Под редакцией И. Дубровиной. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В

(р. 06.06.1935 г.) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Является основателем детской практической психологии, разработчиком и организатором школьной психологической службы. Доктор психологических наук (1989 г.), профессор (1992 г.), член-корреспондент Российской академии образования (1995 г.), действительный член РАО (2000 г.).

Окончила в 1958 г. факультет русского языка, литературы и истории МГПИ им. В. П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958-1963 гг.). Поступив в 1963 г. в аспирантуру института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила ее в1966 г., защитив кандидатскую диссертацию «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте» (1967 г.). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала заведующей лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л. И. Божович. С 1978 г. по 1992 г. была заместителем директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докторскую диссертацию: «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 г. заведует лабораторией Научных основ детской практической психологии.

Основное направление научных исследований Дубровиной первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования. («Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту», 1987). На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и другие стороны личности. Результаты были опубликованы в коллективной монографии: «Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет» (1988 г.). Детальный анализ формирования личности старших школьников был представлен в монографии «Формирование личности старшеклассника» (1989 г.) и книге: «Формирование личности в онтогенезе» (1992 г., редактор и соавтор).

С конца 1970-х гг. под руководством Дубровиной проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах («Психическое развитие воспитанников детского дома» / редактор совместно с М. И. Лисиной , 1990 г.).

В 1980 г. по инициативе вице-президента Академии педагогических наук СССР Ю.К. Бабанского Дубровина начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, Дубровина разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога.

Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования: «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики» (1991 г.); «Рабочая книга школьного психолога» (1991 г.); «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (1994 г.). Разработала программу подготовки практических психологов образования.

Л. А. Карпенко, А. И. Коновалов

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.r u

Удачи! Да и пребудет с Вами.... :)

Сайт psylib.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РУКОВОДСТВО

ПРАКТИЧЕСКОГО

ПСИХОЛОГА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ

И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования

3-е издание, стереотипное

Руководство практического психолога: ПсихологичеР85 ские программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дуброви­ ной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр

«Академия», 1998. - 128 с. ISBN 5-7695-0192-8

Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к работе психолога со школьниками, конкретные программы психоло­ гической работы с детьми разных возрастных групп (0-12; 12-15; 15-17 лет).В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологиче­ ской информации: разные виды психологической беседы и социальнопсихологический опросник.

Материалы сборника могут быть непосредственно использованы в практике работы психолога учреждений образования. Книга будет полезна также педагогам, интересующимся проблемами психологии, и специалистам, занимающимся разработкой проблем детской практи­ ческой психологии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ

И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И СПОСОБ­

61 "

НОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД

ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ

Специфика беседы как метода психологического исследования

Профессионально важные качества психолога, определяющие эффек­

тивность беседы

Виды беседы

Типы вопросов

Особенности проведения беседы с детьми и подростками

Примеры использования беседы в практике школьного психолога

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

И СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НЕКОТОРЫМ АКТУАЛЬНЫМ

ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННОСТИ

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Материалы, составляющие содержание данного пособия, представляются нам чрезвычайно актуальными и нужными как для удовлетворения потребности практического психолога в ме тодическом оснащении своей деятельности, так и для развития научных основ детской практической психологии, ибо они являют со*ой новый тип научного исследования, начальным истоком

и конечной целью которого служит реальная практика работы

с ребенком.

Активные методы в работе школьного психолога, их научно методическая разработка и профессиональное применение - пожалуй, наиболее сложный и наименее разработанный вопрос во всей детской практической психологии. Ведь, по существу речь идет о проблеме психологического воздействия в специ фической форме. Любой метод психологического исследования или психологического обследования - это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Психолог каким бы методом он ни пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал. Однако мы согласны с Л.А. Петровской, что одно дело, когда изменение выступает как невольное, непланируемое последствие, и психолог старается его учесть. Другое дело - методы, прямо ориентиро­ ванные на вмешательство в развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенные изменения1 . Именно такое планируемое воздействие и составля­ ет суть активных методов работы практического психолога, реализующихся прежде всего в развивающих и коррекционных программах для работы с детьми разного возраста.

Активные методы предполагают не только серьезнейшую разработку психологического содержания работы с детьми разно

Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982, с. 7.

го возраста, но и глубокое обоснование формы ее осуществления. Так, в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма проведения развивающих программ. Важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости, проведения индивидуальной работы с от­ дельными учащимися и, конечно, не снимает принципа индивиду­ ального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

В пособии представлены три программы развития личности: «Программа развития способности к самопознанию и уверен­ ности в себе у детей 10-12 лет», разработаннаяA.M. Прихожан, «Программа развития мотивов межличностных отношений у под­ ростков 12-15 лет», разработаннаяД.В. Лубовским, и «Програм­ ма развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет», разработаннаяН.Н. Толстых. Эти программы предваряет материал «Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками», подготовленный

ИВ. Дубровиной.

Последние два раздела обращают внимание читателя на мето­ ды получения информации о подростках, которая необходима и до проведения активной работы с ними (именно знание проблем ребенка позволяет разработать содержательную сторону любой программы) и после такой работы (иначе трудно определить полезность, эффективность проведенных занятий). Это разделы - «Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке» (автор -Е.Е. Данилова) и «Опыт разработки социально-психологического опросника для изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым акту­ альным проблемам современности» (автор -Д.В. Оборина).

Применение всех представленных в пособии методов активной психологической работы требует специальной профессиональной подготовки. Проблема профессиональной подготовки психологов для работы с детьми, педагогами, родителями стоит сегодня очень остро и во многом связана со слабой обеспеченностью детского практического психолога необходимыми средствами работы - диагностическими, коррекционными, развивающими методиками и программами. Авторский коллектив надеется, что данное посо­ бие в определенной степени будет способствовать решению этой проблемы.

Психологическое... МоеСлово.ру

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Детский практический психолог, работая в школе, имеет дело с детьми самого разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст учащихся не в статике, а в динамике - на его глазах дети переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высокую. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач школьного психолога.

Многогранное интеллектуальное и личностное развитие уча­ щихся требует создания оптимальных психологических и педаго­ гических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствую­ щих реализации их индивидуальных творческих потенций.

Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выраже­ ние. Возрастные особенности существуют как наиболее типич­ ные, наиболее характерные общие особенности возраста, указы­ вающие на общее направление развития. Тот или иной возраст­ ной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каж­ дом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

Каждый возрастной период - стабильный или критический - является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень.; Например, в Толковом словаре СИ. Ожегова так определяются понятия подростка и юноши: «Подросток - мальчик или девочка в переходном

Психологическое... МоеСлово.ру

возрасте от детства к юношеству», «Юноша - человек в возрасте, переходном от отрочества к зрелости». Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психо­ логические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Именно полноценное проживание ребенком каждого воз­ растного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Нам представляется, что. в основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастов принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ис­ пользование этого принципа в разработке психолого-педагоги­ ческих программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого школьник может достичь в ближайшее время. Основная сложность претворения этого принципа в педагогическую прак­ тику заключается в том, что «зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотруд­ ничество ребенка и взрослого в процессе осуществления совмест­ ной деятельности: игры, учения, общения, труда. Такое сотрудни­ чество в школе нередко отсутствует, чему есть много причин. Рассмотрим одну из них.

Взрослый человек (родитель, воспитатель, учитель) задает (создает) «зону ближайшего развития», организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивающую развитие основных психологических новообразований на данной ступени онтогенеза. И следует сказать, что в психологической теории и психологопедагогической практике достаточно полно и четко отработаны содержание, методы и формы организации ведущей деятель­ ности: для дошкольного возраста - игровой, а для младшего школьного - учебной. А вот с организацией ведущей деятельности или необходимых условий психического и личност­ ного развития в подростковом и старшем школьном (раннем юношеском) возрасте дело обстоит и сложнее, и неопределеннее.

«Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегу­ ляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возмож­ ностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и

Психологическое... МоеСлово.ру

стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Напомним, что основными новообразованиями в подростко­ вом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентиро­ ваться на них в своем поведении1 ; в старшем школьном возрас­ те - психологическая готовность к личностному и профессио­ нальному самоопределению.

Но для того, чтобы эти качества развивались, они должны быть «заложены», воспитаны. Развитие не может происходить «из ничего», новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного им в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой и др. При этом школьники вступают в определенные отношения со сверстни­ ками и взрослыми, что формирует у них способности строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

Л.И. Божович2 подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков и старшеклассников со сверст­ никами и взрослыми (!) необходимо считать важнейшим психоло­ гическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками и старшеклассниками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить,

Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. М., 1979.

2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.

Психологическое... МоеСлово.ру

Практическая психология образования - под ред Дубровиной И.В. - Учебник - 2000

Данное издание- первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям - всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От редактора
Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел I. Психологическая служба в системе образования
Глава 1. История и современное состояние психологической службы

образования в нашей стране и за рубежом
§ 1. Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом
§ 2. Практическая психология образования в России
Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования
§ 1. Определение психологической службы образования
§ 2. Теоретические основания психологической службы образования
§ 3. Цель психологической службы образования
§ 4. Задачи психологической службы образования
§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы
§ 6. Структура службы
Резюме
Литература
Раздел II. Деятельность практического психолога образования
Глава 1. Практический психолог образования как профессионал

§ 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
§ 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог
§ 3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении
§ 4. Содержание работы психолога
§ 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения
Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования
§ 1. Психологическое просвещение
§ 2. Психологическая профилактика
§ 3. Психолого-педагогический консилиум
§ 4. Психологическая консультация
§ 5. Психологическая диагностика
§ 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования
§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования
Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования
§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности
§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства
Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность
§ 1. Профессиональная позиция
§ 2. Ум психолога
§ 3. Личностные особенности практического психолога
§ 4. Права и обязанности психолога образования
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел I. Дошкольное детство

§ 2. Ценность дошкольного детства
Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста
§ 1. Практические проблемы социализации дошкольников
§ 2. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками
§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
§ 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
Глава 3. Дошкольники "группы риска"
§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка
§ 2. Нарушения поведения
§ 3. Отставание в психическом развитии
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел II. Поступление ребенка в школу
Глава 1. Психологическая готовность к школе

§ 1. Понятие "психологическая готовность к школе"
§ 2. Анализ существующих методов определения готовности к школе
Глава 2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
§ 1. Научные основания разработки диагностической программы
§ 2. Составляющие диагностической программы
§ 3. Процедура определения психологической готовности к школе
Глава 3. Развивающая и коррекционная работа
§ 1. Коррекционная работа
§ 2. Развивающая работа
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст
Глава 1. Общая характеристика возраста

§ 1. Особенности психического развития
§ 2. Ценность младшего школьного возраста
Глава 2. Что значит "уметь учиться"
Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников

§ 1. Развитие внимания
§ 2. Развитие памяти
§3. Умственное развитие
Глава 4. Работа но развитию моторики
Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением
Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми

Глава 7. Младшие школьники "группы риска"
§ 1. Неуспеваемость в начальных классах
§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)
§3. Медлительные дети
§4. Демонстративные дети
§ 5. Тревожные дети
§ 6. Леворукий ребенок в школе
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел IV. Отрочество
Глава 1. Общая характеристика возраста

§ 1. Особенности психического развития
§ 2. Проблема подросткового кризиса
§ 3. Ценность отрочества
Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста
§ 1. Задачи развития
§ 2. Начало обучения в средних классах школы
§ 3. Формирование умения учиться в средней школе
§ 4. Психологическая помощь при трудностях в учении
Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте
§ 1. Задачи развития
§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости
§ 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства
§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования
§ 5. Развитие интересов
Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте
§ 1. Задачи развития
§ 2. Развитие общения со сверстниками
§ 3. Развитие воли
§ 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний
§ 5. Развитие воображения
Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития
§ 1. Созревание организма
§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сфер
§ 3. Самооценка внешности, "физическое я"
§ 4. Сексуальное развитие
Глава 6. Подростки "группы риска"
§ 1. Проблема "группы риска" среди подростков
§ 2. Дебюты психических заболеваний у подростков
§ 3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями
§ 4. Невротическое развитие личности у подростков
§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков
§ 6. Подростки с церебрастеническими явлениями
§ 7. Суицидальное поведение подростков
§ 8. Подростки из дисфункциональных семей
§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Раздел V. Ранняя юность
Глава 1. Общая характеристика возраста

§ 1. Особенности психического развития
§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития
Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста
§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте
§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе
§ 3. Установка на продление моратория
Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
§ 1. Обращенность в будущее - аффективный центр жизни в ранней юности
§ 2. Жизненные цели и психологическое здоровье
§ 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение
Глава 4. Юноши и девушки "группы риска"
§ 1. Возможные вариации взросления
§ 2. Аддиктивное поведение
§ 3. Юношеская сексуальность
§ 4. Асоциальное поведение
Резюме
Темы для самостоятельной работы
Литература
Часть III. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы
§ 1. Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе
§ 2. Этапы "вхождения" психологии в практику школьного образования
§ 3. О целесообразности преподавания психологии в школе
§ 4. Обоснование научного содержания курса "Психология в школе"
§ 5. Когда начинать преподавание психологии в школе?
Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе
§ 1. Принципы преподавания психологии в школе
§ 2. Урок психологии
§ 3. Подготовка учителя к уроку
§ 4. Урок и учебные ситуации
§ 5. Урок и эмоциональные состояния школьников
§ 6. Ученик как субъект учебной деятельности
§ 7. Учитель как субъект педагогической деятельности
§ 8. Взаимодействие ученика и учителя
§ 9. Оценка и отметка
Резюме
Литература
Заключение
Контрольные вопросы по курсу

Под редакцией И. В. Дубровиной

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Под редакцией И. В. Дубровиной
Рубрика (тематическая категория) Всякое разное

4-е издание, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 031000 ʼʼПедагогика и психологияʼʼ

300.piter.com Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва ‣‣‣ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ‣‣‣ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ‣‣‣ Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) П69

Рецензенты:

В. А. Иванников, докт. психол. наук, профессор В. Э. Чудновский, докт. психол. наук, профессор

И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук - ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд. психол. наук - ч. II, разд. 2 £. Е. Данилова, канд. психол. наук - ч. II, разд. 3 Д. В. Пубовский, канд. психол. наук - ч. II разд. 4, гл. 6 А. М. Прихожан, докт, психол. наук - ч. II разд. 4, гл. 1-5 Н. Н.Толстых, канд. психол. наук - ч. II разд. 5

П69 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / - СПб.: Питер, 2004. - 592 с: ил.

ISBN 5-94723-870-5

Данное издание- первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день ϶то единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметнои̌ подготовки ʼʼПсихологическая служба в образованииʼʼ. Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.

Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он должна быть аналогичным образом полезен педагогам, воспитателям, родителям - всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.

ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075)

Все права защищены Никакая часть даннои̌ книги не должна быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-870-5

©ВАО Издательский дом ʼʼПитерʼʼ, 2004

Под редакцией И. В. Дубровиной - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Под редакцией И. В. Дубровиной"2017-2018.

4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: 2004 - 592 с.

Данное издание- первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.

Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям - всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.

Формат: doc / zip (2004, 4-е изд., 592с.)

Размер: 744 Кб

/ Download файл

Формат: pdf / zip (2000 , 528 с.)

Размер: 2 ,26 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
От редактора 10
Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел I. Психологическая служба в системе образования 16
Глава 1. История и современное состояние психологической службы
образования в нашей стране и за рубежом 16
§ 1. Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом 16
§ 2. Практическая психология образования в России 25
Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования 30
§ 1. Определение психологической службы образования 31
§ 2. Теоретические основания психологической службы образования 33
§ 3. Цель психологической службы образования 43
§ 4. Задачи психологической службы образования 56
§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы 56
§ 6. Структура службы 58
Резюме 60
Темы для самостоятельной работы 61
Литература 61
Раздел II. Деятельность практического психолога образования 64
Глава 1. Практический психолог образования как профессионал 64
§ 1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении 64
§ 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог 68
§ 3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении 69
§ 4. Содержание работы психолога 70
§ 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения 71
Глава 2. Основные виды деятельности практического психолога образования 74
§ 1. Психологическое просвещение 74
§ 2. Психологическая профилактика 80
§ 3. Психолого-педагогический консилиум 94
§ 4. Психологическая консультация 97
§ 5. Психологическая диагностика 10З
§ 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования 144
§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования 147
Глава 3. Принципы деятельности практического психолога образования 1э4
§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности 154
§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество психолога с субъектами образовательного пространства 160
Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность 165
§ 1. Профессиональная позиция 167
§ 2. Ум психолога 169
§ 3. Личностные особенности практического психолога 171
§ 4. Права и обязанности психолога образования 172
Резюме 175
Темы для самостоятельной работы 175
Литература 176
Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел I. Дошкольное детство 180
Глава 1. Общая характеристика возраста 180
§ 1. Особенности психического развития 180
§ 2. Ценность дошкольного детства 187
Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста 190
§ 1. Практические проблемы социализации дошкольников 190
§ 2. Проблема развития и обучения в практической работе с дошкольниками 199
§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года) 203
§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) 208
§ 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста 212
Глава 3. Дошкольники "группы риска" 220
§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка 220
§ 2. Нарушения поведения 223
§ 3. Отставание в психическом развитии 229
Резюме 233
Темы для самостоятельной работы 233
Литература 234
Раздел II. Поступление ребенка в школу 237
Глава 1. Психологическая готовность к школе 237
§ 1. Понятие "психологическая готовность к школе" 237
§ 2. Анализ существующих методов определения готовности к школе 242
Глава 2. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению 248
§ 1. Научные основания разработки диагностической программы 248
§ 2. Составляющие диагностической программы 249
§ 3. Процедура определения психологической готовности к школе 260
Глава 3. Развивающая и коррекционная работа 264
§ 1. Коррекционная работа 264
§ 2. Развивающая работа 265
Резюме 270
Темы для самостоятельной работы 270
Литература 270
Раздел III . Школьное детство, или младший школьный возраст 274
Глава 1. Общая характеристика возраста 274
§ 1. Особенности психического развития 274
§ 2. Ценность младшего школьного возраста 278
Глава 2. Что значит "уметь учиться" 279
Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников 293
§ 1. Развитие внимания 293
§ 2. Развитие памяти 298
§3. Умственное развитие 301
Глава 4. Работа но развитию моторики 308
Глава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением 311
Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми 319
Глава 7. Младшие школьники "группы риска" 327
§ 1. Неуспеваемость в начальных классах 327
§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные) 336
§3. Медлительные дети 343
§4. Демонстративные дети 349
§ 5. Тревожные дети 353
§ 6. Леворукий ребенок в школе 358
Резюме 365
Темы для самостоятельной работы 365
Литература 366
Раздел IV. Отрочество 371
Глава 1. Общая характеристика возраста 371
§ 1. Особенности психического развития 371
§ 2. Проблема подросткового кризиса 375
§ 3. Ценность отрочества 379
Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего подросткового возраста 380
§ 1. Задачи развития 380
§ 2. Начало обучения в средних классах школы 381
§ 3. Формирование умения учиться в средней школе 385
§ 4. Психологическая помощь при трудностях в учении 387
Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем подростковом возрасте 393
§ 1. Задачи развития 393
§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости 394
§ 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства 404
§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации образования 412
§ 5. Развитие интересов 415
Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем подростковом возрасте 418
§ 1. Задачи развития 418
§ 2. Развитие общения со сверстниками 419
§ 3. Развитие воли 430
§ 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний 434
§ 5. Развитие воображения 437
Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития 439
§ 1. Созревание организма 439
§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сфер 439
§ 3. Самооценка внешности, "физическое я" 443
§ 4. Сексуальное развитие 444
Глава 6. Подростки "группы риска" 448
§ 1. Проблема "группы риска" среди подростков 448
§ 2. Дебюты психических заболеваний у подростков 451
§ 3. Подростки с акцентуациями характера и психопатиями 453
§ 4. Невротическое развитие личности у подростков 457
§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков 458
§ 6. Подростки с церебрастеническими явлениями 463
§ 7. Суицидальное поведение подростков 464
§ 8. Подростки из дисфункциональных семей 467
§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием 469
Резюме 472
Темы для самостоятельной работы 472
Литература 472
Раздел V. Ранняя юность 478
Глава 1. Общая характеристика возраста 479
§ 1. Особенности психического развития 479
§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития 484
Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста 486
§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте 486
§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе 489
§ 3. Установка на продление моратория 490
Глава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение 491
§ 1. Обращенность в будущее - аффективный центр жизни в ранней юности 491
§ 2. Жизненные цели и психологическое здоровье 493
§ 3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение 502
Глава 4. Юноши и девушки "группы риска" 505
§ 1. Возможные вариации взросления 505
§ 2. Аддиктивное поведение 506
§ 3. Юношеская сексуальность 511
§ 4. Асоциальное поведение 518
Резюме 527
Темы для самостоятельной работы 528
Литература 528
Часть III. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ
Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы 532
§ 1. Актуальность преподавания психологии в современной общеобразовательной школе 533
§ 2. Этапы "вхождения" психологии в практику школьного образования 537
§ 3. О целесообразности преподавания психологии в школе 538
§ 4. Обоснование научного содержания курса "Психология в школе" 543
§ 5. Когда начинать преподавание психологии в школе? 548
Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе 549
§ 1. Принципы преподавания психологии в школе 549
§ 2. Урок психологии 551
§ 3. Подготовка учителя к уроку 554
§ 4. Урок и учебные ситуации 557
§ 5. Урок и эмоциональные состояния школьников 559
§ 6. Ученик как субъект учебной деятельности 563
§ 7. Учитель как субъект педагогической деятельности 567
§ 8. Взаимодействие ученика и учителя 570
§ 9. Оценка и отметка 573
Резюме 579
Литература 579
Заключение 581
Контрольные вопросы по курсу 585