Литературный вечер сценарий они защищали родину. Сценарий на тему "они сражались за родину". Об истории создания этой песни рассказывает ученик

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Сценарий литературно­музыкального вечера «Россия – Родина моя».
Ведущий. 12 декабря самому главному закону нашей страны, а именно Конституции
исполнилось 20 лет. Не случайно мы посвящаем наш сегодняшний литературно­
музыкальный вечер нашей любимой Родине – России.
Россия – сколько в этом звуке для сердца русского слилось,
О сколько в нем отозвалось!
1 вед. Мой друг! Что может быть милей бесценнее родного края?
2 вед. Там солнце, кажется светлее,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленей,
Там сладострастнее журчит поток,
Там соловей поет звучнее
3 вед. Там все нас может восхищать.
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния летят,
Там нет тоски унылой.
Там наше счастье живет,
Там только жизнью наслаждаться.
Ведущий. Россия… В этом коротком слове ­ необъятность. Из одного слова рождается
множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые берёзовые рощи,
старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, омытая ливнями, в россыпях
звёзд и белой пене черёмух предстаёт перед нами Россия.
Наш любимый край Россия
Ученик. Наш любимый край Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.

Небо синее в России,
Реки синие в России,
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей!
Есть и клены и дубы,
А какие есть грибы,
А еще пекут в печи
Вот такие калачи!!!
Песня «Моя Россия».
Ведущий. Россия – страна большая, добрая, сильная и очень красивая. Люди сложили о
ней много песен и сказок. С древних времён тема Родины стала главной темой
отечественной литературы.
Родина – это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди. Это государство.
В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Каждое
государство имеет герб, флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн. Автор текста
гимна С.В. Михалков, а композитор А.В. Александров.

Давайте внимательно рассмотрим Герб России.
Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает
скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние
времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они
напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство
Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен
красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник
поражает копьем змею. Это победа добра над злом.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на Запад и Восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.
Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и
красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага,
любовь.
Песня «Белый, синий, красный»
1 вед. Обостренное желание познать Россию и русскую душу всегда было и остается
свойственно русским людям. Что есть Россия? Что есть любовь к России? Что значит
быть русским? – такие вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас.
2 вед. Раскинувшись между двух великих делений мира, между востоком и западом,
опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны сочетать в себе две
великие основы духовной природы, воображении и разум и объединить в своем
просвещении исторические судьбы всего земного шара.
3 вед. И действительно история Русского государства впитала в себя историю многих
стран и народов.
1введ. Россия была участницей ярких и драматических событий: героической борьбы с
иноземными захватчиками, острых междоусобных войне. Кто только не пытался
захватить и уничтожить Россию она прошла и через монгольско­татарское нашествие и
польско­литовскую интервенцию, не пощадило ее и фашистское иго. Но как птица феникс
, воскресала она из руин из пепла и руин, и только ярче сверкали золотые маковки ее
куполов и сильнее становился характер россиян.
звучит отрывок из «Богатырской симфонии»стихотворение «видение на холме»
песня
2 вед. Как каждое живое существо Россия имеет свое лицо. Оно в золотых колосьях ее
нив, в печальной глубине ее лесов, оно в звуках Глинки и Римского­ Корсакова, в поэмах
Пушкина, в эпопеях Толстого, оно в кроткой мудрости души народной.
Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно
знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где
прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.
На сцену приглашаются ученики 3“А” класса
Ученик:
Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.
Ученик:

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.
Песня «Летят журавли».
Ученик:
Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.
О Родине. В. Орлов.
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы
часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это
святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей
страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык.
Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким
красивым словом “россияне”.
Песня «Россия – ты моя звезда».
Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с
любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда
возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу
для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и
плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что
поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую
матери.
Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и
храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши
земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.
Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как
свои собственные беды.
Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.
Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина
Российской Федерации.
Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!
Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит
свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою
малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье
звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и
слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.
Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все
они живут дружно и стараются помогать друг другу.
Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что
есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без
прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические,
и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась
богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным
своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к
нам, поколению, живущему в XXI веке:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Ученик.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку классного часа «9 мая - День Победы»


Сценарий литературно - музыкальной композиции «Они защищали Родину»

(для учащихся 8-ых классов)


Разработала: учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

г. Волгограда

Стретельникова Светлана Геннадьевна

Цель : воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту войну.

Задачи: расширить исторический кругозор, укрепить уважительное отношение к традициям народа.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия:

1 ведущий. Вновь солнце встает над нашим городом, над нашей страной и благодатными лучами согревает все, что мы любим, что нам так дорого, все, чем мы живем.

2 ведущий. Мы - поколение XXI века, счастливое поколение. Мы не ощутили на себе, что такое война, о ней мы узнаем из книг, из кинофильмов, из рассказов ветеранов.

Звучит фонограмма «Березовые сны». (В исполнении Кобзона)

1 ведущий.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

2 ведущий. Мирный сон страны был прерван 22 июня 1941 года.

2 ведущий

Вдруг разнеслись по эфиру памятные слова…

Фонограмма - Ю.Левитан о начале войны.

Исполняется песня «Священная война».

1 ведущий. День 22 июня памятен нам как один из самых трагических дней в истории страны. Фашистская Германия без объявления войны напала на СССР.

2 ведущий.

И встала, ощетинилась страна

Штыками, рвами, жерлами орудий.

Так началась великая война, которую забыть не вправе люди.

1 ведущий.

Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. В стране началась всеобщая мобилизация.

Исполняется марш «Прощание славянки».

2 ведущий. Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…

1 ведущий. Тем, кто вместе с дымом улетал из бухенвальдских печей…

2 ведущий. Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…

1 ведущий. Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну…

2 ведущий. Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену…

1 ведущий. Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

2 ведущий. Тем, кто по 16 часов в сутки не отходил от станков…

1 ведущий. Тем, кто собирал на полях каждый колосок…

2 ведущий. Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов…

1 ведущий. Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается наша композиция.

2 ведущий.

Мы помним, как горели рощи,

Земля чернела, напиваясь крови.

Солдаты бились в праведном бою

И умирали вдалеке от дома

За Русь, за Родину свою!

Исполняется стих. М. Агашиной «Солдату Сталинграда»

2 ведущий. Война…На каждый километр - семь с половиной тысяч убитых, то есть 15 человек на каждые два метра.

1 ведущий. А сколько было раненых, сколько молодых ребят остались инвалидами…

2 ведущий. Сколько было замучено в концлагерях…

1 ведущий. Сколько осталось после войны вдов и сирот

2 ведущий. Каким счетом измерить человеческое горе? И разве цифрами можно измерить меру героизма советских людей?

Исполняется песня «Темная ночь».

1 ведущий . Женщина и война. Кажется, что эти понятия несовместимы. Но когда пришла Великая Отечественная, в которой решалась судьба народов, почти миллион женщин взяли в руки оружие. Женщины, оставшиеся в тылу, работали на нужды фронта, старались сберечь домашний очаг, детей. Они ждали возвращения солдат-воинов домой, они свято верили в Победу!

2 ведущий. Мысли о любимых женщинах согревали солдат, придавали им силы, вдохновляли их на героический подвиг, на защиту своего дома, своей любимой, своих детей, своей Родины.

Исполняется песня «Огонек»

1 ведущий :1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли 70 тысяч городов и сел.

2 ведущий: Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. 27 миллионов жизней унесла война. Мы должны помнить об этой страшной цене, заплаченной за нашу Победу.

1 ведущий:

На закате горят города,

Не грусти, не надейся на чудо.

Эшелоны уходят туда,

И они не вернутся оттуда.

2 ведущий:

Провожала нас Родина-мать

И шинель, и винтовку вручила.

Не спросила в бою погибать

И в бою отступать не учила.

Исполняется песня «Последний бой».

2 ведущий:

Вспомним всех поименно,

Вспомним сердцем своим.

Это надо не мертвым,

Это надо живым.

Объявляется минута молчания.

1 ведущий

Просим почтить память погибших минутой молчания.

Звучит фонограмма - Ю. Левитан об окончании войны.

1 ведущий: Победа! Какой долгожданной ты была для каждого советского человека, для всех народов, освобожденных от фашизма

Исполняется песня «Майский вальс».

1 ведущий: Знамя Победы алое - символ дружбы и счастья людей.

2 ведущий: Знамя Победы алое - это мир для планеты людей!

Вместе: С праздником, с Днем Победы!

1 ведущий: А теперь для Вас исполняется вальс кадетов.

Звучит песня «День Победы».

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Великой Отечественной войне, " Помнит мир и помнит Родина…"

1. ( А. Вивальди 1часть «Концерт для скрипки с оркестром «Зима»)

Хашкулова Фатима

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Твардовский

ПРОЛОГ

Ведущий 1: Хашкулова Фатима

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Ведущий 2: Мальсургенова Бэлла

Прошло уже 72 года, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память.

Ведущий 1: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Ведущий 2:

Из 76 человек, ушедших на эту страшную войну из нашего села с. п. Шордаково с численностью населения всего в 370 человек, вернулись только 32. А на сегодняшний день, к сожалению, в живых не осталось никого. Но память о них будет жить вечно в наших сердцах.

2. («Звуки» войны: звук летящих самолётов, рвущихся снарядов)

Ведущий 1: Ранним утром, в воскресенье, 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

Ведущий 2:

22 июня, ровно в четыре часа.
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война…

3.(Песня «Священная война» музыка А. Александрова )(ХОР)

Ведущий 1: И встала страна огромная на смертный бой, повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя…

Ведущий 1: Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Ведущий 2: Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.

Ведущий 1: С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага.

Ведущий 2: Партизаны своими действиями нанесли непоправимый урон войскам противника: выводили из строя эшелоны, автомашины, взрывали мосты, обрывали линии связи.

Ведущий 2: Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы.

Ведущий 1: Женщинам грозных 1940-х довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.

Ведущий 2: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.

Ведущий 1: 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою. А какой ценой оценить подвиг врачей, медсестер, санитарок?

Ведущий 2: На войне всем тяжело. Бойцы собою закрывали огненную картечь на линии фронта. Их матери, сестрёнки и братишки работали в тылу, падая от усталости и недоедания. Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт? Что чувствовали они? Могли ли они с мужской твердостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?

Стихотворение Ю. Друниной «Зинка»

Долова Карина

Ведущий 2: Поколение сороковых прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…»

Стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…»

Тохова Арина

4. (Песня К. Листьева на стихи Суркова «В землянке» Бугова Б.С.)

Ведущий2. Мужественно и бесстрашно наши односельчане выполняли свой долг перед Родиной, защищая родные края.

Отслужив в Советской армии два года, в начале 1941г. Культербаев Пшимурза вернулся в родное село. Женился, но не успев насладиться семейной жизнью, ушел на фронт в первые месяцы войны и погиб геройски на Украине под Ворошиловградом в ноябре 1941г. Он даже не знал о том, что в далеком родном селе через несколько месяцев у него родится сын…

Долг солдата храбро выполнил наш односельчанин Хасан Умарович Хашкулов. Он был награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу», «За взятие Кёнингсберга» …

Ведущий 1: Другой наш земляк Ерков Абиль в своем первом фронтовом письме писал: «Только сейчас удалось выбрать время для письма. Уже 18 суток, как мы захватили и обороняем железную дорогу на Ростов. Враг пытается во что бы то ни стало прорваться, но наши бойцы стойко держатся. Мне объявили благодарность»…

Ведущий 2: В середине лета 1943 года началась историческая Курская битва. В победе наших танковых частей под Прохоровкой, одной из главных вех Курской битвы, была и доля нашего односельчанина, старшего сержанта, механика-водителя танка 3-й танковой бригады 18-го танкового корпуса Агурби Хангериевича Есенкулова. За отличные боевые действия против немецко- фашистских захватчиков он был награжден тогда орденом Красной Звезды.

Ведущий 1: В 1944г. он участвовал в освобождении Молдавии, громил гитлеровцев на территории Румынии. Отсюда Агурби писал родным «Дорогие мои папа и мама, пишет ваш сын Агурби из освобожденной Румынии. Гоним немецких захватчиков, бьем их за ваши слезы, за горе ваше»

Ведущий 2: В дни войны в маленькое кабардинское село Шордаково с фронта пришло письмо. Командир части Шабалин Б.С. писал: « Уважаемые Хангери Мазанович и Нурхан Иналовна! …Рад сообщить, что ваш сын Агурби в боях проявляет смелость и самоотверженность, геройски, не жалея сил и крови, громит немецко- фашистских захватчиков. Благодарим вас за отличное воспитание достойного сына Родины!»

Ведущий 1: Таких писем с фронта было немало... Наши односельчане храбро сражались с врагом до последнего дня войны…

Ведущий 1: В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы было над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином.

Ведущий 2: То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

Ведущий 1: Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!

5.Песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» (ХОР)

Стихотворение Анны Поповой. « Мать стоит у вечного огня»

Долова Карина 9 класс

Ведущий 2: Они не забыты, они всегда в наших сердцах – люди одной героической судьбы.

Стихотворение С. Щипачёва «Павшим».

Мальсургенова Милана

Ведущий 1: Пришло мирное время, но шрамы войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев. Они пали, их нет, но они живут в нас. И их мысли и чувства должны обрести голос.

Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Ведущий 2:

Помните!..
Через века, через года, –
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда...
Отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием». 1959-1962

Мальсургенова Бэлла

Ведущий 1: Двадцать семь миллионов потеряла наша Родина в этой войне… Среди них 44 человека из маленького кабардинского села Шордаково. Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

6.(Минута молчания. Звучит метроном)

7.Фоном песня «Журавли» муз. Я. Френкеля

Ведущий 2: Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…

8. «Песня о той войне», поет 4 класс

Номинация «Сценарий классного часа или другого мероприятия»

Разработала Егорова Римма Евгеньевна,

учитель математики и физики

МОУ Лучинниковской ООШ Калязинского района

Контактный email

Контактный телефон 8-910-843-71-32

Урок мужества «Они защищали Родину»

Цели: ф ормировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству; воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.

Задачи: воспитание гордости за Российское государство; у крепление любви к родине, увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ; в оспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время; проведение исследовательской работы «Женщины-герои войны».

Подготовительная работа к мероприятию :

    Подготовка музыкального сопровождения.

    Подбор стихотворений, разучивание песен военной тематики.

    Создание мини-проектов о женщинах на войне

    Подготовка выставки книг

Ожидаемые результаты: эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников; желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны; желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны; осознание важности предотвращать мирным путем любой конфликт, сохраняя мир на земле.

Ход мероприятия: (На фоне мелодии из к/ф «Офицеры»)

Время стремительно бежит вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий. 70 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг. До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогда не будут забыты те, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.

Ведущий:. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным

врагом , совершив подвиги , длившиеся четыре огненных года .

- Как вы понимаете слово – "подвиг"?

Учащиеся рассуждают.

Ведущая: Подвиг это когда в великом бескорыстном порыве души

человек отдает себя людям , во имя людей жертвует всем , даже собственной

жизнью . Бывает подвиг одного человека , двух , трех , сотен , тысяч , а бывает ПОДВИГ НАРОДА , когда народ поднимается на защиту Отечества , его чести , достоинства и свободы .

Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко -

фашистских захватчиков , когда фашистская Германия мощь своих танков , самолетов , орудий и снарядов обрушила на наше государство . И нужно было

быть очень сильным народом , иметь стальной характер , обладать великой

нравственной силой , чтобы противостоять врагу , побороть его несметные силы . 1418 дней беспримерного народного подвига.

Что давало поколению Великой Отечественной войны решимость и силу для подвигов? Учащиеся рассуждают

Сегодня мы собрались в этом зале затем, чтобы вспомнить о событиях семидесятилетней давности, о времени, когда на нашу землю пришел враг, о том, какой была война, как пережили ее наши деды и прадеды, о том, как живет память о войне сегодня в наших сердцах.

Ведущий : Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите Отечества. Женщине пришлось стать солдатом.

Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы...

1 чтец:

Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой. М. Исаковский.

Ведущий : По комсомольскому призыву в начале 1942 года в ряды Красной Армии пришло свыше 550 тысяч женщин-добровольцев. Более 1 миллиона 200 тысяч женщинслужило в рядах Советской Армии в период Великой Отечественной войны. Из них более 300 тысяч в войсках ПВО страны. В массовом партизанском движении участвовало более 100 тысяч женщин.

За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями. Свыше 200 человек получили ордена Славы 2-й и 3-й степени, 86 женщин удостоены званиями Героя Советского Союза.

Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Об этом мы знаем меньше.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы - в «мать» и «перемать».

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

Ю. Друнина.

Ведущий: У каждой из женщин была своя дорога на фронт. Но побуждение одно – Родина. И желание одно - спасти Родину.

Чтец: В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно - маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.

Мини-проект о Надежде Богдановой – юной партизанке:

Девочка десяти лет, маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, все, подмечая и запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили 1941 году. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву на расстрел, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, партизаны нашли её живой. Второй раз её схватили в конце 1943 года и снова пытали. Её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Местные жители выходили её парализованную и почти слепую. Надя награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени.

Чтец: Мы слышим их.
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас – не обелиски,
Они – сегодняшние мы.
Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодежь оружие взяла.

Закрыты учебники-книжки,

Стонет небо раскатами,

Ушли на войну мальчишки,

Ушли и стали солдатами.

Снаряды роют воронки,

Дым плывет по откосам

Уходили на фронт девчонки,

Под пилотками прятали косы.

Ведущий: Особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были большей частью девушки 18 – 20 лет, совсем хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти… Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия

Чтецы:

Только что пришла с передовой
Мокрая, замерзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала - руки не поднять,
Не до дров, - согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу - те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерь ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: "Молодец, сестра!" -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою! Ю. Друнина.

Мини-проект о Наташе Качуевской В Государственном архиве современной документации Астраханской области хранятся документы, содержащие сведения об отважном санинструкторе 105-го гвардейского стрелкового полка, Натальи Качуевской. 20 ноября 2012 года исполнилось 70 лет со дня ее гибели.

В Калмыцкой степи, южнее поселка Хулхута, стоит одинокий обелиск. На фото юная девушка. Надпись гласит: "Качуевская Наталья Александровна 1922-1942". Всего 20 лет было юной медсестре 105-го гвардейского стрелкового полка, когда она погибла в неравной схватке с немецкими захватчиками, спасая раненых бойцов. 20 ноября 1942 года она навсегда обессмертила свое имя.

А враг наседал. Над окопами гвардейцев бушевало сплошное море огня. Вот уже осталось только 9 бойцов. Но они сражались. А вместе с ними и Наташа Качуевская. Ее безграничная храбрость воодушевляла гвардейцев. Даже раненые не выпускали из рук оружия. Бой продолжался. Вот уже не осталось ни одного здорового бойца: кто не погиб, тот был ранен... Осталась одна Наташа... А враги снова и снова бросались в атаку. Защищая раненых бойцов, Наташа отстреливалась от врагов до последнего патрона. Когда кончились патроны, пошли в ход гранаты. Последней гранатой Наташа подорвала себя и окруживших ее врагов. Взрывом гранаты Наташу отбросило в сторону...
Когда подоспели гвардейцы 3-го батальона 107-го гвардейского стрелкового полка, то они увидели горы вражеских трупов и искалеченную взрывом Наташу Качуевскую. Она была еще жива. Ее перевязали, перенесли в блиндаж…
Там от спасенных Наташей бойцов гвардейцы узнали о героическом подвиге юной однополчанки...
Когда спасенный Наташей раненый редактор дивизионной газеты “Сталинская гвардия” гвардии майор Иса Шаипов наклонился над умирающей девушкой, Наташа неожиданно спросила:
- Товарищ майор, вы меня слышите?
- Слышу, Наташа...
- Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть: “Вперед!” Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть одна его запятая. И я поставила свою запятую...
Это были ее последние слова...
Так не стало юной Наташи Качуевской... Ее жизнь была для воинов примером беззаветного служения Родине. О подвиге Наташи Качуевской знали и помнили не только в дивизии, не только в армии, но и на всем Сталинградском фронте.

Чтец: Улица Наташи Качуевской
В белокаменном квартале нашем,
Где дома старинные стоят,
Притулилась улочка Наташи –
С фронта не вернувшейся назад.
Шел в ту пору девушке двадцатый.
Пробил час, настал ее черед,
Защищая раненых, с гранатой
Беззаветно ринуться вперед...
Пролетела стайка первоклашек,
Детский сад протопал чередой
По веселой улице Наташи,
Под ее кристальною звездой,
Поколение уходит наше,
Завершив солдатский подвиг свой,
По взгрустнувшей улице Наташи –
Словно по дорожке фронтовой.
«Элистинские Новости», 94, 13 мая

Ведущий: Фронт проходил всюду - на передовой и в тылу. Воевали все - отцы, матери, дети... Среди них и наша землячка Елизавета Чайкина. Война застала Чайкину в городе Калинине на партийных курсах.

И уведет тропинка от крыльца,

И от любви, и от родного дома,

И превратится на глазах в бойца

Всегда веселый секретарь райкома...

А. Скворцов

Мини-проект о Л. Чайкиной : С началом оккупации немецко-фашистскими войсками Калининской области Лиза Чайкина- секретарь подпольного райкома ВЛКСМ и один из организаторов партизанского отряда, действовавшего на территории и областей, участвовала в его боевых действиях. Но главной задачей Лизы в отряде была агитационная работа. Листовки и газеты, что несла Лиза, людям были сродни хлебу, потому что только из них люди могли узнать правду о происходящем.

    В ноябре Лиза была отправлена в с целью разведки численности вражеского гарнизона. С газетой «Правда» обошла ряд населенных пунктов, рассказывая людям о торжественном заседании и параде в Москве в честь 24-й годовщины Великого Октября.

    По пути она зашла на хутор к своей подруге Маше Купровой, где её заметил староста. По доносу предателя партизанка была схвачена фашистами. Немцы расстреляли семью Купровых, а Лизу Чайкину увезли в Пено.

    Гитлеровцы подвергли отважную партизанку жестоким пыткам. Лиза не назвала даже своего имени…

    Не добившись ответа, фашисты собрали жителей поселка Пено и стали спрашивать, кто знает ее. Знали все, но молчали.. Нашлась всё-таки гадкая душонка и назвала имя комсомолки.

    На берегу Волги, у старой водокачки, в присутствии жителей поселка, немцы расстреляли Лизу Чайкину.

    Последними словами партизанки были: «Наши придут. Победа будет за нами!»

    Шёл ноябрь 1941 года.

Поэт Михаил Светлов посвятил "Чайке"такие строки:

Вот мне секунды останется жить!
Вот я прошёл через ужасы пыток,
Чтобы, как Чайка, жадно испить
Мужества благородный напиток!..

Люди идут молчаливой толпой,
Слёз набегающих, не вытирая, -
Эта деревня пошла за тобой,
В путь твой последний тебя провожая.

Десять шагов отсчитал лейтенант,
И неподвижно солдаты стояли...
Милая! Мужество - это талант!
Сколько талантов они расстреляли

    Семнадцать дней партизаны безуспешно пытались унести труп Лизы. Немцы увеличили карательные отряды, беспощадно расправлялись с населением. И все-таки на восемнадцатый день труп Лизы исчез.

    Партизаны унесли тело народной героини в лес и похоронили ее с воинскими почестями.

    Молва о Лизе летела из дома в дом. Из сел, деревень к месту расправы с Лизой шли женщины, которые никогда ее даже не видели, - шли, чтобы отдать последний долг народной героине, поцеловать землю, которую она обагрила своей кровью .

За героический подвиг Лизе Чайкиной было присвоено звание Героя Советского Союза(посмертно) 6 марта 1942 года.

Также Лиза Чайкина была награждена орденом Ленина.

Чтецы: На месте,где ты упала, раскинув, как крылья,руки Весёлые незабудки цветут голубым ковром.……………………

О, если б могла ты видеть, какие посевы всходят,

Какие встали из праха деревни и города!

……………………

Стоишь ты,одетая в бронзу.

Горит звезда золотая

На сером камне высоком, пылает,как сердце бойца.

Мария Комиссарова

Солнце мая сгонит
саван белый,
Зашумит зелёная трава,
Вечно в песнях
молодости смелой
Будет Лиза Чайкина
жива.
А. Сурков, 1942 год

Ведущий: Как приходит к человеку бессмертие? Наверное, по-разному. Но всегда к тем, кто жил для людей. Проходят десятилетия, а имя человека все остается в сердце, как будто он был тебе родным. И память о нем помогает в трудные дни.

ЧТЕЦЫ: Нет, это не заслуга, а удача –

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе, -

Как в День Победы стыдно было б мне.

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом.

А медали

И прочие регалии – потом…

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшим счастьем девушки считали

Возможность умереть за свой народ.

Ведущий: Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, – это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.
Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

А. Фатьянов

«Метроном»

Прошу всех встать!

Чтецы:

О, женщины войны, - лихой годины!

Вы пережили столько, что не передать словами.

Победы знамя над Берлином

Водружено и вашими руками!

Вот почему сынов Отчизны воинскую славу

Вы разделили, женщины, по праву. В. Слёзкин.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие,
Память о вас никогда не умрет!

Ведущий: Что бы вы написали защитникам? Что бы вы им рассказали, что пожелали? (ответы детей) Перед вами листы бумаги, запишите ваше обращение к ветеранам, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение. (Письма могут быть переданы в районный Совет ветеранов или вручены ветеранам на встрече)

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.

Во время учебы в школе,ребята, вы ещё не раз будете обращаться к страницам этой войны на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей, подарившим нам жизнь.

Чтец:

Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Ведущий: Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, всё понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!