Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки –. Буква Т. Конспект занятия по обучению грамоте, тема «Звук и буква И. Игра: «Что Тане, а что Тёме»

КГУ «Начальная школа № 1 города Зыряновска»

Урок обучения грамоте

Тема:

« Буква В, в. Звуки [ в ], [ в’]»

Цели урока:
    обучающие - познакомить с согласными звуками [в] , [ в’] и буквами В, в; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений оценивать звуковой состав слова;совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения; развивающие - развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление; формировать умение работать в парах, индивидуально; воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к чтению, доверительные отношения друг к другу, развивать умение работать в сотрудничестве.

Тип урока – сообщение новых знаний

Форма организации – урок-сказка(нестандартный урок)

Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:

– выбор темы;

определение перечня вопросов;

проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися;

выбор методов, приёмов и средств обучения.

При построении урока следует учитывать следующие аспекты:

смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;

необходимы 2 динамические паузы;

наблюдается межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

все этапы урока работают на создание конечного результата.

В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Подготовительная работа.

4. Актуализация полученных знаний.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

На уроке применяются следующие методы обучения:

1. По источнику передачи и характеру восприятия:

– словесный

– наглядный

– практический

2. По характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный;

– проблемный

Словесный

– творческий

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:

здоровьесберегающие;

развивающее обучение;

проблемное обучение;

использование игровых методов;

обучение в сотрудничестве (работа в паре).

В течение урока на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса («Что мы узнали с нашим героем?», «Что интересного приготовил герой?», «Какое задание выполняли со сказочным героем?»).

Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»

Продуктивность занятия оцениваем совместно с детьми – выбираем яблочки разного цвета.

Оборудование: раздаточный материал, тетради, букварь.

Ход урока

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Интеллектуальный марафон по рядам

С помощью чего общаются люди? Какая бывает речь? Что значит письменная речь? Устная?

Из чего состоит речь? Какие по цели высказывания бывают предложения? Приведите примеры.

На что делятся слова? Как определить ск-ко в слове слогов? Какие слоги бывают?

Какие бывают звуки? Отличие гласного от согласного? Гласные бывают? Согласные бывают?

3.Артикуляционная гимнастика

Вспомним изученные буквы и начнём с каких? (гласных) Поём

А-а-а-а о-о-о-о УУУУУУ и-и-и-и ыыыыыы еееее ёёёёё

Продолжим согласными звонкими непарными, звонкими парными, закончим глухими парными.

4. Подготовка к сознательному усвоению новых знаний.

Игра «Угадай гостя» Прослушивание фонограммы

- Кто наш гость? (Винни –пух) С какого звука начинается? - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока.

Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:

Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]

Учиться отличать звуки [ в ], [ в’] от других звуков;

5. Выделение звука «Хлопки» Все ладошки приготовьте дружно хлопайте тогда, если звук согласный новый вы услышите в словах. Свет, ваза, ведро, стекло, ковёр, лев, улов. -Кто сможет повторить слова где звук В в начале, в середине, в конце слова? Какую позицию в словах может занимать звук? Загадки Я и туча и туман и ручей и океан И летаю и бегу, и стеклянной быть могу (вода) Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (волк) По полю рыщет поёт да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет? (ветер) Без разгона в высь взлетает, стрекозу напоминает. Отправляется в полёт – скоростной наш ……? (вертолёт) - Назовите отгадки. Чем похожи? Чем отличаются? (твёрдые, мягкие) Игра «Витя, Валя» девочки – твёрдый звук, мальчики – мягкий звук Ведро веселье, голова, валенки, веник, двор, винт, велосипед, корова, морковь. -С каким звуком можно спутать В? (Ф) Значит он какой? (парный) Закроем ушки проверим звонкий или глухой.(на доске- показываем) 6.Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 7. Знакомство с буквами «В,в». - Ребята! Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «вэ». (Показ буквы). - Посмотрите, какое место занимает буква В в алфавите. - На что похожа буква «в»? Работа в тетрадях – показ Буква большая Совсем не пустяк, В букве большой - Уважения знак! Работа в парах Найти все буквы В, зачеркнуть лишнюю. Взаимопроверка.

Работа со схемами в тетради и у доски: ветер, слово; распределить слова с -е, ё по столбикам.

8. Читаем слоги

А А

О В О

У У

И И

Е Е

Ё Ё

Игра «Самый внимательный»

Посчитайте ск-ко банок в букве В (12)

Соревнования среди мальчиков и девочек по схемам: Соревнования по рядам слоговой ручеёк: 9. Букварь стр 87 Читаем слова: сильный ученик, в паре друг другу. Работа с иллюстрацией. Кто изображен? Из какой сказки? Игра «Угадай сказку» по иллюстрациям Чтение текста. – запомнить слова с буквой В. Дети про себя. Сильный ученик. По цепочке.

10. Чтение и объяснение пословицы «Век живи – век учись»

11. Итог урока. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

Какие звуки обозначает эта буква?

Дополнить предложение: « Я теперь знаю, …» 12. Самооценка учащихся. (Дерево настроения) - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко; если не очень - жёлтое яблочко; плохо – зелёное яблочко. Спасибо всем за урок! Урок окончен .

АВ ВА ОВ ВО УВ ВУ ЫВ ВЫ ИВ ВИ ЕВ ВЕ ЁВ ВЁ




1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В

Задачи урока

Вера Мансурова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], . Буква С»

«Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с».

Ход занятия:

I. Повторение пройденного.

Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды).

С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(а, о. у, и).

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы. Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).

С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

(м, н, р, п, т, д, х, к, г, б).

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

(Зеленым).

II. Новый материал.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

1. Фонематическая зарядка.

Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

Давайте все вместе произнесем.

2. Артикуляция звука.

Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

3. Характеристика звука [с].

Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

(Твердый).

Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

4. Работа со звуком [с].

В начале слова.

Что изображено на картинке?

В слове «стул» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В начале слова).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в начале.

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «собака».

А сколько слогов в слове «собака»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «собака». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «собака» второй слог ударный.

В середине слова.

Что изображено на картинке?

В слове «часы» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в середине.

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «крыса».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «крыса»?

Давайте поставим ударение в слове «крыса». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «крыса» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

(Автобус).

В слове «автобус» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в конце.

(Волос, парус, нос, мороз. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «мороз».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «мороз»?

Давайте поставим ударение в слове «мороз». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «мороз» второй слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

5. Характеристика звука [с’].

Что изображено на картинке?

Какой первый звук в слове «семь»?

(Звук [с’]).

Звук [с’] гласный или согласный?

(Согласный).

Какой звук [с’] глухой или звонкий?

Какой он по твердости-мягкости?

Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

(Зеленым).

6. Работа со звуком [с’].

В начале слова.

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в начале.

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «синица».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «синица»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «синица». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «синица» второй слог ударный.

В середине слова.

Какое время года изображено на картинке?

В слове «осень» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в середине.

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «гуси».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «гуси»?

Давайте поставим ударение в слове «гуси». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «гуси» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

В слове «гусь» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в конце.

(Лось, рысь, ось, высь). Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «лось».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «лось»?

А раз в слове один слог, значит, он и будет ударным.

Физкультминутка «Снежок».

7. Знакомство с буквами «С» и «с».

Это большая буква «С», это маленькая буква «с».

На что похожа буква «С»?

(Месяц, подкова, кусочек бублика).

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

III. Речевые игры.

«Засели домик»

(Определение позиции звуков).

«Скажи наоборот»

(Широкий - узкий, низкий – высокий, темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).

«Составь предложение»

(Саша, горка, спустился – Саша спустился с горки.

Слон, зоопарк, живет – Слон живет в зоопарке.

Санки, крыльцо, стоят – На крыльце стоят санки.)

«Кто больше запомнит слов со звуками [с] и [с’]»

(Чтение небольшого текста).

«Чистоговорки»

Са-са-са - бегает лиса. Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо. Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу. Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы. Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас. Иска-иска - на столе миска.

Ос-ос-ос - на палубе матрос. Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус. Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

IV. Итог занятия.

Конспект урока обучения грамоте

Учитель: Кузнецова Елена Владимировна Школа: №2 Класс: 1 «А» Учебный предмет: Обучение грамоте Тема: Звук [С] . Буква С с

Цели: познакомить с новыми звуками и новой буквой;

формировать навык правильного произнесения звука;

осуществлять звуковой анализ слова;

воспитывать интерес к родному языку, интерес работать в группах.

Цель первого этапа : подготовка к работе: обеспечение внешней благоприятной обстановки для работы, психологический настрой на совместную работу, пробуждение интереса.

Цель этапа актуализации опорных знаний: обесп е чение высокого уровня вовлечённости уч-ся в учебную деятельность, развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал), подведение уч-ся к формулированию темы урока.

Цель этапа формулирования учащимися темы и задач урока: самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока – реализация идеи педагогического сотрудничества, на основе активной речемыслительной деятельности уч-ся участвуют в целеполагании – это создаёт самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Цель этапа знакомства с новыми звуками: артикулирование новых звуков, во время аналитической работы через артикулирование новых звуков происходит наблюдение и реализация важнейшего принципа – внимание к материи языка.

Цель этапа исследования новых звуков: реализация принципа групповой деятельности, формирование положительной мотивации учения и обучения, всеохватывающий контроль знаний, психологический комфорт в учебном коллективе, единство воспитания и обучения, приобщение к важным жизненным навыкам – умение слушать, умение становиться на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели.

Цель физкультминутки: соединение структурных частей урока, соединение с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой.

Ход урока

    Организационный момент

Подойдите к своим партам

Обведите взглядом их

Все ль готово там к уроку

Все ль лежит сейчас на них?

Вы друг другу улыбнитесь

На места свои садитесь

Начинается урок

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Здравствуйте ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Меня зовут Елена Владимировна. Я очень рада видеть вас. Желаю всем хорошего настроения. А вы дружные ребята? А вы любите учиться, узнавать много нового и интересного? Это очень хорошо. Я уверена, что мы с вами обязательно подружимся!

Ой! Ребята посмотрите, кто же это? Узнаёте?

(На слайде появляется изображение Совуньи из мультфильма Смешарики.)

Конечно же, это Совунья. Она приглашает нас в страну Смешариков. Ну как примем приглашение Совуньи? Ну, тогда в путь!

Ой! Совунья сказала, чтобы попасть к ним в страну нужно ответить на вопрос. Что общего в словах Смешарики и Совунья? Ребята посмотрите, что общего в этих словах? С какого звука начинаются эти слова? (Эти слова начинаются со звука С.) Верно ребята, Совунья познакомила нас с новым звуком С. И вот она сказочная страна Смешариков. (Слайд.)

    Выделение нового звука

Ребята, Совунья самая мудрая в сказочной стране. Она задала задания свои друзьям Смешарикам, но они не могут их выполнить. И поэтому они просят вас помочь им. Ну как, поможем? Ну, хорошо, направляемся в первый дом. (Слайд.)

Ребята, кто же здесь живёт? Ах, это же Лосяш. Давайте поможем ему выполнить задание Совуньи. Что же тут. Итак, нам нужно сделать анализ слова «лес» и «лось». Ребята посмотрите первое слово «лес».

    Скажите сколько слогов в слове «лес»? (один.) А почему? (Потому что в слове «лес» один гласный звук.)

    Сейчас составьте на парте слого-звуковую схему данного слова.

    Произнесите третий звук. Дайте ему характеристику. (Звук С – согласный, глухой, твёрдый.)

    Как обозначим этот звук? Каким цветом? (Синим цветом.) Хорошо.

    Следующее слово «лось». Скажите сколько слогов в слове «лось»? (один.) А почему? (Потому что в слове «лось» один гласный звук.)

    Сейчас на парте составьте слого-звуковую схему данного слова.

    Произнесите третий звук. Дайте ему характеристику. (Звук С’ – согласный, глухой, мягкий.)

    Как обозначим этот звук? Каким цветом? (Синим цветом.)

Молодцы! Справились с заданием. Что же мы можем сказать о новых звуках? (Вывод: согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким.) Лосяш говорит вам спасибо, он бы без вас не справился. А нам пора идти на помощь другому жителю страны Смешариков.

    Выделение нового звука в словах

Кто же здесь живёт? Это Ёжик. Совунья задала Ёжику не простое задание. Чтобы его выполнить нужно, быть очень внимательными. Итак, поиграем в игру «Твёрдый - мягкий».

    Сад, Сеня, карась, рис, колос, бусы, синий, сядь, суп

Молодцы! Помогли Ёжику. Ой! Кажется, кто-то стучится в дверь. В гости к Ёжику пришёл его лучший друг Крош. Кажется, он чем-то огорчён. Просто тётушка Совунья тоже задала ему задание, с которым без вашей помощи он никак не справится. Поможем Крошу? Хорошо. Слушайте внимательно.

Сейчас девочки помогут Крошу и назовут слова с мягким звуком С’, а мальчики помогут Ёжику и назовут слова с твёрдым звуком С. Итак, приступаем.

Молодцы! Справились с заданием. Крош и Ёжик говорят вам большое спасибо.

Ребята, нам пора к следующему жителю сказочной страны. Мы пришли в гости к Барашу. Ребята, так как Бараш любит писать стихи, тётушка Совунья задала ему непростое задание. Ему нужно дописать словечко. Он просит нашей помощи. Поможем ему? Хорошо. Тогда слушайте внимательно. Я буду читать вам стихи, а вы должны их закончить. А Бараш запишет недостающие слова. Итак, приготовились. Внимательно слушаем.

    То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый …светлячок.

    И в море не купаются, И нет у них щетинки, А всё же называются Они – морские …свинки.

    Ходит длинный, пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора, огромен он. Ты узнал, кто это?...Слон.

    Верещунья, белобока, И зовут её…сорока.

    На ромашку у ворот Опустился вертолёт - Золотистые глаза Кто же это?....Стрекоза.

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Бараш говорит вам спасибо и предлагает вам немного отдохнуть с ним и его друзьями.

    Физкультурная минутка

    Знакомство с новой буквой

Нам пора отправляться дальше. Вот мы пришли в гости к Пину. К великому изобретателю. Ребята Пин узнал, что мы помогли уже многим его друзьям выполнить задания Совуньи. И он заметил, что в заданиях нам встретились новые звуки. А с какими новыми звуками мы сегодня познакомились, пока выполняли задания тётушки Совуньи? (Со звуками С С’) Верно ребята. Пин просит о помощи. Ему нужно написать письмо, а он не знает, какой буквой эти звуки обозначаются на письме. Ребята, а кто знает, какой буквой эти звуки обозначаются на письме? Кто пойдёт и покажет эту букву в алфавите?

Хорошо. Вместе с Пином мы с вами узнали какой буквой обозначаются звуки С С’ на письме. Нужно запомнить эту букву, а для этого мы поместим её на нашу ленту памяти. Чтобы всегда знать, сколько новых букв вы узнали.

Ой! Ребята, посмотрите, к нам пришла тётушка Совунья. Она проверила все задания и просто удивлена, тем, что всё выполнено правильно. Ребята, Совунья хочет узнать, с какими же звуками вы сегодня познакомились? А какой же буквой мы обозначили эти звуки. Хорошо. Молодцы! Но сегодня нам пора возвращаться домой. Жители страны Смешариков говорят вам большое спасибо за помощь и ждут нас ещё в гости. Спасибо за увлекательное путешествие. Мне очень понравилось. А вам? Спасибо. До свидания. Урок окончен.

Цели : формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование : «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).
— Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые ).
— Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1 ). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках ). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

— Следующая загадка.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Статья размещена в авторской редакции.

Цели:

Коррекционные:

  1. Уточнить произношение звуков [т], [т’].
  2. Учить выделять звуки из состава слова.
  3. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
  4. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.
  5. Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и .
  6. Знакомство с графическим обозначением буквы.
  7. Обучение звуко – буквенному анализу слогов и слов, чтение закрытых слогов и слов.

Воспитательные:

  1. Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе.
  2. Производить анализ, сравнение и сопоставление.

Оборудование:

Предметные картинки:

  • танк, тыква, тарелка, туфли, телефон, утюг, тигр, бант, самолет, утка, танк, тюлень, Буратино и т.д.
  • сигнальные фонарики: синий и зеленый;
  • кармашки для букв;
  • касса букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот, мышь, глаз, дуб.

2. Молодцы! А сейчас, назовите мне, пожалуйста, четвертый лишний предмет среди слов:

Корабль, катер, лодка, танк

Лимон, тыква, виноград, яблоко

Стол, диван, тарелка, шкаф

Шорты, платье, туфли, сарафан

Логопед: «Молодцы! А теперь, назовите мне все слова, которые были лишними!»

Дети: «Танк – тыква – тарелка — туфли»

Логопед: «Как вы думаете, что общего в этих словах?» (все слова начинаются со звука [т])

3. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук [т] – согласный, глухой, твердый

Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий.

4. Различение звуков [т], [т’] (зеленый и синий фонарики)

— в слогах: та, тя, ут, оть, ты, ти.

— в словах: тыква, телефон, гитара, утюг, кот, тюлень.

5. Работа с картинным материалом:

На доску выставляется картинный материал: телефон, утюг, тигр, самолет, танк, утка.

Логопед: «Назовите, сначала, слова с твердым звуком [т], а затем с мягким звуком [т’]»

6. Игра: «Что Тане, а что Тёме»

Каждому ребенку раздаются по две картинки, в названии которых есть звуки [т] и [т’]. Дети выходят поочерёдно к доске и раскладывают картинки: телефон, тюлень, Буратино, бант, пальто, тюльпан, тапки, телевизор и т.д.

Логопед: «А теперь, скажите, что вы отдали Тане, а что Тёме?»

Физкультминутка:

Ели на опушке
До небес макушки
Слушают, молчат
Смотрят на внучат.

А внучата елочки
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.

Различение на слух [т], [т’] – игра «Наоборот»: логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.

Та – тя ат – ать Тома – Тёма

То — … от — … тук — тюк

Ту — … ут — …

Ты — … ыт — …

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилось
И на крыше очутилась.

2. Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.

2. Отыскать букву Т среди других букв разрезной азбуки, выложенных перед ребенком.

4. Определив первый звук в словах по картинкам – составить слово:

Например: кот – танк — облако = кто

Танк – облако – пальто = топ

Итог: 1. Чем мы сегодня занимались на занятии?

2. Дать характеристику звукам [т], [т’]

3. Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти. Степанова Е.В. учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1285.