Способы выявления причины психологической проблемы. Как найти причину любой психологической проблемы. Психологическое консультирование – самый продуктивный вид общения

Какими бывают психологические проблемы? Каковы существуют пути решения психологических проблем?

Психологической проблемой является внутренняя проблема человека, связанная с его картой мира, системой ценностей, потребностями, межличностными отношениями и т.п.

Несмотря на то, что психологические проблемы трудно делить на подвиды, поскольку любой внутренний конфликт имеет тенденцию к распространению на другие сферы, так семейные проблемы становятся личностными, а личностные превращаются в душевные, но мы все-таки постараемся классифицировать их.

– это проблемы, связанные с биологической сущностью человека – неконтролируемые страхи, тревожность, недовольство собой, своими физическими данными, переживания по поводу возраста, проблемы в сексуальной сфере и т.п.

Субъектные психологические проблемы – это проблемы, связанные с необходимостью выполнения какой-либо деятельности:недостаток умений, знаний, навыков или воли, знаний, недостаточный уровень способностей или интеллекта, нехватка энергии, иррациональность и т.п.Субъектные психологические проблемы очень часто маскируются под проблемы иного рода.Мало кто способен признать, скажем, что он глуп, вместо этого человек пытается найти проблему в межличностных отношениях, полагая, что люди относятся к нему предвзято или строят против него интриги.

– это проблемы, связанные с положением человека в социуме: комплекс неполноценности, нехватка статуса, сложности с имиджем, проблемы, имеющие отношение к общению с коллегами, членами семьи, друзьями, партнерами, любые ролевые проблемы.

Индивидуальностные проблемы – этопроблемы, связанные с достижением долгосрочных целей, самореализацией:экзистенциальные страхи, ощущение бессмысленности бытия, переживания нехватки времени, переживание непреодолимых препятствий, потеря самоуважения, внезапные кризисы, проблемы на работе и т.д.

Почему-то в нашей стране принято решать психологические проблемы самостоятельно, без помощи специалиста. Обращение к психотерапевту за помощью многие люди считают слабостью, и даже осмеивают ее. Мы чиним бытовые приборы у мастера, а душевные проблемы доверяем друзьям или родственникам, которые, к сожалению, далеко не всегда могут помочь.

Если на вашем жизненном пути возникло препятствие в виде психологической проблемы, мешающей вам жить, и вы не можете найти самостоятельно ключ к ее решению, не пытайтесь отложить проблему «на потом» или забыть, обратитесь за помощью к специалисту, ведь он не понаслышке знает, как запустить те механизмы, которые помогут справиться со многими психологическими проблемами.

Что собой представляет психоаналитическая терапия?

– это старейшая из существующих ныне техник психотерапевтической работы. Целью психоаналитической терапии является получение клиентом более глубокого понимания своих чувств, желаний, движущих мотивов, получение большей уверенности в себе и своих силах, достижение целостности личности, через опыт опробования взаимоотношений в безопасных условиях.

Следует различать психоанализ и психотерапию. Психоанализ предполагает частые встречи с аналитиком (4-5 раз в неделю), глубокую работу по изучению «лабиринтов» души клиента, использование кушетки. Психотерапия же направлена на более конкретные цели, частота встреч может варьировать от 2 раз в неделю до 1 раза в месяц. Во время психотерапии, терапевт и клиент, как правило, сидят лицом друг к другу, а уровень проработки проблемы не такой глубокий, как при психоанализе.

Какие психологические проблемы могут решиться с помощью психоаналитической терапии?

В ходе психоаналитической терапии пациент может разрешить следующие психологические проблемы: неуверенность в своих силах, тоска, одиночество, хроническое «невезение», невозможность построить дружеские или любовные отношения, навязчивые страхи, сложные внутренние переживания, соматические заболевания, возникающие на нервной почве, зависимости. Если говорить на медицинском языке, то работа психотерапевта – это, прежде всего, лечение неврозов, депрессии, психосоматических заболеваний и сексуальных расстройств.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! я хочу помочь другу разобраться с его проблемой, потому что он сам не хочет обращаться за помощью к профессионалам. у него случилась такая ситуация. Малознакомая девушка соблазнила его и уговорила не предохраняться, у них случился половой акт, после чего уже в течение месяца та девушка убеждает молодого человека что она беременна, но при этом она не хочет пойти вместе с ним к врачу чтобы сдать анализы на ХГЧ или хотя бы пройти тест при нем, чтоб он сразу посмотрел результат. Она убеждает его, что тест показа 2 полоски, но никаких доказательств не дает, всё время говорит это или в переписке в интернете или по телефону. А теперь я расскажу немного об этой девушке. Она живет одна, ей 20 лет, не учится, не работает, живёт то ли в ПГТ то ли в селе, судя по ее рассказам тому мч, она очень хочет ребенка, НО мы с другим моим другом практически уверены, что у неё проблемы с психикой или она просто-напросто издевается. Она врёт, что не может пойти сдать кровь из вены, потому что пришел к ней бывший парень и побил ее и у неё синяки, в то время как её близкая подруга говорит, что ее парень действительно приходил, но они сидели и пили чай. Также, эта девушка писала прощальные смс всем подругам и друзьям, говорила что собирается покончить с собой. Она не соглашается даже за деньги поехать с моим другом в больницу чтобы доказать факт беременности. Он студент, весь на нервах, ходит сам не свой. Скажите, пожалуйста, может ли быть так, что у неё дефицит внимания? может ей просто доставляет удовольствие издеваться на ним? Ведь она постоянно делает всё, чтобы он начал обращать на неё внимание, пишет ему, что мол всё, не пиши мне больше, а потом снова пишет ему про беременность. Говорит что поедет с ним в больницу, а потом в последний момент всё отменяет. Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации, мне кажется, что у нее психологические проблемы. Спасибо.

Сейчас в интернете в свободном доступе есть огромное количество литературы, изучение которой может реально помочь в разрешении многих проблем и изменении себя. Это и книги, и учебные пособия, и даже целые учебные курсы, рассчитанные для самостоятельного прохождения, которые могут дать ответы на многие вопросы. Нужно найти направление самопомощи, которое наиболее близко для конкретного человека.


К популярным авторам, предлагающим помощь для решения разного рода проблем можно отнести Луизу Хей, Лиз Бурбо, Сергея Ковалева, Джона Кехо, Владимира Леви, Валерия Синельникова и многих других. Каждый автор предлагает свой взгляд на причины сложностей во всех сферах жизни и дает способы их разрешения. Нужно лишь приложить усилия для их изучения.

Аудио и видео лекции

Наравне с книгами в сети есть возможность получить уникальную информацию через аудио и . Лекции, семинары и тренинги выставляются на сайтах многих организаций, занимающихся консультированием, психологической и духовной помощью. Их изучение также способно помочь разобраться в себе и разрешить разнообразные личные сложности. Это лекции и семинары Олега Торсунова, Руслана Нарушевича, Сергея Лазарева, Ольги Валяевой, Андрея Курпатова и т.д.

Просмотр воодушевляющих фильмов.

Воодушевляющие фильмы рассказывают о пути героя в полном смысле этого слова и через это настраивают на успех, учат преодолению сложных ситуаций, мотивируют на движение вперед. Если ввести в поисковые системы: «воодушевляющие фильмы» - вы получите ссылки на сайты и форумы со списком подобных фильмов.

Духовная помощь

Помощь другим

Такой способ, как помощь другим меняет мышление человека и позволяет избавиться от позиции жертвы. Если вы даже в своей сложной ситуации находите силы и возможность помочь тем, кому еще сложнее, то и ваши успехи окажутся более значительными.


Как мы только что увидели, есть много доступных способов не оставаться наедине со своей проблемой и начать совершать реальные шаги по ее разрешению даже при отсутствии денег на психологическую консультацию.

Совет 2: Психологические тренинги. Не только польза, но и вред?

Различные психологические тренинги в последнее время получили популярность. Некоторые люди считают необходимым развиваться как личность и уделять время и силы своему духовному росту. Однако не все индивиды находят верный путь самосовершенствования.

Среди психологических тренингов есть хорошие, бесполезные и даже опасные для человека. Прежде чем отправиться осваивать какую-либо программу личного развития, узнайте больше о тренере, отзывах и результатах. Иначе рискуете попасть к непрофессионалам.

Шоковая терапия

Во время посещения некоторых тренингов есть опасность, что участники получат сильнейший стресс. Порой тренеры не совсем разбираются в предмете занятия, но это их не смущает. Обладая поверхностными знаниями по и разработав определенную модель поведения, они учат ей других людей, не обращая внимания на их индивидуальные особенности.

В результате участники получают настоящий шок. Ведущий тренинга заставляет их не просто выходить из зоны комфорта, но и по-настоящему переступать через себя. Из-за таких действий страдает психика членов аудитории.

Важно понимать, что практически невозможно применить какую-то универсальную модель поведения для всех людей. У них разные характеры, проблемы и принципы. Очень сложно провести мастер- по личностному росту одновременно для нескольких человек.

Однозначного ответа на такие важные вопросы, как стать успешным, как выйти замуж, как стать увереннее, просто нет.

Некоторые тренеры, не являясь профессиональными психологами, стараются удержать свой авторитет перед аудиторией. Чтобы подняться в глазах людей, пришедших на их занятие, они самоутверждаются, выбирая жертв из зала и подавляя их волю.

Подопытные обычно сопротивляются слабо, так как слепо доверяют ведущему и считают, что эти неприятные манипуляции являются частью терапии. Выбранные участники получают сильный удар по самооценке и психике. Однако главная цель тренера достигнута - нужный эффект получен.

Обманутые ожидания

Если от психологического тренинга не получен вред, это не значит, что он был полезен для участника. Порой люди просто выбрасывают деньги на ветер, покупая билеты на очередной тренинг.

Некоторые люди идут на занятия по личностному росту с большими ожиданиями. Возможно, из-за отчаяния, они считают, что тренер поможет им измениться за один день, а потом они смогут полностью перевернуть собственную жизнь.

Увы, работа над собой - это долгий процесс. Это вопрос не пары дней и даже не одного месяца. Чтобы избавиться от комплексов, решить личные проблемы, найти правильную модель поведения, разрешить сложный конфликт, требуется несколько визитов к психотерапевту.

Стоит заметить, что речь идет об индивидуальных занятиях. Только так можно достигнуть реального эффекта. А занимаясь несколько часов или даже пару-тройку дней вместе с большой группой, практически невозможно измениться.

Сразу после тренинга люди могут чувствовать душевный подъем, эйфорию. Они выговорились, встретили единомышленников или товарищей по несчастью, они не одиноки. Это состояние некоторые участники занятий ошибочно принимают за начинающиеся изменения. Они думают, что стали сильнее, увереннее, мудрее.

Однако спустя несколько дней, столкнувшись пару раз со своей проблемой в реальной жизни, они понимают, что не получили нужные навыки и не знают, как действовать в той или иной ситуации.

Дело в том, что некоторые тренеры могут смотреть на тему тренинга только с одной стороны и разрабатывают обучение, опираясь на собственный опыт.

Дипломированные и практикующие психологи знают, что невозможно проработать проблему с аудиторией за одно занятие. Поэтому они редко берутся за разработку и проведение тренинга. А вот любители считают себя довольно компетентными в данном вопросе и с удовольствием делятся своей «мудростью».

Поэтому, выбирая тренинг по личностному росту, обратите внимание на несколько вещей. Во-первых, подумайте, соответствует ли сложности темы то количество времени, которое выделяет на нее тренер. Слишком громкие обещания невероятных результатов после тренинга вас должны насторожить.

Во-вторых, соберите информацию о ведущем занятия и о центре, в котором он преподает. В-третьих, ознакомьтесь с отзывами тех, кто уже побывал на данном тренинге в качестве участников. Узнайте, какие методы практикует тренер при работе с аудиторией. Если они слишком жесткие, смело отбрасывайте предложение в сторону. Записывайтесь на тренинг только тогда, когда вас совершенно ничего не смущает.

Сегодня появляется все больше программ обучения, которые проходят в виде тренингов. Это отличная возможность узнать что-то новое, измениться и трансформировать свою жизнь. Но в зависимости от темы, результат может быть разным.

Инструкция

Психологический тренинг всегда имеет определенную тему. Кто-то приходит для духовного развития, кто-то для получения материального благополучия, а некоторые хотят открыть женственность в большей мере. Вариантов семинаров может быть много, одни люди опираются на классическую психологию, другие привлекают эзотерические упражнения. Но важно не то, как это все работает, а результативность методов.

Обычно психологические тренинги подразумевают работу в коллективе. Это может быть огромный зал и небольшая группа, для каждого предложенного тренера есть оптимальные формы работы. Но важно поинтересоваться, а будет ли возможность задать свои вопросы, проработать конкретные обстоятельства. Послушать, записать можно все, человеку же хочется решить свои проблемы, и это важная цель для того, кто идет на подобное мероприятие.

Тренинги помогают человеку, когда он готов воспринимать информацию. Видение мастера может значительно отличатся от того, что думают пришедшие. Он будет аргументировать позицию, приводить . Но если слушатель отказывается воспринимать, эффекта не будет. Важно идти на мероприятие открытым для новых знаний. Это не значит, что нужно принимать все, не подвергая сомнению, но необходимо слушать и слышать, а только потом пропускать через свою призму.

Семинар - это не панацея от всех проблем. Посещение одного мероприятия не гарантирует, что все сложности решаться. Обычно приходится и после мероприятия очень долго работать, чтобы получить максимум. Часть знаний будет забываться, поэтому придется пересматривать записи, а так же следовать инструкциям, что дал ведущий. Тренинг - это работа и в процессе и потом.

Любой психологический тренинг работает тогда, когда человек готов к работе. Очень часто бывает, что очень хочется изменить какие-то обстоятельства в жизни, но при этом не менять ничего больше. Но трансформация обычно затрагивает все сферы, а не отдельные аспекты. И когда пришедший на семинар это понимает, он может сам отказаться от реализации. Это частая ситуация, когда люди решают, что не готовы работать над своими проблемами.

Не нужно ждать, что на семинаре все сделают за вас. Если человек думает, что тренинг - это помощь ему, но без участия его самого, он не получит желаемого. Обычно ведущий дает инструменты, учит ими пользоваться, помогает советами, но идет сам человек. За него никто и ничего не делает. Он становится сам творцом своей работы, а обстоятельства лишь помогают. И если вы ищите волшебника, который сделает все за вас, то не стоит идти на обучение.

Видео по теме

К психологам обращаются с разными вопросами. Все их можно отнести к одной из категорий: простые, средние, сложные, очень сложные.

Иногда мы сталкиваемся со сложными ситуациями по жизни и задаемся вопросу, а не пойти ли нам к ? Прикидываем, сколько придется отдать денег, а стоит ли оно того? А может быть, мы и сами справимся? Или само собой разрешится? Такие вопросы появляются перед принятием решения обратиться к психологу. Тем более что иногда мы действительно сами справляемся, а некоторые ситуации разрешаются без нашего участия.
Так нужна ли нам помощь со стороны?

Для начала нужно понимать, что психика человека не является простым и понятным инструментом. Иногда под простой, на первый взгляд проблемой, скрываются достаточно сложные и трудно поддающиеся проработке причины, без изменения которых не уходит и сама проблема. Также возможна и обратная ситуация, когда серьезное затруднение в жизни разрешается с помощью осознания простого анализа возможных вариантов действия.

Как понять, какие проблемы требуют более глубокой, а значит трудоемкой проработки, а какие требуют меньших усилий.

1. Проблемы, легко поддающиеся коррекции и воздействию.

Начнем с простого. В чем же нам точно поможет практически любой грамотный психолог?
Все свежие, недавно появившиеся сложности и трудности во взаимоотношениях, как правило, требуют просто поддержки и некоторых взвешенных решений, помощь в их поиске или просто помощи в адаптации. Появилась ли новое непростое обстоятельство или новый поворот в благополучных до этого ситуациях или отношений – добро пожаловать к психологу. Велика вероятность, что после 1-5 встреч вы выйдете из кабинета окрыленные вашими открытиями, с готовностью жить полной жизнью и с энтузиазмом решать жизненные головоломки, казавшиеся ранее проблемами.

Нужно подчеркнуть дополнение: «в благополучных до этого ситуациях или отношениях». Если отношения непростые и это длится долго, то ситуация относится уже к другой категории проблем.

2. Психологические сложности и затруднения, требующие некоторых усилий для их разрешения.

Например, это более сложные, запутанные отношения, в которых клиенту придется осознать кое-что в себе, принять некоторые решения, в том числе непростые, признаться в своих не всегда очевидных мотивах и стремлениях. Также, возможно, придется приложить усилия в направлении гармонизации отношений, в чем-то ограничить себя и т.д.

Также в эту категорию попадут и вопросы и гармонизации своего психологического состояния. Для этого тоже необходимы некоторые усилия, поиск информации, выполнение каких-либо упражнений и некоторый анализ, и понимание себя.

Достижение целей, анализ мешающих препятствий, выработка стратегий ее достижения – все это вполне возможно реализовать с помощью психолога, если приложить усилия и потратить некоторое время.

3. Сложные проблемы, требующие глубокой проработки и серьезных усилий.

Иногда достаточно сложно с самого начала определить, к какой категории относится та или иная проблема. Одним из способов такого определения являются практические усилия по ее преодолению. Если вы приложили достаточно усилий для разрешения какой-либо сложности и многие в вашей ситуации уже добились результата – возможно, именно ваша ситуация попала в категорию достаточно ощутимых по весу психологических сложностей и затруднений.

Это могут быть и длительные проблемные отношения, зависимости и , негативные эмоциональные реакции, не поддающиеся изменению разными способами, и многое, многое другое.

В этих проблемах поможет уже не любой психолог, а действительно хороший специалист, имеющий опыт подобной помощи.

В данных случаях, причины могут уходить глубоко в подсознание человека и требовать глубинной проработки. Бывают негативные эмоциональные реакции, которые возникают в очень раннем возрасте, в период внутриутробного развития, непосредственно в момент появления на свет.

Часто причиной проблемной ситуации оказывается обстоятельство в роду человека. Так, Берт Хеллингер напрямую связывает некоторые случаи депрессий современных немцев с жестокими поступками их отцов и дедов в нацистской Германии.

Глубинные причины, скрытые в психике человека могут прорабатываться довольно долго и непросто. Но и с ними можно разобраться, приложив уже достаточно большие усилия, как со стороны клиента, так и психотерапевта.

Иногда такие сложные проблемы требуют мудрости, глубокого понимания или другой жизненной позиции. Очевидно, что это приходит со временем, иногда в течение многих лет. И нет никаких оснований ждать таких серьезных изменений за месяц или два.
Мудрость и зрелая жизненная позиция вызревают.

4. Проблемы, практически не поддающиеся психологической коррекции и воздействию.

И наконец, мы коснемся того, с чем вряд ли справится психолог, конечно, если он не является гением, таким, как, например, Милтон Эриксон.

Сюда отнесем все глубинные проблемы, вызванные негативными чертами характера, которые проявляются почти всю жизнь клиента, считаются им неотъемлемой частью его личности.

Например, сильный пессимизм, глубокое ощущение своей никчемности или ущемленности. Сильные обиды на жизнь. У таких людей множество неразрешимых проблем во всех сферах жизни. Иногда кажется, что такие люди пришли сюда специально, чтобы страдать. Если рядом и оказывается человек, готовый протянуть руку помощи, иногда и просто , то все его попытки отвергаются. Такой «клиент» находит в своем безвыходном положении некую защиту и будет сопротивляться до последнего, чтобы не дай бог у него не произошло хотя бы незначительное облегчение. Такие клиенты к психологам обычно и не ходят из-за хронического безденежья.

Также к этой группе можно отнести клиентов со смешанными проблемами. Например, когда к психологической составляющей примешивается медицинская или психиатрическая.

Многие экзистенциальные проблемы также не поддаются коррекции за исключением редких случаев. Таких людей сопровождает депрессия, отсутствие смысла жизни, усталость, иногда физические болезни и много сопутствующих осложнений. Иногда таким пациентам помогает только духовный подход, основанный на приобщение к религии или познанию глубин своего «Я».

Умение выявлять психологические проблемы - показатель высокой квалификации менеджера. Предпосылкой для формирования этого полезного навыка является понимание, что необходимо выделять две особенности процесса принятия решения. Во-первых, принятие решения - не иррациональный процесс. Логика, аргументация и реализм - важные элементы этого процесса. Для него также важен внимательный анализ, выработка и оценка альтернатив. Во-вторых, менеджеры никогда не должны считать свои решения абсолютно рациональными. Личностные факторы и характер - тоже элементы принятия решения. Знание того, как поведенческие факторы влияют на весь процесс и каждый его этап в отдельности, помогает понять, как принимаются административные решения. Оно также важно по той причине, что существует несколько типов решений, которые приходится принимать менеджерам и которые мы рассмотрим в следующем разделе. Психологические проблемы индивидуального принятия решений Дж. Марч предложил сгруппировать следующим образом.

  • 1. Проблемы внимания. Человек не может относиться с вниманием к множеству объектов одновременно. Поэтому психологическая теория принятия решений в качестве главного рассматривает, как расходуется ограниченный ресурс - внимание.
  • 2. Проблемы памяти. Способности индивидов хранить информацию ограничена: память отказывает, записи и файлы теряются, последовательность событий стирается или искажается. Ограниченными являются также и способности к поиску информации в различных базах данных. Знания, накопленные одними членами организации, часто труднодоступны для других ее членов.
  • 3. Проблемы понимания. Люди, принимающие решения, обладают ограниченными способностями понимания. Они испытывают затруднения в использовании и обобщении информации для установления причинно-следственных связей между событиями, часто делают неправильные выводы из имеющейся информации или оказываются неспособными объединить различные части этой информации, чтобы дать ей связную интерпретацию.
  • 4. Проблемы общения. Ограничены также и способности людей обмениваться информацией. Затруднено общение не только между разными культурами, разными поколениями, но и между профессионалами разных специальностей. Разные группы людей используют разные теоретические модели (парадигмы) для упрощения реального мира.

Наконец, одни и те же люди принимают разные решения, в зависимости от того, действуют ли они самостоятельно или в группе. Такие явления получили название "феномены коллективных решений" (О. А. Кулагин). Выделяются следующие феномены коллективных решений:

  • групповое мышление;
  • эффект поляризации;
  • эффект "социальной фасилитации";
  • феномен "выученного диссонанса";
  • эффекты объема и состава;
  • эффект "асимметрии качества решений";
  • феномен идиосинкразического кредита;
  • феномен ложного сознания;
  • феномен виртуального решателя;
  • явление конформизма.

Групповое мышление обусловливает непреднамеренное подавление критического мышления вследствие усвоения индивидом групповых норм. Другими словами, индивид неосознанно жертвует своей способностью критически оценивать альтернативы, опасаясь вызывать недовольство других членов группы. Чем сплоченнее группа, тем сильнее желание у каждого из ее членов избежать раскола, что заставляет сто склоняться к тому, что любое предложение, поддержанное лидером или большинством членов группы, является правильным.

В сплоченной группе главная опасность заключена нс в том, что каждый ее член скрывает свои возражения против предложений других ее членов, а в том, что он склонен поверить в правильность такого предложения, не пытаясь тщательно взвесить все "за" и "против". Доминирование группового мышления проявляется не в подавлении инакомыслия, а в добровольном отказе от сомнений во имя группового консенсуса.

Исследуя причины группового мышления, английский исследователь И. Дженис выделил восемь причин группового мышления:

  • 1. Иллюзия неуязвимости Большинство или все члены группы разделяют иллюзию собственной неуязвимости, которая мешает им объективно оценивать даже вполне очевидные опасности и превращает их в "сверхоптимистов", склонных принимать весьма рискованные решения. Эта иллюзия также делает их неспособными замечать явные признаки опасности.
  • 2. Ложная рациональность. Жертвы группового мышления не только склонны игнорировать предупреждения об опасности, но и коллективно выдумывать рациональные обоснования для преуменьшения значимости тревожных сигналов, равно как и иных сообщений, которые, будучи восприняты всерьез, заставляли бы группу подвергнуть критическому анализу предположения, использованные группой при принятии решений.
  • 3. Групповая мораль. Жертвы группового мышления слепо верят в высшую справедливость целей своей группы, и эта вера заставляет их игнорировать этические или нравственные аспекты последствий принимаемых решений. Па практике это проявляется в том, что подобные вопросы вообще не поднимаются на совещаниях группы.
  • 4. Стереотипы. Жертвы группового мышления придерживаются стереотипных взглядов на лидеров враждебных групп. Последние считаются злодеями, честные попытки переговоров с которыми для урегулирования разногласий не имеют смысла, или слишком слабыми, или тупыми для того, чтобы эффективно противодействовать любым мерам, предпринимаемым группой для победы над ними, как бы ни были рискованны эти меры.
  • 5. Давление. Жертвы группового мышления оказывают прямое давление на любого индивида, который выразит сомнения относительно какой-либо из групповых иллюзий или выдвинет аргументы в пользу курса действий, альтернативного одобренному большинством группы. Эти особенности являются следствием нормы поиска согласия, соблюдение которой ожидается от лояльных членов группы.
  • 6. Самоцензура. Жертвы группового мышления избегают отклонения от того, что можно назвать групповым консенсусом; они держат при себе свои сомнения и даже непроизвольно приуменьшают значимость собственных сомнений.
  • 7. Единодушие. Жертвы группового мышления разделяют иллюзию единодушного принятия группой почти всех доводов, приводимых членами группы в пользу точки зрения большинства. Этот симптом частично является следствием описанного выше симптома. Молчание кого-либо из участников заседания (в действительности сдерживающего свои возражения) неверно интерпретируется как его полное согласие с тем, что говорят другие участники совещания.

Когда группа людей, уважающих мнения своих коллег, приходит к согласию по какому-либо вопросу, каждый ее член склонен уверовать в групповую правоту. Таким образом, в группе, где отсутствуют четко выраженные разногласия между членами, консенсус (часто ложный) начинает восприниматься как доказательство правильности принятого решения и подменяет критическое осмысление реальности.

8. Привратники. Жертвы группового мышления присваивают себе роль привратников, защищающих своих лидеров и коллег по группе от неприятной информации, которая могла бы разрушить разделяемую группой веру в эффективность и нравственность ранее принятых решений. При возникновении сомнений в правильности принятых решений, члены группы говорят, что время обсуждений прошло, решение принято и теперь долг группы состоит в том, чтобы оказывать руководителю, принявшему на себя груз ответственности, всяческую поддержку. И. Дженис приводит следующий пример "привратничества": на большом приеме в честь дня рождения жены генеральный прокурор США Роберт Ф. Кеннеди, который постоянно получал информацию о плане вторжения на Кубу, отвел тогдашнего министра обороны А. Шлезингера в сторону и спросил, почему тот возражает против плана вторжения. Холодно выслушав его ответ, Кеннеди сказал: "Вы можете быть правы или не правы, но президент уже принял решение. Не пытайтесь переубедить его. Теперь наступило время, когда все мы должны помогать ему, как только можем".

Когда группа, принимающая решения, демонстрирует все или большинство из перечисленных симптомов, тщательный анализ ее работы позволяет выявить ряд типичных недостатков. Именно эти недостатки приводят к принятию некачественных решений по следующим причинам:

во-первых, с самого начала группа избегает общего обзора всех имеющихся альтернатив и ограничивается обсуждением малого числа (обычно двух) альтернативных курсов действий;

во-вторых, группа не проводит повторного обсуждения первоначально одобренного большинством курса действий после того, как выявляются риски и препятствия, не обсуждавшиеся ранее;

в-третьих, члены группы мало уделяют времени для обсуждения неочевидных выгод альтернативных курсов действий или не замеченных ранее способов снижения затрат, из-за чрезмерности которых альтернативные курсы были отвергнуты на первом этапе принятия решения;

в-четвертых, члены группы мало внимания уделяют получению информации от экспертов в их собственных организациях, что могло бы помочь точнее оценить потенциальные затраты и результаты;

в-пятых, члены группы проявляют интерес к фактам и мнениям, которые могут быть интерпретированы как подтверждение правильности выбранной политики, и склонны игнорировать прочие факты и мнения.

Эффект поляризации. В процессе принятия коллективных решений, когда члены группы непосредственно взаимодействуют между собой, имеет место так называемая поляризация риска. Это явление состоит в том, что принятое группой решение оказывается более или менее рискованным в зависимости от того, какое в среднем отношение к риску было у группы до обсуждения проблемы. Если первоначально группа была скорее консервативной, чем склонной к риску, то в результате коллективного решения она становится еще более консервативной и осторожной. В этом случае наблюдается эффект "сдвига к осторожности". Если же первоначально группа была скорее рискованной, чем осторожной, то после обсуждения ее склонность к риску увеличивается, и группа принимает еще более рискованное решение. В этом случае наблюдается обратное явление - эффект "сдвига к риску". Таким образом, возникает эффект поляризации: мнение группы после обсуждения "сдвигается" в сторону одного из полюсов - крайнего риска или крайней осторожности.

Ранее считалось, что коллективные решения всегда обладают меньшей рискованностью, чем индивидуальные. Открытие эффекта "сдвига к риску" было достаточно неожиданным для исследователей, поскольку этот феномен противоречил сложившимся представлениям о том, что коллективные решения, в отличие от индивидуальных, должны быть более точными, взвешенными, рациональными и поэтому менее рискованными.

Однако эксперименты показали, что во многих случаях группа демонстрирует большую склонность к риску, чем каждый из се участников в отдельности. А. В. Карпов предложил несколько объяснений этого явления:

во-первых, в условиях коллективного решения проблем имеет место так называемая диффузия ответственности. Общая ответственность за конечный результат распределяется между членами группы, и, как следствие, для каждого из них она становится меньшей, что и побуждает их принимать более рискованные решения;

во-вторых, риск в сознании людей имеет положительную ценность. Поэтому рискованное поведение выше оценивается окружающими, чем осторожное поведение, которое обычно связывают с нерешительностью. Поскольку любой человек желает, чтобы его оценивали более высоко, то именно в группе он начинает демонстрировать рискованное поведение в большей мере, чем в одиночестве. В итоге участники обсуждения как бы начинают соревноваться "кто рискованнее", что непосредственно влияет на общую величину риска коллективного решения.

Впоследствии исследователями было уточнено, что группа принимает более рискованное решение, если первоначально групповая опенка уже была смещена в сторону риска. В противном же случае наблюдается "сдвиг к осторожности". На этом основании О. А. Кулагин приходит к выводу, что наиболее разумным объяснением эффекта поляризации служит гипотеза информационного влияния. В ходе обсуждения члены группы выслушивают мнения других участников, которые для подтверждения своей позиции могут приводить новые и порой неожиданные аргументы, о чем их коллеги даже и не думали. Если в целом группа настроена консервативно, то при обсуждении проблемы каждый из ее участников получает новую для себя информацию, которая только подкрепляет его осторожную позицию. Естественно, что в этом случае коллективное решение оказывается еще более осторожным и консервативным. С другой стороны, если до обсуждения группа была настроена радикально и оптимистично, то в ходе дискуссии члены группы лишний раз убеждаются в "своей правоте", выслушивая мнения других участников. В итоге коллективное решение оказывается еще более рискованным.

Эффект "социальной фасилитации". Термин "фасилитация" образован от английского глагола facilitate - облегчать, помогать, способствовать. Дело в том, что присутствие других людей или даже одного наблюдателя в целом ряде случаев повышает активность людей, оказывает "облегчающее" воздействие на выполнение индивидуальных действий и принятие индивидуальных решений. Другими словами, в группе легче работать и принимать решения, чем в одиночестве. Однако позднее было установлено, что это верно лишь наполовину. Как показали эксперименты, поведение людей в присутствии наблюдателей становится более уверенным и точным только при решении относительно простых и знакомых задач. Когда же требуется решить сложную задачу, то присутствие других людей "сковывает" и мешает. Таким образом, группа облегчает правильное решение простых и затрудняет правильное решение сложных задач.

Вместе с тем дальнейшие исследования показали, что социальная фасилитация может приводить к обратному явлению - так называемому эффекту Рингельмана. Он состоит в том, что в условиях коллективной деятельности личные старания и производительность каждого участника группы уменьшаются. Скорее всего главная причина "социальной лености" - это разделение ответственности за конечный результат между всеми членами группы. Кроме того, в этих условиях люди не так ясно чувствуют и понимают связь между своими индивидуальными усилиями и общим результатом деятельности, что и приводит к снижению их активности.

Феномен "выученного диссонанса". Это явление возникает из-за того, что многие участники группы еще до начала обсуждения или в ходе коллективного решения проблемы понимают невозможность повлиять на окончательное групповое решение. Поэтому они как бы заранее предвидят, что в итоговом решении группы не будут учтены их индивидуальные предпочтения и, как следствие, это решение будет противоречить их личным интересам.

Подобная психологическая установка в дальнейшем закрепляется в сознании людей ("выучивается"), что приводит к заметному снижению их творческой активности в процессе принятия коллективных решений.

Эффекты объема и состава. В процессе принятия коллективных решений часто наблюдается эффект объема, который состоит в том, что слишком большие и слишком малые по объему (числу участников) группы принимают менее эффективные решения, чем группы, имеющие некоторый оптимальный объем. Как показывают исследования, величина этого оптимального объема непостоянна, но обычно лежит в пределах от четырех до восьми человек. Таким образом, качество коллективных решений имеет нелинейную зависимость от числа лиц, участвующих в его подготовке и принятии: с увеличением объема группы качество решений возрастает, достигает максимального значения и затем начинает снижаться.

Причина этого состоит в том, что слишком малые группы, как правило, не обладают достаточной информацией и необходимым разнообразием мнений, чтобы принимать качественные решения. Напротив, в слишком больших группах очень сильно проявляются негативные эффекты межличностного взаимодействия, такие как поляризация риска, социальная леность, выученный диссонанс и другие, снижающие качество коллективных решений.

Вместе с тем установлено, что эффективность процесса принятия решений сильно зависит не только от количества участников, но и от состава группы. Как известно, группы, принимающие решения, могут быть "ровными" или различающимися по определенным признакам - возрасту, полу, профессиональному опыту, образованию, культурному уровню, служебному положению и т.д. Совокупность этих различий описывается как "однородность-неоднородность" группы. В связи с этим часто проявляется эффект состава, который заключается в том, что слишком однородные и слишком неоднородные группы обычно принимают менее удачные решения, чем группы, имеющие некоторую "оптимальную" степень однородности. Это объясняется тем, что в крайне неоднородных группах очень трудно совместить или хотя бы согласовать позиции участников из-за их сильных различий.

С другой стороны, в полностью однородных группах на качество решений отрицательно влияет само сходство позиций, взглядов, установок и личностных качеств их участников. Поэтому такие группы утрачивают необходимое разнообразие идей и мнений. Кроме того, именно однородность группы создает предпосылки для возникновения группового мышления.

Эффект "асимметрии качества решений". Этот феномен описывает различия в том влиянии, которое может оказывать группа на качество индивидуальных решений людей в зависимости от их статуса внутри этой группы. Как указывает О. Л. Кулагин, эффект "асимметрии качества решений" имеет двоякое проявление:

во-первых, группа имеет больше возможностей для того, чтобы повлиять на качество индивидуальных решений ее рядовых участников, нежели на качество решений руководителя. Благодаря своему статусу руководитель в меньшей степени поддается влиянию группы и реже меняет свои решения;

во-вторых, группа имеет меньше возможностей для того, чтобы изменить неудачное решение руководителя, по сравнению с тем, как сам руководитель может убедить или заставить группу принять иное решение. Этот феномен явно показывает, что влияние группы на индивидуальные решения отдельных субъектов зависит от их иерархического статуса и положения в группе, даже если формально считается, что все участники обсуждения обладают "равными" правами.

Феномен идиосинкразического кредита. Это явление представляет собой своеобразное разрешение группы на девиантное поведение, т.е. поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. При этом разным участникам группы может быть позволено разное отклонение от групповых норм. Величина такого отклонения обычно зависит от статуса членов группы и их прошлого вклада в достижение общегрупповых целей: чем выше положение индивида внутри группы, тем большей свободой поведения и высказываний он обладает.

Феномен усиливается в новых или уникальных условиях, а также в ситуациях инноваций, требующих свежих и оригинальных решений. Таким образом, очевидно, что феномен "идиосинкразического кредита" проявляется прежде всего в деятельности руководителя (в силу его особого положения и высшего статуса в группе), а также в нестандартных ситуациях, которые требуют решений, выходящих за рамки сложившихся стереотипов. Величина подобного кредита определяет "степень свободы" члена группы. Поэтому и сам феномен "идиосинкразического кредита" должен рассматриваться не только как психологический эффект, но и как реальный механизм принятия коллективных решений.

Феномен ложного согласия. Он состоит в том, что в ходе дискуссии некоторые члены группы могут занимать своеобразную позицию соглашательства с лидером или с большинством. Однако это объясняется не тем, что их взгляды действительно совпадают, а совсем другими причинами: недостаточной компетентностью, слабостью характера, отсутствием личных взглядов, нежеланием думать и тратить силы па решение проблемы. Занимая такую позицию, субъект не включается в групповую дискуссию, а лишь активно подчеркивает свое согласие с другими участниками, имеющими, как правило, более высокий статус. Причем это согласие совершенно не подкрепляется какими-либо аргументами. Более того, оно может не совпадать даже с личными убеждениями и предпочтениями субъекта. Вместе с тем в процессах принятия коллективных решений отчетливо проявляется и другая поведенческая установка - стремление "выделиться", подчеркнуть свою значимость и особую роль в группе.

Эта установка обычно приводит к противоположному явлению - феномену демонстративного несогласия. В этом случае отдельные участники группы формально ведут себя "с точностью до наоборот": они активно отрицают любые мнения, не совпадающие с их "точкой зрения", и нарочито противопоставляют себя группе. Однако, но сути, их поведение также не основано на каких-либо содержательных и заслуживающих внимания аргументах и преследует цель привлечь к себе внимание более авторитетных членов группы.

Феномен "виртуального решателя". Здесь "виртуальный решатель" - человек, которого реально нет в группе, но который, но мнению группы, "должен появиться и решить проблему" (А. В. Карпов). Обычно это явление воспринимается и оценивается людьми отрицательно, так как оно приводит к тому, что принятие решения затягивается или откладывается на неопределенный срок. Однако феномен "виртуального решателя" имеет одну положительную черту: в процессе ожидания "виртуального решателя" группа поневоле продлевает подготовку принятия решения и поэтому в ряде случаев повышает его обоснованность.

"Зеркальным" по отношению к этому феномену выступает явление "экспансии области решения". Оно имеет два основных признака:

  • у группы возникает иллюзорное представление о своей высокой роли в решении тех или иных задач, действительно входящих в ее компетенцию, т.е. о том, что никто, кроме этой группы, их не решит;
  • в группе наблюдается тенденция к необоснованному расширению своих полномочий. Это приводит к тому, что решения вышестоящих органов подменяются собственными групповыми решениями, и, таким образом, область решаемых задач, входящих в компетенцию данной группы, самопроизвольно расширяется.

Явление конформизма. Этот хорошо известный социально-психологический эффект часто наблюдается в процессах принятия коллективных решений и состоит в том, что многие люди принимают решения и выносят суждения только на основании мнения окружающих, даже если оно противоречит их собственному. Для исследования этого эффекта проводились многочисленные эксперименты, которые показали, что у людей появляется склонность к конформизму, когда им противостоит даже незначительное большинство группы. Таким образом, это явление.можно иначе назвать эффектом согласия с большинством. Он имеет несколько характерных особенностей:

во-первых, при увеличении большинства склонность к конформизму у остальной части группы усиливается, однако она не растет выше определенного уровня. Другими словами, влияние большинства на меньшинство не безгранично, а имеет некоторые разумные пределы. Так, в одном из экспериментов при увеличении количества подставных лиц, играющих роль большинства, испытуемые соглашались с их неверным мнением в 33% ответов, и выше этого уровня согласие меньшинства не поднималось;

во-вторых, было установлено, что согласие с большинством возрастает при увеличении объема группы, т.е. в больших группах большинство имеет более сильное влияние на меньшинство, чем в малых;

в-третьих, большинство оказывает значительное влияние на меньшинство, только если оно единодушно в своих оценках. Если же среди большинства появляются "несогласные" или "сомневающиеся", то это влияние резко ослабевает. В частности, в одном из экспериментов в состав большинства был введен участник, который, в отличие от остальных, давал правильные ответы на контрольные вопросы. Это привело к удивительному эффекту: количество случаев, когда испытуемые соглашались с неверными ответами большинства, сократилось в четыре раза, т.е. конформизм стал в четыре раза меньше, чем прежде.

В дальнейшем исследователи пошли еще дальше. Они поставили вопрос: как меньшинство группы влияет на поведение большинства? Чтобы ответить на него, были проведены эксперименты, в которых испытуемые находились в большинстве, а подставные лица, намеренно дававшие неправильные ответы, составляли явное меньшинство группы. Оказалось, что и меньшинство способно влиять на большинство и заставлять его соглашаться с собой. Однако для этого должно выполняться одно важное условие - меньшинство должно занимать твердые, последовательные и согласованные позиции. Только в этом случае оно может иметь влияние на мнение большинства. Так, в очередном эксперименте группа состояла из четырех испытуемых и двух "подставных". Если подставные лица единодушно давали неверные ответы, то обнаружилось, что в среднем в 8% случаев испытуемые соглашались с ними. Если же меньшинство начинало колебаться, то большинство группы соглашалось с ним только в 1% случаев. Это явление, называемое эффектом влияния меньшинства, необходимо учитывать в процессах принятия коллективных решений, когда меньшая часть группы надеется изменить соотношение сил и склонить обсуждение в свою пользу.

Итоги и выводы

Такие психологические факторы, как настроение, эмоции, симпатии, желания активно влияют на процесс принятия решений. Они действуют как на уровне индивида, так и группы. Поэтому различают личностные и групповые психологические факторы.

Личностные факторы характеризуются особенностями индивидуального восприятия проблем, влиянием стереотипов в оценке людей и ситуаций, явлением ореола. Таким образом, рациональное мышление при принятии решений всегда выступает в форме субъективного рационализма.

Другой психологический фактор определяется как принятие "адекватных" решений, которые являются не лучшими, но удовлетворительными, соответствующими принятым критериям. Причины принятия адекватных решений определяются сжатыми временными сроками для принятия решения, желанием разрешить данную проблему и перейти к другим вопросам, нежеланием заниматься детальным анализом, который требует большего опыта и высокой квалификации, а также ограниченным рационализмом, т.е. неполным, непоследовательным рационализмом, обусловленным ограниченными возможностями человеческого интеллекта в переработке информации.

Методы, облегчающие принятие решений, называются эвристиками. Выделяются следующие виды эвристических подходов: декомпозиция или разложение проблемы, обрамление или рассмотрение проблемы под определенным углом зрения, "упрощение" проблемы.

Для определения индивидуальных психологических проблем принятия решений целесообразно выявить трудности, возникающие из-за ограниченности концентрации внимания, памяти, человеческой способности обрабатывать информацию, проблемы понимания и общения.

Коллективное принятие решений часто ограничено групповым мышлением - способом мышления при групповом принятии решений, когда стремление к согласию становится настолько сильным, что делает невозможным реалистическую оценку альтернативных курсов действий.

Наша жизнь полна событиями. Хорошими и разными.
Проблемы, трудности будут в нашей жизни всегда. Точнее, будут происходить события, которые мы решаем для себя воспринимать как проблемы и трудности. И нет смысла ждать, когда небо полностью очистится от облаков для того, чтобы начинать радоваться и чувствовать себя счастливым.

Получать удовольствие можно от каждого момента своей жизни! Состояние счастья – это процесс, а не результат.

Каждая проблема или трудность несет с собой подарок. Хотя бы то удовлетворение, которое мы получаем, преодолев эту трудность или решив проблему, а также чувство уверенности в себе, которое укрепляется в нашей душе после достижения очередной вершины. Вспомните, какой подъем царит в душе, когда Вы все-таки смогли преодолеть себя, переступить через страх и сделать то, что казалось почти недостижимым!

Страх перед трудностями – это лакмусовая бумажка, это указатель направления, в котором нас ждет развитие!

А Вы знаете, что благодаря энергии, которая вырабатывается, когда мы преодолеваем свои страхи, можно исполнять свои заветные желания? Есть то, что Вы давно хотите получить? Подумайте об этом в самых ярких красках и сделайте то, что долгое время не решались сделать, что-нибудь необычное для себя! Например, спеть песню на автобусной остановке, сделать доклад перед аудиторией, пройти в необычной одежде по улице, провести переговоры с руководителем, познакомиться с красивой девушкой, прыгнуть с парашютом и т.п.

И Вы увидите, как желанное само собой начнет исполняться, после того, как Вы смогли перешагнуть еще один барьер внутри себя, преодолеть еще один комплекс, который мешал наслаждаться жизнью в полной мере. Это мощная энергия освобождения способствует исполнению Вашей мечты! Чем больший страх Вы преодолеваете, тем сильнее эта энергия, тем больших результатов Вы можете достичь.

А еще, чтобы растворить страхи, которые имеют место в Вашей душе, начинайте испытывать благодарность! В момент, когда чувствуете страх, выпишите на бумажку или подумайте о том, за что Вы сейчас, в этот момент благодарны жизни! Поблагодарите окружающий мир за подарки, которые он приготовил для Вас, за ту заботу, которую мир проявляет о Вашем развитии, подбрасывая интересные и порой трудные задачки для решения. Тем самым мир показывает нам все новые вершины, которые можно преодолеть, открывает перед нами все новые и новые горизонты для нашего самосовершенствования.
Поглотить тьму может только свет, включенный нами самими!