Способности и их развитие психология. Развитие способностей. Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Министерство образования и науки РФ

Амурский гуманитарный педагогический университет

Кафедра психологии и образования

«АмГПГУ»

«Развитие способностей у человека »

Выполнила:

Студентка ЮР-16а

Зимина Екатерина

Проверила:

Селезнева О.В.

Кандидат ПСХ наук

Доцент кафедры психологии и образования

Комсомольск-на-Амуре

Введение

1) Понятие личности в психологии

2) Способности

3) Темперамент

4) Характер

7) Мотивация

Список литературы.

Введение.

Что можно для того, чтобы улучшить качество своей жизни? И какое отношение к этому имеет развитие способностей человека?

Качество жизни определяется тем, что человек считает своими жизненными приоритетами. Тем, какую позицию он занимает: "пассажир" (большинство), "сам-себе-лодочник" (меньшинство) или "рулевой" (еще меньше). На самом деле, все эти роли для жизни общества необходимы. Так же, как и их соотношение.

Представьте, например, что будет, если "лодочники" станут большинством. Классическая ситуация, описанная Крыловым в басне про рака, лебедя и щуку. Реальным результатом была бы анархия или беспорядочная многопартийность вроде той, которую мы знаем по истории России периода 1916-1918 гг.

С другой стороны, "рулевой" - вовсе не сам-себе-лодочник. Первый, как правило, все-таки представляет интересы большинства (редкие исключения из этого правила зовутся пассионариями. Они-то и устраивают революции - не обязательно в реальной жизни, но хотя бы в умах). А сам-себе-лодочник - это человек, движущийся туда, куда надо именно ему. И не важно, по течению это или нет. Просто у него своя лодка.

Соответственно, чтобы улучшить качество своей жизни, "пассажиру" надо взять процесс в свои руки. Стать лодочником.

Должен ли "лодочник" становиться рулевым? А вот это как раз и необязательно. Можно просто обзавестись для своей лодки мотором.

Рулевого это тоже касается. Ему также нужен мотор: нечто, позволяющее двигаться быстро и качественно. Двигаться вместе со своими пассажирами в выбранном направлении.

Таким мотором является развитие способностей человека.

1. Понятие личности в психологии

Определение личности В широком плане личность человека является

интегральной целостью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез,

процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянии культуры и

структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он

участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников).

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупности черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижении поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты

структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на

психические состояния (например, пре отрицательных психических

состояний с помощью поло доминирующей мотивации) и познавательные

эмоции, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивации

в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессионально («гуманитарной» или «технической») и бытовой (что для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой,

интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а

становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование.

Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступления. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения

(темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей

адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся

социальным условиям.

2. Способности

Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладениями.

Существует целый ряд классификаций способностей:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически

обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их

базе, при наличии элементарного жизненно опыта через механизмы научного типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в

социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь

подразделяется на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,

точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие

успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к

логическому мышлению, и практические, лежащие в основе

склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,

усвоение человеком знаний, умений, навыков, форм и качеств личности, и

творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1

но, речь человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и

своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически

детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу (предпосылку)

формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денны (природные) и приобретенные (социальные).

Природа человеческих способностей

Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальны

способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на социально-культурной среды, созданной искусственно тру многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментам; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функционированные органы – прижизненно складывающиеся нервной системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивная, которая

обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемент творческого, и наоборот.

3. Темперамент

Понятие и типы темперамента Темперамент - совокупность

индивидуальных особенностей, характеристик динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого что их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенные типы:

1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения.

2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующий подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик - сильный тип темперамента, связанный с мед,

инертностью, устойчивостью в стремлениях и наст, слабым внешним

выражением эмоций, низким уровнем пси активности.

4. Меланхолик - слабый тип темперамента, которому свойственна

замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень

психической активности, легкая ранимость, склон глубоко переживать даже

незначительные события, преобладание отрицательных эмоций.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои

достоинства и недостатки. Достоинство холерика - в воз сосредоточения

значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работа выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Впечатлительность - свойство человека, характеризующее степень

воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и

силу ответной реакции на это воздействие.

4. Характер

Определение характера, его основных черт.

В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т. д.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), как раз и

выражающих различное отношение личности к от сторонам действительности. Третью подсистему составляют черты, которые

проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая под - это

совокупность отношений человека к вещам (аккурат - безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижении

поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, по и

др., а также противоположные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно

связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-

тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т. д..).

Типология характеров

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но

подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случай. Они в

совокупности представляют системы, четко различи по типам, что и

позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть

разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии

характера:

1. конституционные теории, связывающие особенности ха с внешним

видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2. акцентуальные теории, связывающие особенности характер его

акцентуацией - чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их

совокупностей, представляющей крайние вари психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонард, Личко и др.).

3. социальная типология характеров, в основе которой - отношение

человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).

Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.

Гипертимный тип - таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносит условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контакт,

немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкну образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.

Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада - по дистимному.

Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.

Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и

поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.

Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.

Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренней мир,

поэтому мало контактны, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя

перестроиться.

Садомазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в за от себя, приобретают над ними безграничную власть, при им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип сознательных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенностью

чувствительностью ко всему тому, что радует. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе

«Психологические типы.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизни проявлений

находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование).

Мыслители - экстра становятся государственными деятелями, адвокатами,

почет академиками и удачливыми антрепренерами.

У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие то считают.

Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди,

ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Ре оказывается мощная

сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное

наслаждение «реальной жизни», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.

Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во

внешнем мире то, что происходит «за сценой». Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следователь, другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей по внешнему влиянию. Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими пост. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой.

Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают

смеяться в пол. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть,

индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь воображать, что могло бы быть.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Та люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам.

Формирование характера. Личность и характер:

Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст 2-3 до 9-10 лет является сенситивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черты характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость.

Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступ видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.

Волевые черты характера развиваются и закрепляются в под возрасте,

а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней

юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.

5. Воля

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения

(деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних

препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в

самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие

непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его

исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами,

сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя

многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между ре и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы.

Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в

последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как

изначально активное, а самого человека наделенным способностью к

сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и

совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируруемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мо свои возможности для длительного преодоления трудно), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, осуществлению принятого решения), энергичность и др.

Это - первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие

большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе поз, чем первичные,

волевые качества: решительность (умение при и претворять в жизнь

быстрые, обоснованные и твердые ре), смелость (умение побороть

страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувствен сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества

следует рассматривать не только как волевые, но и как характерообразные.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нрав требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установлен­ном порядку), принципиальность, обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанность и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностях) и т. д.

Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт во действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом

волевом акте побуждение к действию (мотив) перехода в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, со плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течении долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, нравственных координат его личности. Более того, человек –это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим

влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - за, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский). Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывавать» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - несовершенство общества, плохих воспоминания, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

6. Эмоции

Виды и роль эмоций в жизни человека Под эмоциями понимают, с одной

стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окру действительности в форме непосредственных переживания приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой – лишь реакцию человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положи, связанные с

переживанием приятного, и отрицательны, когда переживается

неприятное.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Не авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений - это непосредственные переживания, сопровождаемые отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на: моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной

партии, к другим людям, к самому себе - любовь, ненависть и т. д.),

интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью -

сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни - чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральным (внутриорганическими) проявлениями.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие чело эмоции.

Амбивалентность - несогласованность, противоположность переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.). Апатия - вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающего жизни, ослабления побуждений. Депрессия - подавленное эффективно состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью ин деятельности и двигательных реакций. Настроение - сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций. Страсть - сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенства над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Стресс (эмоциональный) - эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) - угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчуствование в эмоциональный мир другого человека.

Теории эмоций Необходимо отметить, что число психологических теорий

эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связан с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается

многочисленными физиологическими изменениями. Эволюционная теория (Ч. Дарвин, исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса - К. Ланге,

развивающей эволюцию теорию.

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого были предложены новые концепции эмоций.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из того, что

положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяют в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находят в консонансе (соответствии) с намеченными.

Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами.

По существу, когнитивистикой является и информационная концепция,

предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя их которой сила и качество возникшей у эмоции в конечном итоге

определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

Эмоции и личность Эмоции теснейшим образом связаны с личностью,

неотделимы от нее. Эмоции прежде всего отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга

эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, до сценических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие - в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства

развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое

развитие связано:

а) с включением в эму сферу человека новых

объектов;

б) с повышением уровнем сознательного волевого управления и

контроля своих чувств;

в) с постепенным включением в нравственную регуляцию

более высоко нравственных ценностей (совести, долга, ответственности,

поря и т. д.).

7. Мотивация

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденной системой потребностей человека и с разной

степенью осознания либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения

по актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фа совершения

поступка, и поведенческий акт нередко завершает не по первоначальной, а по

преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначают как минимум два психических явления:

1) совокупность по, вызывающих активность индивида и определяющую ее. активность, то есть система факторов,

детерминирующих поведение;

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристик процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую

активность на определенном уровне.

Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта - все это требует мотивационного объяснения.

Мотивация и деятельность В современной психологической литературе

существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектов межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее:

а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей;

б) процесс каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;

в) склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Не вдаваясь в подробности этой теории, необходимо отметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива до успехов, результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом, и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в де не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельно и тревожности.

Психологическими исследованиями установлено, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожности, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия «личной тревожности», а от силы «ситуационной тревожности», эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оценки ситуации.

У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожности, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи ас в сознании индивида с

отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и при усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально- положительной стимуляции деятельности.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся

чертами личности человека. К таким чертам прежде все можно отнести уже

рассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в

различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи -

относительно устойчивое стремление человека избе неудач в жизненных

ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля -характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интервальный локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), мак успех в том или ином виде деятельности (общения), который рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это - мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют от личности к людям. Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-поло добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву

аффилиация выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни

быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти -

стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать,

управлять и распоряжаться ими. Альтруизм -стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, анти - эгоизм как стремление

удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересов других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий,

связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызываю сожаление и угрызения совести.

В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на

фрустрацию - психическое состояние человека, вы объективно

непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).

Список литературы:

1. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова-М. : Просвещение, 1981.

2. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.

3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1977.

4. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.:

Просвещение, 1986,

5. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. С 223-226.

6. Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. - М., 1976.

7. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения.- М.: Наука, 1995.

8. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974.

9. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.

10. Психология индивидуальных различий / под редакцией Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. - М., 1982.

11. Познавательные процессы и способности в обучении / под редакцией

Шадрикова В.Д. - М.: Просвещение, 1990.

12.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.

13.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.

14.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1960.

15.Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972.

16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.

17. Способности и склонности / под редакцией Голубевой Э.А. - М..

Человеку от рождения дается некий потенциал, набор качеств, развивая которые можно добиться успеха и самореализации – так можно ответить на вопрос: что такое способности. Иногда людям сложно понять к чему у них склонности, в чем они могли бы преуспеть, тогда поиски себя затягиваются на годы.

Способности человека

Задатки и способности являются психологическими свойствами личности, без которых человек не сможет осуществлять успешную деятельность и реализовать себя. Способности – это не только знания и навыки, но и те психические процессы, проявляющиеся в глубине, прочности овладения знаниями и умении пользоваться ими. Условиями развития способностей являются природные задатки личности.

Какие бывают способности?

Существует несколько классификаций способностей по их развитию, специализации, направленности. В целом, виды способностей человека можно разделить на 2 группы:

  1. Естественные – биологически обусловлены, развиваются из определенных природных задатков и склонностей (творческие, музыкальные).
  2. Специфические – формируются через взаимодействие с социумом (учебные, коммуникативные, интеллектуальные).

Творческие способности

Творчество – неотъемлемая часть жизни человека, без которой интеллектуальное и духовное развитие не развернулись в полной мере. Развитие творческих способностей важно начинать с самого раннего возраста. Дж. Гилфорд – американский психолог провел несколько исследований, в ходе которых выявилось, что личности с высоким творческим потенциалом обладают дивергентным мышлением, проявляют себя следующим образом:

  • при возникновении проблем не фиксируются на каком-то одном решении или выходе, а в уме возникает «веер» вариантов;
  • способны к комбинированию уже известных элементов, предметов и использованию их в необычном образе, качестве и действие, тогда как остальные люди используют предметы традиционным способом;
  • проводят параллели и видят связи между разными дисциплинами;
  • новые знания умеют встраивать в имеющийся опыт;
  • свободно генерируют идеи.

Коммуникативные способности

Классификация способностей, необходимых к развитию как важных и первостепенных включает в себя коммуникативные способности – навыки и умения эффективного взаимодействия между людьми с помощью слов, мимики, жестов. Без навыков коммуникации сложно добиться успеха во многих профессиях. Коммуникативные способности подразделяются на несколько видов:

  1. Аффективно-коммуникативные – к ним относиться способность к эмпатии, чувствование эмоционального состояния других людей и правильное реагирование. Проявление уважения.
  2. Регуляционно-коммуникативные – стремление и способность к избеганию конфликтных ситуаций, а при возникновении их умение «разрулить». Этот вид способностей отвечает за адекватное оценивание ситуации и умение просить помощь и самому помогать людям, оказавшимся в сложных ситуациях.
  3. Информационно-коммуникативные – навыки поддержания беседы, привлечения внимания собеседника, умение доносить информацию до других используя вербальные и невербальные средства общения.

Умственные способности

Умственные или интеллектуальные способности тесно связаны с интеллектом человека и относятся к когнитивных процессам, характеризуются стремлением человека к познанию, гибкой адаптации в неожиданно возникших ситуациях, умению решать жизненные задачи различной сложности, ставить цели и достигать их. К умственным способностям относятся:

  • мышление;
  • воображение;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Для измерения интеллектуальных способностей существует много тестов, выявления IQ, отражающие скорость и некоторые параметры мышления, но в целом ни один тест не может полностью измерить весь потенциал умственных способностей, потому как все индивидуально: у кого-то способность быстро решать математические задачи, у другого литературный талант или иностранные языки даются очень легко. Развитие интеллектуальных способностей помогает человеку долго оставаться деятельным и продуктивным, отодвигая старость. Занятия, помогающие развивать ум:

  • любой вид рукоделия;
  • наличие хобби;
  • изучение иностранных языков;
  • решение задач на логику;
  • анализ и критика поступающей информации;
  • умеренная физическая нагрузка, которая приносит удовольствие;
  • чтение познавательной литературы.

Музыкальные способности

Что такое музыкальные способности, даются ли они от рождения и если нет, можно ли их развивать? Людей обладающих от рождения способностями к музыке называют музыкально-одаренными, или с талантом музыканта, они обладают задатками: особенности в строении гортани, кистей рук, чувствительность слухового анализатора, эмоциональная реактивность, также есть те, кто обладают музыкальностью и таких людей больше. Музыкальность можно развивать.

Виды способностей в психологии, относящиеся к музыкальным по классификации В. Остроменского можно разделить на:

  • эмоционально-познавательные (ладовое чувство – любовь и интерес к музыке, способность выразить себя через музыку с помощью движения, пения или сочинения;
  • рационально-познавательные (основы построения музыки, волевые качества, владение исполнительными средствами);
  • специальные (способности к какому-либо виду инструмента, жанру, исполнению или сочинению музыки).

Ораторские способности

Психологическое понятие о способностях к ораторскому мастерству заключается в наличии природных или естественных задатках к красноречию – эмоциональному и чувственному выражению через слова. Ораторские способности доведенные до мастерства, оказывают очень сильное влияние на людей. Успешный оратор – это лидер, сильная, харизматичная личность, которая с помощью слова может вести за собой массы. Потребность в развитии ораторских способностей возникает у людей имеющих что сказать и испытывающих сильное желание выразить это людям, быть услышанным.

Развитие ораторских способностей – это многогранный процесс, включающий в себя

  • развитие харизмы;
  • определенных психологических качеств (успешность, вера в себя, высокая самооценка, психическая устойчивость);
  • работа с речью (упражнения для голосовых связок, дикции);
  • дыхательные техники.

Организаторские способности

В современном мире люди с высокой самоорганизацией и умением руководить очень ценны – управленческий процесс это сложный механизм, необходимый для успешности организации. Организационные способности проявляются в детстве, когда ребенок стремиться к самостоятельности, проявляет себя как лидер, в школе такие дети не боятся брать на себя ответственность, участвуют в различных социальных мероприятиях, становятся старостами. Что такое способности к организации в действии:

  • грамотное планирование собственной деятельности;
  • умение правильно ставить цели и задачи для себя и сотрудников;
  • делегирование полномочий;
  • быстрое ориентирование в сложных ситуациях и принятие решения;
  • создание согласованного структурированного процесса из хаоса (координационные способности)

Как развиваются способности человека?

Разные виды способностей человека надо развивать с детства. Ребенок приходит с определенного рода задатками и главная цель родителей увидеть к чему склонен их малыш и помочь развить его потенциал. В дальнейшем, образовательная среда тоже способствует раскрытию одаренности, талантов ребенка – это напрямую зависит от умения преподавателя раскрыть свой предмет для учеников и увидеть среди них имеющих задатки к этому предмету, затем обсудить это с родителями.

Уровни развития способностей

Психологи выделяют следующие уровни развития способностей человека:

  1. Начальный (первичный) – с рождения до 6 лет. Развитие органических структур мозга, отвечающих за конкретные способности. Получение информации из внешнего мира способствует подготовке «почвы» или формированию «зон способностей» в мозге.
  2. Вторичный – начинается со школьного возраста. Развиваются специальные способности, связанные с предметной школьной деятельностью. Творчество – одно из самых важных пусковых механизмов для развития способностей. Развитие идет от малого, затем постепенно задачи усложняются. Если перед ребенком сразу начинать ставить сложные задачи, даже в той деятельности, где его способности развиваются, может привести к остановке развития из-за страха ошибки, провала.

Необычные способности человека

Люди с необычными способностями существовали всегда и в древние века могли отправиться на костер святой инквизиции, как ведьмы и колдуны. Природа любит разнообразие, поэтому наделяет каждого человека чем-то особенным, часто, когда ребенок рождается слепым или глухонемым, отнимая одно, природа дает другой дар, например – эхолокацию, которая присуща в основном животным, и помогает ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать и «видеть» звуки. Другие необычные способности человека:

  • савантизм – «островок гениальности», часто у людей аутистов представлен в виде феноменальной памяти;
  • гипертимезия – человек помнит все, что он увидел, услышал до мельчайших подробностей;
  • магниторецепция – люди с природным GPS-навигатором, ориентируются в магнитном поле Земли, происходит это благодаря наличию в организме особого белка криптохрома;
  • экстрасенсорные – не поддающиеся объяснению наукой, способности относящиеся к эзотерике.

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность - индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей - это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности - понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

Репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

Творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Способность;

Одаренность;

Гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность - второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

Художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

Общая - интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

Творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

Социальная, обеспечивающая высокий выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

Практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант - высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность - самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность - высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

- «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

- «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

- «Вербальная фантазия» - определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

- «Запомни и расставь точки» - диагностика объема внимания.

- «Компасы» - изучение особенностей

- «Анаграммы» - определение комбинаторных способностей.

- «Аналитические математические способности» - выявление аналогичных склонностей.

- «Способности» - выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

- «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

- «Ваш творческий потенциал» - диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата - это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Сегодня, на этой странице блога пойдет речь о том, как происходит развитие способностей личности человека , и что необходимо для их развития у детей.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога , желаю Вам психического здоровья.

Все знают, что для достижения успехов в любом виде деятельности необходимы способности личности, сегодня мы рассмотрим как происходит их развитие у человека

Ни к чему неспособных людей не бывает. Необходимо лишь помочь человеку найти призвание , его возможности, раскрыть и развить его способности личности .


Любой психологически нормальный ребенок имеет необходимые для обучения общие способности человека , и кроме этого, он может развиваться в определенном виде деятельности (специальные способности личности).

Развитие способностей личности человека происходит в деятельности

(Т.е. то, чем ребенок занимается: музыка, математика, рисование, спорт, техника и т.п.), словом, если ребенок ничего не делает, то о развитии способностей не стоит и говорить.

Но сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия.

1) деятельность должна вызывать у ребенка сильные и постоянные положительные эмоции, приносить радость.

Ребенок должен испытывать чувство приятного удовлетворения от своей работы, тогда у него возникнет стремление по собственному желанию, без принуждения делать ее, что, конечно же, прямо участвует в развитии способностей его личности.

Активная заинтересованность, желание выполнить работу лучше, а не для проформы, безразличное (а еще хуже – отрицательное) отношение к ней – это необходимое условие развития способностей личности ребенка.

В связи с тем, что развитие способностей личности человека может быть только в сочетании с искренним интересом и непреходящими склонностями то, соответственно, родителям и воспитателям (учителям) необходимо активировать интересы детей.


Если ребенка по-настоящему заинтересовать каким-либо работой (учебой), то очень скоро (часто неожиданно для других) эти интересы и склонности всецело захватывают ребенка, что в свою очередь положительно отражается на развитии способностей человека.

2 ) Очень важно для развития способностей, чтобы деятельность ребенка была по возможности творческой . К примеру, для развития литературных способностей полезно постоянно упражняться в написании собственных, пусть небольших, произведений и их последующего разбора.

Так же большую роль в развитии способностей личности играют различные кружки и секции.

Родители зачастую допускают ошибку в виде проекции собственных (зачастую неудавшихся в жизни) желаний на ребенка (например, родитель хотел стать пианистом, но, по каким либо причинам – не вышло, и он всеми силами заставляет заниматься музыкой своего ребенка), что крайне нежелательно.

Кружки и секции, если сразу не удается выявить склонности, нужно, по возможности, разнообразить, обращая внимание на интерес ребенка.

3) Так же, для развития способностей личности ребенка, очень важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.
Те дети, которые уже определились со своими способностями, нуждаются во все более усложняющихся заданиях.

Развивая способности личности, нужно воспитывать у детей требовательность к себе, настойчивость в преодолении трудностей, умение критически отнестись к себе. Очень важно, для их развития, формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Ни в коим случае нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями ребенка, захваливать и противопоставлять их другим детям.

И, конечно же, возникает справедливый вопрос, как сделать в реальности все, что описано выше для развития способностей личности. Ответ и прост и сложен одновременно.

Для развития способностей личности человека необходимо: самое главное это искренне интересоваться своим ребенком, заниматься с ним, вместе выполнять какую либо работу, задание, уделять как можно больше времени своему чаду.

Необходимо разобраться в его психофизиологических особенностях, что очень необходимо при выборе вида деятельности человека. (тест: личность ребенка) Любовь и доверительные отношения между родителем и ребенком. (родители и дети) Вот, пожалуй, основные требования для развития способностей личности ребенка, да и вообще для развития личности.

Являющиеся условием успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Обоснованием наличия способностей служат быстрота овладения деятельностью, качество достижений и стойкое желание заниматься дальше. Высшая степень развития способностей талантом.Психологи выделяют следующие виды способностей:
1)учебные (обеспечивающие усвоение знаний, умений и навыков) и творческие (позволяющие создать новый, оригинальный продукт деятельности);
2)общие (универсальные для всех деятельности) и специальные (необходимые для успешного выполнения конкретного вида).Специальные способности в свою очередь делятся на частные, каждая из которых базируется на своих умственных операциях. Математические способности , например, опираются на математическую память, логическое , быструю переключаемость. Конструктивно-технические способности требуют развитого технического, . Музыкальные способности развиваются при наличии музыкального слуха, памяти, чувства ритма. В основе литературных способностей лежит наблюдательность, эмоциональность, образная память, выразительность речи. Художественно-изобразительные способности проявляются в чувстве пропорций, соотношений, видении света и т.д.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки. Они на определенных возрастных отрезках, и надо знать это время, чтобы не упустить благоприятный момент. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые располагают к развитию определенных способностей. Возрастные отрезки, в которые есть смысл развивать те или иные способности , сензитивными периодами. Например, начинать совепшенствовать музыкальные способности нужно с 2 до 6 лет, ведь именно тогда формируется чувство ритма и звуковысотный слух.Заниматься развитием способностей надо, начиная с раннего детства, занимая доступной для его возраста деятельностью, чтобы процесс шел равномерно и естественно. Так, в детском саду малыши уже учатся лепить, рисовать, петь, узнавать мелодии, конструировать.
В младшем школьном возрасте появляется больше возможностей для всестороннего развития личности: можно выбирать кружки, секции, творческие и учебные центры. При этом надо помнить, что развивать способности в какой-то одной области мало. Следует вести развитие в нескольких направлениях, чтобы оно не было однобоким.

На занятиях по каждому виду деятельности предполагаются определенные способы работы по развитию необходимых умений. Методики обучения музыке, рисованию, технологии, различным видам спорта имеют свой арсенал приемов.
Для развития музыкального слуха, например, используются такие упражнения: пропеть звук, сыгранный на инструменте; определить интервал на слух; простучать ритмический ; проиграть один из голосов полифонического произведения.
Логическое мышление упражняют путем операций с понятиями (обобщение, анализ, сопоставление и т.д.). Задания: найди лишнее слово в группе (муравей, муха, стрекоза, пчела, комар, галка); на соотношение части и целого (кухня, шкаф, посуда, крышка); обобщение, подбор общего понятия для ряда частных (дождь, снег, град = осадки).
Для развития двигательных навыков, ловкости, гибкости, координации движений используются подвижные игры, отдельные гимнастические упражнения (кувырки, стойки и т.п.).