысяч рублей. Вы сами видите, Кисуля, как они веселы и сколько они накупили всякой механической дряни! Когда мы получим наши деньги - мы истратим их гораздо рациональнее. Не правда ли?

И друзья, мечтая о том, что они купят, когда станут богачами, вышли из Пассанаура. Ипполит Матвеевич живо воображал себе покупку новых носков и отъезд за границу. Мечты Остапа были обширнее. Его проекты были грандиозны. Не то заграждение Голубого Нила плотиной, не то открытие игорного особняка в Риге с филиалами во всех лимитрофах.

На третий день, перед обедом, миновав скучные и пыльные места: Ананур, Душет и Цилканы, путники подошли к Мцхету - древней столице Грузии. Здесь Кура поворачивала к Тифлису. Вечером путники миновали ЗАГЭС - Земо-Авчальскую гидроэлектростанцию. Стекло, вода и электричество сверкали различными огнями. Все это отражалось и дрожало в быстро бегущей Куре.

Здесь концессионеры свели дружбу с крестьянином, который привез их на арбе в Тифлис к одиннадцати часам вечера, в тот самый час, когда вечерняя свежесть вызывает на улицу истомившихся после душного дня жителей грузинской столицы.

Городок неплох, - сказал Остап, выйдя на проспект Шота Руставели, - вы знаете, Киса... Вдруг Остап, не договорив, бросился за каким-то гражданином, шагов через десять настиг его и стал

оживленно с ним беседовать. Потом быстро вернулся и ткнул Ипполита Матвеевича пальцем в бок.

Знаете, кто это? - шепнул он быстро. - Это «Одесская бубличная артель - «Московские баранки». Гражданин Кислярский. Идем к нему. Сейчас вы снова, как это ни парадоксально, гигант мысли и отец русской демократии. Не забывайте надувать щеки и шевелить усами. Ах, черт возьми! Какой случай! Фортуна! Если я его сейчас не вскрою на пятьсот рублей - плюньте мне в глаза! Идем! Идем!

Действительно, в некотором отдалении от концессионеров стоял молочно-голубой от страха Кислярский в чесучовом костюме и канотье.

Вы, кажется, знакомы, - сказал Остап шепотом, - вот особа, приближенная к императору, гигант мысли и отец русской демократии. Не обращайте внимания на его костюм. Это для конспирации. Везите нас куда-нибудь немедленно. Нам нужно поговорить.

Кислярский, приехавший на Кавказ, чтобы отдохнуть от старгородских потрясений, был совершенно подавлен. Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики подымались прямо к звездам.

Ресторанные столы были расставлены прямо на траве. Глухо бубнил кавказский оркестр, и маленькая девочка, под счастливыми взглядами родителей, по собственному почину танцевала между столиками лезгинку.

Прикажите чего-нибудь подать! - втолковывал Бендер.

По приказу опытного Кислярского было подано вино, зелень и соленый грузинский сыр.

И поесть чего-нибудь, - сказал Остап. - Если бы вы знали, дорогой господин Кислярский, что нам пришлось перенести сегодня с Ипполитом Матвеевичем, вы бы подивились нашему мужеству.

«Опять, - с отчаянием подумал Кислярский. - Опять начинаются мои мучения. И почему я не поехал в Крым? Я же ясно хотел ехать в Крым! И Генриетта советовала!» Но он безропотно заказал два шашлыка и повернул к Остапу свое услужливое лицо.

Так вот, - сказал Остап, оглядываясь по сторонам и понижая голос, - в двух словах. За нами следили уже два месяца, и, вероятно, завтра на конспиративной квартире нас будет ждать засада. Придется отстреливаться.

У Кислярского посеребрились щеки.

Мы рады, - продолжал Остап, - встретить в этой тревожной обстановке преданного борца за родину.

Гм... да! - гордо процедил Ипполит Матвеевич, вспоминая, с каким голодным пылом он танцевал лезгинку невдалеке от Сиони.

Он набивал рот сыром и зеленью. Он с удовольствием отрыгал винные пары, чтобы продлить наслаждение. Остап метнул на него сердитый взгляд, и Ипполит Матвеевич подавился зеленой луковкой.

Да! - шептал Остап. - Мы надеемся с вашей помощью поразить врага. Я дам вам парабеллум.

Не надо, - твердо сказал Кислярский.

В следующую минуту выяснилось, что председатель биржевого комитета не имеет возможности принять участие в завтрашней битве. Он очень сожалеет, но не может. Он незнаком с военным делом. Потому-то его и выбрали председателем биржевого комитета. Он в полном отчаянии, но для спасения жизни отца русской демократии (сам он старый октябрист) готов оказать возможную финансовую помощь.

Вы верный друг отечества! - торжественно сказал Остап, запивая пахучий шашлык сладеньким кипиани. - Пятьсот рублей могут спасти отца русской демократии.

Скажите, - спросил Кислярский жалобно, - а двести рублей не могут спасти гиганта мысли? Остап не выдержал и под столом восторженно пнул Ипполита Матвеевича ногой.

Я думаю, - сказал Ипполит Матвеевич, - что торг здесь неуместен!

Он сейчас же получил пинок в ляжку, что означало: «Браво, Киса, браво, что значит школа».

Кислярский первый раз в жизни услышал голос гиганта мысли. Он так поразился этому обстоятельству, что немедленно передал Остапу пятьсот рублей. После этого он уплатил по счету и, оставив друзей за столиком, удалился по причине головной боли. Через полчаса он отправил жене в Старгород телеграмму: «Еду твоему совету Крым всякий случай готовь корзинку».

Долгие лишения, которые испытал Остап Бендер, требовали немедленной компенсации. Поэтому в тот же вечер великий комбинатор напился на ресторанной горе до столбняка и чуть не выпал из вагона фуникулера на пути в гостиницу. На другой день он привел в исполнение давнишнюю свою мечту. Купил дивный серый в яблоках костюм. В этом костюме было жарко, но он все-таки ходил в нем, обливаясь потом. Воробьянинову в магазине готового платья Тифкооперации был куплен белый пикейный костюм и морская фуражка с золотым клеймом неизвестного яхт-клуба. В этом одеянии Ипполит Матвеевич походил на торгового адмирала-любителя. Стан его выпрямился. Походка сделалась твердой.

Ах! - говорил Бендер. - Высокий класс! Если б я был женщиной, то делал бы такому мужественному красавцу, как вы, восемь процентов скидки с обычной цены. Ах! Ах! В таком виде мы можем вращаться! Вы умеете вращаться, Киса?

Товарищ Бендер! - твердил Воробьянинов. - Как же будет со стулом? Нужно разузнать, что с театром!

Хо-хо! - возразил Остап, танцуя со стулом в большом мавританском номере гостиницы «Ориент». - Не учите меня жить. Я теперь злой. У меня есть деньги. Но я великодушен. Даю вам двадцать рублей и три дня на разграбление города! Я - как Суворов!.. Грабьте город, Киса! Веселитесь!

И Остап, размахивая бедрами, запел в быстром темпе:

Вечерний звон, вечерний звон, Как много дум наводит он.

Друзья беспробудно пьянствовали целую неделю. Адмиральский костюм Воробьянинова покрылся разноцветными винными яблоками, а яблоки на костюме Остапа расплылись и слились в одно большое радужное яблоко.

Здравствуйте! - сказал на восьмое утро Остап, которому с похмелья пришло в голову почитать «Зарю Востока». - Слушайте вы, пьянчуга, что пишут в газетах умные люди! Слушайте!

Театральная хроника Вчера, 3 сентября, закончив гастроли в Тифлисе, выехал на гастроли в Ялту Московский театр Колумба. Театр предполагает пробыть в Крыму до начала зимнего сезона в Москве.

Ага! Я вам говорил! - сказал Воробьянинов.

Что вы мне говорили? - окрысился Остап.

Однако он был смущен. Эта оплошность была ему очень неприятна. Вместо того, чтобы закончить курс погони за сокровищами в Тифлисе, теперь приходилось еще перебрасываться на Крымский полуостров. Остап сразу взялся за дело. Были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель», который отходил из Батума на Одессу 7 сентября в 23 часа по московскому времени.

В ночь с десятого на одиннадцатое сентября, когда «Пестель», не заходя в Анапу из-за шторма, повернул в открытое море и взял курс прямо на Ялту, Ипполиту Матвеевичу, блевавшему весь день и только теперь заснувшему, приснился сон.

Ему снилось, что он в адмиральском костюме стоял на балконе своего старгородского дома и знал, что стоящая внизу толпа ждет от него чего-то. Большой подъемный кран опустил к его ногам свинью в черных яблочках. Пришел дворник Тихон в пиджачном костюме и, ухватив свинью за задние ноги, сказал:

Эх, туды его в качель! Разве «Нимфа» кисть дает!

В руках Ипполита Матвеевича очутился кинжал. Им он ударил свинью в бок, и из большой широкой раны посыпались и заскакали по цементу бриллианты . Они прыгали и стучали все громче. И под конец их стук стал невыносим и страшен.

Ипполит Матвеевич проснулся от удара волны об иллюминатор.

К Ялте подошли в штилевую погоду, в изнуряющее солнечное утро. Оправившийся от морской болезни предводитель красовался на носу возле колокола, украшенного литой славянской вязью. Веселая Ялта выстроила вдоль берега свои крошечные лавочки и рестораны-поплавки. На пристани стояли экипажики с бархатными сиденьями под полотняными вырезными тентами, автомобили и автобусы «Крымкурсо» и товарищества «Крымский шофер». Кирпичные девушки вращали развернутые зонтики и махали платками.

Друзья первыми сошли на раскаленную набережную. При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу из территории порта. Но было уже поздно. Охотничий глаз великого комбинатора быстро распознал чесучового гражданина.

Подождите, Воробьянинов, - крикнул Остап.

И он бросился вперед так быстро, что настиг чесучового мужчину в десяти шагах от выхода. Остап моментально вернулся со ста рублями.

Не дает больше. Впрочем, я не настаивал, а то ему не на что будет вернуться домой.

И действительно, Кислярский в сей же час удрал на автомобиле в Севастополь, а оттуда третьим классом домой, в Старгород.

Весь день концессионеры провели в гостинице, сидя голыми на полу и поминутно бегая в ванную под душ. Но вода лилась теплая, как скверный чай. От жары не было спасения. Казалось, что Ялта растает и стечет в море.

К восьми часам вечера, проклиная все стулья на свете, компаньоны напялили горячие штиблеты и пошли в театр.

Шла «Женитьба». Измученный жарой Степан, стоя на руках, чуть не падал. Агафья Тихоновна бежала по проволоке, держа взмокшими руками зонтик с надписью: «Я хочу Подколесина». В эту минуту, как и весь день, ей хотелось только одного - холодной воды со льдом. Публике тоже хотелось пить. Поэтому, а может быть, и потому, что вид Степана, пожирающего горячую яичницу, вызывал отвращение, - публике спектакль не понравился.

Концессионеры были удовлетворены, потому что их стул, совместно с тремя новыми пышными полукреслами рококо, был на месте.

Запрятавшись в одну из лож, друзья терпеливо выждали окончания неимоверно затянувшегося спектакля. Публика наконец разошлась, и актеры побежали прохлаждаться. В театре не осталось никого, кроме членов-пайщиков концессионного предприятия. Все живое выбежало на улицу под хлынувший наконец свежий дождь.

За мной, Киса! - скомандовал Остап. - В случае чего мы - не нашедшие выхода из театра провинциалы.

Они пробрались за сцену и, чиркая спичками, но все же ударяясь о гидравлический пресс, обследовали всю сцену. Великий комбинатор побежал вверх по лестнице в бутафорскую.

Идите сюда! - крикнул он сверху. Воробьянинов, размахивая руками, помчался наверх.

Видите? - сказал Остап, разжигая спичку.

Из мглы выступил угол гамбсовского стула и сектор зонтика с надписью: «хочу...»

Вот! Вот наше будущее, настоящее и прошедшее! Зажигайте, Киса, спички, а я его вскрою. И Остап полез в карман за инструментами.

Ну-с, - сказал он, протягивая руку к стулу, - еще одну спичку, предводитель.

Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

Мама! - крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью « Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров.

Товарищ Бендер! Что это такое? - кричал Ипполит Матвеевич в ужасе.

Остап был вне себя. Землетрясение, ставшее на его пути! Это был единственный случай в его богатой практике.

Что это? - вопил Воробьянинов.

С улицы доносились крики, звон и топот.

Это то, что нам нужно немедленно удирать на улицу, пока нас не завалило стеной. Скорей! Скорей! Дайте руку, шляпа!..

И они ринулись к выходу. К их удивлению, у двери, ведущей со сцены в переулок, лежал на спине целый и невредимый гамбсовский стул. Издав собачий визг, Ипполит Матвеевич вцепился в него мертвой хваткой.

Давайте плоскогубцы! - крикнул он Остапу.

Идиот вы паршивый! - застонал Остап. - Сейчас потолок обвалится, а он тут с ума сходит! Скорее на воздух.

Плоскогубцы! - ревел обезумевший Ипполит Матвеевич.

Ну вас к черту! Пропадайте здесь с вашим стулом! А мне моя жизнь дорога как память!

С этими словами Остап кинулся к двери. Ипполит Матвеевич залаял и, подхватив стул, побежал за Остапом. Как только они очутились на середине переулка, земля тошно зашаталась под ногами, с крыши театра повалилась черепица, и на том месте, которое концессионеры только что покинули, уже лежали останки гидравлического пресса.

Ну, теперь давайте стул! - хладнокровно сказал Бендер. - Вам, я вижу, уже надоело его держать.

Не дам! - взвизгнул Ипполит Матвеевич.

Это что такое? Бунт на корабле? Отдайте стул! Слышите?

Это мой стул! - заклекотал Воробьянинов, перекрывая стон, плач и треск, несшиеся отовсюду.

В таком случае получайте гонорар, старая калоша!

И Остап ударил Воробьянинова медной ладонью по шее.

В эту же минуту по переулку промчался пожарный обоз с факелами, и при их трепетном свете Ипполит Матвеевич увидел на лице Бендера такое страшное выражение, что мгновенно покорился и отдал стул.

Ну, теперь хорошо, - сказал Остап, переводя дыхание, - бунт подавлен. А сейчас возьмите стул и несите его за мной. Вы отвечаете мне за целость вещи. Если даже будет удар в пятьдесят баллов, стул должен быть сохранен. Поняли?

Всю ночь концессионеры блуждали вместе с паническими толпами, не решаясь, как и все, войти в покинутые дома, ожидая новых ударов.

На рассвете, когда страх немного уменьшился, Остап выбрал местечко, поблизости которого не было ни стен, которые могли бы обвалиться, ни людей, которые могли бы помешать, и приступил к вскрытию стула. Результаты вскрытия поразили обоих концессионеров. В стуле ничего не было. Ипполит Матвеевич, не выдержавший всех потрясений ночи и утра, засмеялся крысиным смешком. Непосредственно вслед за этим раздался третий удар, земля разверзлась и поглотила пощаженный первым толчком землетрясения и развороченный людьми гамбсовский стул, цветочки которого улыбались взошедшему в облачной пыли солнцу.

Ипполит Матвеевич стал на четвереньки и, оборотив помятое лицо к мутно-багровому солнечному диску, завыл. Слушая его, великий комбинатор свалился в обморок. Когда он очнулся, то увидел рядом с собой заросший лиловой щетиной подбородок Воробьянинова. Ипполит Матвеевич тоже был без сознания.

В конце концов, - сказал Остап голосом выздоравливающего тифозного, - теперь у нас осталось сто шансов из ста. Последний стул (при слове «стул» Ипполит Матвеевич очнулся) исчез в товарном дворе Октябрьского вокзала, но отнюдь не провалился сквозь землю. В чем дело? Заседание продолжается!

Где-то с грохотом падали кирпичи. Протяжно кричала пароходная сирена. Простоволосая женщина в нижней юбке бежала посреди улицы.

    У Кислярского посеребрились щеки.
    - Мы рады, - продолжал Остап, - встретить в этой тревожной обстановке
    преданного борца за родину.
    - Гм... да! - гордо процедил Ипполит Матвеевич, вспоминая, с каким
    голодным пылом он танцевал лезгинку невдалеке от Сиони.
    Он набивая рот сыром и зеленью. Он с удовольствием отрыгал винные па-
    ры, чтобы продлить наслаждение. Остап метнул на него сердитый взгляд, и
    Ипполит Матвеевич подавился зеленой луковкой.
    - Да! - шептал Остап. - Мы надеемся с вашей помощью поразить врага. Я
    дам вам парабеллум.
    - Не надо, - твердо сказал Кислярский.
    В следующую минуту выяснилось, что председатель биржевого комитета не
    имеет возможности принять участие в завтрашней битве. Он очень сожалеет,
    но не может. Он незнаком с военным делом. Потому-то его и выбрали пред-
    седателем биржевого комитета. Он в полном отчаянии, но для спасения жиз-
    ни отца русской демократии (сам он старый октябрист) готов оказать воз-
    можную финансовую помощь.
    - Вы верный друг отечества! - торжественно сказал Остап, запивая па-
    хучий шашлык сладеньким кипиани. - Пятьсот рублей могут спасти отца
    русской демократии.
    - Скажите, - спросил Кислярский жалобно, - а двести рублей не могут
    спасти гиганта мысли?
    Остап не выдержал и под столом восторженно пнул Ипполита Матвеевича
    ногой.
    - Я думаю, - сказал Ипполит Матвеевич, - что торг здесь неуместен!
    Он сейчас же получил пинок в ляжку, что означало: "Браво, Киса, бра-
    во, что значит школа".
    Кислярский первый раз в жизни услышал голос гиганта мысли. Он так по-
    разился этому обстоятельству, что немедленно передал Остапу пятьсот руб-
    лей. После этого он уплатил по счету и, оставив друзей за столиком, уда-
    лился по причине головной боли. Через полчаса он отправил жене в Старго-
    род телеграмму: "Еду твоему совету Крым всякий случай готовь корзинку".
    Долгие лишения, которые испытал Остап Бендер, требовали немедленной
    компенсации. Поэтому в тот же вечер великий комбинатор напился на ресто-
    ранной горе до столбняка и чуть не выпал из вагона фуникулера на пути в
    гостиницу. На другой день он привел в исполнение давнишнюю свою мечту.
    Купил дивный серый в яблоках костюм. В этом костюме было жарко, но он
    все-таки ходил в нем, обливаясь потом. Воробьянинову в магазине готового
    платья Тифкооперации был куплен белый пикейный костюм и морская фуражка
    с золотым клеймом неизвестного яхт-клуба. В этом одеянии Ипполит Матвее-
    вич походил на торгового адмирала-любителя. Стан его выпрямился. Походка
    сделалась твердой.
    - Ах! - говорил Бендер. - Высокий класс! Если б я был женщиной, то
    делал бы такому мужественному красавцу, как вы, восемь процентов скидки
    с обычной цены. Ах! Ах! В таком виде мы можем вращаться! Вы умеете вра-
    щаться, Киса?
    - Товарищ Бендер! - твердил Воробьянинов. - Как же будет со стулом?
    Нужно разузнать, что с театром!
    - Хо-хо! - возразил Остап, танцуя со стулом в большом мавританском
    номере гостиницы "Ориент". - Не учите меня жить. Я теперь злой. У меня
    есть деньги. Но я великодушен. Даю вам двадцать рублей и три дня на
    разграбление города! Я - как Суворов!.. Грабьте город. Киса! Веселитесь!
    И Остап, размахивая бедрами, запел в быстром темпе:

    Вечерний звон, вечерний звон,
    Как много дум наводит он.*

    Друзья беспробудно пьянствовали целую неделю. Адмиральский костюм Во-
    робьянинова покрылся разноцветными винными яблоками, а яблоки на костюме
    Остапа расплылись и слились в одно большое радужное яблоко.
    - Здравствуйте! - сказал на восьмое утро Остап, которому с похмелья
    пришло в голову почитать "Зарю Востока". - Слушайте вы, пьянчуга, что
    пишут в газетах умные люди! Слушайте!

    Театральная хроника
    Вчера, 3 сентября, закончив гастроли в Тифлисе, выехал на
    гастроли в Ялту Московский театр Колумба. Театр предполагает
    пробыть в Крыму до начала зимнего сезона в Москве.

    Ага! Я вам говорил! - сказал Воробьянинов. - Что вы мне говорили? -
    окрысился Остап. Однако он был смущен. Эта оплошность была ему очень
    неприятна. Вместо того, чтобы закончить курс погони за сокровищами в
    Тифлисе, теперь приходилось еще перебрасываться на Крымский полуостров.
    Остап сразу взялся за дело. Были куплены билеты в Батум и заказаны места во
    втором классе парохода "Пестель", который отходил из Батума на Одессу 7
    сентября в 23 часа по московскому времени.
    В ночь с десятого на одиннадцатое сентября, когда "Пестель", не захо-
    дя в Анапу из-за шторма, повернул в открытое море и взял курс прямо на
    Ялту, Ипполиту Матвеевичу, блевавшему весь день и только теперь заснув-
    шему, приснился сон.
    Ему снилось, что он в адмиральском костюме стоял на балконе своего
    старгородского дома и знал, что стоящая внизу толпа ждет от него че-
    го-то. Большой подъемный кран опустил к его ногам свинью в черных яблоч-
    ках. Пришел дворник Тихон в пиджачном костюме и, ухватив свинью за зад-
    ние ноги, сказал:

    Эх, туды его в качель! Разве "Нимфа" кисть дает!
    В руках Ипполита Матвеевича очутился кинжал. Им он ударил свинью в
    бок, и из большой широкой раны посыпались и заскакали по цементу брилли-
    анты. Они прыгали и стучали все громче. И под конец их стук стал невыно-
    сим и страшен.

    Ипполит Матвеевич проснулся от удара волны об иллюминатор.
    К Ялте подошли в штилевую погоду, в изнуряющее солнечное утро. Опра-
    вившийся от морской болезни предводитель красовался на носу возле коло-
    кола, украшенного литой славянской вязью. Веселая Ялта выстроила вдоль
    берега свои крошечные лавочки и рестораны-поплавки. На пристани стояли
    экипажики с бархатными сиденьями под полотняными вырезными тентами, ав-
    томобили и автобусы "Крымкурсо" и товарищества "Крымский шофер"*. Кир-
    пичные девушки вращали развернутые зонтики и махали платками.
    Друзья первыми сошли на раскаленную набережную. При виде концессионе-

«12 стульев» - одна из лучших комедий, которую снял известный советский режиссёр Леонид Гайдай в 1971 году по одноимённому роману И. Ильфа и Е. Петрова. Комедия снята в двух сериях: «Лёд тронулся» и «Заседание продолжается». Премьера комедии состоялась 21 июня 1971 года.

Для исполнения роли — Остапа Бендера, Гайдай пригласил Арчила Гомиашвили, а на роль Кисы Воробьянинова был утверждён Ростислав Плятт, вместо серьёзно заболевшего Сергея Филиппова. Но Филиппов уверил, что готов сниматься, несмотря ни на что. Узнав о таком желании, Плятт отказался от роли Кисы в пользу Филиппова, хотя сам без роли не остался. В киноленте Ростислав Плятт читает слова от автора.

На роль мадам Грицацуевой претендовали Г. Волчек и Н. Мордюкова. Мордюковой было отказано в исполнении этой роли, так показалась Гайдаю не смешной. Предпочтительнее оказалась Галина Волчёк, но звукооператор Владимир Крачковский предложил на эту роль свою жену — Наталью Крачковскую. Глянув на неё, Гайдай сказал: «Вот она, мечта поэта».

Цитаты из фильма 12 стульев пользуются большой популярностью в обществе. Данная подборка цитат напомнит вам лучшие моменты советской комедии.

Почём опиум для народа?

Заседание продолжается! Лед тронулся, господа присяжные заседатели!

Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?

Командовать парадом буду я!

Есть еще от жилетки рукава, круг от бублика и мёртвого осла уши.

Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.

Эх, Киса, - сказал Остап, - мы чужие на этом празднике жизни.

У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.

Отдай колбасу, отдай колбасу, дурак! Я всё прощу!

Мальчик… Разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!

Папаша, вы пошлый человек!

Обниматься некогда, - сказал он. Прощай любимая. Мы разошлись как в море корабли.

Пан или пропал. Я выбираю пана, хотя он и явный поляк.

Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.

Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро!

Первый ход - Е2-Е4, а там… А там посмотрим.

Что же вы на меня смотрите, как солдат на вошь? Обалдели от счастья?

Половина моя - половина наша…

Вас обманули, это не мексиканский тушкан, это шанхайский барс

Господа! Дети вас не забудут!

Контора пишет

Цитаты Эллочки Людоедки

У вас вся спина белая (шутка)

Не учите меня жить

Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Поедем на таксо. (Знакомым мужского пола)

Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевлённых и одушевлённых предметов)

Цитаты Кисы Воробьянинова

Господа! Господа! Неужели вы нас будете бить?
- Да ещё как!

Держите его! Он украл нашу колбасу!

Поедемте в нумера!

Цитаты других героев

Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзанами.

У источника не могу. От источника у меня начались видения.

Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.

Ответ есть эквивалент мысли.

Туды его в качель

Гроб, он работу любит

Мусик!!! Готов гусик?

Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены

Птицы, покайтесь в своих грехах публично!

Я отдам колбасу! Снимите меня!

Где-то теперь рыщет Воробьянинов?

…И пошел от меня прочь, в публичный дом должно быть

Илья Ильф и Евгений Петров

Не задумывайтесь. Молчите. И не забывайте надувать щеки.

Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.

Искусство сумасшедших, пещерная живопись или рисунок, сделанный хвостом непокорного мула, по сравнению с транспарантом Остапа казались музейными ценностями.

Воздух чист, и в голову лезут умные мысли!

Остап вытер свой благородный лоб. Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно съел бы зажаренного шахматного коня.

… дышите глубже - вы взволнованы!

Вдруг Остап, не договорив, бросился за каким-то гражданином, шагов через десять настиг его и стал оживленно с ним беседовать.
Потом быстро вернулся и ткнул Ипполита Матвеевича пальцем в бок.
-- Знаете, кто это? -- шепнул он быстро.-- Это "Одесская бубличная артель-Московские баранки", гражданин Кислярский. Идем к нему. Сейчас вы снова, как это ни парадоксально, гигант мысли и отец русской демократии. Не забывайте надувать щеки и шевелить усами. Они, кстати, уже порядочно отросли. Ах, черт возьми! Какой случай! Фортуна! Если я его сейчас не вскрою на пятьсот рублей, плюньте мне в глаза! Идем! Идем!
Действительно, в некотором отдалении от концессионеров стоял молочно-голубой от страха Кислярский в чесучовом костюме и канотье.
-- Вы, кажется, знакомы,-- сказал Остап шепотом,-вот особа, приближенная к императору, гигант мысли и отец русской демократии. Не обращайте внимания на его костюм. Это для конспирации. Везите нас куда-нибудь немедленно. Нам нужно поговорить.
Кислярский, приехавший на Кавказ, чтобы отдохнуть от старгородских потрясений, был совершенно подавлен. Мурлыча какую-то чепуху о застое в бараночно-бубличном деле, Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики поднимались прямо к звездам
Ресторанные столы были расставлены на траве Глухо бубнил кавказский оркестр, и маленькая девочка, под счастливыми взглядами родителей, по собственному почину танцевала между столиками лезгинку.
-- Прикажите чего-нибудь подать,-- втолковывал Бендер.
По приказу опытного Кислярского были поданы вино, зелень и соленый грузинский сыр.
-- И поесть чего-нибудь,-- сказал Остап.-- Если бы вы знали, дорогой господин Кислярский, что нам пришлось перенести с Ипполитом Матвеевичем, вы бы подивились нашему мужеству.
"Опять! -- с отчаянием подумал Кислярский.Опять начинаются мои мученья. И почему я не поехал в Крым? Я же ясно хотел ехать в Крым! И Генриетта советовала!"
Но он безропотно заказал два шашлыка и повернул к Остапу свое услужливое лицо.
-- Так вот,-сказал Остап, оглядываясь по сторонам и понижая голос,-в двух словах. За нами следят уже два месяца, и, вероятно, завтра на конспиративной квартире нас будет ждать засада. Придется отстреливаться,
У Кислярского посеребрились щеки.
-- Мы рады,-- продолжал Остап,-- встретить в этой тревожной обстановке преданного борца за родину.
-- Гм... да!-гордо процедил Ипполит Матвеевич, вспоминая, с каким голодным пылом он танцевал лезгинку невдалеке от Сиони.
-- Да,-шептал Остап.-Мы надеемся с вашей помощью поразить врага. Я дам вам парабеллум.
-- Не надо,-твердо сказал Кислярский. В следующую минуту выяснилось, что председатель биржевого комитета не имеет возможности принять участие в завтрашней битве. Он очень сожалеет, но не может. Он не знаком с военным делом. Потому-то его и выбрали председателем биржевого комитета. Он в полном отчаянии, но для спасения жизни отца русской демократии (сам он старый октябрист) готов оказать возможную финансовую помощь.
-- Вы верный друг отечества!-- торжественно сказал Остап, запивая пахучий шашлык сладеньким кипиани.-- Пятьсот рублей могут спасти гиганта мысли.
-- Скажите,-спросил Кислярский жалобно,-а двести рублей не могут спасти гиганта мысли?
Остап не выдержал и под столом восторженно пнул Ипполита Матвеевича ногой.
-- Я думаю,--сказал Ипполит Матвеевич,-что торг здесь неуместен!
Он сейчас же получил пинок в ляжку, что означало:
"Браво, Киса, браво, что значит школа!" Кислярский первый раз в жизни услышал голос гиганта мысли. Он так поразился этому обстоятельству, что немедленно передал Остапу пятьсот рублей. Затем он уплатил по счету и, оставив друзей за столиком, удалился по причине головной боли.

«Отец русской демократии» - это выражение из романа «Двенадцать стульев», которое стало настоящим афоризмом. Так называл главный герой произведения Остап Бендер своего компаньона Ипполита Матвеевича в сцене сбора денег у жителей одного провинциального города под видом помощи русской эмиграции за границей, а на самом деле для того, чтобы присвоить эти средства себе.

Использование в романе

Фраза «отец русской демократии» употребляется в обиходе применительно к человеку, которому приписывают мнимые заслуги за действия, которых он вовсе не совершал. В романе Остап употребляет это выражение для того, чтобы придать значимость Ипполиту Матвеевичу. Показателен тот факт, что данные слова он применяет именно по отношению к своему спутнику, а не к самому себе, так как Киса Воробьянинов до революции был предводителем уездного дворянства, следовательно, имел соответствующее образование и манеры, благодаря которым мог произвести впечатление на старгородских жителей.

Производный афоризм

Выражение «отец русской демократии» послужило основой и для другой фразы, тоже ставшей крылатой. В другом эпизоде произведения Остап выпрашивает деньги у героя Кислярского и требует для «спасения» Кисы Тогда его собеседник осведомляется, не могут ли двести рублей спасти «гиганта мысли». Данная фраза также стала чем-то вроде афоризма, который используется в смысле «с тебя достаточно и этого».

Образ Ипполита Матвеевича

Применение к этому персонажу слов «отец русской демократии» получило особое комедийное звучание благодаря тому, что Остап назвал так человека, который больше всех был далек от политической сознательности и государственного мышления. Скорее, сам Бендер мог бы подойти под такое определение, так как он обладал стратегическим мышлением и был способен абстрагироваться от бытовых мелочей и размышлять по-философски. Однако был начисто лишен этого качества. Поэтому фраза «гигант мысли, отец русской демократии» меньше всего подходит этому человеку, все желания и стремления которого были направлены только на то, чтобы добыть стулья, найти бриллианты и жить богато. Совершенно очевидно, что он далек от политических идей, несмотря на то что в прошлом был

Кроме того, в ходе приключений и поиска стульев Киса обнаруживает, по выражению Остапа, мелкие пошлые наклонности. На его фоне Бендер выглядит более благородным, несмотря на все свои мошеннические выходки. Оба героя разительно отличаются друг от друга, несмотря на то что преследуют общую цель. «Отец русской демократии» (по версии Остапа Бендера) в ходе розысков совершил много глупостей и проявил себя как недальновидный человек, и это при том, что у него был опыт общественной деятельности в его дореволюционном прошлом. Однако в ряде случаев он показал себя с самой невыгодной стороны и на фоне своего спутника в этом отношении проигрывает. Впрочем, это и делает персонажа комедийным и таким запоминающимся. Поэтому и характеристика, данная ему Остапом, стала настоящим афоризмом и используется даже в наше время в самых различных ситуациях.