Кто жил на территории. Древние народы на территории России. История государства и народов России. Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых пре

Совдеповцам 60-80 годов прошедшего века имя Леонида Ильича Брежнева напоминает о многом. Биография Леонида Брежнева, его личная жизнь, взаимоотношения с детьми и соратниками до сих пор интересуют простого обывателя.

Его называют человеком-эпохой, человеком-легендой… С высоты пройденного пути и минувших поколений отношение к Брежневу-политику остается двояким: одни срок его руководства называют временем стогнации, когда экономика страны была практически разрушена провальными реформами; другие считают его лучшим правителем 20 века.

Восемнадцать лет он находился у горнила власти, руководил самой могущественной партией всех времен и народов – великой КПСС, был главой мощнейшего государства. И при этом оставался простым в общении, бесконечно жизнерадостным человеком, анекдотов и баек о котором сложено немерено, и которые он сам с удовольствием слушал и пересказывал.

19 декабря 1906 года на юге Украины, а точнее в Днепродзержинске, что недалеко от Днепропетровска, он появился на свет. И хотя место рождения известно достаточно точно, то принадлежность к нации Леонида Ильича в разных документах указана различная: то ли он русич, то ли казак.

Достоверно известно, что родители его были самыми простыми людьми. Отец работал на металлургическом предприятии, а родительница заботилась о доме и детях. А всего детей было трое: Леонид – старший, сестренка Вера и братец Яков. Семейство жило, как и многие другие семьи в то время, очень скромно.

Квартирка была маленькая, денег постоянно не хватало. И при всем при том, они были счастливы, и все трое детей чувствовали себя защищенными и обогретыми родительской любовью, и заботой. Главным увлечение молодого генсека стали голуби.

В девятилетнем возрасте Леонид был отдан в школу, которая тогда именовалась классической гимназией. Когда обучение в школе закончилось, он продолжил его в местном техникуме, обучаясь на землемера, но уже заочно, т. к. пошел работать на маслобойню, чтоб помогать семье. Леонид Брежнев буквально своими руками создает себе биографию, считая ее важнее личной жизни, жертвуя ради нее общением с детьми.

Идет 1930 год. Не самый легкий период в жизни завтрашнего вождя. Именно в это время умирает отец Леонида Ильича – Илья Яковлевич, и Брежнев вынужден вернуться домой. Учеба отодвигается на второй план.

Работа истопником на Днепропетровском металлургическом предприятии отнимает много времени и сил. Но трудности только подстегивают будущего лидера. Он переходит на вечернее обучение в Днепродзержинский металлургический институт, получает высшее профессиональное образование, совмещая обучение и работу.

Рождение и становление политического лидера

После окончания ВУЗа, став дипломированным специалистом, в 1935 был призван на службу в ряды Красной армии. Став служивым, а затем и политическим руководителем роты танкистов, здесь же оканчивает ликбез по моторизации и механизации Красной Армии и в звании лейтенанта возвращается домой, где становится директором родного металлургического техникума. Личная жизнь, семья, дети отодвигаются Леонидом Брежневым на второй план, он живет нуждами своей страны, творит свою непростую биографию.

1937 год станет определяющим для дальнейшей политической карьеры Леонида Ильича Брежнева, которой и будет отдаваться до последнего вздоха.

Уже весной 1937 года он стал зампредом Днепродзержинского городского исполнительного комитета. Ему немногим больше тридцати, он по-прежнему любит гонять голубей, но теперь он высокопоставленный чиновник партийного аппарата.

В 1938 году он назначен заведовать отделом в Днепропетровский обком. В следующем году он — секретарь областного комитета.

Великая Отечественная война начнется для него в Днепропетровске, он полностью погрузится в ее тяготы, начав с мобилизации в Красную Армию и эвакуации людей, и индустриальных объектов.

В годы войны Брежнев привлекается к различной политической работе в действующих войсках, награждается множеством орденов и медалей разной степени, и повышается в звании до генерал-майора. Заканчивает свою военную карьеру на Параде Победы в Москве в июле 1945 года, возглавляя колону вместе с командующим фронтом.

Тяжелые послевоенные годы станут очередным испытанием, которое будет успешно пройдено. Он — первый секретарь обкома Запорожья и активно участвует в восстановлении разрушенных во время войны предприятий.

Дружба Брежнева с Хрущевым открывает дверь в кабинет Сталина, тогдашнего главы государства. По достоинству оценив преданность своему делу и делу партии, и родины, в 1950 году Сталин назначает Брежнева первым секретарем ЦК КПСС Молдавии. Одновременно он становится главой политического управления ВМФ и Советской Армии.

В 1954 году по предложению Хрущева назначается на аналогичный пост в Казахстан, где возглавляет работы по разработке Целины, непосредственно содействует в приготовлении и строительстве звездной гавани «Байконур».

В мае 1960 года Брежнев Л.И. уже председательствует в высшем органе государственной власти.

А с октября 1964 года – избирается Первым секретарем ЦК КПСС, высшего, на тот момент, органа власти. Леонид Ильич Брежнев по продолжительности своего управления займет второе место после Сталина.

Но так ли безоблачно будет это руководство?

Взойдя на «трон», первое, что он сделал — окружил себя людьми, которым безоговорочно доверял. Окружение же Брежнева видело в нем, прежде всего, лидера, защищающего систему. Основной целью брежневского правительственного аппарата было сохранение собственных привилегий и власти. Реформисты угнетались и подвергались гонениям, расцветает коррупция, казнокрадство, бюрократически-чиновничий произвол. Репрессии для вольнодумцев, которые пытались защитить свои права, были возрождены.

1967 год ознаменуется подавлением мятежа в Чехословакии, где под советскими танками погибнут сотни вольнодумцев, а еще больше будет замучено в застенках КГБ. А спустя 12 лет, видимо, запамятовав об исторических событиях в Праге, нарушая собственные соглашения, подписанные в Хельсенки, он даст согласие на безрассудное вторжение в Афганистан.

Вьетнамское и Ближневосточное милитарное столкновение так же не остались без внимания администрации Брежнева, а подготовка военного вмешательства в Польскую республику еще больше обострила негатив мировой общественности касательно к Советам.

За то время, что мы строили коммунизм, Советский Союз катастрофически отстал от всех развитых стран мира, НТР пошла стороной, экономика пришла в полный упадок.

Оставаясь главой правительства, Леонид Ильич искренне старается сделать так, чтоб люди смогли выйти на более высокий жизненный уровень, получали более качественные продукты, могли бы покупать технику для дома или собственные авто.

Неверное поэтому воспоминания об Ильиче такие теплые и навевают столько ностальгии по ушедшим годам. Но его все чаще подводит здоровье, он становится слабым и не может противостоять интригам своих добрых врагов в Политбюро, отказывается от конфликтов и не прекословит высокопоставленным «товарищам по компартии».

В ноябре 1982 года генсек умер, достигнув 76-летнего возраста.

А что же личная жизнь, дети? Какую роль они играли в биографии Леонида Брежнева?

Леонид Ильич, как и Виктория Петровна, был женат лишь один раз. 11.12.1927 года Брежнев Леонид Ильич сочетался законным браком с Викторией Петровной Денисовой.

Отношения в родительской семье невольно спроецировались на молодую династию Брежневых. Оба считали, что главное в роду – это чувство защищенности и любви, комфорта, как сказали бы современники. И хотя частенько им приходилось жить порознь, они всегда старались придерживаться этого принципа. В то время, когда муж занимался государственными делами, Виктория хранила очаг, воспитывала детей, а потом и внуков с правнуками.

В 1929 году родилась дочь, которую назвали Галиной. Это яркий образец «мажорных» детей: неугомонная, вспыльчивая, своенравная, одиозная, всегда поступающая наперекор. В отличие от своих родителей, она успела только официально трижды выйти замуж, а уж о внебрачных связях вообще ходят легенды.

От первого брака у нее осталась единственная дочь – Виктория, которая воспитывалась бабушкой. Яркая прожигательница жизни имела прочные связи в криминальном мире, сама была замешена не в одну аферу.

Пристрастившись к алкоголю, попала в психиатрическую лечебницу, где и умерла в 1998 году. В 1933 году появился на свет сынок Юрочка. В отличие от сестры, он не был таким «звездным» мальчиком. Став заместителем министра по внешней торговле СССР, он достиг своего апогея.

Жену выбрал себе под стать: спокойную, умную, хорошо образованную. Имеет двух сыновей: Леонида, нареченного так из уважения к отцу, и Андрея. У него четыре внука и правнучка.

Всю жизнь он собирал коллекцию собачек из фарфора. Он дожил до 80 лет, ушел из жизни в начале 2013 года.

Для старшего Брежнева круг его родных всегда был надежным тылом. И как бы не складывались их межличностные отношения, на фотографиях они всегда выглядят счастливой семьей.

Советский партийно-государственный деятель.
Первый секретарь ЦК КПСС с 1964 года (с 1966 г. Генеральный секретарь) и Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960-1964 гг. и с 1977 г.
Маршал Советского Союза, 1976

Биография Брежнева

Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 г. в селе Каменское Екатеринославской губернии (сейчас это г. Днепродзержинск).

Отец Л. Брежнева, Илья Яковлевич, был рабочим-металлургом. Мать Брежнева, Наталья Денисовна, до замужества имела фамилию Мазелова.

В 1915 году Брежнев поступил в нулевой класс классической гимназии.

В 1921 году Леонид Брежнев окончил трудовую школу, поступил на первую работу на Курский маслобойный завод.

1923 год ознаменовался вступлением в комсомол.

В 1927 г. Брежнев закончил Курский землеустроительно-мелиоративный техникум. После учебы Леонид Ильич некоторое время работал в Курске и в Белоруссии.

В 1927 – 1930 гг. Брежнев занимает должность землеустроителя на Урале. Позже стал заведовать районным земельным отделом, был заместителем председателя Райисполкома, заместителем заведующего Уральским областным земельным управлением. Принимал активное участие в проведении коллективизации на Урале.

В 1928 год Леонид Брежнев женился.

В 1931 году Брежнев вступил в ВКП(б) (всероссийскую коммунистическую партию большевиков).

В 1935 г. он получил диплом Днепродзержинского металлургического института, будучи парторгом.

В 1937 году поступил на металлургический завод им. Ф.Э. Дзержинского инженером и сразу получил должность заместителя председателя Днепродзержинского горисполкома.

В 1938 году Леонид Ильич Брежнев назначен заведующим отделом Днепропетровского обкома ВКП(б), а год спустя получил место секретаря в этой же организации.

В период Великой Отечественной Войны Брежнев занимает ряд руководящих должностей: зам. начальника Политуправления 4-го Украинского фронта, начальник Политотдела 18-й армии, начальник Политуправления Прикарпатского военного округа. Закончил войну в звании генерал-майора, хотя, имел «военные знания весьма слабые».

В 1946 году Л.И.Брежнев назначен 1-м секретарем Запорожского обкома КП(б) Украины, через год в той же должности был переведен в Днепропетровский обком.

В 1950 году он стал депутатом Верховного Совета СССР, в июле этого же года – 1-м секретарем ЦК КП(б) Молдавии.

В октябре 1952 года Брежнев получил от Сталина должность секретаря ЦК КПСС и стал членом ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК.

После смерти И.В. Сталина в1953 году стремительная карьера Леонида Ильича на время прервалась. Он был понижен в должности и был назначен 1-м заместителем начальника Главного политического управления Советской армии и флота.

1954 – 1956 годы знаменитое поднятие целины в Казахстане. Л.И. Брежнев последовательно занимает должности 2-го и 1-го секретаря ЦК КП республики.

В феврале 1956 г. он возвращает себе место секретаря ЦК.

В 1956 году Брежнев стал кандидатом, а годом позже членом Президиума ЦК КПСС (в 1966 г. организацию переименовали в Политбюро ЦК КПСС). На этой должности Леонид Ильич руководил наукоемкими отраслями промышленности, в том числе освоением космоса.

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

По этой же теме:

Чудь и другие народы, которые жили на территории Руси до прихода славян Мурома и другие народы, которые жили на территории Руси до прихода славян

На территории России проживает около 200 народов. История некоторых из них уходит в далекие тысячелетия до нашей эры. Мы выяснили, какие коренные народы России самые древние и от кого они произошли.

Славяне

Существует множество гипотез происхождения славян – кто-то относит их к скифским племенам из Средней Азии, кто-то к загадочным ариям, кто-то к германским народам. Отсюда и разные представления о возрасте этноса, которому принято «для солидности» добавлять пару лишних тысячелетий.

Первый, кто попытался определить возраст славянского народа, был монах Нестор, взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: « От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ… »

С точки зрения археологии, первой культурой, которую можно назвать праславянской была так называемая культура подклошовых погребений, получившая название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она зародилась между Вислой и Днепром в V веке до нашей эры. В какой-то степени, можно считать, что ее представители были праславянами.

Башкиры

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».

Марийцы или Черемисы

История финно-угорского народа марийцев начинается в начале первого тысячелетия до нашей эры вместе с образованием в Волго-Камье так называемой ананьинской археологической культуры (VIII-II века до н.э.).

Некоторые историки отождествляют их с полу-легендарными фиссагетами – древним народом, который, по словам Геродота, обитал вблизи скифских земель. Из них впоследствии выделились марийцы, расселившиеся от правобережья Волги между устьями Суры и Цивиля.

Во времена раннего средневековья они находились в тесном взаимодействии со стороны готских, хазарских племен и Волжской Булгарии. К России марийцы были присоединены в 1552 году, после завоевания Казанского ханства.

Саамы

Предки северного народа саамов – культура Комса, пришли на север в эпоху неолита, когда эти земли освободились от ледника. Этнос саамов, чье название переводится как сама «земля» своими корнями восходят к носителям древней поволжской культуры и дофинскому европеоидному населению. Вторые, известные в научном мире как культура сетчатой керамики, населяли во II-I тыс. до нашей эры широкую территорию от среднего Повольжья до севера Фенноскандии, включая Карелию.

По словам историка И. Манюхина, смешавшись с поволжскими племенами, они образовали древнесаамскую историческую общность из трех родственных культур: позднекаргопольской в Белозерье, Каргополье и Юго-Восточной Карелии, лууконсаари — в Восточной Финляндии и Западной Карелии, кьельмо и «арктической», в северной Карелии, Финляндии, Швеции, Норвегии и Кольском полуострове.

Вместе с этим возникает саамский язык и складывается физический облик лопарей (русское обозначение саамов), который присущ этим народам и сегодня – низкий рост, широко посаженные голубые глаза и светлые волосы.

Вероятно, первое письменное упоминание о саамах относится к 325 году до нашей эры и встречается у древнегреческого историка Пифея, упоминавшего о неком народе «фенни» (finoi). Впоследствии, о них же писал Тацит в I веке нашей эры, рассказывая о диком народе фениев, живущем в районе Ладожского озера. Сегодня саамы проживают в России на территории Мурманской области в статусе коренного населения.

Народы Дагестана

На территории Дагестана, где находят остатки поселения людей, датируемые вплоть до 6 тысячелетия до нашей эры, многие народы могут похвастаться своим древним происхождением. Особенно это относится к народам кавкасионского типа – даргинцам, лакцам. По мнению историка В. Алексеева, кавкасионская группа сложилась на той же территории, что она занимает и теперь на основе древнейшего местного населения позднего каменного века.

Вайнахи

Вайнахские народы, к коим относятся чеченцы («нохчи») и ингуши («галгаи»), равно как и многие народы Дагестана, относятся к древнему кавкасионскому антропологическому типы, как говорил еще советский антрополог проф. Дебец, «самому кавказскому из всех кавказских». Их корни стоит искать в куро-аракской археологической культуре, обитавшей на территории Северного Кавказа в IV начале III тысячелетия до нашей эры, а также в майкопской культуре, заселившей в этот же период предгорья Северного Кавказа.

Упоминания о вайнахах в письменных источниках встречаются впервые у Страбона, который в своей «Географии» упоминает неких «гаргареи», проживающих в малых предгорьях и равнинах Центрального Кавказа.

В средневековье на формирование вайнахских народов сильное влияние оказало государство Алания в предгорьях Северного Кавказа, павшее в XIII веке под копытами монгольской конницы.

Юкагиры

Малочисленный сибирский народ Юкагиры («люди мезлоты» или «дальние люди») можно назвать самым древним на территории России. По словам историка А. Окладникова, этот этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея.

Антропологи считают, что этот народ, генетически изолированный от своих ближайших соседей – тунгусов, представляет собой древнейший пласт автохтонного населения полярной Сибири. Об их архаичности свидетельствует и долго сохранявшийся обычай матрилокального брака, когда после замужества муж проживает на территории жены.

Вплоть до XIX века многочисленные племена юкагиров (алаи, анаулы, когимэ, лавренцы и другие) занимали обширную территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться в следствии эпидемий и междоусобиц. Часть племен была ассимилирована якутами, эвенами и русскими. Согласно переписи населения 2002 года, численность юкагиров сократилась до 1509 человек.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .