М щедрин сказки краткое содержание

Жизнь у Коняги непростая, все что есть в ней – это тяжелая каждодневная работа. Работа та равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа – единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьет, когда совсем тяжело – окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.

Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством, всякое цветение – отравою.

Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, – его брат. Коняге отец уготовил тяжелую участь за его неотесанность, а вежливый и почтительный Пустопляс – всегда в теплом стойле, кормится не соломой, а овсом.

Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжелое ярмо, выпавшее ему на долю.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина “Коняга”

Другие сочинения по теме:

  1. По манере повествования “Коняга” представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею “Приключение с Крамольниковым”,...
  2. Воблу ловят, чистят внутренности и вывешивают на веревочке вялиться. Радуется вобла, что проделали с ней такую процедуру, и нет у...
  3. Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин – один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,...
  4. 30-е годы XIX столетия – одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали...
  5. Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки “Медведь на воеводстве”, так как она является переходным мостиком к изучению “Истории...
  6. В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной “сказке-притче” “Кисель”. Образ “киселя”, который “был до того разымчив и...
  7. Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит...
  8. Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года –...
  9. Россия, середина XIX в. Крепостное право уже на исходе. Однако семья помещиков Головлевых еще вполне процветает и все более расширяет...
  10. Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура – ташкентец –...
  11. В главе-предисловии “К читателю” автор представляется как фрондер, жмущий руки представителям всех партий и лагерей. Знакомых у него тьма-тьмущая, но...
  12. Поэты наделяют орлов храбростью, благородством и великодушием, нередко сравнивая с ними городовых. Рассказчик сомневается в благородных свойствах орлов, утверждая, что...
  13. Злодейства крупные часто называют блестящими и, в качестве таковых, остаются в Истории. Злодейства же мелкие именуются срамными, о которых и...
  14. Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету “Весть”. Взмолился однажды помещик богу, чтобы...
  15. Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет...
  16. Данная повесть – “подлинная” летопись города Глупова, “Глуповский Летописец”, обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую “преемственно слагали”...
  17. В кратком предисловии автор говорит о том, что книга эта написана с целью пролить свет на очень своеобразную сферу жизненной...
  18. Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы...

Книга «Сказки» включает в себя тридцать два произведения, которые создавались на протяжении четырех лет (1883—1886). Для сатиры Щедрина обычными являются приемы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов сатирика. В сложном идейном содержании сказок писателя можно выделить три основные темы: сатиру на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»), изображение жизни народных масс в царской России («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») и обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист»). В своих сказках Салтыков-Щедрин является продолжателем традиций (фольклорных, басенных, сатирических, соединения реального и фантастического), которые были сформированы в русской литературе до него. В «Повести о том, как один мужик, двух генералов прокормил» Щедрин приемами остроумной сказочной фантастики показывает, что источником не только материального благополучия, но и так называемой дворянской культуры является труд мужика. Генералы-пара- зиты, которые привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожирать друг друга. Появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский» облик. С горькой сатирой изобразил сатирик рабское поведение мужика. Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пискарь», пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик выставил на публичный позор интеллигента-обывателя, высказал презрение к тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от активной общественной борьбы в узкий мир личных интересов.

Книга «Сказки» включает в себя тридцать два произведения, которые создавались на протяжении четырех лет (1883—1886). Для сатиры Щедрина обычными являются приемы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира. В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов сатирика. В сложном идейном содержании

Краткое содержание Жил-был пискарь. Его родители перед смертью завещали ему жить, глядя в оба. Пискарь чувствует, что повсюду его подстерегает беда, которая может исходить от соседей-пискарей, от больших рыб, от человека. Отец пискаря едва не был сварен в ухе. Пискарь делает себе жилище такое, что только он в нем помещался, и в таком месте; куда бы никто не добрался. Ночью отправляется на поиски еды. Весь день «дрожит» в своем жилище, терпит лишения, но старается сохранить свою жизнь. Его жизни угрожают раки, щуки, но ему удается остаться живым. Семью пискарь не может завести из практических соображений: «самому бы прожить». Прожил пискарь в одиночестве и страхе «с лишком сто лет». Щуки нахваливают пискаря за его осторожность, надеясь, что тот расслабится и им удастся съесть его. Но пискарь дорожит своей жизнью и потому бдителен. Он задумывается над словами щук: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет...», и ему становится очевидно, что если бы все пискари жили, как он, то пискарей уже давно бы не было. Его жизнь бесплодна и бесполезна. Такие пискари «живут, даром место занимают да корм едят». Пискарь принимает решение вылезти из своего жилища и раз в жизни проплыть по реке. Но ему так страшно, что он не осуществляет задуманное. И умирая, пискарь пребывает в страхе. Никто не интересуется у него, каким образом можно прожить сто лет. Его называют не премудрым, а «остолопом». Пискарь исчезает. «Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

Краткое содержание На необитаемом острове оказались два генерала, которые всю жизнь служили «в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ни чего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”». Проснувшись, генералы рассказывают друг другу о том, что им приснилось, будто они оказались на необитаемом острове.

05.09.2018

В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.

Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.

Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».

Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.

Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец - и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».

Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние. Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь. Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.

Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).

У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.

Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.

Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным. И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес. Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.

Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни. Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить. И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.

Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.

Всем известно, что сказки с удовольствием читают дети, но жанр сказки существует не только для детей. Освещая разные социальные проблемы, к жанру сказки прибегал Салтыков-Щедрин. Давайте познакомимся со сказкой для взрослых Дикий помещик, которой пригодится для нашего читательского дневника.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина знакомит читателя с князем, который был богатым, но слишком глупым. То и дело перелистывал ежедневно газету Весть и раскладывал свои пасьянсы, думая о том, насколько бесполезен мужик. Часто он просил бога избавить поместье от мужика, но всевышний не внимал его просьбе, понимая насколько глуп помещик. Чтобы добиться своего, он начинает давить мужиков штрафами и налогами. Те и попросили бога, чтобы в поместье не оказалось ни одного мужика. И в этот раз Господь удовлетворил просьбу.

Живет помещик, не нарадуется чистому воздуху. Правда, все его дураком из-за подобного желания называли. Теперь и готовить некому было, и убирать. Надумал пригласить к себе театр, но даже занавес поднять было некому. Актеры и уехали. Решил пригласить гостей, которые пришли голодными, да кроме пряников да леденцов у князя ничего не оказалось. Недовольные гости разбежались, называя помещика глупым дураком.

Князь же стоит на своем, постоянно размышляя об английских машинах. Мечтая о саде, что будет расти возле дома, да о коровах, которые разведет в своем поместье. Иногда забудется помещик, зовет слугу, а никто не идет. Приехал к помещику как-то исправник, жалуясь, что некому теперь налоги платить, мужика-то нет. Рынок опустел, имение приходит в упадок. И тоже называет помещика глупым. Тот уже и сам помещик стал думать, неужели он и правда глуп, но все равно своего придерживается.

Тем временем поместье заросло, запустело, даже медведь появился. Сам же помещик одичал, оброс волосами, что даже в холод ему не было холодно. Уже и человеческая речь стала забываться. Стал охотится на зайца, и как дикарь, поедать добычу прямо со шкурой. Стал сильным и даже завел дружеские отношения с медведем.

В это время исправник поднял вопрос пропажи мужиков и на совете принимают решение, изловить мужика и вернуть обратно. Князя же наставить на путь истинный, чтобы не чинил препятствий в дальнейшем и не чинил препятствий по поводу поступления налогов в казну. Так и было сделано. Мужик теперь в поместье, хозяина привели в порядок. Имение тут же стало прибыльным. На рынках появилась продукция. Хозяина поручили под присмотр слуге Сеньке, отобрав при этом у князя его любимую газету. Помещик живет и по сей день, изредка умываясь по принуждению и временами мыча и жалея о диком этапе своей жизни.

На этом наше краткое содержание сказки Дикий помещик завершается.

Дикий помещик: главные герои

При помощи главных героев Салтыков-Щедрин показал сословные отношения и зависимость верхов от простого люда, без которого первые не могли прожить совершенно.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «...Литература, например, может быть названа солью русской: что будет, если соль перестанет быть соленой, если к ограничениям, не зависящим от литературы, она прибавит еще и добровольное самоограничение...»

Эта статья о сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга». В кратком содержании попытаемся понять, о чем хотел сказать автор.

Об авторе

Салтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) - выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных. Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.

По жизни, продвигаясь по службе, он много ездил по провинциям и наблюдал, в каком отчаянно бедственном положении находится крестьянство. Имея оружием перо, автор делится со своим читателем увиденным, обличая беззаконие, самодурство, жестокость, ложь, безнравственность. Обнажая правду, он хотел, чтобы и читатель смог за огромным валом лжи и мифов рассмотреть простую истину. Писатель надеялся, что наступит время, когда уменьшатся и исчезнут эти явления, так как верил, что судьба страны находится в руках у простого народа.

Автора возмущает творящаяся в мире несправедливость, бесправное, униженное существование крепостных. В своих произведениях он иногда иносказательно, иногда прямым слогом обличает цинизм и бездушие, глупость и манию величия, алчность и жестокость обладающих властью и полномочиями в то время, бедственное и безвыходное положение крестьянства. Тогда была строгая цензура, поэтому писатель не мог открыто критиковать устоявшееся положение вещей. Но и не мог молча терпеть, как «премудрый пескарь», поэтому он облек свои мысли в сказку.

Сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»: краткое содержание

Не о скакуне стройном, не о лошади покорной, не о кобыле ладной и даже не о коне труженике пишет автор. А о коняге-доходяге, бедолаге, безнадеге, безропотном рабе.

Как живет он, удивляется Салтыков-Щедрин в «Коняге», без надежды, без радости, без смысла жизни? Где берет силы на ежедневный каторжный бесконечный труд? Кормят его и дают отдыхать только для того, чтобы не умер и мог еще работать. Даже по краткому содержанию сказки «Коняга» понятно, что крепостной не человек вовсе, а трудовая единица. «…Не благополучие его нужно, а жизнь, способная выносить иго работы…» А если не пахать, кому ты нужен, один ущерб хозяйству.

Будни

В кратком содержании «Коняги» прежде всего необходимо рассказать, как жеребец круглый год монотонно делает свою работу. Изо дня в день одно и то же, борозду за бороздой, из последних сил. Поле не кончается, пахать не перепахать. Для кого-то поле - простор, для коняги же - кабала. Как «головоног», присосалась и давит, отнимая силы. Труден хлеб. Но и его нет. Как вода в сухой песок: была и нет ее.

И наверное, было время, когда коняга жеребенком резвился на травке, играл с ветерком и думал, как прекрасна, интересна, глубока жизнь, как сверкает она разными красками. А теперь лежит на солнцепеке худой, с торчащими ребрами, с облезлой шерстью и кровоточащими ранами. Из глаз и носа течет слизь. Перед глазами морок и огни. А вокруг мухи, оводы, облепили, пьют кровь, залазят в уши, глаза. И подняться надо, поле не допахано, и нет возможности встать. Поешь, говорят ему, работать не сможешь. А и к еде уже сил нет дотянуться, даже ухом не пошевелит.

Поле

Широкие просторы, покрытые зеленью и спелой пшеницей, таят в себе огромную волшебную силу жизни. Закована она в земле. Освобожденная, она бы исцелила раны коняге, сняла бы груз забот с плеч мужичка.

В кратком содержании «Коняги» нельзя не рассказать, как изо дня в день трудятся на нем конь и мужичок, как пчелки, отдавая свой пот, свои силы, время, кровь и жизнь. Для чего? Разве не хватило бы им хотя бы маленькой доли от огромной силы?

Пустоплясы

В кратком содержании «Коняги» Салтыкова-Щедрина нельзя не показать и коней-пустоплясов. Считают себя избранными. Прелая солома - это для коняг, а для них лишь овес. И обосновать это грамотно сумеют, и убедить, что это - норма. И подковы у них, наверное, золоченые и гривы шелковистые. Резвятся на раздолье, создав для всех миф, что батюшка-конь так и задумал: одним все, другим лишь минимум, чтобы не померли трудовые единицы. И вдруг открывается им, что они пена наносная, а мужичок с конягой, которые кормят весь мир, - бессмертные. «Как так?» - закудахчут пустоплясы, удивятся. Как могут быть коняга с мужичком вечными? Откуда у них добродетель? Каждый пустопляс свое вставляет. Как же обосновать для мира такой казус?

«Да он же глупый, этот мужик, всю жизнь пашет на поле, откуда ум?» - примерно так говорит один. В современном изложении: «Если такой умный, почему без денег?» Да причем здесь ум? Сила духа громадна в этом тщедушном теле. «Труд дает ему счастье и покой», - успокаивает себя другой. «Да он по-другому и жить-то не сможет, привык к кнуту, отними его - пропадет», - развивает третий. И успокоившись, радостно желают, как бы добра болезной: «...Вот у кого учиться надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»

Заключение

Восприятие сказки «Коняга» Салтыкова-Щедрина у каждого читателя разное. Но во всех своих произведениях автор жалеет простого человека или обличает недостатки правящего класса. В образе Коняги и Мужичка у автора безропотные, угнетаемые крепостные, огромное количество людей-тружеников, зарабатывающих свою маленькую копеечку. «...Сколько веков он несет это иго - он не знает. Сколько веков предстоит нести его впереди - не рассчитывает...» Содержание сказки «Коняга» словно краткий экскурс в историю народа.