Маоу сетовская сош. Внеклассное мероприятие. Викторина "Тайна звезд"

Участвуют две команды по 10 человек.

Первый конкурс " Север - юг".
Помощники ведущего держат в руках "Полярные звезды". На счет "раз-два-три-четыре-пять" участники команд должны стать в группы в соответствии с днем своего рождения: север - зима, восток - весна, юг - лето, запад - осень. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Второй конкурс "Созвездия Зодиака".
Для каждой команды готовятся большие стенды -"небо". На небе написаны названия зодиакальных созвездий. Каждой команде раздают звезды с названиями самых ярких звезд Зодиака. Звезды по размерам больше надписей с названиями созвездий, они их закрывают. Побеждает та команда, которая правильно совместит наибольшее количество созвездий и звезд.

Конкурс для зала "Сказка с ошибками".
Стояло лето. Вечерело рано. Еще до захода Солнца на небе сияла яркая полная Луна. Ежик вздохнул и подумал:" Через неделю новолуние". И отправился к Медвежонку смотреть на Млечный Путь.
"Как много звезд!" - воскликнул Медвежонок - "Вот десять звезд ковша БМ. Вот крест Кассиопеи и дуга Цефея". Сверху на него насмешливо смотрели красные, синие, желтые, зеленые звезды.
"Смотри, Полярная уже совсем низко над западным горизонтом, совсем поздно". И они пошли спать.

Третий конкурс "Кто последний".
Игроки каждой команды по - очереди называют созвездия. Побеждает команда, игрок которой последней назовет созвездие.

ВИКТОРИНА ЮНЫХ АСТРОНОМОВ
(методическая разработка)
Автор Михайлец В.М.
I. Предисловие.
Интерес к астрономии у школьников проявляется рано. Одной из форм пропаганды астрономических знаний является викторина, которую можно провести не только на занятии профильного кружка, но и на сборе звена или отряда, в лагере труда и отдыха, на вечере старшеклассников. Отдельные вопросы астрономического характера всегда будут уместны в играх "Что? Где? Когда?", "КВН" и т.д.
Наши ребята по праву гордятся тем, что им выпало счастье быть земляками первых в мире покорителей космоса. Мечта всегда вела и окрыляла людей. Но очень важно, чтобы эта мечта, не удерживаемая рамками воображения, получала зримое реальное воплощение. Общение школьников с природой, в том числе неземной, космической, способствует развитию любознательности, воспитанию у них чувства прекрасного.
Настоящая викторина составлена с учетом возраста: достаточно простые вопросы (3 - 5 класс), предшествуют более сложным (6 - 8 класс), а в заключительной части содержатся такие задания, которые под силу лишь по настоящему грамотному и образованному современному человеку. Провести подобную викторину может любой: все вопросы снабжены ответами. Победители определяются по количеству набранных жетонов, которые вручаются ведущим за правильный ответ.
Проведение викторины может сопровождаться другими тематическими мероприятиями: подвижными играми, наблюдениями космических объектов и явлений, чтением фантастики. Примеры таких мероприятий приведены в конце разработки.
Весь предлагаемый методический материал многократно апробирован автором в процессе работы с юными астрономами в различных городах страны на протяжении 15 лет.

II. Вопросы викторины.
1. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп?
Галилео Галилей, 1610 год.

2. Назовите планеты солнечной системы.
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
3. Можно ли наблюдать на Луне "падающие звезды"?
Нет, это атмосферное явление.

4. Что такое астероиды?
Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.

5. Назовите ближайшую звезду.
Солнце.

6. В каком созвездии находится Полярная звезда?
В Малой Медведице.

7. Какая самая яркая звезда ночного неба?
Сириус.

8. Можно ли увидеть Венеру в созвездии Ориона?
Нет, это не зодиакальное созвездие.

9. Какие звезды называются переменными?
Блеск которых изменяется.

10. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом?
Туманность Андромеды.

11. В чем различие веды и планеты?
Звезда - самосветящийся раскаленный газовый шар, планета - темное тело, отражающее свет звезды.

12. Чем отличается телескоп - рефрактор от рефлектора?
У рефрактора объектив - линза, у рефлектора - зеркало.

13. Кем открыты законы движения планет?
Иоганом Кеплером.

14. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики?
Константин Эдуардович Циолковский.

15. Какая дата стала началом космической эры человечества?
4 октября 1957 года, запуск первого искусственного спутника Земли.

16. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.

17. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем?
Академик Сергей Павлович Королев.

18. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит?
Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.

19. Назовите Галилеевы спутники Юпитера.
Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

20. Чем определяется цвет звезды?
Ее температурой.

21. Кем и когда открыт Уран?
Вильям Гершель в 1781 году.

22. Кем и когда открыт Плутон?
Карл Томбо в 1930 году.

23. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла?
В созвездии Тельца. Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.

24. К какому типу галактик относится наша звездная система?
К спиральным.

25. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится?
БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.

26. В атмосфере какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой?
Марса.

27. Каких два тела Солнечной ситемы обладают самыми напряженными магнитными полями?
Солнце и Юпитер.

28. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем?
Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.

29. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты?
На Венере.

30. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды?
В последней четверти.

31. Как располагается ось мира относительно земной оси?
Они совпадают.

32. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота?
Олимп. Около 25 км.

33. Как делятся метеориты по химическому составу?
Железные, каменные, железокаменные.

34. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза?
Зеленый, около 5500 А.

35. Кто впервые измерил скорость света?
Мейкельсон.

36. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере?
20-25 км.

37. Расположение какой из планет не подчиняется правилу Тициуса-Боде?
Нептуна.

38. Что такое гномон?
Древнейший прибор для определения времени.

39. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности?
По перемещению за несколько часов.

40. Бывает ли и когда Солнце в зените для наблюдателя на земном экваторе?
Бывает 21 марта и 23 сентября.

III. Сопутствующие тематические мероприятия.
В загородном пионерском лагере можно порекомендовать проведение такого массового мероприятия, как встреча Солнца, ставшего традицией во многих лагерях и на выпускных вечерах старшеклассников. Пользуется также популярностью конкурс научно-фантастических проектов. Огромный простор для фантазии организаторов предоставляет подготовка и проведение "Дня космоса" в багре, на станции юных техников и т.п.

Приведем описания ряда тематических игр, хорошо дополняющих саму викторину.

"ВЕСЕЛЫЕ КОСМОНАВТЫ"
В этой игре участвуют два экипажа. По сигналу ведущего члены команд один за другим бегут к стулу, садятся и вместе с ним поворачиваются на 360 градусов, стараясь поставить стул на прежнее место. Какая команда быстрее это выполнит, та и будет победителем.

"ЗВЕЗДНЫЙ БУКЕТ"
Каждая команда выделяет по одному игреку. На полу раскладываются 5 красных звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 синих звезд. Задание играющим: собрать больше красных звезд, не взяв ни одной синей. Болельщики кричат: "Бери! Не бери!".

"КОСМОНАВТЫ-УМЕЛЬЦЫ"
Всем членам команды выдается по кусочку пластилина. За 5 минут они должны слепить предмет на космическую тему (ракета, космонавт в скафандре и т.д.). На каждую удачную работу команда получает очко.

К проведению викторины и других мероприятий готовятся тематические костюмы ("Спутник", "Солнце", "Луна", "Инопланетянин" и т.п.).

Участвуют две команды по 10 человек.

Первый конкурс " Север - юг".
Помощники ведущего держат в руках "Полярные звезды". На счет "раз-два-три-четыре-пять" участники команд должны стать в группы в соответствии с днем своего рождения: север - зима, восток - весна, юг - лето, запад - осень. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Второй конкурс "Созвездия Зодиака".
Для каждой команды готовятся большие стенды -"небо". На небе написаны названия зодиакальных созвездий. Каждой команде раздают звезды с названиями самых ярких звезд Зодиака. Звезды по размерам больше надписей с названиями созвездий, они их закрывают. Побеждает та команда, которая правильно совместит наибольшее количество созвездий и звезд.

Конкурс для зала "Сказка с ошибками".
Стояло лето. Вечерело рано. Еще до захода Солнца на небе сияла яркая полная Луна. Ежик вздохнул и подумал:" Через неделю новолуние". И отправился к Медвежонку смотреть на Млечный Путь.
"Как много звезд!" - воскликнул Медвежонок - "Вот десять звезд ковша БМ. Вот крест Кассиопеи и дуга Цефея". Сверху на него насмешливо смотрели красные, синие, желтые, зеленые звезды.
"Смотри, Полярная уже совсем низко над западным горизонтом, совсем поздно". И они пошли спать.

Третий конкурс "Кто последний".
Игроки каждой команды по - очереди называют созвездия. Побеждает команда, игрок которой последней назовет созвездие.

ВИКТОРИНА ЮНЫХ АСТРОНОМОВ
(методическая разработка)
Автор Михайлец В.М.
I. Предисловие.
Интерес к астрономии у школьников проявляется рано. Одной из форм пропаганды астрономических знаний является викторина, которую можно провести не только на занятии профильного кружка, но и на сборе звена или отряда, в лагере труда и отдыха, на вечере старшеклассников. Отдельные вопросы астрономического характера всегда будут уместны в играх "Что? Где? Когда?", "КВН" и т.д.
Наши ребята по праву гордятся тем, что им выпало счастье быть земляками первых в мире покорителей космоса. Мечта всегда вела и окрыляла людей. Но очень важно, чтобы эта мечта, не удерживаемая рамками воображения, получала зримое реальное воплощение. Общение школьников с природой, в том числе неземной, космической, способствует развитию любознательности, воспитанию у них чувства прекрасного.
Настоящая викторина составлена с учетом возраста: достаточно простые вопросы (3 - 5 класс), предшествуют более сложным (6 - 8 класс), а в заключительной части содержатся такие задания, которые под силу лишь по настоящему грамотному и образованному современному человеку. Провести подобную викторину может любой: все вопросы снабжены ответами. Победители определяются по количеству набранных жетонов, которые вручаются ведущим за правильный ответ.
Проведение викторины может сопровождаться другими тематическими мероприятиями: подвижными играми, наблюдениями космических объектов и явлений, чтением фантастики. Примеры таких мероприятий приведены в конце разработки.
Весь предлагаемый методический материал многократно апробирован автором в процессе работы с юными астрономами в различных городах страны на протяжении 15 лет.

II. Вопросы викторины.
1. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп?
Галилео Галилей, 1610 год.

2. Назовите планеты солнечной системы.
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
3. Можно ли наблюдать на Луне "падающие звезды"?
Нет, это атмосферное явление.

4. Что такое астероиды?
Малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера.

5. Назовите ближайшую звезду.
Солнце.

6. В каком созвездии находится Полярная звезда?
В Малой Медведице.

7. Какая самая яркая звезда ночного неба?
Сириус.

8. Можно ли увидеть Венеру в созвездии Ориона?
Нет, это не зодиакальное созвездие.

9. Какие звезды называются переменными?
Блеск которых изменяется.

10. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом?
Туманность Андромеды.

11. В чем различие веды и планеты?
Звезда - самосветящийся раскаленный газовый шар, планета - темное тело, отражающее свет звезды.

12. Чем отличается телескоп - рефрактор от рефлектора?
У рефрактора объектив - линза, у рефлектора - зеркало.

13. Кем открыты законы движения планет?
Иоганом Кеплером.

14. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики?
Константин Эдуардович Циолковский.

15. Какая дата стала началом космической эры человечества?
4 октября 1957 года, запуск первого искусственного спутника Земли.

16. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.

17. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем?
Академик Сергей Павлович Королев.

18. Что такое эклиптика и по каким созвездиям она проходит?
Видимый путь Солнца среди звезд. По зодиакальным.

19. Назовите Галилеевы спутники Юпитера.
Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

20. Чем определяется цвет звезды?
Ее температурой.

21. Кем и когда открыт Уран?
Вильям Гершель в 1781 году.

22. Кем и когда открыт Плутон?
Карл Томбо в 1930 году.

23. В каком созвездии находится Крабовидная туманность, когда и как она возникла?
В созвездии Тельца. Возникла в результате вспышки сверхновой звезды в 1054 году.

24. К какому типу галактик относится наша звездная система?
К спиральным.

25. Назовите самый крупный в мире телескоп и где он находится?
БТА, 6-метровый рефлектор, Северный Кавказ, Зеленчук.

26. В атмосфере какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой?
Марса.

27. Каких два тела Солнечной ситемы обладают самыми напряженными магнитными полями?
Солнце и Юпитер.

28. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем?
Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.

29. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты?
На Венере.

30. В какой фазе находится Венера, когда мы видим ее в качестве утренней звезды?
В последней четверти.

31. Как располагается ось мира относительно земной оси?
Они совпадают.

32. Как называется самая высокая гора на Марсе? Ее высота?
Олимп. Около 25 км.

33. Как делятся метеориты по химическому составу?
Железные, каменные, железокаменные.

34. На какой участок спектра приходится максимум чувствительности человеческого глаза?
Зеленый, около 5500 А.

35. Кто впервые измерил скорость света?
Мейкельсон.

36. На каких высотах (примерно) достигает максимума концентрация озона в земной атмосфере?
20-25 км.

37. Расположение какой из планет не подчиняется правилу Тициуса-Боде?
Нептуна.

38. Что такое гномон?
Древнейший прибор для определения времени.

39. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от туманности?
По перемещению за несколько часов.

40. Бывает ли и когда Солнце в зените для наблюдателя на земном экваторе?
Бывает 21 марта и 23 сентября.

III. Сопутствующие тематические мероприятия.
В загородном пионерском лагере можно порекомендовать проведение такого массового мероприятия, как встреча Солнца, ставшего традицией во многих лагерях и на выпускных вечерах старшеклассников. Пользуется также популярностью конкурс научно-фантастических проектов. Огромный простор для фантазии организаторов предоставляет подготовка и проведение "Дня космоса" в багре, на станции юных техников и т.п.

Приведем описания ряда тематических игр, хорошо дополняющих саму викторину.

"ВЕСЕЛЫЕ КОСМОНАВТЫ"
В этой игре участвуют два экипажа. По сигналу ведущего члены команд один за другим бегут к стулу, садятся и вместе с ним поворачиваются на 360 градусов, стараясь поставить стул на прежнее место. Какая команда быстрее это выполнит, та и будет победителем.

"ЗВЕЗДНЫЙ БУКЕТ"
Каждая команда выделяет по одному игреку. На полу раскладываются 5 красных звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 синих звезд. Задание играющим: собрать больше красных звезд, не взяв ни одной синей. Болельщики кричат: "Бери! Не бери!".

"КОСМОНАВТЫ-УМЕЛЬЦЫ"
Всем членам команды выдается по кусочку пластилина. За 5 минут они должны слепить предмет на космическую тему (ракета, космонавт в скафандре и т.д.). На каждую удачную работу команда получает очко.

К проведению викторины и других мероприятий готовятся тематические костюмы ("Спутник", "Солнце", "Луна", "Инопланетянин" и т.п.).

Познавательная викторина ко Дню Космонавтики для учащихся младших, средних и старших классов.

Сценарий проведения викторины ко Дню Космонавтики:

Цель данного мероприятия:

  • показать хронологию событий в истории космонавтики;
  • формировать у младших школьников интерес к изучению астрономии и космонавтики;
  • формировать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
  • развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями.

Оборудование: модель искусственного спутника Земли – гимнастический мяч диаметром 58 см, весы напольные, модель ракеты, персональный компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Виртуальный музей космонавтики»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1) Экскурсию по виртуальному музею космонавтики с использованием презентации проводят учащиеся старших классов (текст презентации «Виртуальный музей космонавтики»
2) Викторину “Что я знаю о космосе?” проводят учащиеся старших классов.

Правила проведения викторины

Ведущие по очереди задают вопросы. Отвечает участник, первым поднявший руку. За правильный ответ ему вручают жетон с портретом Гагарина. Другие участники могут дополнить ответ и тоже получить жетон. При проведении викторины демонстрируются модели и приборы, связанные с вопросами (модель спутника, ракеты и др.)

Вопросы викторины

1) Что означает слово космос? (Вселенная)
2) Какие объекты во Вселенной вы знаете? (Звёзды, планеты, кометы, астероиды и т.д.)
3) Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)
4) Сколько планет в Солнечной системе? (9)
5) Перечислите все известные вам планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
6) Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
7) Что означает слово космонавтика? (Искусство путешествовать по Вселенной)
8) Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (Потому что в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли)
9) Какие размеры имел первый искусственный спутник Земли? Покажите руками. (58 см) Чтобы дети могли оценить размеры первого искусственного спутника Земли, старшеклассники демонстрируют его модель.
10) Сколько весил первый спутник? Сколько это в мальчиках (девочках)? (83 кг 600 г) Для сравнения массы спутника с массой ребёнка взвешиваем на напольных весах всех желающих мальчиков и девочек.
11) Сколько собак в первый раз летали в космос? (1 – Лайка)
12) Какой праздник мы отмечали 12 апреля 2011 года? (50-летие космонавтики)
13) Назовите космонавта, совершившего первый космический полёт. (Юрий Алексеевич Гагарин)
14) Сколько минут длился первый космический полёт человека? А сколько это в часах? (108 мин или 1 ч 48 мин)
15) Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли? (1)
16) Какие слова произнёс Гагарин во время старта космического корабля? (“Поехали!”)
17) Кто такой Герман Титов? (Это космонавт, который совершил первый в истории суточный полёт в космос)
18) Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
19) Какой позывной был у Валентины Терешковой в полёте: Белка, Стрелка или Чайка? (Чайка)
20) Назовите главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)
21) Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (“Луноход”)
22) Назовите то место в Солнечной системе, кроме Земли, куда ступала нога человека? (Луна)
23) Сколько долговременных орбитальных станций «Салют» работало на орбите? (7)
24) Как расшифровывается МКС? (Международная космическая станция)
25) Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (Сергей Павлович Королёв)
26) Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)

Подведение итогов

1) Награждение. Подсчёт числа жетонов у участников викторины. Самые активные участники, набравшие наибольшее их число, награждаются медалями. Подсчёт числа награждённых участников в каждом классе и вручение грамот классам за I, II, III места.
2) Праздничный запуск ракеты (демонстрируется полёт модели ракеты, созданной старшеклассниками).

Праздник для старшеклассников

Интеллектуальная игра “Брейн-ринг”

Цель: развивать интерес учащихся среднего и старшего звена к изучению астрономии и космонавтики.

Задачи:

  • в игровой форме систематизировать знания учащихся, полученные в ходе проведения недели космонавтики;
  • воспитывать чувство коллективизма, умения работать в команде;
  • формировать активную жизненную позицию;
  • развивать чувство патриотизма и гордости за достижения своей страны в освоении космоса;
  • развивать речь, мышление, умение правильно высказывать своё мнение.

Брейн-ринг проводится в три тура. В первом туре участвует по одной команде от каждого класса. Каждая команда может состоять из 4-6 человек.

Правила первого (отборочного) тура

Отборочный тур или блиц. Состоит из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос. Команды отвечают письменно. На каждый ответ даётся до 15 секунд. За правильные ответы может быть начислено от 1 до 6 баллов. По итогам отборочного тура в игре остаются 2 команды. При спорной ситуации ведущий задаёт 2 дополнительных вопроса.

Вопросы первого тура

Основные вопросы

1) Кто впервые проводил наблюдение космических объектов в телескоп? (Галилео Галилей) – 1 балл.
2) Назовите фамилию, имя и отчество главного конструктора первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королёв) – 2 балла за полный ответ, 1 балл, если названа только фамилия или имя и фамилия.
3) Сколько собак летало в космос в первый раз? (1) – 1 балл
4) Первый полёт в космос 12 апреля 1961 года совершил Юрий Алексеевич Гагарин на корабле… (название корабля) («Восток-1») – 1 балл.
5) Первый полёт длился… (назовите длительность в минутах и в часах) (108 минут или 1 час 48 минут) – 1 балл.
6) Сколько наших соотечественниц летало в космос? Назовите их. (3 – Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова) – 4 балла, если названы правильно число и все имена, иначе по одному баллу за имя.
7) Впервые выход в открытый космос совершил… (назовите имя и фамилию) (Алексей Леонов) – 2 балла за имя и фамилию, 1 балл за фамилию.
8) Программа совместного полёта советского и американского кораблей называлась… (название) («Союз» – «Аполлон») – 1 балл.
9) Как называют место, где готовят к полёту и запускают космические корабли и спутники? (Космодром) – 1 балл.
10) Назовите место за пределами Земли, куда ступала нога человека. (Луна) – 1 балл.

Дополнительные вопросы

1) Напишите собственные названия самоходных автоматических аппаратов для исследования Луны и Марса. («Луноход-1», «Луноход-2», «Марс-1», «Соджуниор (Соджорнер)», «Спирит», «Опотьюнити») – 1 балл за каждое название, всего до 6 баллов.
2) Как называется космический аппарат, который вышел за пределы Солнечной системы? («Вояджер-1») – 1 балл.

Правила второго тура

Во втором туре участвуют 2 команды. Тур состоит из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос и даёт звуковой сигнал для начала обсуждения. Если команда готова отвечать, она подымает флажок. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей флажок. Если первая команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит ко второй команде. В случае неправильного ответа второй команды на вопрос отвечают зрители. За правильные ответы зрителям вручают жетоны. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы второго тура

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
1) Что такое космонавтика? (Искусство путешествовать во Вселенной)
2) Кому принадлежат слова: «Человечество не должно вечно оставаться в колыбели?» (К.Э. Циолковскому)
3) Какую форму имел спускаемый аппарат космического корабля «Восток»? (Шар)
4) Какие слова произнёс Гагарин во время старта? («Поехали!»)
5) Сможет ли космонавт в космическом корабле налить себе чай из термоса в кружку? (Нет, так как в невесомости вода «скатывается» шариками)
6) Как называется установка, которая применяется для тренировки и космонавтов, и подводников, а также в медицине при лечении некоторых заболеваний? (Барокамера)
7) Советские и российские космические корабли имеют своё название и порядковый номер. Укажите правильную очерёдность кораблей по названиям: «Восход», «Прогресс», «Союз», «Восток». («Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс»)
8) После полёта Юрий Алексеевич Гагарин был награждён автомобилем – чёрной «Волгой» с именными номерами. В то время номер состоял из четырёх цифр и трёх букв. Как вы думаете, какой номер был на машине Гагарина, если он имел символическое значение? (12-04 ЮАГ)
9) Как называются российский и американский корабли многоразового использования? («Буран» и «Спэйс Шатл»)
10) Могли ли американские астронавты наблюдать на Луне падающие звёзды? (Нет, так как на Луне нет атмосферы)

Правила третьего тура

Третий тур состоит из двух заданий.

1) Компьютерный тест «Самый первый». Команда выбирает по одному представителю для прохождения тестирования. Тест содержит десять вопросов, начисляется по одному баллу за каждый правильный ответ.

2) Задание выполняется на магнитной доске с использованием готовых карточек. Необходимо расположить в хронологическом порядке события:

– запуск первого искусственного спутника Земли
– полёт собаки Лайки
– начало исследования Луны
– первый полёт человека в космос
– начало исследования Венеры
– полёт первой женщины-космонавта
– начало исследования Марса
– первый выход человека в открытый космос
– запуск первой долговременной орбитальной станции
– совместный советско-американский полёт по программе «Союз» – «Аполлон»

В тексте задания события расставлены верно. Команды получают карточки, расположенные на доске в произвольном порядке.
Участники могут получить до 10 баллов (по одному баллу за каждое событие, установленное правильно).

Подведение итогов

Жюри подводит итоги каждого тура и общий итог в конце игры. Команды-финалисты награждаются грамотами за I и II места.

День космонавтики

Интерес к освоению космоса возник еще в начале ХХ в. Люди буквально бредили покорением звезд и планет. Немалую роль в этом сыграли наши выдающиеся соотечественники К.Э. Циолковский, С.П. Королев, и Н.Е. Жуковский.

В честь 50-летия полета Юрия Гагарина 2011 год объявлен годом российской космонавтики. Целесообразно напомнить ребятам об этом в памятный день 12 апреля, проведя мероприятия, посвященные Дню космонавтики. С этой целью было разработано ознакомительно-игровое занятие для школьников 5-7-х классов.

Занятие состоит из двух блоков: ознакомительного и игрового.

Ознакомительный блок.

Цель: углубление знаний учащихся в области освоения космоса, воспитание патриотизма.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. По решению Международной авиационной федерации 12 апреля отмечается Всемирный День авиации и космонавтики.

В 1957 году был объявлен Международный геофизический год (июль 1957 – декабрь 1958), по программе которого сотни ученых всего мира проводили координированные исследования верхних слоев атмосферы. США и СССР объявили, что их программы Международного геофизического года предусматривают запуск искусственных спутников Земли для исследования околоземного космического пространства.

4 ОКТЯБРЯ 1957 ГОДА В СССР ВПЕРВЫЕ В МИРЕ БЫЛ ЗАПУЩЕН ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ, КОТОРЫЙ ФАКТИЧЕСКИ ОТКРЫЛ «КОСМИЧЕСКУЮ ЭРУ».

Спутник, ставший первым искусственным небесным телом, был выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7. Он представлял собой шар диаметром58 см, который весил 83,6 кг и был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной2,4 ми2,9 мдля подачи сигналов передатчиков, работающих от батареек. А уже через четыре года – 12 апреля 1961 года гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. В России 12 апреля отмечается День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

Гагарин Юрий Алексеевич – советский летчик-космонавт, первый человек, совершивший орбитальный космический полет. Родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области в крестьянской семье. В 1941 году пошел в первый класс, однако в октябре Смоленщина была оккупирована фашистской Германией, школа закрылась, и занятия возобновились только в 1943 году, после освобождения деревни. Окончив в 1949 году шестой класс, Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище под Москвой, где учился на формовщика-литейщика. В 1951 году с отличием окончил училище и одновременно седьмой класс школы рабочей молодежи.

Как один из лучших учеников был направлен для продолжения учебы в Саратовский индустриальный техникум. Во время учебы начал заниматься в Саратовском аэроклубе и по окончании техникума в 1955 году решил посвятить себя авиации. По рекомендации комиссии аэроклуба поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище в Оренбурге, которое окончил в 1957 году. Служил в Заполярье. В 1959 году участвовал в конкурсном отборе кандидатов для полета в космос, и весной 1960 года был зачислен в первый набор отряда из 6 человек и в составе группы начал подготовку к космическому полету.

12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток», созданном в опытно-конструкторском бюро С.П. Королева, стартовал с космодрома Байконур и совершил первый космический полет, облетев земной шар за 108 минут и благополучно вернувшись на Землю.

В 1961 году Ю.А. Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (г. Москва). Параллельно учебе готовился к дальнейшим космическим полетам (был дублером В.М. Комарова при его полете на корабле «Союз-1», закончившемся трагической гибелью космонавта). 17 февраля 1968 года успешно защитил дипломную работу по многоразовому космическому летательному аппарату и был рекомендован в адъюнктуру академии.

Гагарин Ю.А. погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимировской области во время тренировочного полета на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-инструктором В.С.Серегиным. Урна с прахом захоронена в Кремлевской стене.

Награжден: орденом Ленина (1961), высшими наградами многих государств; Золотой медалью им. К Э. Циолковского АН СССР(1961); Медалью им. де Лаво Международной федерации астронавтики (1961); Большой золотой медалью и дипломом ФАИ (1961); Премией Галабера по астронавтике за выдающиеся заслуги в изучении космоса (1962). Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета за № 1772. Его имя присвоено также военно-воздушной академии в Монино под Москвой. Международной авиационной федерацией в 1968 году учреждена Золотая медаль им. Ю.А. Гагарина. Родной город Гжатск переименован в город Гагарин в1968 году, его именем названы площадь в Москве, улицы и площади многих городов мира.

Особо хочется вспомнить наших выдающихся соотечественников, ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева и Н.Е. Жуковского.

В этом году 12 января мы отмечали 104 года со дня рождения Сергея Павловича Королева (1907-1966 гг.) – советского ученого в области ракетостроения и космонавтики, главного конструктора первых ракет, генерального конструктора пилотируемых космических кораблей, основоположника практической космонавтики.

С.П. Королев с1927 г. работал в авиационной промышленности, создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.) Под его руководством в августе и ноябре 1933 г. были запущены первые советские ракеты на гибридном и жидком топливе. Он занимался проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

С.П. Королев – пионер освоения космоса. С его именем связана эпоха первых замечательных достижений в этой области:

– созданы баллистические и геофизические ракеты, космические аппараты серии «Луна». «Венера», «Марс» и др.

– запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли.

– осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход».

29 сентября 2012 года исполняется 154 года со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935гг.) – русского и советского ученого и изобретателя в области аэродинамики, теории воздухоплавания; основоположника современной космонавтики.

К.Э. Циолковский – учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику, является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет дальнего действия. Он занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия в т.ч. и для межпланетных путешествий, а также схему газотурбинного двигателя. Им впервые было предложено решение задачи о посадке космического аппарата на поверхности планет, лишенных атмосферы. Его исследования доказали осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил проблему создания искусственного спутника Земли и высказал идею о построении на околоземных орбитах космических станций как искусственных поселений и промежуточных баз для межпланетных сообщений, использующих энергию Солнца, рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах.

К.Э. Циолковский – первый идеолог и теоретик освоения космического пространства. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах.

В этом году 17 января мы отмечали также 164 года со дня рождения Николая Егоровича Жуковского (1847-1921гг.) – российского ученого, основоположника аэродинамики, который занимался исследованием механики твердых тел, теорией авиации. Н.Е. Жуковский – автор многочисленных трудов по астрономии, математике, гидравлике, организатор и первый руководитель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Современная авиационная наука до сих пор строится на основных идеях, развитых Н.Е. Жуковским. Работы о различных траекториях полета стали теоретической исполнения фигур высшего пилотажа. На основе теории работы воздушного винта проектируются и строятся современные летательные аппараты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия для детей. Космонавтика. Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В.Челнов. – М.: Аванта +, 2004.

2. А.Б. Жизнь – прекрасное мгновенье. Документальная композиция.

3. Дихтярь. Посвящается памяти Ю.А. Гагарина. 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1975.

Ведущие по очереди задают вопросы. Отвечает участник, первым поднявший рукуВопросы викторины

1) Что означает слово космос? (Вселенная)

2) Какие объекты во Вселенной вы знаете? (Звёзды, планеты, кометы, астероиды и т.д.)

3) Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)

4) Сколько планет в Солнечной системе? (9)

5) Перечислите все известные вам планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

6) Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

7) Что означает слово космонавтика? (Искусство путешествовать по Вселенной)

8) Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества? (Потому что в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли)

9) Какие размеры имел первый искусственный спутник Земли? Покажите руками. (58 см) Чтобы дети могли оценить размеры первого искусственного спутника Земли, старшеклассники демонстрируют его модель.

10) Сколько весил первый спутник? Сколько это в мальчиках (девочках)? (83 кг 600 г) Для сравнения массы спутника с массой ребёнка взвешиваем на напольных весах всех желающих мальчиков и девочек.

11) Сколько собак в первый раз летали в космос? (1 – Лайка)

13) Назовите космонавта, совершившего первый космический полёт. (Юрий Алексеевич Гагарин)

14) Сколько минут длился первый космический полёт человека? А сколько это в часах? (108 мин или 1 ч 48 мин)

15) Сколько раз Гагарин облетел вокруг Земли? (1)

16) Какие слова произнёс Гагарин во время старта космического корабля? (“Поехали!”)

17) Кто такой Герман Титов? (Это космонавт, который совершил первый в истории суточный полёт в космос)

18) Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

19) Какой позывной был у Валентины Терешковой в полёте: Белка, Стрелка или Чайка? (Чайка)

20) Назовите главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)

21) Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (“Луноход”)

22) Назовите то место в Солнечной системе, кроме Земли, куда ступала нога человека? (Луна)

23) Сколько долговременных орбитальных станций «Салют» работало на орбите? (7)

24) Как расшифровывается МКС? (Международная космическая станция)

25) Кто был главным конструктором первых космических кораблей? (Сергей Павлович Королёв)

26) Как называется место, откуда запускают в космос ракеты? (Космодром)

Подведение итогов

Праздник для старшеклассников

Интеллектуальная игра “Брейн-ринг”

Цель: развивать интерес учащихся среднего и старшего звена к изучению астрономии и космонавтики.

Брейн-ринг проводится в три тура. В первом туре участвует по одной команде от каждого класса. Каждая команда может состоять из 4-6 человек.

Вопросы первого тура

Основные вопросы

1) Кто впервые проводил наблюдение космических объектов в телескоп? (Галилео Галилей) – 1 балл.

2) Назовите фамилию, имя и отчество главного конструктора первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королёв) – 2 балла за полный ответ, 1 балл, если названа только фамилия или имя и фамилия.

3) Сколько собак летало в космос в первый раз? (1) – 1 балл

4) Первый полёт в космос 12 апреля 1961 года совершил Юрий Алексеевич Гагарин на корабле... (название корабля) («Восток-1») – 1 балл.

5) Первый полёт длился... (назовите длительность в минутах и в часах) (108 минут или 1 час 48 минут) – 1 балл.

6) Сколько наших соотечественниц летало в космос? Назовите их. (3 – Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова) – 4 балла, если названы правильно число и все имена, иначе по одному баллу за имя.

7) Впервые выход в открытый космос совершил... (назовите имя и фамилию) (Алексей Леонов) – 2 балла за имя и фамилию, 1 балл за фамилию.

8) Программа совместного полёта советского и американского кораблей называлась... (название) («Союз» – «Аполлон») – 1 балл.

9) Как называют место, где готовят к полёту и запускают космические корабли и спутники? (Космодром) – 1 балл.

10) Назовите место за пределами Земли, куда ступала нога человека. (Луна) – 1 балл.

Дополнительные вопросы

1) Напишите собственные названия самоходных автоматических аппаратов для исследования Луны и Марса. («Луноход-1», «Луноход-2», «Марс-1», «Соджуниор (Соджорнер)», «Спирит», «Опотьюнити») – 1 балл за каждое название, всего до 6 баллов.

2) Как называется космический аппарат, который вышел за пределы Солнечной системы? («Вояджер-1») – 1 балл.

Правила второго тура

Во втором туре участвуют 2 команды. Тур состоит из 10 вопросов. Ведущий зачитывает вопрос и даёт звуковой сигнал для начала обсуждения. Если команда готова отвечать, она подымает флажок. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей флажок. Если первая команда даёт неправильный ответ, право ответа переходит ко второй команде. В случае неправильного ответа второй команды на вопрос отвечают зрители. За правильные ответы зрителям вручают жетоны. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы второго тура

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)

1) Что такое космонавтика? (Искусство путешествовать во Вселенной)

2) Кому принадлежат слова: «Человечество не должно вечно оставаться в колыбели?» (К.Э. Циолковскому)

3) Какую форму имел спускаемый аппарат космического корабля «Восток»? (Шар)

4) Какие слова произнёс Гагарин во время старта? («Поехали!»)

5) Сможет ли космонавт в космическом корабле налить себе чай из термоса в кружку? (Нет, так как в невесомости вода «скатывается» шариками)

6) Как называется установка, которая применяется для тренировки и космонавтов, и подводников, а также в медицине при лечении некоторых заболеваний? (Барокамера)

7) Советские и российские космические корабли имеют своё название и порядковый номер. Укажите правильную очерёдность кораблей по названиям: «Восход», «Прогресс», «Союз», «Восток». («Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс»)

8) После полёта Юрий Алексеевич Гагарин был награждён автомобилем – чёрной «Волгой» с именными номерами. В то время номер состоял из четырёх цифр и трёх букв. Как вы думаете, какой номер был на машине Гагарина, если он имел символическое значение? (12-04 ЮАГ)

9) Как называются российский и американский корабли многоразового использования? («Буран» и «Спэйс Шатл»)

10) Могли ли американские астронавты наблюдать на Луне падающие звёзды? (Нет, так как на Луне нет атмосферы)

Правила третьего тура

Третий тур состоит из двух заданий.

1) Компьютерный тест «Самый первый». Команда выбирает по одному представителю для прохождения тестирования. Тест содержит десять вопросов, начисляется по одному баллу за каждый правильный ответ.

2) Задание выполняется на магнитной доске с использованием готовых карточек. Необходимо расположить в хронологическом порядке события:

– запуск первого искусственного спутника Земли

– полёт собаки Лайки

– начало исследования Луны

– первый полёт человека в космос

– начало исследования Венеры

– полёт первой женщины-космонавта

– начало исследования Марса

– первый выход человека в открытый космос

– запуск первой долговременной орбитальной станции

– совместный советско-американский полёт по программе «Союз» – «Аполлон»

В тексте задания события расставлены верно. Команды получают карточки, расположенные на доске в произвольном порядке.

Участники могут получить до 10 баллов (по одному баллу за каждое событие, установленное правильно).

(от греч. tele - «вдаль», «далеко» и scopeo - «смотрю») - устройство для изучения небесных тел.

Конструктивно и по принципу действия телескопы подразделяются на оптические, рентгеновские, гамма-телескопы, ультрафиолетовые, инфракрасные и . Оптические же делятся на рефракторы (линзовые), рефлекторы (зеркальные) и комбинированные зеркально-линзовые системы. Первые конструкции телескопов обычно связывают с именами итальянского физика, математика и астронома Г. Галилея (1564-1642), гениального немецкого астронома И. Кеплера (1571-1630), хотя никто из них не был первым.

Первые записи, касающиеся конструкции примитивного телескопа, встречаются в XIII в. у Р. Бэкона, а в XVI в. - у Джанбаттисты дела , который, кстати, долго оспаривал у Галилея права на изобретение зрительной трубы. Надо отдать должное Галилею, ведь он улучшил качество практически до совершенства, его линзы, сохранившиеся и до наших дней, считаются первоклассными с точки зрения современной оптики. Хотя из 300 линз, вручную им отшлифованных, он отобрал всего лишь несколько для конструкции телескопов. В ходе постоянного совершенствования Галилей добился 30-кратного увеличения, что является предельно возможным значением для телескопов такой конструкции. С таким увеличением ученый смог добиться первых результатов в астрономических наблюдениях. Это произошло в конце 1609 г. И уже 7 января 1610 г. Галилей обнаружил спутники Юпитера.

К сожалению, все наземные телескопы объединяет один огромный недостаток - искажение картинки под влиянием земной атмосферы. Атмосфера Земли рассеивает и поглощает излучения, в ней распадаются частицы, прилетающие не только со всех уголков Солнечной системы, но и из глубин Вселенной. Воздух, окружающий поверхность Земли, «дрожит», что приводит к размытию, изображения, наблюдаемого через наземный телескоп. Чего нельзя сказать о приборах, находящихся за пределами земной атмосферы, т. е. в космическом пространстве. Материалы, используемые при создании космических телескопов, существенно различаются. Например, зеркала оптических телескопов изготавливаются из ситалла, который получается в ходе процесса, называемого объемной кристаллизацией стекла разного состава. Основным свойствами ситалла являются его высокая стойкость к тепловому расширению и высокая механическая прочность.

К современному телескопу можно подключать различные системы, позволяющие добиться великолепных результатов в наблюдениях. Так, например, можно подключить матрицы приборов с зарядовой связью, которые позволяют создавать полноцветное изображение объекта, подвергаемого наблюдению.

Цифровое изображение с помощью передается на Землю, где происходит дальнейшая обработка. Качество цифрового снимка не уступает фотографическому. Используя космические телескопы, человечество может проводить наблюдения в различных областях спектра.

Особенно трудными являются наблюдения в инфракрасном диапазоне спектра. Чтобы исключить влияние собственного теплового излучения телескопа и приемника излучения, их необходимо подвергать охлаждению вплоть до 0 К (-273 °С - температура абсолютного нуля).

На сегодняшний день ученые добились потрясающих результатов в этой области. С околоземной орбиты при помощи сложнейшей аппаратуры на поверхности Луны можно обнаружить объект, излучающий тепло, размером с монету.

С 1966 по 1972 г. в космосе работала так называемая орбитальная астрономическая лаборатория. Запуск этой лаборатории осуществляла NASA. Это была серия спутников, выполняющих функции космической обсерватории. Этими спутниками впервые были проведены наблюдения в ультрафиолетовом диапазоне волн различных космических объектов. Были проведены фотометрические работы по рентгеновской и гамма-астрономии.

Этот эксперимент был первым шагом к созданию космического телескопа «Хаббл». 8 апреля 1966 г. был дан старт проекту запуском первого спутника серии. Но через три дня миссия была завершена из-за отказа системы энергопитания спутника. Запуск следующего спутника был назначен на 7 декабря 1968 г.

Обсерватория успешно проработала на орбите до 1973 г. и принесла немало плодов. Она была оснащена 11 телескопами, работающими в ультрафиолетовом режиме наблюдения, и различной фотометрической аппаратурой. Впервые было установлено, что вокруг комет присутствует многокилометровое водородное облако. Запуск следующего спутника с 38-дюймовым телескопом оказался также неудачным. А 21 августа 1972 г. был запущен четвертый спутник серии - орбитальная астрономическая обсерватория «Коперник». Обсерватория получила такое название в честь 500-летия со дня рождения Н. Коперника (1473-1543), создателя гелиоцентрической системы мира.

На своем борту обсерватория несла 80-сантиметровый телескоп Принстонского университета и рентгеновского излучения, разработанный при Лондонском университет-колледже в научно-исследовательской лаборатории г. Мулларда. Спутник проработал 9 лет и принес немало открытий. С помощью обсерватории «Коперник» были сделаны высококачественные снимки спектров многих звезд, проведены обширнейшие исследования при помощи детектора рентгеновского излучения. В том числе были открыты несколько «долгих» пульсаров, период обращения которых вместо секунд составил несколько минут.

24 апреля 1990 г. на околоземную орбиту на высоту в 600 км шаттлом «Ди-скавери» был выведен космический телескоп «Хаббл». Его создание было совместным проектом Европейского космического агентства и NASA Первоначально запуск телескопа на орбиту планировался в 1986 г., но из-за катастрофы шаттла «Челленджер» был отменен.

Телескоп предоставил возможность регистрировать электромагнитное излучение в диапазонах, которые не пропускает земная атмосфера. В первую очередь это позволило регистрировать излучение в инфракрасном диапазоне. Разрешающая способность космических телескопов в несколько раз больше наземных. Масса космического телескопа с установленными приборами превышает 12 т, его длина - 13,3 м, а диаметр - 4,3 м. Размах солнечных батарей составляет 12 м.

Конструктивно телескоп представляет собой рефлектор Ричи-Кретьена, зеркало которого в диаметре составляет 2,4 м. В список оборудования, установленного на телескопе, входят навигационные сенсоры, оптические и инфракрасные и камера, а также камера для наблюдения в широком диапазоне волн.

Помимо основной системы навигации, телескоп оснащен датчиками точного наведения для увеличения точности астрометрии. Изначально планировалось производить обслуживание телескопа не только на орбите, но и каждые пять лет спускать на Землю.

В итоге, опасаясь возможного повреждения телескопа при спуске, было решено остановиться на 3-годичном орбитальном обслуживании. За время работы на орбите было получено более тыс. снимков звезд, туманностей и галактик, около 4 тыс. астрономов получили возможность проводить исследования при помощи телескопа.