Образование 1920 1930. Образование в ссср

Молодое советское государство с момента своего образования в 1922 г. приступило к модернизации всех сфер общественно-политической жизни. Система образования также стала предметом активного реформирования. Параллельно экспериментам, направленным на построение системы высшей школы, в Советском Союзе шел процесс реорганизации гуманитарного сектора образования. В наибольшей степени в 1920-1930-е гг. были модифицированы такие предметы как философия и история. Это отчетливо просматривается на примере гуманитарного сектора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) и Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ). Вследствие государственной образовательной политики традиционная научная историческая школа в МГУ к началу 1930-х гг. была практически полностью разрушена.

В наибольшей степени на историческое образование в МГУ воздействовали два фактора: кризис университетской системы образования и поиск новых форм гуманитарного знания. К началу 1930 г. руководством страны был поднят вопрос о целесообразности функционирования такого элемента системы высшего образования, как университет. Все ВУЗы были переданы в ведение отраслевых хозяйственных объединений и соответствующих народных комиссариатов1 . В 1931 г. единственный гуманитарный историкофилософский факультет МГУ был преобразован в Историко-философский институт и передан в ведение НКП РСФСР.

Начиная с 1920-х гг. в СССР проводилась образовательная политика, в основе которой лежал тезис о необходимости демократизации и пролетаризации высшей школы. В результате к 1930 г. контингент абитуриентов состоял в основном из граждан, проходивших обучение в период создания единой трудовой школы. Таким образом, формирование советского специалиста-историка проходило под влиянием схоластических схем, сложившихся под воздействием новой . Весной 1930 г. был введен «активный бригадно-лабораторный метод занятий», который практически вытеснил лекционные курсы, читаемые крупными учеными.

Наблюдалось смещение в сторону практической подготовки студентов. В эпоху провозглашения отработки практических навыков в качестве приоритетного направления образовательной политики заведующие производственной практикой становились в один ряд с руководителями учебных заведений. Например, согласно списку сотрудников МИФЛИ на 8 мая 1932 г., оклад заведующего производственной практикой составлял 225 рублей, когда, к примеру, директор (ректор) получал 300 рублей, а заведующие отделениями (деканы) по 150 рублей. Для студентов-гуманитариев отмена лекций фактически означала переход на полное самообразование. Новый этап реструктуризации гуманитарного образования пришелся на 1934 г. В рамках реформы высших учебных заведений страны все отделения были ликвидированы, а вместо них восстанавливалась прежняя факультетская система. Бригадно-лабораторный метод был отменен.

На факультеты вернулись обязательные лекции. К этому времени резко изменилась государственная политика по отношению к истории и философии, которая отчасти была связана с укреплением личной диктатуры И. В. Сталина. В этот период создается мощная система идеологического контроля и управления гуманитарными науками. Первым этапом была «чистка» в Академии наук, вследствие которой удалось убрать из науки лиц, настроенных наиболее оппозиционно. За 1934-1941 гг. в МИФЛИ были подвергнуты арестам или попали под следствие многие видные деятели советской исторической науки.

Далее последовало письмо И. В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма», опубликованное в октябре 1931 г. в журнале «Пролетарская революция», после которого была принята целая системы мер, изменившая преподавание, изучение и пропаганду истории в СССР. Резко активизировалась работа Главлита. В нескольких крупнейших библиотеках были созданы отделы специального хранения, куда поступала запрещенная и зарубежная литература. Право работать в этих отделах получил только узкий круг специалистов согласно письмам от организаций и учреждений. Архивы страны были переданы в подчинение НКВД. Все материалы, связанные с советским временем, не говоря уже о партийной документации, получили гриф «секретно». Таким образом, историков отстранили от многих архивных источников.

В мае 1934 г. по решению Политбюро была создана специальная комиссия под предводительством А. А. Жданова, а в конце 1938 г. миллионным тиражом был издан «Краткий курс истории ВКП(б)». Кроме перестройки образовательных стандартов гуманитарных дисциплин в «новой стране» была попытка перекроить сознание людей, которые должны были преподавать данные предметы. Вследствие чего к 1930 г. назрел вопрос отсутствия научных и педагогических кадров. Эмиграция ученых 1920-х гг., репрессии и реформа образования замедлили естественный процесс «взращивания» новых кадров, лояльных советскому политическому режиму. Вопросы научной работы и присуждения научных степеней и званий к 1930 г. регламентировались несколькими законодательными актами, нормы которых носили рекомендательный характер.

Основным документом, на основе которого велась подготовка научных кадров, был раздел 5 постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», изданного в сентябре 1932 г. В постановлении оговаривалось, что вся работа аспирантуры должна быть сосредоточена в наиболее мощных ВТУЗах и ВУЗах. Это привело к тому, что в МИФЛИ в начале 1930-х гг. хлынул поток молодых ученых со всей территории РСФСР.

Как институт системы образования, аспирантура в СССР начала функционировать с 1925 г., но в целом была сформирована только к 1939 г. после принятия «Положения об аспирантуре» . Документ являлся своеобразным государственным стандартом присуждения степени кандидата наук. В том же году было опубликовано постановление правительства «О заочной аспирантуре»6 . Таким образом, государство регламентировало единый порядок обучения в аспирантуре. Реформирование и идеологизацию гуманитарного образования в 1930-е гг. нельзя оценивать как процесс исключительно негативный.

Достижениями модернизации гуманитарных дисциплин в этот период, на наш взгляд, можно считать создание единой структуры начальной и средней школы, возвращение ученых степеней и выпускных экзаменов, разработку программ аспирантуры, поощрение отличников. С 1934 г. руководство страны планирует подготовку идеологов для советского государства. На тот момент лучшей учебной базой для этой цели была специальность «историк». После выхода Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР»7 в МГУ был восстановлен исторический факультет. Наряду с этим, МИФЛИ оставался самым сильным гуманитарным высшим учебным заведением Москвы, в котором работали выдающиеся деятели советской науки.

Меркулова Анастасия Михайловна, к. и. н. (МГУ имени М. В. Ломоносова)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МУНИЦИНАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Кабинет истории и обществознания

РЕФЕРАТ

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СССР 1920- 1930-х ГОДОВ

Исполнитель: Величко Валентина Алексеевна

Руководитель: Резника Татьяна Ивановна

п. Новосуховый - 2014

Введение

1.Наука в СССР в 1920-1930-х годах

2.Образование в СССР

2.1 В 1920-х годах

2.2 В 1930-х годах

Заключение

Литература

Введение

В истории советской науки 1920 - 1930 гг. является важным рубежом. В это время отечественная историография претерпела радикальные изменения, надолго определившие дальнейший путь ее развития. В годы, непосредственно предшествующие реформе в области исторического образования и науки, то есть на рубеже 1920-1930-х гг., руководством Наркомпроса, опирающимся на сформированные в послереволюционные годы кадры марксистских историков, были подведены итоги развития науки переходного периода. К концу 1920-х гг. марксистская идеология стала господствующей в отечественной исторической науке и жизни общества.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. В СССР происходит укрепление народного хозяйства, разрушенного в ходе первой мировой войны, революции, гражданской войны и интервенции, и начался процесс индустриализации и коллективизации. За годы советской власти существенно возрос общеобразовательный уровень населения страны. Эти изменения неизбежно вызывали новые потребности общества в общественных науках.

Теория и практика новой школы в Советской России начинали строиться на началах демократизма. Основные программные документы отмечают, что для достижения желаемого прогресса недостаточно разрушить классовые привилегии. Главное - перестроить всю систему образования «в духе школы подлинно народной», чтобы она соответствовала нуждам народа. Труд должен стать смыслом и целью обучения. Учить прежде всего тому, что больше всего понадобится в жизни.

культурный наука образование ссср

1. Наука в СССР

Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. Наиболее были развиты технические науки и естественнонаучные дисциплины, имелись значительные достижения и в гуманитарных науках. Научные сотрудники работали как в Академии наук СССР, так и в отраслевых и республиканских академиях в различных предприятиях Министерств. Благодаря высоко развитой науке, на достаточно высоком уровне находились образование и здравоохранение, впервые в мире построенное на научных основах, неоднократно продемонстрировавшее свою эффективность и по многим параметрам считавшееся едва ли не лучшим в мире.

Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования: В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.

Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики. Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами. 101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За это летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.

С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.

В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше 12 тыс. км за 63,5 часа.

Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Была создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А. Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия, знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января 1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22 км. Полет закончился трагически - гибелью экипажа.

Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.

Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано производство искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно развивалась новая наука - биохимия. Открытия в области астрономии сделал армянский ученый В.А. Амбарцумян.

Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика (С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука (И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский, Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам. Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа генетики.

2. Образование в СССР

2.1 В 1920-е годы

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых представленной «лик пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов.

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920_х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы).

К 1927/28 учебному году количество учащихся в СССР увеличилось до:

В средних и начальных школах всех видов 11 589 тыс. учеников.

В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось -- 189 тыс.

В высших учебных заведениях -- 169 тыс. студентов.

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в том числе 438 НИИ и их филиалов).

В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей. При этом обеспечивался дифференцированный подход к определению сети и типов школ, в зависимости от экономических, этнографических и географических условий тех или иных территорий. Для детей кочевых народов, для детей животноводов горных районов Кавказа организовывались школы с интернатами при них или велось обучение детей в районах кочевий. В городах создавались школы-коммуны с интернатами.

2.2 В 1930-е годы

По указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук. В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.

В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве.

В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы.

В 1934 на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933--1937 гг.) в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки. В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн против 24,2 млн человек в 1932 г., или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 г. 5,2 млн человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тыс. против 15 тыс. в 1932 г.

В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз.

К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4 %, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн неграмотных и около 40 млн малограмотных людей разных возрастов. Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939--1940 гг. составляла треть от общего числа призванных.

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

· 1930 год -- постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8--10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках -- всеобщее обязательное 7-летнее обучение);

· 1931 год -- постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;

· 1932 год -- постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;

· 1933 год -- постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;

· 1934 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));

· 1935 год -- постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе»;

· 1936 год -- постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;

· 1936 год -- постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная практика);

· 1938 год -- постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».

Заключение

Преобразования, проводившиеся в стране, не могли не коснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил название культурной революции, которая начала осуществляться с первых лет Советской власти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народного хозяйства.

Преобразования в духовно-культурной сфере и построение нового социалистического быта развертывались по следующим направлениям: - ликвидация неграмотности и введение всеобщего обучения; - подготовка специалистов для народного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; - развитие науки как фундаментальной, так и прикладной; - создание творческих союзов и развитие художественной культуры; - становление многонациональной культуры; - идеологическая работа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое строительство.

Осуществление преобразований в культурно-духовной сфере осуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мере сказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых, сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии, великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазной культуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительной части научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускоренной подготовки технических кадров для промышленности.

Литература

1. http://ru.wikipedia.org/

2. http://newsruss.ru/doc/index.php

3. http://www.rusnauka.com/NNM_2006/Istoria/17333.doc.htm

4. http://uchebniki.ws/186404046147/istoriya/kultura_sovetskogo_obschestva_kontse_1920-h_1930-e

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие тоталитарного режима и его признаки. Особенности его становления в Советском Союзе. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е годы. Формирование авторитарного режима. Борьба за власть в партии. Репрессии 1930-х гг. История ГУЛага.

    реферат , добавлен 25.03.2015

    Советское общество в 1920-1930-е годы. Аграрная политика после окончания войны, ее роль в развитии всего общества. Кризис сельского хозяйства. Период восстановления народного хозяйства. Политика индустриализации, коллективизация сельского хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Основные направления и методы охраны культурных памятников в советской России в 1920-1930-е годы. Анализ политики государства в отношении церкви и культурных религиозных памятников, культурно-просветительская и законотворческая деятельность Луначарского.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2012

    Объективные, субъективные предпосылки изменений духовной жизни общества. Содержание и цели культурной революции. Развитие отечественной науки: традиции и новые подходы. Перестройка системы образования, литературы и искусства. Итоги культурной революции.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

    Ликвидация безграмотности в России в 1920-1930 гг. Создание государственной единой системы народного образования. Формирование художественного метода "социалистический реализм", принципы которого были сформулированы в "Уставе Союза писателей СССР".

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Социально-экономические и политические изменения в России в 1920-1930 гг. Предпосылки формирования тоталитарной системы. Борьба за власть, возвышение И.В. Сталина. Смысл и цели массовых репрессий и террора 1928-1941 гг. Воздействие цензуры; система ГУЛАГ.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    События отечественной истории середины XIV века. Иван Грозный и укрепление централизованного государства. Реформы и опричнина. Достижения и противоречия в культурной жизни страны в 1920-1930-е годы. Различия в творческих позициях деятелей культуры.

    контрольная работа , добавлен 16.06.2010

    Изучение основных предпосылок образования СССР: идеологические, национальные, политические, экономические и культурные. Принципы и этапы образования СССР. Особенности Конституции СССР 1924 г. Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

    реферат , добавлен 16.12.2010

    Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года. Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси. Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг. Разнообразные феномены социальной жизни общества.

    реферат , добавлен 15.03.2014

    Особенности социального устройства в Сибири в конце XIX - начале ХХ веков. Понятие "малый город" и Сибирский округ в 1920-1930-е гг. Исследование особенностей малых городов Сибири в 1920-1930–е годы: Бердск, Татарск, Куйбышев, Карасук и Барабинск.

Ликвидация неграмотности населения.

Ленин считал одним из необходимых условий построения социализма ликвидацию неграмотности. В 1919 г. вышел декрет Совнаркома об обучении грамоте населения в возрасте с 8 до 50 лет. В 1923 г. было образовано общество “Долой неграмотность ” во главе с Калининым. В 1925 г. в школах ликбеза занималось 1,5 млн. человек. По переписи 1926 г. было чуть более 50% грамотных в возрасте старше 9 лет.

В конце 1920-х гг. в связи с форсированным строительством социализма началось новое наступление на неграмотность: создавались новые ликбезы, в них привлекались интеллигенция, студенты, старшие школьникик. Были увеличены ассигнования на аренду помещений, учебные и письменные принадлежности и т.д. Грамотные брали шефство над неграмотными, совершались культпоходы в деревню. К концу 1930-х гг. неграмотность среди взрослого населения в целом была ликвидирована. По переписи 1939 г. более 90% были грамотными, правда, большинство из них едва умели читать и писать.

Развитие начального, среднего и высшего образования.

В годы первой пятилетки развернулось школьное строительство. Педагогические институты, техникумы, училища выпустили значительное количество специалистов. Это позволило ввести в 1932 г. обязательное начальное (4-х классное) образование . За годы второй пятилетки проблема вовлечения всех детей в школы в основном была решена. Это позволило поставить в конце второй пятилетки новую задачу: постепенный переход к обязательному неполному среднему (7 классов) образованию , сначала в городе, потом в деревне.

Тогда же была проведена и школьная реформа . Вместо различных общеобразовательных учебных заведений с 4,7,9-летним обучением вводились единые типы школ: начальные (4 класса), неполные средние (7 классов), средние (10 классов). Унифицировались программы, учебники, методические пособия.

Но качество обучения оставалось низким. Учительская профессия была непрестижной из-за низкой зарплаты, большинство учителей не имело высшего образования.

Изменения коснулись и высшей школы. В годы Гражданской войны вузы были доступны широким массам, были отменены вступительные экзамены, принимались все желающие. В 1920-1930-е гг. ситуация изменилась. Ставилась задача воспитания новой советской интеллигенции. Вводился классовый принцип отбора в вузы. Дети представителей прежних имущих классов (дворян, купцов, коммерсантов, духовенства, чиновников) лишались права учиться. Для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в вузы были открыты рабфаки (рабочие факультеты). Из вузов удалялись преподаватели, нелояльные к Советской власти. Оставшихся перевоспитывали в духе марксистско-ленинской идеологии. Для подготовки кадров для вузов был открыт Институт красной профессуры . Высшие учебные заведения были открыты в союзных республиках.

В 1940 г. было более 4,5 тысяч высших учебных заведений и более 800 тысяч студентов.

Состояние науки, литературы и искусства.

Основными достижениями науки, литературы и искусства этого периода были.

Наука . Открыт новый промышленный способ получения синтетического каучука – Лебедев . Открытия Иваненко и Семенова в ядерной физике позволили создать установку для расщепления ядерного ядра. Успешными были исследования в области реактивного движения: создана первая экспериментальная ракета – Королев . Важнейшие геологические открытия : нефть между Волгой и Уралом, уголь в Подмосковье и Кузнецком районе, Курская магнитная аномалия, минералы Кольского полуострова.

Утвердились научные школы Вернадского (геохимия, биосфера), Жуковского (аэродинамика), Иоффе (физика). Крупными научными центрами являлись ВАСХНИЛ, Физический институт Академии наук, Институт органической химии, Институт генетики и Всесоюзный институт растениеводства во главе с Н.И. Вавиловым. Продолжали работать маститые ученые Павлов и Мичурин.

Литература . “Хождение по мукам” Толстого , “Тихий Дон” и 1 часть “Поднятой целины” Шолохова , “Разгром” Фадеева , “Чапаев” Фурманова , “Как закалялась сталь” Островского , “Мои университеты”, “Дело Артамоновых” и “Жизнь Клима Самгина” Горького , поэмы “Владимир Ильич Ленин” и “Хорошо” Маяковского , его стихи, “Мастер и Маргарита” Булгакова , поэзия Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и др.

К достижениям искусства можно отнести: работы художников Дейнеки, Грабаря , Кончаловского, Сарьяна, Малевича и др.; музыку Шостаковича и Прокофьева ; режиссерские постановки Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова , Мейерхольда ; фильмы Эйзенштейна (“Броненосец Потемкин”), Александрова (“Веселые ребята”), Пудовкина (“Мать”), братьев Васильевых (“Чапаев”), Козинцева и Трауберга (трилогия о Максиме).

Но в результате репрессий, жертвами которых стали, в частности, Вавилов и Королев , были свернуты перспективные научные направления. Репрессии затронули и деятелей культуры: поэт Мандельштам , писатели Бабель, Клюев, Клычков и др.

Творческие объединения 1920-х гг. и их судьба. “Социалистический реализм”.

После революции было много течений и направлений. В октябре 1917 г. был образован Пролеткульт . Его идеологом являлся Богданов. Цель - создание исключительно пролетарской культуры. В 1920-е гг. эта идея стала основной в деятельности Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Российской ассоциации пролетарских музыкантов, Ассоциации художников революционной России . Они, особенно РАПП во главе с Авербахом, Лелевичем , претендовали на монопольное положение в своих сферах творчества, активно полемизировали с непролетарскими писателями, художниками, музыкантами – так называемыми “попутчиками”.

В противовес РАППу были созданы разные творческие группы. “Перевал ” (Багрицкий, Пришвин) – за сохранение традиций русской и мировой литературы. Объединение “Серапионовы братья ” (Зощенко, Каверин, Федин) – стремились овладеть техникой писательского ремесла, искали яркие художественные формы. Попытку соединить идеи Пролеткульта и футуризма предпринял Маяковский. При журнале “Левый фронт искусств” он создал группу “Леф ”. Существовали и мелкие объединения писателей Белого, Замятина, Ремизова.

В 1925 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) “О политике партии в области художественной литературы”. В нем осуждались действия РАППа и подтверждалась свобода литературных направлений и групп. В то же время содержался призыв искоренять буржуазную идеологию, “попутчиков” призывали переходить на коммунистические позиции. Это был шаг к унификации творческих объединений. В 1932 г. вышло новое постановление ЦК ВКП (б) “О перестройке литературно-художественных организаций ”. В нем содержалось требование устранить раздробленность творческих организаций и утвердить в литературе и искусстве метод социалистического реализма . После выхода этого постановления стали создаваться единые творческие организации художников, архитекторов, композиторов.

В 1934 г. прошел Первый съезд советских писателей . Был создан единый Союз писателей СССР . Его председателем стал Горький . В Союз принимались писатели, признававшие метод социалистического реализма.

Социалистический реализм предполагал классовый, партийный подход к изображению действительности. Произведения должны быть проникнуты историческим оптимизмом, утверждать социалистические идеалы, веру в победу социализма, его превосходство над капитализмом. Борьба за построение социализма стала главной темой советской литературы и советского искусства в целом.

Итоги культурных преобразований в стране.

Итоги культурных преобразований были противоречивыми . С одной стороны : ликвидация неграмотности взрослого населения; введение всеобщего образования; приобщение к достижениям культуры миллионов людей; бесспорные достижения в области науки, литературы, искусства.

С другой стороны : борьба с инакомыслием и изгнание из страны выдающихся деятелей науки и культуры, репрессии по отношению к оставшимся; наука и культура испытывали сильное идеологическое давление, культуру пытались втиснуть в узкие рамки соцреализма.

1920-1930-е гг. - это время становления советской культуры и утверждения марксистско-ленинской идеологии .


Похожая информация.


Образование в СССР

Система народного образования в СССР - система образования , начавшая складываться в советское время (Советская Россия , СССР).

В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации - 1,79 млрд рублей, на профессионально-техническое образование - 2,09 млрд рублей.

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания , Федеративная Республика Германия , Франция , Япония и другие.

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн учащихся.

На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн человек. По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и социалистического интернационализма .

История

Основные принципы образования в Советском Союзе были сформулированы еще в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП : всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.

Серьезной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства, при этом в Европе, эта проблема была решена ещё в XIX веке . Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства» .

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн. человек . Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7% населения в возрасте от 8 лет и старше. При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару.

Среднее число лет обучения населения старше 9 лет :

1797 1807 1817 1827 1837 1847 1857 1867 1877 1887 1897 1907 1917 1927 1937 1947 1957 1967 1977 1987
0,127 0,148 0,179 0,222 0,270 0,320 0,367 0,435 0,516 0,592 0,762 0,930 1,112 1,502 3,376 5,442 6,048 6,974 7,861 8,833

1920-е годы

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность» . Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня . Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн. человек . В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так законы о всеобщем обучени были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Ср. Азии в конце 1920-х гг. Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 - уже только 300 тыс.), к сентябрю 1930 года появились основания констатировать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически.

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).

Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен первой мировой и гражданской войнами. Так же большое количество образовательных учреждений было потерянно вместе с рядом территорий с наиболее высоким уровнем грамотности и образованности населения (Польша, Финляндия, Прибалтика). Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588 а количество учащихся сократилось до 7 322 062. Только к 1926 году количество школ возросло до 111 046 а количество учащихся до 10 219 529). Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики, полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли .

1. В границах до 17.09.1939

В целом, в этот период значительно увеличилось количество учащихся и учителей.

Количество учителей увеличилось с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг. Количество учащихся во всех школах СССР увеличилось с 7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг. Из них:

  • в начальных школах с 5 993 379 в 1922/23 гг. до 9 845 266 в 1929/30 гг.
  • в неполных средних школах с 736 854 в 1922/23 гг. до 2 424 678 в 1929/30 гг.
  • в средних школах увеличилось с 591 645 в 1922/23 гг. до 1 117 824 в 1929/30 гг.

Количество студентов высших учебных заведений по сравнению с предвоенным 1914 годом выросло от 127 000 (включая Польшу) до 169 000 в 1927/28 гг. В 1930 г. в СССР было 272 000 студентов. Количествовысших учебных заведений увеличилось с 91 в 1914 г. до 148 в 1927/28 г. . (в 1930 г. 272 000)

Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции . В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в т. ч. 438 НИИ и их филиалов).

В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы .

В 1933-37 гг было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих поселках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.

Всего за этот период количество учащихся в СССР во всех школах увеличилось с 13 515 688 в 1929/30 гг. до 31 517 375 в 1938/39 гг. Из них:

  • в начальных школах с 9 845 266 в 1929/30 до 10 646 115 в 1938/39 гг.
  • в неполных средних школах с 2 424 678 в 1929/30 гг. до 11 712 024 в 1938/39 гг.
  • в средних школах с 1 117 824 в 1929/30 гг. до 9 028 156 в 1938/39 гг.

Количество учителей увеличилось с 384 848 в 1929/30 гг. до 1 027 164 в 1938/39 гг.

Коллличество высших учебных заведений в 1932/33 г. соттавило - 832, в которых обучалось 504 000 студентов.

В целом, были достигнуты значительные успехи в народном образовании. Так, количество учащихся в СССР за 20 лет после октябрьской революции в 1937 году по сравнение с предвоенным 1914 годом увеличилось в 3,5 раз (в средних школах в 20,2 раз), а количество высших учебных заведений выросло в 7,7 раз .

К концу 30-х годов удалось также достичь значительных успехов в борьбе с неграмотностью: согласно переписи 1939 года процент грамотного населения составлял 87,4%, значительно уменьшился разрыв в грамотности сельского и городского населения. Всего за 16 лет (с 1923 по 1939 гг.) в СССР обучалось более 50 млн. неграмотных и около 40 млн. малограмотных людей разных возрастов. . Среди новобранцев проблема грамотности уже не стояла. А доля призывников имеющих высшее и среднее образование в 1939-1940 гг. составляла треть от общего числа призванных. .

Статистика изменения процента грамотного населения:

1917 1920 1926 1937 1939 1959 1970 1979
Сельское население: Муж. 53% 52,4% 67,3% - 91,6% 99.1% 99.6% 99.6%
Жен. 23% 25,2% 35,4% - 76,8% 97,5% 99,4% 99,5%
Всего 37% 37,8% 50,6% - 84,0% 98,2% 99,5% 99,6%
Городское население: Муж. 80% 80,7% 88,0% - 97,1% 99,5% 99.9% 99.9%
Жен. 61% 66,7% 73,9% - 90,7% 98,1% 99,8% 99,9%
Всего 70,5% 73,5% 80,9% - 93,8% 98,7% 99,8% 99,9%
Всего: Муж. 58% 57,6% 71,5% 86% 93,5% 99,3% 99.8% 99.8%
Жен. 29% 32,3% 42,7% 66,2% 81,6% 97,8% 99,7% 99,8%
Всего 43% 44,1% 56,6% - 87,4% 98,5% 99,7% 99,8%

В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:

1940-е годы

Всего в 1940/41 учебном году в школах СССР обучалось 34 784 тысяч человек. Из них:

В начальных - 9786 тысяч. В семилетних - 12 525 тысяч. В средних - 12 199 тысяч.

Число учителей в 1940/41 гг. составило 1237 тысяч.

В 1940/41 учебном году в СССР было 3773 средних специальных учебных заведений в которых училось 975 000 человек. Высшее образование в СССР в 1940/41 учебном году было представлено 817 учебнми заведениями, в которых обучалось 812 000 студентов.

В 1940 году вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». . Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях.
Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 г. в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 г. и далее вплоть до отмены оплаты в 1954 г. - около 5% .

Для поощрения выдающихся деятелей науки, техники, культуры и организаторов производства в 1939 году, в 60-летие Сталина, были учреждены присуждавшиеся ежегодно, начиная с 1941 года, Сталинские премии .

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение. 2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение: а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик - 200 рублей в год; б) во всех остальных городах, а также селах - 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений. 1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР: а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, - 400 рублей в год;

Б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, - 300 рублей в год…

Число учащихся в СССР в период Великой Отечественной войны :

1950-е годы

С 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, т. к. в школы поступали дети рождения военных лет, когда рождаемость в условиях военного времени, (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась.

В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров). Из них:

В общеобразовательных школах - 30 127 тыс. В училищах системы школ трудовых резервов - 1 365 тыс. человек. В техникумах и средних специальных уч. заведениях - 2 012 тыс. В высших учебных заведениях - 2 001 тыс.

Число учителей в 1950/51 гг. составило 1 475 тысяч; в 1955/56 гг. - 1 733 тысяч.

В 1950 г. в СССР было 162,5 тыс. научных работников. К 1955 г. их число выросло до 223,9 тыс. и 2950 научных учреждений (1180 из них НИИ и их филиалы).

Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.

1960-е годы

См. также

  • сочинение «Как я провёл лето »

Примечания

  1. СССР. Народное образование // Большая советская энциклопедия
  2. Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 URL:www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=82
  3. // Большая Советская Энциклопедия М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  4. Мышко Н. С. Рост образовательного уровня населения Казахстана в период построения социализма (1917-1937 гг.) / дис. канд. ист. наук. Усть-Каменогорск 1984 - 201 с.
  5. История России XX – начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронкова; под ред. Л. В. Милова - М.: Эксмо, 2006 С. 330, 400
  6. Грамотность / Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993; URL: www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page95.html
  7. История переписи (часть 3) - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Официальный сайт URL: http://petrostat.gks.ru/default.aspx
  8. Козлова Л.А. «Без защиты диссертации». Статусная организация общественных наук в СССР - Большевистская философия. Овчаренко В.И.
  9. . Борис Миронов.
  10. Школы взрослых / Большая Советская Энциклопедия изд. 3-е
  11. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. - Аспект-Пресс, М., 2005 (с.180, 181)
  12. из МСЭ
  13. Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 URL:www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=3&f=82
  14. Система освіти. Історія і сучасність
  15. Система образования. История и современность
  16. История педагогики / История педагогики Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. "Просвещение", Москва, 1982 г.
  17. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 37
  18. В.П.Дьяченко. История финансов СССР (1917-1950 гг.)
  19. The Soviet Union: Facts, Descriptions, Statistics .
  20. Народное хозяйство СССР в 1956 г. (Статистический сборник) М. 1956 С. 221, 222, 223
  21. История в цифрах. Б.Н.Миронов. Таблица 11. С. 136
  22. Кириллов В.В. История России / М. 2007. С. 490
  23. Достижения советской власти за 40 лет в цифрах / М. 1957 г. С. 273
  24. Российские ученые и инженеры в эмиграции. М.: ПО "Перспектива", 1993. - Численность эмигрантов в 1918-1922 оценивается разными источниками от 1.2 до 3 млн. человек, включая членов семей.
  25. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи» - ИИЕТ РАН, М., 2009.
  26. Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917-2007» - М.: Аспект Пресс, 2008 - стр. 236
  27. http://www.hrono.ru/vkpb_17/pril_1.html Резолюции и постановления XVII съезда ВКП(б)
  28. Сенявская Е. С.

Развитие отечественной системы образования в 1930-е -1950-е гг.

В СССР к началу 30-х гг. XX в. система образования представляла собой стройную структуру преемственных подсистем. Постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934 г.) были установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная (срок обучения 4 года), неполная средняя (семилетняя, включавшая и начальную) и средняя (общий срок обучения 10 лет). В городах и рабочих поселках фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1939 г. –колхозной) молодежи (ШКМ) были преобразованы в неполные средние школы. Такая модель организации школы по своей форме являлась одной из лучших в мире (см. схему 16.1.).

Схема 16.1.

В период 1937 - 1941 гг. в работе школы серьезных изменений не произошло. Только с 1940 г. была введена плата за обучение в старших классах общеобразовательной школы и техникумах (до 1956 г.).

Условия военного времени – 1941-1945 гг. поставили перед школой следующие задачи: сохранение охвата всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечение их воспитанием в духе патриотизма.

В 1941-1942 гг. шла массовая эвакуация школ из прифронтовых районов в тыл – Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, на Урал. На новых местах недоставало школьных зданий, не было возможностей для материального обеспечения школьников и учителей. В связи с этим учебные занятия проводились в 2-3-4 смены. Позднее в освобожденных от оккупации районах нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование. Кроме того, призыв учителей в армию, переход их на другую работу привели к сокращению численности педагогических кадров.

Необходимость охватить обучением всех детей привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 г. стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Такие школы давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 г. стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы. В том же 1944 г. была возобновлена деятельность заочных школ с 5 по 10 класс, в которых обучались те, кто не имел законченного образования.

В 1944 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. К концу 40-х гг. наметилась тенденция к переходу на десятилетнее обучение.

В 50-е гг. значительно выросло производство, что привело к нехватке рабочей силы. Система школьного образования, основанная на принципе политехнизма, который продолжал оставаться незыблемым с 20-х гг. XX в., «оказалась оторванной от практики социалистического строительства», так как не готовила рабочих.

В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которого вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет (см. схему 16.2). В школе было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек, введена обязательная производственная подготовка. В большинстве школ обучение в 11 классе было посвящено профессиональной подготовке по одной из рабочих специальностей. Усилилась профориентационная работа школы, сводившаяся фактически к агитации выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из рабочих специальностей.

Кроме того, был учрежден новый тип учебных заведений –профессионально-технические училища (ПТУ). В них были преобразованы школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища. Главным отличием ПТУ стало то, что параллельно с профессиональным обучением здесь давалась и общеобразовательная подготовка, сходная по содержанию со школьной, но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет.

Схема 16.2.

16. 2. Особенности организации и содержания учебно-воспитательного процесса в отечественных школах в 1930-е – 1950-е гг.

После принятия партийных постановлений в школе 30-х гг. XX в. создавалась принципиально новая стратегия общего образования. Главная задача обучения состояла в вооружении учащихся системой знаний, умений и навыков.

Основной формой организации учебного процесса был признан урок по твердому расписанию, с постоянным составом учащихся, по времени – 45 минут. Отдавалось предпочтение комбинированному типу урока.

В 1931-1932 учебном году были введены новые учебные планы и программы образовательной школы, построенные по предметному принципу с установкой на обеспечение в школе прочного и систематического усвоения учащимися основ наук, на соединение обучения детей с их участием в производительном труде.

Школа, работая в классно-урочной системе, осваивала рекомендованные методы: устное изложение знаний, работа с книгой, письменные упражнения, практические и лабораторные работы. В качестве дополнительных методов рекомендовались экскурсии, иллюстрации и демонстрации.

Учебный процесс в школах, особенно со второй половины 30-х гг. XX в., стал принимать книжный характер. Труд учащихся отодвигался на задний план, а в 1937 г. обучение труду было исключено из учебного плана школ.

В это время в России развивается «школа учебы». Реставрируются атрибуты «гимназии». Восстанавливается школьная форма, вводится ученический билет, в содержании образования появляются такие предметы, как логика, психология и др.

В военные годы были приняты решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943 г.), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (отмененная до этого как «нарушающая равенство») (1944 г.), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944 г.), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944 г.) и др.

Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы. Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и программ, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся 7-10 классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение, проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.



Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка. В середине 1942-1943 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело» (строевая, лыжная, огневая и противохимическая подготовка, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела). Введение военного дела стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек согласно постановлению Совнаркома от 16 июля 1943 г. (до 1954 г.).

С начала 50-х гг. XX в. снова ставится вопрос о соединении обучения с производительным трудом, о содержании политехнического образования. К середине 50-х гг. в содержание образования было включено трудовое обучение школьников в учебных мастерских и на пришкольных участках. Вооружение учащихся основами научных знаний было связано с подготовкой их к трудовой деятельности.

Серьезное внимание стало уделяться подготовке стабильных, постоянных учебников по всем предметам. Уже в 1933 - 1934 учебном году школа получила учебники по математике, физике, химии, зоологии, географии, истории, обществоведению, литературе. Однако многие учебники почти ежегодно перерабатывались. По ряду дисциплин были разрешены так называемые «допущенные», а не стабильные учебники.

Весьма сложной задачей в то время было создание стабильных учебников по курсу истории. Учебники по истории 1933-1935 гг. изобиловали социологическими понятиями, недоступными пониманию учащихся.

В августе 1937 г. для 3-4 классов был подготовлен «Краткий курс истории СССР», написанный под редакцией А.В. Шестакова. Следует отметить, что становление содержания школьного исторического образования проходило под сильнейшим влиянием фальсификаций, содержавшихся в вышедшем в 1938 г. так называемом «сталинском» «Кратком курсе истории ВКП (б)». В учебниках истории отчетливо проявлялась тенденция к возвеличиванию отдельных личностей (Иван IV, Петр I), что делалось по прямому указанию Сталина. Тем самым общественные дисциплины должны были сыграть важную роль в создании базы для формирования культа личности Сталина, который стал усиленно насаждаться начиная уже с 30-х гг.

Среди воспитательных задач важное место занимало формирование активного, политически развитого строителя социалистического общества, патриота своей страны.

В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученические лектории, выпуск стенных газет и боевых листков и т.п.

Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые организовывали проведение массовых общественно-политических кампаний, вовлекали детей в общественно полезную работу и т.д.

Для советской школы было характерно укрепление ее связи с жизнью, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых и т.д. В этот период школу окончательно поставили на путь политизации и идеологизации как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.

16. 3. Развитие отечественной педагогической науки в 1930-е – 1950-е гг.

В 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) об отмене педагогических экспериментов 1920-х гг. Были прекращены все дискуссии об основах и целях образования. Удар по педагогической науке был нанесен постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое фактически наложило запрет на исследования в области возрастной психологии и педагогический поиск экспериментального характера. Это решение ориентировало на отказ от учета предшествующих достижений мировой и отечественной педагогики. К середине 1930-х гг. педагогические идеи 1920-х гг. в целом были объявлены вредными.

В основе педагогической теории лежали методологические принципы классовости, историзма, научности, связи теории с практикой. Эти принципы определяли ее идейное содержание и категориальный аппарат.

В 30-е гг. теоретическую проработку получили вопросы дидактики и методики обучения. Были сформулированы общедидактические требования к уроку (Б. П. Есипов), шел поиск оптимальной структуры урока (Р.Г. Лемберг), прорабатывался вопрос о единстве логического и эмоционального в обучении (М. А. Рыбникова) и др.

Продолжалась разработка теоретических основ педагогики, психологии, методики с опорой на исторические ретроспективы педагогической науки и историко-педагогический опыт России и за рубежом. Начиная со второй половины 30-х гг. и до начала 50-х гг. XX в., основными тенденциями развития советской истории педагогики стали преодоление негативного отношения к отечественному педагогическому наследию, утверждение его непреходящей ценности, дифференциация историко-педагогического знания, получившая наиболее полное выражение в развертывании конкретно-исторических исследований по истории российской школы и педагогической мысли: Е. Н. Медынский «История русской педагогики, 1936 г.; Ш. И. Ганелин и Е.Я. Голант «История педагогики», 1940 г.; «Очерки по истории начального образования в России» Н. А. Константинова и В. Я. Струминского, 1949 г.; «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.» Ш. И. Ганелина и др.

Несмотря на тяжелые условия военного времени, изучение и обобщение педагогического опыта становилась насущной потребностью дальнейшего развития педагогической мысли. Проходили научно-педагогические конференции. На страницах журналов «Советская педагогика», «Народное образование», методических журналов публиковались статьи по самым различным аспектам педагогики, психологии и методики.

Периодическая печать по педагогике военного и послевоенного времени отражала богатый педагогический опыт. Были определены цели и задачи воспитания и обучения, педагогические принципы в дидактике и теории воспитания, содержание и этапы педагогического процесса.

Проблематика педагогических исследований отличалась многообразием тем. Так, на страницах периодических журналов и «Известий АПН РСФСР» обсуждались педагогические проблемы, ориентирующие на раскрытие педагогического процесса в возрастном аспекте (начальная, средняя школы); предметного обучения (в соответствии с учебными планами и программами); воспитывающего обучения и др.

В этот период значительный вклад в развитие советской дидактики внесли М.Н. Скаткин (наука и учебный предмет, научные основы методики, принципы обучения); А. А. Смирнов (процессы мышления при запоминании, психология усвоения понятий школьниками); М.А.Данилов (подготовка учащихся к активному восприятию, сущность обучения) и др.

Общее руководство педагогическими исследованиями было возложено на созданную в октябре 1943 г. Академию педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР), которая должна была стать центром разработки научно-педагогических проблем. На нее возлагались задача консолидации деятельности всех научно-педагогических сил страны, подготовка научно-педагогических кадров для вузов и НИИ по педагогике и психологии, разработка учебных пособий по психолого-педагогическому циклу наук, участие в подготовке и издании учебников и учебных пособий для школ и педагогических вузов. Одним из важных направлений деятельности АПН РСФСР было изучение опыта лучших учителей и школ страны.

В общем, Академия педагогических наук РСФСР постепенно становилась координационным центром всей исследовательской работы по проблемам педагогики и психологии. Создавались экспериментальные школы, расположенные в разных регионах страны, издавались журналы: «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа». Систематически выходят «Известия АПН РСФСР», освещающие кардинальные проблемы педагогической науки.

В послевоенный период российскими педагогами была проведена колоссальная работа по сохранению педагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания сочинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.

В серии «Педагогическая библиотека» были изданы избранные труды Я,А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф, Каптерева, В.И. Водовозова, П.П. Блонского и многих других зарубежных и отечественных педагогов.

Вторая половина XX в. – это время активной творческой деятельности многих ученых, внесших вклад в развитие теории и практики образования и педагогики, создавших крупные научно-педагогические школы.

Таким образом, в рассматриваемый период сложилась такая модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до конца 80-х гг. XX в. и по своей форме являлась одной из лучших в мире.

Советская школа стала одним из важнейших средств политизации и идеологизации советского общества.

Отличительной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы этого периода можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комплексные программы, был принят курс на предметное распределение учебного материала и классно-урочную организацию обучения, введение централизованного управления школой, единообразия ее типов и учебных программ. В школах были созданы детские и юношеские политизированные организации по типу пионерской и комсомольской.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте развитие советской школы в 1930-х -1950-х гг.

2. Расскажите об особенностях организации и содержания учебно-воспитательного процесса в отечественных школах в 1930-е -1950-е гг.

3. Докажите, что советская школа в 1930-е -1950-е гг. развивалась в рамках парадигмы «школы учебы».

4. Назовите основные направления научных педагогических исследований в России в 1930-х -1950-х гг.