Прямая аналогия примеры. Аналогия прямая. Пример программирования инженерного сознания

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от механического, внешнего ее анализа.

"Химик делает для себя проблему известной, с помощью уравнений описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой".

Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной - означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого. Практика показывает, что личностная аналогия является наиболее действенной, позволяющей обеспечить глубокую мотивацию решающих.

Представить себя объектом - это не просто назвать себя какой-то частью следуемой технической системы. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Обучение вхождению в образ - сложный и довольно длительный процесс.

  1. Прямая аналогия

Этот механизм обеспечивает процесс сравнения параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии, ботаники в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя, прокладывающего себе тоннель в древесине.

Фактически применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

  1. Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии сжатый, образный и противоречивый облик, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом.

Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - "заглавие книги". Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием".

Синекторы утверждают, что символическая аналогия - незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном".

Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

Шлифовальный круг - точная шероховатость;

Храповой механизм - надежная прерывистость;

Пламя - прозрачная стена; видимая теплота;

Мрамор- радужное постоянство;

Прочность - принудительная целостность.

Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение инструмента лучше всего с них.

Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. (Почти все объекты выполняют не одну, а несколько функций; важных для потребителя, желательно видеть их все). После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная выбранной. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

Игра со словами и фразами - это способ делать знакомое не знакомым. Чтобы метафоры были действенными, их необходимо обновлять. Именно игра со словами позволяет это делать. На синектической сессии изобретался новый открыватель консервных банок. Играя со словом "открытый", группа смогла отойти от привычной точки зрения, что привело к использованию прямой аналогии.

Отметим, что в данном случае был использован иной механизм, а именно понятие "идеальной машины": "Что имел бы идеальный открыватель банки? Идеально было бы - не открывать банки... Они сами должны бы открываться". Все последующее обсуждение проблемы и выход на решение основывалось именно на этой идее.

Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны МОУ СОШ №31

(1 слайд) Тема: «Метод синектики как способ активизации творческого мышления младших школьников».

(2 слайд) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

  1. Введение в тему

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Психологи считают, что творческое начало не является природным качеством ума, творчеству можно и нужно учиться как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть !

(3 слайд) Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличается неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».

Врагом номер один творчества является стереотипность, или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении.

(4 слайд) Помочь учителю избежать этих недостатков при обучении школьников, научить их создавать новое , творить могут различные методы. Одним из таких методов является метод синектики (автор Уильям Дж. Гордон ).

  1. Метод синектики - способ активизации творческого мышления

(5 слайд) Синектика - это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее «группового мышления». (6 слайд) Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи, аналогии, которые стимулируют творческие возможности.

(7 слайд) В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику. И если наша аналогия удачна, то информация мгновенно и прочно запечатлеется в мозгу, благодаря включению эмоционально-образной памяти.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше активизировать творческое мышление детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения .

(8 слайд) При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

  • Аналогия по форме: сосулька- кисточка, палец, карандаш, клюв и т.д (9 слайд) круг - ???
  • Аналогия структурная: (Окр. Мир) «Неживая природа зимой», снег (снежный покров) - соль, сахар, похож, вата, одеяло;

Шкаф - почтовый ящик, скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, квартира для одежды

  • Функциональная: (10 слайд) (Окр. Мир) «Транспорт», (движение) машина – сороконожка, велосипед, птица, лошадь, муравей, электричка;

Петух – будильник, радио, солнышко, гром.

  • Аналогия по цвету: (11 слайд) солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса; лист (летний)- огурец, виноград, груша, бант (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
  • Аналогия по различным положениям или состояниям явлений и предметов: переполненный автобус – селёдка в бочке, игрушки в ящике, вещи в шкафу, огурцы в банке (Окружающий мир, ИЗО, литературное чтение)
  • Комплексная прямая аналогия предметов: двери

А) по форме - шоколад, картина, крышка стола

Б) по функциям – чемодан, рот, веки, крышка

В) по свойствам – (деревянная – ветку, столб, шкаф), (скрипучая – стул, дерево), (железная - сейф), (по цвету – как облако, снег, мороженое, вата)

сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.

(12 слайд) Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный, словесный или графический образ объекта (знаки). Профессию учителя –символ?

Знаки «больше», «меньше».

Словесную символическую аналогию применяю на уроках литературного чтения: вместо длинного текста можно составить короткий (междометия). Например: «На горке».

(13 слайд) Личная аналогия (эмпатия ) необходимо войти в роль кого-либо, или чего-либо .

Урок окружающего мира. Тема: «Где зимуют птицы?» Вы воробей. Вы попугай. Что вы ели, чем занимались, где спали?

Вы кошка, собака, лошадь, попугай.

Тема: «Домашние животные». Что вы ели, чем занимались, где спали? Что бы вы хотели получить от хозяина? Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?

Тема: «Домашние опасности». Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Группе С поставлена проблема изобретения распылителя для таких веществ, как клей или лак и т.д. Это должно быть приспособление без крышки, которую нужно снимать и заменять каждый раз при использовании. Отверстие диспенсера должно быть сконструировано так, чтобы оно открывалось для работы и закрывалось после использования. Члены группы стали искать в природе аналогии (пример с лошадью).

А: Устрица высовывает свою шею из раковины...снова втягивает в раковину.

В: Да, но раковина устрицы - это ее скелет. Живая часть. анатомическое ее строение внутри.

С: Какая в этом разница?

А: Шейка не очищает себя... она просто втягивает себя под защиту раковины.

Д: Какие еще есть другие аналогии?

Е: А как насчет человеческого рта?

В: Что он распыляет?

Е: Плюет...рот выплевывает, когда захочет... Он не очищает себя по-настоящему...попадает на подбородок.

А: Мог бы быть такой рот, который бы не плевал на себя?

Е: Может быть, но это была бы стоящая выдумка... если человеческий рот не может содержать себя в чистоте со всей обратной связью человеческая система...

Д: Когда я был маленьким, я рос на ферме. Я обычно управлял телегой с сеном, запряженной парой лошадей. Когда лошадь собирается испражняться, я видел...как анальное отверстие открывается... расширяется... и закрывается...

Позже группа синектики, работающая на проблеме распылителя, изобрела устройство, которое работало точно так, как было описано в аналогии. Разнообразие образования среди членов группы дает множество примеров, успешно применяемых в механизме прямой аналогии.

Работы по классическим научным открытиям, а также 17 лет практических изобретений показывают, что биологическое восприятие физических явлений порождает полезные точки зрения. Ф. Гельмгольц при обсуждении изобретения офтальмоскопа уверен в влиянии различных научных областей друг на друга. «Я объясняю свой успех тем фактом, что обстоятельства, к счастью, обогатили меня знанием геометрии и изучением физики среди врачей, где физиология предстала целиной большой плодотворности, в то время как, с другой стороны, мои знания явлений жизни привели меня к проблемам, которые находятся вне чистой математики и физики!» Сравнение научных наблюдений в одной области с другой областью помогает выразить проблему по-новому. Ф. Гальтон подчеркивал необходимость адекватного знания, так, что потенциально разрушительные чуждые идеи могли быть тщательно отобраны и подобраны.

Пастер пишет, что его успешная работа по асимметрии естественной органики была основана на разнообразных понятиях, заимствованных из противоположных сфер науки. И обычай Кавендиша «сводить вместе непохожие вопросы» позволял ему постоянно сравнивать явления и теории одной области науки с другой. В искусстве мы тоже можем наблюдать эффект прямой аналогии. Например, поэзия Гете была выражена в музыке. Он говорил: «Мне часто казалось, как будто невидимый гений нашептывал мне что-то ритмическое, так что во время прогулок я всегда следовал ритму и в то же время я слышал нежные мелодии, сопровождающие песню».



А Шиллер заметил: «У меня концепция сначала не имеет определенного или ясного объекта: это приходит позднее. Этому предшествует определенное музыкальное состояние души, и за этим во мне только потом следует поэтическая идея». И в искусстве, и в науке механизм прямой аналогии функционирует как конструктивная часть творческого процесса.

От одного из упрямейших успешных промышленных изобретателей века идет пример прямой аналогии, который имел место в процессе изобретения тетраэтил. Считая, что керосин хуже горит, чем газолин, как известно, два ученых считали, что это потому, что керосин не испарялся так же хорошо, как газолин. Они вспомнили про дикий цветок с красными лепестками, который цветет ранней весной, даже под снегом. Если только керосин покрасить в красный цвет, думали они, он мог бы, как листья того цветка, впитывать тепло быстрее и испарялся бы достаточно быстро, чтобы гореть в моторе как газолин.

Область аналогии и символизм были приняты синектикой. Механизмы метафоры, в которые входят символическая аналогия и личная аналогия, а также прямая аналогия, применяются в нашей ежедневной экспериментальной работе. Теория синектики согласна с утверждением, что человек не знает даже свою науку, если он знает только ее.

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор - У. Гордон (США, 1952 г.). Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным».

Синектика - это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика - это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.

Метод синектики, как и другие , основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т.п. может вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи.

Виды аналогий

Прямая аналогия

Пример прямой аналогии в рекламе ЛЕГО

Прямая аналогия - ведем поиск аналогичных решений, бизнес-идей, ищем похожие факты в разных отраслях, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими системами (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с этой аналогией требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы.

Личная (субъективная) аналогия

Личная (субъективная) аналогия - представьте себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой. Например, можно представить себя рекламируемым продуктом и попытаться описать «свои» возможности и ощущения. Для работы с этой аналогией от синектора требуется хорошее воображения, преимуществом будут способности к перевоплощению. Важно - «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы, а затем убить своего рационального цензора, который обычно шепчет в ухо блокирующие глупости. Выскажите то, что не поддаётся логике и рациональному рассуждению.

Символическая аналогия

Символическая аналогия в рекламе «Сникерс»

Символическая аналогия - поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению, обнаружить общее у этих явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого.

Фантастическая аналогия

Фантастическая аналогия позволяет придумать самые необычные образы. В двух словах - вы описываете желаемый результат и при этом не учитываете никаких объективных законов реальности, даете волю своей фантазии. Нужно лишь включить на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!


Фантастическая аналогия

Основные этапы работы

1 этап

Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, опираясь на комбинацию их знаний, гибкость мышления, разнообразие практического опыта, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении. Для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой, в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

2 этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по применению аналогий для «разогрева» всех участников и тренировки их креативных навыков. Синектики должны обсудить найденные аналогии для того, чтобы проанализировать творческий процесс, осознать ход поиска решений для поставленной задачи.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Важно, чтобы каждый член группы преодолел свой страх, смело выражал свои самые необычные мысли. Для этого нужно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии.

3 этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.

4 этап

Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Главные отличия от мозгового штурма

Их два. Синекторы не выдвигают законченные идеи, а ограничиваются ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений - раз. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика - два. Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.

На начальном этапе метода синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Необходимо отказываться от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели.

В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Пример

У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться.

Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.

Больше креативных методик

Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма - выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление. Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор - У. Гордон (США, 1952 г.). Синектика - это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное - известным». Метод синектики, как и другие методы ассоциативного поиска идей, основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, […]

Проведение прямых аналогий является, по‑видимому, наиболее продуктивным способом генерирования идей. Эта техника позволяет придумывать сравнения и находить сходства между различными событиями и фактами, равно как и явлениями в так называемых параллельных мирах по принципу: «Если X удачно действует определенным образом, то почему Y не может действовать так же успешно? »

А. Белл сравнил работу внутренних органов области уха с колебанием мембраны и изобрел телефон. Эдисон создал фонограф, проведя аналогии между игрушечной детской воронкой, движениями куклы и звуковыми колебаниями. Подводные сооружения стали реальностью, когда были исследованы поведение и среда обитания моллюсков.

Однажды в конце сороковых годов швейцарский изобретатель Георг де Местраль отправился на охоту. Случайно он и его собака забрели в заросли репейника, плоды которого тут же прицепились к шерсти собаки и одежде ее хозяина. У большинства людей это вызвало бы легкую досаду, но де Местраль разглядел тут интересную задачу. Придя домой, он исследовал под микроскопом плоды репейника и обнаружил, что их колючки имеют на концах мельчайшие крючки, которые и цепляются за ворсинки ткани и шерсти. Это открытие побудило его задуматься о новом типе застежек.

От замысла до реализации прошло много лет, но сейчас изобретение де Местраля используется повсеместно – от приборов измерения давления крови до экипировки теннисистов.

Используемая аналогия не должна быть слишком сложной или изощренной. К примеру, коллекционирование марок является хобби, однако по некоторым своим характеристикам оно сопоставимо со многими видами бизнеса: и там и там нужно проводить исследование рынка, и там и там используются такие понятия, как запасы, затраты, цена, выгодная сделка и т. д.

Посмотрите на рисунок. При первом осмотре вы увидите только разные варианты пересечения двух линий. Однако, подумав, можно обнаружить, что две пересекающиеся линии образуют 4 отрезка и 4 угла.

1 линия + 1 линия = 4 отрезка + 4 угла

Подобным же образом, «складывая» вашу проблему с произвольным предметом или понятием, можно получить несколько новых идей.

Предположим, мне надо повысить творческую активность на работе. Я произвольно связываю свою задачу с не имеющим к ней никакого отношения обычным бытовым прибором – тостером. Следуя выбранной аналогии, я буду искать идеи для повышения моей творческой активности на работе в свойствах и функциях обыкновенного тостера, то есть пытаться найти ответ по формуле: 1 (творческая активность на работе) + 1 (тостер) = 4 (новые идеи)

Я выписываю основные характеристики и функции тостера.


□ Подключается к источнику электроэнергии.

□ Включается нажатием специальной клавиши или кнопки.

□ Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты.

□ Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба.

□ Позволяет делать тосты разных размеров и из разных сортов хлеба.

□ Может «ударить током», если вы попытаетесь достать хлеб ножом или вилкой при включенном приборе.

□ Позволяет делать тосты из хлеба, намазанного маслом или джемом.

Анализируя сделанное описание тостера, я нахожу новые способы повышения моей творческой активности на работе.

□ Мне следует отбросить предубеждение о своем низком творческом потенциале. («Включается нажатием специальной клавиши или кнопки».)

□ Необходимо выявить реальные выгоды от роста моей творческой активности. («Источник электроэнергии».)

□ Необходимо разработать комплексный подход к решению поставленной задачи. («Полностью вмещает в себя обжариваемые тосты».)

□ Необходимо сконцентрировать усилия на новых идеях, а не на обдумывании их обоснованности. («Концентрирует излучаемую тепловую энергию на поверхности хлеба».)

□ Необходимо использовать разные методы творческого поиска. («Тосты разных размеров и из разных сортов хлеба».)

□ Нужно рисковать и выдвигать больше оригинальных идей. («Может "ударить током"».)

□ Следует попробовать скомбинировать разные творческие методы. («Масло и джем».)

Таким образом, используя свою фантазию и обычный тостер, я смог составить целую программу действий по повышению моей творческой активности на работе.

1 (повышение творческой активности) + 1 (тостер) 7 (идей).

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Рассмотрим базовый алгоритм использования техники прямой аналогии:

1. Сформулируйте задачу. Пример: владелец магазина пиломатериалов искал способы увеличения сбыта своего товара.

2. Выберите ключевое слово или ключевую фразу относительно вашей проблемы. Ключевым словом было выбрано слово «сбыт».

3. Выберите слово, относящееся к области, явно не связанной с вашей проблемой. Чем более далекой от вашей проблемы будет эта область, тем выше шансы найти оригинальные идеи. Так, аналогии из мира бизнеса при решении деловых задач будут менее продуктивными, чем аналогии из области телевидения или кулинарии. В нашем примере было выбрано слово «компьютеры»‑

4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным словом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с точки зрения поиска новых идей.

В список понятий, ассоциирующихся со словом «компьютеры», были включены следующие: наука, параллельное использование, «дружественный» интерфейс, совместимость, программное обеспечение, расширение возможностей использования, система автоматизированного проектирования, использование компьютеров в сфере бизнеса, развлекательные игры.

5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой.

Не относитесь к поиску аналогий как к чему‑то тяжелому и неприятному. Дайте волю фантазии, пусть мыслям будет легко и просторно.

Владелец магазина тщательно проанализировал всевозможные аналогии и остановил свой выбор на следующих понятиях: система автоматизированного проектирования, расширение возможностей использования компьютера и использование в развлекательных целях. Мысленно связав их с задачей увеличения сбыта пиломатериалов, он нашел интересное решение.

Идея: использование компьютера для проектирования будущего дома. С помощью компьютера заказчик сможет сам спроектировать на экране монитора дом какой захочет. Встроенный калькулятор тут же, по желанию клиента, подсчитает стоимость будущего дома. Если цена покажется заказчику слишком высокой, он может упростить конструкцию. Если цена удовлетворяет, можно распечатать проект на принтере. В результате будут строить больше домов, а значит, не залежатся и пиломатериалы.

Новая область понятий, с которой вы связываете свою проблему, так называемый параллельный мир, должна быть вам хорошо известна. Чем больше подробностей, различных ситуаций и событий вы сможете вспомнить, тем лучше. Например, слова «Победитель кубка Стэнли» или «Монреаль канадиенс» дадут вам гораздо больше аналогий, чем просто слово « хоккей ». А если вы остановились на слове «ресторан», выберите такое заведение, где не раз бывали, где вам многое знакомо – от меню до интерьера.

Ниже приведен список различных понятий, научных дисциплин, областей знания, другими словами – «параллельных миров», которые можно использовать для поиска ассоциаций с миром бизнеса.

Пользуйтесь этим списком для выбора «параллельного мира» при решении стоящей перед вами задачи, а если он окажется для вас тесен, можно его расширить. Как следующий шаг в выбранной области рассмотрите 4‑5 более узких направлений и выберите то, которое лучше всего отвечает сути проблемы и в котором вы чувствуете себя более компетентными.

Ниже следует список различных сфер деятельности, областей и дисциплин, которые имеют что‑то общее с деловым миром. Для начала используйте этот список, но обязательно составьте уникальный список параллельных сфер деятельности, который наилучшим образом соответствует вашим знаниям. При выборе параллельной области рассмотрите четыре или пять вариантов, чтобы выбрать тот, который лучше удовлетворяет общим принципам вашей задачи.

Параллельные сферы деятельности

Англия Гавайи

Архитектура Гастрономы

Астрология География

Астрономия Геология

Балет Германия

Бары Гипноз

Баскетбол Гольф

Бейсбол Горная промышленность

Биография Гражданская война

Биология Движение за гражданские права

Большая депрессия Боулинг Джунгли

Бухгалтерский учет Дикий Запад

Ватикан Животный мир

Великие книги Журналистика

Вино Звезды

Война за независимость Иглоукалывание

Вооруженные силы Издательское дело

Вторая мировая война Изобретения

Вычисления Индия

Вьетнамская война Искусство

Искусство танца

Кардиология

Карибские острова

Композиторы

Компьютеры

Кулинария

Литература

Лыжный спорт

Математика

Медицина

Метеорология

Мифология

Монастыри

Мультипликация

Мыльные оперы

Налоговое управление

Насекомые

Обеспечение правопорядка

Обрабатывающая промышленность

Образование

Олимпийские игры

Оптовые торговцы

Оформление интерьера

Памятники

Парусный спорт

Первая мировая война

Печатное дело

Пилотирование

Политика

Политология

Порнография

Похоронные бюро

Правительство

Профсоюзы

Психиатрия

Психология

Пьесы Шекспира

Развлечения

Разговорное радио

Рестораны

Рестораны быстрого питания

Рыболовство

Сельское хозяйство

Семинары

Скульптура

Слесарное дело

Социология

Специальное образование СССР

Фармакология

Физиотерапия

Фотография

Хиропрактики

Эволюция

Экономика

Южная Америка

Юриспруденция

Ядерная физика

Сталелитейная промышленность

Стоматология

Телевидение

Телевидение

Теленовости

Терроризм

Транспорт

Туристический бизнес

Уборка мусора

Универмаги

Уолл‑стрит

Постарайтесь найти в выбранном «параллельном мире» все сведения, которые можно связать с вашей задачей (подобно повару китайского ресторана, использующему все части утки для приготовления блюд национальной кухни).

Предположим, ваша проблема заключается в продаже копировальной техники. Вы произвольно выбираете из приведенного списка «телевидение» и концентрируете свое внимание на телепроповедниках, а затем выписываете их главные характеристики и сравниваете их с принципами продажи копировальной техники. Ваша цель будет состоять в выявлении аналогий, которые смогут подсказать новую продуктивную идею.

Итак, что у вас получилось?

Кто‑то скажет, что проповедники тоже занимаются продажей, торгуя своими проповедями. Кто‑то добавит, что они «продают» также надежду, которую вселяют в людей своими речами. Другими словами, надежда – это продукт продукта. А в чем может состоять «продукт продукта» продажи копировальной техники? В новой услуге? В дополнительных удобствах? В повышении производительности? Как вы думаете, если продвигать на рынок «продукт продукта», можно добиться роста продажи своей техники?

Теперь сопоставим ту же проблему с обслуживанием в ресторане. Допустим, что предлагаемое меню разнообразно (аналогия – широкий ассортимент предлагаемой техники), но порядок оформления заказа у официанта (аналогия – торговый представитель фирмы) очень неудобен для клиента: каждое блюдо (аналогия – определенный тип копировальной техники) надо заказывать у конкретного официанта. В этой ситуации одним из решений может быть сокращение номенклатуры продаваемой продукции и упрощение процедуры оформления заказа.

Один мой знакомый хотел построить бассейн, но его не устраивали проекты со стандартными размерами 20 на 40 футов. Ему хотелось иметь такой бассейн, который позволял бы и купаться, и нырять, и делать заплывы. Однако для разработки нового проекта была необходима оригинальная идея. Используя технику прямой аналогии, мой знакомый выбрал для своей задачи в качестве «параллельного мира» игру в гольф и составил следующий список ключевых слов: площадка, лунка, клюшка, экипировка. Сосредоточив свое внимание на двух последних, он стал искать возможные аналогии со своей проблемой.

Посмотрите на рисунок. На нем изображен план бассейна, напоминающий своей формой клюшку для гольфа: модифицированный шестиугольник с общей длиной сторон 23 фута и примыкающей к нему узкой водной дорожкой длиной в 60 футов.

Такая конфигурация бассейна удовлетворяла всем исходным требованиям; кроме того, позволяла на треть сократить расход воды, а также снизить расходы на химическую очистку, фильтрацию и эксплуатацию насосов. Над узкой водяной дорожкой можно было устанавливать легкий тент, «застегивающийся» на молнии – наподобие чехла для клюшек. Мой знакомый признавался, что использование техники прямой аналогии подсказало ему двадцать четыре варианта решения!