Социология возникает в. Социология. Список использованной литературы

План

1. Сущность и содержание социологии.

2. Структура и функции социологии.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления природы (землетрясения, разливы рек, смена времен года и т.д.), но и проблемы, связанные с его существованием среди себе подобных. Почему люди стремятся жить среди других людей, почему одни пользуются многими благами, а другие лишены этого.

Поиск ответов на эти и другие вопросы заставил мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество , в котором он существует.

Усложнение социальной структуры и социальных отношений в обществе требовало создание науки исследующей эти проблемы и построение теорий построения социально справедливого общества. И такой наукой явилась социология.

Одним из первых попытался поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических фактов предпринял в начале ХIХ века французский мыслитель Огюст Конт. Он предложил позитивный метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и полученные эмпирическим путем данные о поведении людей. О.Конт также дал имя новой науке, поэтому его и считают родоначальником социологии.

Изучение социальной жизни – есть познание мира, в котором мы живем, а значит и самих себя. Отсюда – огромная роль человека в построении мира, в котором он хочет жить и который стремится оставить потомкам. Вероятно, именно об этом думал основатель социологии О.Конт, желая видеть ее позитивной наукой, способной не только предвидеть, но и изменять мир к лучшему. Для того чтобы этот мир сохранить для потомков, мы должны его постоянно изучать и своевременно устранять все, что мешает его прогрессу и процветанию. Эту благородную роль во многом и взяла на себя социология.

Мы приступаем к изучению науки «Социология». С этим понятием мы сталкиваемся сейчас очень часто. В прессе сообщают о результатах социологических опросах населения по различным проблемам. Существуют социологические службы президента, парламента которые изучают общественное мнение по разным социально-экономическим проблемам.

Проводятся социологические исследования на предприятиях, коллективах где определяется состояние социальной напряженности в коллективах, степень удовлетворения трудом, зарплатой и т.д. Но это не только внешний, лежащий на поверхности или прикладной, эмпирический уровень социологии как науки.

Сам термин «социология» – производное от двух слов: латинского слова gocietas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение.

Следовательно, этимологически социология – наука об обществе.

В самом общем смысле – это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом социальных отношениях и социальных общностях.

Вообще социологию можно определить как научное изучение общества и общественных отношений.

Стремление понять, осмыслить общество, равно как выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству.

Само же понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом О. Контом в 30-х гг. ХIХ ст.

В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу.

Основным объектом исследования социологии по мнению Конта является общество. Социология изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм. Следует также подчеркнуть, что в период своего становления как самостоятельной науки социология нуждалась в четко определенном понятии общества, поскольку стремилась построить теорию общества, которая опиралась бы на некие естественные основы социального порядка. Можно даже сказать, что понятие общества было необходимой предпосылкой выделения социологии в отдельную науку, предполагавшую развитие этого понятия в теоретическом мышлении и публичных дискуссиях.

Социология отвечает на вопрос о природе социального порядка, но не единственно возможным образом. В настоящее время социология представлена многими альтернативными способами мышления, которые рассматриваются как «направления» или «парадигмы» социологического знания.

Возникновение социологии как отдельной науки было подготовлено всем предшествующим ходом развития социально-политической мысли.

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. На смену привычному порядку феодально-абсолютистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией всей социальной жизнью шел процесс становления общества, утверждающего торжество прав и свобод человека.

Именно в условиях самоорганизующегося общества возникает массовая потребность в знании реальных социальных явлений. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора, побудили интерес гражданина к знанию основ жизни социальной группы, социальных процессов и т.д. С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, политике поставила результативность деятельности предпринимателей и политиков в прямую зависимость от того, насколько умело используют они знания конкретных социальных механизмов в реальной жизни.

В предметной области социологического знания сформировались две теоретические модели изучения общества – макросоциологическая и микросоциологическая.

Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но эти тенденции – реальность в современной мировой социологии.

Макросоциология связана с общественными мировыми системами и их взаимодействием с различными типами культуры, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование.

Макросоциология уделяет основное внимание процессам, помогающим понять общество в целом. Сюда включаются такие институты как семья, образование, религия. Политический строй. Она изучает крупномасштабные социальные явления (нации, государство).

Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей. В центре ее внимания личности со своими поступками, мотивами, определяющими их взаимодействия.

Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивам действия, социализации и индивидуализации, стимулам групповых поступков. Здесь «микро» не только (и не столько) «малый», а скорее «внутренний» аспект действий людей, их поведения.

Отсюда два разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении.

Социология – теоретическая и эмпирическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии. Социология изучает общественную жизнь как систему отношений.

Системность позволяет обнаружить в разных явлениях устойчивые элементы – «функциональные узлы»: социальные институты, социальные группы и организации, социальные действия и роли. Принцип системности выступает организующим началом научного познания. Социология исходит из того, что само общество независимо от нашего сознания представляет собой органическую целостность. Это единая цивилизация. Входящие в нее элементы взаимосвязаны, взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга.

Кроме того социология изучает прежде всего механизм функционирования систем. Важно понять, как общество функционирует, что связывает его в единое целое, как общество постоянно воспроизводит себя. Особенность социологии в том, что ее теория основана не на спекулятивных умозрительных конструкциях, а на систематизированном наблюдении действительности, поставленных экспериментах, конкретном анализе материала, добытых с помощью социального исследования.

Что необходимо для научного изучения общества?

Прежде всего факты, измерения, социальные отношения. Социальный факт – это каким то образом фиксированный фрагмент социальной действительности. Социологи различают 3 группы фактов: биологические (сон, еда и т.д.); психологические (эмоции, любовь, ненависть); социологические факты связанные с обществом и общественными отношениями.

В зарубежной социологии используют 5 основных подходов для наблюдения и объяснения разных групп фактов:

1. Демографический.

2. Психологический, объясняющий поведение с помощью мотивов и привычек.

3. Общностный изучающий поведение какой либо группы.

4. Отношенческий – описывает общественную жизнь через специфичность отношений.

5. Культурологический используя понятия и термины культуры. Исследует правила и нормы поведения отдельных людей и социальных групп.

Важно подчеркнуть, что социология – наука о современном обществе. Предмет этой науки связывается не просто с социумом, а с гражданским обществом как современной системой, социология теоретически осмысливает противоречивую целостность современного мира.

Социология «начинает» с общества и восходит к индивиду. В конечном счете цель социального познания – человек в его неповторимом своеобразии. Вместе с тем, в процессе социологического анализа возникает познавательная ситуация движения от индивида к обществу. Образуются как бы два встречных потока: индивид – общество, общество – индивид. Здесь нужны дополнительные пояснения. Ведь социология – это наука об обществе. А что есть общество? Отвнтить на этот вопрос нелегко. Необходимо найти особую единицу измерения, с помощью которой можно попытаться определить общество. Она должна быть в прямом смысле «органическим элементом» социальной системы. При первом же взгляде таковым выступает индивид, - отдельно взятый человек, который думает. Действует, стремится к чему-то и т.п. Значит, индивид – основополагающее начало, создающее социальный мир? Но подобное допущение некорректно, поскольку общество – не просто конгломерат людей. Это люди, работающие с вещами, пользующиеся нормами, правилами и законами. Субстратом (основой) общества является не просто телесность человека (без чего впрочем, нет общества), а определенная совокупность людей, владеющая орудиями, средствами труда для собственного производства. В отдельно взятом индивидууме мы всего этого не увидим.

Можно вспомнить и иные попытки найти искомую «единицу» общества, в частности, такой «социальный атом», как малая группа. Это своеобразная модель общества, состоящая из нескольких человек, находящихся в непосредственном контакте, связанных между собой отношениями, деятельностью, опирающихся на соответствующие традиции, нормы, имеющих общие ориентации в труде, досуге, в политических действиях и т.п.

Для устранения специфики предмета социологии невозможно обойтись без выяснения того, что представляет собой понятие «социальное» как таковое. Существует множество толкований этой категории. Однако нетрудно вычленить устойчивое ядро в различных определениях «социального», а именно: совместность, общность, взаимодействие. Сама эта категория, по мнению ученых, является итогом множества определений, конечным пунктом анализа, а не исходным ее моментом.

Понятие «социальное» используется тогда когда исследуется природа отношений людей друг к другу, факторы и условия их жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе.

Можно выделить основные черты и особенности которые характеризуют специфику социального:

1. Социальное – это то общее свойство, которое присуще различным группам индивидов.

2. Социальное выражает взаимное положение индивидов и ту роль, которую они выполняют в различных общественных структурах.

3. Социальное проявляется в отношениях индивидов и групп друг к другу, к своему положению в обществе.

4. Социальное есть результат «совместной деятельности индивидов» и формы взаимодействия этих индивидов.

Социальное это не просто одна из сфер общественной жизни, а

общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием субъектов исторического развития.

Как отмечает академик Осипов Г., социальное – это совокупность

общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности индивидов в конкретных условиях места и времени.

социологической науки, стоят такие, как «социальная система», «социальная общность». В них содержится решающее качество самодвижения, развития социального целого, его источник.

Социальная общность (группа, класс, страта, организация,

коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет устойчивость, стабильность социальных систем, механизм их разрешения. Есть немало оснований считать категорию «социальная общность» одной из базовых в социологическом анализе. Эта категория соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания.

Социальная общность – это не общество как целое, но это

своеобразная единица социального измерения, «социальный ген». Слово «общность» охватывает все разновидности образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Различие интересов социальных общностей способствует возникновению альтернатив или перспектив исторического процесса.

Социальные общности – это живые образования социума. Они деятельны, и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Стало быть, во многом правы те социологи, которые утверждают, что понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восходить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, но находящимся в той или иной социальной общности, через нее.

Совокупность разнообразных социальных общностей, групп их взаимоотношение, иерархия образуют «социальную систему».

Для полного понимания категорий социологии необходимо рассмотреть понятия связанные (характеризующие) социальные процессы.

Познание общественных процессов можно начинать собственно с того, с чего начинается сам жизненный процесс, то есть с действия, с акта человеческой деятельности. Это первично и исторически и логически. Но «социальное действие» это не всякий поступок, а действие, имеющее общественное значение. Реальный деятель – конкретный индивид, группа, общественное движение и др. Действующее лицо эмпирически наблюдаемо. Для социологии это имеет принципиальное значение, как и то, что действие носит целесообразный характер. Оно есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует «социальный процесс», особенность которого, помимо всего прочего, состоит в том, что конкретный деятель не выступает на первый план. Действующее лицо здесь найти труднее – существеннее сам процесс социального действия.

Итак, двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них – к социальным процессам, мы наблюдаем тенденцию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными; чем дальше отдаляется к общности тем менее вариантов деятельности, которые они могут избрать. Социальные процессы еще более уменьшают вариативность действий, появляются общие тенденции процесса, целостная система социальных общностей. Таким образом, социология – это наука о социальных взаимодействиях, образующих общество.

При условии, что существует множество определений социологии попытаемся дать обобщенное ее определение к примеру.

«Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личность, социальные общности, институты». (Радугин А.)

Это определение акцентирует внимание на объекте науки и предмете науки. В качестве объекта любой науки всегда выступает определенная сфера объективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Таким образом, объект той или иной науки – это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

Следовательно предмет науки не может быть тождествен объекту.

Объект – это эмпирическая данная реальность, представляющая ту или иную сторону объективного мира.

Предмет же науки представляет собой воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с практической точки зрения закономерных связей и отношений.

Предмет исследования существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну из сторон объекта и пытаемся изучить ее. Например, здание может интересовать нас с точки зрения устойчивости, стоимости, архитектуры и т.д.

Для лучшего понимания существа предмета социологии следует представить общество не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенных образом расположенных, упорядоченных, взаимозависимых частей.

Иными словами, объект – объективен, реально существует, предмет – результат изучения объекта, абстракция. Если относительно объекта социологии у специалистов наблюдается относительный «консенсус», то по поводу предмета социологии дискуссии не прекращаются (что свидетельствует о развитии, непрерывном становлении современной науки).

Нетрудно убедиться в том, что большая часть определений социологии связана с «поведенческим» пониманием этой дисциплины. И это закономерно, ведь объяснение поведения индивида – один из основных вопросов, которым занимаются социальные науки. Вместе с тем, в последнее время социологи стремятся найти более широкую трактовку предмета социологии как науки об обществе в целом, социальных структурах и их системах. Каждое определение вносит свой вклад в понимание природы науки, которая играет ключевую роль в современном познании и занимает одно из центральных мест в интеллектуальной культуре.

Социология является не просто наукой, но и определенным способом мышления, способом изучения людей, видения мира, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зрения, используя многочисленные среды связей и отношений между людьми. Социология активно «внедряется» в основные сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую, духовную. Она изучает практически все области жизни человека – работу, учебу, быт, свободное время, общественную деятельность. Нет такой социальной группы, которая не была бы предметом социологического изучения.

В обществе имеется бесконечное множество социальных систем и связей. Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер.

Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.

Социальные законы – более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей.

Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и прежде всего в сфере материальной деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические изучаются собственно социологией.

Но следует заметить, что отношение социологов к социальным законам изменилось. Если раньше считалось, что социальные законы – это независящая от субъекта повторяющаяся связь, характер которой определяет содержание социального развития, то теперь социологи считают, что законов истории нет. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Следовательно для социологических исследований приоритетное значение приобретает типологизация не законов, а именно тенденций. Самое важное здесь – установление форм связей и способов их проявления. Что отражают тенденции? Скажем, инвариантное сосуществование социальных явлений (например, производства и потребления). Тенденция может отражать изменение структуры социального объекта, т.е. его развитие (например, эволюцию форм собственности, их плюрализм). В ней всегда значим фактор времени, ибо определяющим моментом развития выступает предшествующее состояние. Тенденции могут выражать функциональную зависимость различных социальных объектов, режим их жизни, относительную устойчивость (например, взаимодействие государства и общества).

Объективность социальной тенденции закона – это ряд совокупных действий миллионов людей. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек – осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

В социологии выделяют 5 групп социальных законов (тенденций):

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А , то должно быть и явление Б . Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.

2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обуславливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому.

3. Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, они определяют характер его функционирования.

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями (сочетание общественных и личных интересов).

5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не

вообще, а в конкретной форме – в деятельности отдельного человека, в конкретных условиях общества.

Таким образом, в первом разделе лекции мы показали объективную обусловленность появления социологии как науки, ее содержание, предмет и объект научного исследования социологии.

Структура социологического знания – это не только совокупность

информации о общественных явлениях и процессах, но и определенная упорядоченность знаний о обществе, как динамично развивающейся системе.

Социальные знания, а также их структура зависит от круга объектов изучаемых социологией. В частности определяя объект социологического исследования следует начинать с общества как целого, так как все, что есть в обществе является продуктом его развития и имеет социальную природу.

Другим элементом структуры социального знания является взаимосвязь и развитие отдельных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения и социальной структуре общества.

Еще один элемент структуры социологического знания являются научные представления, взгляды, теории относящиеся к политической социологии.

Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления о деятельности существующих в обществе социальных институтов….

Все научные представления, понятия…, связаны между собой и образуют единую структуру социального знания, которая отражает все стороны общественной жизни и связи, и взаимодействия.

Во всей сумме социологических взглядов следует также выделить уровни социологического знания:

1) общесоциологические теории или общетеоретическая социология;

2) специальные социологические теории или частные теории;

3) конкретные социологические исследования;

1. Эти теории касаются, как правило глубинных или сущностных

моментов развития общества в целом исторического процесса.

На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной деятельности людей, показывается роль труда в развитии общества (Гегель, Сен-Симон, К. Маркс и др. это пример различного подхода к этой проблеме). На данном уровне выявляется сущность общественных отношений, их роль и механизм взаимодействия. Исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической и др. сфер жизни общества вскрываются их взаимосвязи.

2. Данные теории касаются отдельных сфер общественной жизни,

социальных групп и институтов. Их объем намн6ого уже и ограничен отдельными подсистемами (к примеру, экономическая или социальная сфера жизни общества).

Конкретные и специальные социологические теории направлены на

решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего, они органично связаны с практикой.

Среди специальных отраслей знаний можно выделить: социологию труда, социально-классовых отношений, социологию семьи, социологию политических отношений и др. Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни.

3. Следующий уровень социологического знания представлен

конкретными социологами исследователями. Они проводятся различными методами…, и осуществляются с целью получения объективных данных о различных сторонах социологической действительности.

Главное это получить объективную информацию о том, что

Происходит в обществе и как на это реагирует население. Эмпирика потом осмысливается общесоциологическими и конкретными теориями.

При рассмотрении данной темы курса следует отметить, что социология выполняет многообразные познавательные и практические функции.

Функции социологии – это совокупность ролей, которые она выполняет в организации общества как системы. В современных условиях, когда политики все чаще обращаются к социологии и эмпирическому материалу, возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. И это осложняет деятельность социолога. Он должен быть борцом, отстаивающим истину, свою независимость, все большее значение приобретают вопросы профессиональной этики.

Говоря о функциях социологии, необходимо подчеркнуть, что как общественная наука, социология выполняет две основные функции: теоретико-познавательную и управленческую. В свою очередь, эти основные функции могут образовывать производные подфункции, которые иногда в научной литературе определяются как самостоятельные. В социологической литературе к ним относят следующие: теоретическую, методологическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую и др.

Теоретическая функция социологии состоит в пополнении и развитии имеющегося социологического знания на основе исследования социальной действительности и выявления типичных, повторяющихся связей между ее отдельными сторонами, в описании закономерностей и связей в системе социологических категорий и понятий.

В числе важнейших функций – методологическая. Социология предлагает технологию конкретного анализа. Причем каждый тип социологии предлагает свою «технологию». Марксизм подобен хирургическому вмешательству. Понимающая социология изыскивает средства для улучшения общения, делает акцент на медленное изменение социальной реальности путем реформ и т.д.

Объяснение – одна из первостепенных функций науки. Ее нередко признают высшей функцией научных исследований. Объяснение есть раскрытие сущности объясняемого объекта посредством познания отношений и связей с сущностями других объектов.

Объяснение органично предполагает описание изучаемого объекта (описательная или дескриптивная функция). Дескриптивная функция выполняет весьма существенную познавательную роль. В ходе описания эмпирическая информация подвергается предварительной теоретической обработке. Описание образует переходный этап между опытом и теоретическими процедурами, особенно объяснением. Описание сводит данные опыта (общественной практике) к такой форме, при которой они становятся доступными для различных теоретических операций. Описание «переводит» информацию об объектах внешнего мира на язык науки, причем научное описание осуществляется в контексте определенной научной теории.

Если дескриптивная (описательная) функция науки связана с ожиданием ответа на вопрос «Какова на самом деле действительность?», то объяснительная функция науки – это ответ на вопрос: почему данные факта действительности вообще существуют или почему обладают такими, а не иными свойствами?

Прогностическая функция социологии заключается в ответе на вопрос: какой будет действительность в будущем или когда наступят определенные события? Формой реализации и результатом данной функции являются прежде всего гипотезы. Их можно назвать прогностическими в отличие от ранее указанных объяснительных гипотез. В том, насколько наука способна восполнить данную функцию проявляется истинность ее объяснительных моделей, эффективность методов и т.п. Особо важен прогноз в переходный период общества. В этом случае социология способна: 1) определить каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся на данном этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира. Оно охватывает широкие области жизни, отдельные регионы, страны, а также планирование жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов.

Инструментальная функция науки должна отвечать на вопрос: какие необходимо принять решения, чтобы достичь желаемого результата? Что нужно сделать, чтобы предвидение о будущей действительности осуществились или не осуществились. Результатом исследования будут определенные правила поведения – правильные, если они реализуются, и неправильные, если окажутся утопическими.

Идеологическая функция – предмет фундаментальных противоречий относительного того, следует ли ее вообще причислять к функциям науки. Отвечая на вопрос, к каким целям надо стремиться или какие ценности нужно реализовать, наука входит в сфере нормативной аксиологии (учение о ценностях). Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологические знания зачастую служат средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов. Но социология может служить и улучшению взаимоотношений между людьми, формированию у них чувств близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии. В современную эпоху идеологические споры должны решаться с помощью научных аргументов, а не путем использования нерациональных элементов – не в формально-логическом смысле слова, а полностью учитывая действительные социальные интересы и специфику структур, реализующих данные интересы.

При анализе науки необходимо определить ее методы, принципы.

Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определённые правила обеспечивающие надёжность и достоверность знаний. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. При изучении социальных процессов применяются такие принципы: объективность, историзм и системный подход.

1. Принцип объективности означает изучение всех объективных закономерностей, которыми определяются процессы (положительных и отрицательных). Объективность на доказательность и аргументности.

2. Принцип историзма в социологии предполагает изучение проблем, процессов в развитии. Историзм позволяет извлечь уроки из прошлого.

3. Системный метод – изучения отдельных явлений в неразрывной связи с целым. Системный метод учитывает, что любая система находится в определенной среде и необходимо учитывать её связи и отношения с окружением. Отсюда второе требование системного метода – учитывать, что каждая система выступает как подсистема иной, большей системы.

Этот метод предполагает выяснение принципа иерархии элементов системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.

Методом социологии является использование многообразного эмпирического материала. При изучении общественного сознания, общественного мнения, различных социальных общностей … используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т.п.

В системе социальных гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя социологическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория, методология всех других социальных и гуманитарных наук; в-третьих, все социальные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества, всегда включает в себя социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через посредство деятельности людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками; наконец, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название в социологической науке социальных исследований (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и т.д.).

То, что социология занимает общее, а не частное место среди социальных и гуманитарных наук, не означает ее превращения в науку философскую. Ее значение для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структуре, понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур, взаимодействия субъектов исторического действия с обществом. Положение социологии по отношению к специальным научным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии и др.

Но, однако, есть в системе общественных наук наука, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Этой наукой является история. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в конкретных проявлениях. И эта и другая наука воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Как исторические, так и социальные явления – многочисленны, - как по своему генезису, по совокупности вызвавших их причины, тех и по своему влиянию, которое они не имеют одной причины, поэтому не могут быть однозначно объяснена. Различие между ними состоит в том, что история воспроизводит (на уровне дескриптивной и объяснительной функции) социальный процесс postfaktum, футурология - prefaktum, а социология - infaktum.

Как утверждает современное науковедение любая наука достигает зрелости, когда переходит в прагматический статус. Он означает, что некое научное достижение в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Парадигма – это не только теория но и способ действия в науке, образец решения исследовательских задач. Развитие научного познания представляет собой процесс революционной смены парадигм: с начало идет накопление и «аномалий» - факторов, противоречащих прежней парадигме, подрывает её авторитет, стимулирует выдвижение новых теорий, ведущих борьбу между собой за лидерство, которая заканчивается победой одной из них и она превращается в новую парадигму. Понятие парадигма в социальном познании понимается как система идеалов, норм и стереотипов в интерпретации социальных фактов.

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук, прошло исторический путь развития от однозначного к многовариантному парадигматическому статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.

Общество представляет собой сложный социальный объект и его сущность не может быть раскрыта с помощью одной какой то теории. В зависимости от научных ориентации и идейных ценностей социологии при анализе общества используют различные принципы и приёмы которые определяют логику полученных знаний. Как мы уже сказали совокупность основных методологических положений, принципов, формирующих изначальные критерии и установки на определенное понимание социальных явлений и соответствующую интерпретацию имперических факторов, называется парадигмой. Термин «парадигма» ввел в научный оборот американский ученый Т. Кун в 20 г. XX ст. для обозначения научных концепций. Если модель теоретического истолкования рассматривается в качестве образца, то она становится основой целой научной традиции. Эта модель перестает быть образцом интерпретаций социальных факторов с того момента, когда она оказывается неспособной объяснить новые явления, тогда происходит смена парадигм. За 200 лет в социальной науке также происходила смена парадигм, каждая из которых по своему оценивала эмпирические факты, обусловливающие поведение людей. Многообразие парадигм социологии можно условно разделить на две группы: макросоциологические и микросоциологические. Их различия обусловлены различным пониманием общества:

1. Общество рассматривается как целостная система, состоящая из внутренне упорядоченных, взаимодействующих общественных структур (политической, экономической подсистемы, культуры и т.д.);

2. Либо общество рассматривается в контексте повседневного взаимодействия индивидов.

1. Рассмотрим кратко макросоциологические парадигмы. Сторонники данного подхода главное внимание уделяют выявлению в обществе социальных структур и их взаимодействию. Социальные явления, структуры институты – рассматриваются как «объективные вещи» не зависящие от идей и мнений членов общества. В связи с этим макросоциологические парадигмы можно определить как объективистские. Среди макросоциологических парадигм обычно выделяют две теории: теорию функционализма и теорию конфликта.

Родоначальником функционализма считается Г. Спенсер (1820-1903), который рассматривал социологию как единственную науку. В соответствии с этой методологией Спенсер отождествлял общество с живым организмом, подобно человеческому телу. Если один орган прекращает функционировать, организм не может функционировать нормально. Социолог – функционалист рассматривает общество как организм состоящий из взаимосвязанных частей: военной, экономической, религиозной и т.д., каждая из которых выполняет свою функцию.

Современный функционализм акцентирует внимание не только на ранжировании социальных структур, но и на функциях, на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы. Не менее важным положением современного функционализма является тезис о постепенности, эволюционном характере изменений в обществе, который исключает революцию, как способ преобразования. В противоположность этому конфликтологическая парадигма иначе объясняет законы развития общества.

Движущей силой прогресса является конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон. Причины и характер противоборства социальных общностей и групп по-разному объясняются в социологии, что привело к существованию различных вариантов конфликтологической парадигмы.

Основоположником теории социального конфликта был Карл Маркс (1818-1883). Он рассматривал общество как целостность, состоящую из классов, интересы которых не совпадают. Деление зависит от отношений к средствам производства. Непримиримость их интересов порождает классовый конфликт, который может быть разрешен с помощью социальной революции…

Иную конфликтологическую парадигму создает немецкий ученый Р.Харендорф. По его мнению всякое общество пронизано конфликтами и они основаны на отношениях господства и подчинения и могут быть разрешены демократическим путем.

2. Микросоциологические парадигмы определяют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. В противоположность макросоциологическим (объективистским) микросоциологические парадигмы объясняют социологические явления субъективно, как существующие исключительно благодаря идеям и мнениям людей. Данную группу парадигм можно назвать культурно-аналитическими. Поступательный процесс развития общества и социологических знаний о нем неизбежно породит новые парадигмы в социологии.

Итак, социология возникла в XIX столетии, когда для этого возникли объективные социально-экономические и научные предпосылки, а главное начался процесс перехода от авторитарного, феодального общества к обществу более демократическому с высоким уровнем личных свобод, правовой основой государства, а следовательно возникает интерес к проблемам общества и роли личности в государстве. Социология используя категории и законы других наук, а также применяя собственные категории анализирует субъекты государства, а также социальные процессы происходящие в обществе. Используя богатый эмпирический и теоретический материал социология не только познает социальную реальность, но и пытается формировать тенденции социального развития человечества.

Обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня :

  • фундаментальных исследований , задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
  • прикладных исследований , в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
  • социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии : социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования . Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная . Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики . Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция . Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Взаимосвязь социологии и других общественных наук

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальных общностях и индивидах. И здесь прежде всего необходимо сопоставить социологию и социальную философию, у которых очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. решает общественные проблемы умозрительно , руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.Социология заявила, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки.

Как соотносятся общественные науки: и социология? Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального “Я”.Сфера социологии- это проблемы межличностного взаимодействия “Мы”. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Социология — наука о жизни общества, и она тесно взаимосвязана с другими общественными науками, отражающими его сложную многогранную жизнедеятельность.

Структура социологии и ее функции

Логика развития мировой социологической мысли объективно выделила в социологии своеобразные ступени ее развития, каждая из которых имеет определенный уровень целостности и конкретности и может рассматриваться в качестве элемента ее структуры.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)
  • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)
  • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, например, немыслимо без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

Составной и неотъемлемой частью современной социологии является ее история. Социология как социальная философия в структуре социологического знания имеет основополагающее значение. Как социальная наука, вырастающая из философии и развивающаяся первоначально на ее основе, она объективно несет в себе печать философского образа мышления. А это значит, что социология в данной ипостаси всегда была, есть и еще долго, очевидно, будет оставаться не только наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности и отразить их в научных, теоретических понятиях и категориях, но и мировоззрением, то есть формой отражения социальной действительности в адекватных мировоззрению идеологических образах.

Проблема соединения рационального (научного) и идеологического (ценностного) подходов в исследовании глубоко исторична. Она сопровождает все этапы развития мировой мысли, где в области познания природы по мере того, как изживается синдром «цеховой учености», «мышление в понятиях» и «мышление в образах» не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Однако сказанное относительно взаимной обусловленности и взаимной дополняемости научных и идеологических методов в области естествознания не означает, тем не менее, что физика, химия или математика имеют по своему конечному результату какой-либо иной статус, кроме статуса науки. Социология же всем ходом своего исторического развития, совокупностью и качеством тех социальных проектов, которые она выработала, доказала, что она имеет иной, отличный от естествознания статус. Формы социологического познания, в которых отражается реальность, помимо логических законов и категорий включают в себя различные формы репродуктивного воображения, основанные на интересе (центральной категории мировоззрения). Именно поэтому большинство научных результатов социологии носит характер научных гипотез, идеологических моделей, то есть мировоззрения, которое может быть пересмотрено в любое время, ибо интерес, как подчеркивал французский мыслитель Ламетри, является тем могучим волшебником, который в глазах разных людей меняет образ одного и того же предмета.

Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» (су- шее) и «правда-справедливость» (должное). Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.

Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем. Достаточно вспомнить известные проекты «идеального государства» Платона и Аристотеля, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Общественный договор» Ж. Руссо и др.

Однако особенно интенсивно и научно содержательно социаль- но-инженерный подход в социологии начал развиваться в рамках американской социологии в начале XX в., затем в 1920-х гг. в России. Наиболее интересные исследования в этом направлении были предприняты пионерами американской социальной инженерии — Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и др. Их разработки были связаны прежде всего с задачами научной организации труда в промышленности. Подобными вопросами в России в этот же период активно занимались А.К. Гастсв, А.В. Нечаев, П.М. Керженцев и др.

В СССР социоинженерный подход осуществлялся во многих направлениях, и прежде всего в теории и практике социального планирования, разработке целевых комплексных программ как республиканского, так и регионального, отраслевого направлений.

Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.

Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность — это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований, непосредственное участие исследователя в объективации результатов. На этом уровне социология выступает как «работающая корпорация».

Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практи- ческая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями , которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

Социология как наука об обществе

Прежде всего, необходимо выяснить: что такое социология как наука выяснить структурные компоненты и уровни социологических знаний; определить основные функции социологии.

Социология - молодая наука, которая изучает наиболее сложный, изменчивый объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение человека. Это и наука, формирует и утверждает взгляд на гражданское общество как взаимосвязанную целостность, которая постоянно находится в состоянии изменчивости и развития. Именно эта наука выясняет место и функции каждого социального явления и процесса, дает людям нужны ориентиры, помогает понять обстоятельства жизни, которые их окружают в безграничном процессе человеческих отношений. Физики, химики, биологи, кажется, знают тайны Вселенной, а социологи продолжают спорить о том: что такое общество, которое оно, почему постоянно меняется, усложняется, приобретает новые формы?

Проявления действия социологической науки мы нередко наблюдаем, она для нас не вполне новым феноменом. В последнее время стали очень популярными опрос населения по различным проблемам. С одной стороны, с развитием рыночных отношений не только в экономической сфере, но и в других (политика, культура и т. Д.) Происходит стремительный процесс появления социальных заказов на подобного рода исследований. их можно отнести к сфере маркетинговых исследований (товарный маркетинг, политический, социальный). Хотя и большинство такого рода "исследований" достаточно мало имеет общего с социологией, применяет только ее инструментарий. Это своего рода рекламные и маркетинговые мероприятия многих фирм и компаний, часто проводятся на недостаточном профессиональном уровне, чем и дискредитируют эту науку.

Но не только "социологическим опросам" определяется и определяется эта наука. Социология включает в себя «теорию» общества, выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук. Все общественные науки, которые изучают различные аспекты жизни и деятельности общества, всегда содержат в себе так называемый "социальный аспект", то есть закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Социологию определяют как универсальную науку об обществе. Техника и методика изучения деятельности людей, методы социального измерения, разработанные социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками. Кроме того, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название "социальных исследований" (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.). (Таким же образом построена структура отраслевой социологии »).

Социология имеет много общего с различными общественными и другими дисциплинами. С одной стороны, она отражает социальную философию и историю философских учений, с другой стороны - она, на первый взгляд, очень много имеет общего с журналистикой (именно о методах сбора информации) и психологией. Иногда ее трудно отличить от статистики, демографии, математики. Для тех, кто впервые сталкивается с ней, оно так и выглядит.

Перейдем же к обзору структуры социологических знаний.

Первое подразделение - социологическая теория - дает общее представление о социологии как науке, определяет ее предмет, структуру и круг основных задач, то есть функций, определяется место социологии в системе общественных наук и ее практическая значимость. Далее начинается изучение общества по формированию отдельной личности и ее "погружения" в океан общественной жизни. Все это можно отнести к социализации личности, приобретение (освоение) ею социальных признаков и черт, которые помогают человеку жить и действовать в обществе. Рассматривается взаимосвязь личности, общества и культуры. Большое внимание уделяется и механизма социальных и межиндивидуальных взаимоотношений - социальным связям и отношениям, институциональным связям как наиболее необходимых и главных.

В разделе о социальных общности и социальной структуре идет речь об особенностях создания и функционирования групп, общностей, а также о механизме ее конфигурации и ранжирования по каждому. Социальная стратификация и социальная мобильность являются основными измерениями развития общества. Кроме того, социология объясняет и различные процессы и явления, которые происходят как в сфере поведения групп, так и в достаточно больших общностях и характеризует многообразие общественного развития.

Хотя социология - как самостоятельная наука - появилась в конце ХVШ - начале XIX в., Она считается довольно молодой и относительно недавно ее начали широко внедрять в образовательную сферу общества. Знания об обществе зарождались с давних времен. В своих философских размышлениях мыслители и Античности, и Средневековья достаточно много уделяли внимания изучению общественной жизни. Однако это знание мало достаточно мировоззренческий, мистический характер и не содержало элементов научности, "истинности". Только с формированием нового класса - буржуазии, с новыми общественными отношениями, знания об обществе начало приобретать тех элементов, на которых и базируется современная общественная наука. Именно этот аспект и изучает история социологии. Раздел истории становления и развития социологии содержит данные о возникновении, основные этапы развития и исторические формы и направления социологического знания. История социологии изучает то, как знания об обществе виокреслюються с многомерности человеческого опыта и приобретают форму эмпирически (практически) обоснованной научной теории. История социологии делится на несколько подразделов, где описываются:

■ становления социологии как науки;

■ основные течения и направления развития социологии в XIX и XX вв.;

■ развитие мировой социологии XX в., Основные современные парадигмы;

■ основные направления развития российской и отечественной социологической мысли.

Достаточно весомым разделом в структуре социологического знания является методология социологического исследования и методы сбора и анализа социологической информации, где дается изложение о:

■ программирования социологического исследования, его этапы и процедуры;

■ организацию, процедуры и особенности исследования;

■ основные методы сбора информации (опрос: анкетный, интервью, экспертное, метод наблюдения; эксперимент; социометрические и психологические методики, метод анализа документов и др.).

Именно в этой области социология напоминает журналистику и наиболее сталкивается со статистикой и математикой.

Последний подразделение в структуре социологического знания повествует об отраслях и направлениях развития социологии. Социология делится на отдельные пидтеории, которые изучают основные формы и виды деятельности людей, теории, возникающие на границе социологии и других дисциплин. В дальнейшем нашем курсе всего внимания уделяется изучению социологии труда, быта, экономической социологии, социологии политики, общественных движений, общественного мнения, социологии права, социологии воспитания и др.

Социология в переводе с латыни означает "наука об обществе" или "учение об обществе», или, иначе говоря, вся общественная наука (обществоведение). Социология - наука о законах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. На первый взгляд, социолог изучает индивиды и группы. Но это не совсем так. Он изучает связи, которые создают эти различные группы. Индивид и группа - это совокупность связей, особых, социальных, которые порождают сложные социальные структуры: лицо, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, семью и т. Д.

Таким образом, социология - это универсальная, всеобщая наука об обществе. Конечно, объектом изучения многих наук является человек, его деятельность (экономическая, историческая, политическая, культурологическая, психологическая, демографическая и др.), Общество в целом, но все они изучают общество только в определенной сфере отношений (экономических, политических, культурных и т.п.). Социология изучает общество как целостный организм во всех взаимосвязанных структурах и сферах.

Социология имеет свой чисто социологический подход, отличный от вышеуказанных наук, а именно: общество рассматривается как функционирующая система во всех сферах, проявлениях жизни. Эта система имеет структуры, институты, включает в себя общественные группы, действия конкретных лиц, которые имеют свои цели, интересы и потребности. При таком подходе человек - не какой-то абстрактной моделью.

Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования и занимает в системе научного знания четко определенное место. Она является универсальной всеобщей, всеобъемлющей наукой о человеке.

Объектом социологического познания является современное общество (данная реальность, которая является определенным фрагментом объективного мира).

Предмет социологии - это связи и отношения между людьми. Предмет изучения социологии, как и любой науки, - это не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления существенных закономерных связей и отношений этой реальности. Ряд социологов (в частности, известный польский ученый Ян Щепанський) считает, что предметом социологических исследований является явления и процессы возникновения различных форм общественной жизни, структуры и разновидности различных форм человеческих общностей, силы, которые объединяют и разрушают эти общности, изменения и преобразования, что в них происходят. Зарубежные авторы по-разному высказываются относительно предмета социологии, но наиболее общепринятым является понимание, что социология - это научное исследование общества и социальных отношений, и оно опирается на данные или факты реального мира. По мнению отечественных социологов, социология как наука изучает реальную общественное сознание, во всем ее противоречивом развития - деятельность, поведение людей, которые выступают как воплощение потребностей, интересов, ценностей, знаний, установок, зафиксированных в реальной сознания, и условия, в которых развиваются и осуществляются реальная сознание, деятельность и поведение людей.

Социология изучает общественные системы в их функционировании и развитии. Общество настолько сложный объект, одной науке его изучить не под силу. Внутренний мир человека изучает психология. Поведение человека в непосредственной среде изучает социальная психология - стык социологии и психологии. И, конечно, социальный психолог способен объяснить причины изменений в общественной жизни. В зависимости от сферы деятельности человека, каждая общественная наука изучает эту сферу: политика - политическая наука, экономику - политическая экономия, культурное развитие - культурология, правовую деятельность - правовые науки, историческое развитие - история и т. Д. Но в этих науках есть нечто общее, а именно: они изучают деятельность человека, общества.

Представители различных наук по-разному воспринимают один и тот же объект. Так, если взять семью или любую организацию, коллектив как объект анализа, то, скажем, экономиста, прежде всего, будет интересовать ее бюджет - доходы-расходы; юриста - права и обязанности каждого члена семьи или коллектива; демографа - дитнисть, поло-возрастная структура семьи; психолога - разные типы личности, мотивы; политолога - восприятие политических процессов, отношение к ним и т. д. И только социолог возьмет все эти факторы во внимание в их совокупности и поставит ключевое фундаментальный вопрос: "какая сплоченность этой группы, как и почему она существует?". Социология рассматривает такую группу как систему, целостный организм с разных позиций.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они выступают существенным аспектом всех видов общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т. Д. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий социальный организм, развивается.

Понятие "общество" на бытовом уровне ассоциируется с понятиями: страна, государство, общество. Но эти понятия следует различать. Страна - это часть мира или территория, очерченная определенным рубежом, которая пользуется государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, которая требует определенного типа режима власти. Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Итак, предметом изучения социологии является общество как целостный организм, его свойства, стороны, социальные механизмы его функционирования и развития. Общество - это продукт взаимодействия людей, и цель социолога - получить достоверную истинную картину его, выявить и изучить современные имеющиеся и потенциальные общественные проблемы с целью их дальнейшего решения. Современное общество - это, своего рода, система, которая состоит из отдельных уровней социальных групп и их связей, и рассматривается с таких позиций:

■ фундаментальный уровень формирования организации общества - это человечество в целом, которое составляет свои интересы как единая цивилизация;

■ социальные институты - устойчивые, организованные формы совместной деятельности людей;

■ классы, группы, общности, слои, круги;

■ уровень отдельного индивида, личности, поскольку для социологии сама личность является предметом изучения - как субъект и объект социальных отношений.

Все они связаны с различными сферами общественных отношений (экономической, политической, культурной и т.д.).

На рис. 1 показано социальные уровне общества в сферах общественных отношений.

Рассматривая предмет и объект социологии, мы употребили термин "социальное", что выступает корнем всей социальной науки. Как следует его понимать? Как уже указывалось, социология выделяет и изучает социальные отношения между людьми и группами, действующими в данной сфере. Социальная группа представляет собой связь индивида и общества. Один и тот же индивид входит в различные социальные группы, нации, трудовой коллектив и т. Д. Он занимает в них разное положение и выполняет различные роли. Перераспределение и комбинирования статусов и ролей осуществляется благодаря специфической, а качества, "обладателем" и "носителем" которой является индивид - личность. Суть последней, как известно, характеризуется совокупностью социальных отношений. Отсюда следует, что, рассматривая социальную сферу, социология рассматривает вместе с тем и личность, его потребности, интересы, ценности, позиции, ее многочисленные связи с другими индивидами, его образ жизни. А социальная связь - это первая и необходимое условие существования общественной жизни. Наличие взаимодействия людей, взаимоотношений, взаимодействующих групп является основой для "построения" определение термина "социальное".

"Социальное" означает не что иное, как определенное качество, характеристику, которая определяет и идентифицирует взаимодействие различных обобществленных людей, способ этого взаимодействия. Каждый из нас в процессе жизнедеятельности является носителем многих характеристик, ролей, которые проявляют, идентифицируют человека. Каждый человек выполняет множество функций, прав, обязанностей в отношении друг к другу. Так, например, возьмем близкую для нас категорию «студент». Это одна из характеристик определенного лица. На первый взгляд, звучит обобщенно, абстрактно, но: это может быть студент "нашего" вуза, экономического вуза, столичного вуза, престижного вуза (по всех остальных вузов). Кроме того, "студент" для кого-то сыном или дочерью, братом или сестрой, отцом или матерью, младшим или старшим, представителем определенной национальности, работником какого-то учреждения, спортсменом, болельщиком, специалистом в определенной области, членом определенной организации и т. др. Таким образом, он проявляет себя благодаря этим характеристикам в деятельности в отношении к другим людям.

"Социальное" - от латинского "socialis" - совместный, товарищеский, общественный, - центральная категория социологии. Это понятие служит для определения сути общественной жизни, отражение специфики социальной формы движения материи. В широком смысле, социальное означает все то, что принадлежит к обществу вообще, в отличие от природного. В узком смысле, социальное означает сторону общественных отношений, из которых состоит общество и касается отношений людей друг к другу и к обществу. Если прибегнуть к более глубокому раскрытию этих значений, то следует сказать, что категория социальное отражает особую объективную и субъективную реальность, которая создается людьми непосредственно через бытие в сообществах. Эта реальность сочетает в себе черты, действия, поступки людей, взаимоотношения между ними, кстати, нормы, ценности, знаки, символы, смыслы и их значения.

Можно выделить несколько основных черт, характеризующих специфику социального:

■ это общее качество, которое присуще различным группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений;

■ оно отражает взаимное положение индивидов и их групп;

■ оно является результатом совместной деятельности различных индивидов, проявляется в их общении и взаимодействии;

На основании вышеприведенного можно дать такое определение социологии: это - наука о тенденции, законы функционирования и развития социальных систем (человек в деятельности как система, общие групповые организационные действия людей как система, процессы и явления в глобальном обществе как система). (Но ни трактовки социологии не является исчерпывающим, ключевым, вследствие характерного для нее разнообразие концепций и направлений).

Надо добавить, что социология, изучая общественную жизнь в тех или иных его формах и сферах, не ограничивается описанием и объяснением процессов социального развития. Она анализирует и указывает пути планомерной, целенаправленного воздействия на эти процессы. В этом выражается практическая направленность социологической науки, то есть ее обращенность к конкретным социальным проблемам, которые подлежат разрешению путем социального планирования и социального управления. Этот специфический "управленческий" ракурс социологической науки выражается в выработке научно обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.

    Предпосылки возникновения социологии.

    Объект и предмет познания социологии. Что изучает социология.

    Связь социологии с другими науками.

    Задачи, функции, значение социологии.

1.Предпосылки возникновения социологии.

Термин «социология» - производное от двух слов: латинского - societas - общество и греческого – logos - слово, наука. Его автором и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857).

Каждая наука рождается дважды: первый раз в форме идеи, второй – в процессе институционализации. Идея, или проект, новой науки содержит обоснование общественной потребности в соответствующем знании, его функ­циональной направленности, методологических основаниях, а также доказа­тельства невозможности получения знания из других источников - существую­щих научных дисциплин, жизненного опыта и др. Институционализация - это общественное признание и правовое закрепление статуса новой науки, после чего становится возможным ее преподавание, подготовка кадров, создание на­учных подразделений, финансирование исследований и пр.

Социология как проект зародилась во Франции в 1842 г., когда вышел из пе­чати очередной том «Курса позитивной философии» Конта, в котором и содер­жалось оригинальное название новой науки, слово-гибрид: социология (от лат. societas - общество и греч. logos - учение). Процесс институционализации растя­нулся на 50 лет, его завершением можно считать основание в 1892 г. первого в мире социологического факультета в Чикагском университете, создание в Сор­бонне кафедры социологии и присуждение Э. Дюркгейму первого в мире звания профессора социологии.

Совсем не случайно социология возникла именно во Франции, в стране, пережившей на рубеже XVIII-XIX вв. несколько глубоких потрясений: революцию с невиданным до того террором; взлеты и паде­ния наполеоновского правления; реставрацию монархии и т.д. Конт пришел к выводу, что ничего, кроме хаоса и анархии, подобные перевороты не приносят, для преодоления возникающих кризисов «достаточно провести разумные перемены в правительстве и финансах». Но для этого нужны другие люди - те, кто способен по­ставить во главу угла стабильность, индустриализм, модернизацию. Чтобы такие люди появились, следует из­менить систему образования, образ мышления и мировоззрение, для чего и нужна социология. Это и есть первая предпосылка необходимости и предна­значения новой науки. Ее можно назвать образовательной. Социология нужна для того, чтобы вырастить специалистов, которые смогут грамотно разрешать классовые, трудовые, этнические, конфессиональные конфликты, предохраняя общество от революций, гражданских и религиозных войн.

Вторая предпосылка гносеологическая (познавательная). Суть ее в следующем вопросе: насколько при существующей системе наук и организации исследований обще­ство способно к самопознанию, к грамотному решению возникающих социальных проблем. До появления социологии общественная мысль существовала и развива­лась в форме высоких абстракций в отрыве от повседневности. Наиболее жгу­чие проблемы, такие как оплата труда, жилищный вопрос, миграция, девиантное поведение, распределение и потребление и т. д., почти не анализи­ровались. Общественные науки не располагали методами для проникновения в социальную реальность, и в этом они существенно отставали от «наук о природе». Все это и отразилось в предложенном Контом кратком девизе новой науки: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы регулировать».

Третья предпосылка - амелиористская (фр. amelioration - улучшение). Все в обществе со временем устаревает, перестает соответствовать новым условиям, и нуждается в улучшении, усовершенствовании, обновлении в целом или в от­дельных деталях и аспектах. Проблема в том, что «изношенность» обществен­ных форм и структур заметить гораздо труднее, чем предметов и вещей. Возникла необходимость разрешения вновь возникающих противоречий, диагностики социальных болезней, поиск методов их излечения. На этот запрос была готова ответить зародившаяся наука – социология.

Кроме этого, выделяют ряд социально-исторических предпосылок появления социологии, т.к. с середины XVIII века в Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей. П ромышленная революция привела к распаду традиционного образа жизни общин, появлению новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью. Буржуазные революции также привели к появлению новых форм взаимодействия: массовых политических партий и движений, агитации через прессу, политических забастовок, маршей и т. д. С развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились социальные проблемы . Массовая бедность, безработица, бездомность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как туберкулез, оспа, вызывали недовольство, протесты и политические дебаты. Для разрешения этих конфликтов требовалось точное знание того, как устроено общество, как устройство общества влияет на жизнедеятельность людей и приводит к этим проблемам.

Помимо социально-исторических факторов, формирование социологии было обусловлено интеллектуальными, научными предпосылками . В первую очередь, к ним относятся радикальные изменения в сознании людей. Зашатались традиционные религиозные ценности, происходило разделение науки и философии, и к середине XIX века утвердилось новое научное мировоззрение . В его рамках ученые описывают факты, делают эмпирические обобщения и представляют закономерности как проявляющиеся связи между явлениями. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают физика, биология, химия. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась по образу и подобию естественных наук.

Основатель социологии Огюст Конт в 1817-1824 гг. был секретарем графа де Сен-Симона, который разрабатывал концепцию усовершенствования жизни человечества. В 1822 г. в написанном Контом под руководством Сен-Симона «Плане научных работ, необходимых для реорганизации общества» была выдвинута идея создания «социальной физики» - специальной научной дисциплины, базирующейся на наблюдениях и естественно-научных методах. В 1830-1842 гг. Конт опубликовал свое главное произведение - масштабный, в шести томах, «Курс позитивной философии» , в котором новую науку об обществе предложил назвать социологией.

Конт является основателем нового направления в науке – позитивизма . Позитивная социальная теория должна опираться на научные методы, которые бы позволили результаты одного исследователя перепроверить и подтвердить или опровергнуть, как это имеет место в естественнонаучных теориях. Отсюда он предложил использовать для анализа социальных явлений такие методы как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод.

Социологию Конт рассматривал в качестве завершающей части целостной системы позитивного знания, представленной в виде иерархии основных наук: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Конт полагал, что на каждой последующей ступени иерархии находится наука, чей предмет сложнее предмета предыдущей и чьи законы формулируются на основе законов, открытых на предыдущей ступени системы наук.

По аналогии с основными разделами тогдашней физики, которую Конт считал образцом точной науки, он подразделил социологию на два основных раздела: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика изучает структурные элементы социальной системы – семью, государство, религию, их взаимодействие, обеспечивающее общественное согласие и порядок. Социальная динамика исследует последовательность этапов, которые общество проходит в процессе социальных изменений и развития.

Задача новой науки – быть не просто средством описания и объяснения общества, а слу­жить инструментом формирования и поддержания нового социального порядка - промышленного общества. Социология должна объяснять, каким же образом возможен социальный порядок . Конт считал, что в обществе существует прогресс, который понимался им как развитие и упрочение в обществе социального порядка. Отсюда его знаменитый лозунг: «Прогресс ради порядка». Основной задачей социологии ученый видит прогнозирование социальных явлений .

Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Когда возникла социология?

Я думаю, что социология возникла, когда французский философ Огюст Конт ввёл понятие «социология», заменив им «социальную физику», и высказал мысль о законах статики и динамики, отражающих социальные процессы. Хотя конечно же изучением развития социальных процессов, поиском закономерностей в социальных процессах мудрейшие люди занимались с древних времён, но именно в XIX веке в связи с успехами науки в области естествознания социология оформилась как наука, именно в середине XIX века становилась всё более популярной идея о том, что наука способна найти решения социальных проблем с помощью почти математически-точных методов . Тогда и возник термин «социология», дабы отличить новую науку от «социальной физики» и других гуманитарных наук .

Социология как наука зародилась и оформилась в качестве научной дисциплины в XIX веке. Она вобрала в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществв и блаодаря применению конкретно-научных методов продвинула наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяютсся О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Огюст Конт (), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своём творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Именно эту науку он назвал социологией.

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус самостоятельной науки именно во времена Огюста Конта. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях - “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Поэтому я считаю, что основы современной науки социологии были заложены выдающимся французским учёным 19 века Огюстом Контом.