Произведения тургенева о природе родного края. Курсовая Образ природы в творчестве И.С. Тургенева. Роль описания природы в рассказе "Бежин луг"

Природа в произведениях Тургенева

Начальной школой воспитания эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача – ввести ребенка в природу, научить видеть, понимать и чувствовать ее красоту. Сделать это – значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер.

«Непримиримый враг цепей и верный друг народа», - так называл Тургенева Некрасов.

Наиболее полно и ярко взгляды Тургенева отражены в одной из самых удивительных книг в русской литературе - «Записки охотника». Они состоят из 25 произведений, которые разнообразны по содержанию и по художественным особенностям, но в них ярко проявляются и общие черты, что позволяет говорить о «Записках охотника» как о чем-то внутренне едином и художественно законченном.

Известно о большом влиянии «Записок охотника» на общественное сознание и на литературу России и Западной Европы середины и второй половины Х I Х в. К открытиям Тургенева в области народной тематики и в теме природы прибавился необыкновенный психологизм созданных им портретов-характеров. И все эти качества продолжали и впоследствии воздействовать на читателей и волновать исследователей. Критический реализм как основное направление русской литературы XIX в. многим обязан именно этим тургеневским открытиям.

Т ем не менее время идёт и, как выразился старинный поэт (Вл. Бенедиктов), «хоть пред нами та же книга, но в ней читаем мы не то » – открываются новые стороны литературного наследия Тургенева, которые раньше не привлекали внимания. Мы знаем теперь, что это – писатель с глубоким философским подтекстом, охватывающим человека, природу, религиозные проблемы Бытия. Так что наше традиционное представление о том, что именно вкладывал Тургенев в понятие правды жизни стало значительно богаче. «Записки охотника» оказались не только «записками» зоркого наблюдателя российской жизни определённой эпохи, их содержание напоминает скорее родник, вода в котором не убывает, сколько ни черпай.

Мысль о связи человека с «природой-космосом» – тургеневская мысль, и выразить её помогает весь ход повествования (дополнительная деталь – рассказ Павлуши о солнечном затмении). Но, как представляется, также и само место действия способствовало этому взгляду «вверх». Тому, кто побывал на реальном Бежином лугу, становится понятнее смысл фразы, находящейся в начале главного эпизода рассказа: «Этот луг славится в наших околотках…» Тургенев не пишет об этом прямо, но мы видим это и сейчас: в ландшафте Бежина луга есть нечто нездешнее, как уже говорилось, и даже космическое. Словно великан (ледник?) пропахал огромную рытвину, показав человеку, как Бог – Иову, что на самом деле не он, человек, здесь хозяин, хо т я и мнит себя таковым. Так, от геологического феномена Бежина луга протягивается прочная нить к поэтике и мировоззрению Тургенева.

Тургенев заставляет нас почувствовать и запахи. Помните, в "Бежином луге": "В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой".

Писатель тонко передает осязательные ощущения и чувства человека: "Свежая струя пробежала по моему лицу... Тело мое ответило легкой, веселой дрожью.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня. Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман», «цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены», сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка… вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи.

Смена пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и волнение.

Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С. Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот художественный образ, который раскрывает психологическое состояние героев.

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией» природы.Он был убеждён, что человек только и силён,когда «опирается» на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все –одинаково равны, его ужасал «закон»,по которому, рождаясь, человек был уже приговорён к смерти

Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

2.................

3 Тургенев в основном приходит к печальному выводу о несовместимости природы с "современным" человеком. Однако эта общая формула, как часто бывает у больших художников, не покрывает всех взаимоотношений тургеневского героя с природой, которые мы находим на страницах рассказов, повестей и романов писателя.

И "Записки охотника", крестьянские герои которых показаны как раз в духовном единении с природой, не исключение. Подобное же сопряжение с природной жизнью, обогащающее обе стороны, переживают в определенные моменты и тургеневские персонажи из "культурного слоя" России. Вот о таком моменте вспоминает, обращаясь к Марье Александровне, Алексей Петрович (" Переписка" ): "Помните ли вы наши безмолвные вечерние прогулки вчетвером вдоль ограды вашего сада, после какого-нибудь долгого, теплого, живого разговора? Помните ли вы те благодатные мгновения? Природа ласково и величаво принимала нас в свое лоно. Мы входили, замирая, в какие-то блаженные волны. Кругом вечерняя заря разгоралась внезапным и нежным багрянцем; от заалевшегося неба, от просветленной земли, отовсюду, казалось, веяло огнистым и свежим дыханием молодости, радостным торжеством какого-то бессмертного счастья; заря пылала; подобно ей, тихо и страстно пылали восторженные наши сердца, и мелкие листья молодых деревьев чутко и смутно дрожали над нами, как будто отвечая внутреннему трепету неясных чувств и ожиданий в нас".

А вот схожий фрагмент в " Дневнике лишнего человека ": "Мы с Лизой первые вышли на край рощи... Мы вышли, остановились, и оба невольно прищурили глаза: прямо против нас, среди раскаленного тумана, садилось багровое, огромное солнце. Полнеба разгоралось и рдело; красные лучи били вскользь по лугам, бросая алый отблеск даже на тенистую сторону оврагов, ложились огнистым свинцом по речке... Мы стояли, облитые горячим сиянием.

Я вскрикнул от восторга и тотчас обратился к Лизе. Она глядела прямо на солнце. Помнится, пожар зари отражался маленькими огненными пятнышками в ее глазах. Она была поражена, глубоко тронута". Аналогичный момент есть и в повести " Вешние воды " (1872), где внезапно налетевший вихорь ветра бросил друг к другу Джемму и Санина, как бы соединив их в первом поцелуе. Во всех этих фрагментах тургеневских текстов природа одухотворяется, а человек обретает естественную полноту своего существа. Но не только. Свободная причастность жизни природы с ее бесконечностью и универсальностью позволяет героям Тургенева в такие мгновения вполне преодолеть и "свое одиночество, свою слабость, свою случайность".

Намного богаче своей общей идеи, как она сформулирована рассказчиком, тайна природы и в повести " Поездка в Полесье ". В ней явственны два разнородных начала, представленные двумя в свою очередь несхожими жителями села Святое, крестьянами-охотниками Ефремом и Егором. Первое развивает зачин произведения. По мере погружения в недра Полесья сердце его героя все больше сжималось от впечатления "чего-то мертвенного, хотя и величавого", а оставленный своими спутниками, он впрямь "почуял веяние смерти": "я ощутил, я почти осязал ее непрестанную близость. Хоть бы один звук задрожал, хотя бы мгновенный шорох поднялся в неподвижном зеве обступившего меня бора! Я снова, почти со страхом, опустил голову; точно я заглянул куда-то, куда не следует заглядывать человеку...".

Окруженный чуждой ему стихией, рассказчик не находит душевной опоры и в воспоминаниях о своей прошедшей жизни, кажущейся бессмысленной: "О, жизнь, жизнь, куда, как ушла ты так бесследно? Как выскользнула ты из крепко стиснутых рук? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?". Но появляется Егор, человек с "важностью статного оленя", стоящий "лицом к лицу с печальной и строгой природой этого нелюдимого края", и вместе с тем убежденный христианин ("...он ничего без креста не начинал"). Он принес герою воды из "колодезя", т.е. воды живой (" - Вот вам вода, - раздался за мной звучный голос Егора, - пейте с богом"), которой в русских сказках вслед за мертвой кропят погибшего человека, чтобы он ожил. Так случилось и с культурным героем "Поездки...". "Я, - говорит он, - невольно вздрогнул: живая эта речь поразила меня, радостно потрясла все мое существование". Он с увлечением идет с Егором в лес, и они бродят там "долго, до вечера", ибо оба чувствуют уже не враждебность его, а некую духовную родственность себе.

В лесу проводит целые дни и ночи, однако, и Ефрем (от др. -евр. "плодовитый"), не христианин, а язычник, аморалист. ("Да он никого не боится. Да вы посмотрите на него: по физианомии бестиян, с носу виден", - говорит о нем его односельчанин Кондрат, и на самом деле "нос имел он длинный и острый, крупные губы и жидкую бородку. Его голубые глаза так и бегали, как живчики"),"вор и плут", взявший верх даже над местным дьячком и одурачивший самого станового пристава. Это в прямом смысле слова леший, злой "дух" полесской природы, с которым "целой вотчине" не справиться. Это и другая грань Полесья, враждебная человеческой духовности в той же мере, что и смерть.

В скрытом противостоянии Егора и Ефрема как олицетворений разных начал природы - человека и подавляющего его - преимущество в тургеневской повести остается все-таки за первым хотя бы потому, что изображением "спокойного и важного, как всегда" Егора, который, "казалось, задумался и глядел куда-то вдаль...", повесть и заканчивается. Правда, вне сомнения доброе отношение природы к Егору автобиографический герой-рассказчик "Поездки в Полесье" все-таки счел необходимым мотивировать тем, что этот крестьянин-христианин "умеет не жаловаться. То есть свои глубокие переживания не обнажает.

Удручающему безразличию природы к человеку разительно противостоит ее воистину жизнетворная сила, воспетая Тургеневым в другом прозаическим стихотворении - "Дрозд " (1877). Здесь "маленькая птица" звуками своего переливчатого предрассветного пения сняла давящую безнадежность с души своего благодарного слушателя: "Они дышали вечностью, эти звуки - всей свежестью, всем равнодушием, всею силою вечности. Голос самой природы слышался мне в них, тот красивый, бессознательный голос, который никогда не начинался и не кончится никогда".

4 В описании природы Тургенев стремится передать тончайшие оттенки. Недаром в Тургеневских пейзажах Проспер Мериме находил “Ювелирное искусство описаний”. И достигалось оно главным образом, с помощью сложных определений: ”бледно - ясная лазурь”, “бледно – золотые пятна света”, “бледно – изумрудное небо”, “шумливо сухая трава”. Вслушайтесь в эти строки! Автор передавал природу простыми и точными мазками, но как ярки, сочны были эти краски. Следуя традициям устного поэтического творчества народа, писатель брал большинство метафор и сравнений из природы: ”дворовые мальчишки бегали, как собачонки”, ”люди, что деревья в лесу”, “сын – отрезанный ломоть”, “гордость поднялась на дыбы”.

Он писал: ”В самой природе нет ничего ухищренного, мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает;? В своих прихотях она добродушна”. Природа средней полосы России в произведениях Тургенева пленит нас своей красотой. Читатель не только видит бескрайние просторы полей, густые леса, перелески, изрезанные оврагами, но словно слышит шелест березовых листьев, звонкое многоголосья пернатых обитателей леса, вдыхает аромат цветущих лугов. Писатель философски размышляет то о гармонии в природе, то о равнодушии по отношению к человеку. А его герои очень тонко чувствуют природу, умеют понимать ее вещий язык, и она становится как бы соучастницей их переживаний.

вывод. В целом природа в творчестве Тургенева - стихия настолько же жизнеутверждающая и с жизнью примиряющая, как и прекрасная, вопреки ее кратковременности у тургеневских героев, высокая любовь, обаяние одухотворенной женщины и гармония искусства, сила "могучего, правдивого и свободного" русского языка и очарование Родины. Подобно всем опорным бытийным ценностям автора и центральных персонажей "Аси", "Дворянского гнезда", "Накануне", "Отцов и детей", "Песни торжествующей любви", она в своем отношении к тургеневскому "современному человеку" отнюдь не однозначна, но, как и они, позволяет и помогает ему ощутить себя Личностью.

Творческий опыт Тургенева, его художественные открытия содействовали обогащению русской и мировой литератур. В крестьянской массе он первый увидел сложные, тонкие и неповторимые личности, красота и гармония которых соответствовали величественной и прекрасной природе.

Природа питала творчество Тургенева, шла рядом бок о бок с ним всю его жизнь, влекла к себе в беззаботную пору детства и в пору жизненного осмысления, тянула в леса и поля побродить с ружьишком, раскрывая свои тайны, ложилась сюжетами на листы бумаги, задавая живой тон Тургеневскому слову.

Природа созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова. И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.


Рассказ Ивана Тургенева о природе для детей среднего школьного возраста. Рассказ о лете, о летней погоде, о дождике.

БЕЖИН ЛУГ (отрывок)

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силён, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Я нашёл и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо, но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, ещё светлом, хотя не озарённом более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился, наконец, вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне неизвестные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся... «Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошёл, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в своё гнездо. «Вот как только я выйду на тот угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»

Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними далеко-далеко виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! вон это, должно быть, Синдеевская роща... Да как же это я сюда зашёл? Так далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять».

Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём.

Что я было принял за рощу, оказалось тёмным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета. Мне стало совестно перед ней, и я отчаянно устремился вперёд, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне её торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор. До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошёл себе прямо, по звёздам — наудалую... Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука. Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

Я быстро отдёрнул занесённую ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, тёмным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька. Вокруг них копошились люди, колебались тени, иногда ярко освещалась передняя половина маленькой кудрявой головы...

Я узнал наконец, куда я зашёл. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина Луга... Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари. Я благополучно спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю, ухваченную мною ветку, как вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней; два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали тотчас собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошёл к ним.

Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейниками в спутанной гриве.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнёт голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Иногда, когда пламя горело слабее и кружок света суживался, из надвинувшейся тьмы внезапно выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной, или вся белая, внимательно и тупо смотрела на нас, проворно жуя длинную траву, и, снова опускаясь, тотчас скрывалась. Только слышно было, как она продолжала жевать и отфыркивалась. Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали.

Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они ещё долго не могли примириться с моим присутствием и, сонливо щурясь и косясь на огонь, изредка рычали с необыкновенным чувством собственного достоинства; сперва рычали, а потом слегка визжали, как бы сожалея о невозможности исполнить своё желание. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов. Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котёльчик висел над одним из огней; в нём варились «картошки». Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. Ильюша сидел рядом с Костей и всё так же напряжённо щурился. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Ваня не шевелился под своей рогожей. Я притворился спящим. Понемногу мальчики опять разговорились.

Они покалякали о том и сём, о завтрашних работах, о лошадях...

Уже более трёх часов протекло с тех пор, как я присоседился к мальчикам. Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде... Но уже склонились к тёмному краю земли многие звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, в нём снова как будто разливалась сырость... Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями... Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы... Слабое забытьё напало на меня; оно перешло в дремоту.

Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю. Тело моё ответило ему лёгкой, весёлой дрожью. Я проворно встал и пошёл к мальчикам. Они все спали как убитые вокруг тлеющего костра; один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня.

Я кивнул ему головой и пошёл восвояси вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагрённым кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...

Выросший в деревне, в средней полосе России, увлекавшийся охотой и потому обошедший с ружьем несколько губерний, Тургенев не мог не сжиться с русской природой, не мог не полюбить ее. Любовь Тургенева к природе ясно сказывается в тех рассказах, которые впоследствии были объединены под общим заглавием «Записки охотника».

В этих рассказах описаны те картины природы, которые Тургенев чаще всего наблюдал и в детстве и впоследствии. Луг, степь, лес — не только они в целом значимы для писателя, но и каждая каждое дерево, каждый бугорок — все они составляющие общей картины. Луговой пейзаж, описанный автором в рассказе «Стучит!», настолько пленителен, что даже крестьяне, приглядевшиеся к нему, все же живо чувствуют его красоту. Степная трава, всегда свежая и зеленая, благодаря многочисленным ручейкам и речкам, чиста, приятна, ласкает и успокаивает душу. Кроме красоты своей, природа лугов очень богата и разнообразна. Луга дают прекрасный корм для домашних животных, лучшее в России сено, реки, питающие луга, изобилуют рыбой.

Таковы луга и степь. Лес представляет другую картину. Громадные вековые деревья, занимающие огромные пространства, делают его похожим на море. Вместе с тем поражает душу спокойствие этого зеленого моря, его неподвижность. Человек чувствует, что природа не разделяет ни его страданий, ни его радостей, что суровый загадочный лес переживет еще много поколений, все так же спокойно и равнодушно. Необъятность величавого зеленого царства давит на сознание человека, хочется покинуть эти тенистые своды и выйти на солнечный простор.

В разные времена дня и года описывал Тургенев природу. В рассказе «Бежин луг» есть описание летнего вечера, который наблюдают крестьянские дети в «ночном». Они видят лес, поля и реку, звездное небо над головой. Неудивительно, что детские души настраиваются на поэтический лад и семилетний Ваня с восторгом сравнивает яркие звезды с пчелками. В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» описывается утро в лесу, когда небо напоминает бездонное море, а листья на деревьях сияют, как изумруды. В рассказе «Свидание» автор сравнивает чувства покинутой девушки с осенью и дает красочное описание этого времени года.

Эта связь человека с природой превращает тургеневские описания в изящную рамку, в которую вставлены все рассказы, объединенные общим названием «Записки охотника». Особенную прелесть всем этим описаниям придают простота и безыскусственность, в высшей степени присущие таланту автора. Тургенев в своих изображениях природы достигает высшей степени яркости и живости, не прибегая нигде к преувеличениям и усилениям,

В позднейшем периоде творчества великого писателя еще гораздо ярче проявилось то полное слияние с природой, которое подметили критики еще в «Записках охотника», особенно в рассказе «Бежин луг».

«Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой…
Молчит и млеет лес высокий,
Зеленый, темный лес молчит»

Тайна величественной природы

Известный российский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославился как мастер пейзажа. В его творчестве описание картины природы неразрывно с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи автора не только наполнены красочным, реалистичным и подробным описанием, но и несут еще в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор открывает внутреннюю суть своего героя. Так в романе «Отцы и дети», Тургенев, используя пейзаж природы, показывает, как меняется настроение самого героя Аркадия, автор очень точно передает его внутренний мир. Природа в описании Тургенева очень красочна, автор представляет её настолько подробно, что картина буквально оживает. Слова, которые писатель подбирает, очень точно передают представленный пейзаж: «золотисто зеленело, … лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка».

Природа, представленная в произведениях Тургенева, очень разнообразна. В рассказе «Бежин луг», ярко представлен июльский пейзаж: «цвет небосклона, легкий, бледно лиловый», «в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой», ночью «стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье». Писатель проникается описанием природы настолько сильно, что его пейзажи становятся настолько реальными, будто оживают. Красочность его картин можно сравнить с работой кисти художника. Но только с одним отличием - пейзажи Тургенева динамичны, они в постоянном движении. Очень красочно передает автор начало дождя в рассказе «Бирюк» из цикла «Записки охотника»: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

Тургенев понимал природу, преклонялся перед её величественностью и неукоснительностью установленных ею законов. Он отмечал бессилие человека перед силой природы, восхищался, даже с некоторым острахом, её могуществом. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию. Писатель пытается увидеть то общее связующее между природой и человеком, но спотыкается об её безмятежное молчание. Автор неоднократно отмечал независимость действия законов природы от человеческих стремлений, планов, амбиций и жизни человека вообще. Природа в произведениях Тургенева проста и открыта в своей реальности, но сложна и таинственна в проявлениях, часто враждебных человеку сил.

Его даже пугало безразличие природы, воплощенное в незыблемости законов, на которые человек не имел влияния. Всё в её власти, независимо от человеческого на то желания или согласия. Особенно ярко автор демонстрирует это проявление в стихотворной прозе «Природа». Здесь Тургенев обращается к матушке-природе с вопросом: «О чем дума твоя? Не о будущих ли судьбах человечества…» Однако, ответ его очень изумил, оказывается, она в это время заботится об улучшении жизни блохи. «Разум мне не закон» - железным холодным голосом отвечала она.

Бесконечные загадки природы и мироздания беспокоят автора и тревожат его воображение. Образ природы в произведениях Тургенева показан очень красочно и профессионально, с использованием богатой русской речи, придавая пейзажу неописуемую красоту, наполненную красками и запахами.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..
1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева…………..
2. Роль природы в повестях Тургенева…..
3. Философские картины природы в стихотворениях и в прозе
Тургенева………………………………………………………..
4. Мистическое изображение природных сил……………………………
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена истории человечества неповторимая сила красоты природы побуждала браться за перо. С давних пор писатели в своих стихах и в прозаических произведениях воспели эту красоту.
В великом наследии литературы XIX века наблюдается отражение характерных черт взаимоотношений человека и природных явлений. Данная особенность прослеживается в произведениях многих классиков, тема природы зачастую становится в их творчестве центральной, наряду с темами искусства, любви и т.д. поэзия таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова невозможно представить без изображения картин русской природы. В произведениях этих и других авторов раскрывается многообразие и богатство родной природы, появляется возможность разглядеть в ней превосходные качества души человека.
Непревзойденный мастер изображения русского пейзажа К.Г. Паустовский, который с большой нежностью и любовью относился к родной природе, писал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». В «чистой» лирике природы, пейзажных зарисовках обнаруживается особое проявление патриотизма, гражданственности. Эти качества необходимы для бережного отношения к природе, активности человеческих усилий в ее защите. Именно такая трепетная любовь объясняет желание воспевать и запечатлевать ее многогранную и богатую сущность
Одним из выдающихся пейзажистов в мировой литературе по праву считается И.С. Тургенев. Его рассказы, повести, романы проникнуты поэтичным описанием мира русской природы. Его пейзажи отличает безыскусственная красота, жизненность, поражает удивительная поэтическая зоркость и наблюдательность. Тургенев проникается особыми глубокими чувствами к природе с самого детства, тонко и чутко воспринимает ее проявления. Состояние природных явлений переплетается с его переживаниями, что и отражается в его произведениях в разных интерпретациях и настроениях. Тургенев-пейзажист впервые предстает перед читателем в «Записках охотника». Непревзойденное мастерство в изображении русского пейзажа явлено и в романе «Отцы и дети», и также во многих других произведениях.
Изображение природы в творчестве Тургенев отличается своей многогранностью.
Тургенев в изображении пейзажа передает глубокое чувство любви к родной стране и ее народу, в частности к крестьянству: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит («Отцы и дети»).
Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют свое самостоятельное значение, но композиционно подчинены ключевой идее произведения. Описывая пейзажные картины, Тургенев изображает глубину и силу воздействия природы на человека, в которой содержится источник его настроения, чувств, мыслей. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей.
Таким образом, все картины Тургенева, которые содержат в себе реалистичность, конкретность, поэтичность, проникнуты великим чувством любви к родной русской природе. Поражает редкое умение писателя находить наиболее подходящие и конкретные слова и выражения для изображения ее величия.
Но в творчестве писателя природа выступает не только как источник наслаждения, но и в качестве тайной, непостижимой силой, перед которой проявляется бессилие человека. Очевидна мысль обреченности желаний, стремлений человека в силу его смертности. Вечность же – это удел одной лишь природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Именно таинственная сущность природы занимает особое место в творчестве писателя, так как выступает в качестве некой сверхъестественной силы, оказывающей не только влияние на происходящее, но и являющейся конечной идеальной инстанцией. Именно эта мысль, подобное значение, придаваемое автором природе, раскрывается в некоторых произведениях Тургенева называемых «таинственными повестями».

1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева

Изображение природы в произведениях И.С. Тургенева достигает ранее небывалой в мировой литературе полноты. Большую роль для выражения связи мировоззрения и творчества И.С. Тургенева играет описание природы в целостной структуре его произведений.
Утвердившийся в литературе реализм как способ отображения действительности во многом определил методы создания пейзажа и принципы введения образа природы в текст произведения. Тургенев вводит в произведения описания природы разнообразные по содержанию и построению: это и общие характеристики природы, и виды местностей, и собственно пейзажи. Все пристальней становится внимание автора к описанию природы как арены и объекта труда. Помимо развернутых, обобщенных картин, Тургенев прибегает и к так называемым пейзажным штрихам, кратким упоминаниям о природе, заставляющим читателя мысленно дорисовывать задуманное автором природоописание. Создавая пейзажи, художник отображает природу во всей сложности процессов, в ней совершающихся, и в многообразных связях с человеком. Тургенев описывает характерные ландшафты России, его пейзажи предельно реалистичны и материалистичны. Примечательно и то, что для русского классика было важно насыщать природоописания яркими эмоциями, в результате чего они приобретали лирическую окраску и субъективный характер. При создании пейзажа автор руководствовался и собственными философскими взглядами на природу и отношения к ней человека.
В монографии «Природа и человек в русской литературе XIX века» В.А. Никольский справедливо замечает: «...Тургенев декларирует... независимость природы от человеческой истории, внесоциальность природы и ее сил. Природа вечна и неизменна. Ей противостоит человек, также рассматриваемый вне конкретных исторических условий его существования. Возникает антиномия: человек и природа, требующая своего разрешения. С нею связывают они мучившие их вопросы о бесконечном и конечном, о свободе воли и необходимости, об общем и частном, о счастье и долге, о гармоничном и дисгармоничном, вопросы, неизбежные для каждого, кто искал путей сближения с народом» .
Творческая индивидуальность писателя, особенности его поэтического мироощущения с особой силой отражаются в изображении природы.
Воплощение природы в творческом наследии И.С. Тургенева выступает как силы гармонической, самостоятельной и господствующей, воздействующей на человека. При этом ощущается ориентация писателя на пушкинскую и гоголевскую традиции. Тургенев передает через пейзажные зарисовки свою влюбленность в природу, стремление войти в ее мир. Кроме того, многие произведения писателя исполнены эмоциональной экспрессии пейзажных описаний. Так, в очерках «Певцы», «Свидание», «Касьян с Красивой Мечи» из цикла «Записки охотника» открывается образ страдающей природы, осознание ее как сложного, противоречивого мира, обладающего таинственностью, загадочностью.
Пейзаж в произведениях Тургенева – не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Тургенев воспринимает природу как «равнодушную», «повелительную», «себялюбивую», «подавляющую» . Природа у Тургенева проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.
Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса или реки. В знаменитых рассказах из «Записок охотника» это хорошо прослеживается особенно отчетливо.
В своем рассказе «Бежин луг» Тургенев изображает охотника, который проявляет чуткость по отношению к животному. Таким образом, показано проявление взаимного родства и общения между человеком и животным, когда заблудившийся охотник не только переживает страх вместе с собакой, но и чувствует себя виноватым в ее усталости.
Весь рассказ «Бежин луг» пронизан поэтикой русской природы. Рассказ начинается с изображения особенностей изменения природы на протяжении одного июльского дня, который заканчивается наступлением вечера, заката солнца. Утомленные охотники и собака, которые сбились с дороги, охвачены чувством потерянности. Загадочная жизнь ночной природы давит на героев в силу своего бессилия перед ней. Но тургеневской ночи присущи не только жуткость и таинственность, в ней предстает перед читателем красота «темного и чистого неба», «торжественно и высоко» стоящего над людьми. Тургеневская ночь дает человеку духовное раскрепощение, бесконечные загадки мироздания тревожат его воображение:
«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли...».
Под впечатлением ночной природы у костра дети рассказывают сказочные, фантастические и красивые сюжеты легенд. Сама природа наталкивает на загадывание загадок, предлагая одну за другой, она же направляет на возможные отгадки. Шуршание камышей и загадочные всплески на реке, полет падающей звезды предваряют рассказ о русалке, что вызвано также крестьянскими поверьями человеческой души. Ночная природа в тургеневском рассказе отзывается на смех и плач русалки: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом и слабый, шипящий свист промчался по реке».
В своих объяснениях таинственных явлений природы крестьянские дети не избавлены от впечатлений окружающего их мира. Мифические существа, русалки, домовые в начале рассказа в воображении ребят сменяются рассказами о судьбах людей, об утонувшем мальчике Васе, несчастной Акулине и др. Таким образом, мысли человека встревожены загадками природы, им чувствуется относительность в любых открытиях, разгадках ее тайн. Природа требует от человека признать свое превосходство, смиряет человеческие силы.
Таким образом, происходит формирование в цикле рассказов «Записки охотника» тургеневской философии природы. Кратковременные страхи летней ночи сменяются мирным и спокойным сном. Ночь, которая сама по себе выступает в качестве всесильной по отношению к человеку, является лишь мгновением: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось...».
У Тургенева отмечается тончайшая поэтизация природы, которая выражается в его взгляде на нее как художника. Тургенев – мастер полутонов, динамического, проникновенного лирического пейзажа. Основная тональность тургеневского пейзажа, как в произведениях живописи, обы...
**************************************************************