Кто идет после алексея тишайшего. Почему Алексей Михайлович — тишайший. Последние годы правления Алексея Михайловича

Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. — смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 - 1676 гг.

Детские годы

Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 – церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».

В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.

Вступление на престол

После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из . Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.

Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.

Характер царя

Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, – пишет он, – здешняя честь, аки прах».

Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.

Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Женитьба

Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год — царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья – будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.

Соляной бунт

Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля — по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли – одного из главнейших предметов потребления всего населения – примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2–4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.

Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Алексей Михайлович и патриарх Никон

Патриарх Никон

Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.

1653 год, 1 октября — Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.

Во время войн 1654–1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля — он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах – Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Земский собор

Церковный раскол

После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения – исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая — в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев – .

Внутренние беспорядки

Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.

Тем временем на юге поднял бунт донской казак . Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.

В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.

Результаты правления Алексея Михайловича

Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656–1667 гг.), Монастырский (в 1648–1677 гг.)

В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.

Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20–25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.

Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.

В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение – свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7–20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.

Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)

Последние годы правления. Смерть

В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева – Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын – будущий император .

Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

За мягкий характер его прозвали «Тишайшим», но политика у него была отнюдь не тихая. Он узаконил понятие «самодержец», присоединил Левобережную Украину, довел границу государства до Тихого океана.

Присоединение Левобережной Украины

Между Россией и Польшей всегда оставалась некая недосказанность: при Алексее Михайловиче камнем преткновения стали украинские земли, часть из которых Русь потеряла во времена монголо-татарского нашествия. Несмотря на то, что ряд пропольских историков обвиняют Алексея Михайловича в «азиатской жестокости», свидетельства современников событий говорят об обратном.

В 1654 году шляхтич из Вильно сообщал с тревогой: «Мужики молят бога, чтобы пришла Москва», «Мужики нам враждебны, везде на царское имя сдаются и делают больше вреда, чем Москва; это зло будет и дальше распространяться; надобно опасаться чего-нибудь вроде козацкой войны».
В данном случае идет речь о возможности гражданской войны, религиозного конфликта. Культурно-национальные связи у населения Левобережной Украины на тот момент еще не были утеряны, жители православных земель страдали под натиском «латинянского ига». Люди иной конфессии автоматически превращались «во второй сорт». Ситуацию подогревала и разгулявшаяся чума. На фоне всеобщих волнений, в сепаратистском движении выделился лидер - предводитель казаков Богдан Хмельницкий, который не смог добиться от Речи Посполитой самоуправления Запорожской Сечи. Гетман обратился к московскому царю с просьбой поддержать его в национальной борьбе и принять «под высокую руку московского царя». Алексей Михайлович согласился, пожертвовав выход к Балтийскому морю. Россия не могла сражаться на два фронта. Началась кровопролитная война с Польшей, по итогам которой Русскому государству отошла Левобережная Украина, Киев, и возвращались Смоленская и Черниговская земли.
Кстати, царские указы тех времен доказывают стремление Алексея ограничиться «малой кровью». Он приказывал не жечь городов, сдавшимся на милость победителя позволил беспрепятственно уйти. Оставшаяся шляхта смогла беспрепятственно присягнула новому царю и сохранить свои привилегии.

Борьба за Балтику

Параллельно с русско-польской войной Тишайший государь пытался «прорубить окно в Европу» и обеспечить Русскому государству выход в Балтийское море. В октябре 1655 года, примерно через полгода после заключения договора с Хмельницким, к Алексею Михайловичу наведались австрийские послы и попытались убедить царя заключить мир с Речью Посполитой и бросить все силы на войну с усиливавшейся Швецией. В случае победы Москва могла присоединить всю Прибалтику. От мира с Польшей Тишайший отказался, вопрос защиты православных собратьев был для него принципиальным. Пришлось вести войну на два фронта: русские войска заняли некоторые стратегически важные города в Ливонии – Юрьев, Куконойс, Динабург, но Ригу так взять и не смогли. Кардисский мирный договор аннулировал все военные успехи России. Выход к балтийскому морю пришлось отложить еще на полвека.

До Тихого океана

Если при Михаиле Федоровиче Русское государство простиралось до Охотского моря, то при Тишайшем Алексее оно разрослось до Тихого океана, уже тогда превратив Россию в крупнейшее государство мира. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев со своими товарищами преодолел на морских судах - «кочах» - пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки. Примерно в это же время русские землепроходцы Поярков и Хабаров совершили походы на Амур и привели в русское подданство население тех краев. Несмотря на наказ государя, приводить сибирских туземцев в подданство «ласкою и приветом», служилые люди нередко прибегали к насилию – силой отбирали ценную пушнину, обкладывали непомерной данью.
С освоением Дальнего Востока наладились отношения с Китаем. Император династии Цинь относился к русским миссиям с особым тщеславием, свойственным азиатским монархам. Согласно китайским представлениям о мироустройстве, приезд из дальних краев означал распространение благого влияния императора на весь мир и служил доказательством тем большей силы его, чем дальше находилась земля приехавшего.

Поэтому при императорском дворе «людям издалека» был уготован радушный прием. Непонимание русскими китайских традиций иногда приводило к дипломатическим казусам. Так, в 1670 году воевода Данила Аршинский направил миссию китайскому императору, с целью убедить его стать подданным русского царя. Заявление было настолько безрассудным, что сановники перевели послание наоборот, сообщив императору, что русские сами принесли ему грамоту о подчинении, с просьбой взять их в подданство. Такой шаг владыка оценил по достоинству, послам был оказан самый радушный прием, их даже удостоили императорской аудиенции – неслыханная честь у китайского народа.

Самодержавный государь

Несмотря на свое прозвище, Алексей вел отнюдь не «тихую» политику. При нем на Руси закрепляется самодержавие. В начале правления Алексея в стране процветала сословно-представительская монархия: царь и шагу не мог ступить без согласия Боярской думы, в ранние годы юношей полностью управлял его воспитатель боярин Морозов. Историк Костомаров писал о царе: «Алексей Михайлович, сам себя считая самодержавным и ни от кого независимым, был всегда под влиянием то тех, то других».
Современники, в особенности иностранные послы напротив вспоминали: «Алексей Михайлович, в отличие от отца, - самодержец и «государство свое правит по своей воли». Имперский посол А. Мейерберг также отмечал, что царь Алексей в Боярской думе держал себя как полный хозяин.

Вопреки своей мягкосердечности, при необходимости, царь мог быть и жестоким. В крови утонул бунт Степана Разина, жестокой расправе подверглись противники церковной реформы Никона. При Алексее был утвержден термин «самодержец» и за свое новое имя Тишайший был готов проливать кровь. По воспоминаниям современников, несоблюдение правильности титулов равнялось уголовному преступлению – человека могли высечь или даже казнить.
Алексей положил конец широкому влиянию Боярской Думы, учредив систему приказов, в частности Приказа тайных дел – орган надзора, контролирующего деятельность других структур. Нарушил Алексей и другую традицию русского двора, еще при жизни объявив престолонаследника – старшего сына Федора.

Столица Православия

Про религиозность Тишайшего царя ходят легенды. По словам современников: «ни один монарх не мог превзойти его в религиозной строгости». Православная ориентация вообще очень характерна для всей политики Алексея Михайловича. Главное его стремление, которое впоследствии стало неотъемлемой чертой русского самодержавия, заключалось в укреплении связей с православными народами: освобождение украинцев от «католического ига», налаживание дружественных отношений с трансильванскими князьями, и даже находившимися под турками сербами, болгарами и греками. Новую актуальность приобретает старая концепция Москвы, как преемницы Константинополя, нового «Третьего Рима». Известное исправление переводов догматических книг, которое привело к появлению старообрядцев, на международной арене устанавливало роль России как защитницы единоверных народов и закрепляло за Москвой статус столицы равославия.

Первый в Европе

У Петра I явно была наследственная любовь ко всему европейскому. Его отец Алексей Михайлович любил западные «диковинки». Еще в детстве он воспитывался на «немецких печатных листах», а в юности его воспитатель Борис Морозов заказал ему несколько платьев французского и английского кроя. Он интересовался европейской историей и политикой, стал первым государем, который читал европейские СМИ! Английские, французские, голландские и прочие газеты для него специально переводили в Посольском приказе.
При Алексее все чаще ко двору приезжают иностранные послы, которые отмечали восточное великолепие царского двора. Когда в праздники Алексей покидал свои палаты и «выходил в народ», царское шествие превращалось в пышное действо.

«Двор московского государя так красив и держится в таком порядке, что едва ли найдется хоть один из всех христианских монархов, который превосходил бы в этом московского», - не скрывал восхищения англичанин Коллинс, созерцая царский кортеж.

Между тем, у меценатства были свои мотивы. Алексей желал превзойти все монаршие дворы мира, прежде всего, французский. Путешественники того времени отмечали заочное соревнование между Алексеем Михайловичем и Людовиком XIV: оба истово заботились о ритуале и блеске своих дворов, выездов и охоты. Их даже называли: «царь-солнце» и «король-солнце».

Новый закон

Под стать мягкому самодержцу был создан новый закон, сочетавший сильную центральную царскую власть с выборным народным самоуправлением на местах - Соборное Уложение Царя Алексея. В права подданных входила возможность выбирать земских и общинных старост, земского пристава, приказчиков, целовальников, сотских, а пресловутая «презумпция невиновности» уберегала от произвола высших чинов. Ключевский писал следующее о новом законодательстве, опередившем Европу: «Оба источника правительственных полномочий - общественный выбор и правительственный призыв - тогда не противополагались друг другу, а служили вспомогательными средствами друг для друга». «Самоуправления равного московскому, не знала тогда ни одна страна мира», - сообщал другой историк Солоневич. А вот для крестьян Соборное уложение стало судьбоносным. Отныне запрещался переход от одного помещика к другому в Юрьев день и объявлялся бессрочный поиск беглых. В России закрепилось крепостное право.

», однако и это в применении к Алексею являет собой неслабый лулз.

Исторический портрет

Приветливый, ласковый царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них был готов проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением.


— Костомаров. Русская история..., стр.423. По изданию 2004г.

Современным людям, перед глазами которых прошло невиданное доселе количество войн, революций, смен власти, геноцидов и прочих развлечений матушки Истории, век семнадцатый кажется тихим, мирным и абсолютно не интересным временем. Наверное, большинство читателей этой статьи, которых хоть чуточку забавляло в школе изучение жития собственного отечества, радостно пропускали этот период и спешно перелистывали свой учебник на следующий параграф, где их ждал Петр I и его буйные начинания.

На самом деле, век, в котором довелось править герою нашей статьи, несмотря на свою кажущуюся инертность, был огого каким насыщенным. Русь только-только начинала оправляться от бардака Смуты, ещё не замолкли пушки польской шляхты, а на севере и на юге подымались новые мощные государства. В то же время народ, находившийся между Сциллой и Харибдой разрухи, налогов, а также самоуправства воевод, ещё помнил, что такое «воля», и частенько бунтовал. Малейшая ошибка — и твоя держава рухнет в тартарары, куда ей помогут отправиться как внутренние, так и внешние силы. Срочно требовалась рука, способная бить жёстко и в то же время гладить мягко.
Этой рукой и стал Алексей Михайлович.

Царем он стал очень рано — в 16 лет. Конечно, для того времени мальчик Алеша был довольно просвещенным, любил читать книжки, был вдумчив и миролюбив, был хорошо развит физически, что по сравнению с его слабохарактерным и чуть ли не юродивым отцом Михаилом Федоровичем было несомненным плюсом. Но управлять государством в одиночку, понятное дело, не мог. Помогал ему в этом сложном деле его дядька — боярин Борис Морозов, который первоначально правил за него и даже выступал в роли свахи, устроив всероссийский конкурс красоты и самолично подобрав царю хорошую невесту. После грязной истории с солью от помощи любимого дядьки пришлось отказаться, и на его место встал патриарх Никон. Первоначально они с Алешей были в одной связке, но вскоре властолюбивый патриарх стал перетягивать одеяло на себя, утверждая, что «священство выше царства», как канонiчно и должно было быть. Царь к тому времени уже вырос, окреп, побывал в боевых походах, самолично усмирял восстания, расстрелял миллиард русских людей. В общем — стал привыкать держать вожжи в своих руках. Всякие помощники ему стали не нужны, и вскоре Никон отправился в ссылку. Но обо всех этих перипетиях гораздо подробнее вы прочтёте ниже, здесь же мы вам расскажем конкретно о самом царе.

Как уже говорилось, Алексей Михайлович был мужиком крепким. Особенно поражали габариты его живота, который, однако, по тогдашним эталонам красоты считался очень даже сексуальным как для мужчин, так и для женщин. Впечатляла также его силища — в молодости царь в одиночку ходил на медведя с ножом и рогатиной, и притом удачно, хотя однажды медведь его помял. Вообще, охоту он любил, а в особенности соколиную, которая, по его выражению, «веселит сердца печальных и забавляет весельем радостным». Даже сборник правил соколиной охоты написал, в котором значилось бессмертное «Делу время — потехе час».

Лучше всего Алексея Михайловича характеризует сделанный заезжим голландским художником портрет… его кота. Да-да, это не опечатка , именно кота. Просто самого монарха было рисовать не очень-то по-христиански, вот и изобразили его по тогдашней моде иносказательно, эзоповским языком. Одного взгляда на рисунок достаточно, чтобы понять — у царя был не простой характер. Кошачий лик суров и не располагает к уютному поглаживанию , острота усов обжигает, уши как у разъяренного корридой быка, готового просто пронзить обидчика. Что интересно, его сына Петра тоже звали котом за его усы . Более того, прозвище его прадеда было Кошкин. Так что вполне возможно, что у нас могла быть династия не Романовы, а Кошкины.

А вообще, образ Алексей Михайловича в народе остался вполне даже положительным. Ведь именно с ним связывались все притчи про «Царя-Батюшку, При Котором Молочные Реки и Кисельные Берега». А как иначе, ведь несмотря на все репрессии, ломку сознания, церковные расколы и прочее, он первым начал проводить политику патернализма (от лат. paternus — отцовский), при котором за подданных думает царь . Да и внешне он был похож как раз на того, кого мы называем Царь с большой буквы. Не так ли?

Что сделал?

Если вкратце, то именно на Алексее лежит заслуга тяжкая вина за превращение России в ужасную-преужасную сверхцентрализованную империю. По сути, абсолютизм являлся закономерным историческим этапом любого европейского государства.

Но это, ясное дело, в компетенцию Михайловича не входило. Свою задачу он знал довольно хорошо и был вполне православным тираном: все годы своего правления занимался в основном анальным доминированием своих подданных и расширением границ. Даже создал первую настоящую секретную службу на Руси — Приказ тайных дел, который должен был следить за всякими неблагонадёжными боярами, вояками, чиновниками, да следствие вести цареугодное по делам боярским. Однако благодаря любви к эффектам его младшего сына, сеявшего уже на вспаханной почве и затмившего папашу перед лицом благодарных потомков, о последнем теперь часто вспоминают чуть ли не как о царе-тряпке . А зря, ведь именно его рук дело…

Выпиливание демократии

Хмельницкий не успел и спохватиться — помер. А пшеки навесили шведам и решили разобраться, что у них там такое на востоке делается. Преемник Хмельницкого Выговский (чья легитимность крепко ставилась под сомнение) быстро смекнул, что Речь Посполитая может помочь ему удержать власть (Москва подобное бы не дала сделать однозначно), и решил переметнуться обратно, но не тут-то было — москали уже не отпустили, двинув на усмирение укров приличную армию, которая потерпела от сборной укро-татаро-пшеков одно из самых серьезных поражений за весь семнадцатый век — почти полностью полёг цвет русского дворянства (здесь от источника к источнику количество участников мероприятия и потери отличаются в десятки раз). Это была чуть ли не единственная победа укров над Москвой, сия победа до сих пор упоминается свидомыми по поводу и без. Но как результат укр-общество крепко раскололось, пшеки наладить вертикаль власти не смогли, гетману помощь пшеков тоже не особо сгодилась, и его слегка отбунтовали, появилась сильная промосковская сила. После этого укры потроллили москалей при помощи ляхов в битве при Чудновым , где погибла русская профессиональная армия. Однако царь быстро раздал виновным живительных пиздюлей и стал действовать более тонко: подкупами, обещаниями, агитацией. В результате — укров разорвала эпичная, но малоизвестная гражданская война Руина , длившаяся тридцать лет (1657—1687), где два (а иногда даже три) украинских государства срались, доказывая, что только одно из них тру, а другие — сраные предатели, и выпиливая друг друга под присмотром поляков, турок и царя Алексея Михайловича. А вот крымские татары грабили и убивали сколько хотели, для них все это обернулось лютым вином.

Курощение церкви

Смерть

Царь умер, не дожив до 47 лет, что было несколько неожиданно . Сейчас по этому поводу высказываются интересные версии, связанные со свинцовым водопроводом в Москве семнадцатого века. Якобы Алексей и все его дети, окромя Пети, пили воду из этого водопровода и потому имели нехилые проблемы со здоровьем. Пётр же, сосланный вместе с Нарышкиными за пределы Москвы с раннего возраста, был избавлен от этой участи и сохранил крепкое физическое здоровье (хотя это и не спасло его от тяжелейшей болезни на голову).

холивар между Нарышкиными и Милославскими, последовавший за смертью Алексея, на первый взгляд походил на ослабление гаек. Но на самом деле Система просто выжидала, пока у неё появится достойный главный винтик — и дождалась, пока подрос Пётр Алексеевич. Тогда подразболтавшиеся гайки и были затянуты до срыва резьбы.

При нём значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока и других территорий.

А почему всё-таки Тишайший?

Так хитрожопейший же. Это сынишка мог куражиться по полной — более того, от него даже ждали этого. Алексею же приходилось многократно ломать сопротивление самых разных слоёв общества, и потому ему было жизненно важно изображать из себя доброго дядю хоть перед кем-нибудь. И действительно, «своих» он старался не репрессировать, а максимум вламывал им персональных пиздюлей руками и ногами, что по тем временам канало за отеческую ласку. И то потом заглаживал свою вину подарками.

Кроме того, как уже говорилось, внешне царь проявлял лютую набожность. Это было нужно ещё и для того, чтобы показать себя перед народом не только Хозяином, но и настоящим авторитетом в вопросах веры — чтобы хоть как-то примирились с пиздецом, учинённым над апологетами этой самой веры.

Следует признать, что Алексей не только достиг основной своей цели — закрепления неограниченной власти за домом Романовых на двести с хуем лет и построения сверхмощной империи, — но и умудрился выебать мозги вообще всем.
Похлопаем стоя.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ТИШАЙШИЙ-2 Царь Земли Русской

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. С течением времени у ребёнка (11-12 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также Космография. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский.

Выход Михаила Федоровича с царскими регалиями в Успенский собор во время венчания на царствие. 11 июля 1613. Гравюра по рисунку начала 1670-х гг.
С юности царевича увлекала также соколиная охота,


в зрелом же возрасте он написал собственноручно едва ли не первое в русской истории руководство для охотников – Уложенье сокольничья пути.

Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича. Гравюра с картины А.Д. Литовченко. 1889

Здоровый, румяный, добродушный, веселый (что неоднократно отмечалось современниками – соотечественниками и иностранцами), Алексей Михайлович на всю жизнь сохранил любовь к искусствам, умел разбираться в литературе, поощрял художников, архитекторов и прочих служителей Муз.

Театр при царе Алексее Михайловиче. Извлечение из труда Б.В. Варнеке «История русского театра». 1914

В правление Алексея Михайловича была предпринята попытка завести при дворе театр на иностранный манер. Заводить иноземную «диковину» царь решился только с благословления патриарха, боясь греховности театральных деяний.

Для спектаклей было даже выстроено специальное помещение, написаны декорации, заведена бутафория. Пьесы ставились на библейские и мифологические сюжеты сначала на немецком языке, так как первые устроители театра были иноземцы, а затем и на русском. Новая затея стала одним из самых любимых развлечений при московском дворе, но оказалась недолговечной. После смерти Алексея Михайловича придворный театр прекратил свое существование и возродился только при Петре I.

Духовная атмосфера раннего детства и юности, углубленное чтение церковных книг развили в царевиче Алексее православное благочестие. До конца жизни Алексей Михайлович был искренне верующим человеком, строго соблюдал не только великие, но и обычные посты по понедельникам, средам и пятницам (в эти дни он ничего не ел, пил только воду).


Вербное Воскресенье в Москве в царствование Алексея Михайловича. В. Б. Шварц, 1865
(кликабельно)

Даже став царем, он ходил в церковь в Страстную неделю Великого поста в простой одежде, повязав волосы на голове кожаным ремешком, пешком – как простолюдин-ремесленник, а не как самодержец. Принимая послов, он обряжался в пышные и роскошные одеяния, говоря о себе: «мне, грешному, здешняя честь – аки прах». Именно в годы его правления Россия стала считаться истинно православным царством, куда из иных земель свозились православные церковные реликвии, спасенные от «иноверцев»-мусульман.

В годы своего 30-летнего царствования Алексей Михайлович совершенствовал и ежедневно соблюдал дворцовый церемониал, придавая его деталям – одежде, украшениям, музыке, декоративному фону, поэтическим речам – державную торжественность и величие. Он желал превзойти (и в чем-то превзошел) европейские монаршие дворы.
Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет, когда он был впервые торжественно «объявлен» народу.
В 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, он вступил на престол,


Константин Маковский. Эскиз картины «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Для выбора супруги московскому царю был устроен смотр невест из русских красавиц. На смотр к Алексею привели почти двести девушек. Свой выбор он остановил на Евфимии Фёдоровне Всеволожской, дочери касимовского помещика. Царь отправил ей платок и кольцо в знак обручения.
Однако, согласно сообщению Олеария, свадьба была расстроена боярином Борисом Морозовым, царским воспитателем, обладавшем при дворе большой властью. Он желал породниться с царём, женив Алексея Михайловича на одной из сестёр Милославских - Марии, а себе взяв в жёны другую - Анну. Морозов подкупил парикмахера, и тот во время обряда наречения царской невестой так стянул девушке волосы, что она упала в обморок. Подкупленный Морозовым врач усмотрел в этом признаки падучей болезни. Отца невесты обвинили в сокрытии болезни и со всей семьёй отправили в ссылку в Тюмень. (Аналогичный случай произошёл с отцом Алексея: выбранная им на смотре Мария Хлопова тоже была «изведена интригами» и сослана).


женившись на Марии Ильиничне Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, нажил с нею 13 детей (в том числе будущих царей Федора и Ивана, а также царевну-правительницу Софью). Изображение царицы Марии Ильиничны
на иконе «Кийский крест»,
изограф Богдан Салтанов, 1670-е годы

С первых же лет своего царствования он стремился сделать Кремль, уже тогда видимый за много верст, «восхищающим взор красотой и величием, множеством куполов, сверкающих золотом». В царском дворце он распорядился оклеить стены позолоченной кожей; вместо традиционных русских лавок – поставить стулья и кресла «на немецкий и польский образец», активно работали в Кремле и мастера фигурной резьбы по дереву (в стиле рококо). Одновременно в селе Коломенском велось строительство загородной резиденции. Там стремительно росли стены «сказочного», по словам английских послов, Коломенского деревянного дворца (сгоревшего спустя век и сохранившегося лишь на рисунках 17–18 вв.).


Kоломенское. Дворец царя Алексея Михайловича. 1660-1670-е гг. Гравюра Ф.
Под руководством плотницкого старосты Семена Петрова и плотника Ивана Михайлова. Росписью дворца руководили известные изографы Симон Ушаков и Богдан Салтанов.

Коломенский дворец имел 270 комнат, которые подразделялись на хоромы царя, царевича, царицы и царевен, отличавшиеся размерами и характером внешнего и внутреннего убранства. Все палаты соединялись между собой переходами, которые образовывали внутренние дворики. Резные срубы хором завершались живописными кровлями самых различных и очень затейливых форм. Назывались они по-разному: кубы, маковки, луковицы, шатры, бочки, палатки и т. д. Очень нарядны были разноцветные чешуйчатые кровли с позолоченными гребешками, флюгерами, подзорами.

Резьба была раскрашена яркими цветами и местами густо покрыта сусальным золотом или серебром. В комнатах, предназначенных для выхода царя, двери были оформлены наиболее богато. Двери других помещений были расписаны «живописным письмом»: на их полотнищах изображались цветки, травы, птицы, звери и картинки русской природы. Резное убранство фасадов и интерьеров Коломенского дворца поражало богатством форм орнамента и исполнительскими приемами. Все вместе создавало почти сказочное впечатление.
Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость; замечательны в этом отношении его письма к А. Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому. Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своём мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) - писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».
Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1661 году, «что слово его стало во дворце добре страшно». - Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались. Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким «особенным», особенно любимым другом стал Никон.


Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Будучи в то время митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 года усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящён был в патриархи 25 июля 1652 года и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Из числа последних особенное внимание правительства привлекали внешние отношения. Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией. Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Однако царь не пожелал долго терпеть патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран. Для суда над Никоном в 1666г. был созван Церковный собор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон без разрешения царя оставил церковь и отрекся от патриаршества, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666-1667гг. поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников, которые стали именоваться старообрядцами. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. По Соборному уложению 1649г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666-1667гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился Артамон Сергеевич Матвеев.


Через два года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669 г.) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной


(родившей ему троих детей и, в частности, будущего императора Петра I)
1-го сентября 1674 г. царь «объявил» сына своего Фёдора народу как наследника престола, а под 30 января 1676 г. умер 47-ми лет от роду.
Главным итогом его правления (более, чем 30-летнего) было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную (последний созыв Земского собора пришелся на 1653 и был посвящен «украинскому вопросу», упало значение Боярской думы). Самодержцу льстило собственное умение ведать государственными делами, контролировать деятельность госучреждений через Приказ Тайных дел. Будучи образованным человеком, Алексей Михайлович сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы, первым из русских царей стал их собственноручно подписывать. Своим сыновьям самодержец передал в наследство мощное государство, признанное за рубежом. Одному из них – Петру I Великому – удалось продолжить дело отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание огромной Российской империи.
Браки и дети

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.

От первой супруги Марии Ильиничны Милославской родились тринадцать детей:

Дмитрий (октябрь 1648 - октябрь 1649)
Евдокия (февраль 1650 - март 1712)
Марфа (август 1652 - июль 1707)
Алексей (февраль 1654 - январь 1670)
Анна (январь 1655 - май 1659)
Софья (сентябрь 1657 - июль 1704) - Правительница при малолетних царях Петре и Иване
Екатерина (ноябрь 1658 - май 1718)
Мария (январь 1660 - март 1723)
Фёдор (май 1661 - апрель 1682) - будущий царь Федор III Алексеевич
Феодосия (май 1662 - декабрь 1713)
Симеон (апрель 1665 - июнь 1669)
Иван (август 1666 - январь 1696) - будущий царь Иван V Алексеевич будет царствовать
совместно с царем Петром I Алексеевичем
Евдокия (февраль 1669 - февраль 1669)

От второй супруги Натальи Кирилловны Нарышкиной родились трое детей:

Пётр (май 1672 - январь 1725) - будущий император Петр I Алексеевич
Наталья (август 1673 - июнь 1716)
Феодора (сентябрь 1674 - ноябрь 1678)


http://bibliotekar.ru/rusRomanov/2.htm
http://aminpro.narod.ru/strana_0035.html

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «тишайший». Что же оно означает?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова - ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: « От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките ».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.

Протопоп Аввакум обличает: "... И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, - больше всех святых от века! - да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков ».
Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: " А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той! " и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что « прежде сего никогда не бывало ». А по отзыву протопопа Аввакума, царь « накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя ». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век - «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины".

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел « благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось ».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного " гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича ".

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

18 июня 1676 года, в день венчания на царство Фёдора Алексеевича, Симеон Полоцкий поднёс ему "Гусль доброгласную" - книжку, посвящённую " нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю ".
В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу " яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича ". Просто "тишайшим" Петр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского - точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению.

Использованная литература:
Ключевский В.О. Алексей Михайлович (в курсе "Лекции по русской истории").
Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 17-21.