Нормативное поведение виды. Социальные нормы (нормативное поведение). Психология как наука о поведении


1. я-концепция как результат социализации. Определение я-концепции
План: структура коммуникативной ситуации
План: Основные системы невербальной коммуникации
План: Массовая коммуникация
1. Понятие помогающего поведения (альтруизма). Объяснение помогающего поведения
29. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Массовое поведение и массовые настроения
Виды групповых задач и феномены группового принятия решений
Лекции по малым г и учебник Дубовской и Кричевского «пмг»
40 Практические приложения социальной психологии
41. Психологические аспекты индивидуального поведения в организации
Управленческие функции руководителя
История политической психологии основные направления политической психологии предмет политической психологии
Происхождение интеракционизма Символический интеркационизм Чикагская и Айовская школы интеракционизма
6. Психоаналитический подход в социальной психологии Комментарий: Ответ на этот вопрос полностью изложен в «Зарубежной социальной психологии xx века»
Проблема метода: 1 Единицы наблюдения
Методы опроса
1. Структура и динамика конфликта
Нормативное поведение

Вопрос № 32

Нормативное поведение в группе: групповая норма, влияние большинства и конформизм. Влияние меньшинства

Литература:

Майерс «Социальная психология»

Кричевский, Дубовская «Социальная психология малой группы».

Нормативное поведение – это поведение, связанное с реализацией групповых норм.

//Предупреждаю - информация про групповые нормы отчасти взята из Интернета//

Групповая норма

Групповые нормы – это совокупность правил и норм, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Групповые нормы являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.

Общая характеристика функционирования норм в малой группе (По книги Кричевского и Дубовской):

- Во-первых, нормы – это продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (например, организацией). При этом возможны, как считают исследователи, три типа норм:


  • институциональные - их источником является организация или ее представители в виде фигур власти (руководителей);

  • добровольные – их источником являются взаимодействия и договоренности членов группы

  • эволюционные – их источником являются действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров и в виде неких стандартов прилагаемые к определенным ситуациям групповой жизни

- Во-вторых, группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.

- В-третьих, нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения.

- В-четвертых, нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.

- В-пятых, нормы различаются также по степени допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.

Изучение нормативного поведения ведется по терм основным направлениям:

♦ исследования, изучающие влияние норм, разделяемых большинством членов группы;

♦ исследования, изучающие влияние норм, разделяемых меньшинством членов группы;

♦ исследования, изучающие последствия отклонения индивидов от групповых норм.

Функция групповых норм. Групповые нормы регулируют процессы, протекающие в группе, они направлены на установление согласия между членами группы, что способствуют ее устойчивости и стабильности, способствуют достижению групповых целей. Кроме того, они могут быть диагностическим показателем изменения этих процессов. Групповые нормы нередко порождают ригидность и неспособность группы к перестройке своей жизнедеятельности в необычных условиях.

Контроль осуществляется за счет позитивных санкций (похвала, моральные и материальные вознаграждения) по отношению к тем, кто следует этим нормам и негативных санкций (невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, а порой и исключение из группы) для тех, кто от них отступает.

Формирование групповой нормы.

Групповые нормы формируются в результате взаимодействия членов группы или вводятся в нее более крупной социальной общностью (например, организацией).

М.Шериф первым исследовал процесс возникновения групповой нормы.

Влияние большинства, конформизм.

Классические эксперименты по изучению конформизма (Майерс).

- Эксперименты М.Шерифа, формированию групповых норм и конформизм.

Он просил испытуемого, находящихся в темной комнате, определить, на сколько сместилось пятно света (на самом деле движения не было, наблюдался так называемый автокинетический эффект). Испытуемый высказывал свое предположение. На следующий день он снова приходил на эксперимент и встречался там с еще несколькими испытуемыми (которые ранее участвовали в этом же эксперименте). Когда участники стали озвучивать свои предположения, оказалось, что называемые ими величины достаточно сильно отличаются друг от друга. Но постепенно, через несколько повторений, все участники стали называть приблизительно одну длину – сформировалась групповая норма.

Годом позже испытуемые были повторно приглашены для участия в подобном эксперименте, причем каждый тестировался отдельно от других. Оказалось, что они все еще продолжали придерживаться групповой нормы.

- Эксперименты Аша, конформизм.

Экспериментатор демонстрировал группе испытуемых (студентам) эталонный отрезок и три отрезка разной длины. Требовалось определить, какой из отрезков соответствует эталонному образцу. Вся группа (подсадные испытуемые) давали неверный ответ и настоящий испытуемый, отвечавший последним, с ними соглашался. (В контрольном эксперименте испытуемые давали верный ответ). В 37% случаев испытуемые проявили конформизм.

Ричард Кратчфилд автоматизировал эксперимент Аша (классический эксперимент был труден для проведения, требовал участия команды подсадных испытуемых). Пятеро участников - каждый из них настоящий испытуемый - находятся в индивидуальных кабинках, расположенных рядом, и смотрят на фигуры, проецируемые на противоположную стену. В каждой кабинке есть пульт с лампочками и переключателями, позволяющий испытуемому сообщать свой ответ экспериментатору и видеть ответы других. После серии разминочных заданий каждый из участников обнаруживает, что он отвечает последним, уже зная (фальсифицированные экспериментатором) ответы других испытуемых. Проводя эксперимент на армейских офицерах, он получил 40-46% конформизма.

Даже идеологически неприемлемые взгляды могут быть признаны верными, если они приняты группой. В то время, когда в 60-гг проходило Движение за свободу слова, Кратчфилд провел эксперимент на своих студентах и выявил, что 58% из них готовы присоединиться к мнению группы и согласиться с тем, что «свобода слова скорее привилегия, чем право, и обществу следует приостановить действие свободы слова, если оно почувствует угрозу для себя».

//Майерс относит сюда же эксперименты Милграма, хотя они и направлены на изучение подчинения//

Критика экспериментов Аша (По книге Кричевского и Дубовской) :

Американские и европейские критики подчеркивают незначимость для испытуемых экспериментальной ситуации, случайность подбора испытуемых и отрыв их от естественной для них социальной среды, отсутствие какого бы то ни было намека на совместную деятельность и хотя бы рудиментарных признаков социальной группы.

Тем не менее, в исследовании А. П. Сопикова, проведенном на выборке в 550 человек с использованием как оригинальной процедуры С. Аша, так и ряда ее модификаций, конформные реакции очень ярко обнаружились и в поведении членов достаточно сложившихся социальных групп. Таковыми являлись, например, оркестры Дворцов пионеров различных городов бывшего СССР.

Кроме того, В. Э. Чудновский, изучавший конформное поведение школьников и подростков, заметил, что ситуация эксперимента является для них значимой – отстаивание своей оценки приобретает нравственный характер, для многих школьников подставная группа была референтной.

Конформизм и его виды.

(Кричевский и Дубовская, параграф «интерпретация конформного поведения».)

Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Исследователей всегда интересовало – что представляет из себя конформное поведение, в результате чего оно проявляется и насколько глубоко или поверхностно влияет на подчиняющегося человека.

Традиционно выделяют две разновидности конформизма. Первый называется уступчивость – при этом мы ведем себя также как все, но внутренне с этим не соглашаемся. В этом случае подчиняются чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Второй – одобрение – это когда мы искренне верим в то, что вынуждает нас сделать группа.

В начале 50-е годов Л. Фестингер предположил, что публичная конформность будет сопровождаться личным одобрением норм только в том случае, если субъект хочет остаться в группе. Причем угроза наказания вызовет лишь внешнее согласие с группой, не затрагивая подлинного изменения во взглядах.

Несколько позднее М. Дойч и Г. Джерард выделили две причины конформности (два типа влияния большинства). Первая – человек может стремиться присоединиться к группе, чтобы быть принятым. Вторая – человек может копировать действия других, если у него недостаточно информации и он не знает, как следует вести себя в данной ситуации. Они назвали эти причины соответственно нормативным и информационным влиянием.

Нормативное влияние группы (нормативный конформизм) подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Нормативное влияние обычно приводит к уступчивости. Нормативное влияние порождается заботой о социальном имидже.

Информационное влияние . При этом точка зрения, или образец, норма поведения других людей, оказывается как бы эталоном, в соответствии с которым человек строит свое отношение или поведение. (Ведь в социальной реальности нельзя определить, верно ли какое-то утверждение просто «подойдя и измерив» его, во многом человек вынужден ориентироваться на других). Например, в опытах Шерифа по наблюдению автокинетического эффекта, участники эксперимента не были уверены, что они правильно разглядели траекторию движения пятна света, поэтому изменяли свое мнение, соотнося его с мнением других участников. Оно вызывает у людей одобрительный конформизм. Информационное влияние порождается желанием быть точным.

В реальных условиях нормативное и информационное влияние часто встречаются одновременно.

Хотя эти Дойч и Джерад не обсуждали роль различных типов влияния применительно к проблеме публичного согласия и внутреннего одобрения, тем не менее, в литературе высказывается предположение, что информационное влияние с большей степенью вероятности будет вести к приватному изменению взглядов, чем нормативное влияние.

Дальнейшее развитие обсуждаемый вопрос получает в работе В. Э. Чудновского, выделяющего два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение.

Внешнее подчинение может быть двух видов:

Сознательное приспособление к мнению группы, сопровождающееся острым внутренним конфликтом.

Сознательное приспособление к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта.

Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Внутренне подчинение также может быть в двух формах:

Бездумное принятие неверного мнения группы на том основании, что «большинство всегда право».

Принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

При подчинении принятие влияния другого лица или группы носит чисто внешний характер, а сама продолжительность подобного поведения ограничивается ситуацией присутствия источника влияния. Человек соглашается с группой потому, что это выгодно ему, в действительности оставаясь при своем мнении.

В случае классической идентификации субъект идентификации стремится частично или полностью уподобиться агенту влияния в силу испытываемой к нему симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт.

При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров), причем, если сложившиеся отношения удовлетворяют человека, он будет вести себя так вне зависимости от того, наблюдает за ним партнер или нет, поскольку для его собственного самоуважения существенно оправдать ожидания другого.

Идентификация может частично напоминать подчинение, если имеет место принятие личностью навязываемого поведения, не вызывающего у нее чувство удовлетворения. Вместе с тем идентификация отличается от подчинения тем, что в этом случае, как считает автор, субъект большей частью верит в навязываемые ему мнения и формы поведения.

При интернализации воспринятое мнение интегрируется в ценностную систему личности.

Позже Г.Джерард, после его первоначальной попытки связать рассмотрение конформного поведения с процессом поиска информации в группе, создал информационную теорию конформности. Она позволяет рассматривать конформность в контексте процессов социального сравнения, трактуя ее как одно из проявлений тенденции сравнения.

Ряд попыток объяснения феномена конформного поведения встречается в рамках известных в социальной психологии теорий психологического обмена. Так, распространяя свое понимание обмена на феномены группового поведения, Дж. Хоманс утверждает, что личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение других членов группы. И если, по оценке личности, конформность не принесет ожидаемого одобрения со стороны окружающих, конформное поведение не будет иметь места. Поскольку, как полагает этот исследователь, люди находят, что конформность других и их собственная к релевантным групповым нормам является полезной, они вознаграждают ее соответствующим психологическим одобрением.

Сходная точка зрения была высказана Е. Холландером и Р. Уилли-сом, подчеркивающими инструментальную функцию конформности как специфического вознаграждения для других членов группы, облегчающего процесс взаимодействия и содействующего дальнейшему обмену вознаграждениями. Приверженцы обсуждаемого подхода считают его полезным теоретическим средством исследования проблемы конформного поведения, позволяющим рассматривать во взаимосвязи и динамике одновременно и источник влияния, и испытывающего влияние субъекта.

Факторы, оказывающие влияние на проявление конформизма:

(Майерс, Кричевский и Дубовская)


  1. Размер группы. Аш и Милграм в своих экспериментах определили, что влияние группы возрастало, когда ее численность увеличивалась до 5 человек, но после 5 конформность начинала спадать. Этот эффект можно объяснить следующим: социальное влияние возрастает с ростом степени близости членов группы. Когда в группе становится больше 5-6 человек, каждый из них уже не может общаться со всеми ее членами одновременно, он начинает уделять большее внимание только нескольким людям, группа как бы «распадается».
Если человек сравнивает свою точку зрения не просто с мнением людей из группы, а с мнением нескольких групп, возникает тот же эффект. Был проведен эксперимент, в котором человеку предлагалось принять решение, выслушав предварительно мнение четырех человек. При этом в первом случае говорилось, что эти люди принадлежат к одной группе из 4 человек, а во втором – что к двум группам по 2 участника. В итоге, во втором случае испытуемые чаще проявили конформизм.

  1. Единомыслие. Когда вся группа высказывала мнение, с которым участник эксперимента был не согласен, он проявлял конформизм в достаточно большом проценте случаев (В экспериментах Аша – 37%). Но если хотя бы еще один человек из группы выражал несогласие, испытуемый почти всегда присоединялся к своему «единомышленнику» и смело высказывался. В экспериментах Милграма, когда он просил повышать силу ударов током по «испытуемому», дающему неправильные ответы, 63% испытуемых продолжали это делать до наивысшей величины напряжения. Но в том случае, когда в эксперименте участвовали еще двое подсадных испытуемых, и они отказывались выполнять требования экспериментатора, 90% участников также отказались от дальнейшего участия в эксперименте. По данным М.Шоу, в случае появления в группе инакомыслящего, процент конформности падает с 33% до 5,5%.
Аш также провел исследование уменьшения конформизма, вызванное двумя типами отклонений от мнения большинства – социальной поддержки, когда давался ответ правильный, совпадавший с оценкой испытуемого, и участника, стоявшего на крайней позиции и дававшего ответы еще более неверные, чем единодушное большинство. В результате оказалось, что если речь идет о простых суждениях (как мнение о длине отрезков), то участник, стоящий на крайней позиции вызывает почти такое же уменьшение конформизма, как и социальная поддержка, но если речь идет о сложных мнениях, убеждениях, то крайняя степень разногласий намного менее эффективна, чем социальная поддержка.

Еще один факт – сопротивление давлению группы, вызванное социальной поддержкой, сохраняется иногда даже после того, как этот человек ушел. Это происходит, если выполняются два условия: во-первых, если после ухода партнера испытуемые продолжают обсуждать стимулы того же типа, и, во-вторых, если партнер никогда не отказывается от своей позиции инакомыслия.

Оказание социальной поддержки уменьшает информационное и нормативное влияние.


  1. Сплоченность. Чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над ее членами. Влиянию больше подвержены те члены группы, для которых значима принадлежность к ней. Таким членам не нравятся разногласия внутри группы, и, опасаясь быть отвергнутыми людьми, которые им нравятся, они предоставляют им определенную власть над собой.

  2. Структура коммуникативных сетей в группе. Были выявлены также позитивные зависимости между усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности, с одной стороны, и ростом конформного поведения, с другой.

  3. Гомогенность группы. Гомогенные, т.е. однородные по какому-либо признаку, группы отличаются большей конформностью, чем гетерогенные группы, причем влияние фактора гомогенности на усиление конформности связано с тем, насколько релевантен для последней признак, лежащий в основе гомогенности группы.

  4. Компетентность. Важным условием конформного поведения является, кроме того, оценка «наивным субъектом», олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности группового большинства. В частности, высокая степень уверенности «наивного субъекта» в собственной компетентности уменьшает его зависимость от мнения группового большинства. Однако эта зависимость будет возрастать, если компетентность группового большинства оценивается «наивным субъектом» высоко.

  5. Статус. Люди с высоким статусом обладают наибольшем влиянием. Человек может быть представлен как высокостатусный, либо он может создавать такое впечатление своим видом, например, представительной одеждой, манерой держаться. Важно не то, каков человек на самом деле, а то, какое мнение складывается о нем у испытуемых. Также нужно помнить, что человек оценивает статус другого относительно своей позиции. Так, например, сварщик в эксперименте Милграма безоговорочно подчинялся ему, а профессор богословия стал спорить с экспериментатором, так как чувствовал себя «на равных» с ним.

  6. Публичный ответ. Более высокий уровень конформизма люди демонстрируют тогда, когда они должны выступать перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в одиночестве.

  7. Отсутствие предварительных заявлений. Предварительное заявление уменьшает степень конформизма. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться, даже, если им дают возможность его изменить, после того, как оказалось, что все те, кто высказывался после них, выразили другую точку зрения. (Однако, возможна более поздняя переоценка взглядов, например, следующих участников спортивный судья начинает оценивать более строго). При этом, люди не просто хотят казаться надежными в глазах окружающих, но и сами становятся увереннее в своей позиции, как бы берут обязательства за свои слова (эффект изменения установки через поведение).

  8. Гендер. Эксперименты не выявляют особенных (женщины чуть более конформны, чем мужчины) различий между поведением мужчины и женщины. Существуют специфически женские темы (мода) и мужские (автомобили), и в этом отношении, если попросить группу высказать свое отношение к различным маркам машин, женщины будут проявлять большую комформность из-за неуверенности, плохой ознакомленности с темой обсуждения, и наоборот. В жизни мужчины чаще, чем женщины стремятся достичь положения с высоким статусом, поэтому мы часто видим, что мужчины оказывают влияние, а женщины поддаются ему.

  9. Культура. Европейская и Американская культура поощряет индивидуализм. Азиатские культуры и культуры стран третьего мира более склонны к коллективизму. Люди, выросшие в стране с коллективистской культурой более склонны к конформизму. Например, когда Джеймс Уиттейкер и Роберт Мид повторили опыты Аша в нескольких странах, в большинстве случаев они обнаружили совпадение уровней конформизма: 31% в Ливане, 32% в Гонконге, 34% в Бразилии, но 51% у племени банту в Зимбабве - у сообщества, где нонконформизм строго карается.

  10. Личностные черты. Существуют данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными особенностями, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность.

  11. Возраст. Согласно М. Шоу и Ф. Костанзо, между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12-13 годам, а затем постепенно снижается (они исследовали людей только от 7 до 21 года). Несколько иные данные получены А. П. Сопиковым (он работал с испытуемыми в возрасте 7-18 лет): в его экспериментах степень конформности с возрастом снижалась и наименьшие ее проявления приходились на 15-16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось. Приведенные различия, по-видимому, объясняются как спецификой использовавшихся экспериментальных процедур, так и социокультурными особенностями испытуемых (в бывшем СССР и США).

  12. Особенность деятельности испытуемых. А. П. Сопиковым была выявлена высокая степень конформности подростков-оркестрантов (в среднем по оркестрам она равнялась 67,5%), более чем вдвое превысившей конформность мальчиков того же возраста, не играющих в оркестре. В то же время победители физико-математических олимпиад имели довольно низкие показатели конформности (всего лишь 23%). В опытах А. В. Баранова, проведенных со студентами педагогического и технического вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментальных ситуациях более конформно, чем будущие инженеры.

Влияние меньшинства.

Исследования влияния меньшинства начались в последней четверти 20 века в школе Московичи. Он попытался посмотреть на поведение личности в группе не как на адаптивный процесс (что подразумевается в старых теориях), а как на двухстороннее влияние. Он ссылается на примеры из истории, когда лидеры-одиночки меняли общественный строй, историю, т.е. меньшинство изменяло большинство.

Классический эксперимент, доказывающие влияние меньшинства (другие эксперименты – в книге Кричевского и Дубовской):

С.Московичи и К.Фошо предъявляли группам испытуемых из шести человек тест цветового восприятия, будто бы с целью установить их перцептивную компетентность. Стимульным материалом служили слайды голубого цвета. Однако сообщники экспериментатора при каждом предъявлении постоянно называли зеленый цвет, оказывая тем самым влияние на большинство.

Полученные результаты состояли в следующем. Во-первых, «сообщники», т.е. меньшинство, действительно оказывали влияние на ответы «наивных» субъектов (8,42% выборов в экспериментальной группе относилось к зеленому цвету, тогда как в контрольной группе таких выборов оказалось лишь 0,25%). Во-вторых, менялся порог цветового различения. При предъявлении испытуемым последовательного ряда оттенков между чисто голубым и чисто зеленым цветом в экспериментальной группе зеленый цвет обнаруживался на более ранней стадии, чем в контрольной. Таким образом, влияние меньшинства выступило не только как одномоментно фиксируемый факт, но и характеризовалось определенной устойчивостью.

Если большинство обычно побуждает нас использовать эвристический анализ информации (например, «такие эксперты как они наверняка знают больше»), то меньшинство заставляет нас задуматься о своей позиции. Столкнувшись с разногласиями внутри своей собственной группы, люди ищут дополнительную информацию, обдумывают ее с новой точки зрения и зачастую принимают более удачное решение.

Московичи полагает, что следование меньшинства за большинством означает просто публичную уступку, а следование большинства за меньшинством отражает истинное одобрение.

Факторы влияния меньшинства (Майерс):


  1. Последовательность. Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Если в описанном выше эксперименте меньшинство колеблется, называя «голубыми» третью часть голубых полосок и «зелеными» - остальные, практически никто из большинства никогда не назовет их «зелеными».

  2. Уверенность в себе. Последовательность и настойчивость свидетельствуют об уверенности в себе. А кроме того, любой действие меньшинства, выражающее уверенность – такое, например, как намерение занять место во главе стола, - склонно порождать у большинства сомнения в себе. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию.

  3. Отступники со стороны большинства. Если в группе царит единомыслие, все свои сомнения члены группы подавляют, подвергают цензуре. Когда кто-то начинает высказывать мнение, противоречащее с позицией большинства, остальные люди уже не стесняются делиться собственными мыслями, и могут даже присоединиться к меньшинству. Как только в группе появляются перебежчики, зачастую за ними сразу тянутся все остальные, вызывая эффект снежной лавины.

Большинство и меньшинство.

Некоторые исследователи считают, что одни и те же социальные силы работают как на большинство, так и на меньшинство. Информационное и нормативное влияния порождают как групповую поляризацию, так и влияние меньшинства. И если последовательность, уверенность в себе и перебежчики из стана противника усиливают меньшинство, то эти же факторы будут усиливать и большинство. Социальное воздействие любой позиции - занятой большинством или же меньшинством - зависит от силы, непосредственности влияния и количества тех, кто ее поддерживает. Меньшинство менее влиятельно, чем большинство, просто потому, что его меньше.

Тем не менее:

Для меньшинства более характерно привлечение сторонников, действительно одобряющих его взгляды (т.е., меньшинство оказывает скорее информационное влияние, чем нормативное).

Чувство принадлежности к меньшинству порождает стресс, а к большинству – уверенность, спокойствие.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социальная психология»

по специальности: Маркетинг

по разделу учебного плана: Социальная психология

преподаватель - консультант: Коваленко А.Б.

Тема контрольной работы:

Нормативное поведение в группе

1. Групповые нормы и нормативное поведение.

2. Нормативное влияние группового большинства. Групповое давление. Комформизм и комформность.

3. Влияние меньшинства на группу.

4. Концепция референтных групп личности.

«Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек»

(С.Рубинштейн)

Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Характеристикой жизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.

Под нормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.

Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер. При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы - растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися», понижение их статуса внутри групповых связей.

Определить характеристику функционирования норм в малой группе можно по следующим признакам:

1) групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (организацией);

2) группа не устанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для группы;

3) нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и роли, возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;

4) нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;

5) нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы).

Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность ее существования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами. Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовывать свои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могут быть рассмотренными как отклонение от них.

Нормативное влияние это конкретизация более общей проблемы - влияния группы на поведение индивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительно самостоятельных вопросов:

· влияние нормы группового большинства,

· нормативного влияния группового меньшинства,

· последствия отступления индивида от групповых норм,

· референтных групп особенности.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти «свое место в группе или в рядах «законопослушных», или в рядах «местных бунтарей».

Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положил американский психолог С.Аш.

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:

1) выражение отсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленность;

2) проявление одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностными ориентацией большинства окружающих;

3) результат давления групповых норм на индивида, в результате чего он начинает думать, действовать как остальные члены группы.

Конформизм повседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения.

Ситуационное поведение индивида в условиях конкретного группового давления называют конформное поведением.

Степень конформности человека обусловлена и зависит

во-первых, от значимости для него высказываемого мнения - чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности.

В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия.

В-четвертых, степень конформности определяется возрастом и полом человека - женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые.

Исследования показали, что комфортность - явление неоднозначное, в первую очередь потому, что уступчивость индивида не всегда свидетельствует о действительных переменах в его восприятии. Различают два варианта поведения индивида: - рационалистический, когда мнение изменяется в результате убеждения индивида в чем-то; мотивированный - если он демонстрирует изменения.

Конформное поведение человека можно рассматривать как негативное по своей сути, означающее рабское, бездумное следование групповому давлению, и как сознательное приспособленчество индивида к социальной группе. Зарубежные исследователи Л.Фестингер, М.Дойч, и Г.Жерард выделяют два типа конформного поведения:

· внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида: 1) подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом; 2) приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта;

· внутреннее подчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения: 1) бездумное принятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»; 2) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

Таким образом, конформность к групповым нормам в одних ситуациях позитивный фактор, а в других - негативный. Следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда просто необходимо для эффективных групповых действий. Другое дело, когда согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личной выгоды и превращается в приспособленчество.

Конформность - очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержанию группового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно он может быть и препятствием развития личности и социальных групп.

Чтобы определить как влияет мнение меньшинства на группу, проведено много опытов. Некоторое время преобладало мнение, что индивид в основном поддается давлению группы. Но некоторые опыты показали, что исследуемые, имеющие высокий статус, мало меняют свое мнение, и групповая норма отклоняется в их сторону. Если исследуемые в конфликтной ситуации находят социальную поддержку, их настойчивость и уверенность в отстаивании своих идей увеличивается. Важно, чтобы индивид, отстаивая свою точку зрения знал, что он не один.

Вопреки функционалистической модели группового влияния, интерационистическая модель строиться с учетом того, что в группе под влиянием внешних социальных перемен соотношение сил постоянно меняется, и меньшинство может выступить в группе проводником этих внешних социальных влияний. В связи с этим выравнивается ассиметричность отношений «меньшинство - большинство».

Термин меньшинство в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это та часть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но если численное меньшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможет стать большинством. Для влияния на группу, меньшинство должно руководствоваться следующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членов меньшинства в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени. Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, поскольку сам факт стойкости опозиции подрывает согласие в группе. Меньшинство во-первых, предлагает норму, противоположную норме большинства; во- вторых, она наочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.

Чтобы ответить на вопрос какой тактики должно придерживаться меньшинство и сохранить свое влияние, Г.Мюньи провел эксперимент, общая идея которого состоит в следующем: когда речь идет о ценностной ориентации, группа делиться на большое количество подгрупп со своими разнообразными позициями. Участники подгрупп ориентируются не только на эту группу, а и на другие группы, к которым они относятся (социальные, профессиональные).

Для достижения компромисса в группе определенное значение имеет стиль поведения ее членов, разделяющийся на регидный и гибкий стиль. Регидный - это бескомпромисный и категорический, схематический и суровый по высказываниям. Такой стиль может привести к ухудшению позиции меньшинства. Гибкий - мягкий в формулировках, в нем проявляется уважение к мнению других, готовность к компромиссам и он является более эффективным. При избрании стиля необходимо принимать во внимание конкретную ситуацию и задачи, которые необходимо решить. Таким образом меньшинство, используя различные методы, может значительно увеличить свою роль в группе и приблизиться к поставленной цели.

Процессы влияния большинства и меньшинства отличаются формой своего проявления. Большинство проявляет сильное влияние на принятие решения его позиций индивидом, но при этом круг возможный альтернатив для него ограничивается предлагаемых большинством. В этой ситуации индивид не ищет других решений, возможно более правильных. Влияние меньшинства происходит менее сильно, но при этом стимулируется поиск различных точек зрения, дающих возможность к проявлению разнообразных оригинальных решений и повышает их эффективность. Влияние меньшинства вызывает большую концентрацию, познавательную активность членов группы. При влиянии меньшинства во время расхождения взглядов, возникающая стрессовая ситуация сглаживается за счет поисков оптимального решения.

Важным условием влияния меньшинства является последовательность его поведения, уверенность в правильности своей позиции, логической аргументации. Восприятие и принятие точки зрения меньшинства происходит значительно медленнее и трудней, чем у большинства. В наше время переход от большинства к меньшинству и наоборот, происходит очень быстро, поэтому анализ влияния меньшинства и большинства более полно открывает особенности группового динамизма.

В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в группе, выделяются референтные группы и группы членства. Для каждого индивида группа может рассматриваться с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности. Референтная группа - это группа, на которую ориентируется человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет. Иногда референтная группа определяется как группа, в которой человек стремиться быть или сохранить членство. Референтная группа оказывает существенное влияние на формирование личности, ее поведение в группе. Это объясняется тем, что принятые в группе стандарты поведения, установки, ценности выступают для индивида в качестве неких образцов, на которые он опирается в своих решениях и оценках. Референтная группа для индивида может быть положительной, если она побуждает быть принятым в нее, или хотя бы добиться отношения к себе, как члену группы. Негативная референтная группа - это группа, которая побуждает индивида выступать против нее, или с которой он не хочет иметь отношений как член группы. Нормативная референтная группа является источником норм поведения, установок ценностных ориентаций для индивида. Часто встречаются случаи, когда человек выбирает за нормативную не реальную группу, где он учиться и работает, а воображаемую группу, стающую для него референтной. Существует несколько факторов, определяющих эту ситуацию:

1. Если группа не обеспечивает достаточно авторитета своим членам, они будут выбирать внешнюю группы, имеющую больший авторитет, чем собственная.

2. Чем больше изолирована личность в своей группе, чем ниже ее статус, тем вероятней ее выбор как референтной группы, где она ожидает иметь сравнительно высший статус.

3. Чем больше возможности имеет индивид, чтобы изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем больше вероятность выбора группы с высшим статусом.

Необходимость исследования референтных групп определяется следующими факторами:

· Референтные группы - это всегда система эталонов для выбора и оценки индивидом своих поступков и поведения других людей или событий.

· Группа становится референтной, если индивиду близки ее ценности, цели, нормы и он стремится придерживаться ее требований.

· С помощью референтных групп личность интерпретирует социальные нормы, устанавливая для себя границы допустимого, желаемого или недопустимого.

· Ожидание членов рефкрентной группы для человека является критерием оценки своих поступков, побуждает его к самоутверждению, самообразованию.

· Референтные группы влияют на характер отношений индивида с социальным окружением, побуждая выбор желаемого круга общения.

· С помощью референтных групп формируется определенный тип поведения личности, осуществляется социальный контроль за его поведением, поэтому в целом референтные группы - необходимый фактор социализации личности.

«Человек в группе не является самим собой: он - одна из клеточек организма, столь же отличающаяся от него, как клаточка вашего тела отличается от вас» (Д.Стейнбек, американский писатель)


Литература:

Н.М.Ануфриева, Т.Н.Зелинская, Н.Е.Зелинский Социальная психология -К.: МАУП, 1997

М.Н.Корнев, А.Б.Коваленко. Социальная психология - К. 1995

А.А.Малышев. Психология личности и малой группы. -Ужгород, Инпроф, 1997.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социальная психология» по специальности: Маркетинг по разделу учебного плана: Социальная психология преподаватель - консуль

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социальная психология»

по специальности: Маркетинг

по разделу учебного плана: Социальная психология

преподаватель - консультант: Коваленко А.Б.

Тема контрольной работы:

Нормативное поведение в группе

1. Групповые нормы и нормативное поведение.

2. Нормативное влияние группового большинства. Групповое давление. Комформизм и комформность.

3. Влияние меньшинства на группу.

4. Концепция референтных групп личности.

«Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек»

(С.Рубинштейн)

Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Характеристикой жизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.

Под нормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.

Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер. При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы - растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися», понижение их статуса внутри групповых связей.

Определить характеристику функционирования норм в малой группе можно по следующим признакам:

1) групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (организацией);

2) группа не устанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для группы;

3) нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и роли, возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;

4) нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;

5) нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы).

Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность ее существования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами. Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовывать свои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могут быть рассмотренными как отклонение от них.

Нормативное влияние это конкретизация более общей проблемы - влияния группы на поведение индивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительно самостоятельных вопросов:

· влияние нормы группового большинства,

· нормативного влияния группового меньшинства,

· последствия отступления индивида от групповых норм,

· референтных групп особенности.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти «свое место в группе или в рядах «законопослушных», или в рядах «местных бунтарей».

Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положил американский психолог С.Аш.

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:

1) выражение отсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленность;

2) проявление одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностными ориентацией большинства окружающих;

3) результат давления групповых норм на индивида, в результате чего он начинает думать, действовать как остальные члены группы.

Конформизм повседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения.

Ситуационное поведение индивида в условиях конкретного группового давления называют конформное поведением.

Степень конформности человека обусловлена и зависит

во-первых, от значимости для него высказываемого мнения - чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности.

В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия.

В-четвертых, степень конформности определяется возрастом и полом человека - женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые.

Исследования показали, что комфортность - явление неоднозначное, в первую очередь потому, что уступчивость индивида не всегда свидетельствует о действительных переменах в его восприятии. Различают два варианта поведения индивида: - рационалистический, когда мнение изменяется в результате убеждения индивида в чем-то; мотивированный - если он демонстрирует изменения.

Конформное поведение человека можно рассматривать как негативное по своей сути, означающее рабское, бездумное следование групповому давлению, и как сознательное приспособленчество индивида к социальной группе. Зарубежные исследователи Л.Фестингер, М.Дойч, и Г.Жерард выделяют два типа конформного поведения:

· внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида: 1) подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом; 2) приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта;

· внутреннее подчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения: 1) бездумное принятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»; 2) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

Таким образом, конформность к групповым нормам в одних ситуациях позитивный фактор, а в других - негативный. Следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда просто необходимо для эффективных групповых действий. Другое дело, когда согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личной выгоды и превращается в приспособленчество.

Конформность - очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержанию группового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно он может быть и препятствием развития личности и социальных групп.

Чтобы определить как влияет мнение меньшинства на группу, проведено много опытов. Некоторое время преобладало мнение, что индивид в основном поддается давлению группы. Но некоторые опыты показали, что исследуемые, имеющие высокий статус, мало меняют свое мнение, и групповая норма отклоняется в их сторону. Если исследуемые в конфликтной ситуации находят социальную поддержку, их настойчивость и уверенность в отстаивании своих идей увеличивается. Важно, чтобы индивид, отстаивая свою точку зрения знал, что он не один.

Вопреки функционалистической модели группового влияния, интерационистическая модель строиться с учетом того, что в группе под влиянием внешних социальных перемен соотношение сил постоянно меняется, и меньшинство может выступить в группе проводником этих внешних социальных влияний. В связи с этим выравнивается ассиметричность отношений «меньшинство - большинство».

Термин меньшинство в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это та часть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но если численное меньшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможет стать большинством. Для влияния на группу, меньшинство должно руководствоваться следующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членов меньшинства в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени. Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, поскольку сам факт стойкости опозиции подрывает согласие в группе. Меньшинство во-первых, предлагает норму, противоположную норме большинства; во- вторых, она наочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.

Чтобы ответить на вопрос какой тактики должно придерживаться меньшинство и сохранить свое влияние, Г.Мюньи провел эксперимент, общая идея которого состоит в следующем: когда речь идет о ценностной ориентации, группа делиться на большое количество подгрупп со своими разнообразными позициями. Участники подгрупп ориентируются не только на эту группу, а и на другие группы, к которым они относятся (социальные, профессиональные).

Для достижения компромисса в группе определенное значение имеет стиль поведения ее членов, разделяющийся на регидный и гибкий стиль. Регидный - это бескомпромисный и категорический, схематический и суровый по высказываниям. Такой стиль может привести к ухудшению позиции меньшинства. Гибкий - мягкий в формулировках, в нем проявляется уважение к мнению других, готовность к компромиссам и он является более эффективным. При избрании стиля необходимо принимать во внимание конкретную ситуацию и задачи, которые необходимо решить. Таким образом меньшинство, используя различные методы, может значительно увеличить свою роль в группе и приблизиться к поставленной цели.

Процессы влияния большинства и меньшинства отличаются формой своего проявления. Большинство проявляет сильное влияние на принятие решения его позиций индивидом, но при этом круг возможный альтернатив для него ограничивается предлагаемых большинством. В этой ситуации индивид не ищет других решений, возможно более правильных. Влияние меньшинства происходит менее сильно, но при этом стимулируется поиск различных точек зрения, дающих возможность к проявлению разнообразных оригинальных решений и повышает их эффективность. Влияние меньшинства вызывает большую концентрацию, познавательную активность членов группы. При влиянии меньшинства во время расхождения взглядов, возникающая стрессовая ситуация сглаживается за счет поисков оптимального решения.

Важным условием влияния меньшинства является последовательность его поведения, уверенность в правильности своей позиции, логической аргументации. Восприятие и принятие точки зрения меньшинства происходит значительно медленнее и трудней, чем у большинства. В наше время переход от большинства к меньшинству и наоборот, происходит очень быстро, поэтому анализ влияния меньшинства и большинства более полно открывает особенности группового динамизма.

В зависимости от значимости для человека норм и правил, принятых в группе, выделяются референтные группы и группы членства. Для каждого индивида группа может рассматриваться с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности. Референтная группа - это группа, на которую ориентируется человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет. Иногда референтная группа определяется как группа, в которой человек стремиться быть или сохранить членство. Референтная группа оказывает существенное влияние на формирование личности, ее поведение в группе. Это объясняется тем, что принятые в группе стандарты поведения, установки, ценности выступают для индивида в качестве неких образцов, на которые он опирается в своих решениях и оценках. Референтная группа для индивида может быть положительной, если она побуждает быть принятым в нее, или хотя бы добиться отношения к себе, как члену группы. Негативная референтная группа - это группа, которая побуждает индивида выступать против нее, или с которой он не хочет иметь отношений как член группы. Нормативная референтная группа является источником норм поведения, установок ценностных ориентаций для индивида. Часто встречаются случаи, когда человек выбирает за нормативную не реальную группу, где он учиться и работает, а воображаемую группу, стающую для него референтной. Существует несколько факторов, определяющих эту ситуацию:

1. Если группа не обеспечивает достаточно авторитета своим членам, они будут выбирать внешнюю группы, имеющую больший авторитет, чем собственная.

2. Чем больше изолирована личность в своей группе, чем ниже ее статус, тем вероятней ее выбор как референтной группы, где она ожидает иметь сравнительно высший статус.

3. Чем больше возможности имеет индивид, чтобы изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем больше вероятность выбора группы с высшим статусом.

Необходимость исследования референтных групп определяется следующими факторами:

· Референтные группы - это всегда система эталонов для выбора и оценки индивидом своих поступков и поведения других людей или событий.

· Группа становится референтной, если индивиду близки ее ценности, цели, нормы и он стремится придерживаться ее требований.

· С помощью референтных групп личность интерпретирует социальные нормы, устанавливая для себя границы допустимого, желаемого или недопустимого.

· Ожидание членов рефкрентной группы для человека является критерием оценки своих поступков, побуждает его к самоутверждению, самообразованию.

· Референтные группы влияют на характер отношений индивида с социальным окружением, побуждая выбор желаемого круга общения.

· С помощью референтных групп формируется определенный тип поведения личности, осуществляется социальный контроль за его поведением, поэтому в целом референтные группы - необходимый фактор социализации личности.

«Человек в группе не является самим собой: он - одна из клеточек организма, столь же отличающаяся от него, как клаточка вашего тела отличается от вас» (Д.Стейнбек, американский писатель)

Литература:

Н.М.Ануфриева, Т.Н.Зелинская, Н.Е.Зелинский Социальная психология -К.: МАУП, 1997

М.Н.Корнев, А.Б.Коваленко. Социальная психология - К. 1995

А.А.Малышев. Психология личности и малой группы. -Ужгород, Инпроф, 1997.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности – от медицины и психологии до философии и социологии. В клинической психологии был совершен ряд попыток вывести критерии психической нормы. В их число включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

Каждый человек с момента рождения получает свое общество в "готовом" виде, как некую объективную реальность. Вырастая биологически, субъект изменяется и социально, при этом он сталкивается с определенными условиями, рекомендациями, разрешениями, требованиями, запретами и ограничениями – всем тем, что принято называть социальными нормами.

Социальные нормы официальные и неофициальные кодексы, предписания, правила и уставы, традиции, стереотипы, стандарты.

Отечественный социальный психолог М. И. Бобнева отмечает, что все групповые нормы представляют собой "установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения", т.е. являются социальными нормами. Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.

Η. Н. Обозов отмечает, что нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы формируются в результате выработки определенного отношения к социальным явлениям, обусловленного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Важная проблема исследований "нормы" в социальной психологии – это изучение меры принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества "адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества".

Назначение социальных норм состоит в том, чтобы регламентировать поведение и действия людей, задавать цели, условия и способы выполнения различных действий, а также быть критерием оценки поведения индивида. Социальные нормы дают человеку представление о том, что считается правильным, обязательным, желаемым, одобряемым, ожидаемым, отклоняемым в деятельности и поведении индивидов.

Можно выделить следующие признаки социальной нормы:

  • – по своей природе она является образцом, стандартом поведения, созданными самим обществом людьми в процессе их взаимоотношений;
  • – считается мерой позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса;
  • – носит обязательный характер;
  • – представляет собой только такое правило, которое может применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях;
  • – обусловлена уровнем развития общества и пр.

Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития. Нормальным признается такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо допустимым для данного процесса. Социальная норма регулирует общественные отношения путем разрешения или запрещения действовать определенным образом в конкретной ситуации.

В зависимости от сфер жизнедеятельности индивида выделяют следующие основные социальные нормы:

  • организационно-административные нормы определяют структуру различных официальных обществ, организаций, учреждений, порядок и регламент их работы, обязанности исполнителей и должностных лиц, правила взаимодействия с внешними организациями;
  • экономические нормы устанавливают формы собственности и порядок их использования, систему оплаты труда, систему использования финансовых средств при обеспечении производственного процесса;
  • правовые нормы фиксируют полномочия и ответственность граждан и должностных лиц в качестве субъектов юридических отношений, субъектов права;
  • технологические нормы определяют порядок организации производства и реализации промышленной продукции, устанавливают требования и правила обращения работников с орудиями труда, различными техническими средствами в целях обеспечения безопасности производителей и потребителей произведенной продукции, а также защиты природы (среды обитания);
  • моральные нормы выражают общественные и групповые требования и предписания к поведению человека, его взаимоотношениям с другими людьми. Они выступают в виде внешнего (обычаи, традиции, кодексы, общественное мнение) и внутреннего (принципы, кредо) регуляторов, когда та или иная норма становится органической принадлежностью нравственного сознания индивида.

Существуют нормы, сложившиеся в определенной общественной группе, которые закрепляются, превращаются в обычай и добровольно принимаются в качестве регуляторов поведения членами соответствующих объединений.

В зависимости от степени жесткости предписывающего влияния социальные нормы подразделяются наследующие виды:

  • нормы-рамки жестко регламентируют поведение и взаимоотношения субъектов в их настоящем;
  • нормы-идеалы проектируют наиболее оптимальные модели поведения индивидов на будущее;
  • нормы-дозволения указывают на нормы, которые желательны для поведения в данной группе;
  • нормы-запреты указывают на действия, которые запрещены для применения.

Социальные нормы нуждаются в психологическом освоении их индивидом, превращении из внешних регуляторов поведения во внутренние. При этом важна направленность мотивации индивида на выполнение социальной нормы – позитивная, нейтральная или негативная. Позитивная направленность на освоение и выполнение социальной нормы способствует успешной реализации человека в данном социуме. Нейтральная направленность будет сказываться на взаимодействии с членами социальной группы, человек как бы остается "в стороне", но при этом не противопоставляет себя группе. Негативная направленность на освоение и выполнение социальной нормы может выражаться в асоциальном поведении, вызывать осуждение со стороны группы, неприязненные межличностные отношения, приводящие к изоляции от других членов общества (ссылка, тюремное заключение и пр.).

Социализация осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти тогда, когда определенная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира личности. В освоении социальной нормы для человека важны социально-психологические факторы, например такой фактор: насколько данную норму признают и реализуют окружающие его люди, особенно семья, родственники, друзья, товарищи по учебе, коллеги по работе.

Можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы:

  • – внутреннее убеждение личности в необходимости соблюдения нормы;
  • – самовоспитание, самосовершенствование и самостимулирование, самоактуализация и личностный рост;
  • – осознание общественной значимости соблюдения нормы и сознательное подчинение своих моделей поведения ее требованиям;
  • – выработанная привычка, стереотип поведения в силу осознания важности нормы или боязни санкций за ее невыполнение;
  • – соблюдение групповых требований и интересов;
  • – подражание авторитетам и другие.

Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них:

  • – негативное отношение индивида к "создателю" нормы;
  • – неприязненные межличностные отношения с субъектом, во взаимодействии с которым должна быть реализована норма;
  • – противоречия и расхождения в понимании нормы;
  • – "двойная мораль", ханжество и лицемерие в моделях поведения людей, провозглашающих нормы;
  • – противоречия личных и групповых интересов и др.

Реальное отношение индивида к конкретным социальным

нормам зависит от его социального статуса и выполняемых им социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и ценностями, которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого – право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого. Например, руководитель при принятии решения имеет право-возможность посоветоваться со своими подчиненными, подчиненный же, прежде чем принять решение, касающееся производственных вопросов, должен согласовать его с руководством. Следовательно, для него эго будет право-обязанность.

Социальная норма – первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.

Нормативно-регулятивная система общества совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.

Нормативно-регулятивная система общества – искусственная система, возникающая как результат деятельности человека. Одним из назначений такой системы является поддержание определенного социального порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться.

Нормативно-регулятивная система характеризуется относительной устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью свойств структурированной, урегулированной среды – социальных связей. Наиболее надежным способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введение отрицательной обратной связи. Поэтому правила социального поведения предусматривают наличие санкции – наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. В случае несоблюдения норм мы наблюдаем девиантное или асоциальное поведение.