Село сакмара оренбургской области. История с. Сакмара

Сакмарский район был образован в 1935 году.

Площадь территории района составляет 2061 кв.километр.

Численность населения - 30885 человек.

Административным и хозяйственным центром района является село Сакмара, население которого составляет - 5 тыс. человек.

Расстояние до областного центра - 36 км.

Район имеет 175008 гектаров сельскохозяйственных угодий.

По своему составу Сакмарский район является многонациональным. В нем проживают более 45 национальностей: русские - 64,2 %, татары - 20,2 % , башкиры - 0,9 %, мордва - 0,7 %, казахи - 5,6%, украинцы - 4,3 %, белорусы - 0,3 %, немцы - 1,3 % и другие.

Сакмарский район уникален по своим историческим, географическим и природным особенностям.

Он расположен в центральной части области и граничит с Оренбургским, Переволоцким, Октябрьским, Тюльганским и Саракташским районами. Располагает природными ресурсами - лесом, нефтью; на территории района имеются залежи известняка и гипса. Географически он вытянут узкой полосой с запада на восток на 100 километров. В поймах рек Сакмары и Салмыша сосредоточены лесные массивы, которые занимают 4,3 процента территории.

Сакмарская земля хранит в себе множество полезных ископаемых. Широкую известность имеют Архиповское месторождение песков для силикатных изделий, Петропавловское месторождение песка, Украинское, Павлоградское, Кушкульское месторождения кирпичных глин, Сакмарское месторождение песчано-гравийной смеси, известняка.

В районе 47 населенных пунктов, 15 муниципальных образований сельских поселений.

Районный центр Сакмара - село старинное, основанное в 1725 году сходцами из Западной Сибири, казаками из Яицкого городка (ныне г. Уральск) во главе с атаманом Фомой Сибиряковым.

Из истории:

На основании постановления II губернского съезда Советов в числе 8-ми районов губернии образован Оренбургский район, в состав которого входила территория Сакмарского района (25 марта 1920 года).

Постановлением Президиума Оренбургского губисполкома от 7 июня 1922 года в губернии были ликвидированы районы, восстановлены уезды и волости. Территория нынешнего Сакмарского района была поделена и входила в состав Оренбургского и Каширинского уездов.

Во исполнение постановления Президиума ВЦИКот 30 мая 1927 года в Оренбургской губернии уезды и волости упразднены, образовано 16 районов.

Все вновь образованные сельские Советы бывших Оренбургского и Каширинского уездов вошли в состав Оренбургского района.

7 декабря 1934 года образована Оренбургская область, в состав которой, в числе 52, вошли Сакмарский и Екатериновский районы, расположенные в настоящих границах района.

В 1959 году часть территории Екатериновского района вошла в состав Сакмарского.

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года Сакмарский район был упразднен и его территория вошла в состав Оренбургского и Октябрьского районов.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1965 года в области вновь образован Сакмарский район с включением в его состав Белоусовского и Андреевского сельских Советов.

Вехи истории

Как говорит история, в начале XVIII века из Яицкого городка отправились вверх по Яику 14 казаков во главе с атаманом Фомой Тимофеевичем Сибиряковым и есаулом Гаврилой Лукьяновичем Шугаем. Группа достигла места слияния Сакмары с Яиком. Здесь, на правом берегу Сакмары, в 1713 году русские люди решили обосновать свое поселение и дали ему свое название - Сакмарск.

Но уже через год на пришельцев нападают башкиры. Следующее крупное нападение на казачий поселок произошло в 1720 году. Атаману Сибирякову, как и первый раз, удалось спасти людей, переправив их на противоположный берег Сакмары.

Принимая во внимание постоянную угрозу нападения в этом открытом месте, Сибиряков решает подняться вверх по Сакмаре. На шестой день трудного пути казаки Сибирякова замечают на правом берегу несколько деревянных изб и работающих возле них людей. Здесь атамана и его людей встречают исецкие казаки во главе с атаманом Иваном Горевановым, прибывшие сюда с верховья Сакмары весной 1720 года. По обоюдному согласию исетские и яицкие казаки продолжают совместное строительство поселка и называют его Сакмарск.

Богатые лесом, плодородные берега реки Сакмары все больше привлекают яицких казаков. В 1723 году один из атаманов яицкого корпуса Василий Арапов подал челобитную в Военную коллегию Сената, в коей просил о позволении ему и другим казакам "на устье реки Сакмары, близь башкирцев поселение иметь и крепость строить, проезды чинить и крепкие караулы держать". При этом Арапов просил для отпору от оных неприятелей: "... четыре пушки и к ним ядра и порох". Просьба Арапова была удовлетворена. И летом 1724 года он во главе дружины добровольцев отправляется на стругах вверх по Яику.

Дойдя до устья р. Сакмары, решает построить городок на месте прежнего русского поселения, но в поисках более удобного места отправляется вверх по реке. Достигнув возвышенности на правом берегу Сакмары (ныне Арапова гора), он решает остановиться. Каково же было удивление Арапова, когда, взобравшись на гору, он увидел на соседней русское поселение...

28 апреля 1725 года, будучи в Петербурге по войсковым делам. Арапов просит Сенат об ускорении разрешения на строительство Сакмарской крепости. 26 мая 1725 года последовала резолюция сената. Вслед за тем Военная коллегия своим Указом от 4 июня 1725 года разрешила Арапову получить из Москвы 5 чугунных пушек, ядра, порох к ним. Возвратившись в Сакмарск. Арапов собирает всех казаков на круг, где оглашает решение Сената и разъясняет сакмарцам (казакам) их задачи. Здесь же создается управление Сакмарского городка. Для ведения канцелярии назначается писарь, выделяются три приказных, одному из них поручается организация и ведение сельскохозяйственных работ, другому - заготовка строевого леса и сплав его в яицкий городок, третий отвечал за строительство крепости, по окончании которого он становится старшим артиллеристом.

Проведенная заранее заготовка леса и камня позволила казакам быстро построить ее на Могильной (ныне) горе. Так была создана Сакмарская крепость - русский форпост на границе с Азией.

Хорошо укрепленный от набегов неприятеля, Сакмарский городок привлекал и беглых крестьян, спасавшихся от произвола помещиков, и заводских крестьян, изнуренных непосильным трудом, и старообрядцев.

Построенная Араповым Сакмарская крепость не только объединила яицкое и исетское казачество, но и явилось исходным пунктом в строительстве и заселении целой линии крепостей, куда вошли Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская, Переволоцкая, Бердянская и Верхнеозерские крепости.

История Сакмарской крепости тесно связана с восстанием башкир под предводительством Карсакала, одним из крупнейших восстаний башкирского народа против колонизаторского гнета русского царизма. Восстание 1740 года, как и все предшествовавшие ему, было жестоко подавлено карательными войсками под командованием генерал-лейтенанта князя Василия Урусова.

К северу от Сакмары, в двух километрах от сёла, над рекой, уходит в небо островерхий холм, названный мудрой памятью народной - Висиличная гора, правее у самого устья реки Салмыш, другой - гора Рублевая. Они свидетели той страшной расправы с повстанцами, 50 из которых были повешены, 120-и отсечены головы.

История сохранила факты участия сакмарцев в шведском походе Петра I, в турецкой войне 1735-1739 годов, в семилетней войне с Пруссией - 1756-1763 годы, в походах на Хиву, в усмирении бунтовавших башкир, крестьян в губерниях российских.

Занятие хлебопашеством, ловлей рыбы, сплавом леса, охотой было для рядовых казаков делом непростым. Кроме исполнения военных приказов, постовой службы, они обязаны были обустраивать мосты и переправы, участвовать в почтовой гоньбе.

К тому же на свое скудное жалование казак обязан был исправно держать коня, саблю, бердыш, бесплатно работать в хозяйстве старшины или атамана.

Эти и другие обстоятельства вызывали недовольство среди "вольного казачества". Поэтому, когда повстанцы Емельяна Пугачева приближались к Сакмарскому, приказ генерала - губернатора Рейнсдорпа об уничтожении мостов через реку Сакмару выполнен не был, а сам Пугачев торжественно встречен сакмарцами 1 октября 1773 года. Из значительных событий, касающихся нашего края, стоит отметить приезд в 1833 году по особому настоянию военного губернатора г. Оренбурга в качестве коллежского асессора со старшинством В. И. Даля.

В церкви села Никольского состоялось венчание В.И. Даля во втором браке с девицей Соколовой из деревни Гнездовка (ныне территория администрации Каменского сельсовета).

Переломным в жизни казаков-сакмарцев стал 1919 год, когда на Южном Урале разворачивались события гражданской войны.

Командующий южной группы колчаковцев генерал Белов 20 апреля приказал командиру 4 корпуса Бакичу ликвидировать войска красных в районе Оренбурга и занять железнодорожную линию, отрезать Оренбург от Сакмары.

Генерал Бакич стал готовить переброску дивизий через Салмыш.

Командование 277 Орского полка предупредило наступление противника. Бой начался утром 26 апреля, закончился он полным разгромом белых. История Оренбуржья выходила на новый виток своего развития...

Село Сакмара - районный центр в центральной части Оренбургской области. Раскинулось село на правом берег реки Сакмара, по которой и названо. Село находится в 35 километрах автодорогами на северо-востоке от областного центра. На противоположном берегу, в посёлке Красный Коммунар расположена узловая станция Сакмарская на железнодорожной линии Оренбург - Орск и Оренбург - Уфа .

История

В 1724 году атаман Оренбургского казачьего войска написал челобитную императрице Екатерине І с просьбой разрешить строительство укрепления на реке Сакмара. Просьба была удовлетворена, и уже на следующий год началось возведение крепости, которая получила название Сакмарский городок. Казаки, жившие в крепости, участвовали во многих военных кампаниях страны, а также в подавлении башкирского восстания 1740 года. В годы Крестьянской войны около городка прошло одно из сражений, при этом сакмарские казаки не воевали на стороне правительственных войск, поддерживая лидера повстанцев Емельяна Пугачёва.

В 19 веке поселения известно было под названием Сакмарск. Оно находилось на землях Оренбургского уезда, но подчинялось Оренбургскому казачьему войску. В Гражданскую войну вблизи Сакмары разворачивались военные действия. В частности, около села прошло Салмышское сражение, где красноармейцы отразили наступление войск Колчака. На горе Янгиз установлен обелиск участникам того боя. С 1935 года Сакмара - районный центр.

Достопримечательности

В Сакмаре работает районный краеведческий музей. Архитектурной достопримечательностью является церковь Казанской иконы Божией Матери, возведённая в 1820-х годах.

Храм Казанской иконы Божией Матери села Сакмара

Тушканова Е.А., Мишучков А.А.
(г.Оренбург)

Храмы Оренбургского края несут в себе бесценную историческую память, о людях, осваивающих яицкую степь, ее защитниках, ее молитвенниках и святых. Именно с появлением храма поселение становилось деревней, полноценным местом обитания, малой Родиной. В границах Оренбургской области до революции 1917 г. храмов насчитывалось более семисот, около половины из них были каменные, четверть домовые. В настоящее время восстановлено только около двухсот. С восстановлением сельских храмов у жителей деревни появляется уверенность, что Бог их не забыл, что деревня социально и демографически не умрет. Восстановление исторической памяти о храмах становится духовной задачей общества, этапом осознания своего культурного кода, не позволяющему народу перестать быть таковым.

По теме статьи авторами был привлечен в основном материал из книги церковного историка Чернавского Н.Н, четырежды упоминающем храм; местного краеведа Севастьянова С. Н., описывающего Сакмарское село. К сожалению, не удалось обнаружить клировые ведомости по Казанскому храму в Государственном Архиве Оренбургской области (ГАОО). Скорее всего, они могут находиться в г. Уральске, так как старообрядческая церковь, а с 1869 г. – единоверческая церковь, относилась к ведению Уральского казачьего войска. Основным источником стала летопись храма Казанской иконы Божией Матери, официальный сайт храма Казанской иконы Божией Матери, а также интервью с жителями села.

История основания храма Казанской иконы Божией Матери была обусловлена значимыми событиями того времени. В 1713 г. атаман Фома Тимофеевич Сибиряков и есаул Гаврила Лукьянович Шугай собрали 14 казаков из Яицкого городка (ныне г. Уральск) и выдвинулись на место немного выше слияния рек Сакмара и Яик. Здесь, на правом берегу Сакмары, они основали поселение с названием Сакмарск. После неоднократного нападения башкир они в 1720 г. спустились ниже по течению, где объединились с исетскими казаками атамана Ивана Гореванова и воздвигли крепость с названием Сакмарск. В центре военного укрепления поставили смотровую вышку, рядом рубленная деревянная церковь. Все казаки были старообрядцами, набожные люди, которые спасались от нажима государевой власти, призывающей к церковному воссоединению. Обиду на царскую власть пересилила военная нужда (набеги башкир). Сход сакмарских казаков обратился к Государыне Императрице с просьбой о включении в служилое казачье сословие и основании крепости Сакмарск.

В грамоте об основании крепости Сакмарска, выданной императрицей ЕкатеринойI атаману Василию Арапову от 19 июня 1725 г., предписано: «…Дабы уберечь Россию от нападения и разорения соорудить крепость оную на реке Сакмаре и вооружить её пушками чугунными да ядрами. А посему повелеваю, чтоб крепость была построена».

На горе (в народе называется «Могильная гора») была отстроена крепость, ограждённая рвом, деревянным заплотом с проездными воротами, возле которых стояли пушки. Внутри укрепления находилась вышка, дом атамана, где собирались казаки для принятия важных решений, и улицы казачьих изб. Деревянный храм в селе Сакмара был отстроен уже к 1733 году, а освящён в 1751 году в честь Казанской иконы Божией Матери.

Но 1760 году случился пожар. Все постройки были деревянными, поэтому сгорело почти всё, в том числе и церковь. Казаки были в берлинской экспедиции (шла Семилетняя война), поэтому пожар остановить было некому. Тогда нужно было всю Сакмару отстраивать заново, как и церковь.
В1825 г. в центре села была построена каменная Казанская церковь. Позволим себе дать полностью цитату из дела о закладке каменной церкви в Сакмарском городке от 24. 05. 1825 г.: «Будучи в собраниях при оных делах Сакмарского общества…, вследствие указа Оренбургской духовной консистории от 12 ноября 1824 года дело 2452 к Уральскому благочинному священнику ИосафуИоанно(вич)у, сообщаем Ему о прибытии его сюда (в Сакмарск) для освящения места на заложение в Сакмарском городке вновь предположенной церкви вместо сгоревшей деревянной церкви (по первому причащению прихожан), (предложено) иметь в данном месте у причта смотрение – инструкции церковным старостам, высочайше утверждённым 18 числа мая. Но поскольку благочинный Иосаф Иоаннов до сего времени в Сакмарск по посланному к нему сношению не прибыл…, то чтобы строящие церковь не остановили работу и не понесли со стороны станицы неминуемый убыток, то решено платить каждому человеку за прогульный день по 2.50…, и о чём здешний священник Сергий извещен».

Отцом Сергием и благочинным священником была освящена каменная Казанско-Богородицкая церковь в Сакмарске 21 июля 1828 г. Церковь представляла собой «восьмерик на четверике» (из учётной карточки, хранящейся в настоящее время в храме). Ограда была деревянной на каменном фундаменте. Храм стал важной осью духовной и социальной жизни села.

Служение Богу, Царю и Отчеству являлись заветом каждого русского, христианина и казака. Старообрядцы верят, что царская власть – от Бога, что защита Отечества – есть главная цель жизни казака. На этих трех ценностях базировалась вся жизни сакмарского казачества. Службы в храме совершались еженедельно. Казаки перед каждым походом приходили в храм взять благословение на военный поход, заручиться поддержкой святых. В отсутствие мужей-казаков женщины молились на обетные иконы, чтобы ничего с защитниками не случилось, чтобы они вернулись домой живыми. История сохранила факты участия сакмарцев в шведском походе Петра I, в турецкой войне 1735 – 1739 гг., в семилетней войне с Пруссией – 1756 – 1763 гг., в походах на Хиву, в усмирении бунтовавших башкир, крестьян в губерниях российских.

Деревянный храм в селе Сакмара горел несколько раз по причине несовершенства отопления – в 1832 г, в 1850 г. Из дела по указу из Оренбургской Духовной консистории об «освящении церкви Пресвятой Богородицы, выстроенной в Сакмарском городке» от 29 августа 1751 г., узнаем: «Указ Ея императорского величества самодержицы всероссийскияЕлизаветы – духовной Оренбургской консистории протопопу Василию Иоаннову, что имевшаяся второго Сакмарского городка церковь Божия во имя Пресвятыя Богоматери сгорела по вине (указано лицо), взявшего бремя отопления печи. Образа иконостаса и все вещи из той церкви Божьей вынесены. Повелеваем атаману Сакмарского городка Василию Тамбовцеву построение вместо той сгоревшей на том же месте деревянную церковь Божью. Заложить оную в присутствии иерея с провозглашением молебствия и водоокропления. Церковь построить в вышину аршина шести вершков, в длину аршина осьми вершков, в ширину аршина четыре вершков». Из дела узнаем, что священником Богородицкого храма Сакмарского городка был священник Феодор Григорьевич.

Согласно Указу Святейшего Синода № 1650 от 19 сентября 1861 г.сакмарским казакам нового обряда была разрешена постройка молитвенного дома, а потом и церкви. Службы временно стали совершать в молитвенном доме. Как свидетельствует прошение от 5 марта 1870 г., «жителей Сакмарской станицы к Оренбургскому губернатору о превращении молельного дома в церковь» от имени К. Боборыкина: «Строительству храма (нового обряда) мешали из «корыстных побуждений» старообрядцы раскольники во главе с «управителем Санковым», которые жили «без спасительных Таинств, Причащения Пречистых Тайн и крови Христовой». «Престол для храма есть, также облачения и сосуды, вскоре назначен будет им священник». «Жители Сакмарской станицы ещё в 1861 г.выходили с просьбой к Пресвященному Антонию устроить молитвенный дом, потом и церковь на одинаковых правах (со старообрядцами)». В силу того, что «Сакмарская станица, принадлежавшая вместе с церковью Уральскому Казачьему войску, в 1869 г. 8 марта с населением в 3812 душ была отчислена в состав Оренбургского Казачьего войска», необходимо было позаботиться духовной и государственной власти о разрешении церкви нового обряда в Сакмарске.

Второе прошение казаками было отправлено Его Преосвященству Митрофану Епископу Оренбургскому и Уральскому: «Вследствие отклонения Вашего Преосвященства от 19 сентября за № 3407 имею честь уведомить, что хотя на основании Высочайше утверждённого в 5 день мая 1865 года положения о разделении бывшей Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, жители Сакмарской станицы подчинены общей в губернии полиции на наше войсковое сословие, имеющее особое Губернское начальство, (которое) не имело непосредственного влияния, и администрации управления подчинялась лишь косвенно. В настоящее время в силу нового закона о причислении жителей Сакмарской станицы в Оренбургское казачье войско, в мое владение как Указного атамана означенной станицы, то я до сего времени лишён возможности сделать что-либо в пользу соглашения Сакмарских казаков к обращению молитвенного дома в храм. Предавая себя архипастырским молитвам Вашим, имею честь быть с современным почтением и преданностью Вашего Преосвященного, покорнейший слуга К. Боборыкин».

Возведению второго храма в Сакмарске препятствовал еще и тот факт, что «Сакмарская станица, согласно Высочайше утверждённому в 8 день марта 1869 г. положения Военного Совета от Уральского казачьего войска отошла и находится в настоящее время в управлении Атамана Оренбургского казачьего войска». С обращением от 5 марта 1870 г. к военному начальнику Оренбургской губернии обратился секретарь В. Ясижют: «Я обращаюсь к Вашему Превосходительству и прошу у моего Покорнейшего Превосходительства принять участие в побуждении жителей Сакмарской станицы к обращению молитвенного дома в церковь». Наконец,произошло историческое событие: «В ноябре 1869 года единоверческая Казанско-Богородицкая церковь Сакмарской станицы по распоряжению Преосвященного Оренбургского Варлаама отчислена от Уральского благочиния и передана в непосредственное ведение Оренбургской Духовной Консистории».Произошло примирение православных старообрядцев и последователей нового обряда в один единоверческий приход. Таким образом, был преодолён раскол у жителей села Сакмарска, когда в Казанский храм не пускали новообрядцев, а в молитвенный дом – старообрядцев.

Преодолению данного раскола как проявлению религиозного невежества способствовал и факт преодоления неграмотности в селе. С появлением церковной школы в 1832 г. количество грамотных жителей Сакмарска увеличилось до 70% (данные переписи 1872 г.). В Сакмарске действовали две школы: казачья мужская и женская. Церковная школа находилась в частной квартире казака Скородумова. Учились по прописям, один экземпляр которых до сих пор хранится в школьном краеведческом музее села Сакмары. Местный священник, отец Прокофий Учаев, был законоучителем и заведующим школой. Также в школе преподавала учительница, окончившая курс в епархиальном училище. Село значительно выросло, к 1 января 1900 г. в нём было сооружено 18 каменных и 1179 деревянных домов.Из клировых ведомостейархивного фонда ГАОО по Оренбургской Духовной консистории о церкви Сакмарской станицы имеются записи, датируемые 1901 г.: «Казанская Богородицкая Единоверческая церковь построена тщанием и усердием жителей станицы на их собственные средства. Церковь зданием каменная, не исключая и пола, с каменной колокольнею и деревянною оградою на каменном фундаменте. Престолов в храме три: во имя Казанской иконы Божией Матери; во имя святого великомученика Димитрия Солунского; во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Святые покровители села Сакмарского откликались на самые важные нужды казаков: военные казаки молились покровителю воинства вмчн. Димитрию Солунскому, о их возвращении из походов Божией Матери молились казачки, а дети молились трем святителям. Ни один из документов по храму в настоящее время не сохранился, в связи с тем, что церковь дважды горела. Но чудом уцелела в Сакмарском школьном музее печать храма иконы Казанской Божьей Матери второй пол. XIX в., которую использовали для подтверждения документов по церковным делам, касающихся, в основном, выдачи зарплаты священнослужителям и работникам церкви.

Престольными праздниками храма были 21 июля, 4 ноября – Казанской иконы; 12 февраля – день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; 8 ноября – вмчн. Димитрия Солунского.

Новой страницей в истории храма является период его разрушения в эпоху Советской власти и атеистическая борьба с верующими. Село Сакмара, как и всю страну,в 1917 г. постигла трагическая участь. Люди стали бояться ходить в храм, поэтому было организовано несколько молельных домов в селе.

Последним священником Казанского храма при Советской власти был Михаил Алексеевич Горбунов, служивший два года (1927 – 1929гг.). О нем рассказала его дочь, Мария Михайловна: «В церкви не было батюшки, и наши сельчане поехали в Оренбург просить, чтобы нашего отца рукоположили в сан священника. Папу вызвали в Оренбург, уговаривали принять священство. Бабушка, его мать, не хотела этого, отговаривала, мама тоже – такое смутное время! Но отец принял сан. Он ведь все время пел на клиросе, ему от церкви оторваться было тяжело. Став священником отец Михаил духовно сплотил рассыпавшийся приход. За его благочестивую жизнь священника уважали не только православные, но и мусульмане. «Так, когда однажды был сильнейший пожар в Татарской Каргале, к отцу Михаилу приехал мулла, встал на колени и просил: «Ой, Мыхайла, моли русский Бог Мыкола тушить наша Каргала!». Тот успокоил: «Конечно, помолюсь. Там ведь и русские тоже есть. Помолюсь!». Потом этот мулла приезжал, благодарил. «Я, – говорит, – подъезжать стал – уже почти что утушили Каргалу!». В 1929 г. церковь закрыли. По воспоминаниям дочери священника М.М.Тиховой, «её решили взорвать, но взрыв не получился. Пытались маломощным трактором стянуть крест – не удалось. Пригнали из Оренбурга более мощный трактор. Путем расшатывания снесли крест, затем разгромили колокольню, сняли шесть колоколов. Самый большой был сильно поврежден. В лесу, напротив Виселичной горы, вырыли траншею и все в нее сбросили, закопали трактором. Жителей не допустили, была усиленная охрана. Боясь наказания, люди украдкой разобрали по домам иконы. Верх церкви сломали, жители села разобрали камень». После закрытия храма в 1929 г. отец Михаил стал работать кузнецом.

Кто-то из односельчан позавидовал семье Горбуновых, которые недавно приобрели дом, и стал строчить доносы. В них говорилось, что священник Горбунов проводит антисоветскую пропаганду. В 1930 г. отец Михаил был арестован за антисоветскую пропаганду, отбывал наказание в различных исправительно-трудовых лагерях, в том числе на Беломорканале. Срок был равен 8 годам, но за «хорошую дисциплину и ударный труд» отца Михаила отпустили на два года раньше. Мария Михайловна вспоминает о лагерной жизни отца: «На Камчатке в лагере вместе со мной отбывали срок еще два священника. Один был старенький, немощный – мы его водили под руки. И он умолял: «Миша, ешьте мою пайку! Я старый, больной, не выживу. А вы еще людям пригодитесь, может, и послужите!» Нам не запрещали – мы каждый вечер втроем служили. Встанем и молимся. А потом к нам и другие люди стали присоединяться. Утром не разрешали служить, надо было работать. А вечером собирались и в камере служили».

В 1937г. на отца Михаила написали вновь донос. «Факты» в бумаге приводились серьезные: вредительство и контрреволюционный заговор. Вместе с другими такими же «заговорщиками» его обвинили в умышленном повреждении железнодорожных рельс. Он был расстрелян на месте оренбургской голгофы – в Зауральной роще под Оренбургом.

В 60-х гг.XXв. пришла открытка о реабилитации священника Горбунова. Удалось узнать о последних днях батюшки, по рассказам Марии Михайловны, «уже после реабилитации 60-х годов об отце мы узнали от дяди Вани Головченко, он жил на станции Сакмарской. Головченко обвинили в поджоге. Посадили в тюрьму в Оренбурге, и угодил он в одну камеру с моим отцом. Вечером открывается дверь, в камеру втаскивают и швыряют не поймешь кого – окровавленное тело. Дядя Ваня подошел, присмотрелся: «Лексеич, да неужто это ты?!». Без сознания, не отвечает. Когда отец очнулся, Головченко стал уговаривать: «Лексеич, пожалуйста, уж как хочешь, во всем сознавайся, все подписывай – отсидишь, да хоть живой останешься!». А он отказался: «Нет, я не могу перед Богом клеветать ни на себя, ни на других. Что будет, тому и быть, на все воля Божия!». Дядя Ваня восемь лет отсидел и вернулся, а отца тогда же расстреляли».

Храм, начиная с 1929г., советская власть стала постепенно разрушать. Надгробный камень над могилой Прокофия Учаева перенесли на кладбище, а места около церкви перекопали так, что все возможные захоронения священников за алтарём превратились в смесь земли и костей. Каменную оградку разобрали. Перед войной устроили в здании церкви зерносклад, позднее – кинотеатр под названием «Родина». Вспоминает Ольга Ларькина о своих походах в кинотеатр: «И только старые люди сердились: грех ходить в кинотеатр, потому что это – обезглавленное и переделанное здание церкви. А мы-то – ходили… Господи, прости!». Казанскую площадь перед храмом переименовали именем В.Ульянова (Ленина), памятник которого стоит до сих пор напротив здания храма.

Период восстановления Казанского храма приходится на время новой либеральной России. В день праздника Святой Троицы 1992 г. прихожане стали горячо молить Бога о возвращении церковного здания верующим. И 1 августа 1992 г. здание храма было возвращено православным. Двадцать человек образовали приходское управление: Петров Пётр Григорьевич, ПетроваНина Семёновна, Щуплова Антонина Алексеевна. Восстановительные работы возглавлял Олег Борисович Ступичкин, который станет в будущем священником и будет убит в селе Шайтанка Екатеринбургской епархии на Рождество. За 1992 г. было около шестидесяти крестившихся.11 апреля 1993 г. по благословению митрополита Леонтия (Бондаря, †1999), церковь освятил схиархимандрит Серафим (Томин, †2013), первое богослужение провел иерей Сергий Иванцов, служивший в храме Казанской иконы Божией Матери с 1992 по 1993 гг. Прихожане восстанавливали храм своими силами, прилагая все возможные усилия. С 1993 по 1994 г. в приходе служил иеромонах Карион. С 16 апреля 1995 г. по настоящее время в храме служит священник Василий Иванчук. Митрополитом Оренбургским и Бузулукским Леонтием он был рукоположен 12 февраля в сан диакона, а 26 февраля 1995 г. – в сан иерея. Указом от 15 апреля 1995 г. отец Василий направлен в Сакмару настоятелем храма Казанской иконы Божьей Матери. С первых же дней службы в храме отец Василий сразу установил четкий регламент работы, соответствующий правилам и нормам. Стала регулярно проводиться Божественная литургия, совершаться таинства крещения, венчания, причастия. Священник Василий выезжает на требы во все села Сакмарского района. Он стал душой села Сакмары, подавая своим дружным семейством нравственный пример сельчанам. У батюшки Василия и его супруги Галины девять детишек: Михаил, Анастасия, Анна, Ольга, Марина, Ирина, Кирилл, София, Андрей. Под его руководством храм уже был почти готов к освящению. Но за грехи, постигшие людей в «лихие 90-е», Господь посетил сакмарцев. В день грозного Архистратига Михаила, 21 ноября 1998 г. в храме произошёл пожар, который оставил лишь голые стены от здания. Из летописи Сакмарского храма: «Мы вызвали пожарных, а сами с молитвой на устах стали выносить иконы и церковную утварь. Пожарные, безуспешно пытавшиеся погасить огонь, вышли следом, и сразу рухнула крыша на то место, где только что были люди. Выгорело все, остались одни обгорелые каменные стены. Митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий тогда сказал: «Сгорела не церковь, а место, которое оскверняли». Храм отстраивается почти заново, но дело движется медленно из-за нехватки средств. Объем строительства большой: высота храма 30 метров, ширина 16 метров, длина 34 метра». За время своего почти 20-тилетнего служения отец Василий награждён от правящего Архиерея Митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина набедренником, камилавкой, наперстным крестом, в 2008 г. – возведён в сан протоиерея.

Люди обратились к Богу, и храм медленно стал восстанавливаться. 9 ноября 2008 г. состоялось торжественное освящение и подъем главного купола церкви, которое было совершено митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином.Храм стал духовным и архитектурным центром села Сакмара. Храм производит высокое эстетическое впечатление.Здание восстановленной церкви, как и предыдущей, трёхнефное, разделено четырьмя столпами. Центральный неф завершается барабаном с 8 оконными проёмами, которые украшены фигурными полуциркульными наличниками, шеей с эмитированными 6 оконцами и золочёной главкой в форме луковицы. На западном фасаде надстроена ярусная колокольня с большим золочёным куполом. Всего у церкви имеется 8 колоколов: 4 маленьких (зазвонных), 3 средних и 1 большой (набатный). Под колокольней строитсякрестильня и воскресная школа.

Особо следует остановиться на святынях храма и прихожан. Реликвии храма и прихожан – ценнейшие свидетельства исторической памяти, которые играют важную роль в духовном воспитании веры и ценностей жителей Сакмары. Одной из них является Тихвинская икона Божией Матери, которую в 2003г. принесла в храм Пархоменко Мария Ивановна. Когда иконную доску поместили на аналое, произошло обновление иконы. Это случилось как раз в то время, «когда за океаном было принято решение вернуть в Россию Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери».Сейчас можно отчётливо увидеть не только иконописное изображение Богоматери с Младенцем, но и часть подписи.Такие чудеса свидетельствуют, что происходит самое главное – обновление веры в душах прихожан. И обновление икон символическое тому свидетельство.

Примечательны и Царские Врата в иконостасе храма. «Царские врата, – что следует из интервью прихожан, – очень красивые, а вырезаны они Еленой Федоровной из липы. Художник по образованию, она в течение 11 месяцев вырезалас молитвой христианский символ – гроздья винограда, покрыла их воском. Виноградная лоза – это христианский символ труда над душой: сложно дается человеку выращивание винограда, но еще сложнее дается ему духовный труд. Так ей Господь на душу положил, взялась - и сделала. В кровь стирала руки, плакала от боли, но вырезала грозди винограда, изящный орнамент. И ни копейки не взяла за работу, сделала во славу Божию. Только сам материал оплатили, восемнадцать тысяч, а ее работа – дар нашему храму».

В храме также находилось Распятие Христово.Из воспоминаний Натальи Ивановны Логуновой: «Эта женщина была одинокая, набожная очень и очень малоразговорчивая. В 1975-м году, почувствовав себя слабой, зазвала к себе мать мою, Марию Николаевну Комиссарову. И велела разобрать ей ветхую стену из камня внутри жилья. За ней оказалось малое пространство, а в нем – большая икона весом килограммов сорок и престольный крест. Икона Божией Матери с младенцем – большая и тяжелая, но лик ее был испорчен. Следы ее потерялись. Возможно, икона до сих пор в Сакмаре. А вот крест сохранился прекрасно. Распятие Христа, написанное яичными красками с золотом, хранилось в доме моей матери 35 лет. Был период тотального увлечения стариной, цель, конечно же, меркантильная. И было очень страшно за маму и за крест. Но Бог миловал, и он сохранился. Маме скоро исполнится 88 лет, и, будучи еще в светлой памяти, она пожелала вернуть крест православной церкви, хотя и староверка. Теперь он там, и на него можно посмотреть и помолиться».

На левом столпе Казанского храма – Табынская икона Божией Матери, которая является покровительницей всей Уральской земли. Именно на этой иконе насчитывается немалое число цепочек с крестиками и колец. Это знак того, что люди получили исцеление, помолившись перед этой иконой. В храме есть ещё одна икона Божией Матери – Федоровская, на которой тоже висят цепочки, кольца и образок Богородицы.

К этим святыням Казанского храма обращаются все верующие жителя Сакмары, и они имеют для всех важную историческую ценность. На непростых по отношению к религии и церкви этапах истории жители села делали всё возможное, чтобы сохранить иконы и иные ценные предметы религиозного культа.

Подводя итоги статьи, сделаем выводы. Религиозность являлась важнейшим духовным приоритетом жизнисакмарцев, духовные события, связанные с Казанским храмом, тесно переплетаются с социальными событиями станицы Сакмара, общероссийской историей.

Прошедшие два десятилетия XX – нач. XXIвв., после изменений в общественно-политической ситуации в стране характеризуются двойственностью: с одной стороны, активно началось возрождение религиозной жизни, с другой стороны, происходит дальнейшее духовное обнищание России, забвение в условиях вестернизации культуры своих исторических корней.

… Он сокращает путь не близкий

Ночными песнями без слов,

Зеленым чаем по-башкирски

И кумысом у пастухов

Заря сентябрьская в разгаре,

Как пламя, стелется ковыль,

И вот уже видна Сакмара,

Из-под копыт взлетает пыль,

Шумит полынное раздолье,

Мелькает город за рекой,

А сердце то пристукнет болью,

То наполняется тоской.

Муниципальное образование Сакмарский сельсовет находится в Сакмарском районе Оренбургской области, Приволжского федерального округа Российской Федерации и является административным центром Сакмарского района.

Сакмарский сельсовет расположен в центральной части Оренбургской области, на расстоянии 40 км от областного центра г.Оренбург и в 5 км от железнодорожной станции « Сакмарская» Южно-Уральской железной дороги. Сакмара имеет выгодное экономико-географическое положение. Оно заключается в близости областного центра.

Муниципальное образование Сакмарский сельсовет граничит в Сакмарском районе с Краснокоммунарским поссоветом и с сельсоветами: Архиповским, Беловским, Марьевским, Светлым, Татаро-Каргалинским.

В состав муниципального образования входит два населенных пункта: с. Сакмара, с.Рыбхоз.

По территории муниципального образования Сакмарский сельсовет протекает река Сакмара (бассейн реки Урал).

Площадь муниципального образования Сакмарский сельсовет-10373 га.

Население с. Сакмара на 01.01.2012 составляет 5293 человека.

Национальный состав муниципального образования Сакмарский сельсовет - Русские- 3378; казахи- 295; татары- 1063; украинцы- 226;

башкиры- 47; немцы- 16: мордва- 37; белорусы- 16; армяне- 185; таджики- 102 (временная регистрация).

Районный центр Сакмара - село старинное, основанное в 1725 году выходцами из Западной Сибири, казаками из Яицкого городка (ныне г. Уральск) во главе с атаманом Фомой Сибиряковым. Группа казаков достигла места слияния Сакмары с Яиком. Здесь, на правом берегу Сакмары, в 1713 году русские люди решили обосновать свое поселение и дали ему свое название - Сакмарск.

Хорошо укрепленный от набегов неприятеля, Сакмарский городок привлекал и беглых крестьян, спасавшихся от произвола помещиков, и заводских крестьян, изнуренных непосильным трудом, и старообрядцев.

Занятие хлебопашеством, ловлей рыбы, сплавом леса, охотой было для рядовых казаков делом непростым. Кроме исполнения военных приказов, постовой службы, они обязаны были обустраивать мосты и переправы, участвовать в почтовой гоньбе.

Переломным в жизни казаков-сакмарцев стал 1919 год, когда на Южном Урале разворачивались события гражданской войны.

Командующий южной группы колчаковцев генерал Белов 20 апреля приказал командиру 4 корпуса Бакичу ликвидировать войска красных в районе Оренбурга и занять железнодорожную линию, отрезать Оренбург от Сакмары.

Генерал Бакич стал готовить переброску дивизий через Салмыш.

Командование 277 Орского полка предупредило наступление противника. Бой начался утром 26 апреля, закончился он полным разгромом белых…

Принимая во внимание постоянную угрозу нападения в этом открытом месте, Сибиряков решает подняться вверх по Сакмаре. По ходу продвижения казаки Сибирякова замечают на правом берегу несколько деревянных изб и работающих возле них людей. Здесь атамана и его людей встречают исетские казаки во главе с атаманом Иваном Горевановым, прибывшие сюда с верховья Сакмары весной 1720 года. По обоюдному согласию исетские и яицкие казаки продолжают совместное строительство поселка и называют его Сакмарск.

Богатые лесом, плодородные берега реки Сакмары все больше привлекают яицких казаков. В 1723 году один из атаманов яицкого корпуса Василий Арапов подал челобитную в Военную коллегию Сената, в коей просил о позволении ему и другим казакам "на устье реки Сакмары, близь башкирцев поселение иметь и крепость строить, проезды чинить и крепкие караулы держать". При этом Арапов просил для отпора от оных неприятелей: "... четыре пушки и к ним ядра и порох". Просьба Арапова была удовлетворена. И летом 1724 года он во главе дружины добровольцев отправляется на стругах вверх по Яику.

Дойдя до устья р. Сакмары, решает построить городок на месте прежнего русского поселения, но в поисках более удобного места отправляется вверх по реке. Достигнув возвышенности на правом берегу Сакмары (ныне Арапова гора), он решает остановиться. Каково же было удивление Арапова, когда, взобравшись на гору, он увидел на соседней русское поселение...

28 апреля 1725 года, будучи в Петербурге по войсковым делам. Арапов просит Сенат об ускорении разрешения на строительство Сакмарской крепости. 26 мая 1725 года последовала резолюция сената. Вслед за тем Военная коллегия своим Указом от 4 июня 1725 года разрешила Арапову получить из Москвы 5 чугунных пушек, ядра, порох к ним. Возвратившись в Сакмарск. Арапов собирает всех казаков на круг, где оглашает решение Сената и разъясняет сакмарцам (казакам) их задачи. Здесь же создается управление Сакмарского городка. Для ведения канцелярии назначается писарь, выделяются три приказных, одному из них поручается организация и ведение сельскохозяйственных работ, другому - заготовка строевого леса и сплав его в яицкий городок, третий отвечал за строительство крепости, по окончании которого он становится старшим артиллеристом.

Проведенная заранее заготовка леса и камня позволила казакам быстро построить ее на Могильной (ныне) горе. Так была создана Сакмарская крепость - русский форпост на границе с Азией.

В 1726 и 1727 годах Сакмарский городок пополнился новой большой партией беглых крестьян из Западной Сибири. Это возбудило беспокойство центральной власти.

В 1727 году по приказу Верховного тайного Совета из Казани был отправлен в Сакмарский городок офицер с отрядом солдат для вывода из городка беглых крестьян. Часть этих крестьян была выселена, но и в последующие годы городок по-прежнему оставался убежищем для беглых крепостных крестьян.

По совету Василия Арапова старший советник И.К. Кирилов принял меры строить крепости по р. Сакмаре и селить тут жителей. Таким образом, по инициативе сакмарских казаков в 1736 году возникла так называемая Сакмарская линия с рядом крепостей.

К началу Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 годах Сакмарский городок стал довольно крупным для того времени населенным пунктом. Он состоял из двух частей: старого и нового городков. Старый находился на высоком мысу правого берега Сакмары и имел деревянное укрепление и пушки.

В обоих городках насчитывалось свыше 150 дворов и 250 служивых казаков. Вести о крестьянском восстании быстро дошли до крестьянского городка. Они подтвердились приказом Оренбургского Губернатора генерала-поручика И.А. Рейнсдорпа, по которому атаману Даниле Донскому предписывалось отправить сто двадцать казаков для несения сторожевой службы. Остальному населению предлагалось уйти в Красногорскую крепость. Однако, жители городка не позволили разрушать мост через Сакмару и остались дома. Находясь в Сеитовой слободе, Пугачев принял решение пополнить свое войско казаками Сакмарского городка. В связи с этим пугачевский секретарь Почиталин написал именной указ Пугачева к Сакмарскому казачьему атаману Донскому и казакам его команды. В тот же день с указом отправились яицкие казаки М.Г. Шигаев и П. Митрясов. Собрав казачий круг, они объявили, что мы-де приехали к вам с указом от государя Петра Федоровича, и велели зачитать его местному священнику И. Михайлову. Он возразил, что указ недействителен, т.к. давно уже государь скончался, но пугачевские посланцы «со свирепостью» сказали: «Врешь, батька! Он жив, а вместо его погребен вить другой».

2 октября жители Сакмарского городка торжественно встретили Пугачева и приняли присягу. Через два дня Пугачев отправил указ коменданту Красногорской крепости капитану Б.С. Уланову, Сакмарским казакам и населению крепости, в котором призывал казаков служить новому крестьянскому царю верой и правдой, за что обещал жаловать «крестом и бородою, рекою и землею, травами и морями, и денежным жалованьем, и хлебным провиантом, и свинцом, и порохом, и вечной вольностью».

Сакмарские казаки активно участвовали в крестьянской войне. На допросах Пугачев показывал, что они были при нем неотлучно.

С начала основания городка жители входили в состав яицкого казачьего войска. 18 марта 1869 года приказом военного министра было объявлено указание: «Сакмарскую станицу уральского казачьего войска, с принадлежащей ей землею, отчислить от сего войска, причислить к оренбургскому казачьему войску, подчинив его к порядку управления и пребывания воинской повинности, какой установлен в последнем войске».

Первым станичным атаманом по присоединении ее к оренбургскому войску стал Воронжев. Население станицы в 1869 году составило 1859 человек.

Со временем казаки расселялись по рекам и речушкам, основав хутора. Здесь же обязательно становились водяные мельницы, которые еще действовали в войну 1941-1945 годов и после нее.

В центре станицы Сакмарской действовала православная церковь, построенная как единоверческая в 1828 году.

В 1935 году общая площадь района составила 0,9 тысячи квадратных километров, на которой располагались 65 населенных пунктов, численность населения составляла 22400 человек.

К 1930-1931 годам практически была завершена коллективизация на селе. Единоличные хозяйства оставались в районе вплоть до начала Великой Отечественной войны, но количество их было не значительным.

Станица Сакмарская, бывшая до этого центром волости, стала административным центром Сакмарского района. По переписи 1926 года здесь проживало в 809 дворах 3408 человек.

В 1929 году в Сакмаре впервые услышали радио, в 1936 году село было радиофицировано. Электроэнергия, вырабатываемая стационарными двигателями, начала использоваться с 1937 года, в 1964 году по территории района прошла линия электропередачи высокого напряжения. В 1952 году в районном центре решили начать строительство водопровода.

С начала 30 годов и по 1958 год в с. Сакмара промкомбинаты выпускали различную продукцию: кирпич, сани, обувь, одежду, мыло, конную упряжь. А также добывали торф. Пищекомбинаты производили муку водяными мельницами, кондитерские изделия, напитки, разводили скот и птицу.

Мирный труд сакмарцев прервала Великая Отечественная война. Более 8000 человек было призвано на войну. Свыше 5000 из них принимали участие в боях, проявляя при этом мужество и героизм.

Четверых героев Советского Союза дала Родине сакмарская земля. Это Барсуков Александр Яковлевич, Иванищев Георгий Степанович, Сибирин Семен Александрович, Файзуллин Ханиф Шакирович. Полным кавалером орденов славы стал Белов Федор Антонович. Более 2600 сакмарцев осталось лежать на полях сражений, далеко от родных мест. Многие сакмарцы навечно занесены в областную Книгу Почета.

В 1981 году в с. Сакмара пущены первые газовые котельные, а в 1985 году началась газификация личного жилья. С 1993 года в районе действует полная автоматизированная линия международной и междугородной связи системы «Кварц». В 1981 году через реку Сакмару построен постоянно действующий мост, чуть раньше начато развитие станции Сакмарской, которая является узловой, соединяющей железнодорожными путями Оренбуржье и Башкирию.

Славилась сакмарская земля не только ратными подвигами в военное время. Звание дважды Героя Социалистического Труда носит бывший механизатор колхоза «Рассвет» Василий Макарович Чердинцев. Героем Социалистического Труда был и бывший бригадир колхоза «Дружба» Владимир Петрович Каратаев (ныне покойный).

Не один десяток сакмарцев награждался орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями, знаками, а также присвоены звания «Заслуженный зоотехник РСФСР» - Щундриной Нине Сергеевне, «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ» - Шегурову Василию Лаврентьевичу. Звание «Заслуженный механизатор РСФСР» носят Галия Сафиуловна Исхакова, Ефременко Григорий Федорович, Зверев Борис Никитович, Головко Петр Павлович и другие.