Сколько населения было в нанкине 1937 году. Вот к чему приводит безграничная власть денег… Почему японцев ненавидят в соседних странах

Сегодня в Китае поминают жертв резни в Нанкине. "Забвение истории - это предательство, а отрицание преступления - это его повторение", - заявил глава КНР в обращении к народу. Чтобы там ни думал при этом глава КНР, хочу сделать акцент на том, что в первую очередь это касается зверски замученных и убитых женщин и девочек.

В декабре 1937 года, во время японо-китайской войны, солдаты японской императорской армии убили тысячи жителей Нанкина, который был тогда столицей Китая.

Согласно доказательствам, представленным в суд по военным преступлениям в Токио, японские солдаты изнасиловали 20 000 китайских женщин (заниженная цифра, Айрис указывает до 80 тыс), многие из которых впоследствии были убиты. Женщины всех классов были изнасилованы, в том числе и буддистские монахини. Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие, бывшее на вооружении японских солдат, не применялось. (Осторожно, дальше описания зверств) Тысячи жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также женщин преклонного возраста. Беременным женщинам после изнасилования вспарывали животы и вырывали плод.

Главная книга

Этим ужасным событиям посвящена книга Айрис Чан The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II - http://en.wikipedia.org/wiki/The_Rape_of_Nanking_(book).

АЙРИС ЧАН - американская писательница, историк, журналист китайского происхождения. После работы над книгой о Нанкинских событиях Айрис Чан испытывала приступы депрессии, потеряла сон. В августе 2004 она пережила нервный срыв, в течение трех дней получала медицинскую помощь в психиатрической лечебнице, а потом покончила с собой. Сообщество выживших после резни в Нанкине почтило траурной церемонией память Айрис Чан 12 ноября, в день ее погребения на кладбище в Купертино.

Книга Айрис Чан о преступлении в Нанкине выдержала 5 изданий в Америке, переведена на многие языки мира, включая иврит, китайский, корейский и японский. (Осторожно, триггеры)

Утром 8 ноября 2004 года американская журналистка Айрис Чан (Iris Chang) ехала в своём «Олдсмобиле Алеро» 1999 года. Она миновала Кальварийское католическое кладбище, миновала футбольный стадион Сан Хосе, свернула направо и припарковалась возле спортивного магазина Reed. Она вышла из машины, высокая, темноволосая, и зашла в магазин. Её интересовал охотничий отдел. Она не в первый раз была здесь и хорошо знала, где продаются реплики револьверов середины XIX века, красивые и смертоносные. По калифорнийским законам боевое оружие можно купить только по предварительному заказу, не менее 10 дней. Но реплики, раритетные, для того, чтобы хранить их за стеклом, проходят по законодательству не как оружие, а как сувениры. Их можно купить сразу.

В 11.56 она предъявила продавцу свои права, заплатила 517$ и приобрела Ruger «Old Army» 45-го калибра.

Она положила револьвер в бардачок вместе с инструкцией по эксплуатации и вернулась домой. Она вела себя совершенно нормально. Вечером она поужинала со своим мужем Бреттом, а в полночь они отправились спать.

9 ноября 2004 года незадолго до рассвета Айрис Чан вышла из дома и снова села в машину. Она проехала по улице Санта-Круз, выехала на шоссе №17 и отъехала примерно 25 миль от своего дома, где припарковала машину на обочине. В 7 часов 15 минут утра она вставила дуло револьвера в рот. ... ... ... Наверное, для Айрис так было проще. Она слишком, слишком долго жила не своей жизнью, а жизнью других людей.

Тела этих других людей были исполосованы штыками, изорваны, обезглавлены, изувечены, исковерканы чумой и газовой гангреной, и – безымянны. В поисках имён тех, других людей Айрис Чан потеряла своё собственное, ранним утром 9 ноября 2004 года.

Последняя книга...

В августе 2004 года у Айрис был нервный срыв. Она пыталась скрыть это от своих родных, но непросто скрыть депривацию сна – когда ты не спишь вообще неделями. У тебя красные глаза и постоянный нистагм, ты плохо слышишь и понимаешь сказанное, гиперактивность сменяется головными болями и галлюцинациями, и в галлюцинациях к тебе приходят изувеченные трупы на улицах Нанкина.

В это время она готовила совершенно другую книгу – она так и называлась «Марш смерти на полуострове Батаан». В общем-то, история Батаанского марша – это совершенно отдельная история, не имеющая прямого отношения к нашему повествованию, поэтому я позволю себе процитировать википедию:

На рассвете 9 апреля 1942 года генерал-майор Эдвард Кинг, командующий лусонскими силами США, отброшенными на Батаанский полуостров, сдал японцам свою группировку в 75 тыс. солдат, в числе которых были 67 тыс. филиппинцев, 1 тыс. филиппинцев китайского происхождения и 11 796 американцев. Кинг просил обращаться с пленными удовлетворительно и даже подарил полковнику Накаяме свой пистолет. Японский адъютант ответил: «Мы не варвары». Пленных отправили в 97-километровый путь по разбитым дорогам с щебёночным покрытием.
Марш сопровождался немотивированным применением силы и убийствами со стороны конвоиров. Падения, неспособность к дальнейшему передвижению, любое проявление протеста или выражения недовольства были равносильны смертному приговору. Упавшие добивались или были оставлены умирать. Конвоиры обезглавливали упавших, перерезали им горло или пристреливали. Это были ещё милосердные действия по сравнению с закалываниями штыками, изнасилованиями, вспарыванием животов, и обдуманным отказом позволять пленным пить или есть, в ходе марша (составившего около недели) по тропической жаре.
Заключённых атаковали и за оказание помощи упавшим из-за слабости или по другим причинам. По упавшим людям проезжали японские танки. Мотоциклисты выставляли винтовочные штыки на уровне шеи и проезжали вдоль ряда людей марширующих по дороге. Стороны дороги были обрамлены телами погибших и живыми, умолявшими о помощи. Общее количество погибших не поддаётся определению, некоторые историки оценивают минимальный итог в 5-6 тысяч человек, послевоенные рапорты союзников указывают, что только 54 из 72 тыс. пленных достигли своего пункта назначения.

Айрис ехала на своей машине в город Харротсбург (штат Кентукки). Именно военными из Харротсбурга было укомплектовано одно из подразделений (группа Д 192-го танкового батальона) Батаанской армии. Айрис надеялась опросить выживших – если они вернулись в родной город.

Айрис остановилась в мотеле в городе Луизвилль, Кентукки, и не смогла покинуть свою комнату на следующий день. Сложно сказать, каково ей было – страшно, больно, безнадёжно. Нервный срыв, приступ депрессии, слёзы, страх. Её спутник, один из ветеранов филиппинской войны, помогавший ей в расследовании, отвёз Айрис в психиатрическую клинику Нортно в Луизвилле. У неё диагностировали острый реактивный психоз, а через три дня её забрали из клиники родители. Биполярное аффективное расстройство, как причину реактивного психоза, не было смысла лечить в стационаре.

Её отвезли домой, в Санта-Клару (Калифорния), где она уже ничего не могла писать, никаких книг, никаких записок. Ей снились её мертвецы.

8 ноября она пишет у себя в дневнике: «Я обещаю ежедневно вставать и выходить на прогулки. Я буду заходить домой к родителям, затем гулять долго-долго. Я буду следовать всем советам докторов. Я обещаю не причинять себе вреда. Я обещаю не посещать веб-сайты, где упоминается суицид».

8 ноября она пишет у себя в дневнике: «Когда вы верите, что у вас есть будущее, вы думаете о будущем в масштабах лет и поколений. Но когда его нет – вы меряете время даже не днями, но минутами. Гораздо лучше будет, если вы запомните меня такой, какой я была недавно – во времена своей писательской славы, чем эту сумасшедшую женщину, вернувшуюся из Луизвилля. Каждый вздох труден для меня, я – точно утопающий в открытом море. Я знаю, что мои действие переносят часть моей боли на других, особенно на тех, кто меня действительно любит. Прошу, простите меня. Простите меня вы, потому что сама себя я простить не могу. Некоторые аспекты снизошедшего на меня в Луизвилле я никогда не смогу понять. Глубоко внутри я понимаю, что у вас может быть больше ответов на мои вопросы, чем у меня самой. Я никогда не изменю своей вере в то, что я была использована, а затем выжата как лимон силой более могущественной, чем я могла себе вообразить. Может, это даже была некая правительственная организация. Пока я жива, они меня не отпустят. С тех пор, как я покинула Луизвилль, ни на секунду меня не оставляет мысль о моей безопасности. Я почувствовала угрозу собственной жизни; это чувство, что меня преследуют на улицах, белый минивэн паркуется у моего дома, в моём почтовом ящике – вскрытые письма. Даже моё помещение в больницу Нортон – это правительственная попытка меня дискредитировать. Я решила убежать, но я никогда не смогу убежать сама от себя, от собственных мыслей. Я делаю это, потому что я слишком слаба, чтобы выдержать предстоящие годы боли и агонии».

Политический успех

Невероятный, сумасшедший успех книг Айрис Чан сделал из неё публичную фигуру. Книга «Резня в Нанкине» (The Rape of Nanking) сразу создала из Айрис образ прекрасного спикера, человека, необходимого на различных конференциях и мероприятиях. У неё начали брать интервью чаще, чем она брала у других.

Особенно заметными были события 1997 года. Её слова о том, что правительство Японии слишком мало внимания уделяет выжившим жертвам нанкинской трагедии, вызвали общественный резонанс, затронувший правительство США. В 1997 года Конгресс одобрил и выпустил резолюцию о том, что правительство Японии обязано принести американцам извинения за военные преступления.

Её третья книга «Китайцы в Америке» (The Chinese in America) ещё более усилила её политическое влияние.

Но в общем-то всё это было мелким в сравнении с тем, что творилось у неё в голове. А в голове её творился Нанкин.

Нанкин внутри тебя

Она потратила на книгу The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II два года жизни. Позволю себе снова процитировать – не из книги Чан, а из холодных энциклопедических источников:

13 декабря 1937 года 6-я и 16-я дивизии японской армии вошли в город Нанкин, столицу Китайской республики. Японские солдаты начали практиковать свою популярную политику «трех дочиста» - «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста». Японцы начали с того, что вывезли из города и закололи штыками 20 тыс. мужчин призывного возраста, чтобы те в будущем «не могли поднять оружие против Японии». Затем оккупанты перешли к уничтожению женщин, стариков, детей. Обезумевшие самураи завершали секс убийством, выдавливали глаза и вырывали у еще живых людей сердца.
Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие не применялось. Жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также старух. Насиловали средь бела дня на оживленных улицах.
Одновременно отцов заставляли насиловать дочерей, а сыновей - матерей. В декабре 1937 года японская газета, расписывавшая подвиги армии, с восторгом сообщила о доблестном состязании двух офицеров, поспоривших, кто первым зарубит своим мечом более сотни китайцев. Японцы, как потомственные дуэлянты запросили дополнительное время. Победил некий самурай Мукаи, зарезавший 106 человек против 105.
Всего за шесть недель было убито около 300 000 человек более 20 000 женщин было изнасиловано. Террор превышал всякое воображение. Даже немецкий консул в официальном докладе описывал поведение японских солдат как «зверское». Несмотря на то, что после войны ряд японских военных были осуждены за резню в Нанкине, начиная с 1970-х годов японская сторона ведет политику отрицания преступлений совершенных в Нанкине.

Айрис обнаружила, что огромное количество реальных свидетелей резни в Нанкине живёт в США – они эмигрировали в 1930-40-е годы. Кроме того, существуют дневники, фильмы, фотографии, сделанные американцами, жившими тогда в Нанкине. Она вела свои исследования и в Китае – но не в Японии. Последний факт вызывал впоследствии серьёзную критику, особенно со стороны японцев.

Одним из серьёзных документов, помогавшим Айрис в работе, был дневник Йона Рабе, немецкого фашиста, члена НСДАП, предпринимателя, директора компании Siemens China Co.. На момент нанкинской резни он жил в Нанкине, и именно он организовал «Нанкинскую зону безопасности» - территорию, на которой проживали не этнические китайцы, а иностранцы. Японцы опасались трогать европейцев во избежание более крупного конфликта и не лезли на чужую территорию. Благодаря усилиям Рабе, в зоне было спасено более 20000 этнических китайцев, которых спасали иностранцы, укрывая в своих домах.

Другой дневник принадлежал Минни Вотрин, американской миссонерке в Нанкине, спасшей более 10000 жизней в подвалах женского колледжа Гиньлинь. «Нанкинский Оскар Шиндлер», - так писала Айрис Чан о Йоне Рабе.

Минни Вотрин, кстати, тоже страдала от реактивного психоза и депрессии. Она покончила с собой, выстрелив в голову из пистолета, в 1941 году. Наверняка Айрис помнила об этом, когда вставляла дуло револьвера в рот.

Книга подразделена на три части. Первая часть, в свою очередь делится на три главы, каждая из которых представляет взгляд на резню в Нанкине с новой точки зрения: китайца-жертвы, японца-агрессора и европейца-наблюдателя. Вторая часть посвящена послевоенным реакциям на резню. Третья – анализ ситуации.

Первый тираж книги – 500 000 разошёлся мгновенно, книга тут же стала бестселлером и разошлась по США с дичайшей скоростью. Айрис стала ездить во всей стране с лекциями, давать интервью, появляться на телевидении.

Но в то же время на книгу обрушилось море критики. О ней писали, что она «полна дезинформации и выдуманных фактов» - это Джошуа Фогель из Йоркского университета. И ещё писали, что «там нет ни одного комментария от японского участника резни» - это Дэвид Кэннеди из Стэнфорда. А Роджет Джинс из Вашингтонского университета пишет, что Чан – не историк, и вообще не имеет права без специального образования писать подобные книги. Перечислять критику можно бесконечно – но она только доказывает силу книги.

Второе издание 1998 года было исправленным и дополненным. В первом издании нашли более 90 фактических ошибок только на первых 64 страницах книги.
В том же году книгу запретили к переводу и изданию в Японии – и это стало лучшим доказательством правоты Чан. Впоследствии, в 2007 году, её всё-таки перевели и издали.

Обычная жизнь

Она родилась 28 марта 1968 года в Принстоне, Нью-Джерси, в семье двух китайских преподавателей, эмигрировавших в США. Затем семья переехала в Иллинойс. Её отец, Сяу-Ин Чан (Shau-Jin Chang) был профессором физики в Университете Иллинойса, мать Йин-Йин Чан (Ying-Ying Chang) – профессором микробиологии там же. Айрис окончила высшую школу при университете Иллинойса в Урбане-Шампэйн, в этом же Университете позднее получила степень бакалавра по журналистике. Получила степень магистра в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе. Она работала в газете New York Times и за 3 года шесть раз её материалы были на передовице номера.

В 1991 году она вышла замуж за своего бывшего сокурсника Бреттона Дугласа и родила в 2002 году сына Кристофера. Но это была совсем другая, вовсе не её жизнь.

Первая книга Айрис, «Нить шелкопряда» (Thread of the Silkworm) вышла в 1995 году.

В ней рассказывалась ироничная история доктора Цянь Сюэсэня (Qian Xuesen), родившегося в Китае и сделавшего блестящую карьеру в США – в космической индустрии. Но в какой-то определённый момент, уже будучи профессором двух престижных университетов, он был обвинён в сочувствии коммунизму и выслан в Китай, где продолжил свои исследования, став отцом китайской программы по разработке крылатых ракет. Также в книге рассматривались ещё несколько судеб талантливых китайских учёных, которые вынуждены были покинуть чужую родину, США, и находили счастье на собственной родине, в Китае.

А в декабре 1997 года, в 60-ю годовщину Нанкинской резни, в издательстве Basic Books вышла её главная книга.

Что осталось?

Остался памятник Айрис Чан в Нанкине на Мемориале Нанкинской резни.

Осталось три её книги и множество статей в периодических изданиях.

Остался двухлетний сын Кристофер Дуглас.

Осталась книга Паулы Кэймен «В поисках Айрис Чан» (Finding Iris Chang).

Есть и ещё одна вещь. Помимо памятника в Нанкине Айрис Чан была официально внесена в число жертв Нанкинской резни – последней жертвой. Ведь это не она застрелила себя из револьвера холодным ноябрьским утром 2004 года. Это безымянный японский солдат изнасиловал её, изувечил штыком и зарезал далёкой зимой 1937 года. (По материалам Википедии, статей в жж, форума КОБ)

Большинство фотографий осталось от японских солдат, эти фотографии были взяты ими как сувениры на память. Осторожно, сами фото

В 1937 году в Китае начинается вторая японо-китайская война. Китай, в котором к тому времени уже лет десять как бурлит гражданская война, порядком измотан и не может сопротивляться хорошо организованной и превосходно вооружённой японской армии, поэтому всего за несколько месяцев японцы отогнали достаточно хилую на тот момент китайскую армию от Пекина (по-китайски «северная столица») до Нанкина («южная столица»), то есть практически через пол-Китая с с севера на юг. В Нанкине армия какое-то время держала оборону, но не выдержала натиска и отступила.Японцы заняли город — и в городе началась резня. Огнем была уничтожена треть этого крупного города, солдаты разграбили 12 тыс. магазинов и лавок. Японцы использовали китайцев в роли живых чучел для отработки штыковых приемов и состязаний по обезглавливанию, закопанных по пояс в землю людей затравливали боевыми овчарками. На улицах Нанкина были горы трупов. «Japanese Advertiser», выходившая в Токио газета опубликовала в те дни следующую заметку: «Старший лейтенант Мукаи и старший лейтенант Нода устроили дружеское соревнование, состязаясь в том, кто первый сразит мечом сотню китайцев…идет упорная борьба. Пока результат таков: на счету Мукаи - 89, а на счету Ноды - 78. В этом состязании Мукаи слегка повредил клинок. По его словам, это случилось, когда он рассек одного китайца пополам». Немногие европейцы, оставшиеся в Нанкине, старались спасти китайское население. Был организован международный комитет, во главе которого стал Йон Рабе. Комитет организовал Нанкинскую зону безопасности. Благодаря этому удалось спасти почти две с половиной сотни тысяч человек. Благодаря присутствию европейцев в Нанкине, включая репортеров, новость об этой дикой бойне облетела весь мир. Большинство фотографий осталось и у японских солдат, эти фотографии были взяты ими как сувениры на память. Несмотря на то, что после войны ряд японских военных были осуждены за резню в Нанкине, начиная с 1970-х годов японская сторона ведет политику отрицания преступлений совершенных в Нанкине. В самой Японии преступления императорской армии замалчиваются. В школьных учебниках истории здесь просто пишут, что в Нанкине "было убито много людей". Многие молодые японцы даже не знают о геноциде китайского народа императорской армией. А для китайцев Нанкин стал символом глубокого национального горя. Американская журналистка китайского происхождения Айрис Чан написала 3 книги о геноциде китайцев в Нанкине, во время написания последней 4-ой книги о нанкинской резне ее стала мучить депрессия, и она покончила жизнь самоубийством, застрелившись из револьвера. Айрис Чан была официально внесена в число жертв Нанкинской резни - последней жертвой. 2007 году были обнародованы документы одной из международных благотворительных организаций, работавших в Нанкине во время войны. Эти документы, а также записи, конфискованные у японских войск, показывают, что японские солдаты убили более 200 .000 гражданских лиц и китайских военных в 28-ми массовых бойнях, и еще по крайней мере 150 000 людей были убиты в отдельных случаях в течение печально известной резни в Нанкине. Максимальная оценка всех жертв — 500 000 человек. Согласно доказательствам, представленным в суд по военным преступлениям в Токио, японские солдаты изнасиловали 20 000 китайских женщин, многие из которых впоследствии были убиты. Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие, бывшее на вооружении японских солдат, не применялось. Тысячи жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьем, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также женщин преклонного возраста. Но жертв было бы значительно больше, если бы не Йон Рабе, один из немногих европейцев, старавшихся спасти китайское население. Был организован международный комитет, во главе которого стал Йон Рабе. Он вместе с еще несколькими иностранцами (главным образом это были американские и европейские миссионеры) организовал «Зону безопасности», огороженный участок площадью в 4 км², на котором нашли убежище около двухсот тысяч китайцев. Используя свое членство в НСДАП, Рабе добился от окупационных властей статуса неприкосновенности для «Зоны безопасности». Кроме того, он также пустил людей на свой участок. Чтобы спасти их и себя от бомбардировок, Рабе натянул над своим участком огромный флаг со свастикой — под ним спаслись еще 650 человек.
Йон Рабе Йон Рабе — немецкий предприниматель, член НСДАП, нацист и гуманист. Организованная при его непосредственном участии Нанкинская зона безопасности спасла около 200000 этнических китайцев в ходе Нанкинской резни. В 1911—1938 году Йон Рабе был сотрудником компании Siemens China Co., став в 1931 году её генеральным директором. Йон Рабе, родившийся в Гамбурге в конце девятнадцатого века, сто лет назад приехал в Китай в качестве представителя фирмы «Сименс». Прочно обосновавшись в стране, к тридцатым годам он стал главой местного представительства «Сименс» в столице гоминьдановского Китая Нанкине. Помимо этого высокого поста Рабе являлся членом НСДАП, но активным нацистом не был: сама жизнь в Китае подразумевает как минимум терпимость к отличным от арийской расам. В 1938 году по распоряжению главы фирмы «Сименс» Рабе возвращается в Берлин. В Берлине он пытался привлечь внимание общественности к преступлениям японцев, даже написал письмо Адольфу Гитлеру с просьбой повлиять на союзника, но добился лишь того, что его арестовали и три дня продержали в гестапо, подозревая шпионаж в пользу Китая. Гестаповцы конфисковали киноплёнку с записями, сделанными Рабе в Китае, и запретили ему рассказывать об увиденном. После войны Рабе было отказано в денацификации по причине его членства в НСДАП. Годом позже его просьбу всё же удовлетворили, приняв во внимание его заслуги на гуманитарном поприще, но работу на прежнем уровне найти ему так и не удалось. В 1950 году Рабе умер в нищете и был похоронен на одном из кладбищ Берлина. Японские войска входят в Нанкин Резиденция миссии на Ланг-роад,в которой находилась еще одна группа беженцев, взятая под защиту миссионерами Резиденция миссии на Чиа-роад, Нанкин, где главным был г-н Хансен, руководитель техасской нефтяной компании. В здании были размещены большие группы беженцев Хижины беженцев на Ся Цзе-Шань, за пределами Нанкина. Март 1938 года Беженцы собрались в Зоне Безопасности в штаб-квартире Комитета Нанкине, чтобы получить первую помощь в возвращении в свои дома Клуб на углу Чжун-шань и Шанхаай-роад. Он был использован в качестве центра помощи беженцам в Зоне безопасности В штаб-квартире Комитета Нанкина в зоне безопасности. Слева направо г-н Цил (русский татарин), г-н Хац (австриец), г-Рабе (немец, председатель комитета); преподобный Джон Маги (американская миссия), г-н Николай Подшивалов (Белая Россия) 13 декабря 1937 года. Вид с башни церкви Св. Павла из руины крупные китайских домов, использовавшихся для проведения проповедей, читального зала, детской клиники, Воскресной школы и прочих надобностей Двое детей, Преподобный и миссис Чан у ворот миссии на Чиа-роад. Лояльные китайские полицейские, Миллс (американская пресвитерианская миссия) и преподобный Джон Маги стоят у входа в штаб-квартиру Комитета зоны безопасности Автомобиль миссии, везущий в больницу жену сторожа кладбища для лечения огнестрельной раны полученной от японского солдата, после того как она была изнасилована Прощальное чаепитие в честь г-на Рабе, председателя комитета Зоны безопасности по случаю его отъезда в Германию. 21 февраля 1938 года. На снимках можно увидеть г-н Маги, г-н Сперлинг (немец), доктор Розен (немецкий сотрудник посольства), г-Рабе, г-н Пола Шафферберга Группа молящихся в церкви Св. Павла, 20 февраля 1938 года. Первое официальное богослужение после падения города. У этого мальчика-беженца вся семья была убита японскими солдатами Декапитация Упражнения со штыком Жертвы изнасилования Похороненные заживо Травля собаками Застреленный буддистский монах После резни Люди, убитые японскими солдатами в различных частях храма Ку-Линг, Нанкин, после падения города, 12 декабря 1937 Пруды в Нанкине были заполнены трупами людей, убитых японскими войсками. Это сцена типична для многих из прудов после оккупации города

Маршем из Шанхая
В августе 1937 года японцы вступили в Шанхай, им противостояло более крупная армия китайцев. Однако, понеся большие потери (приблизительно 70 тыс. человек из 300 тыс.), японцы всё же смогли взять город. Плохо экипированные элитные части армии Китая потеряли в городской мясорубке 60% личного состава. За одно сражение было потеряно 25 тысяч младших офицеров, подготовленных в период с 1929 по 1937 годы. Центральная армия так и не смогла оправиться от таких потерь. Остальная армия Китая представляла из себя плохо обученных малограмотных вчерашних крестьян.

Японцы ожидали лёгкой победы, но встретили сопротивление Шанхая

Потери японцев также были велики, поэтому было принято решение не расширять военные действия. Тем не менее, 1 декабря было решено взять столицу Китайской республики — Нанкин. Ожесточённые японцы двинулись на город во главе с генералом Иванэ Мацуи, который командовал фронтом. Китайцы, впрочем, понимали, что падение Нанкина неизбежно, поэтому заблаговременно оттуда были выведены лучшие части, а также эвакуировано правительство. Меж тем, официально сообщалось, что город будет героически обороняться. В столице остались 100 тысяч не обученных солдат, часть которых видела жестокость японцев в Шанхае. Чтобы прекратить бегство населения из города, солдатам было приказано охранять порт. Армия блокировала дороги, уничтожала лодки и сжигала окружающие деревни, противодействуя масштабной эвакуации.

«Соревнование в убийстве 100 человек мечом»

Японцы двигались решительно. Согласно японскому журналисту, прикомандированному к имперской армии в это время, «причина того, что продвигается в сторону Нанкина довольно быстро, — в молчаливом понимании солдатами и офицерами того, что они по пути могут грабить и насиловать, как и кого хотят». Возможно, наиболее известным из зверств стало соревнование в убийстве людей между двумя японскими офицерами, статьи о котором появились в токийской «Tokyo Nichi Nichi Shimbun» и англоязычном «Japan Advertiser». Соревнование состояло в том, что два офицера старались как можно быстрее убить сто человек, используя только мечи, и состязаясь друг с другом в достижении результата на скорость. Освещалось оно японской прессой как спортивное событие с ежедневными отчётами о набранных очках.

Штурм Нанкина

Пятнадцать европейцев, оставшихся в Нанкине во время захвата города, организовали Зону безопасности, которую по предварительной договорённости не атаковали японские военные — в этой зоне не было китайских солдат. Главой комитета, управлявшего Зоной безопасности, стал немецкий бизнесмен Йон Рабе, избранный, среди прочего, потому, что он был членом НСДАП, а между Германией и Японией был заключён и действовал Антикоминтерновский пакт. Иностранцы по мере сил пытались спасти жизни местным китайцам. Однако 15 человек (всего же иностранцев к началу резни оставалось 22) мало что могут сделать, когда счёт жертв идёт на тысячи. Тем не менее им удалось спасти около 200 тысяч китайцев.

Спасший 200 тысяч китайцев от смерти был членом НСДАП

Китайцы во время штурма оказались в самом пекле: японцы устроили артобстрел и воздушную бомбардировку, во время которой скудные остатки китайской армии, призванные защищать город, разбежались. В полдень 9 декабря японские военные разбросали над городом листовки, требуя его сдачи в течение 24 часов и грозя уничтожением в случае отказа. Японцы ожидали ответа на свой ультиматум, но его не последовало. Генерал Иванэ Мацуи ждал ещё час после истечения установленного срока, а затем приказал взять город штурмом. Японская армия атаковала с нескольких направлений одновременно. Японцы под предводительством принца Асака начали зачистку города.

Зверства

Жертвами резни стали от 40 тыс. до 340 тыс. китайцев

Как уже было сказано, количество жертв разнится в источниках. Японские историки, в зависимости от принимаемого ими в каждом случае промежутка времени и географических ограничений, дают широкий разброс оценок количества погибших гражданских — от нескольких тысяч до 200 000 человек. Состоящая из 42 частей тайваньская документальная работа, увидевшая свет в 1995—1997 под названием «Дюйм крови за дюйм земли» (An Inch of Blood For An Inch of Land) содержит вывод о 340 000 китайцах, погибших в Нанкине в результате японского вторжения: 150 000 от бомбардировок и артиллерийских обстрелов за пять дней самой битвы и 190 000 во время массовых убийств. Эти исследования базируются на материалах Токийского процесса.

В дневнике Йона Рабе, который он вёл во время битвы за город и его оккупации японской армией, описаны многочисленные случаи жестокости японцев. Запись от 17 декабря:

«Двое японских солдат перебрались через стену и собирались вломиться в мой дом. Когда я показался, они сказали, что якобы видели, как стену перелезают двое китайских солдат. Когда я показал им партийный значок, они скрылись тем же способом. В одном из домов на узкой улице за стеной моего сада женщина была изнасилована, а затем ранена в шею штыком. Мне удалось вызвать скорую помощь, и мы отправили её в госпиталь… Говорят, что прошлой ночью около 1000 женщин и девушек были изнасилованы, около ста девочек в одном только колледже Цзиньлин… Не слышно ничего, кроме изнасилований. Если мужья или братья вступаются, их пристреливают. Все, что ты видишь и слышишь, — это жестокость и зверства японских солдат».


Случай № 5 из фильма миссионера: 13 декабря 1937 около 30 японских солдат убили 9 из 11 китайцев в доме номер 5 в Синьлункоу. Женщина и её две дочери-подростка были изнасилованы, причём японцы засунули ей в вагину бутылку и трость. Восьмилетняя девочка получила колотое ранение, но они с сестрой выжили. Через две недели после убийств их обнаружила пожилая женщина (видна на фото). Также на фотографии видны тела погибших.

Изнасилования были изощрёнными и зверскими

Количество изнасилованных, по оценкам историков, в среднем равняется 20 тысячам без учёта детей и старых женщин. Девушек просто вытаскивали из их домов и подвергали групповым изнасилованиям. После этого над ними чаще всего издевались самыми изощрёнными способами: многие погибли от того, что им разорвали половые органы штыками, бутылками или бамбуковыми палками. В книге «Нанкинская резня» американской писательницы китайского происхождения Айрис Чан описываются случаи, когда японцы заставляли целые семьи совершать инцест, под угрозой смерти принуждали монахов, принявших целибат, насиловать женщин, сами группой насиловали девушку, которая готовилась к родам.

10 февраля 1938 года секретарь посольства Германии Розен написал в министерство иностранных дел о фильме, снятом преподобным Джоном Магии, рекомендуя приобрести его. Выдержки из его письма, хранившегося в Политическом Архиве в Берлине:

«13 декабря около 30 японских солдат пришли к китайскому домовладению по адресу Синлюгу #5 в юго-восточной части Нанкина и потребовали впустить их. Дверь открыл домовладелец, магометанин по имени Ha. Они застрелили его из револьвера, а затем и Г-жу Ha, которая после убийства Ha на коленях просила их больше никого не убивать. Г-жа Ha спросила их, за что они убили её мужа, и была также убита. Г-жа Ся была вытащена из-под стола в комнате для гостей, где она пыталась спрятаться вместе со своим годовалым ребёнком. Она была раздета и изнасилована одним или более мужчин, а затем заколота штыком в грудь, а в её вагину засунули бутылку. Ребёнок был убит штыком. Некоторые солдаты затем перешли в следующую комнату, где [находились] родители г-жи Ся, их возраст 76 и 74 года, и две её дочери 16 и 14 лет. Они собирались изнасиловать девочек, когда бабушка попыталась защитить их. Солдаты застрелили её из револьвера. Дедушка обхватил её тело и был убит. Девочки были изнасилованы, старшая 2−3, а младшая 3 мужчинами. Старшая девочка затем была зарезана, а в её вагину засунули трость. Младшая также была заколота, но избежала ужасной участи своей сестры и матери. Затем солдаты закололи штыком другую сестру в возрасте 7−8 лет, которая также находилась в комнате. Последними в доме убили двух детей Ha, 4 и 2 лет от роду. Старший был заколот, а голова младшего разрублена мечом».

На беременных женщин охотились специально

На беременных женщин охотились специально, их животы прокалывали штыками, часто после изнасилования. Тан Цзюньшань, выживший свидетель массовых убийств, рассказывал:

«Седьмой и последней в первом ряду была беременная женщина. Солдат решил, что может изнасиловать её перед убийством и, отделив от группы, оттащил примерно на десять метров в сторону. Когда он попытался совершить изнасилование, женщина оказала отчаянное сопротивление… Солдат резко ударил её в живот штыком. Она издала последний стон, когда её кишечник вывалился наружу. Затем солдат зарезал плод, было отчётливо видно его пуповину, и отбросил его в сторону».

Во время «кампании» японцы придерживались тактики выжженной земли. 6 августа 1937 император Хирохито лично одобрил предложение армии устранить препятствия, ограничивающие свободу действий в отношении китайских военнопленных рамками международного права. Директива также рекомендовала штабным офицерам прекратить использование самого термина «военнопленные».

Не имея возможности скрыться, пленные кричали и бились в отчаянии

Сразу после падения Нанкина японцы начали розыск китайских солдат, в ходе которого задержали тысячи молодых людей. Многих из них загнали в реку Янцзы, где расстреляли из пулемётов. 18 декабря произошло, возможно, самое массовое убийство военнопленных на берегу Янцзы, ставшее известным как Straw String Gorge Massacre. Большую часть утра японские солдаты связывали руки пленных вместе; в сумерках они разделили китайцев на четыре колонны и открыли по ним огонь. Не имея возможности скрыться, пленные кричали и бились в отчаянии. Понадобилось около часа, чтобы звуки убийства стихли, и затем японцы ещё добивали выживших штыками. Большинство были сброшены в реку. Считается, что в этой бойне погибло 57,500 китайцев.

Улицы были завалены трупами, включая женские и детские

Японцы согнали 1,300 китайцев — солдат и гражданских — к Тайпинским воротам и убили их там. Жертв сначала подорвали при помощи мин, а затем облили горючим и сожгли. Тех, кто после этого выжил, закололи штыками. Американский журналист Тиллман Дурдин, работавший на The New York Times, проехал по Нанкину перед тем, как покинуть город. Он слышал постоянную пулемётную стрельбу и стал свидетелем расстрела японцами 200 китайцев в течение десяти минут. Через два дня в своём репортаже для The New York Times журналист сообщил, что улицы были завалены трупами, включая женские и детские.


Нанкин. Японские солдаты тренируются в штыковом бое на китайских гражданских

Что до уничтожения собственности, то треть города была уничтожена пожарами, вызванными поджогами. Сообщалось, что японские войска забрасывали факелами как новые правительственные здания, так и жилые дома. Серьезно разрушены были и территории за пределами городских стен. Солдаты грабили и богатых, и бедных. Отсутствие сопротивления китайцев означало, что они могли брать всё, что хотят, что вылилось в широкомасштабное мародёрство и грабежи.

Конец резни

13 декабря началась резня, через несколько дней, 18 декабря 1937, имперский генерал Иванэ Мацуи начал понимать масштабы изнасилований, убийств и мародёрства в городе. Он становился всё более встревоженным из-за происходящего. Сообщалось, что генерал сказал одному из своих гражданских помощников: «Теперь я осознаю, что мы, сами того не желая, привели к самому печальному эффекту. Когда я думаю о чувствах многих моих китайских друзей, которые покинули Нанкин, и о будущем двух стран, я могу испытывать только депрессию. Я очень одинок и не могу даже радоваться этой победе».

Немногие европейцы старались спасти китайское население

Немногие европейцы, оставшиеся в Нанкине, старались спасти китайское население. Был создан международный комитет, во главе которого стал Йон Рабе. Комитет организовал Нанкинскую зону безопасности, в которой укрылось около 200 тысяч человек.


Тела китайцев, убитых японскими войсками у реки в Нанкине

В конце января 1938 японская армия заставила всех беженцев из Нанкинской зоны безопасности вернуться в свои дома, тут же заявив, что «порядок восстановлен». После начала работы weixin zhengfu (коллаборационистского правительства) в 1938 году порядок действительно вернулся в Нанкин, и количество японских зверств серьёзно уменьшилось.


Японские солдаты заживо закапывают китайских военнопленных

Принц Асака избежал наказания

12 ноября 1948 Иванэ Мацуи и министр иностранных дел Японии Коки Хирота вместе с пятью другими военными преступниками «класса А» были приговорены к смертной казни через повешение. Восемнадцать других подсудимых получили менее строгие наказания. Генерал Хисао Тани был приговорён к смерти Нанкинским трибуналом по военным преступлениям. Принц Асака избежал наказания, так как ему был гарантирован иммунитет по условиям капитуляции.

Однозначного объяснения, что сделало японцев подобными зверям, нет. Историк Джонатан Спенс пишет: «Японские солдаты, ожидавшие лёгкой победы, вместо этого месяцами сражались и понесли куда более серьёзные потери, чем предполагали. Они были утомлены, озлоблены, испытывали фрустрацию и усталость. Китайских женщин некому было защитить, мужчины или отсутствовали, или были бессильны. У войны, до сих пор не объявленной, не было ясных и измеримых целей. Возможно, они считали всех китайцев независимо от пола и возраста подходящими на роль жертвы».

Вот к чему приводит безграничная власть денег… Почему японцев ненавидят в соседних странах?

Во время Второй мировой войны для японских солдат и офицеров было обыкновенным делом рубить мирных жителей мечами, закалывать штыками, насиловать и убивать женщин, убивать детей, стариков. Именно, поэтому, для корейцев и китайцев японцы враждебный народ, убийцы.

В июле 1937 года японцы атаковали Китай, началась японско-китайская война, продолжавшаяся до 1945 года. В ноябре-декабре 1937 года японская армия вела наступление на Нанкин. 13 декабря японцы захватили город, 5 дней шла массовая бойня (убийства продолжались и позднее, но не такие массовые), вошедшая в историю, как «Нанкинская резня». В ходе бойни, которую устроили японцы, было вырезано более 350 тыс. человек, некоторые источники приводят цифру в полмиллиона человек. Десятки тысяч женщин были изнасилованы, многие из них убиты. Японская армия действовала исходя из 3-х принципов «дочиста»:

Бойня началась с того, что японские солдаты вывели из города 20 тыс. китайцев призывного возраста и закололи всех штыками, чтобы они никогда не смогли вступить в китайскую армию. Особенностью массовых убийств и издевательств было то, что японцы не стреляли – берегли боеприпасы, всех убивали и калечили холодным оружием.

После этого массовые убийства начались в городе, женщин, девочек, старух насиловали, затем убивали. У живых людей вырезали сердца, резали животы, выкалывали глаза, закапывали живыми, отрезали головы, убивали даже младенцев, на улицах творилось безумие. Женщин насиловали прямо посреди улиц – опьянённые безнаказанностью японцы заставляли отцов насиловать дочерей, сыновей — матерей, самураи соревновались, кто больше зарубит человек мечом – победу одержал некий самурай Мукаи, убивший 106 человек.

После войны преступления японской военщины были осуждены мировым сообществом, но уже с 1970-х годов Токио их отрицает, о бойне японские учебники истории пишут, что просто было убито много людей в городе, без деталей.

Бойня в Сингапуре

15 февраля 1942 года японская армия захватила английскую колонию Сингапур. Японцы решили выявить и уничтожить в китайской общине «антияпонские элементы». Во время операции «Чистка» японцы проверяли всех китайцев-мужчин призывного возраста, в расстрельные списки включали мужчин китайцев, участвовавших в войне с Японией, китайцев, служащих британской администрации, китайцев, сдававших деньги в фонд помощи Китаю, китайцев, уроженцев Китая и т. д.

Из фильтрационных лагерей их вывозили и расстреливали. Затем операцию распространили на весь полуостров, там уже решили не «церемониться» и, из-за нехватки людей для дознания, расстреливали всех подряд. Было убито приблизительно 50 тыс. китайцев, оставшимся ещё повезло, японцы не завершили операцию «Чистка», им пришлось перебрасывать войска на другие участки – они планировали уничтожить всё китайское население Сингапура и полуострова.

Бойня в Маниле

Когда в начале февраля 1945 года японскому командованию стало ясно, что Манилу не удержать, штаб армии перенесли в город Багио, а Манилу решили разрушить. Население уничтожить. В столице Филиппин, по самым скромным оценкам, было убито более 110 тыс. человек. Тысячи людей были расстреляны, многих обливали бензином и поджигали, разрушена инфраструктура города, жилые дома, школы, больницы. 10 февраля японцы устроили резню в здании Красного Креста, убили всех, даже детей, было сожжено, вместе с людьми, испанское консульство.

Бойня шла и в пригородах, в городке Каламба уничтожили всё население – 5 тыс. человек. Не щадили монахов и монахинь католических учреждений, школ, убивали и учеников.

Система «комфортных станций»

Кроме изнасилований десятков, сотен, тысяч женщин, японские власти виновны ещё в одном преступлении перед человечеством – создании сети борделей для солдат. Обычной практикой было насиловать женщин в захваченных селениях, часть женщин уводили с собой, немногие из них смогли вернуться.

В 1932 году японское командование решило создать «комфортные дома-станции», обосновав их создание решением уменьшить антияпонские настроения из-за массовых изнасилований на китайской земле, заботой о здоровье солдат, которым надо «отдыхать» и не заболевать венерическими болезнями. Сначала их создали в Манчьжурии, в Китае, затем во всех захваченных территориях – на Филиппинах, на Борнео, в Бирме, Корее, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме и так далее. Всего через эти бордели прошло от 50 до 300 тыс. женщин, причём большинство из них были несовершеннолетними. До завершения войны выжило не более четверти, морально и физически изуродованные, отравленные антибиотиками. Японские власти даже создали пропорции «обслуживания»: 29 («клиентов»):1, затем повысили до 40:1 в сутки.

В настоящее время японские власти отрицают эти данные, ранее японские историки говорили о частном характере и добровольности проституции.

Отряд смерти — Отряд 731

В 1935 году в составе японской Квантунской армии был создан т. н. «Отряд 731», его целью была разработка биологического оружия, средств доставки, испытания на людях. Он работал вплоть до конца войны, японские военные не успели применить биологическое оружие против США, да и СССР только благодаря стремительному наступлению советских войск в августе 1945 года.

Сиро Исии - командир отряда 731

жертвы отряда 731

«Подопытными мышками» японских специалистов стали более 5 тыс. пленных и местных жителей, они их назвали – «брёвнами».

Людей заживо резали в «научных целях», заражали самыми страшными болезнями, затем «вскрывали» ещё живых. Проводили эксперименты на живучесть «брёвен» — сколько продержится без воды и еды, ошпаренный кипятком, после облучения рентгеновским аппаратом, выдержит электрических разрядов, без какого-либо вырезанного органа и мн. другое.

Японское командование было готово применить биологическое оружие на территории Японии против американского десанта, пожертвовав гражданским населением – армия и руководство должно было эвакуироваться в Манчьжурию, на «запасной аэродром» Японии.

Азиатские народы до сих пор не простили Токио, особенно в свете того, что в последние десятилетия Япония отказывается признавать всё больше своих военных преступлений. Корейцы вспоминают, что им даже запрещалось говорить на родном языке, приказали сменить родные имена на японские (политика «ассимиляции») – примерно 80% корейцев приняли японские имена. Угоняли в бордели девушек, в 1939 году насильственно мобилизовали в промышленность 5 млн. человек. Увозили или разрушали корейские культурные памятники.

Источники:
http://www.battlingbastardsbataan.com/som.htm
http://www.intv.ru/view/?film_id=20797
http://films-online.su/news/filosofija_nozha_philosophy_of_a_knife_2008/2010-11-21-2838
http://www.cnd.org/njmassacre/
http://militera.lib.ru/science/terentiev_n/05.html

Резня в Нанкине.

Как любое преступление капитализма и государственных амбиций, нанкинская резня не должна быть забыта.

Принц Асака Такахито (1912-1981), именно он издал приказ «убить всех пленников», дав официальную санкцию «нанкинской резни»

В декабре 1937 года, в ходе второй японо-китайской войны, солдаты Императорской Армии Японии зверски убили множество мирных жителей Нанкина, тогдашней столицы Китайской Республики.

Несмотря на то, что после войны ряд японских военных были осуждены за резню в Нанкине, начиная с 1970-х годов японская сторона ведет политику отрицания преступлений совершенных в Нанкине. В японских школьных учебниках истории просто обтекаемо пишут, что в городе «было убито много людей».

Японцы начали с того, что вывезли из города и закололи штыками 20 тыс. мужчин призывного возраста, чтобы те в будущем «не могли поднять оружие против Японии». Затем оккупанты перешли к уничтожению женщин, стариков, детей.

В декабре 1937 года японская газета, расписывавшая подвиги армии, с восторгом сообщила о доблестном состязании двух офицеров, поспоривших, кто первым зарубит своим мечем более сотни китайцев. Японцы, как потомственные дуэлянты запросили дополнительное время. Победил некий самурай Мукаи, зарезавший 106 человек против 105.

Обезумевшие самураи завершали секс убийством, выдавливали глаза и вырывали у ещё живых людей сердца. Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие, бывшее на вооружении японских солдат, не применялось. Тысячи жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также старух.Свидетели рассказывают, что сексуальный экстаз завоевателей был так велик, что они насиловали всех женщин подряд, невзирая на их возраст, средь бела дня на оживленных улицах. Одновременно отцов заставляли насиловать дочерей, а сыновей - матерей.

Крестьянин провинции Цзянсу (окрестности Нанкина) привязанный к столбу для расстрела.

В декабре 1937 г. пала столица гоминдановского Китая - Нанкин. Японские солдаты начали практиковать свою популярную политику «трех дочиста»:

«выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста».

Когда японцы покидали Нанкин, то выяснилось, что транспортное судно не может стать к берегу речной бухты. Ему мешали тысячи трупов, плывших по Янцзы. Из воспоминаний:

«Нам оставалось использовать плавающие тела как понтон. Чтобы погрузится на корабль, пришлось идти по мертвецам».

Всего за шесть недель было убито около 300 тыс. человек более 20 000 женщин было изнасиловано. Террор превышал всякое воображение. Даже немецкий консул в официальном докладе описывал поведение японских солдат как «зверское».

Японцы закапывают живых китайцев в землю .

Японский военный зашел во двор монастыря, чтобы убить буддистских монахов.

В 2007 году были обнародованы документы одной из международных благотворительных организаций, работавших в Нанкине во время войны. Эти документы, а также записи, конфискованные у японских войск, показывают, что японские солдаты убили более 200 000 гражданских лиц и китайских военных в 28-ми массовых бойнях, и еще по крайней мере 150 000 людей были убиты в отдельных случаях в течение печально известной резни в Нанкине. Максимальная оценка всех жертв - 500 000 человек.

Согласно доказательствам, представленным в суд по военным преступлениям в Токио, японские солдаты изнасиловали 20 000 китайских женщин (заниженная цифра), многие из которых впоследствии были убиты.

У мемориала жертвам Нанкинской резни.

3 сентября весь китайский народ праздновал 70-ю годовщину окончания китайско-японской войны, о которой европейцы почти ничего не знают. Она началась за два года до того, как вермахт вторгся в Польшу и именно она сформировала нынешнее отношение китайцев к японцам. То, что японские войска творили в стране с 1937 по 1945 год, в Китае называют геноцидом. По оценкам китайских историков, жертвами японцев стали около семи миллионов военнослужащих и более семнадцати миллионов гражданских лиц. (По неполным статистическим данным, число убитых и раненых среди китайских военных и гражданских превысило 35 миллионов, по сравнительным подсчетам 1937 года прямой экономический ущерб составил более 100 млрд долларов США, косвенный экономический ущерб составил более 500 млрд долларов США. – прим. МРК)

В июле 1937 года японцы без особых усилий взяли Пекин, в ноябре пал Шанхай, после чего японцы двинулись на тогдашнюю столицу Китая - Нанкин. После ожесточенных боев за Шанхай, японские солдаты учинили небывалый разгул жестокости еще по дороге в Нанкин, убивая, грабя и поджигая все на своем пути.

13 декабря 1937 года японские войска численностью 200 тысяч человек вошли в Нанкин. Главнокомандующим армией по приказу императора Хирохито, был назначен член императорской семьи, принц Асака Ясухико. Именно он отдал приказ «убить всех пленных», положивший начало Нанкинской резне. К моменту взятия Нанкина правительство Чан Кайши, главнокомандующий нанкинскими войсками генерал Танг и офицеры уже сбежали из города и китайские солдаты в количестве 110 тысяч человек остались без командиров. Мирные жители Нанкина в количестве 500 тысяч человек также оказались в ловушке.

То, что японцы устроили несколько дней спустя в Нанкине, больше напоминало хладнокровное и планомерное истребление: вначале за городскую черту были выведены и убиты все мужчины, после чего резня началась уже в самом городе. Японские солдаты даже не тратили патроны - они рубили безоружным гражданским головы мечами, закалывали их штыками, выкалывали глаза и вспарывали животы. Жителей города и военнопленных сжигали, закапывали заживо, отдавали на съедение собакам. Также японцы обливали своих жертв кислотой, накалывали детей на штыки, подвешивали людей за языки. Трупы сбрасывали в воды Янцзы. Вскоре эти воды в прямом смысле слова стали красными от крови. Не нужно было лодок, чтобы перебраться с одного берега Янцзы на другой. Можно было попросту идти по трупам. Множество японских журналистов, прибывших вслед за войсками в Нанкин, были свидетелями, как массовых расстрелов китайцев, так и тех гор трупов, которые оставались после расстрелов.

Но больше всего пострадали женщины Нанкина. Независимо от того, были они молоды или стары, они не смогли избежать изнасилования. Не только солдаты, но и офицеры и даже генералы также участвовали в массовых изнасилованиях китайских женщин. Каждую женщину поочередно насиловали 15-20 человек. Число этих жертв в Нанкине не поддается точному подсчету и колеблется от 20 до 80 тысяч женщин. Многие женщины оказались беременны уже после изнасилования, но ни одна из них не призналась впоследствии, что ее ребенок появился на свет от японца. Более того, многие китаянки тайно убивали новорожденных младенцев: они душили или топили их. Также немецкий дипломат зафиксировал многочисленные случаи самоубийства китайских женщин в 1938 году.

Совершенно беззащитные жители Нанкина могли искать помощи лишь у 27 иностранцев, еще остававшихся на тот момент в городе. Эти люди создали международный комитет, во главе которого встал немец Йон Рабе, директор компании Siemens China Co.

В декабре ими была создана так называемая Нанкинская зона безопасности – территория площадью около 5 кв. км., на которой укрывались более чем 200 тысяч человек, 650 из них жили непосредственно в доме Йона Рабе и на прилегающем к нему участке. Японцы практически не трогали Нанкинскую зону безопасности во многом благодаря тому, что Йон Рабе был членом нацистской партии и, в общем, поклонником Адольфа Гитлера. Поскольку Германия была союзницей Японии, японцы тоже вынуждены были воспринимать Рабе как союзника. Тем не менее, японские солдаты периодически наведывались в зону безопасности и забирали с собой пару сотен человек (в большинстве своем женщин), которых затем насиловали или убивали.

Итак, благодаря усилиям Рабе, в зоне безопасности было спасено более 200000 этнических китайцев. Горькая ирония судьбы состоит в том, что после окончания войны Рабе и его семья жили в Германии в полной нищете и жители Нанкина, узнав об этом, в буквальном смысле слова спасли им жизнь, передавая деньги и посылки с продуктами. Впоследствии могильный камень Рабе был торжественно перевезен в Нанкин. И если в Европе Йона Рабе называют Оскаром Шиндлером Китая, то сами китайцы верят в то, что он является живым воплощением Будды.

Другая заслуга принадлежит Минни Вотрин, американской миссионерке, спасшей более 10000 жизней в подвалах женского колледжа Гиньлинь. После войны Минни Вотрин, не сумев пережить ужасы резни, покончила с собой в 1941 году.

Во время резни американский пастор Джон Маги снял преступления японцев на пленку, а Джордж Фитч смог тайно вывезти этот фильм из Китая. Благодаря этой хронике весь остальной мир смог узнать, что в действительности происходило в Нанкине в течение 6 недель. К концу января 1938 года резня в Нанкине закончилась. В марте в городе было создано временное (коллаборационистское) правительство под управлением Ван Цзинвэя, которое управляло городом до 1945 года.

Чтобы представить себе масштабы Нанкинской резни, обратимся к сравнительной статистике. Количество жертв только в одном Нанкине сопоставимо с числом жертв среди гражданского населения в Великобритании, Франции и Бельгии за всю войну вместе взятых (61+108+101=270 тыс.чел.). Шокирующим является и тот факт, что число жертв в Нанкине намного превысило совокупное количество жертв после двух атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года (по оценкам, 210 тыс.чел.). Согласно оценкам экспертов Международного военного трибунала для Дальнего Востока, общее число жертв среди гражданского населения Нанкина, погибших от рук японских солдат в конце 1937 – начале 1938 годов, составило 260 тысяч человек, в то время как китайские эксперты называют цифру 300 тысяч, а максимальная число жертв оценивается в полмиллиона человек. В 1985 году в Нанкине был построен Мемориал жертвам Нанкинской резни, День памяти жертв Нанкинской резни впервые отмечается в Китае с 13 декабря прошлого года.

Все вышеприведенные факты и цифры основаны на документальной книге американки китайского происхождения Айрис Чан «Насилие в Нанкине. Забытый холокост времен Второй Мировой войны».

Эта книга была опубликована в год 60-летия Нанкинской резни (1997 год) и стала первым подробным англоязычным исследованием той трагедии. В течение 10 лет книга Чан была запрещена к публикации в Японии. Впоследствии она выдержала 5 изданий в Америке и была переведена на многие языки (кроме русского). Айрис Чан использовала дневники, фильмы и фотографии, сделанные миссионерами, журналистами и военными, которые находились в Нанкине в момент совершения резни. Айрис посетила Нанкин и взяла интервью у китайцев, которым удалось пережить резню, также она использовала признания, сделанные японскими военными, участвовавшими в резне.

Сама книга состоит из трёх частей. В первой части рассказано непосредственно о самой Нанкинской резне. Во второй части – о послевоенной реакции на резню американского и европейских правительств. Третья часть посвящена причинам, по которым события Нанкинской резни не получили достаточного освещения.

И действительно резня в Нанкине странным образом остается относительно малоизученной темой в мировой истории. В отличие от атомных бомбардировок Японии или геноцида евреев в Европе, ужасы Нанкинской резни остаются практически неизвестными за пределами Азии. Причиной этого является политика. После войны отношения между Токио и Пекином строились по формуле «холодно в политике, жарко в экономике». Ни КНР, ни Китайская республика не потребовали военных репараций от Японии (как Израиль от Германии). Даже Соединенные Штаты перед лицом угрозы коммунизма в Советском Союзе и материковом Китае, добивались дружбы и лояльного отношения от своего бывшего врага, Японии. В этой связи, Япония смогла избежать множества допросов и расследований, которым подвергались военные союзники. На Токийском процессе 1946 -1948 гг., на котором в том числе рассматривалось делу о Нанкинской резне, было всего 29 обвиняемых, 7 из которых повешено, 16 получили пожизненное заключение, но были помилованы уже в 1955 г. Ничего подобного денацификации, которую союзники провели в Германии, в Японии не было. Так, из числа обвиняемых был вычеркнут император Хирохито, подпись которого стояла под большинством преступных приказов, он правил Японией до 1989 г. и умер в возрасте 87 лет. Принц Асака Ясухико умер в 1981 г. в возрасте 93 лет. Многие другие японские военные преступники также продолжили занимать ключевые позиции в промышленности и правительстве после войны.

В 1978 году японские власти перенесли на территорию храма Ясукуни (это самый известный храм в Токио) прах четырнадцати главных японских военных преступников Второй мировой войны. Японские премьер-министры демонстративно посещают храм – действо, которое можно сравнить с «возведением храма в честь Гитлера в центре Берлина».

Возмущает китайцев и упорное нежелание Токио признать свои военные преступления, выражающееся в том, что японцы десятилетиями систематически удаляют упоминания о Нанкинской резне из музеев и из СМИ. В отличие от Германии, где учителям запрещено удалять информацию о Холокосте из учебного плана по истории, в японских учебниках их зверства на китайской территории замалчиваются или оправдываются. Многие известные японские политики, академики и главы промышленных корпораций до сих пор упрямо отказываются признать, несмотря на очевидные доказательства, существование Нанкинской резни. Даже авторитетные профессора истории в Японии примкнули к правому крылу и подвергают сомнению сообщения о Нанкинской резне.

Таким образом, перед нами налицо два взаимосвязанных, но различных зверства. Одно из них – это насилие в Нанкине само по себе, история о том, как японцы уничтожили сотни тысяч невинных граждан в захваченной ими столице. Другое зверство – это история о сокрытии преступлений, о том, как японцы, воспользовавшись молчанием китайцев и американцев, попытались стереть информацию о Нанкинской резне из публичного сознания, лишая тем самым ее жертв их собственного места в истории.

Под влиянием Айрис Чан и её книги Конгресс США после специальных слушаний принял в 1997 году резолюцию, призвавшую правительство Японии принести официальные извинения за совершённые японской армией военные преступления. Но еще большую, печальную известность книга получила после самоубийства ее автора в 2004 году. Айрис Чан покончила с собой в возрасте 36 лет из-за постоянных приступов депрессии и нервных срывов, обусловленных событиями, описанными в ее книге. Она официально признана в Китае последней жертвой Нанкинской резни 1937 года.

10 октября 2015 года архивы о Нанкинской кровавой резне, совершенной японскими милитаристами в годы Второй мировой войны, были официально включены в реестр программы «Память мира» ЮНЕСКО. Япония сразу заявила, что считает включение архивных документов о резне в программу "Память мира" прискорбным. При этом японское правительство еще раз подчеркнуло, что сомневается в их достоверности и подлинности. 13 октября Япония объявила, что может прекратить финансирование ЮНЕСКО.

Как видим, Япония всеми доступными ей способами противится увековечиванию памяти о Нанкинской трагедии. В то же время, к сожалению и наша страна поддержала Японию в этом вопросе.