Политико правовые учения иллариона. Политическое учение митрополита иллариона. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси

Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси.

Политико-правовые учения в Киевской Руси и Московском государстве.

Тема 15.

15.1 Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси.

15.2. Политико-правовые воззрения Иллариона, Владимира Мономаха и Даниила Заточника.

15.3. Политико-правовая мысль Московского государства.

В целом вопрос изучен в курсе «История государства и права России». Повторение касается ряда тезисов:

Киевская Русь (Русская земля) просуществовала с IX до сер. ХП вв. Государственная власть (по сравнению с Западной Европой) играла более значимую роль. Православие существенно повлияло на политико-правовую мысль. Первым письменным источником права Киевской Руси считаются договоры Руси с Византией (912,945 гг. дошедшие до нас только в списках XIV века). Наиболее значительные источники: «Русская Правда» (Пространная, Сокращенная...) и церковные уставы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; уставы и уставные грамоты князей; сборники византийских правовых установлений («Номоканон» и др.)

Идея святости человеческой жизни (Борясь с волхвами митрополит Иоанн II (XI в.) рекомендует от увещаний при необходимости переходить - «яро казнити, но не до смерти убивати, ни обрезати сих телесе»). Византийскому законодательству были свойственны и жестокие наказания: отсечение руки, выкалывание глаз... Они не были восприняты русскими законодателями. В летописи рассказывается об ослеплении в 1097 г. Василька Ростиславича, заподозренного в заговоре против великого князя Святополка Изяславича. Узнав о произошедшем, Владимир Мономах заплакал и сказал: «Се не бывало есть в Русьскей земли ни при дедах наших ни при отцих наших, сякого зла». К нему присоединились князья Давид и Олег Святославичи. Их посланцы отправились к Святополку с вопросом: « Что се зло сотворил еси в Русской земли, и вверг еси нож в ножны?»

Первые служители христианской церкви (в основном византийцы) склонялись к ужесточению наказаний. Добились (на короткое время) от Владимира введение смертной казни за разбой. По мнению проф. В.А. Томсинова, христианство оказалось не инструментом для выработки русского правосознания, а материалом, из которого последнее черпало соответствующее духу русского общества мировоззренческие постулаты, понятия, образы.

- Преступление - это «обида», в основном материальный вред. Наказание - в первую очередь, возмещение данного вреда. Позже добавляется мысль - о грехе. Идея духовной кары возникла на Руси еще в рамках язычества - в договоре 945 г. говорится, что нарушивший договор «будеть клять от Бога Тот Перуна, яко преступи свою клятву».


Понятие «правда» со времен Ярослава Мудрого стало нередко заменять «закон». Впрочем и «закон» часто обозначал некие нравственно-религиозные заповеди. Целесообразно с осторожностью использовать словосочетания «варварские правды» («Салическая правда», «Бургундская правда»...)

Анализ документов (Хрестоматия по истории отечественного государства и права)

Первый политический трактат «Слово о Законе и Благодати» был написан в сер. XI в. киевским митрополитом Иларионом (Современные дискуссии о первом русском интеллигенте). В сказании Нестора «Что ради прозвася Печерский монастырь» говорится: «Ларион муж благ, книжен и постник». Возможно Иларион в 1048 г. ездил во главе русского посольства в Париж на переговоры по вопросам брака Анны Ярославны с королем Франции Генрихом I. Брак был заключен в 1051 г. Видимо Иларион написал не мало, но его труды не обнаружены. Известно «Слово...» и еще два сочинения: «Молитва» и «Исповедание веры». «Слово...» создано в период между 1037 и 1050 гг. Есть мнение, что это проповедь в церковном храме, произнесенная 25 марта 1038г. Термин «Слово...» дали исследователи, у Илариона - повесть «О Законе, Моисеем данным, и о Благодати и Истине Христосом бывшиим, повесть си есть».

По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только «на приуготование Благодати и Истины», благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать взаимного истребления, т.к. сначала, словно «скверный сосуд», омывается «водой-законом», а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Истина не противопоставляются друг другу - напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала Христианина.

«Закон, Моисеем данный» - это совокупность заповедей Бога евреев, объявленных израильтянам Моисеем. Они изложены в Ветхом завете. «Благодать и Истина» - понятия, которыми Иларион обозначает христианское учение, изложенное в Новом завете. Воплощение - Христос, сын Божий. Согласно Илариону Христос является в наш мир именно Благодатью. Сравнение Закона и Благодати - это, в сущности, противопоставление иудаизма и христианства, но не по содержанию и обрядам, а по политическому смыслу.

Иудаизм не был для России голой абстракцией. В 50-е - 60-е гг. IX в. при Ярославе, Русь вела кровопролитные войны с Хазарским каганатом - тюркским государством, в котором власть принадлежала иудейской общине. Но разгром Хазарии в 965 г. не освободил Русь от торгово-финансовой и идеологической экспансии. Еврейское ростовщичество и торговля, включая работорговлю, продолжали развиваться на Руси по меньшей мере до 1113 г. Что касается иудейских миссионеров, то примечательный факт отмечен в «Повести временных лет». После того, как Владимир отверг предложение болгар и немецких миссионеров принять соответственно мусульманство и римско-католическое христианство, к нему пришли хазарские евреи. Узнав о сути из религии Владимир ответил:

«Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Иларион повторяет многие мотивы и образы из учения греческих христианских писателей IV – VI вв. ... Он называет Закон Моисея предтечей Благодати и Истины. Важнейшая мысль - иудаизм - религия, которая служит только иудеям; христианство - религия, призванная служить всем народам. Все произведение ближе к общечеловеческой точке зрения, его вторая часть - похвала князю Владимиру, признания ценности православия для Руси; определение того каким должен быть государь. Причем православие даже ограничивает власть государя, божественное же происхождение имеет не власть правителя, а разум в его сердце. Наследственный характер власти в первую очередь подразумевает наследование процесса благих дел. Утверждается идея равноправия всех народов, мирной внешней политики.

Владимир Мономах (1053-1125) был приглашен на Киевский престол в 1113 г. (восстание в Киеве) в возрасте 60 лет. В 1079-94 гг. он управлял Черниговским Княжеством, в 1094-1113 - Переяславским. Был самым уважаемым в народе князем, талантливым полководцем. Он - сын великого князя Всеволода, внук Ярослава Мудрого. Считается, что через Владимира был получен царский венец византийских императоров. В сочинениях XVI в. («Сказании о Великих князьях Владимирских Великой Руси», в Никоновской летописи) называется дарителем Константин Мономах, умерший еще в 1054 г. Возможно, произошли следующие события. Русские войска разбили византийскую армию во Франции. И в 1114-1116 гг. византийский император Алексий I Комнин (1081-1118) для примирения посылает царский венец византийского императора Константина («шапку Мономаха») и др. предметы, знаменующие царскую власть. Все это доставил митрополит Эфесский Ниофит. Он и другие епископы возложили на князя венец и нарекли царем. Не будем забывать, что мать Владимира - дочь Константина Мономаха.

12 лет могущества Владимира время его авторитета. Свои взгляды князь изложил в «Поучении», текст которого сохранился в составе Лаврентьевской летописи. Собственно выделяются 3 част. «Поучение детям», «Островок» (автобиография), «Послание Олегу Черниговскому». Дата стоит - 1096 г., но 1-е, видимо, принадлежит 1099 г., а автобиография - не ранее 1117г.

Владимир подчеркивает, что нравственные качества властвующих играют важнейшее политическое значение; что князь - это великий труженик и милосердный судья. Отрицание кровной мести виделось у него в полном неприятие смертной казни: «Ни права, ни крива (ни правого, ни виноватого) не убивайте, не повелевайте убити его. Аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны». Принцип «не мстить» рассматривается не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений. Великий князь должен решать дела совместно с Советом дружины и чтить «поповский чин». «Что умеете доброго, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Идеи единства земли, развиваемые Владимиром и его сыном Мстиславом, привлекали внимание многих мыслителей. Условно можно говорить о «Молении Даниила Заточника » (к. XII - н. XIII вв.). «Не дай же Господи в полон земли нашей языком (народом) не знающим Бога». Принадлежа к верхушке общества, Даниил по каким-то причинам потерял и состояние и социальный статус. Был «сидяше заточен на Беле озере».

Центральной идеей его произведения является образ идеального князя (и внешне, и по нравственным качествам). Сильный и справедливый князь опирается нa Совет (Думу). Возраст советчиков - самый разный. Необходимо сильное войско с назначенным мудрым военачальником. Необходима и «царская гроза», но лишь против внешних и внутренних врагов. Особо критикуется боярское самоуправство. Поддержка сильной власти князя предполагает ограничение полномочий местных феодалов.

Иларион «Слово о Законе и Благодати»

Политические идеи в произведении Илариона «Слово о Законе и Благодати»

В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение - “Слово о законе и благодати” первого Киевского митрополита Илариона, т.е. его смело можно назвать основоположником политической и правовой мысли Древней Руси. О жизни Илариона нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в "Повести временных лет" (излагается начало истории Киево-Печерского монастыря), запись похожего содержания в конце "Исповедания веры" самого Илариона (или от его имени), ссылка Симона на "Житие Антония" (о поставление в пресвитеры и пострижении Илариона Антонием Печерским) и упоминание его имени в "Уставе Ярослава". А также достоверно известно, что в 1051 году он первым из русских митрополитов был поставлен на киевскую митрополию.

Иларион открывает собой и по времени и по совершенству своих творений ряд крупнейших писателей Киевской Руси. Помимо «Слова о Законе и Благодати» до нас дошли еще два его сочинения - «Молитва» и «Исповедание веры», но главным, несомненно, является «Слово о Законе и Благодати». «Слово» написано в период между 1037-1050гг (первая дата -- освещение собора Софии, вторая -- кончина супруги Ярослава Ирины -- Ингигерд, которая обычно датируется 1050 г.). Историк М.Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037--1043 годов, считая, что оптимистический характер «Слова» указывает на его составление до несчастного похода Владимира Ярославича на Константинополь в 1043 году. Ещё один из современных исследователей, предпринявший попытку установить более точное время появления этого произведения, называет дату 25 марта 1038 г.

Используемый термин «слово» для обозначения жанра придуман учеными - сам Иларион называет свое произведение "повестью", так как в нем он повествует, рассказывает. Это не что иное, как проповедь, однако, не только произнесенная в одном из церковных храмов, но и изложенная на бумаге. Поэтому он называет свое творение не только повестью, но и писанием.

Трактат Иллариона определил многие темы становления и дальнейшего развития Российского государства и права, которые обсуждались в течение всего средневекового периода и сохранили свое значение в Новое время. Среди них важное место занимали проблемы соотношения права и справедливости. Представление об организации политической власти, статус её носителя, его ответственности за управление страной и народом, представления о законе и правде, праве и нравственности имели надындивидуальный характер и стали отличительной чертой правосознания российского общества на протяжении почти всех последующих веков.

Уже исходя из названия становится понятно о чем собирается повествовать митрополит: «О законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и Вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала Великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и Молитва к Богу от всей Земли нашей».

Таким, образом, «Слово о Законе и Благодати» можно разделить на три части:

1. В первой части «Слова» рассматриваются такие понятия как «Закон» и «Истина» и выясняется их взаимосвязь. Иларион выдвигает богословско-историческую концепцию, согласно которой наступила пора свободного приобщения всех народов к христианству (Новый Завет имеет всемирное распространение), т.е. победа «божественного света» над «тьмой язычества». Он рассматривает исторический процесс как смену принципов религии: в основе Ветхого Завета принцип Закона, Нового Завета - принцип Благодати. Благодать для Илариона - синоним Истины, а Закон - лишь ее тень, слуга и предтеча Благодати.

Как отмечает Н.М. Золотухина, «истина воспринимается Иларионом как некий абсолютный идеал, единый для всех времен и народов, который хотя и имеет общий религиозный статус, но в свое содержание включает совокупность гносеологических и нравственных моментов, позволяющих производить оценку окружающей действительности и поведения человека». Согласно Илариону «Закон» передан людям через Моисея, а «Истина» - высшая ступень в нравственном состоянии человека, воспринявшего учение Христа и следующего ему. Ветхозаветные запреты, по Илариону, недостаточны, нравственность и справедливость - это проблема свободного выбора человека. Человек должен свободно творить добро и справедливость - такова центральная идея Илариона. Он противопоставляет закон как выполнение обязательного предписания Истине как результату реализации свободной воли человека, содержание которой определяется внутренним сознанием индивида, опирающегося на нравственно-этические заповеди Нового Завета.

Иларион подчеркивал, что Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему. «Ведь и Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а напротив, исполнить его». Речь здесь идет о соотношении закона и справедливости. Следует подчеркнуть, что Иларион уже оперировал сложившимися на Руси представлениями о едином смысловом значении терминов «Закон» и «Правда». «Иларион, - отмечают И.А. Исаев и Н.М. Золотухина, - один из первых в истории политической и правовой мысли утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой "правда" воспринимается и употребляется как юридический термин, включающий в свое содержание и нравственную мотивацию».

Иларион в своем "Слове" подчеркивает, что следование нормам только лишь Ветхого Завета не приводит людей к спасению души, как не спасло знание Закона ("тени") древних иудеев. Более того, предпочтение Ветхого завета может привести к иудаизму. И лишь Новый завет ("истина"), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению. В доказательство своей мысли Иларион приводит своё рассуждение на тему библейской притчи о Сарре и Агари, смысл которой, по Илариону, очень глубок. Агарь -- это образ Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра -- это символ Нового завета, Благодати, которая рождается от свободного Исаака. Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завета. Следовательно, не "первородство" имеет решающее значение, а то, что Господь послал истину людям в заветах Иисуса Христа. В рассуждении Илариона о Сарре и Агари прослеживаются две важнейших идеи:

  • -Во-первых, Христова Благодать настолько значительна, что спасает всех людей, принявших Святое Крещение, независимо оттого, когда произошло само крещение;
  • -Во-вторых, одного факта крещения достаточно для того, чтобы люди, его принявшие, были достойны спасения.

Таким образом, сравнение Закона и Благодати, которое дается в произведении Илариона, - это, в сущности, противопоставление двух религиозных учений, двух мировоззренческих систем - иудаизма и христианства. Однако Иларион не впадает при этом в религиозную догматику. Он сравнивает между собой то, что можно назвать политическим смыслом этих религий. Иначе говоря, он подходит к иудаизму и христианству как к идеологиям, каждая из которых несет в себе совершенно определенные цель и образ жизни, стереотипы поведения, общественное состояние и, кроме того, формирует определенную политику по отношению к другим народам.

По мнению исследователя «Слова» И.Н. Жданова , митрополит Иларион привлекает образы иудейства, Ветхого завета только для того, чтобы «раскрыть посредством этих образов свою основную мысль о признании язычников: для нового вина нужны новые мехи, для нового учения нужны новые народы, к числу которых принадлежит и народ русский».

2. Во второй части своего «Слова», Илларион, сужая тему, переходит к описанию распространения христианства по Русской земле: «Вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского», «И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу.

Крещение Руси, совершенное великим князем Владимиром, показало, что Благодать распространилось и в русские пределы. Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины. Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не «худая» и «неведомая» земля, но земля Русская, «ведома и слышима во всех четырех концах» света. Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено Божиим Промыслом. Русь равноправна со всеми странами и не нуждается ни в чьей опеке: «Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел он: восхотел -- и спас нас и привел в познание истины!».

3. Третья часть "Слова" посвящена прославлению великих киевских князей. Прежде всего, речь идет о князе Владимире (в крещении -- Василий), которого посетил Сам Всевышний и в сердце которого воссиял свет ведения. Однако митрополит утверждает, что и до Владимира были великие князья. Владимир -- это только «славный от славных», «благороден от благородных». Кроме него, славит Иларион князя Ярослава Мудрого (в крещении -- Георгий), современником и соратником которого был и сам митрополит. А также Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства. Более того, в своем сочинении Иларион именует русских князей титулом "каган". А ведь этот титул в те времена приравнивался к титулу императора. Да и самого Владимира Иларион сравнивает с императором Константином. Силу и могущество русских князей, славу Русской земли, «единодержавство» Владимира и его военные успехи Иларион описывает с нарочитою целью -- показать, что принятие христианства могущественным Владимиром не было вынужденным, что оно было результатом свободного выбора Владимира. Подчеркивая, что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором соединилось «благоверие с властью», Иларион явно полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения «варварского» народа.

Затем Иларион переходит к описанию личных качеств Владимира и его заслуг, очевидным образом имея в виду указать на необходимость канонизации Владимира. Довод за доводом приводит Иларион в пользу святости Владимира: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь -- славный и сильный народ -- и тем самым равен Константину, крестившему греков.

В целом же, в третьей части Иларион ставит вопрос об организации политической власти, статусе её носителя, его ответственности за управление страной и народом и других характеристиках государства:

  • -Сущность государства, по Илариону, божественна, так как в своем назначении она реализует божественную волю. Носитель верховной власти - Великий князь - воспринимается Иларионом как прямой выразитель божественной воли; он называет его «причастником» небесного царства и усматривает в нем прямого «наместника» Бога на земле;
  • -происхождение власти наследственное, а родословие современных князей Иларион исчисляет, начиная со «старого Игоря»;
  • -Великий князь, по мнению Илариона, должен быть "единодержавцем" своей земли. Владимир, будучи «единодержцем своей земли», «покорил под себя окрестные страны - те миром, а непокорные мечом». Всю свою землю он «пас мужеством и смыслом». Государственное устройство представляется Иллариону как единство всей земли, подвластной великому князю. Его утверждение, что власть и царство едины означает подчинение всей земли верховной власти Великого князя;
  • -высшая цель государства - обеспечение интересов всех подданных. Основной задачей Великого князя и целью всей его деятельности Иларион считает организацию хорошего управления в стране, обеспечение мира и изобилия в стране. Он советует править разумно, избавить страну от «моров и гладов», создать все условия для ее процветания. Т.е. управление государством - самоотверженная работа, направленная на достижение целей. Иларион впервые вводит в русскую политическую литературу термин «гроза» для характеристики могущества великого князя, способного «отгрозить» врагам и защитить своих подданных;
  • -Необходимо также проявлять заботу о церкви («церковь взрасти»), расселять города, заботиться о мире и соблюдать «свое достояние». Под «достоянием» Иларион понимает не сокровища и не княжескую казну, а многочисленных подданных Великого князя, нуждающихся в его заботах и поддержке: «...мужей и жен и младенцев спаси. Находящихся в плену, в заточении, в пути, в плавании, в темницах, алчущих и жаждущих и нагих - всех помилуй, всех утешь и обрадуй, радость творя им телесную и душевную»;
  • -реализация верховной власти должна совершаться только на основании Закона - правды. Власть князя разумна, мужественна и основана «на правде». Он «правдой облечен, крепостью перепоясан, истиной обут и смыслом венчан»;
  • -Власть согласно Илариону должна употребляться правильно, защищать правду и справедливость. Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво. Иларион вводит в политико-правовую теорию тему «о милости виноватому»: справедливое наказание неизбежно, но оно не исключает милости, потому что «милость превозносится над судом». Но милость не исключает возмездия за совершенные проступки и преступления. Всякий, творящий беззакония, должен быть наказан так, чтобы каждому воздалось "по делам его" и никто бы "не спасся". Гнев князя, по мнению Илариона, не должен погубить человека, поэтому он советует наказывать "в мале" и вскоре прощать. «Мало казни и много милуй и милостью исцели, в мале оскорби и в скорости овесели, ибо не терпит наше естество долг носить гнев твой, как стебель огня». Иларион верит в исправительную силу прощения больше, чем в результат наказания. «Помиловать, - заключает он, - значит спасти». Милосердная и законная деятельность властителя, направленная на поддержание справедливости, сочетается, по мысли Илариона, с его личным нравственным обликом. Впервые в русской общественно-политической мысли Иларион "создал образ справедливого правителя христианского типа, разработал нравственные критерии", которым он должен соответствовать;
  • -Что касается внешнеполитической линии, то она основана на христианской идее равноправия всех народов.

За третьей, заключительной частью «Слова», в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанная тем же патриотическим подъемом, патриотическою мыслью, и надписанная именем того же Илариона. «И, доколе стоит мир <сей>, не наводи на нас напасти и искушения, не предай нас в руки иноплеменников, да не зовется град твой градом плененным, а <овцы> стада твоего -- «пришельцами в земле не своей». Была ли это заключительная молитва Илариона органической частью «Слова», или она была составлена отдельно -- еще не совсем ясно, но, во всяком случае, она едина со «Словом» по мысли.

Древнерусские политико-правовые учения (Иларион, Д. Заточник, В. Мономах)

Иларион. Слово о Законе и Благодати. Иларион был современником Ярослава Мудрого, в 1051 г. он стал первым русским митрополитом, избранным в Киеве без утверждения Константинополя. В это время Киевская Русь была одним из крупнейших государств в Европе и отстаивала перед Византией свои суверенные права.

Произведение "Слово о Законе и Благодати" Илариона датируется примерно 1050 г. Основной смысл произведения изложен в его оригинальном заголовке "О Законе, данном через Моисея, и о Благодати и Истине, пришедших с Иисусом Христом, и о том, как Закон прекратился, Благодать же и Истина всю землю наполнили". Рассуждения о Законе и Благодати сопряжены у автора с возвеличиванием Руси и прославлением ее правителей. Отдавая дань средневековой традиции, ученый дает философское осмысление правовых категорий, рассуждает о соотношении Закона и Благодати. Иларион ассоциирует Закон с древними скрижалями, которые замыкают веру на одном, еврейском, народе. Кроме того, Закон соотносится с языческим, т.е. первобытным, обществом. Благодать же дана не одному, а всем народам через Новый Завет. Следовательно, Благодать является более высокой формой закона, новой ступенью общественных отношений. Закон является тенью Благодати, поэтому Русь, принявшая христианство, имеет Благодать наравне с Византией. Таким образом подчеркивается светский суверенитет Древнерусского государства и делается намек на равноправие русской церкви по отношению к Константинополю. При этом Иларион прибегает к аллегории: "Хвалит Римская страна Петра и Павла, благодаря которым уверовала она в Иисуса Христа, сына Божия... Похвалим же и мы, по силе нашей... нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей - Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава". Похвала князю - крестителю Руси перекликается также с введением церковной десятины. Илларион упоминает храм Богородицы, известный как "Десятинная" церковь, которой по уставу Владимира 989 г. была утверждена десятая часть княжеского имущества.

Наличие собственной правящей династии подчеркивало суверенитет и легитимность государственной власти. Более того, Иларион говорит о наличии у Владимира титула "каган", что было равнозначно императору, следовательно, возвышало киевскую власть до уровня константинопольской. Возвеличивание Древнерусского государства и его князей было бы невозможно без поддержки Ярослава Мудрого, проводившего независимую от Византии политику.

Самовольное избрание митрополита и независимое поведение молодой епархии вызвало недовольство Константинополя, отношения двух государств ухудшились. Судьба ученого монаха после написания "Слова" неизвестна, но есть версии, что под давлением Византии он был вынужден уйти в монастырь и стал монахом, известным как Нестор - автор "Повести временных лет".

"Изборник" 1076 г. Во время правления Святослава Ярославича Древнерусское государство представляло собой одну из крупнейших европейских держав. Уровень развития политико-правовых учений Киевской Руси отражен в "Изборнике" 1076 г. Исторический документ не только характеризует правовые знания в Киевской Руси, но и свидетельствует о том, что древние русичи были хорошо знакомы с византийской литературой, откуда черпали "глубинные знания".

В "Наставлении богатым" отражено понимание правосудия. В "Изборнике" содержится наставление древнерусским судьям: "Таких имей друзей и советников, которые не все сказанное тобой восхваляют, а стремятся отвечать по суду праведному. Внимательно выслушивать подобает всякую судебную тяжбу, невозможно ведь открыть правду на ходу. Вдумайся в суть спора неторопливо, выноси приговор без поспешности. Не оправдывай виновного, даже если он друг тебе, и не обижай правого, даже если он враг тебе". Правосудие в сознании древнерусского человека неразрывно связано с мощным государством и "праведным" правителем: "Насколько могуществом превыше ты всех, настолько и добрыми делами сиять и утверждаться ради них должен".

"Повесть временных лет" - это не только уникальный памятник литературы и один из древнейших исторических источников. Автором древнерусской летописи признается монах Киево-Печерского монастыря Нестор, время составления памятника датируется примерно 1113 г. Однако источник имел нескольких составляющих, включая и древнейшую часть, уходящую корнями во времена формирования Древнерусского государства. В оригинальном названии Лаврентьевская летопись 1377 г. излагает теорию образования государства и происхождения права Киевской Руси: "Вот повести минувших лет. откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля".

В основе "Повести временных лет" лежит христианское учение о борьбе добра и зла (Бога и сатаны) в обществе, государстве, о противостоянии Правды и "неправедного". Добро исходит из веры в Бога, из соблюдения христианских заповедей, а зло отождествляется с языческим, дьявольским неверием и наущением антихриста.

Общество. Древнерусское общество показано как объединение славянских и неславянских племен, "нынче зовущихся

Русь". Древнее славянское общество летопись рассматривает с позиции противопоставления добра и зла. Например, поляне, исповедовавшие язычество, показаны как племена, предрасположенные к принятию христианства. При этом виден контраст "кротких" полян с древлянами, жившими "звериным образом". По отношению к языческим русским князьям летописец был лояльнее, поэтому он нейтрально оценил Рюрика и Олега, а вот принявших христианство Ольгу и Владимира явно противопоставлял Игорю и Святославу. Противопоставление добродетели и зла прослеживается и в сюжете об убиении Бориса и Глеба Святополком Окаянным.

Государство в летописи понимается как Русская земля, объединенная в результате политической деятельности князей. Процесс централизации государства (с центром в Киеве) рассматривается как благое дело, а децентрализация в результате княжеских распрей оценивается отрицательно. Так, летопись положительно говорит о Владимире, крестившем Русь в 988 г., о периоде княжения Ярослава Мудрого (1019-1054). Междоусобную борьбу русских князей "Повесть временных лет", напротив, осуждает.

Отдельно можно рассмотреть летописный сюжет об образовании Древнерусского государства. Древнее новгородское предание о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса с варяжским народом "русь", переписанное Нестором в XII в., спустя шесть столетий легло в основу норманнской теории. Летописец, конечно же, не был "первым норманнистом". Просто он сформулировал концепцию северного, варяжского происхождения Русского государства, чтобы обосновать непричастность Византии к начальной истории славяно-русских племен и зачатков государственности. Вообще же варяжская традиция в происхождении Русской земли не единственная в летописи. Киевские и чернигово-тмутараканские книжники прослеживают легитимность Русской земли по отношению к древней Скифии и Хазарии, а русские князья Ярослав и Мстислав называли себя каганами, как и правители Хазарского государства. Справедливости ради нужно добавить, что в XIX в. возникла и хазарская теория происхождения Древнерусского государства, так что русского летописца условно можно считать и родоначальником "хазарской теории".

Знания автора летописи о государстве и его сущности не ограничиваются версиями о происхождении Русской земли. Нестор сравнивает Киевскую Русь с другими странами, дает ценные сведения о государственной структуре. Высокообразованному монаху хорошо знакомы государственные органы Руси (дружина, двор), иерархия государственных служащих (бояре, княжеские советники, посадники и т.д.). Прослеживается и знание летописцем первых государственных реформ, административно-территориального устройства Руси. Как государственный и одновременно религиозный деятель, он знал народную жизнь, был в гуще политических событий. Имеются сведения, что посещал монах и далекую Тмутаракань, Безусловно, проведя жизнь в келье Киево-Печерского монастыря, нельзя было обладать тем багажом знаний, который лег в основу такого энциклопедического произведения, кап "Повесть временных лет".

Право в летописи. Период составления "Повести временных лет" тождествен времени создания первых памятников права Древнерусского государства. В литературном памятнике нашли отражение основные моменты развития древнерусского законодательства и понимание права современниками XI-XII вв.

В источнике содержатся древние отечественные юридические документы: русско-византийские договоры. Договор 912 г. был заключен в результате удачного похода славяно-русской дружины на Царьград. Это первый юридический документ, дошедший до наших дней, хотя и сообщается о предыдущем аналогичном договоре. Но в отличие от договора Олега с греками 907 г., о котором сохранилось лишь упоминание, договор 912 г. приводится полностью. Более того, он составлен в соответствии с византийскими договорными формами IX-X вв. Прежде всего договор 912 г. отражает внешнеполитические успехи молодого государства. Летописец не только воспроизвел текст источника, но и предложил его интерпретацию, как бы прокомментировал договор.

Русско-византийский договор 945 г. также отражен в летописи. Документ был продолжением аналогичных письменных актов 907 и 912 гг. В первых же предложениях договора 945 г. существует ссылка на список договора 912 г. Договор 945 г. более совершенен по форме. В нем говорится, что с русской стороны договор подписывается от имени великого князя киевского, его князей, бояр и гостей (купцов). Определена и цель нового договора - "обновить ветхий мир".

Содержание положений межгосударственных соглашений 912 и 945 гг. сопоставимо с "Русской Правдой". По содержанию "Повести" можно проследить отношение автора к Византии, понимание Нестором международных отношений, летописец разделяет главы, "касающиеся возможных злодеяний", и положения договоров о "русских торгующих". Дифференциация в тексте публичного и частного права показывает понимание права книжниками XI-XII вв.

"Повесть" как нарративный источник прежде всего отображала политическое развитие Руси, но в ее тексте часто встречается юридическая терминология того времени. Категории, похожие по смыслу со словом "правда", обозначены как благодать, добро, справедливость и др. Диаметрально противоположный смысл Нестор вкладывал в слово "неправда", что отождествляется с усобицей, грехом или словом "кривда".

Юридические понятия летописи неразделимы с христианским мировоззрением и моралью. Поэтому Нестор предлагает не правовую, а более широкую, морально-этическую оценку деяний русских князей, например Святополка. Вместе с тем летопись отражает и сословно-классовое понимание права. Так, деятельность русских князей, направленная на укрепление государственности, находит в "Повести" одобрение, в то время как противодействие князьям со стороны народа Нестор осуждает. Например, симпатии летописца явно на стороне Ольги, которая хотя и мстила за убитого древлянами супруга, но ее действия правомерны. Прежде всего Ольга княгиня, к тому же первой приняла христианство. Тот факт, что вдова Игоря истребила многих ни в чем не повинных древлян, придворным летописцем не осуждается, ведь Ольга "пребывала в любви", а древляне "жили звериным обычаем, по-скотски". Похожих (двойных стандартов) в понимании правосудия "Повестью временных лет" множество. Можно сказать, что в летописи, как и в памятниках древнерусского законодательства, нашли отражение правопривелегии, характерные для эпохи феодализма.

Итак, "Повесть временных лет" - уникальный литературный источник Древней Руси, отражающий представление правящей элиты об обществе, государстве и праве в эпоху раннего Средневековья.

Поучения Владимир Мономаха. В произведениях князя Владимира Мономаха (1113-1125), адресованных своим современникам и потомкам, звучит призыв к борьбе со степью, автор отстаивает позицию укрепления власти и развития правосудия. По сути, Мономах представил программу власти во внутренней и внешней политике. Мономах смог дать отпор кочевникам и разгромить "вежи половецкие". В годы его правления получило развитие законодательство, в "Русской Правде" была ограничена ростовщическая деятельность, князь призывал феодалов к ограничению произвола над народом во избежание восстаний, подобных тому, что было в Киеве в 1113 г. В вопросе о единстве Русской земли Мономах придерживался принципа феодального иммунитета, провозглашенного на Любечском съезде 1097 г. с иерархией вассалитета-сюзеренитета. Мономах реализовал свою политическую программу, его "Поучения" можно назвать первой государственной доктриной, сформулированной в виде политического завещания своим детям и иным, "кто услышит" слово князя.

"Слово о Полку Игореве" является уникальным памятником древнерусской литературы. Неизвестный автор конца XII в. через основной сюжет - поход Святослава Игоревича на Дон - доносит политический лейтмотив произведения; пагубность раздробленности для русских земель, необходимость политического объединения князей для борьбы с кочевниками и возврата в Русское государство потерянных территорий Подонья-Приазовья. "Слово" отражает расклад политических сил в стране и показывает наличие на Руси не только центробежных тенденций, но и желания к объединению. Автор поэмы в свойственной ему манере восхваляет русских князей, стремившихся к политическому единству. На примере Игоря продемонстрированы последствия русского сепаратизма: гибель дружины и плен князя. Русская земля, ослабленная усобицами, становилась легкой добычей половцев, народ страдал от неурядиц. Автор "Слова" справедливо полагал, что только единство Руси может остановить нашествие кочевников. Он реалистично показывает возможные формы единения Руси при слабости киевского князя: совместные действия против степняков и поиск политического компромисса в решении общерусских проблем. "Слово" призывает князей придерживаться своих вотчин, не посягать на вотчины братьев, почитать великого князя. По сути, автор предлагает некую конфедерацию или содружество княжеств при номинальной власти Киева или Чернигова. Такая форма политического единства могла быть ступенью на пути воссоздания Киевской Руси.

Важное отличие "Слова" от других произведений того времени - светский характер поэмы. В отличие от памятников литературы, написанных учеными монахами, автор поэмы пытается логически обосновать необходимость единства, он приводит примеры из русской истории, взывает к патриотическим чувствам. Церковные произведения, наоборот, предвещали божью кару, а в качестве примеров приводили библейские или евангельские сюжеты. Скорее всего, автор "Слова о Полку Игореве" был светским человеком, очевидцем многих событий, который знал проблемы русской земли и видел пути выхода из затянувшихся междоусобиц.

Моление Даниила Заточника. Политическая мысль Руси накануне монголо-татарского нашествия отражена в произведении, которое приписывается Даниилу Заточнику. Возможно, автор начала XIII в. представлял слой зарождавшегося служилого сословия - будущего дворянства. Д. Заточник связывал свою судьбу и благополучие со службой князю. Грамотный человек, некогда состоятельный, автор "Моления" оказался в нищете. Он пострадал от чьего-то произвола, попал в заточение и взывал к князю о снисхождении и снятии опалы.

Кроме основного сюжета о своей участи Даниил Заточник рисует идеальную форму правления Руси. Автор ратует за крепкую княжескую власть, которая опирается на княжеский совет. Думцы, по "Молению", должны быть людьми, преданными власти, грамотными, умными и справедливыми (к таковым себя относил и сам автор). Князя Даниил предостерегает от самоуправства бояр и лживых советников. В осуществлении планов укрепления власти Даниил предлагает опираться на мудрое управление и на войско.

Как видно из политических воззрений Даниила Заточника, в Северо-Восточной Руси формировался служилый слой, солидарный с князем. Зарождавшееся служилое сословие еще не сформировало собственной политической доктрины. Вместе с тем обозначены основные интересы людей, согласных стать "рабами князя" по долгу службы. Если на Руси Даниил был не одинок в своих интересах, то обедневшие землевладельцы готовы были служить в управлении или в войске князя и составить боярству серьезную конкуренцию.

Тема раздробленности в рукописях XII-XIII вв. В период междоусобиц XII-XIII вв. древнерусские авторы взывали к князьям о прекращении братоубийственной войны. В "Слове о князьях" один из них призывает внуков Владимира "стерпеть прежние обиды и первыми мир искать" и противопоставляет раздробленную Русь могущественному Киевскому государству. Эта мысль развивается в "Слове о погибели Русской земли", написанном во время монголо-татарского нашествия. Анонимный автор воспевает "светло и прекрасно украшенную землю Русскую", на которую "обрушилась беда и погибель". Военное поражение Руси, судя по сохранившемуся отрывку произведения, связывается прежде всего с феодальной раздробленностью. Контрастом в "Слове" звучит величие Руси в период ее политического единства.

Юридическая мысль XIII в. ярко отражена в "словах" и "поучениях" Серапиона Владимирского. Епископ разоренного ордынцами Владимира делится с современниками мыслью о необходимости возрождения Руси. Восстановление государства автор связывает с духовностью, с укреплением веры. Монголо-татарское нашествие Серапион объясняет "наказанием за грехи", за маловерие и, как следствие, "злодеяния: разбои, грабежи, пьянство, прелюбодеяние, лжесвидетельства, скупость, лихоимство, обиды, воровство, ложь, клевета, ростовщичество". При этом автор не просто перечислил преступления, известные в XIII в., но и констатировал всплеск преступности из-за отсутствия у князей реальной власти. Он призывает прекратить распри и объединиться для возрождения Руси. Серапион в аллегорической форме связал инволюцию государства и права с отходом от христианства к язычеству, т.е. к маловерию. Таким образом, он с позиции канонического права объяснил теорию преступлений. Серапион, сформулировав первопричину бедствия, взывал к вельможам и простым людям "пробудиться ото сна" неверия и возродить веру, значит и Русь. В завершении своего политического воззвания епископ предрекал: "Если не оставите это (грехи), то еще большие беды ожидают вас!"

Итак, историко-правовые источники в Древнерусском государстве показывают зарождение учений об обществе, государстве и праве. Несомненно, на политико-правовую мысль Древней Руси оказывала влияние Византия, но и в Киево-Печерском монастыре зародилась "книжность", пытавшаяся обосновать независимость молодого государства от империи. В идеологическом споре Царьграда и Киева возникли первые официальные политико-правовые учения, была сформулирована политическая доктрина Древней Руси. В период политического единства основной мыслью было показать мощь государства, предотвратить распад Руси на удельные княжества. С наступлением периода раздробленности политико-правовая мысль акцентировала внимание на воссоздании единого Русского государства. По мере того как Древняя Русь дробилась на княжества, а половецкие набеги сменялись монголо-татарским нашествием, возникала пессимистическая мысль о "погибели Русской земли" и необходимости возрождения общества и государства.

Общий анализ произведения Иллариона «Слово о Законе и Благодати»

Отражая взгляды исследователей данной проблематики, можно сказать, что произведение Иллариона представляет собой не что иное, как проповедь, произнесенная в одном из церковных храмов. Используемый здесь для обозначения жанра Иллариона термин «слово», придуман самими учеными - автор называет свое произведение «повестью» («О Законе, Моем даньнемь, и Благодати и Истине, Христосъмь бывъшиимъ, повесть си есть»). Илларион, однако, не только ее произнес, но и изложил на бумаге (1037-1050 гг.). В «Слове» содержится обращение к избранной аудитории, к тем, кто «преизлиха насытился сладости книжной». Последние слова прямо указывают, что Илларион обращался своей проповедью к образованным людям православной христианской веры. И поэтому он считал излишним говорить о том, о чем уже написано в христианской литературе Золотухина Н.М. «Развитие русской политико-правовой мысли». М. 1985. С. 11.

Существует устоявшееся мнение о том, что Иларион предполагает здесь затронуть три большие темы: выяснить соотношение закона и истины, отметить похвалой деятельность Владимира и предпринятое им крещение Руси и воздать хвалу богу с целью обеспечения будущего процветания страныЗдесь подразумевается, что такое разделение выходит из самого названия произведения: «О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и Вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владидимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей».. Исследователи данного вопроса единодушно считают данный трактат «первым, дошедшим до нас политическим трактатом Древней Руси… изложенного богословским языком» Золотухина Н.М. «Развитие русской политико-правовой мысли». М. 1985. с. 11

В первой части «Слова…» дается понимание «закона», «истины» и «благодати». Закон в данном случае выступает «предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать - служитель будущего века, жизни нетленной». По мысли Иллариона, подзаконное состояние не представляет людям свободы в выборе своих действий, поскольку они принуждены под страхом наказания исполнять волю Бога, государя, господина. Илларион говорит, о том, что иудеи являются «рабами» закона. У них «невыносимое иго закона, а у свободных (христиан) благое и легкое бремя Христово» Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли X - XVIII века. М. 2003. С. 39..

Закон понимается у Иллариона, в теологическом и юридическом отношении - как внешнее установление, предписание, являющейся системой запрета, регулирующей поведение человека в обществе. Закону подчинены внешние покупки людей, причем, на той ступени их развития, когда они еще не достигли совершенства и могут погубить друг друга. Закон, как жесткое установление, регулирующее насильственными мерами поведения человека в обществе и «Истина», выражающаяся в высоком нравственном состоянии человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительность и преходимость которого, по мнению Иллариона очевидна Золотухина Н.М. «Развитие русской политико-правовой мысли». М. 1985. С. 12-13.. Он (закон), дан человечеству только «на приуготовление к истине и благодати, да в нем обвыкнет человеческое естество» Иларион. Слово о Законе и Благодати. М. 1994 С. 39.. Подзаконное состояние не делает людей свободными, ибо заложенное в его содержании рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения.

«Благодать и Истина», являются понятиями, которыми Иларион обозначает христианское учение, изложенное в Новом завете. Воплощение Благодати - Христос, сын Божий. Согласно Илариону Христос являлся в наш мир именно Благодатью. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли X - XVIII века. М. 2003. С. 37. Люди восприняли это учение и, реализуя его заветы в своем поведении и действиях, вступили на путь истины. Заповеди Моисея сохраняют жизнь человеку, спасая его бренное существование, учения Христа спасает душу, приводя людей к совершенству и делая их достойными запечатленного в них образа Божия, и тем самым обеспечивает им вечную жизнь.

И вот, когда спаситель пришел на землю к иудеям во исполнения пророчеств, прореченных о нем, как говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»; и еще: «Не нарушить пришел я закон, но исполнить» Там же. С. 37. Спаситель пришел на землю, чтобы помиловать иудеев, а они не приняли его, поскольку «поскольку были дела их темны, они не возлюбили свет, чтобы не стали явными дела их, ибо они темны» Там же. С. 37.. Потому что иудеи оправдывали себя посредством законов, христиане же спасали себя в сиянии благодати. Как сказал Илларион: «В иудействе оправдание, по причине ревности, подзаконных, убого было и не простиралось на другие народы, но совершалось лишь в Иудее; а Христианское спасение же - благодатно и изобильно, простираясь во все края земные» Там же. С. 31..

Сравнение Закона и Благодати, которое дается в произведении Иллариона - в сущности как утверждает профессор Томсинов, не что иное, как противопоставление двух религиозных учений: иудаизма и христианства. Илларион сравнивает между собой не религиозное содержание и обрядовые формы иудаизма и христианства, а то, что можно назвать идеологией, т.е. каждая из религий несет в себе совершенно определенные цель и образ жизни, стереотипы поведения, общественное состояние и, кроме того, формирует определенную политику по отношению к другим народам Дело в том, что Русь, в течение 50-60-х годов IX в., вела кровопролитную борьбу с Хазарским каганом - с тюркским государством, в котором власть принадлежала иудейской общине, и соответственно иудаизм был господствующей идеологией. И хоть в 965 г. войско Святослава разбило войско хазарского кагана и овладело его столицей, до 1113 г., иудейские миссионеры продолжали пропаганду своей веры. И когда в 986г., после того, как отверг предложения болгар и немецких миссионеров принять соответственно мусульманство и римско-католическое христианство, к нему приходили хазарские евреи, чтобы обратить его в иудаизм. Он отверг их, говоря: как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или нам того же хотите?.

Необходимо заметить, что противопоставление христианства иудаизму было традиционным для христианской литературы. Уже во II в., христианские теологи настойчиво проводили в своих проповедях и писаниях идею о противоположности учений Ветхого и Нового Завета. Так, в трактате, приписываемом жившему в середине названного столетия теологу по имени Маркион, указывалось на следующие различия между Богом Ветхого Завета Яхве и Богом Нового завета Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли X - XVIII века. М. 2003. С. 38 - 39.: «Первый запрещает людям вкушать от древа жизни, а второй обещает дать побеждающему вкусить «сокровенную манну». Первый увещевает к смешению полов и к размножению до пределов Ойкумены, а второй запрещает даже одно греховное взирание на женщину. Первый обещает в награду землю, второй - небо. Первый предписывает обрезание и убийство побежденных, а второй запрещает и то и другое. Первый проклинает землю, а второй ее благословляет. Первый раскаивается в том, что создал человека, а второй не меняет своих симпатий. Первый предписывает месть, а второй прощение кающегося. Первый обещал иудеям господство над миром, а второй запрещает господство над другими. Первый позволяет евреям ростовщичество, а второй запрещает присваивать не заработанные деньги. В Ветхом Завете - облако темное и огненный смерч, в Новом - неприступный свет; Ветхий Завет запрещает касаться ковчега завета и даже приближаться к нему, т.е. принципы религии - тайна для массы верующих, в Новом Завете - призыв всех к себе. В Ветхом Завете - невыносимое иго закона, а в Новом - благое и легкое бремя Христово».

В распространении морально - этического идеала христианства, замечает Золотухина, Иларион видит путь к совершенствованию человечества. В своем труде он проводит идею о равноправии всех христианских народов, неоднократно подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло, поскольку миссия Христа в спасении всех языков, что наступил другой период, когда все равны перед Богом Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М. 1985. С. 14.. Его учение одинаково распространяется над всех без исключения людей, независимо от пола, возраста, социального состояния и расовой принадлежности. «Во всех языках спасение твое, и цари земстии и вси люди, князи и все судии земстии, юноше и девы, старци с юнотами» - все подчинялись одной истине, которая одинакова для всех «от востока до запада» и одни народы не могут быть «обидимы» от других. Превознесение народа в ущерб другому рождает только зависть, злобу - чувства, несовместимые с моральными идеалами христианства, считал Илларион.

Активно осуждаются Илларионом и притязания Византии на гегемонию во всем православном мире. Это позиция вытекает из его общей схемы равноправия народов Дело в том, что во времена выступления Илариона отношения Византии с Русью весьма обострились результате неудачной (для Руси) войны 1043 года. Иларион сформулировал негативное отношение к Византии в виде отрицания возможности ее полной гегемонии, унижающей Россию как суверенное государство. . Илларион пытается определить место Руси во всемирной истории и историческую роль русского народа. Киевскую Русь Иларион характеризовал, как общество, уже вступившее на путь истины.

В Слове…» он стремиться показать не только высокий уровень общественной и государственной организации страны, но и международное значение Русского государства, как вполне равноправного в кругу известных ему стран.

Вторую часть произведения составляет похвалу князю Владимиру, которая, как утверждает Томсинов, органически выводится из признания высокой ценности христианства для Руси. Все страны, отмечал Илларион, чтут и славят учителя, который научил их православной вере. «Восхвалим же и мы, по немощи нашей хотя бы и малыми похвалами, - совершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава» Там же. С. 41..

Создав теоретически идеальный образ правителя, автор «Слова» пытается обнаружить его черты у киевских князей. Он начинает с восхваления Владимира I, крестившего Русь. У него князь славен уже тем, что «не в худе бо и неведоме земли владычествовавша, но в русской, яже ведома и слышима, есть всеми четырьмя концами земли» Иларион. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы древней Руси. - СПб., 1997. - Т. I. - С. 42.. Князь должен «единодержец быть земли своей».

Употребление Илларионом понятия «самодержец» не случайно, в применяемой формуле совершенно четко выражено его представление о единой суверенной власти в пределах всей подвластной территории. Единодержавная власть князя не произвольна, она крепка «мужеством и смыслом» и основана на законе «землю свою пасущу правдою». Самодержавие указывает на правовую, законную природу власти монарха. Монарх - часть правовой системы, его полномочия устанавливаются законом, и он отвечает за свои действия только перед законом, Богом и своей совестью. А смысл понятия «самодержавие» заключается в независимости монарха от чужой воли (от армии, народного голосования, иностранных держав, финансовых кругов). В подтверждение вышесказанного Илларион особо хвалит деятельность Владимира и Ярослава Мудрого.

Силу и могущество русских князей, славу русской земли, «единодержавство» Владимира и его военные успехи Илларион описывает с нарочитой целью - показать, что принятие христианства могущественным Владимиром не было вынужденным, что оно было результатом свободной воли Владимира. «Подчеркивая, что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором соединились «благоверие с властью», Иларион, - отмечает Д.С. Лихачев, - явно полемизирует с точкой зрения греков, приписывающих себе инициативу крещения «варварского» народа» Д. С. Лихачев. Избранное. - Ленинград. , 1987. - Т. 2. - С. 34..

Важно, что Илларион так же, как и Платон, придает большое значение воспитанию правителя и подготовке его к занятию политической деятельностью. Будущий верховный властитель, рождаясь от благородных родителей, еще с детства всей системой воспитания подготавливается к выполнению высшего своего долга перед людьми и Богом.

В понятие государственной власти Илларион вкладывает особый смысл. Он понимает княжескую власть не столько в качестве совокупности властных полномочий или высшего сана - самого высокого места в общественной иерархии, но, скорее, в качестве поля деятельности, процесса свершения благих дел для Русской земли. Управление государством, по мысли Иллариона, связано с самоотверженной деятельностью «главное делом скончай», направленной на достижение высшей цели - обеспечение интересов всех подданных. Описание законной и вместе с тем милосердной деятельности великого князя тесно связано у Иллариона с моделированием морального облика правителя, обеспеченного всей силой властного авторитета. «По существу, - говорит Золотухина Н.М., - Илларион первым в истории русской политической мысли создал образ правителя христианского типа, разрабатывал нравственные критерии, которым он должен соответствовать» Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М. 1985. С. 16..

Важно, что, восхваляя Владимира как духовного проповедника - крестителя Руси «учитель наш и наставник благочестия…» Иларион. Слово о законе и благодати // Библиотека литературы древней Руси. - СПб., 1997. - Т. I. - С. 53., у Илариона нет даже намека на то, что поддержка князем православной веры может каким-то образом способствовать упрочнению и расширению его политической власти. Более того, из содержания произведения Илариона можно сделать вывод, что православие, скорее ограничивает власть главы государства.

Православный князь вершит государственную власть уже не единолично, а с епископами «…ты же, часто собирался с новыми отцами нашими - епископами, со смирением великим совершался с ними о том, как установить закон народу нашему новопознавшему Господа» Там же. С. 49.. Он был скорее первым среди равных, нежели подлинным единовластцем. В Киевской Руси отсутствовал развитый бюрократический аппарат. Великий Князь вынужден был полагаться преимущественно на собственные силы. Круг обязанностей великого князя предполагался предельно широким. Он должен был самолично осуществлять практически все управленческие функции.

Иларион в сущности ничего не говорит о богоизбранности князя или о божественном происхождении государственной власти. Согласно Иллариону божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а разум в сердце его «…призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в сердце его свет ведения…» Там же. С. 45.. В соответствии с этим в политической идеологии Киевской Руси в воспринятом вместе с христианством учение о божественном происхождении государственной власти главный упор делается на божественности не самого властителя, а его обязанностей.

Отсюда Илларион представлял переход княжеской власти по наследству не столько в виде наследования высшей государственной должности, сколько в качестве наследования деятельности, продолжения благодеяний, совершенных предшественником. Иначе говоря, в русском политическом сознании предполагалось, что тот или иной человек избирается Богом на роль главы государства не для того, чтобы просто быть верховным властителем, но для служения Русской земле, для поддержания в ней порядка, защиты ее от врагов, отправления правосудия и т.п. Идеальный князь в русском политическом сознании - это князь - труженик, князь - воин.

Власть над людьми князь получает, в представлении Иллариона, не от Бога, а по наследству от славных предков своих - русских князей «Сей славный, будучи рожден от славных, благородный - от благородных, князь наш Владимир» Там же. С. 45..

Илларион впервые в русской политической литературе поставил вопрос об ответственности князя перед подданными. Князь обязан, пишет Илларион, «без блазна же богом данные ему люди управившу». Причем князь несет ответственность за людей, вверенных его попечению и за свое управление ими: «за труд паствы люди его». В обязанности князя входит и организация хорошего внутреннего управления страной «глады угбози, боляры умудри, грады разсели…».

Одной из насущных внешнеполитических задач Илларион считает обеспечение мира. Так, в третьей части своего произведения, где в виде молитвы сформулированы пожелания своей стране, Илларион прежде всего просит избавить ее от войн (донели же стоит мир не наводи на ны напасти искушения, не предай нас в руки чужих»), которые могут плачевно кончиться для русского народа (да не прозовется град твой град пленен). Ни на свой, ни на чужой народ не следует «попущать скорби и глада и напрасных смертей, огня, потопления…». Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь - провести ряд мероприятий по предотвращению войн «ратные прогоняя, мир утверди, страны укороти», а некоторые даже «отгрози» Понятие «гроза», которое Иларион первым вводит в политическую литературу в качестве характеристики одного из аспектов деятельности верховного властного начала, снабжено у него определенным содержанием и означает, прежде всего, могущество верховной власти, способной «отгрозить» врагам родной земли в целях сохранения мира. .

В заключении хочется отметить, что Илларион нарисовал идеальный образ великого князя как верховного правителя христианского типа, выработав для этого определенные критерии, с помощью которых производил оценку личности правителя и его деятельности как главы государства.

Киевский Митрополит. Написал в XI в. первый русский политический трактат - «Слово о Законе и благодати», где предпринял попытку обосновать независимость Киевского государства от Византии, идею сильной княжеской власти.

Идеи Илариона получили дальнейшее развитие в летописях. Они составлялись на протяжении многих веков, подвергались многочисленным переделкам. До нас дошли сравнительно поздние летописи (Новгородская летопись XIII- XIV вв., Лаврентьевская летопись 1377 г., Ипатьевская летопись начала ХV в.). Ядром летописания стала «Повесть временных лет» Нестора , завершенная при Владимире Мономахе. Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, широко образованный человек. В своей «Повести» защищал идеи единства и суверенитета крещенной Руси.

Стремление к захватам Нестор рассматривает как гордость, высокоумие и «крамолу». В «Повести…» решались три задачи :

Утверждение законности княжеской власти;

Обоснование независимости Руси от Византии;

Повышение значения власти Киевских князей (подчеркивание их старшинства среди русских князей и прекращение междоусобных войн).

В «Повесть временных лет» органической частью вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение детям», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», «Автобиография». В них Мономах затрагивает большой круг вопросов: устанавливает объем власти великого князя киевского, определяет его отношения с вассальными князьями. Основное внимание Мономах уделяет идее укрепления государственного единства, подчиненности интересов отдельных князей задачам и целям всей русской земли.

К началу ХIII в. центр русской общественно-политической жизни перемещается из Киева во Владимир. Здесь и появляется «Моление Даниила Заточника» (1229г.) , где определены способы укрепления княжеской власти.

Сам автор «Моления» – бывший дружинник князя, попавший в немилость, а возможно и в заточение. Сильная княжеская власть – стержень всего произведения. Князь должен управлять справедливо, иметь при себе «думцев» и опираться на их совет. Задача заключалась в том, чтобы был произведен правильный подбор людей. Советники князя должны быть умны, не допускать беззакония. Среди качеств идеального князя выделял заботу о подданных: «Земля плод дает обилия, древеса – овощ; а ты нам княже – богатство и славу».

В ХV – ХVII вв. происходит дальнейшее укрепление Московского государства и его правителей. В связи с возросшей ролью правителя активно обсуждались нравственные и юридические нормы, которыми он должен руководствоваться. В спорах по этим вопросам формулировались основные направления политической мысли: теория «Москва- третий Рим», спор «нестяжателей» и «посифлян», деспотическая доктрина Ивана Грозного, тираноборческие идеи А.Курбского.


Теория «Москва – третий Рим» свою окончательную формулировку получила в посланиях Филофея – монаха Псковского Елезарова монастыря к псковскому наместнику и великим князем Василию и Ивану. Эти послания стали широко известными политическими документами конца ХV – начала ХVII вв. Главная цель теории – доказать закономерность возвышения Москвы и великого князя Московского как главы всей русской земли. Для основания этой цели Филофей формулирует теолого-историческую концепцию государственности, стимулом для которой послужило завоевание турками Византии в 1453 г.

История человечества – это возникновение, развитие и упадок мировых царств в соответствии с волей Бога. Первое мировое царство – Древний Рим – пало из-за своего язычества. Второе мировое царство – Византия – погибло из-за унии с католической церковью. Византию наказал Бог и Константинополь был завоеван турками. Третий Рим –Москва. Центр православия будет стоять до скончания мира, ибо русское государство избрано для защиты православной веры.

Церковь Филофей представляет как одно из ведомств государства, поэтому он возлагает на царя заботы по борьбе с ересями, назначению епископов, содержанию церквей и монастырей.

Проблема соотношения светской и духовной властей решена Филофеем посредством увеличения объема светской власти и ограничения духовной, ее полного подчинения светским правителям.

Светская власть должна осуществляться в законных формах. Филофей советует царю жить праведно, наблюдая за тем, чтобы и поданные жили по закону и заповедям.

Законы государства – это лишь часть «правды», поддерживаемая силой государства, они основаны на божественных заповедях, которые через них и реализуются.

Беззаконие Филофей считает всякое безнравственное деяние, независимо от того указано ли оно в источниках права. Любое аморальное действие – нарушение «правды», которое наказуемо по воле провидения. Если кто пострадал, то восстановление справедливости ожидается прежде всего от небесных сил.

Роль церкви в жизни общества, соотношение церкви и государства активно обсуждались «иосифлянами» и «нестяжателями». Поводом для оформления этих течений политической мысли и полемики между ними послужила проблема секуляризации моностырских земель. Царская власть неоднократно ставила вопрос о передачи моностырских земель в руки государства. Это была третья часть удобной для сельского хозяйства земли.

Сторонники лишения церкви ее права владения землями стали называться «нестяжателями». Приверженцы сохранения существующих церковных земель и богатств назывались «иосифлянами», по имени их идеолога Иосифа Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря.

В политике правовой сферы серьезных споров между иосифлянами нестяжателями не было, оба направления выступали за объединение русских земель и создание единого государства, защищающего «правду».

Основоположник учения «нестяжателей» Нил Сорский (1433-1508) для своего времени был широко образованным человеком, знатоком византийской церковной литературы. Он выступил с проповедью аскетизма и отказался от стяжания. Сорский основал скит на р.Соре, близ Кирилло-Белозерского монастыря, где жил вместе с другими монахами своим трудом, противопоставляя подобные скиты богатым монастырям. На Соборе 1503 г. он поддержал предложение великокняжеской власти о ликвидации церковного землевладения, проповедовал идеи духовного подвижничества, нравственного совершенствования. Его взгляды исходят из раннехристианской трактовки природы человека. Она состоит из разума страстей: чревообъедения, блуда, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости, сребролюбия. Праведный человек должен бороться с этими страстями, и особенно со сребролюбием.

Деятельность церкви должна быть ограничена духовной сферой и ориентирована на помощь человеку в преодолении страстей.

Идеальной организацией, способной решать эту задачу, является раннехристианская община, экономической основой которой была общая собственность и обязанность труда каждого общинника. Для веры не должны быть сферой вмешательства государства, это прерогатива церкви.

Традиции Нила были продолжены Вассианом Патрикеевым – представителем княжеского рода, насильно постриженным в монахи и сосланным в Кирилло-Белозерский монастырь, в 1499г. после разгрома боярской оппозиции, великому князю Ивану III. В 1509г. он вернулся в Москву из ссылки, был приближен к Василию III. Патрикеев также выступал против монастырского землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам.

Вассиану принадлежит редакция Кормчей 1511 г. – сборника апостольских, соборных и епископских правил и посланий, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде. Выступив против развода Василия III, Вассиан был отдален от князя, и в 1531 году вновь сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.

Основателем теории «иосифлян» был Иосиф Волоцкий, игумен и основатель Волоколамского монастыря.

Иосифляне отрицали секуляризацию земель. Монастырское стяжание они основывали на необходимости использовать церковное богатство на благие дела: строить монастыри и церкви, кормить монахов, подавать бедным. При этом личное нестяжание монахов признавалось. Сам Иосиф одевался настолько скромно, что его трудно было принять за настоятеля монастыря.

В трактовке взаимоотношения церкви и государства Иосиф Волоцкий менял свои взгляды. Вначале он проводил идею подчиненности светской власти духовной. Государственная власть имеет божественное происхождение, но ее носитель, будучи по природе человеком, равен своим подвластным и подвержен порокам. Власть его должна быть ограничена высшим духовным контролем. Божественная воля не может быть ошибочна, а царская – может, и ей должно противиться, если царь не Божий слуга, но диавол».

В дальнейшем он возвеличивает великокняжескую власть, не отказываясь от идеи ограничения власти князя божественными заповедями.

Право на оказание сопротивления произволу светской власти заменяется «смирением и мольбой», которые только и могут наставить на путь властителя.

Иосиф Волоцкий проявляет полную нетерпимость к еретикам. Инакомыслие он считает преступлением не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики должны сурово наказываться.