Скачать занятие по развитию речи. План-конспект занятия по развитию речи на тему: Занятие по речевому развитию". Приемы развития речи

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе ДОУ. Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий. По содержанию занятие является интегрированным. Интеграция различных видов деятельности позволяет расширить и обогатить структуру занятия.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности используется проблемная ситуация, видеоролики. В каждом этапе занятия подобраны наглядные пособия, ИКТ, которые стимулируют и активизируют детей. Используются здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук.Занятие построено с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.

Цель : совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать фонематический слух детей: определять первый и последний звук в слове, подбирать слово на последний звук предыдущего;
  • Упражнять в умении образовывать однокоренные слова;
  • Помогать правильно строить предложение, опираясь на мнемосхемы;
  • Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима».

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, воображение;
  • Развивать ассоциативное мышление;
  • Развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Активизировать участки головного мозга детей, отвечающих за развитие речи с помощью Су-Джок терапии.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • Формировать навыки сотрудничества, умение договариваться, самостоятельность.
  • Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы:

  • Словесный (вопросы, объяснение) .
  • Наглядный (интерактивная игра, мнемосхемы) .
  • Игровой (Д/и «Снежная куча», массаж ладоней и пальцев рук шарами Су-Джок, подвижная речевая игра «Найди свой домик») .
  • Практический (составление предложений в парах) .
  • Музыкальное сопровождение.

Оборудование: Декорации леса, видеоролики, 2 журнальных столика, мольберт, сундук, клубок ниток, сугроб, снежинки, указка, «Дерево Мудрости», гирлянда, ширма, фонограммы, видеопроектор, м/м доска, интерактивная игра «Гусеница», обручи, подарочная коробка, игра в подарок детям «Азбука + арифметика».

Раздаточный материал: мнемосхемы, Су-Джок шары и кольца, игрушки, подушки, медальоны.

Предварительная работа: Знакомство с символами, составление предложений о зиме и зарисовывание их с помощью символов, словесная игра «Цепочка слов», упражнение «Назови словечко» (придумывание слов, начинающихся на твердый (мягкий) согласный, упражнение на подбор родственных слов к словам «лед», «лес», знакомство с массажными шарами и кольцами Су- Джок, разучивание слов к массажу.

Ход занятия

Ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в волшебную страну. Там нас будет ждать сказочный герой и много интересных сюрпризов. Но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы? (Да!)

А как вы думаете, на чём можно отправиться в наше путешествие? (Ответы детей)
- Давайте отправимся на волшебном транспорте - ковре-самолёте.

Стелю ковер.

Присядем и возьмёмся все крепко за руки и произнесём волшебные слова: «Крибле-крабле-бум!» (звучит музыка, имитирующая полёт)

Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес,

1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать

Вот мы с вами и волшебной стране!

«Здесь дерево Мудрости растёт.
Должны вы многое узнать,
вам будет в этом помогать
герой из русской сказки!

Ребята, дружно все шагайте,
да знания свои не растеряйте!
Когда вы справитесь с заданиями,
дерево Мудрости отблагодарит вас за старания!»

Давайте скажем наш девиз, чтобы всё у нас получилось: «Наш девиз: - Не унывать! Всё пройти и всё узнать!»

на экране Баба -Яга

Б-Я: - Вижу, к нам пожаловали храбрецы! Чего расшумелись-то? Или подарочков захотели, небось, от дерева Мудрости? Ха-ха-ха! Вы думаете так легко найти это дерево? Я сама его искала, да не нашла. Но я могу дать вам в помощь мой волшебный клубочек. Куда он покатится, туда и путь держать надо. Его вы найдете…в сундуке, под елкой.

Находим сундук под елкой, достаем клубок.

Интересно, куда же нас поведет волшебный клубочек.

Клубок катится к интерактивной доске.

Включить игру.

Клубочек нас привел к первому заданию: Надо выложить Гусеницу из слов по цепочке. Для этого надо определить последний звук в заданном слове и на него выбрать следующую картинку.

Интерактивная игра «Гусеница».

Видеоролик.

Б-Я: Это же надо! Какие мудреные дети нынче пошли! Из слов гусеницу сложили!

Покатился наш клубок,
Накатился на сугроб!
Стоп! Преграда!
Хода - нет.
Здесь игра, ты дай ответ!

Ребята, клубок привел нас к снежной куче. Эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”

  • Есть слово ласковое, маленькое - жок.
  • Есть слово длинное - снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак - снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж - снегурочка.
  • Есть слово - фигура, вылепленная из снега - снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая - снежинка.
  • Есть слово - цветок - подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием!

Ты катись, катись клубок,

На пути шары Су-Джок!

Вы шары в руках катайте,

И за мною повторяйте!

Дети берут в руки по 1 шарику.

Массаж Су-Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом). Дети кладут шары на место и берут по1 массажному кольцу. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

На экране Б -Я.

Б-Я: я отродясь не видывала цветных ежиков! Мне только лесные попадались! Следуйте за клубочком дальше!

И покатился наш клубок дальше. Ребята, а здесь нас снова ждет игра. Игра называется «Найди свой домик». Давайте с вами вспомним, какой цвет обозначает твердый согласный? А мягкий согласный? Сейчас под музыку вы будете красиво бегать с игрушками на носочках, по окончании музыки вы должны найти домик для своей игрушки.

П/и «Найди свой домик»


Музыкальное сопровождение. Видеоролик.

Ты катись , катись клубочек ,
Помоги еще разочек .
Схему надо разгадать -
Предложение прочитать !

Проходите за столы , садитесь парами .

Раздаю таблицы .


Внимательно рассмотрите таблицу , составьте предложение о зиме , договоритесь , кто из вас будет отвечать , кто готов , поднимайте руку .

Работа с мнемотаблицами в парах .



На слайде Б

Я : А вы и вправду храбрецы ! Не испугались трудностей , со всеми заданиями справились ! Вы находитесь в одном шаге от Дерева Мудрости ! Будьте внимательны ! Смелей вперед !
Клубочек катится к Дереву Мудрости . Воспитатель открывает ширму , на дереве зажигается гирлянда .
Вот мы с вами и отыскали Дерево Мудрости !

За ваши знания и старания Дерево Мудрости награждает вас медалями . Снимите с Дерева по одной медальке возьмите себе за старания .
А еще Дерево дарит каждому из вас частичку своей мудрости - игру « Стану отличником ». Эта игра поможет вам подготовиться к школе и стать мудрее .

А теперь нам пора возвращаться в детский сад, проходите все на ковер-самолет.

«Скажем вместе, скажем дружно,
В детский сад попасть нам нужно!»

Звучит музыка.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? А кому было сложно в этом путешествии? Какие задания вам показались наиболее затруднительными?

Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л. Белоусовой «История одного шкафа» (с опорой на схематичные рисунки) в старшей логопедической группе.

  • обучение детей связному последовательному пересказу текста

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей связно, полно, логично и непрерывно пересказывать текст, используя в качестве плана высказывания схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, внимание, память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, культуру речевого общения.

Оборудование и материалы:

  • Схематичные рисунки, отражающие последовательность событий, книга Л. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!» (рассказ «История одного шкафа»), компьютер, монитор, разрезные картинки, с изображением шкафа, мяч.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы:
  • С. Маршак «Откуда стол пришел?», Н. Нищева «Наша квартира», А.Барто. Хромая табуретка, К.Нефедов. Диван. Мне однажды сон приснился.
  • К.Ушинский. Стол и стул.
  • Просмотр презентаций по теме «Мебель».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно назовет предмет мебели.

Игра с мячом «Назови предмет мебели».

2. Игры – презентации:

Игра «Четвертый лишний». (анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)

  • Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
  • Стол, шкаф, кресло, пианино, диван

Игра « Скажи наоборот».

  • Шкаф высокий, а тумбочка…. .
  • Шкаф большой, а полка…. .
  • Диван мягкий, а табурет…. .
  • Кресло мягкое, а стол….

Игра «Один-много»

Образование множественного числа существительных. (после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)

  • Диван – диваны;
  • Стол – столы;
  • Кресло – кресла;
  • Кровать – кровати;
  • Шкаф – шкафы.

Сегодня мы будем пересказывать интересный рассказ. А о чем вы узнаете, составив картинку из частей. А сейчас мы подготовим пальчики к работе.

3. Пальчиковая игра «Мебель»

Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

4. Игра «Составь картинку» (разрезные картинки)

Дети, что у вас получилось?….(шкаф)

Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «История одного шкафа»

5. Чтение рассказа с опорой на схематичные рисунки .

Воспитатель читает текст и выставляет схематичные рисунки.

6. Вопросы по содержанию:

Что сделал мастер- столяр?

Какие друзья-инструменты помогли сделать большой и красивый шкаф?

Кто купил этот шкаф?

Понравился ли детям новый шкаф?

Что стали дети делать в шкафу?

Полюбил ли шкаф детей?

Что он делал, когда дети приходили?

Когда дети выросли, что стало со шкафом?

Куда поставили шкаф и что в нем хранили, когда он состарился?

Что делали Саша и Маша, когда стали взрослыми?

7. Физминутка «Уборка»

(под музыку выполняются упражнения, имитирующие уборку)

Надели фартучки;

Закатали рукава;

Приготовились, взяли тряпочки;

Повернулись;

Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);

Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);

Вешаем одежду в шкаф;

Устали, вытираем лоб;

Снимаем фартук, раскатываем рукава;

Похлопаем себе.

8. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание.

9. Пересказ текста по рисункам (по цепочке).

(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одному из рисунков, в конце 1-2 ребенка рассказывают рассказ полностью.)

10. Анализ детских рассказов.

11. Итог.

Ребята, вам понравилось занятие? Чему мы сегодня научились? Что узнали интересного?

Алексютина А.И.,
воспитатель

Содержание:

  • Что такое общение и из чего оно состоит
  • 3 главные составляющие общения
  • Есть контакт! Что дальше?
  • 9 игр для появления речи у ребенка
  • Что делать, если ребенок отказывается от занятий?
  • Лицо и движения — это центр работы над речью.

Что такое общение и из чего оно состоит

Если говорить академическим языком, общение представляет собой взаимодействие людей, во время которого происходит передача информации, выражение чувств, эмоций и оценочных суждений.

Кроме того, во время общения люди выражают свое отношение, как к собеседникам, так и к предмету речи. Научно доказано, что человек испытывает необходимость в общении. Во время этого процесса происходит реализация потребности в общественном признании.

Под средствами общения понимаются способы кодирования и расшифровки информации, то есть ее передачи и получения. Так как все общение можно разделить на вербальное и невербальное, то и средства общения также подчиняются этой классификации.

При вербальном, то есть речевом общении, основным средством, с помощью которого осуществляется коммуникация, является слово. Звуки, слоги, слова, словосочетания и предложения являются речевыми средствами, которые используются при вербальном общении.

Второй тип общения – невербальный. В этом случае средствами общения являются:

  • мимика и жесты – отражающие эмоциональные реакции человека;
  • действия и движения;
  • особенности произношения, громкость и тембр голоса, темп речи.

Во время общения задействуют все средства (как вербальные, так и невербальные). Невербальные средства являются вспомогательными, но при этом они играют важную роль в процессе коммуникации.

По ним можно понять настроение собеседника, его эмоции и мысли, через невербальные средства коммуникации часто проявляется то, что человек скрывает на словах.

3 главные составляющие общения

Общение происходит поэтапно и включает в себя три главных компонента:

  • Контакт — между собеседниками должен появиться интерес или же заинтересованность в общении, желание получить информацию/мнение/совет. Находятся точки соприкосновения, которые и становятся крепким фундаментом для дальнейшего общения.
  • Понимание речи как с одной, так и с другой стороны. Когда происходит общение при помощи речевых средств, то без понимания не обойтись. В противном случае собеседники не поймут друг друга или поймут неверно, и это может привести к разногласиям в дальнейшем. Второй вариант развития событий – общение не будет выполнять свои функции.
  • Активная речь – позволяет полноценно выражать свои мысли, формулируя их в соответствии с обстановкой и участниками общения.

Контакт, понимание речи и активная речь – это составляющие общения, которые обеспечивают его полноценность и эффективность.

Про контакт и понимание речи я писал в одной из своих предыдущих статей« ».

Поэтому в этой стать предлагаю сделать следующий шаг и подробнее остановиться на вопросе, как увеличить количество звуков и слов.

Есть контакт! Что дальше?

Когда контакт между ребенком и родителем есть. Инициатива в игре переходит к родителю, и ребенок эту инициативу поддерживает, долго и с удовольствием играет. Время переходить от контакта к пониманию речи и развитию активной речи.

Основная задача на этом этапе — создать условия, в которых ребенок самостоятельно использует слова и предложения для взаимодействия в игре. Для этого необходимо найти совместную точку контакта, в которой обоим хочется находиться вместе, чаще всего это игра.

Совместные игры детей и родителей, либо сами занятия по развитию речи, организованные в игровой форме. Например, многие упражнения могут подойти для этой цели.

Второй момент, это очередность в игре и повторяемость. Интересные игры должны повторяться. В них можно начинать играть по несколько раз, и ребенок начинает ждать эти игры. Если игры начинают нравиться, то даже просто их повторяемость может позволить начать усложнять эти игры.

Повторяя одни и те же игры, можно вносить в них вариации. Это придаст элемент неожиданности, сюрприза. Позволить поддерживать интерес к игре и вызывать яркие эмоции! Все вместе позволяет значительно продвинуться в плане усложнения содержания игр.

Например, вы можете играть в постройку домика из одеяла из стола/стульев. Потом можно развить игру — забраться внутрь и устроить чаепитие, настоящее или вымышленное. Конечно через некоторое в домике станет скучно и захочется внести разнообразие.

Тогда можно сходить в «магазин» ли пригласить друзей – мягких игрушек. Они могут приходить в домик, стучаться спрашивать, кто в домике живет и т.д.. Это очень хороший способ пообщаться и установить контакт.

Установлен совместный контакт, найдены увлекательные игры с предметами или с сюжетами. Теперь занятия по развитию речи проходят весело и задорно. Родителям и ребенку хочется играть вместе, радоваться вместе, веселиться вместе.

Здесь идеальные условия для развития активной речи, есть все необходимые компоненты – взаимный интерес участников, физическая активность ребенка, динамика, включенность органов чувств, яркие эмоции, неожиданные повороты в игре.

Важен каждый компонент. Если контакта нет – то взаимодействие будет впустую. Родитель будет обращаться к ребенку, а тот просто его не услышит или проигнорирует. Если нет интереса или нет эмоций, то будет привычное, стандартное взаимодействие, без мотивации ребенка осваивать и применять что-то новое.

Это очень легко распознать — в этом случае он просто отбывает время на занятии, и ждет, когда его оставят в покое. Ему скучно на занятии. В такой ситуации какого-то развития речи или движения вперед сложно ожидать. Здесь и приходится применять смекалку, хитрость, творчество в игре.

При чем тут неожиданность и любопытство?

Необходимым условием для перехода от понимания речи к активной речи является неожиданность. Она порождает удивление, эмоции, пробуждает интерес и желание сделать неожиданный шаг самому.

Вспомните себя в первой поездке на море или в какую-нибудь другую страну. Первое впечатление всегда самое яркое, самое захватывающее.

Любопытство и интерес - это то, что подталкивает нас к исследованию, к экспериментам. Нам любопытно, и хочется потрогать, понюхать, попробовать самому… Это именно то, чего и нужно добиваться от ребенка. Мотивации, чтобы ему захотелось самому, чтобы он попробовал сам сделать или сказать!

Как только появляется активность от ребенка нужно ее сразу поддержать либо вызвать ее повторение. Сказал один раз ребенок новое слово – значит он умеет его произносить, и понимает ситуацию, в которой оно применимо.

Значит в следующей аналогичной ситуации родитель уже зная, о новых возможностях будет создавать аналогичную ситуацию и стимулировать ребенка произнести это слово опять.

Повторение звуков или слов важно получить не за счет того, что у ребенка получается. А за счет того, что сама деятельность ребенку интересна, сама ситуация его подталкивает к этому. Речь должна быть спонтанной, произнесенной не по просьбе, а по ситуации.

Ребенку интересно с вами вместе заниматься игрой. В этом случае цель – развитие речи, она как бы не в фокусе. В фокусе – вам интересно играть с ребенком, и сделать так, чтобы и ему было интересно приходить на занятия по развитию речи и играть там. Желание ребенка повторить игру, взаимодействие в игре, вызывает коммуникацию.

Речь в этом процессе не главное, а главное – играть с ребенком. Сделать так, чтобы игра с вами стала для него ценностью, важной частью его жизни. Тогда к этому будет приложено его внимание. И он сам будет стараться процесс игры продлить и усложнить.

А для этого нужна речь, без нее никак. И поскольку нет акцента именно на активной речи, ребенок начинает ей пользоваться, осваивать ее, как инструмент для игры, как любой другой атрибут игры.

Это схоже на ситуацию, когда ребенок играет в баскетбол или футбол, но одновременно учится владеть своим телом, чувствовать его, приобретает ловкость и скорость. Умение быстро разгоняться и останавливаться, менять направления движения, делать обманные финты.

Ребенок хочет научиться хорошо играть в футбол, а по ходу тренировок обучается быстро бегать, высоко прыгать, играть в команде – взаимодействовать с другими людьми. Цель за пределами деятельности. В этом случае два момента: речь для ребенка - это не муштра, а элемент игры, значит это позитивно окрашенная часть его жизни.

А второй момент — в игре стимулируются работа сенсорных систем и ребенок учится ими пользоваться, и реагировать на внешние изменения своевременно и быстро. Таким образом восстанавливается нормальная работа сенсорных систем ребенка.

9 игр для появления речи у ребенка

Ребенку важно оценить свой успех и услышать собственную речь. В буквальном смысле услышать! Для этого на занятия по развитию речи можно принести и использовать разные звуковые устройства — аудиозапись на телефоне и т.п.

Важно – родители должны реагировать на речь ребенка, чтобы он понял, что это удобный инструмент, и им можно пользоваться. Тогда дальнейшее развитие речи будет под контролем ребенка. Дальше он будет ее развивать сам, и качество речи будет улучшаться само.

Ребенок оценил успех и услышал свою речь, можно радоваться. Критерий успеха — появление потребности общаться с помощью звуков, за счет увеличение количества звуков и умения слышать собственную речь.

Ниже приведен список некоторых сенсорных игр для развития речи у ребенка.

  1. Логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика

Прекрасный способ понять и почувствовать свои ощущения, свое тело. Многие боятся массажем навредить, но на предыдущих шагах вы уже все сделали, чтобы все было лучшим образом. Если контакт теряется, ребенку не нравится это, то сделайте шаг назад.

  1. Сенсорные игры

Щекотки и веселые игры, позволят увеличить активность. В этой игре появляется много эмоций и много звуков.

  1. Игры — провокации

Игры с провокациями неожиданными звуками, например, играть в мяч и спрятать его под футболку.Или играть с игрушками и спрятать игрушку, в игре дом играть с животными и т.д. Новые повороты в игре, это всегда эмоции, всегда переход к речи.

  1. Необычные звуковые игрушки

Эхо-микрофон, игрушки-повторюшки — возможность для ребенка услышать свой голос со стороны, возможность много экспериментировать с ним.

  1. Природа и окружающая обстановка

Покричать во дворе-колодце, в лесу, в горах, на озере. Услышать свое эхо, услышать звук своего голоса.

  1. Пение

Совместное пение детских песен, любимых песен из мультиков. Это всегда приятно, весело и вызывает положительные эмоции. Кроме того, позволяет лучше научиться обращаться со своим голосом – пение это вам не просто так))) Тем более детских песен!

  1. Подвижные игры

Подвижные игры со сменой направления и неожиданными поворотами – прыгалки, догонялки, стройка шалаша, боулинг, штурм игровой крепости, бои на подушках и т.д.

  1. Игры с продуктами

Игры с продуктами с разными вкусами и текстурами. Можно любимые продукты нарезать необычным способом, можно перетереть их в пасту и пробовать отгадывать, можно спрятать кусочки фруктов в комнате – находить их и съедать, если ребенок любит фрукты

  1. Звуки раннего онтогенеза

В приоритете развития — которые получаются лучше всего «а» , «о», «у», «и», «э», «ы», «м», «в»(«ф»), «т»(«д»), «н», «п»(«б»), «к»(«г»), «х»

Что делать, если ребенок отказывается от занятий?

Не всегда все проходит гладко, иногда ребенок отказывается от просьбы. Отказ ребенка от изначальной просьбы, в том числе от занятий по развитию речи, происходит по двум причинам. Первая причина заключается в том, что задача очень сложная, и ребенок ее решить не может.

Что это значит? Ему на данный момент сочетания звуков, которые мы проси повторить и сказать самостоятельно очень сложны. Поэтому, что бы ему эту задачу не решать, он просто-напросто от нее отказывается и переходит на другую. Это одна из причин.

Вторая причина заключается в том, что ребенку сложно удерживать ситуацию общения долгое время. Что это значит? Если брать вот этот пример: когда вы просите слово «кАнфета», — «ка» и ждете, что ребенок повторит «ка», — в этом случае ему на это нужно время. Если ребенку это удерживать сложно, в этом случае он просто отказывается от этой задачи и переключается на другое.

Первая задача решается проработкой артикуляционного аппарата. Вы включаете в занятия по развитию речи игру со звуками, которые выделили. Вы ведь знаете, звуки которые он умеет произносить. Сами специально стимулируете увеличение количества произношения этих звуков.

Это приводит к тренировке артикуляционного аппарата, с одной стороны. С другой стороны, это радует ребенка, когда он начинает произносить их, и радует вас. И тем самым решается вопрос: у него начинает получаться, и он перестает отказываться.

Вторая задача заключается в том, чтобы во время подвижных игр можно придумывать разные варианты. Например, «догонялки на улице», «дома рисовать красками» и т.д.…

Если сознательно играть в игры дольше, чем обычно вы играете. То тем самым вы увеличите время удержания внимания. В этом случае создается коммуникативная ситуация, ребенок сможет пройти дальше в удержании времени, чем обычно.

Попробуйте в любимые игры играть дольше, чем обычно, то есть вы специально растягиваете время. Нужно пройти ситуацию интереса и уйти в ситуацию некоторого утомления, тогда время контакта начнет увеличиваться.

Увеличится время контакта в игре и увеличится время контакта во время общения. Соответственно появится возможность сказать свою просьбу в тот момент времени, когда нужно. И тогда в тот момент времени, когда нужно, есть шанс, что он не откажется от неё, а повторит то, что вы хотели.

То есть решение в двух вариантах. Это тренировка фонематического восприятия, специально создавая игры с теми звуками, которые ребенок произносит. И второе, это увеличение времени контакта с помощью подвижных, сенсорных игр, увеличивая время игры. Это все требует времени и включения, но, тем не менее, это оправданно и даст свой эффект.

Лицо и движения — это центр работы над речью.

Последний момент, на котором хотел остановиться — концентрация внимания в процессе работы не на речи, а на ощущениях. Лицо и движения – это центр работы над речью. Умение ребенком использовать информацию с лица, как решающий вид деятельности.

Это значит, нам нужно научиться делать таким образом, чтобы ребенок смотрел на ваше лицо и по лицу мог понимать, в каком вы состоянии. Готовы ли играть дальше, или вы сейчас остановитесь, или вы уже сердиты.

Если это сделать и научить ребенка это делать, тогда возникает меньше проблем и с поведением, и гораздо проще удерживать контакт. Поэтому нужно сделать так, чтобы лицо было центром внимания.

Как это сделать…? Начните с того, что просто смотрите на ребенка и улыбайтесь ему. Возможно вначале ему будет сложно и он будет отворачиваться и смущаться. Но постепенно он начнет улыбаться в ответ и возникнет контакт глазами. Теперь можно начать говорить с помощью глаз. Показывая эмоции, и мысли с помощью своего лица. Занятия по развитию речи – это немного игрового искусства, немного озорства, немного фантазии и много терпения и усердия, и ваш ребенок обязательно заговорит!

Программное содержание:

1. Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".

2. Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

4. Формирование навыков учебной деятельности.

Предварительная работа:

· чтение сказок "Колосок", "Три медведя", "Колобок",

· обыгрывание на фланелеграфе,

· игры в настольный театр.

Материал для занятия:

· Демонстрационный: Фланелеграф, персонажи сказки "Колосок", "Три медведя", настольный театр "Колобок", сюжетное панно, искусственная ель, волшебный мешок, пластиковые шары на каждого ребенка.

· Раздаточный: Основное поле, карточки с изображением животных, колобок, спичечные палочки, цветные карандаши, зеленые треугольники по 3 на каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие колобка"

Программное содержание:

  1. Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".
  2. Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.
  3. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  4. Формирование навыков учебной деятельности.

Предварительная работа:

  • чтение сказок "Колосок", "Три медведя", "Колобок",
  • обыгрывание на фланелеграфе,
  • игры в настольный театр.

Материал для занятия:

  • Демонстрационный: Фланелеграф, персонажи сказки "Колосок", "Три медведя", настольный театр "Колобок", сюжетное панно, искусственная ель, волшебный мешок, пластиковые шары на каждого ребенка.
  • Раздаточный: Основное поле, карточки с изображением животных, колобок, спичечные палочки, цветные карандаши, зеленые треугольники по 3 на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.

Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать.

Мы сейчас поиграем в игру " Сказки с дырками». Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.

(Воспитатель подходит к фланелеграфу, где выставлены герои сказки "Колосок")

Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и... (Верть)
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу (ходил)
Намолол муки мешок?
Это- Петя (Петушок)
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
"Что вы делали мышата,
От рассвет до: (заката)?
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет! Сначала потрудитесь
Отгадайте сказку ("Колосок")

(Воспитатель вместе с детьми подходит к следующей сказке)

Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно: (три)
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить: (опасно)
Убегай, скорей, сестричка,
Из окна лети, как: (птичка)
Убежала. Молодец!
Значит сказке всей:(конец)
По слогам читает Федя:
Это сказка: ("Три медведя")

(Воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра «Колобок")

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке: (укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню: (пел)
Кто же это?.. (Колобок)

Ребята! А какую же песню пел колобок?

Пальчиковая игра "Колобок"

Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.

А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.

(Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы и отдельно колобок).

Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка)

(Дети ставят своего колобка возле волка)

Что сказал ему волк? ("Колобок, колобок! Я тебя съем!") Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"

Или я что-то напутала, помогите мне. (медведь сказал толстым, грубым голосом)

Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал от нее и покатился дальше.

(У детей на столах лежит сюжетное панно)

На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке, колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему:(еж).

Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился, покажите.

(Ой! - дети показывают удивление) Ребята с нашим ежиком случилась беда -потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек.(дети выкладывают колючки ежу из спичек)

Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а еж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на колобка с пенька. Подкатился колобок к:(пеньку), взобрался на: (пенек), посмотрел на ежа с: (пенька). Очень понравился колобку еж, и он улыбнулся. Я предлагаю нарисовать нашему колобку улыбку.Какого цвета карандаш нам для это будет нужен,как вы думаете? (красный) Какой получился у вас всех колобок? (радостный, веселый) А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

(Дети выходят из-за столов и делают физминутку)

Ножками затопали, (топают ногами)
Ручками захлопали.
(хлопают руками)
Хи-хи-хи, (руки в стороны)
Ха-ха-ха (руки вверх)
Вот какая красота!
(хлопают)

(Дети садятся за столы)

Попрощался колобок с ежом и покатился дальше,оглянулся и увидел вокруг себя странные деревья похожие на его друга ежа. Как вы думаете, какие деревья он увидел? (ели)

Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники желтого цвета. (дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зеленого цвета)

Я очень рада, что вы у меня такие внимательные! (дети выкладывают ель, используя нарисованный ствол) Наши ребята просто молодцы, целый лес еловый сделали! (В центре группы появляется искусственная ель)

Ребята мы все вместе сочинили продолжение сказки "Колобок". Понравилась вам она? (ответы детей)

Посмотрите, в нашей группе тоже выросла ель, давайте подойдем к ней.

(Дети подходят к ели и становятся в круг)

Это, наверное, колобок нам сделал какой-то сюрприз сделал. Давайте его поищем. Где же он мог его оставить? Посмотрим сначала на: (ель), потом под: (ель). (Дети находят волшебный мешок) Вам хочется узнать что там? (Дети ощупывают, делают предположения, воспитатель высыпает из мешка разноцветные пластиковые шары) . Шары и все они похожи на кого? (на колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними. (Включается музыка )