Синквейн-новая технология в развитии речи дошкольников. Пособие по развитию речи «Волшебная лесенка

Государственное казенное коммунальное предприятие «Детский сад № 14 » города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» отдела образования города Павлодара акимата города Павлодара

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе

с детьми с общим недоразвитием речи»

Г.Павлодар, 2017 г./ж.

Введение

Непременным условием для всестороннего развития ребенка , для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий , многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений . Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка , который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна .

Итак что же такое синквейн??

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей-предметников, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН это средство творческого самовыражения.

В переводе с французского слово «синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Для чего используется:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме , слово-ассоциация , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно . Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи .

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы , как основы развития речи в целом , формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя) . Игры включаются в разные виды деятельности детей , в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например, игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки» :«Узнай игрушку» , «Чудесный мешочек» , «Назови ласково» , «Один- много» , «Чего не стало?» , «Разрезные картинки» , «Чего не хватает?» , «Кто что делает?» , «Назови часть целого» и др. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок :

Какой? - Что бывает таким же?

Что делает? - Что (кто) делает так же?

На что похоже? - Чем отличается?

Актуальность выбранной темы

Актуальность технологии «синквейн» заключается в следующем:

    Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

    Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

    Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.

    Учит определять грамматическую основу предложений.

    Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

    Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Технология синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Теоретическая база исследования

В логопедической практике присутствуют трудности в обучении связной речи, так как неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Данная технология не только развивает и обучает детей но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, память, внимание.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию - она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять". Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Н.Д.Душка в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как: краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие технологии в логопедии».

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей , не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и«читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей .

Синквейн – это не способ проверки знаний детей , это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру : Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем : «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна . Проанализировав полученные результаты,корректируем представления детей о данном понятии . Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Синквейн - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей . В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов , легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На следующем этапе задания усложняются :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну ;

коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка (например, дан синквейн без указания темы , но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна . Лексическая тема «Игрушки»

2. Круглый, гладкий

3. Прыгает, катится, сдувается

4. у меня есть круглый, гладкий мяч.

5. Игрушка

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

составление синквейна по прослушанному рассказу;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Практическая база исследования

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на занятиях по развитию речи и по произношению, так же можно использовать на занятиях по основе грамоте. Начиная уже со средней группы, таблицы данной технологии я использую как для запоминания стихов так и рассказов.

Один из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»

Логопед предлагает детям вместе с девочкой Арай придумать короткое стихотворение про самолет.

1 Что это? (самолет)

2 Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)

3 Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)

4 Составь предложение со словом «самолет» (.Мама купила мне огромный самолет)

5 Назови другим словом (воздушный транспорт)

Второй вариант это «Ёлочка»

Предположим, что лексической темой будет «Деревья»

1 Что это? (это яблоня)

2 Яблоня какая? (яблоня ветвистая, яблоня высокая)

3 Что можно сделать с яблоней? (собрать с яблони плоды, обрезать ветки, полить корень)

4 Составь предложение со словом «яблоня» (У бабушки в деревне в саду растет яблоня)

5 Назови другим словом (дерево).

Третий вариант схемы «Пирамида»

Можно использовать на занятиях основы грамоты.

1 Что это? (Буква А)

2 Буква А какая? (буква А гласная, буква А поющая)

4 Составь предложение с буквой А. (Я могу написать букву А).

5 Назови другим словом. (Гласный звук)

Одна из наиболее любимой схемой детей является в виде вот таких Матрешек.

Лексическая тема «Посуда»

1 Что это? (кастрюля)

2 Какая она? (металлическая, большая)

3 Что мы с ней можем сделать? (Помыть, поставить на плиту, замарать).

4 Составь предложение. (Мама варит суп в кастрюле).

5 Назови другим словом. (Посуда)

Пятый вариант схемы синквейн « Кубики»

Лексическая тема «Зима»

1 Что это? (зима).

2 Какая она? (зима морозная, зима долгая)

3 Что делают зимой? (зимой катаются, зимой мерзнут, зимой одеваются потеплее)

4 Составь предложение. (Зимой я люблю кататься на санках).

5 Назови другим словом. (мороз)

Технологические карты занятий в коррекционной логопедической работе

с детьми с ОНР

1 .Білім беру облысы /Образовательная область: «Коммуникация»

Бөлім /Раздел: Развитие речи

Тақырып/Тема: «Фрукты»

Мақсат / Цель: закрепить технологию по рассказыванию с помощью синквейна и мнемотаблиц,

Міндеттері:Задачи: закрепить умение в изменении слов в уменьшительно-ласкательную форму, учить работать по командам, развивать связную речь, прививать усидчивость.

Билингвальный компонент : алма – яблоко, алмурт- груша

Құрал-жабдықтар : Оборудование: шкатулка, марблс, синквейн плакат, плакаты, мнемосхема, игра «Подбери похожие слова», волшебная палочка, логокуб, кусочки фруктов на тарелке, салатница, карточки фрукты.

Ход занятия

Мотивационно-

Побудительный этап

Организационный момент

Круг радости

В Казахстане мы живем, есть у каждого свой дом,

Есть работа, есть друзья,

Мама, папа есть и я

Мы играли, веселились,

Мы шутили и резвились,

А теперь пришла пора

Заниматься детвора.

Организационно-поисковый этап

Биоэнергопластика

«Лошадка», «Барабан» под музкыку

Пришел повар, рассказывает, что его помощники перепутали ингредиенты для салата. Просит помощи.

Дети на вкус определяют фрукты.

Как назвать одним словом: яблоко, банан, лимон?

Ребята, когда мы будем выполнять задания на этой салатнице будут появляться ингредиенты для фруктового салата.

Игра с Марблс(камешки)

Какие фрукты вы знаете? За ответ дается камешек.

Считают камешки, определяют, кто больше назвал фруктов.

Билингвальный компонент: а лма – яблоко, алмурт – груша

Дыхательное упражнение по Стрельниковой под музыку

Игра «Загадай» в шкатулке картинки с фруктами, нужно описать, чтобы дети угадали по описанию фрукт.

Игра «Волшебники» подходят к доске и волшебной палочкой проводят и превращают в маленький фрукт.

Пример: это яблоко я превращаю в маленькое яблочко.

Физминутка

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Игра «Подбери похожие слова» Задание по командам из 2-х детей с карточками. Собрать мозайку и проговорить слова. (Яблоко-яблочко, яблочки, яблочный)

Рассказывание по схеме синквейн

Лимон. Лимон кислый, лимон желтый. Лимон падает, желтеет, кушают. Папа купил лимон. Лимончик.

Рассказывание по мнемотаблице.

Это ананас. Ананас коричневый и зеленый. Ананас сладкий и кислый. Ананас растет на земле. Из ананаса можно приготовить сок.

Рефлексия с логокубом

В какие игры играли?

На какие вопросы отвечали

Выходит снова повар и благодарит ребят за помощь.

Күтілетін нәтиже:

Ожидаемый результат:

Нені білу керек: Знать: название фруктов

Нені игереді: Иметь: представление о фруктах

Нені біледі : Уметь: рассказывать о фруктах, работать у доски и в команде

2.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Произношение

Тақырыбы / Тема: Звуки [Т, К]

Мақсаты/ Цель: Выполнять дифференциацию звуков [Т-К]

Міндеттері/ Задачи:

Формировать умение у детей давать характеристику звуку (твердый - мягкий), (гласный – согласный), выполнить звуковой анализ слова «Утка»

Развивать слух, внимание

Развивать мелкую моторику руки

Прививать усидчивость

Картинки, раздаточный для звукового анализа, массажные мячики, волшебная палочка,микрофоны, обозначения для игры «Сигнальщики», логокуб

Сө здік жұмыс / словарная работа: ткань

: ткани - маталар

показ, объяснение, ТРИЗ

Круг радости

Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Пирожок», «Подуй на пирожок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел? Утка

Какие согласные звуки вы слышите в слове УТКА?

Давайте повторим (взяли микрофоны) «ТК, ТК, ТК, ТК, КТ, КТ, КТ, КТ»

Характеристика звуков Т,Ть, К, Кь.

Вопрос-ответ индивидуально.

Звук Т какой?

Звук Ть какой?

Звук К какой?

Звук Кь какой?

Проговаривание слогов с микрофонами: Кто, кто, кто, так, так, так, тук, тук, тук, тик, тик, тик, ток, ток, ток, кот, кот, кут, кот, кат, ток, тук, так.

Проговаривание слов с массажными мячиками:

Утка, точка, ткани, тоска, такси, кто, стульчик, столик, конфета, фотка.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Игра с волшебной палочкой . Назвать слова с К, Т в начале слова.

Игра «Сигнальщики» определить звуки Т, Ть, К, Кь в словах, поднимая обозначение: тень, ток, утка, кот, маска, конфета, киви.

Звуковой анализ слова утка

Вопрос - ответ

Сколько звуков в слове?

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Какой третий звук?

Какой четвертый звук?

Синквейн Слова ЗВУК

Гласный, согласный

Звучит, поет, скрипит

Я слышу разные звуки

ТРИЗ. - Возьмите микрофоны и проговорите в каких словах есть звук Т, Ть, а в каких звук К, Кь?

Рефлексивно – корригирующий этап

Прощаются с Уткой

Что мы сегодня делали?

Дети отвечают по логокубу

«Выполняли гимнастику язычка, звуковой анализ, выполняли физминутку, играли с волшебной палочкой.

Білу /Воспроизводит : дифференфицирует звуки Т, К в словах

Игеру/ Применяет : дифференциацию звуков Т,К в самостоятельной речи

Меңгеру/ Понимает: значение слов «твердый - мягкий», «гласный - согласный»

3.Білім беру саласы /Образовательная область : Коммуникация

Бөлімі / Раздел: Развитие речи

Тақырыбы / Тема: «Одежда, головные уборы»

Мақсаты/ Цель: расширить и активизировать словарь

Міндеттері/ Задачи:

Уметь изменять слова в уменьшительно-ласкательную форму и единственное во множественное число

Развивать связную речь детей

Развивать внимание, мышление

Прививать усидчивость

Құрал - жабдықтар/Оборудование: Кукла Жужа, картинки А3, игрушки, карточки, волшебная палочка, мяч, логокуб, монеты, мнемосхемы

Сө здік жұмыс / словарная работа: сезонная одежда

Билингвалды компоненті/ Билингвальный компонент :одежда – киімдер

Әдіс-тәсілдер/ Методические приемы: показ, объяснение, ТРИЗ, синквейн

Мотивационно -побудительный этап

Круг радости

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Организационно –поисковый этап

Дыхательная гимнастика

«Сдуй снежок»

Сюрпризный момент

Дети посмотрите, кто к нам пришел?

Поздоровайтесь с куклой Жужой.

Кукла Жужа не может найти лишний предмет. Давайте поможем.

На доске 4 картинки, (чулки, машина, платье, рубашка). Найти лишнее.

Как назвать эти картинки одним словом? (Одежда)

Хоровое проговаривание слов. Игра «Повтори за куклой» Платье, рубашка, носки, футболка, пальто, куртка, шуба, юбка, майка, халат.

Билингвальный компонент одежда – киімдер

Ребята, Жужа не может запомнить головные уборы. Давайте проговорим слова, возьмите в руки массажные мячи и повторяйте за мной.

Слова: панама, кепка, шапка, берет, фуражка, платок, шляпа.

Игра «Скажи предложение» с волшебной палочкой. Например, это вязанная шапка ее носят зимой, чтобы не замерзнуть.

Физминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Игры на 2 подгруппы

1 группа Игра «Назови ласково » кепка – кепочка, шапка – шапочка…

2 группа Игра «Один-много» одна кепка – много кепок, одна юбка – много юбок…

За правильные ответы кукла Жужа раздает монеты.

Синквейн Рассказывание об одежде

Что это?

Одежда какая?

Что делают с одеждой?

Придумай предложение со словом одежда.

Как назвать другим словом?

Мнемотаблица «Расскажи-ка»

Отвечают на вопросы с опорой на схему:

Что это?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделана?

Для кого предназначена?

Рефлексивно – корригирующий этап

Логокуб дети бросают по очереди.

Что мы сегодня делали?

Прощаются с Куклой Жужой.

Считаем количество монет, Поздравляем победителей.

Күтілетің нәтиже /Ожидаемый результат:

Білу /Воспроизводит: Обобщенные слова «одежда», «Головные уборы»

Игеру/ Применяет : навыки использования синквейна

Меңгеру/ Понимает : значение слов «рукава», «воротник», «манжеты»

Заключение

Итог: таким образомметод синквейн органично вписывается в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.

2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.

3. Активизировано употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.

5. Развито ассоциативное мышление.

6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.

Считаю, что чем разнообразней будут схемы синквейна тем, больше будет интереса у детей с общим недоразвитием речи отвечать на занятия, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

    Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

    Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

    Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).

    Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

    Ушакова О.С., СтрунинаЕ.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

    Ушакова О.С. « Развитие речи и творчества дошкольников ». – Т.Ц. Сфера, 2005.

    Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010.

    Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) СПб. 1999.

    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. ,1999.

Введение 3-4

Актуальность выбранной темы 5

Теоретическая база исследования 6-8

Практическая база исследования 9- 13

Приложение (конспекты занятий для детей 14-23

с ОНР в старшей группе)

Заключение 24

Татьяна Салмина

МАДОУ «Детский сад №7 «Сказка»

Современные формы и методы работы по развитию речи дошкольников .

Синквейн .

Подготовила :

воспитатель Салмина Т. С.

Курчатов – 2016г.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания» . На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей - явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много - это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна , который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн - это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем

Вывод : Если применять методику синквейн в коррекционно- развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования , среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно : к завершению дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры :

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения;

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

Может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

Способен к принятию собственных решений.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая коррекция речевых нарушений у детей с применением наиболее подходящих и эффективных методов и приемов коррекции речевых недостатков.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников .

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы : совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников . А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна .

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн , который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Существуют определенные правила написания синквейна . Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку» .

1-я строка (вершина «елочки» ) – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки» ) – одно слово.

Что пишется в каждой строке?

Первая строка синквейна – заголовок , тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна .

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому , о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения) .

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа : знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет» , «слово-определение» , «слово-действие» , «слово-ассоциация» , «предложение» , введение символов этих слов.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово, обозначающее действие предмета» , мы тем самым готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. Знакомя детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа формированием умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д. Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом) .

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря.

Формы организации образовательного процесса :

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?» , «Отгадай загадки» , «Узнай по описанию» , «Скажи, какой? какая? какое? какие?» , «Подбери признаки» , «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

3. Дидактические игры «Найди пару» , «Кто что делает?» , «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи» .

4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов) .

5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки» , «Что мы делаем – не скажем» , «Живые слова» и другие) .

6. Мультимедийные презентации (материалы с сайта «Планета детства» , а также авторские презентации).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями : «слов-предметов» , «слов-определений» , «слов-действий» , «слов-ассоциаций» , схемой предложения. Вот так выглядят символы слов, которые на II этапе составят алгоритм дидактического синквейна .

II этап – основной (январь – май первого года обучения) .

Цель : знакомство с алгоритмом составления синквейна , формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога) .

Существует алгоритм синквейна для детей- дошкольников , которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое , четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно . Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический (до конца второго года обучения) .

Цель : Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

О чем можно составить синквейн ?

О природе;

О картине и литературном герое;

О маме и папе;

О настроении;

По всем лексическим темам.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

На слайде Вы видите пример составленного ребенком синквейна об осени : «Осень. Веселая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое время года. Красавица!» Составление синквейна похоже на игру , ведь сочинять весело, полезно и легко!

На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна ? Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности.



Таким образом, синквейн является одним из эффективных методов развития речи дошкольников . В чём же его эффективность и значимость?

Синквейн является простым игровым приемом. Синквейн могут составить все .

Развивает творческие способности детей, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Активизирует познавательную деятельность детей : учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО.

Выводы :

Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их ) .

Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Примеры синквейна :

Список литературы :

Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников . Журнал «Логопед» № 5 (2005) .

Коноваленко В. В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.

Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . – Владос – Москва,2010.

Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников » . – Т. Ц. Сфера, 2005.

Ушакова О. С. «Придумай слово» . – Т. Ц. Сфера, 2010.

Подготовила воспитатель: Шуваева О.А Новокузнецк 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 133»

Введение

Глава 1.Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников

1. 1 Что такое синквейн

1. 3 Составление синквейна при помощи символов

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:

  • Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
  • Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
  • Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Глава 1.Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников.

1. 1. Что такое синквейн.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .

Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления.

Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Цель игровой технологии «Синквейн» : развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли.

Задачи:

  • закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета
  • научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений
  • учить выделять главную мысль, классифицировать
  • автоматизировать корригируемые звуки речи
  • пополнять и активизировать слова
  • формировать умение кратко пересказывать текст
  • обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны.

Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

1. 2 Алгоритм составления синквейна

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

  • Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь) .
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.
  • Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  • Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.

Пример: тема «Деревья» .

  1. Береза.
  2. Тонкая, белоствольная.
  3. Растет, зеленеет, радует.
  4. На берёзе растут почки.
  5. Лиственное дерево.
  6. 3 Составление синквейна при помощи символов

Условные обозначения слов для составления синквейна:

Слово – живой предмет (кто?)

Слово – неживой предмет (что?)

Слово – определение (какая? какой? какое?)

Слово – действие (что делает?)

Предложение из четырех слов

Слово – ассоциация (синоним первого слова)

Алгоритм составления синквейна при помощи символов

На доске Используя дидактическое пособие

(елочка с кармашками)

Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!

2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми

1. Тема «Игрушки» .

Медвежонок

Коричневый, мягкий

Сидит, умывается, ест

Мишка косолапый любит мед

2. Тема «Деревья» .

Высокая, стройная

Качается, шелестит, растет

У березы собирают березовый сок

3. Тема «Воздушный транспорт»

Вертолёт

Быстрый, удобный

Летает, перевозит, садится

Вертолёт похож на стрекозу.

Транспорт

Заключение

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Список литературы:

  • Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
  • Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005) .
  • Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМ и Д – Москва, 2009.
  • Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
  • Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» . – Т.Ц. Сфера, 2005.
  • Ушакова О.С. «Придумай слово» . – Т.Ц. Сфера, 2010.