Кто такие ниндзя и откуда они взялись. Для всех и обо всем. История появления ниндзя в Японии


Ни́ндзя (яп. 忍者 — скрывающийся; тот, кто прячется < 忍ぶ «синобу» — скрывать(ся), прятать(ся); терпеть, переносить + の者 «моно» — суффикс людей и профессий) другое название синоби (忍び кратко < 忍びの者 «синоби-но моно») — разведчик-диверсант, шпион, лазутчик и наёмный убийца в средневековой Японии.

Согласно легендам, ниндзя были отважные, тренированные люди, прошедшие ещё с детства подготовку в очень сложном искусстве ниндзюцу, которое включало в себя очень много умений. Ниндзя должен был прежде всего добывать нужную информацию, а также владеть любым предметом, как оружием (основа — обучение владению оружием и принцип подобия использования), обороняться от любого оружия (в том числе и голыми руками), внезапно появляться и незаметно скрываться, знать местную медицину, траволечение и иглоукалывание. Они могли долго находиться под водой, дыша через соломинку, лазать по скалам, ориентироваться на местности, тренировать слух, зрительную память, лучше видеть в темноте, обладать тонким обонянием и многое другое.

Инициация проводилась, как и в самурайских семьях, в 15 лет. Тогда юноши и девушки переходили к изучению дзэн-буддизма и сянь-даосизма. Есть предположение, что своим происхождением ниндзя связаны с ямабуси.


Политически ниндзя были вне системы феодальных отношений, они имели свою структуру. Более того — они были «хинин» — вне структуры общества, не имели своего признанного места в нём, а могли занимать любое, хотя своё место было даже у крестьянина, торговца. Древние ниндзя были разбросаны по всей стране, но основное средоточие их — лесные окрестности Киото и горные районы Ига и Кока. Иногда кланы ниндзя пополнялись самураями, потерявшими своих покровителей (так называемыми ронинами). Само применение термина «клан» неверно, поскольку он предполагает обязательное существование родственных уз, что было далеко не всегда. К XVII в. насчитывалось 70 кланов ниндзя. Самыми могущественными были школы Ига-рю и Кока-рю. Формирование сословия ниндзя шло параллельно со становлением сословия самураев, но так как последние в силу своей власти стали господствующим классом, то ниндзя заняли место разветвлённой шпионской сети. Более того — «нин» (иное прочтение «синоби») значит «тайный», они не могли действовать явной силой. Сама природа ниндзюцу этого не позволяла. Однако, «демоны ночи», как их называли, наводили ужас на самураев и князей. В то же время, ниндзя практически никогда не убивали крестьян, так как те могли им всегда помочь. Кроме того, убийство не было основным профилем ниндзя. Их призвание было — шпионаж и диверсии. Личина торговца, циркового акробата, крестьянина — все они помогали скрытно передвигаться по стране, а другие такие же люди создавали массовку, позволяя оставаться скрытыми, оставаясь на виду.


Ниндзя выходят на историческую арену в X в., их расцвет приходится на 1460—1600 гг., эпоху воюющих провинций и объединения Японии; очень широко используются Токугава Иэясу при противостоянии с претендентом на пост военного правителя Тоётоми Хидэёри и его матерью Асаи Ёдогими, которое длилось около 15 лет. В 1603 г. первый сёгун Токугава, вполне логично рассудив, что организация ниндзя может быть использована против него недовольными исходом войны даймё, спровоцировал два крупнейших клана ниндзя, Кока и Ига, на противостояние. В результате к 1604 г. от общества ниндзя остались немногие, которые впоследствии присягнули на верность лично сёгуну. Кроме того, в связи с прекращением феодальных войн и установлением внутреннего мира с сёгунатом Токугава ниндзя пропадают с политической арены за отсутствием спроса.

__________________



Удивительные легенды о ниндзя из истории

Ниндзя: эти молчаливые, незаметные шпионы и убийцы из японского периода Сэнгоку (Sengoku) занимали воображение людей во всем мире. Многие из них были романтизированы и идеализированы, однако не следует забывать, что в определённый период времени ниндзя действительно существовали. Из-за довольно скрытной природы ниндзя, о них сохранилось очень мало официальных данных, и многие из них окутаны мифами и легендами. Несмотря на то, что в этом списке мы постараемся рассказать о «реально существовавших» ниндзя, вопрос о том, были ли некоторые из них настоящими ниндзя или нет, остаётся спорным и в некоторых случаях довольно сложно с полной уверенностью сказать, действительно ли они существовали.


10. Язаемон Кидо (Kido Yazaemon)

Язаемон Кидо был ниндзя из провинции Ига (Iga), родившимся приблизительно в 1539 году. По всей вероятности, он прекрасно владел танэгасимской аркебузой (Tanegashima arquebus), разновидностью винтовки с фитильным замком. Исходя из того, что именно аркебуза была его излюбленным оружием, можно предположить, что Язаемон мастерски разбирался во взрывчатых веществах и специализировался в теппо-джутсу (teppo-jutsu), подкатегории катон но джутсу (katon-nojutsu), или способах ведения огня. Вопреки распространенному представлению, огнестрельное оружие, такое как аркебуза, было любимым оружием ниндзя и на самом деле регулярно использовались ими в их покушениях на убийство.

Однако, прославился Язаемон именно тем, как он попытался убить военно-политического лидера Ода Нобунагу (Oda Nobunaga) в 1579 году. Это покушение, которое, несмотря на то, что окончилось провалом, всё же было достаточно примечательным для того, чтобы его записали в Иранки (Iranki), исторический документ, повествующий историю ниндзя провинции Ига. В ходе покушения, Язаемон и два других ниндзя выстрелили в Нобунагу в то время как он проводил осмотр последствий своего вторжения. Они промахнулись, но, в конце концов, им удалось убить семерых людей из его сопровождения.


9. Киригакурэ Сайзо (Kirigakure Saizo)

Киригакурэ Сайзо лучше всего известен как источник вдохновения для создания вымышленного ниндзя: Киригакурэ Сайзо, заместителя командующего из группы ниндзя, известной как «Десять храбрецов Санады» (Sanada Ten Braves), где он находился под руководством соперника и друга Сарутоби Сасукэ (Sarutobi Sasuke). Что касается реального Киригакурэ из истории, то согласно историческим записям, ниндзя из провинции Ига по имени «Киригакурэ Сайзо» (считается, что это имя является псевдонимом, используемым мужчиной по имени Киригакурэ Шикаемон (Kirigakure Shikaemon)), однажды совершил покушение на убийство военного и политического деятеля Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), вонзив копьё через пол, прямо под Хидэёси.

Покушение окончилось неудачей, и Киригакурэ был оставлен в живых при условии, что он принесёт клятву верности клану Тоётоми. На самом деле, существуют некоторые источники, свидетельствующие о том, что Сайзо был «небрежным ниндзя», который просто шпионил за Хидэёси, когда его поймали. Тем не менее, в результате того, что его поймали, он в конечном итоге предотвратил реальное покушение на Хидэёси, которое пытался совершить двойной агент Юсуке Такигучи (Yusuke Takiguchi). Это было истинной причиной того, почему его оставили в живых при условии, что он принесёт клятву верности Хидэёси.


8. Томо Сукесада (Tomo Sukesada)

Томо Сукесада был джонином (jonin) (мастером ниндзя) Кога (Koga), а также главой традиции школы Томо-рю (Tomo Ryu). В 1562 году Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu), работавший на Ода Нобунагу, уничтожал остатки рода Имагава (Imagawa) после их поражения в Битве при Окэхадзаме (Battle of Okehazama), случившейся двумя годами ранее. Не желавшие сдаваться без боя представители рода Имагава под командованием генерала Имагава по имени Удоно Нагамочи (Udono Nagamochi) окопались в замке Каминогоу (Kaminogou), расположенном в исключительно стратегически благоприятном месте, над обрывом.

Взятие замка представлялось довольно сложным для Токугава Иэясу, особенно исходя из того, что Имагава взяли в заложники несколько членов его семьи. Поэтому, Иэясу нанял 80 ниндзя школы Кога, во главе с Сукесада для того, чтобы прокрасться в замок к Имагава. Работая вместе с Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo), Сукесада и 80 ведомых им ниндзя Кога прокрались в замок, подожгли башни и убили 200 человек, составлявших гарнизон, включая генерала. Это событие детально описано в фудоках о провинции Микава (Mikawa Go Fudoki).


7. Фудзибаяси Нагато (Fujibayashi Nagato)

Согласно легенде, Фудзибаяси Нагато был одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Момочи Сандаю (Momochi Sandayu) и Хаттори Хандзо. Он также был одним из руководителей ниндзя Ига, наряду с Момочи Сандаю. Помимо этого, о нём известно совсем не многое. В 1581 году Ода Нобунага начал яростное нападение на провинцию Ига, которое получило название Война Тэнсё Ига (Tensho Iga War). В результате этого нападения, кланы ниндзя Ига и Кога были почти полностью истреблены. Выжившим ниндзя пришлось перейти на службу Токугава Иэясу, а Нагато был убит во время нападения.

Тем не менее, несмотря на то, как мало мы знаем о его жизни, Нагато, на самом деле оставил после себя важное наследие: его потомки в конечном итоге собрали знания о Ниндзюцу (ninjutsu), которые он оставил после себя, и создали руководство по Ниндзюцу под названием Бансэнсюкай (Bansenshukai). Бансэнсюкай это многотомный сборник «секретов» и приемов ниндзя, написанных родом Фудзибаяси. Большая часть информации о ниндзя, имеющейся у нас на сегодняшний день, была получена из этого сборника.


6. Чийоме Мочизуки (Mochizuki Chiyome)

Чийоме Мочизуки вполне возможно является самой широко известной куноити (kunoichi) (женщиной-ниндзя) из всех. Она была аристократкой, женой самурая военачальника Мочизуки Нобумаса (Mochizuki Nobumasa), и, по слухам, была родом из рода ниндзя Кога. В какой-то момент в течение 16-го века, её муж был на войне, и Чийоме осталась на попечении дяди мужа, известного даймё Такэда Сингэна (Takeda Shingen). Сингэн вызвал Чийоме и дал ей задание завербовать женщин и начать их тренировать, чтобы они образовали подпольную сеть шпионок.

Чийоме основала штаб в деревне Нацу (Nazu) в регионе Синсю (Shinshu) и завербовала порядка 300 молодых женщин, которые в основном были сиротами, бывшими проститутками, и жертвами войны. В то время как большинство местных жителей считали, что Чийоме содержала неофициальный приют для пострадавших девушек, Чийоме на самом деле обучала их, для того, чтобы они стали частью её сложной шпионской сети. Обученные в использовании таких приёмов маскировки как мико (жрица синтоистского храма), проститутка, или гейша в целях шпионажа или убийства, сеть куноити Чийоме служила Сингэну в течение многих лет, вплоть до его загадочной смерти в 1573 году.


5. Исикава Гоэмон (Ishikawa Goemon)

Несмотря на то, что ниндзя Ига и Кога не желали принимать его в свои ряды, ни один список настоящих ниндзя не был бы полным без упоминания Исикава Гоэмона. Родившийся в 1558 году Исикава Гоэмон был изгоем, который крал у богатых и отдавал бедным - он был японской версией Робин Гуда. Несмотря на отсутствие фактического подтверждения этих данных, согласно легенде, Гоэмон изначально был дженином (genin) (учеником ниндзя) Ига, и до того, как он стал нукенином (nukenin) (беглым ниндзя), обучал его Сандаю Мочизуки (Sandayu Mochizuki).

Он стал лидером группы бандитов в регионе Кансай (Kansai) и постоянно грабил богатых феодалов, священнослужителей и купцов и делился этим богатством с угнетёнными крестьянами. Предположительно, его поймали после неудавшейся попытки покушения на убийство Тоётоми Хидэёси и публично заживо сварили в 1594 году. Легенда рассказывает о том, как он держал своего маленького сына над головой стоя в кипящей воде, хотя существуют противоречащие друг другу рассказы о том, выжил ли его сын или нет.


4. Момочи Сандаю (Momochi Sandayu)

Исикава Гоэмон из предыдущего пункта, предположительно был учеником Момочи Сандаю до того, как он стал нукенином. Момочи Сандаю был одним из основателей Ига-рю ниндзюцу (Iga Ryu Ninjutsu), и считается одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Хаттори Хандзо и Фудзибаяси Нагато. Настоящим именем Сандаю было Момчи Танбе Ясумицу (Momchi Tanbe Yasumitsu), хотя согласно некоторым источникам это были разные люди. Более того, существует ряд источников, предполагающих, что Сандаю и Фудзибаяси Нагато на самом деле были одним и тем же человеком.

Однако независимо от того, кем Момочи был на самом деле, считается, что он был убит в 1581 году, когда Ода Нобунага напал на провинцию Ига в ходе Война Тэнсё Ига, в результате которой ниндзя Ига и Кога были почти полностью уничтожены. Один из способов, по которым действовал Сандаю, было содержание трёх разных домов, с тремя разными жёнами и семьями. Когда ситуация становилась неблагоприятной для него, он просто переезжал в один из двух других домов и принимал другую личность.


3. Фума Котаро (Fuma Kotaro)

Род Фума уникален среди ниндзя тем, что он образовался независимо от Ига и Кога и служил роду самураев Ходзё (Hojo clan) в Одаваре (Odawara). Джонин Фума Котаро был лидером рода в пятом колене, а также самым известным из них. На тот момент, род Фума представлял собой банду из 200 раппа (rappa) (саботажников) работавших в качестве разбойников, пиратов и воров для рода самураев Ходзё. В 1580 году сын Такэда Сингэна по имени Кацуёри (Katsuyori) напал на Ходзё в замке Одавары (Odawara Castle).

Ночью Котаро и его люди тайно проникли в лагерь Такэда и вызвали столько раскола и хаоса, что люди Такэды в суматохе начали убивать друг друга. В 1590 году Ходзё были разгромлены Тоётоми Хидэёси и Фума стали обычными бандитами. Популярная (хотя, скорее всего, выдуманная) история состоит в том, что в 1596 году Котаро убил Хаттори Хандзо, но потом был предан бывшим ниндзя Такэды по имени Косака Джиннай (Kosaka Jinnai), и, наконец, обезглавлен по приказу Токугавы Иэясу в 1603 году.


2. Като Данзо (Kato Danzo)

Като Данзо во многих отношениях был тем ниндзя, который популяризировал мнение о том, что ниндзя обладают сверхъестественными способностями. Данзо был иллюзионистом, который, как считали многие, был настоящим колдуном. Его трюки включали в себя глотание быка перед толпой, вызывание мгновенного прорастания семян и их цветение в тот момент, когда они были брошены в землю, и даже полёты, из-за чего у него появилось прозвище Тоби Като (летающий Като). На сегодняшний день исследователи полагают, что он, должно быть, был мастером гипноза, хотя нет никакой возможности в этом убедиться.

В любом случае, репутация Като, в конце концов, привлекла внимание Уэсуги Кэнсина (Uesugi Kenshin), который решил проверить способности ниндзя. Он предложил Данзо выкрасть высоко ценимую нагинату (naginata) (длинный меч) у одного из его вассалов по имени Наоэ Канецугу (Naoe Kanetsugu). Данзо не только успешно проник в замок, находившийся под усиленной охраной, и выкрал нагинату, но также забрал с собой девушку, работавшую в замке служанкой. Впечатлённый его умениями Кэнсин предложил Данзо работу, однако Данзо, в конце концов, оказался в немилости, то ли потому что Канецугу плёл против него интриги, а может и из-за того, что он начал вызывать подозрения у Кэнсина. В конечном счёте, Данзо перешёл к противнику Кэнсина, Такэда Сингэну, однако это решение оказалось фатальным, когда Сингэн заподозрил его в том, что он был двойным агентом и приказал его убить. Данзо был обезглавлен в 1569 году.


1. Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo)

Хаттори Хандзо, скорее всего, является самым знаменитым ниндзя всех времён. Он был вассалом и самураем на службе Токугавы Иэясу, и являлся основной движущей силой, благодаря которой Иэясу стал сёгуном (shogun) и правителем всей Японии. Хандзо, выросший в провинции Ига, впервые проявил себя в битвах 1570-ых годов. Его самый известный момент произошёл в 1582 году: Когда Ода Нобунага был убит после предательства одного из его вассалов, Акэти Мицухидэ (Akechi Mitsuhide), Токугава Иэясу вдруг оказался в весьма опасном положении в непосредственной близости от Мицухидэ. Чтобы содействовать быстрому прохождению Иэясу по провинции Ига до безопасной для него провинции Микава, Хандзо собрал своих товарищей ниндзя Ига, а также их бывших соперников из рода Кога, для сопровождения Иэясу в безопасное место.



Существуют также некоторые источники, которые свидетельствуют о том, что Хандзо помог спасти захваченную в плен семью Иэясу. Хадзо, искусный борец с копьём и отличный стратег, преданно служил роду Токугава всю свою жизнь. Под его руководством ниндзя Ига стали дворцовой стражей сёгуната Токугавы в замке Эдо (Edo), и в конечном итоге стали тайным агентством сёгуната под названием Онивабан (Oniwabanshu). После смерти Хандзо в 1596 году, его преемник взял себе имя «Хаттори Хандзо», и эта практика стала традицией для руководителей ниндзя Ига и увековечила миф о том, что Хаттори Хандзо был бессмертным.
_______________________

Про ниндзя в средневековой Японии ходили невероятные легенды. Говорили, что воин-ниндзя способен летать, дышать под водой, становиться невидимкой, и вообще это не люди, а порождения демонов.

Вся жизнь любого средневекового ниндзя была окружена легендами. На самом же деле, все фантастические истории про ниндзя были рождены в суеверных умах необразованных средневековых японцев. Ниндзя в свою очередь всячески поддерживали свою сверхъестественную репутацию, которая давала им огромное преимущество в бою.

История появления ниндзя в Японии

Первые упоминания об искусстве, похожем на ниндзюцу, можно найти в древних индийских трактатах. Именно оттуда, вместе с буддизмом, данное искусство было принесено монахами-отшельниками ямабуси. Горные монахи были довольно специфической кастой. Они в совершенстве владели оружием, были непревзойдёнными лекарями и мудрецами. Именно у них обучались молодые ниндзя, которым ямабуси передавали часть своих фантастических для того времени знаний.

История ниндзя начинается примерно в 6 веке, последние же профессиональные кланы ниндзя были уничтожены в 17 веке. Более чем тысячелетняя история ниндзя оставила неизгладимый след в японской истории, хотя тайны ниндзя (небольшая их часть) были раскрыты только в конце 20 века, последним патриархом ниндзюцу Масааки Хатсуми.

Кланы ниндзя были широко разбросаны по всей Японии, чаще всего они маскировались под обычную крестьянскую деревню. Про ниндзя не знали даже соседние деревни, так как они были изгоями, и каждый человек в средневековой Японии считал своим долгом уничтожить этих «демонов». Именно поэтому все ниндзя на задании пользовались масками, а в безвыходной ситуации обязаны были обезобразить своё лицо до неузнаваемости, чтобы не выдать клан.

Суровое воспитание ниндзя с рождения

Несмотря на обилие фильмов про ниндзя, где суровый герой за несколько лет обучается всем премудростям и крошит врагов как солому, лучшими ниндзя становились те, кто был рождён в клане.

Мастер ниндзя должен был учиться на протяжении всей своей жизни, поэтому перед тем, как стать ниндзя, дети проходили суровую школу тренировок, которые начинались с самого рождения. Все дети, рождённые в клане, автоматически считались ниндзя. Колыбельку с новорожденным вешали возле стены и постоянно раскачивали, чтобы она ударялась об неё. Ребёнок подсознательно пытался группироваться, а подобный навык закреплялся у него на уровне инстинкта.

Детей до восьми лет учили терпеть любую боль. Некоторые истории про ниндзя рассказывают, что детей подвешивали за руки на огромной высоте, уча их преодолевать чувство страха и развивая выносливость. После восьми лет детей начинали тренировать как настоящих воинов-ниндзя, до этого возраста они должны были уметь следующее:

  1. Терпеть любую боль и без стона принимать любые удары;
  2. Читать, писать и знать секретную азбуку, которая была своя в каждом клане ниндзя;
  3. Имитировать звуки любых животных и птиц, что часто применялось для подачи сигналов;
  4. Прекрасно лазить по деревьям (некоторых даже заставляли жить там неделями);
  5. Хорошо метать камни и любые предметы;
  6. Безропотно переносить любую непогоду (для чего их заставляли часами сидеть в холодной воде);
  7. Прекрасно видеть в темноте (это достигалось многодневными тренировками в тёмных пещерах и специальной диетой, содержащей большое количество витамина «А»);
  8. Плавать в воде как рыба и уметь надолго задерживать дыхание под водой. Кроме этого, подводный бой ниндзя должен был уметь вести как с оружием, так и голыми руками;
  9. Выворачивать свои суставы в любом направлении (что с возрастом сильно сказывалось, хотя ниндзя редко доживали до пожилого возраста).

Кроме этого, в качестве игрушек дети пользовались боевым оружием, и использовали любые подручные предметы как оружие ниндзя. К восьми годам ребёнок обладал такой силой, выносливостью и гибкостью, что без труда заткнул бы за пояс любого современного профессионального спортсмена. В качестве спортивных снарядов использовались деревья, камни и скалы.

Обучение взрослого воина или как стать ниндзя

Начиная с 15 лет, молодые ниндзя (боевые качества которых уже многократно превышали подготовку средневекового воина) отправлялись в горы – постигать древнее искусство монахов – ямабуси. Именно они послужили прототипом бородатых старцев в фильмах про ниндзя. Хотя из истории ямабуси можно понять, что они были настоящими воинами, которые жестоко расправлялись со своими врагами.

Здесь ученики изучали базовые навыки психологических тренингов, учились изготавливать лекарства, яды и изучали секретные техники бесконтактного боя.

Тайну маскировки ниндзя знали в совершенстве. Лучших актёров не могли узнать даже очень внимательные воины. Сегодня ниндзя был толстым торговцем, а завтра – изнеможённым нищим. Причём именно роль нищего бродяги требовала от ниндзя полного вживания в роль. Боевой ниндзя выглядел как умирающий от голода старик. Лучшие мастера перевоплощений принимали яды, которые внешне делали тело слабым, а лицо покрытым морщинами.

Вообще, качество перевоплощения в бессильного, достаточно широко использовалось средневековыми шпионами. В бою ниндзя часто делал вид, что он подавлен превосходством боевых навыков соперника и сражался с видом обречённости. Противник терял бдительность и начинал небрежно размахивать своим оружием, после чего получал молниеносный удар от «деморализованного» ниндзя.

Если враг не поддавался на такие уловки, ниндзя мог притвориться смертельно раненым и упасть в конвульсиях на землю, выплёвывая кровь. Противник подходил и тут же получал смертельный удар.

Физические возможности ниндзя и их «сверхъестественные» способности

Среднестатистический ниндзя мог преодолеть около ста километров в день, сейчас это кажется невероятным, так как даже лучший современный спортсмен не способен на такие подвиги. Голыми руками они ломали кости и выбивали двери, а их ловкость была просто невероятная. Ниндзя, который часто использовал в качестве оружия огромные когти, часть своей жизни проводил на дереве, а на операции им одевалась специфическая маска ниндзя, которая превращала его в страшного демона. Редкий житель средневековой Японии отваживался вступить в схватку с демоном, бесшумно появившимся у него за спиной.

Магические способности ниндзя объясняются довольно просто:

  1. Способность становится невидимками связана с использованием дымовых бомб. Взрыв такой гранаты сопровождался снопом искр и яркой вспышкой, которая отвлекала внимание, и дымовой пеленой, пользуясь которой ниндзя незаметно исчезал;
  2. Ниндзя мог скрыться даже без дымовой бомбы, если рядом была вода. Незаметно нырнув туда, воин мог часами дышать через трубку из камыша или полые ножны меча;
  3. Бегать по воде ниндзя умели лишь потому, что каждую операцию они готовили заранее. Под водой помещались специальные плоские камни, расположение которых ниндзя запоминал и потом с лёгкостью прыгал по ним, создавая иллюзию ходьбы по воде;
  4. Легенды гласили, что оборотня-ниндзя не могут удержать никакие путы, так как он всё равно высвободится. Данную технологию освобождения от верёвок знали не только ниндзя. Она заключается в том, что при связывании нужно максимально напрячь мышцы, тогда после их расслабления путы не будут сильно затянуты. Гибкость ниндзя помогала ему в освобождении;
  5. Умению ходить по стенам и потолку ниндзя обязаны тренировкам в лесу, когда они прыгали по деревьям и использованию специальных скоб, с помощью которых можно было закрепиться на потолке. Тренированный ниндзя мог сутками неподвижно висеть на потолке, поджидая жертву.

Умение терпеть боль очень помогало ниндзя при попадании в медвежий капкан. Если время позволяло, он мог хладнокровно освободить ногу и, остановив кровь, скрыться. При нехватке времени ниндзя отрезали себе ногу и, прыгая на уцелевшей, пытались скрыться.

Одежда и маскировка ниндзя

Все мы знаем, что ниндзя одевались в чёрный костюм, а «хороший» ниндзя был в белом костюме. На самом деле, этот миф был очень далёк от реальности. Чаще всего ниндзя маскировались под торговцев, путешественников или нищих, ведь человек в чёрной одежде будет заметен везде, так как полностью чёрный цвет в природе очень редок. Знаменитая ночная форма ниндзя была тёмно-коричневая или тёмно-синяя. Для боя существовала красная форма, которая скрывала раны и кровь. В костюме было множество карманов для различных приспособлений и скрытого оружия.

К костюму обязательно прилагалась маска ниндзя, которая делалась из двухметрового куска ткани. Она была пропитана специальным составом, который мог служить для останавливания крови и обеззараживания ран. Кроме этого, через маску можно было фильтровать воду для питья и использовать её как верёвку.

Специализация различных кланов ниндзя

Несмотря на то, что все ниндзя считаются непревзойдёнными воинами, каждый клан специализировался на своей «фишке»:

  1. Клан Фума прекрасно совершал диверсии и террористические операции. Ещё их можно назвать средневековым аналогом морской пехоты. Они прекрасно плавали и под водой пробивали днища кораблей противника;
  2. Клан Гекку прекрасно знал технику поражения точек на теле противника, используя при этом пальцы, которые были натренированы так, что действовали подобно стальным прутьям;
  3. Ниндзя клана Коппо в совершенстве владел приёмами борьбы, которая сейчас носит название коппо-дзюцу (одним из стилей рукопашного боя в искусстве нинпо);
  4. Клан Хаттори великолепно владел яри-дзюцу (искусству боя на копьях);
  5. Ниндзя клана Кога специализировались на применении взрывчатых веществ ;
  6. А клан Ига славился своими изобретателями. Многое специфическое оружие ниндзя придумали именно они.

Все ниндзя обладали навыками, которые позволяли им скрытно проникнуть в помещение, убить врага и скрыться незамеченными. Однако специфические секреты кланов хранились очень ревностно.

Секреты языка дзюмон

Язык дзюмон – это 9 слогов-заклинаний, произнося которые ниндзя могли менять своё состояние и добиваться сверхъестественных результатов. В данный язык входили 9 заклинаний и соответствующее им число фигур из пальцев.

Современная наука смогла доказать, что язык дзюмон мог влиять на мозг. Именно это дало объяснение сверхъестественным способностям ниндзя. Ранее это считалось тёмной магией.

Монахи-ямабуси учили ниндзя, что каждый палец связан с энергетическими каналами и складывая их в различные комбинации, можно добиться использования скрытых резервов организма.

Кроме этого, каждый клан имел свой секретный язык. Это было необходимо для передачи секретных сведений. Язык часто менялся, так как коды становились известны конкурирующим кланам.

Оружие и дома ниндзя

Несмотря на то, что дом ниндзя внешне ни чем не отличался от крестьянского, внутри он был полон различных сюрпризов. Там были:

  • Лабиринты;
  • Подземные этажи, которых могло быть несколько;
  • Потайные ходы, двери и переходы;
  • Разнообразные ловушки и капканы.

Кроме этого, часто на чердаке хранился примитивный дельтаплан, который создавал иллюзию, что ниндзя превращаются в птиц.

Если дом ниндзя был полон ловушек, то несложно представить себе огромное количество различного оружия, которым пользовались ниндзя. Всё оружие можно было разделить на четыре большие группы:

  1. Оружие ближнего боя. В данную группу входило как обычное оружие воинов и крестьян, так и специфические модели оружия ниндзя. Например, меч-трость является с виду обычным посохом, который уместен у любого крестьянина или прохожего;
  2. Метательное оружие. В данную группу входят различные сюрикены, луки, духовые трубки и огнестрельное оружие. Кроме этого, существовало скрытое оружие, которое было замаскировано под элементы одежды. Например крестьянская шляпа могла иметь скрытое лезвие под полями. Пружина освобождала лезвие и бросок шляпы легко перерезал горло сопернику;
  3. Сельскохозяйственные приспособления в умелых руках ниндзя разили врагов не хуже мечей и копий. Главным преимуществом из использования являлся элемент неожиданности, так как крестьяне средневековой Японии были достаточно миролюбивые (вся их энергия уходила на добывание еды и тяжёлую работу). Крестьянский серп часто оказывался кусарикамой – боевым серпом с гирькой на длинной цепи;
  4. Яды в средневековой Японии использовали все, начиная от крестьян и заканчивая феодалами, но ниндзя оказались настоящими экспертами в этом вопросе. Часто именно у них и покупали яды. Секреты их приготовления держались в тайне, каждый клан умел готовить свои варианты отравы. Кроме быстродействующих, существовали яды, которые медленно и незаметно убивали свою жертву. Самыми сильными были яды, приготавливаемые из внутренностей животных.

Именно яды наделяли сюрикены смертельными свойствами. Достаточно было одной царапины, чтобы жертва погибла в муках. Помимо этого, ниндзя часто использовали ядовитые стальные колючки, которые бросали под ноги преследователям или разбрасывали перед своими жилищами.

Женщины-ниндзя куноити – утончённые убийцы

Использование девушек в качестве ниндзя широко практиковалось кланами ниндзя. Девушками можно было отвлечь стражу, тогда воин-ниндзя без проблем проникал в жилище своей жертвы. Кроме этого, девушки-ниндзя сами были умелыми убийцами. Даже когда их заставляли раздеваться перед тем, как привести господину, достаточно было спицы в волосах или кольца с ядовитым шипом, чтобы уничтожить жертву.

Чаще всего, в быту женщины-ниндзя были гейшами, которые пользовались большим уважением в средневековом японском обществе. Фальшивые гейши знали все премудрости этого ремесла и были вхожи во все знатные дома. Они умели поддержать светскую беседу на любую тему, играли на музыкальных инструментах и танцевали. К тому же знали толк в кулинарии и виртуозно пользовались косметикой.

После прохождения обучения в школе гейш, куноити обучались технике ниндзя (если они были рождены в клане ниндзя, то они были уже профессиональными убийцами). Обучение девушек-ниндзя акцентировалось на применении различных подручных средств и использовании ядов.

Множество великих полководцев и правителей средневековой Японии погибли именно в сладких объятиях куноити. Недаром старый и опытный самурай обучал молодых воинов, если они хотят быть в безопасности от женщины из клана ниндзя, следует быть верными своей жене.

Ниндзя-легенды

Ниндзя, которые удостоились звания легенды, существовали на всём протяжении эпохи ниндзя:

  1. Первым ниндзя-легендой был Отомо-но Сайдзин, который переодеваясь в разные ипостаси, служил соглядатаем для своего господина — принца Сетоку Тайси. Некоторые считают, что он являлся мэцуке (полицейским), но его методы слежки позволяют причислить его к первым ниндзя;
  2. Такоя, живший в 7 веке, был более близок к термину «ниндзя». Его специализацией были теракты. Проникнув в расположение противника, он устраивал пожар, сразу после этого войска императора наносили удар по противнику;
  3. Унифунэ Дзиннай – ниндзя очень маленького роста, прославился тем, что смог проникнуть во дворец феодала через канализацию, и ждал в выгребной яме хозяина замка несколько дней. Когда туда кто-либо заходил, он нырял с головой в нечистоты. Дождавшись хозяина замка, он убил его копьём и скрылся через канализацию.

Существуют древние летописи, датируемые 9 веком, в которых говорится, как родился первый клан ниндзя в его традиционном представлении. Его основал некто Дайцукэ, с помощью горных монахов ямабуси. Именно там был создан новый тип воинов-шпионов, умеющих побеждать любой ценой и лишённых традиционной чести самурая. Для победы воины-ниндзя не гнушались использовать целый арсенал «не джентльменских» ударов, плевков отравленными иглами и тому подобных «грязных» приёмов.

Главным для ниндзя была победа, которая давала клану возможность жить и развиваться. Пожертвовать жизнью для клана считалось делом чести. Множество воинов-ниндзя, имена которых не сохранились, отдали свои жизни во благо своего рода.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Принципиальная ошибка приверженцев, исследователей и историков ниндзюцу на сегодняшний день состоит в том, что древний феномен рассматривается как разновидность боевого искусства. Это совершенно неверно, ибо сами по себе боевые техники составляли лишь малую часть в обширной программе подготовки лазутчиков, тогда как гораздо большее внимание уделялось вопросам маскировки и скрытого перемещения, приемам проникновения в дома и замки, способам взлома, подкопам и прыжкам, плаванию и бегу, умению часами сохранять неподвижность в самой немыслимой позе (например, повиснув на ветке), и множеству иных навыков.

Помимо чистой «физики», досконально прорабатывались также психические аспекты — гипноз и самогипноз, умение запоминать колоссальные объемы информации, способы концентрации внимания, обострения органов чувств, мобилизации энергетики, и так далее. Как следует из другого их наименования — синоби (крадущиеся), практика ночных оборотней строилась прежде всего на соблюдении абсолютной незаметности, бесшумности и безликости.

Поэтому очень красивый рассказ Виктора Попенко на страницах его книги «Древнее оружие востока» о том, как гордые своей профессией ниндзя для пущей славы раскрашивали в разные яркие цвета клинки мечей (причем цвет соответствовал той или иной конкретной школе), заставляет вообразить себе штандартенфюрера Штирлица с полным набором советских орденов и медалей, вплоть до знака об окончании академии РККА. Согласиться с подобными вымыслами невозможно, если принять в расчет обыкновение шпионов даже уродовать свое лицо в случае поимки, дабы лишить врага возможности какой-либо идентификации. При этом странно иметь при себе клинок, на котором, так сказать, «синим по белому» написано о причастности к Котто-рю. Если еще учесть, что другим показателем достоверности подобных сведений служит утверждение автора о хромировании клинков (в 17 веке!) для пускания зайчиков в глаза противнику, то вообще не стоит принимать всего этого всерьез.

Самое большее, что могли проделывать ниндзя со своим оружием — это копчение его в пламени свечи или костра для ликвидации малейшей возможности световых бликов, каждый из которых мог привести к обнаружению, гибели и, что несравненно важнее, к провалу всей операции. На сегодняшний день в нашей стране вышла в свет первая и пока единственная достоверная работа по истории шпионского промысла в Японии — это две книги Алексея Горбылёва: «Путь невидимых» и «Когти невидимок» . Только в ней интересующиеся реальной картиной возникновения и развития ниндзюцу отыщут ответы практически на все вопросы.

Нас же хитроумные проныры интересуют лишь постольку, поскольку все их невероятное мастерство и фантастические деяния напрямую зависели от умения обращаться с разнообразнейшим арсеналом специальных приспособлений, от самых простых до весьма сложных и остроумных.

Сегодня, с легкой руки писателей и сценаристов, у широких слоев общественности сложилось впечатление, будто ниндзя только и делали, что убивали направо и налево, причем исключительно при помощи мечей, серпов и сюрикэнов. Между тем этот зловещий образ имеет к реальной практике ниндзя примерно такое же отношение, как блистательный Джеймс Бонд — к деятельности настоящей британской разведки. Как отмечалось выше, истинный синоби был в первую очередь мастером скрадывания, проникновений и похищений, а вовсе не рукопашного боя. В наши дни, с этой точки зрения, опытный домушник или карманник в гораздо большей степени имеет право отождествлять себя с ниндзя, чем все те члены клубов и секций, что рядятся в черные одежды, мечут «звезды» и размахивают прямыми мечами тайваньской выделки, не будучи в состоянии даже выкрасть бумажник у прохожего. Я не воспеваю и не оправдываю воровство, но факт остается фактом — хороший ниндзя есть прежде всего хороший жулик .

Огромное число увлекательнейших историй повествуют нам об испытаниях мастерства, что учиняли шпионам их наниматели или учителя. Почти все подобные задания представляли собой изощренные кражи предметов (меча, свитка, подушки из-под головы) у заранее предупрежденного и изготовившегося к отпору владельца. Даже когда дело касалось боевых подвигов в расположении противника, звону стали всегда предшествовало незаметное проникновение на тщательно охраняемую территорию.

Один ниндзя — одно оружие

В полном соответствии с тематикой работы шел подбор вспомогательных средств, причем каждый предмет мог служить одновременно множеству целей, и оружия в чистом виде почти не применялось — даже пресловутый синоби-кэн с квадратной цубой представлял из себя целый арсенал, обеспечивая весьма далекие друг от друга задачи. «Невидимка» попросту не мог позволить себе быть обвешанным грудой тяжелого громоздкого инвентаря, словно Арнольд Шварценеггер в фильме «Коммандо», поэтому компактность и универсальность были первым и решающим критерием в подборе снаряжения. Даже когда наниматель жаждал смерти оппонента, дело чаще всего обходилось без серпов и мечей. Подлинный мастер своего мрачного ремесла использовал, как свидетельствуют исторические документы, невероятные ухищрения и выдумки — опять же с целью незаметности и стопроцентной эффективности акции.

Ведь целью являлся, как правило, не рядовой воин, а полководец, князь, то есть личность всегда неординарная, искушенный во всех тонкостях схваток, да к тому же тщательно охраняемый. Такой человек обладал развитой интуицией и знаменитым гоку-и («шестым чувством»). Всем хорошо известен хрестоматийный эпизод с (предположительно) Ягью Мунэнори и его слугой (учеником?), когда спящий мастер мгновенно уловил мелькнувшую у того мысль о своей беззащитности, и в следующую секунду уже стоял с мечом в руках. Поэтому очень трудно было просто зарубить или зарезать намеченную жертву — скорее всего, тот почувствовал бы врага заранее, что бы там ни писал о мастерстве ниндзя скрывать эманации своего мозга известный Эрик Ластбадер в сериале о похождениях тандзяна Николаса Линнера. Кроме того, не стоит приписывать ночным пройдам абсолютного совершенства решительно во всех видах боевого искусства. Универсал всегда проиграет узкому специалисту в его излюбленной области, и средний самурай безусловно превосходил среднего шпиона в технике меча и копья. Не стоит заострять внимания на выдающихся представителях профессии с той и другой стороны. В любом деле встречаются уникумы, и наша речь не о них.

Меч ниндзя

Как сегодня нормальный разведчик в чужой стране не крадется по темным улицам с пистолетом в руке, так и триста лет назад ниндзя предпочитали обходиться без меча до самого последнего предела, когда на него обрушивалась подоспевшая охрана или погоня. И обыкновенно результат подобной схватки бывал предрешен. Некоторое преимущество состояло в использовании нетрадиционных, малоизвестных приемов боя, атак в неожиданных ракурсах, обилии акробатических элементов, и так далее. Все это приносило победу в быстрой стычке, но только при наличии фактора неожиданности. В тех же случаях, когда прохиндей был вынужден схватиться в открытую, используя свой более короткий и легкий меч, результат, повторяю, был известен заранее. Кроме того, замечательные клинки самурайских катан и тачи чаще всего превосходили по своим характеристикам шпионское оружие. Это легко объяснимо, так как меч самурая делался долго и на века, являясь нередко фамильной драгоценностью.

Меч ниндзя (в тех случаях, когда он предпочитал «специзделие») был всего-навсего рабочим инструментом, одним из многих и далеко не главным, который не жалко было выбросить в случае чего. Это отнюдь не значит, что клинок был из рук вон плох. Он вполне обеспечивал круг своих задач, но никакими выдающимися свойствами не обладал. Разумеется, опять же не стоит говорить об исключениях. И кстати — только кинониндзя везде и всюду экипированы своим прямым мечом, который постоянно прилаживают за спину. На деле нет ни одного исторического свидетельства существования прямых шпионских мечей — ни записей, ни сохранившихся экземпляров. Настоящие лазутчики пользовались чаще всего самыми обычными самурайскими клинками, причем носили их, как и полагается, сбоку.

Строго говоря, между самураями и ниндзя вообще не существовало четкой границы, поскольку самураи были сословием, а нинзя — профессией, и ничто, кроме кодекса бусидо, не мешало бедному служаке пробавляться на ниве шпионажа и заказных убийств. Большинство известных кланов ниндзя — самурайские.

Множество самураев действительно посвящало себя «иньскому ремеслу», а корни знаменитых школ будзюцу уходят в почву монастырских техник боя, породивших также превосходные шпионские системы. Сами ниндзя также не изобретали велосипедов, перенимая в полном объеме превосходные, проверенные временем методики самурайской выучки.

Принимая в расчет все вышесказанное, можно утверждать, что в нормальных рабочих условиях наши проныры мечу и рубке предпочитали орудия тихие и несравненно более эффективные — отравленные иглы, метательные предметы, ядовитые дымы, порошки, жидкости и прочие дьявольские штучки. Как там у Владимира Высоцкого:

Добрый молодец он был,

Бабку-ведьму подпоил,

Ратный подвиг совершил —

Дом спалил!

Ниндзя — это современный шпион

Поистине, шпионская акция! Недаром именно ниндзя первыми оценили и использовали в деле все преимущества пороха, да и вообще старались держаться на гребне научно-технического прогресса тех лет, обращая любое изобретение в свою пользу. Потому-то ассортимент их подручных средств был чрезвычайно широк, хотя главенствовало в нем не оружие, а средства проникновения и маскировки, подслушивания и доставки информации, преодоления препятствий, и тому подобное. Все те, кого интересуют конкретные описания и иллюстрации шпионского инвентаря, могут обратиться к многочисленным изданиям на эту благодатную тему — от брошюрок доморощенных экспертов до упоминавшегося двухтомника А. Горбылёва.

Я сознательно не хочу касаться здесь откровенно инфернальных техник психо-энергетического тренинга «невидимок», поскольку уж это-то наверняка никоим образом не входит в тему нашего разговора. Все их излюбленные кинематографические «пальцовки» и черная магия отлично вписываются в знакомые строчки того же Высоцкого:

Пили зелье в черепах, ели бульники,

Танцевали на гробах, богохульники…

Ниндзя должен импровизировать

Гораздо примечательнее, что ниндзя являлись выдающимися мастерами импровизации, настоящими профессорами по использованию любых подсобных предметов, так как изменчивый калейдоскоп нештатных ситуаций требовал молниеносных решений и точных действий. Что бы ни попало в опытные руки, могло превращаться и в оружие, и в отмычку, и во что угодно. Насколько бы ни был обширен перечень носимого снаряжения, всего предусмотреть невозможно.

Всегда могли проявиться неожиданные факторы, заставляющие на ходу сочинять и конструировать что-то новое из имеющегося или найденного поблизости. Трудно вообразить себе лазутчика, вышедшего на задание с пустыми руками. Разведка и диверсии всегда есть работа с теми или иными предметами, от сноровки обращения с которыми напрямую зависел успех или провал дела, и именно здесь лежат точки соприкосновения ниндзюцу и кобудо.

Ниндзя (прячущийся, притаившийся), по другому назывался синоби - разведчик, диверсант и наёмный убийца в феодальной Японии.

Кто такие ниндзя?

Подготовка ниндзя

В соответствии с сохранившимися хрониками, ниндзя были бесстрашные, подготовленные люди, которые с малых лет тренировались в сложнейшем мастерстве ниндзюцу, в которое входило множество умений.Ниндзя был обязан уметь получать необходимую информацию, кроме того использовать любой предмет в качестве оружия, защищаться от любого вида оружия (также и голыми руками), неожиданно возникать и незаметно исчезать, владеть медициной, траволечением и иглоукалыванием, улучшать зрительную память, слух и ночное зрение. Синоби могли в течение длительного времени быть под водой, дыша через соломенную трубочку, взбираться по стенам и скалам, ориентироваться на незнакомой территории, владеть прекрасным обонянием и т.д.

Инициация проходила, так же как и в самурайском роду, в 15 лет. В это время юноши и девушки начинали изучать сянь-даосизм и дзэн-буддизм.

Ниндзя, рисунок 19 века, художник Хокусай

С политической точки зрения ниндзя находились вне феодальной системы, их сообщество имело своё устройство. Сверх того - синоби были «хинин» - то есть находились вне структуры японского общества, не имели в нем установленного положения, но могли играть любую социальную роль, несмотря на то, что определенное место занимал даже крестьянин. Кланы ниндзя были рассеяны по всей Японии, но больше всего их было в лесах Киото и горах Ига и Кога. Время от времени в общины ниндзя вступали самураи, которые потеряли свои земли и сюзерена (ронины). В 17 столетии существовало около 70 кланов ниндзя. Наиболее сильными были школы Кога-рю и Ига-рю. Становление сословия ниндзя происходило вместе с формированием самурайского сословия, но из-за того, что самураи обладали властью, они стали главенствующим классом, а ниндзя образовали масштабное шпионское сообщество. Помимо того - «нин» (другое прочтение «синоби») означает «тайный», они не могли действовать открыто. Сама сущность ниндзюцу этого не разрешала. Несмотря на это, «ночные демоны», как иногда именовали ниндзя, вселяли страх в князей и самураев. Вместе с тем, синоби почти никогда не убивали крестьян, в связи с тем, что крестьяне могли дать им помощь. К тому же, убийство не являлось главным занятием ниндзя. Их основным ремеслом был шпионаж и диверсии. Роль купца, циркача, крестьянина давала возможность без подозрений путешествовать по Японии.

Ниндзя окончательно сформировались к 10 веку, золотой век синоби приходится на 1460-1600 года, эру междуусобиц и объединения Японского государства; они нанимаются Токугавой Иэясу во время борьбы за власть с военоначальником Тоётоми Хидэёри и его матерью Асаи Ёдогими, длящейся в течение 15 лет. В 1603 г. первый сёгун Токугава, решив, что ниндзя могут быть наняты против него самого возмущенными исходом противостояния даймё, стравил между собой два мощнейших клана синоби, Ига и Кога. В итоге к 1604 г. из организации ниндзя выжили немногие, в дальнейшем они дали присягу сёгуну. В довершение всего, в результате завершения междоусобиц в услугах ниндзя пропадает необходимость.

Маскировочный костюм ниндзя

В соответствии с мнением историка-япониста Горбылёва, синоби никогда не одевали чёрный облегающий костюм, который так распространен в кинематографе и манга. Маскировочная и ночная одежда ниндзя была пепельного, красновато-коричневого, желтовато-коричневого или темно-серого цвета. Именно эти цвета давали возможность окончательно слиться с темнотой ночи, в то время как совершенно чёрный костюм будет резко выделяться. Маскировочная одежда синоби была мешковатых форм. Днём ниндзя одевали обычную одежду, которая давала возможность слиться с толпой.

Абсолютно чёрный костюм, который приписывается ниндзя, произошел из театра кукол бунраку. Кукольник располагается прямо на сцене, облаченный в черный костюм, а зрители его «не видят» - поэтому, если в театре кабуки кого-нибудь убивает «демон ночи», актера, который играл убийцу, облачали в костюм кукольника.

Видео ниндзя

В видео рассказывается о десяти интересных фактах о синоби.

В книгах, посвященных искусству ниндзюцу, можно увидеть описания огромного количества типов холодного боевого оружия ниндзя – всевозможных мечей, серпов, алебард, трубок, сюрикенов и т.д.

Но с исторической точки зрения специфическим холодным оружием ниндзя, которое использовали лишь «воины ночи» являлись всего пара десятков видов военных предметов, которые были незаметны и использовались скрытно. Остальное в такой же мере применялось самураями и бандитами.

Виды холодного оружия синоби

Меч ниндзя (ниндзя – то, гатана) – короткий изогнутый меч с металлической рукоятью, опутанный черными полосками кожи. О мече ниндзя под влиянием боевиков сложилось большое количество заблуждений. Ниндзя–то был не прямым, а слегка изогнутым и не носился за спиной, как показано в фильмах. Во избежание привлечения внимания к наемному убийце на лезвии, ножнах и рукояти отсутствовали узоры, орнамент и драгоценности. Зачастую ножны меча (сая) делали длиннее, чем лезвие и в пустое пространство клали небольшие вещи, которые могли помочь синоби в сложной ситуации – сюрикены, отравляющие порошки, документы.

Ашико – острые металлические когти, которые надевались на ступни и помогали с высокой скоростью взбираться на деревья и стены. Также использовались в качестве оружия – ими можно было нанести тяжкие повреждения.

Шуко – подобно ашико применялся для лазания по деревьям и преодоления высоких укреплений.

Какуте – оружие женщины–ниндзя. Представляло собой кольцо с заостренными выступами, на которые наносился яд.

Кама – боевое оружие в виде серпа, с рукоятью длиной 45 см и закрепленным перпендикулярно к ней лезвием изогнутой формы. Зачастую применялось в качестве парного оружия.

Кусари-гама – кама, к которой крепилась цепь с грузом на другом конце. С помощью цепи производился перехват оружия врага и выбрасывание лезвия на расстояние длины цепи с последующим возвращением камы в руки ниндзя.

Кагинава – кошка на веревке или цепи большой длины. Использовалась для преодоления стен.

Киёкетсу-шоге – веревка с привязанным на одном конце ножом, а на другом – рукояткой в виде обруча.

Нагината – японская алебарда с пятнадцатисантиметровым лезвием. Нагинату часто носили монахи-воины сохеи, ниндзя использовали ее, если хотели замаскироваться под них.

Неко-те – металлические, иногда отравленные когти, которые надевались на пальцы. В основном, применялись женщинами – синоби куноичи для повреждения глаз соперника.

Саи – японский трезубец, представляющий собой острый круглый или многогранный шестидесятисантиметровый стержень, с заточенными гардами.

Шобо – острый металлический стержень, который присоединялся к среднему пальцу с помощью специального кольца.

Сюрикен – тонкая заточенная металлическая пластина, которая использовалась, в основном, для остановки врага. Иногда на концы сюрикена наносился яд, но ниндзя с отравленным сюрикеном по неосторожности мог ранить сам себя и умереть от своего же яда.

Метательные стрелки – заостренные стержни длиной 10-15 см, носились скрытно в специальном колчане на руке.

Тэссэн - веер металлическими заточенными спицами. Часто использовался в качестве небольшого щита.

Фукия, фукибари – духовая трубка 5-30 сантиметров длиной. С помощью нее ниндзя мог стрелять отравленными иглами.

Оружие ниндзя видео

В видео перечислены наиболее интересные предметы из арсенала синоби.