Названия и места стоянок древних людей. Первобытные стоянки на территории Росcии. Гаража Н.В


4 Сунгирь 4 Сунгирь палеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноименного ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет.


Погребения. 4 Сунгирь прославилась своими погребениями: летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1) и подростков: мальчика лет (Сунгирь-2) и девочка 9-10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2,4 м. Погребения были присыпаны охрой.










Хозяйство Основным занятием сунгирцев была охота на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий труда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, долотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью. Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы», оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.


Здесь в 19 в в с.Костёнки близ Воронежа на территории около 10 кв.км, в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века, часть из которых являются многослойными.Люди современного типа проживали здесь, в среднем течении Дона на территории нынешней России, как минимум за лет до того, как они появились в Центральной и Западной Европе. В пользу этого говорят новые артефакты, обнаруженные за последние годы. например, человеческие захоронения "в возрасте" от до лет, предметы культуры


Костенки Жилища были округлыми или овальными в плане, часто коническими по форме и перекрывались шкурами. Основание жилища закреплялось черепами мамонтов и тяжелыми костями, концы которых закапывались в грунт. На крыше шкуры прижимались рогами оленя и клыками мамонта. В конце ледникового периода вместо костей мамонта стали использоваться прутья и бревна. Внутри жилища был один или несколько очагов, расположенных в центре или вдоль оси. Орудия труда и одежда, еда были общинной собственностью- все сородичи имели равные права. Жилища палеолитического человека (реконструкции): 1, 2 – Костёнки, 3 европейские стоянки Образцы жилищ в верхнем палеолите из раскопок стоянок на территории нашей страны


Костёнки. Воронежская область. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно- климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно- климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. На фото - реконструкция аборигенов


Венерам из Костенок более 20 тысяч лет Палеолитический пейзаж в районе Костенок Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках. Сделанные археологами находки позволили восстановить облик первых людей, узнать об их быте и образе жизни. Это был период последнего и самого сурового в истории земли ледникового периода валдайского. Вслед за отступающим ледником на север уходили привычные к холоду олени, песцы, мускусные быки и, конечно же, мамонты. Именно они привлекли сюда первопроходцев каменного века. К этому времени люди уже постигли приемы охоты на крупных стадных животных На фото - развалины жилища из костей мамонтов.


Капова пещера Капова пещера расположена в Башкирии на Южном Урале и является палеолитической стоянкой того же периода, что и Сунгирь. Пещера труднодоступна и хорошо сохранилась. Она имеет множество залов и этажей. В 300 м от входа найдено очень много рисунков животных периода палеолита – мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и др.В пещере жили люди тыс.лет назад. Обнаружены орудия труда, 4 бусинки, нож, подвески, часть глиняной лампы-светильника – редчайшая для палеолита находка. Пещера находится на реке Белой в заповеднике «Шульганташ» Башкирии.


Льяловская археологическая культура эпохи неолита Поселение 4-3 тыс. до н.э. в р-не с.Льялово под Зеленоградом самое старое среди неолитических культур Европы. В настоящее время в Подмос- ковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре, охватывающей территорию междуречья Оки и Волги... 4 Иисследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв.м, а в Ивановской обл. - жилище объемом в 200 кв.м. Льяловская культура входит в культурно- историческую общность лесного неолита Восточной Европы. Главным ее признаком является наличие глиняных круглодонных и остро донных сосудов, украшенных по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов..


Трипольская культура археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). Время существования вторая половина VI – 2650 г. до н. э. Занятия жителей: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Жилища сначала землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки».Позже двухэтажные дома. Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения).








Деревня Фатьяново 4 Фатьяновская культура- 4 археологическая культура бронзового века (2-е тыс. до н.э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье. Названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля, где раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Фатьяновская культура археологическая культура бронзового века (2-е тысячелетие до н.э.). Названа по впервые открытому могильнику у деревни Фатьяново, близ Ярославля. На территории современной Москвы могильники Фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. Раскопаны и исследованы ряд могильников. Во II тыс до н.э. в Верхнем Поволжье и Волго- Окском междуречье была распространена так называемая фатьяновская археологическая культура, относящаяся к эпохе бронзы и представленная только могильниками да отдельными случайными находками. Жители фатьяновского поселения - были людьми «средиземноморского» типа с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком.


На западе родственники фатьяновцев, объединяемые мега культурой «боевых топоров» (по наиболее общему, характерному для всех этих культур признаку), известны в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и в Прибалтике. Умерших хоронили в скорченном положении с оружием (каменные и медные топоры, копья, стрелы), орудиями из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, долота, шилья, булавки, мотыги и др.), украшениями (ожерелья из зубов, костей, раковин, янтаря), глиняной посудой (шаровидные сосуды с нарезным орнаментом, солярными, то есть изображающими солнце, знаками на днищах). Встречаются кости домашних и диких животных. Основные занятия племён Фатьяновской культуры скотоводство, охота; складывалось земледелие; была известна металлургия бронзы. Общественный строй патриархально-родовой. Для верований характерны культы солнца, предков, медведя. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности так называемой культуры боевых топоров и шнуровой керамики, создателями которой были древние индоевропейские племена. Фатьяновцы были скотоводами – найдено захоронение мужчин с собаками и сосудами для сбивания масла. В могилу клали овец и коз. Умели плавить металл и делать железные топоры. боевой топор фатьяновской культуры из диорита



4 Археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. VII веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери, муромы, веси. Дьяковцы по одной из версий (есть и другие) пришли из-за Урала и сменили фатьяновскую культуру. На смену дьяковцам пришли славянские племена кривичей и вятичей, возможно ассимилировавших дьяковцев. 4 Для дьяковской культуры характерна лепная керамика, скифские украшения, глиняные грузики неясного назначения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости. Дьяковцы жили в небольших укрепленных городищах, которые обычно устраивали на мысу; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. 4 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Мертвых дьяковцы хоронили в т. н. «домиках смерти» (прообраз избушек на курьих ножках Бабы-Яги). Один из них обнаружен близ Рыбинска (Ярославская область), другой под Звенигородом (Московская область).


1 - шейная гривна; 2 - пряжка с выемчатой эмалью; 3 - наконечник стрелы; 4 - медная привеска; 5 - медный бубенчик; 6 - глиняный грузик; 7 - статуэтка лошади из кости. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н.э. приобретает большее значение. Вид Дьяково с самолета в районе Коломенского в Москве

Category: Без рубрики Tags:

Итак, древнейшая находка такого рода сделана британским антропологом Мэри Лики в 1962 году. На одной из стоянок Олдувайского ущелья (подарившего миру Homo habilis – Человека умелого), возрастом около 1,8 миллиона лет, найдено множество каменных орудий и останки животных – древних жирафов, слонов, зебр, носорогов, черепах, крокодилов… Так вот, на одном из участков этой стоянки команда Лики обнаружила ряд камней, расположенных (выложенных?) в форме круга. Как писала Мэри Лики, эта кольцевая выкладка - «древнейшая структура, сделанная человеком. Она состоит из отдельных лавовых блоков и составляет от трёх с половиной до четырёх метров в диаметре. Поразительно сходство с грубыми каменными кругами, сооружаемыми для временного убежища современными кочевыми народами». Итак, Мэри Лики сочла, что нашла древнейший дом на Земле. Камни, по её мнению, служили для укрепления жердей или веток, воткнутых в землю и образующих нечто вроде ветрового заслона или простейшего шалаша.
В другом олдувайском местонахождении, знаменитом находкой черепа парантропа Бойса, выявлено овальное скопление раздробленных костей и мелких каменных обломков. Оно окружено относительно свободным от находок пространством, снаружи которого также находятся фрагменты костей и орудия. Мэри Лики предположила, что и на этом месте когда-то находился ветровой заслон, окружавший центральную часть стоянки.
Позже подобные находки сделаны и за пределами Олдувая.
Достаточно ли этих свидетельств, чтобы утверждать, что уже полтора миллиона лет назад наши предки могли строить себе простейшие жилища? Увы, не все специалисты согласились с такой интерпретацией. И, чем древнее стоянка, тем с меньшим наборов фактов приходится работать археологам.


Уже не ранние люди

Category: Без рубрики Tags:

Следующий «проблемный» и часто упоминаемый памятник относится к гораздо более позднему времени. На склоне горы Борон (Ницца, Франция) находится стоянка Терра-Амата, раскопки которой в 60-е годы прошлого века вёл французский археолог и геолог Анри де Люмле. 350-450 тысяч лет назад здесь обитали гейдельбергские люди - вероятные предки неандертальцев. Из земли извлечены тысячи каменных артефактов, кости крупных и мелких животных. Археологи расчистили древние рабочие площадки, содержащие углубления, небольшие очаги, каменные блоки и овальные скопления находок, которые Люмле интерпретировал как остатки древних хижин: углубления остались от опор, а камни подпирали стены. По мнению Люмле, стоянка заселялась древними охотниками периодически на протяжении ряда весенних сезонов.
Разумеется, и выводы Люмле были оспорены. Однако критика, конечно, не отменяет наличия углублений, очагов и расположенных определённым образом известняковых блоков - возможно, использовавшихся в качестве ветровых заслонов.
Ещё один памятник аналогичной древности и, увы, столь же спорный. Билцингслебен в восточной Германии - останки трёх овальных «хижин» возрастом около 350 тысяч лет. Тот же набор: «ветровые заслоны» - каменные блоки и кости животных; круговое сооружение из камней, вдавленных в отложения, 9 метров в диаметре; есть очаги, ассоциированные с каждым сооружением. И, тем не менее, остаются сомнения в рукотворности «кругового сооружения». Гоминиды жили здесь - факт. Но строили ли?
Итак, что же мы знаем? Около двух миллионов лет назад наши далёкие предки впервые покинули Африку. Очень долгое время гоминиды жили на стоянках, которые можно условно назвать временными «лагерями». В такой лагерь можно было вернуться после охоты; здесь изготовляли орудия и (в более поздние времена) готовили пищу на огне; на стоянках могли использоваться и простейшие ветровые заслоны. В широком смысле это был дом, то есть место, где сочетались приготовление пищи, работа и отдых…

Описание презентации Первобытные стоянки на территории Росcии. Стоянки палеолита: по слайдам

Сунгирь - палеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноименного ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет.

Погребения. Сунгирь прославилась своими погребениями: 40 -50 -летнего мужчины (так называемый Сунгирь-1) и подростков: мальчика 12 -14 лет (Сунгирь-2) и девочка 9 -10 лет (Сунгирь-3), лежавших головами друг к другу. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов); кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости. В могилу были положены сделанные из мамонтовой же кости дротики и копья, включая копье длиной 2, 4 м. Погребения были присыпаны охрой.

Хозяйство Основным занятием сунгирцев была охота на мамонтов, северных оленей, бизонов, лошадей, волков и росомах. За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий труда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, д олотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью. Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы» , оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.

СТОЯНКА КОСТЁНКИ Здесь в 19 в в с. Костёнки близ Воронежа на территории около 10 кв. км, в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века, часть из которых являются многослойными. Люди современного типа проживали здесь, в среднем течении Дона на территории нынешней России, как минимум за 20 000 лет до того, как они появились в Центральной и Западной Европе. В пользу этого говорят новые артефакты, обнаруженные за последние годы. например, человеческие захоронения «в возрасте» от 35 000 до 40 000 лет, предметы культуры

Костенки Жилища были округлыми или овальными в плане, часто коническими по форме и перекрывались шкурами. Основание жилища закреплялось черепами мамонтов и тяжелыми костями, концы которых закапывались в грунт. На крыше шкуры прижимались рогами оленя и клыками мамонта. В конце ледникового периода вместо костей мамонта стали использоваться прутья и бревна. Внутри жилища был один или несколько очагов, расположенных в центре или вдоль оси. Орудия труда и одежда, еда были общинной собственностью- все сородичи имели равные права. Жилища палеолитического человека (реконструкции): 1, 2 – Костёнки, 3 европейские стоянки. Образцы жилищ в верхнем палеолите из раскопок стоянок на территории нашей страны

Костёнки. Воронежская область. Во внешности человека палеолита Русской равнины преобладали европеоидные признаки. Однако, стоит отметить, что останкам из погребения на стоянке Костёнки 14 присущи отдельные черты негроидного типа, а у детей из Сунгиря зафиксированы признаки монголоидности. Это может свидетельствовать о том, что формирование рас ещё не было закончено. Признаки, ставшие затем характерными для разных рас, были вообще присущи формировавшемуся единому типу современного человека. Лишь с адаптацией к окружающей природно-климатической среде у людей произошло окончательное разделение на расы. На фото — реконструкция аборигенов

Венерам из Костенок более 20 тысяч лет Палеолитический пейзаж в районе Костенок Почти все известные в России погребения эпохи верхнего палеолита найдены именно в Костенках. Сделанные археологами находки позволили восстановить облик первых людей, узнать об их быте и образе жизни. Это был период последнего и самого сурового в истории земли ледникового периода - валдайского. Вслед за отступающим ледником на север уходили привычные к холоду олени, песцы, мускусные быки и, конечно же, мамонты. Именно они привлекли сюда первопроходцев каменного века. К этому времени люди уже постигли приемы охоты на крупных стадных животных На фото — развалины жилища из костей мамонтов.

Капова пещера расположена в Башкирии на Южном Урале и является палеолитической стоянкой того же периода, что и Сунгирь. Пещера труднодоступна и хорошо сохранилась. Она имеет множество залов и этажей. В 300 м от входа найдено очень много рисунков животных периода палеолита – мамонтов, шерстистых носорогов, лошадей и др. В пещере жили люди 13 -14 тыс. лет назад. Обнаружены орудия труда, 4 бусинки, нож, подвески, часть глиняной лампы-светильника – редчайшая для палеолита находка. Пещера находится на реке Белой в заповеднике «Шульганташ» Башкирии.

Льяловская археологическая культура эпохи неолита Поселение 4 -3 тыс. до н. э. в р-не с. Льялово под Зеленоградом самое старое среди неолитических культур Европы. В настоящее время в Подмос-ковье известно огромное количество поселений, относящихся к Льяловской археологической культуре, охватывающей территорию междуречья Оки и Волги. . . Иисследованы остатки построек круглой и овальной формы, с углубленным в землю полом и остатками кострищ или очагов внутри. Есть жилища размером 140 кв. м, а в Ивановской обл. — жилище объемом в 200 кв. м. Льяловская культура входит в культурно-историческую общность лесного неолита Восточной Европы. Главным ее признаком является наличие глиняных круглодонных и остродонных сосудов, украшенных по всей поверхности орнаментом в виде ямок и оттисков гребенчатого или зубчатого штампов. .

Трипольская энеолитическая культура Трипольская культура - археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). Время существования вторая половина VI – 2650 г. до н. э. Занятия жителей: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство. Жилища - сначала землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки» . Позже двухэтажные дома. Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения).

Реконструкция одежды трипольцев по керамике Ритуальная одежда жриц Великой богини Матери. Женские изображения одежды на керамике и их реконструкция

Деревня Фатьяново Фатьяновская культура- археологическая культура бронзового века (2 -е тыс. до н. э.) в Верхнем Поволжье и Волжско-Окском междуречье. Названа по деревне Фатьяново, близ Ярославля, где раскопаны грунтовые могилы с каменными и медными орудиями и оружием, керамикой, украшениями и др. Население занималось скотоводством, отчасти земледелием.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА Фатьяновская культура археологическая культура бронзового века (2 -е тысячелетие до н. э.). Названа по впервые открытому могильнику у деревни Фатьяново, близ Ярославля. На территории современной Москвы могильники Фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др. Раскопаны и исследованы ряд могильников. Во II тыс до н. э. в Верхнем Поволжье и Волго-Окском междуречье была распространена так называемая фатьяновская археологическая культура, относящаяся к эпохе бронзы и представленная только могильниками да отдельными случайными находками. Жители фатьяновского поселения — были людьми «средиземноморского» типа - с высоким крутым лбом, массивным, красивым черепом, тонким, часто с небольшой горбинкой носом, широким подбородком.

На западе родственники фатьяновцев, объединяемые мегакультурой «боевых топоров» (по наиболее общему, характерному для всех этих культур признаку), известны в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и в Прибалтике. Умерших хоронили в скорченном положении с оружием (каменные и медные топоры, копья, стрелы), орудиями из камня, кости, реже меди (клиновидные топоры, ножи, долота, шилья, булавки, мотыги и др.), украшениями (ожерелья из зубов, костей, раковин, янтаря), глиняной посудой (шаровидные сосуды с нарезным орнаментом, солярными, то есть изображающими солнце, знаками на днищах). Встречаются кости домашних и диких животных. Основные занятия племён Фатьяновской культуры - скотоводство, охота; складывалось земледелие; была известна металлургия бронзы. Общественный строй - патриархально-родовой. Для верований характерны культы солнца, предков, медведя. Фатьяновская культура входила в состав большой культурно-исторической общности - так называемой культуры боевых топоров и шнуровой керамики, создателями которой были древние индоевропейские племена. Фатьяновцы были скотоводами – найдено захоронение мужчин с собаками и сосудами для сбивания масла. В могилу клали овец и коз. Умели плавить металл и делать железные топоры. боевой топор фатьяновской культуры из диорита

ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА археологическая культура раннего железного века в междуречье Волги и Оки. . . Названа по городищу у села Дьякова под Москвой. На дьяковских городищах, которые были родовыми поселениями скотоводов, находят железные ножи, шилья, топоры, серпы, глиняную посуду с отпечатками грубой ткани, изделия из кости. Это Культура железного века Iпол. I тыс. до н. э. – I пол. I тыс. н. э. Археологическая культура железного века, существовавшая в VII до н. э. - VII веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей. Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками племён мери, муромы, веси. Дьяковцы по одной из версий (есть и другие) пришли из-за Урала и сменили фатьяновскую культуру. На смену дьяковцам пришли славянские племена кривичей и вятичей, возможно ассимилировавших дьяковцев. Для дьяковской культуры характерна лепная керамика, скифские украшения, глиняные грузики неясного назначения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости. Дьяковцы жили в небольших укрепленных городищах, которые обычно устраивали на мысу; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Мертвых дьяковцы хоронили в т. н. «домиках смерти» (прообраз избушек на курьих ножках Бабы-Яги). Один из них обнаружен близ Рыбинска (Ярославская область), другой под Звенигородом (Московская область).

1 — шейная гривна; 2 — пряжка с выемчатой эмалью; 3 — наконечник стрелы; 4 — медная привеска; 5 — медный бубенчик; 6 — глиняный грузик; 7 — статуэтка лошади из кости. Основа хозяйства племён Дьяковской культуры - оседлое скотоводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи); существенна роль охоты. Земледелие, бывшее сначала подсобным занятием, с первых веков н. э. приобретает большее значение. Вид Дьяково с самолета в районе Коломенского в Москве

Крымский полуостров интересен не только поклонникам горного туризма и пляжного отдыха – это еще и царство археологов. Работы для них на Тавриде – непочатый край. Местные археологические памятники охватывают хронологически огромный период – от зари человечества до конца Средневековья. Стоянки древних людей в Крыму известны как древнейшие и богатейшие в России. Сегодня разберем главные из них.

Пещеры Ени-Сала: случайные находки

Стоянки каменного века – не , они не имеют внешней эффектности. Тем трудней их искать. Пещеры Ени-Сала на склоне были вообще отысканы случайно – в 1959 г. туда залезли любопытствующие школьники.

На склоне плато имелся целый комплекс пещер с археологическими материалами, но самые древние находки обнаружены в той из них, что прославилась под №2. В ней найдены следы костра, множество костей животных (как целых, так и пережженных), кремневые орудия и отходы их производства. Исследовательская деятельность показала, что возраст артефактов – минимум 50 тысяч лет. Тогда территорию Крыма населяли люди типа неандертальцев. Считается, что этот вид лишь ограниченно может быть отнесен к числу предков современного человека.

Работы в проводились в 1961 г. Ученые пришли к выводу, что люди жили тут не постоянно, а останавливались периодически – при охотничьих кочевьях. Такое поведение вполне типично для образа жизни неандертальцев.

Волчий грот: соседи волков

Стоянка эта найдена много раньше – не то в 1879-м, не то в 1880-м г. (точной информации нет). Честь первого исследования принадлежит К.С. Мережковскому. В то время, как его брат-однофамилец (Дмитрий Сергеевич) в литературной форме продвигал христианское мировоззрение, 24-летний студент-историк оказался настоящим материалистом. В пещере он обнаружил многочисленные изделия из кремня, а еще результаты производственных операций с этим камнем (мелкие отщепы и нуклеусы – болванки, от которых откалывали пластины для дальнейшего производства орудий).

По публикациям Мережковского, маститый специалист того времени по первобытной истории Г. Мартелье (Франция) датировал стоянку 100 тыс. лет до н.э. Современные историки несколько уменьшили этот срок, но все равно: представляет собой обиталище людей среднего каменного столетия, там точно проживали неандертальцы. Исследователи полагают, что он был временной охотничьей стоянкой и мастерской по кременной обработке. Кроме вещей из камня, в нем отыскали остатки костров и немало костных останков различных животных.

Стоянки древних людей в Сюреньских гротах

К.С. Мережковский приложил руку и к обследованию поселения современников, которые охотились на мамонтов (для этих слонов в были не идеальные условия). Сюреньские пещеры-навесы он изучил практически одновременно с предыдущей по списку полости. Позже, в 1934 г., масштабные исследования тут провела экспедиция Г.А. Бонч-Осмоловского.

Возраст памятника много меньше, чем Волчьего – он датирован поздним палеолитом, примерно 25-15 тысяч лет назад. В центральной Украине людей этого периода (они уже близки к современному типу) принято называть охотниками на мамонтов. Жители Сюреньских тоже были ловцами, но другой дичи – ученые выделили по костям 40 видов птиц, 37 различных типов млекопитающих (травоядных и хищных) и 4 разновидности рыб. Толщина культурного слоя позволяла считать, что древние зверобои жили в просторных, удобно расположенных пещерках более-менее постоянно.

Объект относится к числу хорошо исследованных, в нем работали многие археологи. В результате стало известно, что в каждой из пещерных полостей культурный слой является многослойным – тут жили представители нескольких древнейших культур. По состоянию на 1994 г. здесь раскрыто 15 стоянок периода завершающей части палеолита (40-10 тыс. лет назад). Имелись там и материалы среднего каменного века – мезолита (включая характерные миниатюрные кремневые отщепы и наконечники стрел).

Чокурча – едва не погибшая стоянка

Из-за внешней «непрезентабельности» некоторые стоянки первобытного человека в Крыму едва не были потеряны для науки. Такова судьба пещеры Чокурча, расположенной в городской черте . В 1927 г. в ней открыли остатки древнего постоя, Н.Л. Эрнст начал проводить исследовательские манипуляции, но был арестован, а дело забылось. В 1947 г. ей присвоили статус охраняемого памятника, но фактически никто за ней не следил.

Вместе с тем, Чокурча уникальна тем, что обитавшие в ней около 45 тыс. лет назад люди вели фактически оседлый образ жизни, что нетипично для первобытных охотников. Тут нашли мощный костровой слой, изделия из кремня, костную массу зверей. На своде под копотью удалось расчистить вырезанные изображения мамонта, солнца и рыбы.

Сейчас очищена от мусора стихийной свалки и «бомжатника», восстановлено охранное ограждение. Но большинство обнаруженного с раскопок исчезло при войне, а изображения на своде сильно повреждены. Энтузиасты предлагают превратить ее в экскурсионный объект. Но беда археологии палеолита в том, что древнейшие стоянки выглядят малоинтересно для обывателя.

Киик-Коба – легенда археологии Крыма

Некоторые древнейшие стоянки первобытных людей в Крыму давно вошли во все учебники археологии. Такова Киик-Коба – пещера в верховьях реки Зуя, открытая в 1942 г. Г.А. Бонч-Осмоловским.

Возраст ее – около 100000 лет. Кроме обычных для стоянок неандертальцев пепла, костей зверей и кремневых орудий, в ней раскрыли захоронение женщины и маленького (не старше года) ребенка. Но это были именно обрядные похороны, ибо мама и младенец были аккуратно уложены на бок в одинаковых скорченных позах. – одно из древнейших в мире мест захоронений неандертальца.

Стены этой украшают уникальные рисунки – изображения сцен охоты, а также древних животных. Они более позднего времени, но все равно являются огромной ценностью и редкостью. Их можно увидеть и сейчас.

Стоянка Сунгирь – древнейшее поселение людей во Владимирской области. Это не только памятник, охраняемый ЮНЕСКО, но и уникальный археологический объект, привлекающий внимание исследователей со всего мира.

Сунгирь – это одна из 3-х известных ученым верхнепалеолитических стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины. Его относят к Костенковско-селетской культурной общности.

Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера. Это произошло в 1955 году. На глубине 3-х метров экскаваторщик заметил кости крупного животного. О находке сразу же сообщили археологам. С тех пор и по настоящее время Сунгирь является объектом исследований ученых.

За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м² культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24-25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет.

Согласно одной из гипотез, данная стоянка существовала на протяжении 2-3 тысячелетий. Скорее всего, это было сезонное охотничье стойбище. По расчетам специалистов численность людей, одновременно проживавших на территории поселения, достигала 50 человек. Эта группа людей была связана с более крупным сообществом. Сунгирь имеет много схожего с комплексом стоянок каменного века, известным как .

Археологические находки

Предметы

Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. В их число входят:

  • инструменты для изготовления орудий труда (кремневые отбойники, отщепы и нуклеусы);
  • орудия труда (ножи, резцы, скребки, скребла, проколки и пр.);
  • оружие (кремневые наконечники дротиков, копья, «жезлы»);
  • изделия из рога, кости и бивней мамонта (украшения, мотыжки, фигурки животных).

Символом поселения стала так называемая «сунгирская лошадка» – миниатюрная фигура лошади-сайги из бивня мамонта. Археологи считают, что это амулет, который древние люди носили в качестве оберега. Согласно другой гипотезе фигурка использовалась исключительно для ритуала погребения.

Фигурка лошади украшена точками, число которых с обеих сторон кратно 5, что свидетельствует о знакомстве жителей стоянки с 5-ричной системой счета. На поверхности амулета сохранились следы охры, а значит, в свое время она была окрашена в ярко-красный цвет.

Предметы, найденные на территории стоянки Сунгирь, экспонируются во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Ученые продолжают заниматься их исследованием, тем более что многие из найденных артефактов являлись средством невербального языка.

Погребения

Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала.

Сначала на слое охры археологи обнаружили женский череп, четырехугольный камень и мужской скелет. На груди у последнего была подвеска из гальки, а на руках украшения из бивня мамонта. Рядом лежало огромное количество бусин, которые украшали одежду мужчины. Находка позволила провести реконструкцию костюма древнего сунгирца. Интересно, что он во многом схож с одеждой современных арктических народностей.

Затем были найдены останки человека без головы, рядом с которым лежали бусины, кольцо из бивня мамонта, рога северного оленя и бивень мамонта. Ученые определили, что мужчине было около 50 лет. Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни людей верхнего палеолита колебалась в районе 30 лет. Под этим погребением было найдено 2 детских костяка. Дети были уложены в могильник в вытянутом положении, прижатыми головами друг к другу.

Что ученые смогли узнать о сунгирских людях?

Скелеты сунгирских людей исследуются уже не одним поколением антропологов. К настоящему моменту установлено, что их можно отнести к людям современного физического типа. Некоторые датировки свидетельствуют о том, что найденные погребения моложе поселения на несколько тысяч лег.

Верования

На основе анализа погребений ученые пришли к выводу, что сунгирцы имели развитые религиозные верования. Скорее всего, они верили в существование загробной жизни, совершали магические ритуалы, обожествляли природу, почитали предков, поклонялись солнцу, луне и животным.

Среди инвентаря детского погребения обнаружена человеческая кость, наполненная охрой. Палеогенетические исследования показали, что она принадлежала прапрадедушке подростков, найденных рядом. По мнению ученых, кость играла не последнюю роль в сложном погребальном ритуале. Кроме того, существует предположение, что захоронение детей могло быть ритуальным жертвоприношением, связанным с культом плодородия. Точно установлено, что оба подростка были похоронены единовременно.

Рядом со скелетами детей найдены диски из бивня мамонта с геометрическим орнаментом. Похожие диски позже встречались у славян. К примеру, 4-секторный диск символизировал славянского бога Хорса.

Быт

Археологи определили, что люди верхнего палеолита, обитающие на территории поселения Сунгирь, занимались охотой и собирательством. Объектами охоты являлись: мамонты, львы, бизоны, северные олени, дикие лошади, волки, бурые медведи, зайцы, птицы и прочая живность. Женщины собирали дикие плоды, коренья, моллюски и насекомых. Анализ скелета одно ребенка показал, что голода он практически не испытывал, хотя питался в основном беспозвоночными (гусеницами, жуками).

Принято считать, что люди верхнего палеолита жили преимущественно в пещерах. Тем не менее, в ходе раскопок Сунгиря были обнаружены шалашевидные жилища 10-15 м в длину. Их стены были деревянными, а кровлей служили шкуры животных. Каждое жилище было оснащено очагом.

Для изготовления украшений сунгирцы применяли гравировку, резьбу, сверление, окрашивание и полировку. Многие из обнаруженных украшений были созданы специально для погребения, другие носились постоянно. Люди поселения Сунгирь носили шапки, полушубки, штаны и высокие сапоги, напоминающие унты. Ученые пришли к выводу, что перечисленные предметы одежды изготовлялись из шерсти и были расшиты костяными бусами. Они немного напоминают костюмы чукчей и эскимосов.

Заблуждение, опровергнутое спустя 40 лет

Почти полвека ученые были уверенны, что парное захоронение детей в Сунгире включает останки подростков обоих полов. И вот недавно благодаря генетике удалось выяснить, что девочка из Сунгиря на самом деле – мальчик. Помимо российских палеонтологов в недавних исследованиях участвовали ученые из Копенгагенского университета и Кембриджа.

Палеогенетические исследования показали, что подростки приходились друг другу двоюродными братьями, соответственно имели схожие гаплотипы. У обоих определена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2. В настоящее время гаплогруппа C достигает высокой концентрации у бурятов, монголов и калмыков.

Один из мальчиков погиб в результате удара в живот острым предметом. Причина смерти другого ребенка неизвестна, в то время как мужчина, найденный рядом, был убит выстрелом из лука. Причем, как отмечают криминалисты, это был снайперский выстрел.

Палеогенетические исследования также доказали, что среди сунгирцев были исключены близкородственные браки. По мнению антропологов, именно этот фактор определил доминирование кроманьонцев.

Сунгирь продолжает вызывать интерес у палеонтологов из самых разных стран мира. А недавние открытия показывают, что разгаданы ещё далеко не все тайны, связанные с этой древней стоянкой первобытного человека.