Музыкальная звукорежиссура. Специальность «Музыкальная звукорежиссура» (специалитет)

Инструкция

Перед выбором факультета разберитесь для себя в разнице профессий звукооператора, звукорежиссера и звукоинженера. Первый занимается записью звука, второй - его концепцией, третий - технической стороной вопроса. Высшие учебные заведения предлагают кафедры и факультеты звукорежиссуры, которые включают в себя обучение навыкам работы звукооператора и звукоинженера.

В дальнейшем вы сможете работать звукооператором в различных областях: кино, радио, театр, концертная звукорежиссура, студийная работа с классикой, джазом, рок музыкой. Стоит заранее прикинуть для себя, что вам ближе, так как предлагают те или иные области в звукозаписи: "Музыкальная звукорежиссура", "Звукорежиссура кино и телевидения", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников".

Если в ваших планах специальность "Музыкальная звукорежиссура", то вы можете освоить профессию в следующих вузах Москвы: Российская Академия музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных), Государственный специализированный Институт Искусств (ГСИИ), Институт современного искусства. В Петербурге выдает дипломы по этой специальности Санкт-Петербургский Государственный университет Профсоюзов (СПбГУП). Самым престижным считается первый.

По специальности "Звукорежиссура кино и телевидения" вы получите диплом в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Всероссийском Государственном университете им. С.А. Герасимова (ВГИК). В Петербурге диплом выдает Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ).

Если ваш выбор - "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", то поступайте или в Московский Государственный университет культуры и искусства, или в Петербургский университет Профсоюзов.
Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения единственный вуз, который предлагает сугубо инженерную профессию работы со звуком на кафедре акустики и звукотехники. Это техническая должность. Вступительные испытания проходят с уклоном на знания физики и математики.

Обратите внимание

Во всех российских вузах специальности работы со звуком - это молодые факультеты, зарубежные учебные заведения могут лучше вас подготовить.

Полезный совет

Если вы имеете хорошую музыкальную подготовку, или закончили музыкальное училище, то есть шанс получить бесплатное место в Петербургском университете Профсоюзов.

Источники:

  • Санкт-Петербургский университет кино и телевидения
  • Российская Академия музыки им. Гнесиных
  • ВГИК
  • Музыкальное звукооператорское мастерство

Задача отстроить звук возникает в концертной практике звук орежиссера и звук ооператора. И, если, к примеру, на стационаре (то есть на собственной сцене) звук отстраивается один раз, а дальше только корректируется, то на гастролях каждый раз приходится отстраиваться заново. Все, разумеется, зависит от зала, но на такие случаи есть довольно устойчивый алгоритм – на «раз-два-три-четыре».

Инструкция

Проверка наличия аппаратуры, имеющейся в звук оцехе этого зала – «раз». Прямо по списку проверьте наличие обязательной аппаратуры: микшера, микрофонов, коммутации, предусилителей, усилителей выхода, акустических систем (портал, сателлиты, сабвуфер), эквалайзера, процессора эффектов, компрессора/лимитера, MD-CD-плеера (или компьютера с выходом).

Вместе с местным звук ооператором определитесь, работаете вы с «местного» пульта (микшера), или со своего, или со своего через местный, в зависимости от коммутации, установленной на сцене – это «два». Как правило, на выездныве усилители выхода и акустические системы с собой берут немногие; если вы входите в число этих немногих, то общее правило таково: акустика и микрофоны – только свои (если мало – дополняем местными). В этом случае вы работаете со своего пульта. Так же, со своего – но выдавая звук через местный – работаете в случае специфических условий (например, у нас цифровой пульт с набором сложных предустановок). Во всех прочих случаях лучше работать через местный пульт, дополнив набор имеющихся процессоров при необходимости.

Расставьте на сцене микрофоны, инструменты, подключите шнуры, скоммутируйте – это «три». Проверьте, все ли работает.

Собственно , или «саунд-чек», происходит непосредственно перед выступлением – «четыре». Ваша задача – максимальная разборчивость звук а при оптимальной плотности. Сначала установите общую акустическаую картину: выставьте уровни звук а, панораму, реверберацию. Солиста, если он один, поставьте в центр панорамы, если несколько, разнести вправо-влево. Стереобаза сопровождения (если есть) в целом выставляется не более 70 градусов, если солистов нет, то до 90-100. Общую реверберацию проверьте на самом громком звук е – должно быть аккуратное эхо, не разрушающее разборчивости. Отстойте динамический диапазон (разницу самого громкого и самого тихого звучания), в зависимости от этого установите компрессию. После этого вам остаются тонкие, « » настройки. Эквалайзером выделите наиболее яркие тона голоса солиста и инструментов. Можете аккуратно добавить реверберации в отдельные каналы, перепроверить общую картину на самом громком и самом тихом звучании. Проверьте слышимость в мониторах: у солиста отдельно, сопровождения отдельно, у всех вместе. Установите точные уровни громкости и нужных эффектов. Спраосите музыкантов, все ли хорошо звучит. Если да, объявите «готово» и включите на Mute на всех рабочих каналах. С этого момента аппаратура не выключается из сети до конца . Когда артисты встанут на сцену и возьмут инструменты, в нужное время mute снимается, и начинается.

Кинематограф – полноправный представитель современного искусства, и, в отличие от остальных его жанров, наиболее понятный массовому зрителю. Несмотря на это, кино вполне можно назвать самым молодым жанром в искусстве: ему едва насчитаешь хотя бы сотню лет.

Инструкция

В начале 20 века бывали случаи, что когда люди видели на экране первого кинотеатра паровоз, который ехал прямо на них, они вскакивали со своих мест и в ужасе разбегались в стороны. Современный зритель настолько привык к кино, что воспринимает 3Д-технологии, при которых практически разворачивается вокруг него самого, как нечто само собой разумеющееся.

Некоторые критики во всеуслышание заявляют, что кино перестало быть искусством, так как утратило смысловое и стало массовым. Но так ли это? Кино позволяет погрузить зрителя в совершенно необычный мир, фантастический и нереальный, остро ощутить любую ситуацию, как никакой другой . После хорошего люди чувствуют смятение, а особо впечатлительные целыми днями ходят под впечатление. Кто-то годами не может забыть определенные сцены из фильмов. Искусство – это то, что влияет на человека, приводит его внутренний мир в движение. Кино делает это как нельзя лучше, пусть даже порой жертвуя прямыми смысловыми интерпретациями.

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Да, звукорежиссер не выступает на эстраде, не появляется на обложках глянцевых журналов, у него нет клуба фанатов, а его фамилия, появляющаяся в титрах к фильму, вряд ли привлечет внимание зрителя. Но вот парадокс, иногда именно от профессионализма этого незаметного широкой публике специалиста зависит успех шоу-программы, ток-шоу, кинофильма или концерта популярного артиста. Почему? Ответ на этот вопрос Вы найдете в нашей статье, посвященной особенностям профессии звукорежиссера.

Кто такой звукорежиссер?


– работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались "управлять" непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и "навороченнее" аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?


Работа звукорежиссера – это, прежде всего, творческий процесс, где многое зависит от вдохновения и способности к самовыражению. При этом специалист вряд ли сможет добиться заметных успехов на профессиональном поприще, если не будет обладать такими личностными качествами, как:

  • тонкий музыкальный слух;
  • креативность;
  • находчивость;
  • развитое воображение;
  • хорошая звуковая память;
  • музыкальная эрудиция;
  • коммуникабельность;
  • чувство меры;
  • стрессоустойчивость.

Не стоит также забывать о том, что профессия звукорежиссера является не только творческой, но и технической. Поэтому настоящий профессионал своего дела должен обладать обширными познаниями в областях акустики, физики звука, особенности звучания музыкальных инструментов и технологии записи и обработки звука. Кроме того, звукорежиссеру не обойтись без навыков пользования спец.аппаратурой (а это высокотехнологичное оборудование (в том числе, цифровое и аналоговое), которое постоянно усовершенствуется и обновляется) и знания профессионального программного обеспечения.

Преимущества профессии звукорежиссера

Поскольку профессия звукорежиссера больше всего востребована на телевидении и в сфере шоу-бизнеса, основным преимуществом этой профессии многие назовут возможность личного знакомства с известными и популярными людьми. Однако на этом преимущества профессии звукорежиссера не ограничиваются. Стоит также отметить:

  • востребованность – сфера деятельности звукорежиссера постоянно расширяется, а потому потребность в таких специалистах будет постоянно возрастать;
  • универсальность – поскольку профессия звукорежиссера подразумевает владение всеми навыками создания, записи и воспроизведения звуков, то такой специалист может работать не только по своей специальности, но и по смежным: звукооператор, оператор микрофона, звукоинженер и т.д.;
  • неординарность – каждый рабочий день звукорежиссера никогда не похож на предыдущий, поэтому такую работу можно смело назвать увлекательной, интересной и веселой.

Недостатки профессии звукорежиссера


Если говорить о недостатках профессии звукорежиссера , то в первую очередь необходимо отметить "неоцененность" работы такого специалиста. Признание и восторги за качественный "продукт" (саундтрек, фильм, программу или концерт) достаются звездам кино и шоу-индустрии, которые "почивают на лаврах" и блистают на "красных дорожках". А звукорежиссеры, без которых качественное звуковое сопровождение было бы невозможным, остаются "в тени" и "блистают" только в стенах звукового цеха.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии можно назвать очень нервные условия труда. Ведь звукорежиссеры зачастую работают непосредственно со звездами кино и эстрады, некоторые из которых отличаются непростым характером и страдают "звездной" болезнью.

Ну и самый главный недостаток – относительно небольшая зарплата. Конечно же, "маститые" звукорежиссеры могут рассчитывать на достойную оплату труда. А вот молодым специалистам придется довольствоваться зарплатой в пределах 15-30 тысяч рублей (в зависимости от региона России).

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность "Звукорежиссура кино и телевидения". Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию , которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести.

Звукорежиссер – это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу.

Звукорежиссер (от фр. régisseur , от лат. rego — управляю) - это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Звукорежиссер - одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.

Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора - качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.

Работая в кино, звукорежиссёр, участвует в разработке режиссёрского сценария, разрабатывает концепцию звука, управляет процессом речевого озвучания (актёры у микрофона озвучивают своих героев, произносят закадровый текст и т.п.), выбирает и записывает шумы, отвечающие тому, что происходит на экране, обрабатывает их.

В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов - от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.

Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр. Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов - каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.

В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.

Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.

Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.

В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.
Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром, со звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.

Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.

Рабочее место

Звукорежиссёр может работать в кино, на телевидении, на радио, в театрах, домах культуры, концертных залах, студиях звукозаписи.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 30000—120000 ₽

Москва 45000—75000 ₽

Важные качества

Профессия звукорежиссёр предполагает музыкальность, художественное восприятие и воображение, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука. Также необходимо обладать музыкальной и профессиональной эрудицией и стремлением постоянно пополнять познания в технике и отслеживать творческие находки своих коллег.

Знания и навыки

Звукорежиссёр должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукорежиссёр должен понимать физику звука, а также акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов - в зависимости от места работы. Например, для работы с музыкальным оркестром, нужно хорошо знать особенности звучания разных инструментов (высоту, направленность, силу звука), чтобы правильно расставить микрофоны на сцене.

Читайте Александра Кузьмина (звукорежиссера "Битвы экстрассенсов", "6 Кадров")

Собеседование

Примерные вопросы
1. Почему Вы хотите стать звукорежиссером?
2. Есть ли у Вас музыкальное образование?
3. Что Вы знаете о профессии звукорежиссера?
4. В какой области звукорежиссуры Вы хотели бы работать: в кино, на ТВ, в других аудиовизуальных искусствах?
5. Каких зарубежных композиторов Вы знаете?
6. Каких отечественных композиторов Вы знаете?
7. Какую музыку Вы любите слушать?
8. Каких композиторов, пишущих музыку для фильмов, Вы знаете?
9. Фильмы каких режиссеров смотрите?
10. Знаете ли имена звукорежиссеров отечественного или зарубежного кино?
11. Какие телевизионные или интернет-каналы смотрите?
12. Что вас не устраивает в звуке на телевизионных каналах?
13. Какие музыкальные программы Вам нравятся?
14. Каких выдающихся живописцев и архитекторов Вы знаете?
15. Назовите пять Ваших любимых книг.
16. На какой спектакль Вы в последнее время ходили?
17. Что такое звук как физическое явление?
18. Какие звукозаписывающие аппараты Вы знаете?
19. Чем отличается звук в кино от звука в театральном спектакле?
20. Приходилось ли Вам работать со звуком в школе или дома?
21. Какие перспективы Вы видите в работе звукорежиссера сегодня и завтра?

Проверка слуха
- на слух назвать ноты

Абитуриенты предоставляют
- собственные музыкальные фонограммы, при наличии
- грамоты, дипломы, призы, при наличии

Абитуриенты получают
- домашнее задание (записать фонограмму), которое приносят на творческий конкурс

На творческий конкурс абитуриенты приносят самостоятельно записанную фонограмму
- фрагмент литературного произведения и музыка к нему
- слайд-шоу из фотографий или репродукций картин и музыка к нему
- переозвученный фрагмент неигрового фильма
- переозвученные телевизионные заставки

Требования к фонограмме
- хронометраж 1,5 – 2 минуты
- музыка только инструментальная
- все работы, кроме заставок, должны быть в трехчастной форме и использовать три музыкальных фрагмента, соответствующих содержанию сюжета

Русский язык (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Литература (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение по литературе, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению по литературе
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

ПРОГРАММА

вступительного экзамена по специальности

«Музыкальная звукорежиссура»

Санкт-Петербург

Кафедра звукорежиссуры

Составитель:

Ст. преподаватель кафедры звукорежиссуры СПбГУП

Юсса Е.Б.

под общей редакцией Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора

Осколкова С.А.

Вступительный экзамен по специальности «музыкальная звукорежиссура» проводится в форме творческого испытания, с целью проверки у абитуриентов уровня музыкальной подготовки, способности к анализу фонограмм, выявления общего культурного уровня экзаменуемого и его художественно-творческого потенциала.

Вступительный экзамен по специальности состоит из 3 разделов, испытание по всем разделам абитуриент проходит в устной форме:

    Музыкальное тестирование

    Собеседование

    Творческое испытание

    По результатам испытания абитуриент получает оценку в баллах.

    Максимальное количество баллов-100, из которых:

Музыкальное тестирование - 30 баллов

Собеседование - 35 баллов

Творческое испытание - 35 баллов

    Абитуриенту, получившему за все испытания менее 40 баллов, выставляется неудовлетворительная оценка

1. Музыкальное тестирование

В процессе музыкального тестирования выявляется уровень профессиональной подготовки абитуриента по музыкальным дисциплинам (фортепиано, сольфеджио, теория музыки), который должен соответствовать уровню подготовки выпускника среднего специального (музыкального) учебного заведения.

    Фортепиано

Поступающий должен исполнить на фортепиано два разных по стилю произведения, контрастных по жанру, темпу, демонстрирующих разнообразные технические навыки.

    Сольфеджио

Определить на слух аккорды (все виды трезвучий с обращениями, септаккорды, нонаккорды), модуляцию в тональность первой степени родства в виде четырехголосной аккордовой последовательности.

размерах, включающий отклонения и модуляции

(из сборников сольфеджио или оригинальной вокальной литературы).

    Теория музыки

Гармонизовать мелодию в форме периода, используя гармонические средства в объеме программы курса гармонии для музыкальных училищ

Сделать гармонический анализ предложенного произведения с определением его структуры, тонального плана, характеристикой каденций, гармонических функций аккордов, неаккордовых звуков, стилевых признаков.

2. Собеседование

Собеседование проводится для выявления уровня общекультурной подготовки абитуриентов, осведомленности в профессии «звукорежиссура», знания в области звукозаписи, радиовещания, телевидения (современное состояние, перспективы развития), свободное ориентирование в области музыкального искусства.

Основные вопросы для собеседования:

    По разделу звукорежиссура

1. Какие области работы звукорежиссера Вам известны?

2. В чем заключается работа звукорежиссера в театре?

3. В чем заключается работа звукорежиссера на студиях звукозаписи?

4. В чем заключается работа концертного звукорежиссера?

5. Как Вы представляете свою работу в качестве звукорежиссера?

6. Назовите известных Вам российских и зарубежных звукорежиссеров и

саунд-продюсеров.

7. Какие музыкальные компьютерные программы Вам известны?

Укажите основные функции программ и возможности работы в них.

8. Каким образом можно классифицировать музыкальные программы?

9. Какое значение музыка имеет в кинофильмах?

10. Какие электромузыкальные инструменты Вам известны? В чем отличие акустических и электромузыкальных инструментов?

11. Какие критерии оценки качества звукозаписи Вам известны?

12. Раскройте следующие понятия: амплитуда, частота, фаза.

13. Как Вы понимаете понятие «тембр»?

15. Какие функции выполняет профессиональная звуковая карта?

16. В чем заключается отличие цифровой и аналоговой записи?

17. Что представляют собой акустические и электрические сигналы?

18. Кто и когда изобрел фонограф?

19. Какие значимые события Вы можете выделить в процессе становления звукорежиссуры?

20. Как Вы понимаете термин «акустика зала»?

    По разделу музыкальное искусство

    Назовите композиторов - представителей современной академической музыки.

    Назовите композиторов - представителей музыкального романтизма.

    Назовите композиторов - представителей музыкального импрессионизма.

    Назовите композиторов - представителей Венской классической школы.

    Назовите композиторов - представителей музыкальной культуры эпохи барокко и раннего классицизма.

    Каких ярких представителей композиторского творчества XX века Вы знаете?

    Каких ярких представителей русской композиторской школы XIX века Вы знаете?

    Какие группы симфонического оркестра Вам известны?

    Какие инструменты входят в различные группы симфонического оркестра?

    Укажите основные эстетические принципы «новой русской школы («могучая кучка»)».

    Какие стили и жанры музыкального искусства Вам известны?

    Каких представителей джазовой музыки Вы знаете?

    Какие музыкальные направления Вам импонируют?

    Какие концертные залы вы посетили за последнее время?

    Каких современных исполнителей джазовой музыки Вы знаете?

    Какие современные музыкальные стили Вам известны?

    Какие инструменты, не относящиеся к группам оркестра, могут быть включены в состав симфонического оркестра?

3.Творческое испытание

Целью творческого испытания является выявление предрасполо-женности абитуриента к профессиональной деятельности.

Абитуриенту предлагается для прослушивания и оценки ряд музыкальных фонограмм различных стилей и жанров, подобранный комиссией. Предложенные фонограммы могут содержать искажения (щелчки, хрипы, фальшь, нарушения музыкального баланса, тембра и т.д.)

Примерные вопросы для оценки фонограмм:

    Назовите инструментальный состав прослушанного музыкального произведения.

    Определите стилистическую и жанровую принадлежность музыкального произведения.

    Насколько естественно в записи переданы тембры инструментов?

    Присутствуют ли в фонограмме электромузыкальные инструменты?

    Какой инструмент исполняет солирующую партию?

    Присутствуют ли в фонограмме искажения, щелчки?

    Как на Ваш взгляд сбалансированы между собой инструменты?

    Как Вы думаете, где производилась данная запись - на концерте или в студийных условиях?

    Какие группы оркестра плохо прослушиваются в данной фонограмме?

    Насколько соблюдены стилевые особенности при записи фонограммы?

Желательным является предоставление экзаменационной комиссии творческой работы. Ее наличие дает абитуриенту преимущество при равном количестве баллов.

Экзаменуемый представляет творческую работу из предложенного списка в виде самостоятельно выполненной фонограммы. Необходимо устно описать алгоритм выполнения работы и комплекс использованного оборудования.

Виды работ:

    Аранжировка

    Звукозапись (концертная или студийная)

    Озвучание кино, видео фильма

    Озвучание статичного изображения

    Шумовой этюд

Список литературы

    Нисбетт А. Звуковая студия. Кн. 1/Пер. с англ. М., 1996.

    Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование студий. М.,1996.

    Никульский Е.В., Дворко Н.И., Ершов К.Г. Технология звукозаписи и звукорежиссура: Учеб. пос. Л., 1987.

    Рождение звукового образа. Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио. Сост. Е.М. Авербах, М.,1985.

    Франк Г.Я. Шесть бесед о звуке. М.,1971.

    Франк. Г.Я. Звук как зрительная ассоциация. Л., 1993.

    Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер/ Пер. с нем. К. ,1995.

    Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видео записи. М. Леруша 1996г.

    Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб 1999г.

    Компакт диски и CD устройства. СПб Лань 1997г.

    Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC СПб 1998г.

    Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Звуковая студия в PC. СПб 1998г.

    Петелин Р.Ю. Петелин Ю.В. Персональный оркестр в PC. Спб 1999г.

    Журналы по специальности: "Шоу-Мастер", "AES", "Звукорежиссер", "IN/OUT", «Техника кино и телевидения", "Музыкальное оборудование", "625", "Studio Sound", "Life Sound".

Адреса в сети INTERNET:

    www.show-master.ru - журнал «Шоу-мастер»;

    www.compulink.ru/mo - журнал "Музыкальное оборудование";

    www.625-net.com - журнал "625";

    www.studitech.ru - "Студийное оборудование".