Место обитания скифов на карте. Древние Скифы. Кто они и откуда. Источники, по которым можно судить о скифских племенах

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.

Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории. В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.

Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами. В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

Источник миниатюры: historyfiles.co.uk

Скифы– общность родственных племен индоевропейской семьи и североиранской языковой группы, составлявших основное население Северного Причерноморья.

Их родственные связи были тесно переплетены с массагетами, сарматами и саками. Существуют две версии их происхождения и распространения.

По одной из них, считается, что основная группа скифских племен вышла из Сибири либо Средней Азии и уже позже смешалось с населением Причерноморья.

По другой, скифы были потомками срубной культуры бронзовой эпохи, и вектор их расселения проходил с Поволжья на Запад.

Основная зона расселения простирается между нижними течениями Дуная и Дона на юге, северные же границы точно определить невозможно. Известно, что этот воинствующий народ, в 7 веке до н.э., завоевал Сирию, Палестину и Мидию, установив господство в Передней Азии.

Однако в начале 6 века до н. э., скифов вытеснили мидийцы. Также известно, что существовало несколько племенных разделений, которые были изучены Геродотом: господствующие скифы царские, скифы-кочевники, эллино – скифы, севернее – алазоны и еще севернее скифы – пахари.

Существовал союз скифских племен, который имел некие схожие черты с государством рабовладельческого строя во главе со своим наследственным царем, власть которого ограничивалась народным собранием и союзным советом. Была довольно ясная система классового разделения, с выделением в ней дружинников, военной аристократии и кастой жрецов.

Еще большего политического сближения скифы добились благодаря войне с персидским правителем Дарием I в 512 г. до н. э. Расцвет скифского народа, произошел в 4 в. до н. э., когда устранив всех своих конкурентов, к власти пришел царь Атей. Он закончил объединение всех племен и расширил границы Скифии от Азовского моря до низовьев Дуная.

Царь Атей погиб в 339 г. до н. э. в войне с македонским царем Филлипом II (отцом ). В 331 году до н. э. наместник царя вторгся в западные пределы скифов, но был разгромлен и уничтожен около Ольвии. К 3 в. до н. э. скифы значительно растеряли свои территории под натиском сарматов и были вынуждены сконцентрироваться на Крымском полуострове и прилегающих территориях.

Туда же была и перенесена столица, носившая название Неаполь скифский. В Крыму расцвет скифов приходится на 2 век до н. э. В этот период, ими полностью контролировалась торговля хлебом и рабами, не смотря на попытки усилившихся Ольвии и Херсонеса противостоять скифам. Скифское государство в Крыму просуществовало вплоть до середины 3 века н. э. и было разгромлено и подчинено себе готами.

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.

Южная Россия

впервые была политически организована

киммерийцами (1000 – 700 гг. до н.э.),

затем скифами (700 – 200 гг. до н.э.)

В 7-м веке до н.э. происходит нашествие скифов из восточной Европы и навсегда выбивает киммерийцев из Крыма…

В Европе киммерийцы воевали дольше. В союзе с тевтонскими племенами “кимвры”, как их именовали римляне,

продолжали успешно сражаться с Древним Римом еще несколько веков. Но в 101 году до н.э. римский консул Гай Марий

одерживает окончательную победу при Верцеллах: “более 65 тысяч варваров было убито, а остальные проданы в рабство”…

На этом история Киммерии закончилась.

Да, скифы мы!

Уже много веков ученые ломают копья, пытаясь понять происхождение русского народа. И если исследования прошлого основывались на археологических и лингвистических данных, то сегодня за дело взялись даже генетики.

С Дуная

Из всех теорий русского этногенеза самой известной является дунайская. Её появлению мы обязаны летописному своду «Повесть временных лет», а точнее многовековой любви к этому источнику отечественных академиков.

Летописец Нестор определил первоначальную территорию расселения славян территориями по нижнему течению Дуная и Вислы. Теорию о дунайской "прародине" славян развивали такие историки как Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий Осипович Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где возник обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян.

Из Прикарпатья, по мнению Ключевского, в VII-VIII веках восточные славяне расселились на Восток и Северо-восток до Ильмень-озера. Дунайской теории русского этногенеза до сих пор придерживаются многие историки и лингвисты. Большой вклад в её развитие внес в конце XX века российский лингвист Олег Николаевич Трубачев.

Один из самых яростных противников норманской теории образования русской государственности, Михаил Ломоносов, склонялся к скифо-сарматской теории русского этногенеза, про которую писал в своей «Древней Российской истории». По мнению Ломоносова, этногенез русских произошел в результате смешения славян и племени «чуди» (термин Ломоносова – финно-угоры), а местом истоков этнической истории русских он назвал междуречье Вислы и Одера.

Сторонники сарматской теории полагаются на античные источники, то же делал и Ломоносов. Он сравнил российскую историю с историей Римской Империи и античные верования с языческими верованиями восточных славян, обнаружив большое количество совпадений. Ярая борьба с приверженцами норманнской теории вполне объяснима: народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.

Скифы - таинственный древний народ

На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы

.

Скифские племена

Фукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.


Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях - в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, - скифы изгнали живших там киммерийцев.

В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами.

Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племена нажили себе огромное состояние.

Скифы - жизнь в седле

Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.

Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.

Скифские могилы для вечности

Полынный, пыльный и ковыльный,Вершиной спрятавшись в туман
Стоит над степью он, всесильный,Седой, как прадед мой, курган.
А прадед мой с вершины этой Смотрел внимательно в простор
И, вражьи орды чуть заметив,Сейчас же разводил костер…


Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были "отправиться" вслед за хозяином в "мир иной". В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, - словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.

Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: "Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами".

Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов, знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).

Библия и скифы

В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.

Некоторые археологи полагают, что название "Аскеназ", упомянутое в Иеремии 51:27, - это эквивалент ассирийского слова "ашкузы", которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15).

Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: "Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона". Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.


Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.

Таинственное исчезновение скифов

Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? "Честно говоря, этот вопрос остается загадкой", - говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами - объединением кочевых племен.


Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения древних скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории - даже само слово "скиф" давно уже стало нарицательным, синонимом слову "жестокий"

Почти тысячелетие на нынешней территории России господствовали Скифы. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы…

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки.

Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов.

А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры.

Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.


Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Борьба

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией.
После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории.

В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.


Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.

В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.


На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами.

В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов.

Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.


Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих.

Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные.

Как Уже было сказано полиическая организующая сила скифов в южной Руси сменилась сарматами (200 г. до н.э.– 200 г. н.э .),

затем последовали готы (200 – 370 гг. н.э.),

смененные гуннами (370 – 454 гг. н.э.).

В большинстве случаев подавляющая масса местного населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома или же селилась вновь неподалеку от прежних мест обитания. В свою очередь, каждая вновь прибывшая группа добавляла новый этнический штрих к множеству уже существующих. Итак, кроме начальной массы местного населения Южной Руси, которую Николай Map назвал яфетидами, постепенно сформировалась этническая надстройка варьирующейся природы, но в целом присутствовала определенная последовательность расового напряжения. Возвращаясь к киммерийцам, можно принять мнение, что они составляли лишь правящий класс страны. Проблема их этнического происхождения, таким образом, более узка, нежели вопрос об этническом базисе населения Южной Руси как целого.

Скифы господствовали на юго-востоке Европы и на Среднем Востоке более трех веков подряд. Они являлись практически современниками классического греческого мира. Скифские конные лучники были первой восточной армией, оказавшей огромное влияние на европейское сознание в течение последующих 2 000 лет. Скифы не принадлежали к тюрко-монголоидной расе, как гунны и монголы. Они были индо-европейцами с прямыми чертами лица. Мы знаем это по дошедшим до нас изображениям на металле, а также по обрывкам языка скифов, сохранившимся в трудах греческих историков.

Мастерство верховой езды и стрельбы из лука превратило скифов из кочевого степного племени в мощную военную силу. В разное время они воевали против ассирийцев, мидийцев, персов и македонцев. Во время своего расцвета они господствовали на огромной территории, которую занимал Советский Союз. Однако, скифы сохранили обычаи кочевого племени: они устанавливали постоянные отношения с оседлыми земледельцами и скотоводами, с которых регулярно собирали дань.
Фрагмент изображения с гребня из захоронения Солока. На воине одеты холщевые греческие доспехи с дополнительной защитой из чешуек в районе груди. К ним прикреплены наплечники и подол с многочисленными разрезами.
Мы знаем об обычаях и внешнем виде скифов гораздо больше, чем о многих более древних культурах, хотя они не оставили нам письменных памятников. Южная окраина скифских владений граничила с северными пределами Греции в районе черноморского побережья, вдоль которого располагались торговые греческие города. Именно здесь Геродот, чьи труды являются главным письменным источником, получил основные сведения о скифах. Вероятно, здесь же скифы встретились с греческими кузнецами. К нашему счастью, у этих сильных и смелых людей была большая любовь к изображениям на драгоценных металлах; хороший вкус, который сказался в выборе именно греческих мастеров для изготовления этих изображений; а также способ захоронения, благодаря которому эти реликвии стали доступны для изучения историков.

Скифы жили в начале железного века. Они населяли степи, расположенные к северу от Черного моря. Хотя «скифский период» в истории Восточной Европы продолжался менее 400 лет (с седьмого по третий век до новой эры), скифы оставили о себе яркие воспоминания. Тысячу лет спустя после прекращения их существования в качестве независимого народа, центральную часть их владений вместе с подчиненными территориями продолжают называть «Великой Скифией».

С самого начала появление на мировой сцене, скифы принимали участие в великих походах своего времени. Они нанесли поражение современной им Ассирии, Урарту, Вавилонии, Мидии и Персии.

Древнегреческий историк Геродот пишет, что до скифов степи, прилегающие к Черному морю, населяли киммерийские племена. Скифы покорили киммерийцев. Преследуемые ими, киммерийские кочевники пересекли Кавказский хребет и рассеялись по городам Западной Азии. Скифы под предводительством короля Мадьяса разгромили Медеса, встретившегося им на пути.

В начале VI века скифы воевали против Ассирии. Однако, ассирийские летописи очень избирательны в описании событий: они много рассказывают о победах ассирийцев и обходят молчанием их поражения. К счастью, до нас дошли не только летописи, но и доклады шпионов, а также записи вопросов, которые ассирийские цари задавали своим оракулам, когда искали у них совета перед сражением.

После некоторого периода военных действий между Ассирией и Скифией, ассирийскому царю Эсархаддону удалось на время заключить перемирие: он преподнес скифскому царю Партатуйе богатые дары и отдал ему в жены свою дочь. Скифы тем временем обратили оружие против Палестины и Египта. Библейский пророк говорит о скифах как о «могущественном древнем народе, чей язык трудно понять. Колчаны этих храбрых воинов подобны открытой могиле. Они забирают урожай хлеба и винограда, овец и быков вместе с твоими сыновьями и дочерьми впридачу». Только заплатив огромную дань скифам, фараон Псамметик, правивший в 663-609 г.г. до н.э., избавил свою страну от их вторжения.

Из Египта скифы возвратились в Ассирию. В 650-620 г.г. до н.э. Мидия – одно из богатейших государств Древнего Востока – попала под их влияние. В 612 г. до н.э. скифско-медийская армия захватила Ниневию и уничтожила ассирийскую империю.

Геродот говорит о господстве скифов в Азии следующее: «Они опустошили всю Азию. Скифы не только собирали дань установленного размера, но и совершали набеги, забирая все, что могли увезти с собой. Однажды Каксар и мидийцы пригласили скифов на пир, после которого убили их». Это дает основание думать, что скифы лишились доминирующего положения из-за предательства. В любом случае, в конце VII века до н.э. основная часть армии кочевников отправилась назад, на Северный Кавказ.

Однако многое остается неясным относительно скифских войн на Среднем Востоке. Неизвестно, что представляло собой войско скифов: была ли это объединенная и дисциплинированная «государственная» армия или они двигались к югу разрозненными кочевыми отрядами. Мы также не знаем, как много скифов осталось на Среднем Востоке и сколько ушло в Причерноморские степи. Несомненно, скифы почерпнули для себя много полезного, взаимодействуя с народами Среднего Востока. В области военного искусства им не было равных: они с одинаковым успехом воевали пешими и конными, умели сражаться с кавалерией и пехотой, брать штурмом хорошо укрепленные города. Но для победы в войне с мощными древними империями одной храбрости и воинского мастерства было недостаточно.

Большое значение имели доспехи и оружие, с помощью которых воин мог поразить врага, сам оставаясь невредимым. Военное облачение скифов сформировалось во время войн на Среднем Востоке. До этого они не использовали защитных доспехов. Мы знаем о скифских доспехах и оружии благодаря раскопкам их захоронений. Скифы хоронили своих умерших соплеменников в могилах, называемых курганами. Внешне курган выглядел как большой холм земли. Воина на его пути в вечность сопровождала наиболее ценная часть его имущества. В могиле обычного воина, как правило, находился лук с несколькими дюжинами стрел, пара копий или копье и дротик. Царские захоронения заключали в себе целые арсеналы. Здесь были защитные доспехи, шлемы, мечи, колчаны со стрелами, множество копий; а в ранних захоронениях находили многочисленные скелеты лошадей.

1. Скифский царь начала VI века до н.э.

Облик скифского царя конца эпохи войн на Среднем Востоке. Внешний вид восстановлен по находкам из захоронений возле кубанской станицы Келермесская. Щит извлечен из могилы возле станицы Костромская. Топор царя, рукоятка и ножны его меча обшиты золотом с гравировкой, выполненной мастером из Урарту (Армении) в присущем скифам стиле. Он также вооружен копьем и луком со стрелами, которые находятся в “горритосе” (футляр для лука и стрел), украшенном золотой пластиной с гравировкой. Золотой замок “горритоса”, вероятно, греческой работы. Отлитый из бронзы шлем скифского происхождения. Доспехи из нашитых на кожу железных чешуек типично скифские. В центре обитого железом щита находится изображение леопарда. Украшенная золотом уздечка и нагрудная перевязь скифской работы. На седле типично скифская накидка.

2. Знатный воин из Урарту

Оружие и доспехи воссозданы благодаря находкам, обнаруженным при раскопках в крепости Тешебани на территории современной Армении (древнего государства Урарту). На воине шлем, типичный для мастеров из Урарту. Доспехи чешуйчатой конструкции состоят из бронзовых пластинок. Рядом с воином мы видим бронзовый колчан с гравировкой и железный меч с резной ручкой из слоновой кости. Одежда воина реконструирована исследователями по настенным росписям и керамическим изделиям из Урарту.

На конях, быстрых, как ветер, мчатся всадники, оставляя за собой клубы пыли. Это возвращаются племена кочевников с награбленным добром. С 700 по 300 годы до н. э. они господствовали в степях Евразии. Затем они исчезли, оставив о себе след в истории. О них упоминается даже в Библии. Это были скифы .

Скифские племена

Веками их племена с огромными табунами диких лошадей кочевали по необозримым степям, простирающимся от Карпат до территории, известной сейчас как юго-восток России. К VIII веку до н. э. в результате военного похода, предпринятого китайским императором Сюань, они были вытеснены на запад. Поселившись на новых землях - в предгорье Кавказа и на территории Северного причерноморья, - скифы изгнали живших там киммерийцев.

В поисках сокровищ скифы захватили и разграбили ассирийскую столицу Ниневию. Позднее, объединившись с Ассирией, они напали на Мидию, Вавилонию и другие древние государства. Их набегам подверглась даже северная часть Египта. Само название города Скифополь (северо-восток Израиля), ранее известного как Беф-Сан, говорит о том, что, скорее всего, этот город также был когда-то захвачен скифами.

Со временем скифы обосновались в степях на территории, которую сейчас занимает Румыния, Молдова, Украина и южная часть России. Такое выгодное месторасположение принесло им немалый доход: они стали посредниками между греками и племенами хлеборобов, жившими на территории, которую сейчас занимает Украина и южная часть России. В обмен на зерно, мед, мех и скот скифы получали от греков вино, ткани, оружие и украшения. Так скифские племена нажили себе огромное состояние.

Скифы - жизнь в седле

Конь для скифских воинов был то же, что верблюд для жителей пустыни. Скифы слыли прекрасными наездниками. Одними из первых они стали использовать седла и стремена. Они ели конину и пили кобылье молоко. Известно, что скифы приносили лошадей в жертву. Когда умирал скифский воин, его коня закалывали и погребали со всеми почестями. Вместе с конем в могилу также клали сбрую и попону.

Согласно сообщению историка Геродота, у скифов существовали жестокие обычаи, например из черепов своих жертв они делали чаши для питья. Они беспощадно убивали своих врагов, пуская в ход железные мечи, боевые топоры, копья и трехгранные стрелы, разрывающие ткани тела.

Скифские могилы для вечности

Скифы занимались колдовством и шаманством, а также поклонялись огню и богине-матери. Могилы скифов считались жилищем для мертвых. Рабы и домашние животные также приносились в жертву умершему хозяину. Драгоценности и прислуга, согласно поверьям скифов, должны были "отправиться" вслед за хозяином в "мир иной". В усыпальнице одного скифского царя были обнаружены скелеты пяти его слуг. Ногами они были обращены к своему хозяину, - словно в любой момент эти верноподданные были готовы подняться и служить ему.

Когда умирал царь, скифы не скупились на жертвоприношения, а во время траура пускали себе кровь и обстригали волосы. Вот что сообщает Геродот: "Они отрезают кусок своего уха, обстригают в кружок волосы на голове, делают кругом надрез на руке, расцарапывают лоб и нос и прокалывают левую руку стрелами".

Скифы оставили после себя тысячи курганов (могильных холмов). Вещи, найденные при раскопках скифских курганов , знакомят нас с жизнью, бытом и культурой этого древнего народа. В 1715 году русский царь Петр I начал собирать скифские сокровища, и сейчас эти шедевры древнего искусства представлены в музеях России и Украины. На изделиях, выполненных в характерном для скифов зверином стиле, изображены фигуры таких животных, как лошадь, орел, сокол, кошка, пантера, лось, олень, гриф и грифон (крылатое фантастическое чудовище с львиным телом и орлиной головой).

Библия и скифы

В Библии всего лишь один раз встречается прямое упоминание о скифах. В Колоссянам 3:11 мы читаем: "Где нет ни грека, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, чужеземца, скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос". Когда апостол Павел писал это письмо, слово "скифы" перестало носить этнический характер и применялось к нецивилизованным людям.

Некоторые археологи полагают, что название "Аскеназ", упомянутое в Иеремии 51:27, - это эквивалент ассирийского слова "ашкузы", которым называли скифов. Согласно клинописным табличкам, в VII веке до н. э. этот народ вместе с царством Маны объединился против Ассирии. До того, как начал пророчествовать Иеремия, путь скифов в Египет проходил через иудейскую землю, однако скифы не причиняли никакого вреда ее жителям. Поэтому для многих пророчество Иеремии о нападении на Иуду народа с севера казалось невероятным (Иеремия 1:13-15).

Некоторые библеисты полагают, что в Иеремии 50:42 говорится о скифах: "Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны; голос их шумен, как море; несутся на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобой, дочь Вавилона". Однако в первую очередь эти слова относятся к мидянам и персам, захватившим Вавилон в 539 году до н. э.

Скифы содействовали исполнению пророчества Наума о разрушении Ниневии (Наум 1:1,14). Халдеи, скифы и мидяне разорили Ниневию в 632 году до н. э., что привело к распаду Ассирийской империи.

Таинственное исчезновение скифов

Скифский народ исчез с лица земли. Но почему? "Честно говоря, этот вопрос остается загадкой", - говорит ведущий украинский археолог. Некоторые исследователи убеждены, что скифов погубила их неуемная любовь к роскоши, и между I и II веками до н. э. они были вытеснены сарматами - объединением кочевых племен.

Другие исследователи полагают, что причиной исчезновения древних скифов были их межплеменные войны. Третьи же считают, что скифы стали предками осетинов. Как бы то ни было, этот таинственный древний народ оставил неизгладимый след в истории - даже само слово "скиф" давно уже стало нарицательным, синонимом слову "жестокий".