Тест профессиональная компетентность педагога психолога. Компетенции психологов образования согласно фгос впо третьего поколения

Министерство образования РБ

ГУО «Академия последипломного образования»

Компетенции педагога-психолога

учреждения образования

под научной редакцией декана факультета психологии , социальной и воспитательной работы , доктора психол. наук, профессора

Рецензент: начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Республики Беларусь

Ключевые слова:

Педагог-психолог работает в составе социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (далее СППС). СППС сегодня рассматривается как особое формирование в учреждении образования, содействующее комплексному решению современных задач, таких как обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся, социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых школьников; организация комплексной помощи детям , находящимся в социально-опасном положении, нуждающимися в государственной защите; участие в подготовке школьников к самостоятельной и семейной жизни и т. п.

Педагог-психолог – это специалист из числа педагогических работников, который осуществляет профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное развитие и обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, защиту прав детей и подростков, предупреждение отклонения в их развитии и поведении.

Профессиональная компетентность педагога-психолога – сложное психологическое образование, которое включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения, навыки, опыт) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.

Основой компетентности служит вузовская специализация (напр. «Практическая психология в образовании»), дающая базовые знания, обязательные для всех педагогов- психологов. Становление и развитие профессиональной компетентности и компетенций происходит в процессах постоянного профессионального образования и практической деятельности.

Профессиональная компетентность педагога-психолога проявляется в деятельности и может быть представлена как интегрированная структура, включающая (Кошель Н.):

специальную готовность, представленную специальной квалификацией и функциональной грамотностью человека, его личностной компетентностью, социальной функциональной грамотностью (результат специальной подготовки в вузе, в процессах послевузовской доподготовки и профессиональной деятельности);

квалификацию в деятельности как результат освоения технологий психолого-педагогической деятельности на практике и приобретения способности к ее рефлексии;

организационно-деятельностную компетентность, способность преобразовывать деятельность на основе результатов ее рефлексивного анализа (результат освоения механизмов развития деятельности в процессе непрерывного профессионального образования и практической деятельности).

Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями. Компетенции – это одновременно и круг обязанностей, который определяется должностной инструкцией и область ответственности, определенная область полномочий в которой специалист должен проявить определенные знания, умения, профессиональные способности и профессионально-важные качества личности.

Профессионально-важные качества позволяют педагогу-психологу эффективно решать задачи и разрешать проблемы разного уровня сложности и определенности в динамических условиях профессиональной деятельности. Для успешной профессиональной деятельности педагогу-психологу требуются достаточно устойчивая и адекватная самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, самоуважение и уверенность в себе (Р. Кочюнас), а так же устойчивая мотивация, ответственность, самостоятельность, рефлексивность, умение анализировать и др. (). Обратными характеристиками, несовместимыми с качествами психолога являются низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность. (Р. Кочюнас). Данные требования абсолютизированы, поэтому могут служить общим ориентиром.

Предлагаемые ниже компетенции позволяют педагогу-психологу оказывать целенаправленное психологическое влияние на деятельность учреждения образования в целом и социально-личностное развитие каждого учащегося, осуществлять рефлексивную оценку собственной практики и степень ее встроенности в образовательный процесс, определять границы своей компетентности и некомпетентности, дают возможность проектировать путь профессионального роста с учетом квалификационных категорий.

Компетентностный подход позволяет создавать уникальный профессиональный путь, отвечающий потребностям актуального этапа развития учреждения образования и нацеленный не на процесс, а на результат.

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Профессиональные компетенции педагога-психолога основываются на общепедагогических компетентностях :

Для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей в учреждении образования педагогу-психологу необходимо владеть следующими общепедагогическими компетентностями (знаниями):

1. Современное состояние системы образования РБ.

2. Основные нормативные документы по организации образовательного процесса; принципы организации образовательной среды в учреждении образования, составляющие ее элементы, и связи между ними.

3. Сущности и алгоритмы педагогических технологий и методик: дифференцированное обучение, метод проектов, здоровьесберегающие технологии, а также знание педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования РБ.

4. Сущность различных подходов к образованию: личностно-ориентированный подход к образованию, компетентностно-ориентированный подход к образованию, традиционный подход к образованию и др.

5. Особенности структуры, ведения и построение урока, умение вести и анализировать уроки, составлять учебно-тематические планы и программы.

6. Знание основных задач и направлений воспитательно-профилактической работы учреждения образования, умение проектировать и анализировать внеклассные воспитательные мероприятия, осуществлять их психологическое сопровождение.

Общепрофессиональные (общепсихологические) компетенции

Для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей педагогу-психологу необходимо владеть следующими общепрофессиональными (общепсихологическими) компетентностями и компетенциями:

1. Обладание общей и специальной психологической культурой, включающей знание и понимание специальных психологических понятий, теоретических подходов к психологическим явлениям и фактам, а также пользование инструментами и техниками оценки и коррекции, сформированность ценностей и норм, регулирующих профессиональную деятельность.

2. Умение планировать, проектировать, моделировать, прогнозировать собственную деятельность с учетом задач, стоящих перед системой образования, учреждением образования, а также с учетом актуальной социальной ситуации.

3. Обладание культурой межличностных взаимоотношений , заключающейся в коммуникативной компетентности, умении организовывать совместную деятельность (прежде всего с социальным педагогом) и участвовать в ней, устанавливать и развивать продуктивные взаимоотношения с членами педагогического коллектива , администрацией, детьми и родителями.

4. Умение планировать и содействовать разрешению проблемных ситуаций, связанных с детьми, педагогами, родителями (школьным и внешкольным окружением).

5. Обладание развитыми навыками консультативной деятельности с учащимися, педагогами и семьями.

6. Обладание умениями и навыками просветительской работы, заключающимися в эффективном использовании и предъявлении информации, доведении ее до уровня понимания для различных аудиторий.

7. Обладание диагностическими и рефлексивными умениями (умением анализировать результаты собственной деятельности и деятельности коллег, результаты обратной связи со стороны учащихся и коллег, условия достижения цели и т. п.).

Специальные компетенции педагогов-психологов образования включают:

Психодиагностические компетенции

Данные специальные компетенции позволяют реализовать такое направление работы педагога-психолога как психолого-педагогическая диагностика.

Цель психолого-педагогической диагностики в учреждении образования − оценка индивидуально-психологических свойств личности учащихся и особенностей развития коллективов для организации последующей коррекционной, развивающей, профилактической работы.

Используемые методы : психологические тесты, проективные методики, анкеты, наблюдение, психологическая беседа (интервью).

1. Умение на основании задач, решаемых учреждением образования, выделять психологический контекст, т. е. определять психологические задачи в рамках общих, получать и анализировать нужную информацию, формулировать общие выводы, имеющие практическую направленность.

2. Умение решать психодиагностические задачи в соответствии с планом работы учреждения образования, запросами участников образовательного процесса, потребностями организации индивидуальной коррекционной работы (формулирование задач и гипотез психодиагностического исследования, подбор и обоснование пакета психодиагностических методик; организация и проведение исследования, статистическая обработка и интерпретация результатов).

3. Умение разработать научно обоснованные и конкретные рекомендации по результатам психодиагностических исследований и донести их до респондентов доступным языком.

1. Умение на основании задач, решаемых учреждением образования, выделять психологический контекст, т. е. определять психологические задачи в рамках общих, получать и анализировать нужную информацию, формулировать выводы и рекомендации, имеющие практическую направленность.

2. Умение решать психодиагностические задачи в соответствии с планом работы учреждения образования, запросами участников образовательного процесса, потребностями организации индивидуальной коррекционной работы (формулирование задач и гипотез психодиагностического исследования, подбор и обоснование пакета психодиагностических методик; организация и проведение исследования, статистическая обработка и интерпретация результатов).

3. Умение использовать наблюдение как один из важнейших психодиагностических методов в образовании (ставить задачи наблюдения, создавать научно-обоснованную схему наблюдения, анализировать и интерпретировать наблюдаемые явления).

4. Умение разработать научно обоснованные и конкретные рекомендации по результатам психодиагностических исследований и донести их до респондентов доступным языком.

5. Умение прогнозировать перспективы психического развития на основе анализа результатов обследования.

6. Умение оказывать консультативную помощь классным руководителям , учителям-предметникам по вопросам организации психолого-педагогической диагностики, оценки результатов, соблюдению психолого-педагогических рекомендаций и др.

7. Умение разработать и апробировать новые диагностические методики и программы.

8. Умение анализировать полученный эмпирический материал в контексте общих психологических закономерностей и структуры психологической организации человека.

1. Умение на основании задач, решаемых учреждением образования, выделять психологический контекст, т. е. определять психологические задачи в рамках общих, получать и анализировать нужную информацию, формулировать выводы, имеющие практическую направленность.

2. Умение решать психодиагностические задачи в соответствии с планом работы учреждения образования, запросами участников образовательного процесса, потребностями организации индивидуальной коррекционной работы (формулирование задач и гипотез психодиагностического исследования, подбор и обоснование пакета психодиагностических методик; организация и проведение исследования, статистическая обработка и интерпретация результатов).

3. Умение использовать наблюдение как один из важнейших психодиагностических методов в образовании (ставить задачи наблюдения, создавать научно-обоснованную схему наблюдения, анализировать и интерпретировать наблюдаемые явления).

5. Умение оказывать консультативную помощь классным руководителям, учителям-предметникам по вопросам организации психодиагностической работы, оценки ее результатов, соблюдению психолого-педагогических рекомендаций и др.

6. Умение разработать и апробировать новые диагностические методики и программы.

7. Умение организовывать и проводить научно-исследовательскую деятельность с использованием методов экспериментальной психологии

8. Умение анализировать полученный эмпирический материал в контексте общих психологических закономерностей и структуры психологической организации человека;

9. Умение прогнозировать перспективы психического развития на основе анализа результатов обследования

Психокоррекционные и развивающие компетенции

Данные специальные компетенции позволяют реализовать такое направление работы педагога-психолога как психологическая коррекция и развивающая работа.

Цель коррекционной работы – исправление (корректировка) особенностей личности и поведения участников образовательного процесса, которые приводят к психологическим проблемам.

Цель развивающей работы - содействие решению актуальных задач развития конкретного ребенка, группы детей определенного возраста и этапа коллективного развития в ходе совместной деятельности ребенка (группы детей) и психолога.

Используемые формы и методы : индивидуальная работа, групповая работа, психолого-педагогический консилиум, психологические занятия.

1. Умение определять конкретные цели и задачи психологической коррекции и психологического развития.

2. Умение вести индивидуальную коррекционную работу с учащимися по регуляции эмоционального состояния.

3. Умение использовать готовые коррекционные и развивающие методики и программы.

4. Умение вести занятия с элементами тренинга, в т. ч. определять цель, задачи занятия, рефлексировать результаты.

5. Умение развивать готовность к выбору профессии (проводить первичную диагностику профнамерений, составлять рекомендации по итогам диагностики).

2. Умение ставить конкретные, последовательные и выполнимые задачи психологической коррекции и развивающей работы, составлять программы, модифицировать программы в ходе реализации, рефлексировать результаты.

3. Умение вести индивидуальную коррекционную работу с учащимися, по регуляции эмоционального состояния, реабилитации Я и картины мира, в т. ч. с детьми, находящимися под государственной защитой, в социально опасном положении, депривированными, одаренными и т. п.

4. Умение вести занятия с элементами социально-психологического тренинга, определять цель, задачи занятия, формировать программу, модифицировать программу в ходе реализации, умение держаться в рамках цели, рефлексировать результаты занятия.

5. Умение развивать готовность к выбору профессии (проводить первичную диагностику профнамерений, составлять рекомендации по итогам диагностики, проводить профориентационные занятия).

6. Умение использовать готовые коррекционные и развивающие методики и программы.

1. Умение модифицировать имеющийся запрос в психологическую задачу и определять собственную ответственность.

2. Умение ставить конкретные, последовательные и выполнимые задачи психологической коррекции и психологического развития, разрабатывать программы, модифицировать программы в ходе реализации, рефлексировать результаты.

3. Умение вести индивидуальную коррекционную работу с учащимися, в т. ч. с детьми, находящимися под государственной защитой, в социально опасном положении, депривированными, одаренными и т. д. по исправлению (корректировке) особенностей личности и поведения учащегося, которые приводят к психологическим проблемам.

5. Умение развивать готовность к выбору профессии (проводить первичную диагностику профнамерений, составлять рекомендации по итогам диагностики, проводить профориентационные занятия, развивать навыки целеполагания, развития временной перспективы).

6. Умение разрабатывать и реализовывать новые коррекционные и развивающие методики и программы.

1. Умение модифицировать имеющийся запрос в психологическую задачу и определять собственную ответственность.

2.Умение ставить конкретные, последовательные и выполнимые задачи психологической коррекции и психологического развития, разрабатывать программы, модифицировать программы в ходе реализации, рефлексировать результаты.

3.Умение составлять программы и вести индивидуальную коррекционную работу с учащимися, в т. ч. с детьми, находящимися под государственной защитой, в социально опасном положении, депривированными, одаренными и т. д. по исправлению (корректировке) особенностей личности и поведения учащегося, которые приводят к психологическим проблемам.

4. Умение вести социально-психологический тренинг, как метод коррекции и развития социального поведения в т. ч. определять цель, задачи СПТ, формировать программы, модифицировать программы в ходе реализации, умение держаться в рамках цели, рефлексировать результаты СПТ.

5. Умение развивать готовность к выбору профессии, содействовать формированию личностной и профессиональной идентичности.

6. Умение разрабатывать и реализовывать новые коррекционные и развивающие методики и программы

Психопрофилактические компетенции

Данные специальные компетенции позволяют реализовать такие направления работы педагога-психолога как психологическая профилактика и психологическое просвещение.

Цель психологической профилактики – осуществление мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности участников образовательного процесса и межличностных отношений, содействие в сохранении и укреплении состояния душевного равновесия учащихся и педагогов;

Цель психологического просвещения – осуществление мероприятий, направленных на распространение психологических знаний, повышение степени информированности участников образовательного процесса о психологии и возможностях психологической помощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.

Используемые формы и методы : лекции, беседы, интерактивные формы работы (деловые игры , дебаты, дискуссии и т. п.), акции, тематические вечера, КВНы, клубы и т. п., а также формы наглядного просвещения, использование Интернет-ресурсов, сайтов учреждений образования.

2. Умение определить актуальную тематику в профилактической и просветительской работе для конкретных групп учащихся, педагогов, родителей в зависимости от результатов диагностики, особенностей переживаемого социального этапа.

3. Умение реализовывать ценностно-окрашенные мероприятия для конкретных групп учащихся, учителей, родителей.

4. Умение транслировать психологическую информацию с использованием традиционных форм, передавать психологические знания и навыки на доступном уровне различным группам участников образовательного процесса (оказание помощи семье, в эффективном воспитании детей, создание благоприятного психологического климата в группах и коллективах и т. п.).

5. Умение использовать различные информационные каналы для распространения психологических знаний, в т. ч. стенную печать, средства массовой информации , общение в Интернете и т. п.

1. Умение организовывать массовую психопрофилактическую работу на первичном уровне, направленную на предупреждение любого возможного неблагополучия и обеспечение безопасности психического и психологического здоровья всех детей, развивающихся в условиях определенного образовательного пространства.

2. Умение организовывать психопрофилактическую работу на вторичном уровне, направленную на своевременное и эффективное предупреждение возможных неблагоприятных последствий «кризисов» в развитии ребенка .

3. Умение определить актуальную тематику в профилактической и просветительской работе для конкретных групп учащихся, педагогов, родителей в зависимости от результатов диагностики, особенностей переживаемого социального этапа.

4. Умение реализовывать ценностно-окрашенные мероприятия для конкретных групп учащихся, учителей, родителей и анализировать эффективность.

5. Умение транслировать психологическую информацию с использованием традиционных и интерактивных форм, передавать психологические знания и навыки на доступном уровне различным группам участников образовательного процесса (содействие адаптации и предупреждению дезадаптации, оказание помощи семье, в эффективном воспитании детей, создание благоприятного психологического климата в группах и коллективах и т. п.).

6. Умение использовать различные информационные каналы для распространения психологических знаний, в т. ч. стенную печать, средства массовой информации, общение в Интернете и т. п.

1. Умение организовывать массовую психопрофилактическую работу на первичном уровне, направленную на предупреждение любого возможного неблагополучия и обеспечение безопасности психического и психологического здоровья всех детей, развивающихся в условиях определенного образовательного пространства.

7. Умение использовать различные информационные каналы для распространения психологических знаний, в т. ч. стенную печать, средства массовой информации, общение в Интернете и т. п.

1. Умение организовывать массовую психопрофилактическую работу на первичном уровне, направленную на предупреждение любого возможного неблагополучия и обеспечение безопасности психического и психологического здоровья всех детей, развивающихся в условиях определенного образовательного пространства.

2. Умение организовывать психопрофилактическую работу на вторичном уровне, направленную на своевременное и эффективное предупреждение возможных неблагоприятных последствий «кризисов» в развитии ребенка и изменения социальной ситуации.

3. Умение организовывать третичную психопрофилактическую работу, направленную на предупреждение возможных неблагоприятных последствий индивидуального особенного развития ребенка.

4. Умение определить актуальную тематику в профилактической и просветительской работе для конкретных групп учащихся, педагогов, родителей в зависимости от результатов диагностики, особенностей переживаемого социального этапа.

5. Умение реализовывать ценностно-окрашенные мероприятия для конкретных групп учащихся, учителей, родителей и анализировать эффективность.

6. Умение транслировать психологическую информацию с использованием традиционных и интерактивных форм, передавать психологические знания и навыки на доступном уровне различным группам участников образовательного процесса (содействие адаптации и предупреждению дезадаптации, оказание помощи семье, в эффективном воспитании детей, создание благоприятного психологического климата в группах и коллективах и т. п.).

7. Умение создавать и использовать различные информационные каналы для распространения психологических знаний, в т. ч. стенную печать, средства массовой информации, общение в Интернете и т. п.

Консультативные компетенции

Данные специальные компетенции позволяют реализовать такие направления работы педагога-психолога как психологическое и психолого-педагогическое консультирование.

Цель психологического консультирования − осуществление мероприятий, направленных на содействие участнику образовательного процесса (или группе) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной деятельности.

Цель психолого-педагогического консультирования (синоним: возрастно-психологическое консультирование) − организация индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии - задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции.

Используемые методы : рациональная и разъяснительная беседа.

1. Умение вести психолого-педагогические консультации.

2. Умение консультировать по результатам диагностики.

3. Умение разрешать конфликты в детском коллективе.

4. Владение навыками психолога-консультанта, в т. ч. - активного слушания, чувствительностью к изменениям в поведении клиента, умением давать обратную связь и т. п.

1. Умение вести индивидуальные и групповые психолого-педагогические консультации.

2. Умение вести индивидуальные психологические консультации .

4. Умение разрешать конфликты в детском и педагогическом коллективах.

1. Умение вести индивидуальные и групповые психолого-педагогические консультации.

2. Умение вести индивидуальные психологические консультации.

3. Умение консультировать по результатам диагностики.

4. Умение разрешать конфликты в детском и педагогическом коллективах;

5. Умение оказывать экстремальную психологическую помощь.

6. Владение развитыми навыками психолога-консультанта, в т. ч. − активного слушания, чувствительностью к изменениям в поведении клиента, умением давать обратную связь и т. п.

7. Владение супервизорскими навыками.

Методические компетенции

Данные специальные компетенции позволяют реализовать такие направления работы педагога-психолога как методическая деятельность .

Цель методической работы педагога-психолога − организация деятельности, направленной на повышение квалификации и профессионального мастерства членов педагогического коллектива и основанная на достижениях психологической науки и практики, диагностических данных.

Используемые формы и методы : накопление и систематизация психолого-педагогической литературы, методических материалов, индивидуальные и групповые консультации по профессиональным вопросам.

1. Умение подбирать психологические методы, приемы, инструменты для образовательных программ и планов.

1. Умение осуществлять психологическую экспертизу подготовки, принятия и реализации управленческих решений .

2. Умение производить оценку и мониторинг социально-психологического климата классных коллективов и коллектива образовательного учреждения.

3. Умение оказывать психологическую поддержку в процессе организации эффективной управленческой коммуникации.

4. Умение оказывать психологическую помощь в формировании имиджа образовательного учреждения.

5. Умение работать с персоналом, в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.

Использованная литература:

1. Зимняя культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – c. 14-20.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. − 240 с.

3. Кошель компетентность как базовая категория последипломного образования // Адукацыя i выхаванне. − 2005. − № 9, с.8-15.

Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий».

Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности – один из главных этических принципов работы педагога-психолога (подробному разбору профессиональной психологической этики будет посвящен раздел 4.3 данной главы). Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например, ни одному учителю не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ аппендицита, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям ученика, уровню его умственного развития, не проводя никаких измерений. Тем самым они поступают непрофессионально, нарушают границы своей компетенции. Результатом подобных непрофессиональных суждений может быть сомнение ученика в профессиональных качествах учителя (в лучшем случае) или его неверие в собственные силы, снижение самооценки (в более серьезных случаях).

В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

1. Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение. В инструкциях к некоторым методикам (преимущественно западным) указываются требования к пользователю; А - методика не имеет ограничений для применения, В - методику могут использовать только специалисты с высшим психологическим образованием, С - методика может быть применена специалистами-психологами при условии дополнительного обучения.

Для проведения, обработки и интерпретации результатов некоторых методик (например, проективных) недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

В процессе обучения под руководством человека, квалифицированно применяющего методику в течение нескольких лет, можно научиться избегать субъективизма в оценке, соотносить полученные результаты с теоретическими концепциями, которых придерживался разработчик, и интерпретировать результаты максимально объективно. Кроме того, обучение даст возможность извлекать из результатов методики как можно больше информации.


2. Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет. В консультации существует несколько теоретических подходов. Достижение результатов зависит от того, насколько профессионально психолог применяет в своей работе теорию и разработанные на ее основе техники.

При обучении в вузе студенты получают знания, достаточные для самостоятельного проведения всех видов деятельности педагога-психолога: диагностики, обучения, индивидуального и группового консультирования, в том числе осваивают методы, основывающиеся на различных теориях, но полученные знания носят преимущественно теоретический характер. Необходимо время для того, чтобы адаптировать имеющиеся знания к практике работы в конкретной школе, с конкретными группами учеников. Начинающий психолог на подобную адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого Можно говорить о первичном профессиональном опыте. Данный процесс можно ускорить, например, постоянно работая с наставником, наблюдая за работой более опытных коллег или регулярно занимаясь рефлексией.

3. Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консулътирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена. Психология очень обширна, знать в ней одинаково хорошо все отрасли невозможно. Так же, как и в образовании, редкий учитель одинаково хорошо может обучать физике и литературе. То же самое и в психологии. Человек, специализирующийся, например, в области профориентации, может плохо разбираться в медицинской или судебной психологии, профессионал в области социальной психологии может плохо знать патопсихологию и т. д. Педагог-психолог, способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает подлинным педагогическим тактом и ни в коем случае не должен стесняться своего незнания.

Выше были описаны основные области работы педагога-психолога. Напомним, что среди них есть и коррекционная, и развивающая, и социально-педагогическая, и управленческая, и ряд других. Подчас они требуют от человека совершенно различных качеств личности. Например, доказано, что длительную индивидуальную коррекционную или развивающую работу лучше выполняют интроверты (люди, характеризующиеся обращенностыо на себя), а для культурно-просветительской или социально-педагогической работы чаще требуется противоположное качество – экстраверсия (обращенность вовне), Компетентный специалист владеет всеми видами деятельности, одними – на высоком уровне, другими – на более низком. Профессионализм педагога-психолога заключается еще и в том, что он знает свои сильные стороны, но отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностыо компетентным (или выполняет их лишь после соответствующей подготовки).

4. Принцип компетентности предполагает, что педагог-психолог будет применять психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки. Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т.е. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Не все методики и тесты психометрически проверены. Для того чтобы доказать, что методика измеряет именно данное качество (например, коэффициент интеллекта, долговременную память, темперамент и т. д.), проводят специальную, длительную и сложную проверку. Она называется психометрической (слово образовано от двух латинских корней: «псюхе» - душа и «метрос» - измерять). Психометрическая проверка показывает, насколько результаты методики устойчивы для действия посторонних факторов (например, насколько результат теста на диагностику внимания зависит от усталости человека в момент тестирования), насколько точны проводимые измерения, для каких групп людей предназначена методика, насколько ее результаты устойчивы при повторном проведении, будет ли зависеть результат, полученный при повторном проведении, от случайных факторов или он покажет прогресс человека в развитии данного качества, и ряд других показателей. Поскольку данные измерения сложны и требуют большого количества испытуемых и длительного времени, не все педагоги их проводят. Если в руководстве к методике, которую педагог-психолог собирается использовать, не указаны результаты психометрической проверки, или такое руководство отсутствует, целесообразно заменить методику на другую, более надежную, или самому провести проверку.

То же относится и к консультационным приемам и методам, Которые помогают решить проблему, стоящую перед психологом, в одном случае, и привести его к провалу – в другом. Для того чтобы избежать ошибок и неудач, связанных с неправильным использованием методов и методик работы, необходимо проводить их предварительную проверку (на себе, друзьях, знакомых детях и т. д.).

5. Еще один результат соблюдения данного принципа – отсутствие у педагога-психолога боязни совершить ошибку и быстрое исправление совершенных ошибок. Ошибки совершают все люди, даже профессионально компетентные. Но хороший специалист отличается от плохого тем, что он, во-первых, быстрее замечает свои ошибки, так как чаще использует рефлексию в своей работе, и, во-вторых, не будет упорствовать в своей ошибке и найдет способы ее исправить, даже если это грозит на какой-то момент снижением его авторитета.

6. Кроме общей компетентности, в работе педагога-психолога важна и социально-психологическая компетентность, или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист-психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора и с маленьким ребенком, и с учителем, и с родителями, и с администрацией, находит нужные слова и для того, чтобы поддержать, приободрить, и для того, чтобы отругать или объяснить что-то. Его ориентированность основана на знаниях, интуиции и опыте. Способность одинаково успешно взаимодействовать с окружающими приобретается педагогом-психологом благодаря тому, что он знает свои особенности, уверен в себе и умеет быстро понимать партнеров по общению – их манеру разговора, особенности темперамента и характера, стиль общения, что помогает ему находить убедительные для них доводы. В основе компетентности в общении лежит социальная чувствительность, общий уровень культуры человека, знание им идейных и нравственных правил и закономерностей общественной жизни.

Знание мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки) помогает формировано устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, т. е. истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности учеников, а значит, находить с ними общий язык, соблюдая нормы поведения. Педагог-психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях. В этом случае он сможет не только сам обосновано решить для себя, каких идеологических и нравственных принципов придерживаться, но и проконсультировать учеников при решении ими мировоззренческих вопросов и тем самым завоевать прочный авторитет и уважение с их стороны. К общественной жизни относятся не только структура общегосударственной и местной (областной, городской) власти, хотя знание педагогом-психологом их основ также важно, но и особенности взаимоотношений в различных социальных слоях и группах (в производственных коллективах, семье, между родственниками, друзьями, в сфере обслуживания, досуга и т. д.). Специалист, разбирающийся в структуре официальных и хитросплетениях неформальных отношений, также может оказать значительную помощь.

И общая, и коммуникативная компетентность может возрастать по мере накопления опыта и может снижаться, если человек остановился в своем развитии и использует лишь ранее накопленные знания и представления.

Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Под компетенцией понимается совокупность качеств личности, а также профессиональных знаний, умений и навыков.

Компетенции – это требования внешней и внутренней среды организации, сформулированные с учетом потребностей (ожиданий) общества и работодателей в специалистах с определенным набором характеристик. А компетентность представляет собой комплекс уже сформированных компетенций, проявляющихся в способности специалиста решать задачи и готовности к выполнению своей роли в той или иной области деятельности.

Компетентность: осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.

Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.

Следовательно, понятия «компетентность» и «компетенция» находятся в отношениях, при которых компетентность обеспечивается определенным набором компетенций.

Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции.

Специалист-профессионал - это человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей в главной сфере функционирования того учреждения, в котором он работает. Таким образом, профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Уяснив сущность профессиональной компетентности практического психолога и его профессионализма, можно перейти к вопросу о том, как же достичь ее желаемого уровня?

К решению данной проблемы авторы предлагают подход, для реализации которого следовало бы воспользоваться акмеограммой практического психолога. Разработанная акмеограмма представляет собой модель практического психолога как профессионала и отражает систему предъявляемых к нему требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение, им своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала.??????


В акмеограмме практического психолога представлены объективные и субъективные характеристики его труда. Объективные характеристики включают в себя цели и задачи. Для их реализации объективно необходимо выполнить вполне определенные функции. Следовательно, функции также относятся к объективным характеристикам труда психолога. Субъективная сторона данного труда представлена в акмеограмме через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты. Рассмотрим субъективные характеристики более подробно.

Профессиональные знания как объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения психологом желаемых результатов труда. Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.

Профессиональные умения представляют собой действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни клиента; планировать и эффективно осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в достижении намеченной цели. При этом очень существенно приобретать умения все более высокого порядка.

Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизовывать возможности и психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностиых элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда психолога.

Психологические качества практического психолога представляют собой совокупность активных элементов психологического ресурса, каждый из которых самобытно проявляется в его деятельности. Они охватывают особенности профессионального мышления и сознания, рефлексии и самооценки, целеполагания и мотивационной сферы, взаимосвязей, отношений и практических действий. Наиболее значимыми психологическими качествами практического психолога являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность.

Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе предписанной ему деятельности. Как устойчивая система отношений она выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Эта ее общая сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными при выполнении деятельностных функций диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного, консультационного, аналитического, контрольно-оценочного и иного характера.

Акмеологические инварианты практического психолога представляют собой постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.

Следует отметить, что использование акмеограммы как наиболее полного системного описания профессиональной компетентности практического психолога позволяет не только выделить ее желаемые компоненты, но и определить те из них, которые препятствуют продуктивной деятельности.

Таким образом, анализ профессиональной деятельности с использованием показателей акмеограммы позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности.

Вполне очевиден факт, что профессиональная компетентность является стержневым компонентом конкретной деятельности и труда в целом. Именно она выступает определяющим фактором в достижении желаемых результатов.

К педагогу - психологу, как специалисту предъявляется ряд требований, которым он должен соответствовать. Педагог-психолог должен быть готовым к:

1. Осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;

2. Способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;

3. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

4. Способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;

5. Осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей;

6. Разрабатывать коррекционные и развивающие программы с учетом особенностей личности;

7. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию;

8. Осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

Кроме этого, педагог-психолог должен знать:

1. Конституцию РФ.

2. Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4. Конвенцию о правах ребенка.

5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальеой защиты.

6. Общую, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую, возрастную, социальную, психологию, патопсихологию, основы психотерапии, профориентации, профессиведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования, МАСПО и т.д.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

Профессиональная этика – совокупность норм и правил (принципов), регулирующих поведение и общение людей в определенной области профессиональной деятельности.

Можно выделить следующие наиболее общие профессионально-этические принципы:

1. Принцип профессиональной компетентности – педагог-психолог должен решать только те вопросы, в которых он профессионально осведомлен, к которым теоретически и практически подготовлен;

2. Принцип благополучия потребителя – защит прав тех, кто прибегает к психологическим услугам;

3. Принцип конфиденциальности – информация, полученная педагогом-психологом в ходе работы, должна оставаться в тайне и не передаваться другим людям без согласия заинтересованного лица, за исключением, если данные сведения не представляют никакой угрозы другому человеку;

4. Принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации – предоставление только той информации, которая необходима и достаточна для решения определенных задач;

5. Принцип научной обоснованности и объективности заключается в применении только валидных и надежных методов, техник;

6. Принцип ответственности – педагог-психолог несет ответственность за организацию, ход и результаты психологического обследования, за любое решение, принимаемое относительно клиента;

7. Принцип обеспечения суверенных прав личности – добровольность участия в психологическом обследовании, право знать результаты обследования;

8. Принцип отношения и уважения к клиенту – принятие клиента таким, какой он есть;

9. Принцип не нанесения ущерба человеку (не навреди!) – деятельность педагога-психолога не должна наносить вреда личности клиента.

  • Раздел I. Учебно-профессиональная подготовка педагогов-психологов
  • Тема 1. Высшее образование и учебная деятельность студентов вуза
  • Тема 2. Профессиональное обучение педагогов-психологов в вузе
  • Раздел II. Психология как профессиональная область
  • Тема 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога
  • Тема 4. Психологическая служба в различных сферах общественной практики
  • Тема 5. Профессиональные обязанности педагога-психолога
  • Раздел III. Профессиональная компетентность психолога и этика психологической профессии
  • Тема 6. Ступени профессиональной адаптации педагога-психолога и достижение профессиональной компетентности
  • Тема 7. Психологи как профессиональная общность
  • Тема 8. Профессиональная позиция и этический кодекс деятельности психолога
  • 5.3 Тематика семинарских занятий
  • 5.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
  • 5.5. Планы проведения семинарских занятий
  • 6. Требования к уровню освоения программы и формы контроля
  • 6.1. Организация текущего контроля
  • 6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  • 7. Образовательные технологии
  • 7.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
  • 8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  • 8.1. Контролируемый результат обучения и оценочные средства
  • 8.1. Примерные темы рефератов
  • 8.3 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету
  • 8.4. Задания для письменной работы
  • 8.5. Образцы тестовых заданий
  • 8.6. Творческие задания для самостоятельной работы
  • 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • 9.1. Рекомендуемая литература
  • 9.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
  • 9.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий
  • 9.2.2. Критерии оценки итоговой формы контроля
  • 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • Модуль 2: Учебное пособие
  • 2. Общая характеристика вуза и факультета в системе высшего образования
  • 3. Особенности учебной деятельности студентов высшей школы
  • 1. Психологическое образование в России
  • 2. Подготовка психологов за рубежом
  • 3. Основные трудности усвоения психологических знаний
  • Раздел II. Психология как профессиональная область Лекция 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога
  • 1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь
  • 2. Профессиональная специализация в психологической профессии
  • Лекция 4. Психологическая служба в различных сферах общественной практики
  • 1. Психологическая служба в системе народного образования
  • 2. Психологическая служба в здравоохранении
  • 3. Психологическая служба в системе народного хозяйства и государственных учреждений
  • Лекция 5.Профессиональные обязанности педагога-психолога
  • 1. Основные профессиональные обязанности педагога-психолога
  • Виды деятельности школьного психолога (по данным зарубежных исследований)
  • Содержание деятельности школьного психолога
  • 2. Нормативы профессиональной нагрузки школьного психолога и формы документации в его работе
  • Ориентировочные нормы различных видов консультативной деятельности психолога
  • Нормативы времени работы школьного психолога
  • Раздел III. Профессиональная компетентность педагога-психолога и этика психологической профессии Лекция 6.Ступени профессиональной адаптации педагога-психолога
  • 1. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности педагога-психолога
  • 2. Ступени профессиональной адаптации педагога-психолога
  • Лекция 7.Психологи как профессиональная общность
  • 1. Психологические центры России
  • 2. Профессиональные объединения психологов
  • 3. Профессиональная периодическая печать и современные информационные технологии в работе психолога
  • Лекция 8. Профессиональная позиция и этический кодекс деятельности психолога
  • 1. Профессиональная позиция и профессиональное сознание психолога
  • Факторы, оказывающие влияние на профессиональное сгорание (по в.Е. Орел)
  • 2. Общая характеристика этического кодекса деятельности психолога
  • 2.2. Глоссарий
  • 2.3. Хрестоматия
  • Раздел I. Учебно-профессиональная подготовка психологов
  • Тема 1. Обучение студентов в высших учебных заведениях
  • Тема 2. Особенности подготовки психологов в вузе
  • Раздел II. Психология как профессиональная область.
  • Тема 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога.
  • Тема 4. Психологическая служба в различных сферах общественной практики.
  • Тема 5. Профессиональные обязанности психолога
  • 2. Рекомендации по самостоятельной работе студентов заочной формы обучения.
  • Модуль 4: Разработка и внедрение новых дидактических средств и активных методов обучения, современных форм контроля остаточных знаний
  • 1. Аттестационные педагогические измерительные материалы (апим).
  • Тестовые задания:
  • I. Высшее образование и учебная деятельность студентов
  • II. Профессиональное обучение педагогов-психологов в вузе
  • III. Основные сферы деятельности профессионального психолога
  • IV. Психологическая служба в различных сферах общественной практики
  • V. Профессиональные обязанности педагога-психолога
  • VI. Ступени профессиональной адаптации педагога-психолога и достижение профессиональной компетентности
  • VII. Психологи как профессиональная общность
  • VIII. Профессиональная позиция и этический кодекс деятельности психолога
  • Ключи к тестовым заданиям
  • 2. Конспекты занятий, проводимые в интерактивной форме (в соответствии с рабочей программой).
  • Раздел III. Профессиональная компетентность педагога-психолога и этика психологической профессии Лекция 6.Ступени профессиональной адаптации педагога-психолога

    План:

    1. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности педагога-психолога

    2. Ступени профессиональной адаптации педагога-психолога

    1. Квалификационные требования и критерии оценки деятельности педагога-психолога

    Приступив после окончания вуза к выполнению профессиональных обязанностей, педагог-психолог начинает восхождение к профессиональному мастерству. Даже имея глубокую и серьезную вузовскую подготовку, молодой специалист может встретиться на своем профессиональном пути с неожиданными для него трудностями и проблемами.

    Выполнение педагогом-психологом профессиональных обязанностей требует адекватного уровня профессиональной компетентности, которая основывается на сформированности профессионально необходимых знаний и умений, опирается на наличие опыта успешного применения этих знаний и умений в различных проблемных ситуациях профессиональной психологической работы.

    Профессионально необходимые для педагога-психолога знания и умения включают не только широкий круг теоретических концепций и подходов, профессиональных диагностических средств, психологических техник и методов работы с людьми, но и ориентировку психолога в нормах и предписаниях своей профессиональной деятельности, функциональных обязанностях и правах на рабочем месте. Квалификационные требования к деятельности педагога-психолога основываются на представлениях об основных элементах профессиональной компетентности для конкретной психологической специальности.

    Квалификационные требования в сфере психологических профессий разрабатываются на основе научного изучения профессий, системных представлений о профессиональной деятельности человека в целом. Требования к личности психолога отражены в профессиограмме этой профессии. А.К. Маркова определяет профессиограмму как научно обоснованные нормы и требования профессии к различным видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему соответствовать требованиям профессии, получать необходимые для общества результаты и, вместе с тем, создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста. В работах Е.М. Ивановой введена и содержательно обоснована целостная система организации и проведения комплексного психологического исследования профессии, включающая изучение внешних и внутренних структур профессиональной деятельности. Одним из ключевых понятий данного подхода является аналитическая профессиограмма − метод системного анализа деятельности профессионала, обеспечивающий построение ее психологической структуры. Среди множества факторов, определяющих успешность деятельности, одно из главных мест занимает субъективный образ различных этапов и элементов профессионального труда, который должен обладать свойствами адекватности, полноты, определенной степени сформированности. Аналитическая профессиограмма позволяет не только выделить профессионально важные качества специалиста той или иной сферы, но и выступает как модель психологической структуры деятельности профессионала, обеспечивающая исследование уровня сформированности профессионала, его готовности к конкретной деятельности.

    Критериями оценки профессионала на основе концепции Е.М. Ивановой могут выступать такие показатели как успешность в труде, развитие профессионального самосознания, удовлетворенность трудом и взаимоотношениями в коллективе, психофизиологическая цена труда. В настоящее время существуют критерии оценки профессиональной деятельности психолога, затрагивающие в разной степени все эти показатели, но имеющие неодинаковую меру объективности и нормативно-правовой значимости. В связи с этим, критерии оценки деятельности психолога можно сгруппировать на основании выделения субъекта оценочной деятельности, то есть на том основании, кем производится эта оценка.

    Нормативные критерии оценки деятельности психолога разрабатываются различными официальными органами, в ведении которых находятся учреждения психологической службы, рабочие места педагогов-психологов. Характеристика квалификационных требований к психологу включает требования к уровню образования психолога, в том числе и к последипломному образованию и повышению квалификации, к стажу работы по профессии, описание знаний и умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Указывается необходимость знания нормативных документов (основных законов, положений, инструкций, методических рекомендаций и т.п.), владение новыми информационными технологиями в сфере своей профессиональной деятельности.

    Официальную оценку степени квалификации психолога и его профессиональной деятельности может дать только специалист-психолог (психолог-методист отдела народного образования, специалисты факультетов, кафедр и научно-исследовательских институтов в области психологии, методические объединения педагогов-психологов, экспертные советы психологических обществ и ассоциаций). Оценка профессиональной квалификации практического психолога включает, как правило, анализ его методической и теоретической подготовки, оценку овладения практическими профессиональными методами работы. Квалификационная комиссия может давать рекомендации администрации учреждения по установлению квалификационного разряда психолога в зависимости от уровня его образования, стажа работы, владения психологическими знаниями и практическими методами.

    Помимо нормативных официальных критериев, существуют и другие, неофициальные подходы к оценке работы психолога в учреждении. Психолог оценивается со стороны администрации и своих коллег-психологов скорее не на основании должностных требований и инструкций, а по отдельным эмпирическим показателям его деятельности, значимым для работы в данной сфере.

    Администрация учреждения опирается в оценке деятельности педагога-психолога на нормативные акты и показатели, а при отсутствии их в той отрасли, к которой принадлежит организация, может разработать должностные инструкции и требования к работе психолога на основе общих положений и существующих аналогичных документов. Однако помимо нормативных критериев, со стороны руководства организации возникают, как правило, и дополнительные требования к педагогу-психологу. Дополнительные субъективные критерии оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации – это, прежде всего, различные количественные показатели его работы, которые отражены в официальных отчетах, задокументированы, имеют какую-либо материальную выраженность. В связи с этим, администрация учреждения обращает внимание на такие стороны работы педагога-психолога:

      Соответствие содержания работы педагога-психолога плану и перспективным направлениям работы организации, учреждения, в котором он трудится;

      Количество проведенных психодиагностических методик и обследованных клиентов, сотрудников;

      Разного рода выступления педагога-психолога перед работниками организации;

      Психологические мероприятия (тренинги, обучающие сессии), проведенные педагогом-психологом, и число охваченных ими сотрудников;

      Подготовленные доклады, отчеты, сообщения, рекомендации, резюме, проспекты, презентации, посвященные важным и актуальным для данного учреждения проблемам, датам, персоналиям;

      Оформленные педагогом-психологом стенды, «стенгазеты», информационные бюллетени и другие наглядные материалы.

    Данные критерии характеризуют объем работы, выполненный педагогом-психологом, в какой-то степени отражают трудовой вклад и интенсивность, напряженность труда психолога.

    Со стороны коллег-психологов, как работающих в данном учреждении, так и взаимодействующих с педагогом-психологом в рамках профессионального сообщества, оценка осуществляется, прежде всего, по качественным особенностям и результатам деятельности, таким как:

      владение профессиональными навыками практической работы с людьми: валидными психодиагностическими методиками, разного рода коррекционными и консультативными техниками и приемами, методами современной тренинговой работы в различных областях;

      уровень профессиональной теоретической подготовки: наличие базового психологического образования; тип учебного заведения, которое закончил психолог и форма его подготовки (очное, очно-заочное, заочное обучение); специальные сертификаты и дипломы послевузовской переподготовки и повышения квалификации;

      участие в научно-исследовательской работе: умение организовать и провести психологический эксперимент; владение современными методами обработки результатов психологического исследования, в том числе статистическими; количество публикаций, участие в научных семинарах, конференциях, в работе научных психологических обществ;

      личная профессиональная репутация и известность: отзывы коллег, клиентов, администрации учреждения, в котором трудится психолог.

    Психологи-профессионалы настороженно относятся к тем своим коллегам, которые считают, что являются специалистами в любом виде психологической работы, владеют всеми необходимыми психологическими методиками, берутся за решение любых психологических проблем.

    Существуют также субъективные критерии оценки собственной профессиональной деятельности и компетентности, которые основаны на сложившемся профессиональном самосознании и Я-концепции педагога-психолога, субъективном образе профессионального труда (Е.М. Иванова). Прежде всего, это оценка самим психологом результативности собственного профессионального решения психологических проблем и достижения качественных сдвигов в коррекционной и консультативной работе с людьми. Критерии такой оценки очень субъективны и изменчивы, им трудно соответствовать, поскольку результаты психологической работы могут не просматриваться непосредственно, зачастую они отдалены во времени. При этом психологи часто бывают неоправданно критичны к себе и своей работе. Поэтому педагог-психолог, как правило, оценивает себя в профессиональном отношении ниже, чем оценивают его сотрудники и коллеги. Для адекватной ориентировки в своих профессиональных возможностях и достижениях педагог-психолог должен постоянно поддерживать контакт с администрацией и коллективом работников учреждения, в котором он трудится, входить в психологическое сообщество посредством участия в различных психологических объединениях, конференциях и других мероприятиях. Это позволяет психологу получить позитивную обратную связь в отношении своей профессиональной деятельности и достижений.

    В исследовании М.И. Лукьяновой, направленном на выявление критериев эффективности деятельности школьного психолога, было выявлено, что в число значимых критериев для всех участников образовательного процесса (практических психологов школ, педагогов-психологов районных отделов образования, руководителей отделов образования и образовательных учреждений) входят показатели благоприятного психологического климата в школе (характер взаимоотношений между учителями и учениками, учителями и родителями, эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся, успешность адаптации школьников к условиям образовательного процесса, уменьшение числа конфликтных ситуаций, удовлетворенность протеканием школьной жизни), удовлетворенность учителей и учеников результатами деятельности психолога.

    Помимо этого, оценка деятельности педагога-психолога зависит от того, какую желаемую модель этой деятельности по отношению к организации имеют в виду те, кто производит оценку. С одной стороны, от психолога могут ожидать действий, соответствующих модели «психолог-помощник администрации», базирующейся на положениях когнитивной и поведенческой психологии; с другой стороны, деятельность психолога может соответствовать модели «психолог-психотерапевт», в основе которой лежат постулаты гуманистической и экзистенциальной психологии. Для каждой из этих моделей успешность деятельности психолога определяется разными критериями. В первом случае психолог как бы находится на стороне администрации, исполняет ее решения, проводит линию руководства в работе с людьми. Во втором случае психолог заведомо находится на стороне клиентов-сотрудников. Таким образом, если представления о целях деятельности психолога со стороны администрации и его самого будут не совпадать, психолог может быть оценен хотя и достаточно объективно в рамках какой-либо модели, но односторонне. Вследствие этого может возникнуть взаимное недовольство, непонимание, противоречия. Необходимо отметить, что любая организация заинтересована в психологической работе, соответствующей первой из упомянутых моделей, а сам психолог в большинстве случаев хотел бы работать в русле второй модели психологической помощи. Е.И. Вахромов считает, что описанные модели являются не конкурентными, а взаимно дополняющими. Модель «психолог-помощник администрации» может рассматриваться как базисная, а модель «психолог-психотерапевт» должна надстраиваться над базисной моделью по мере накопления опыта работы и профессионального роста психолога.

    «Карта профессиональных компетенций педагога-психолога»

    Наименование функции

    Профессионального стандарта

    Трудовые действия

    Необходимые умения

    Необходимые знания

    1.Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

    1.Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей

    1.Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований

    1.Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики (знание возрастных особенностей обучающихся всех уровней школьного образования)

    2. Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников

    2.Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся

    2.Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ

    3. Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

    3.Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ

    3.Профессиональная этика

    2.Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

    1. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

    1.Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой

    1.История и теория проектирования образовательных систем

    2. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды – 3.3 (определение уровня психологического благополучия субъектов образовательного процесса)

    2.Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации

    2.Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса

    3. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся

    3.Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

    3.Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса

    3.Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

    1.Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения – 6 (сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся)

    1.Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье

    1.Современные теории и методы консультирования

    2. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам

    2.Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (владеть технологией организции индивидуального образовательного маршрута)

    2.Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития (возрастные нормы развития обучающихся)

    3.Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося – 6 (консультирование педагогов по организации индивидуального маршрута развития одаренного обучающегося)

    3.Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности

    3.Этические нормы организации и проведения консультативной работы

    4.Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

    1.Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении

    1.Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций

    1.Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы

    2.Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации

    2.Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы

    2.Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи

    3.Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями - 4, в том числе одаренных обучающихся (участие в разработке адаптированной общеобразовательной программы образовательной организации)

    3.Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся

    3.Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (знание особенностей психического развития обучающихся с ОВЗ различной этимологии)

    5.Психологическая диагностика детей и обучающихся

    1.Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования

    2.Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

    2.Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов

    2.Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи

    3.Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся

    3.Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям

    3.Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

    6.Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

    1.Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста

    1.Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся

    1.Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

    2.Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

    2.Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

    2.Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

    3.Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

    3.Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры

    3.Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

    7.Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

    1.Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся

    1.Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации !. планов проведения коррекционн

    1.Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций

    2.Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер

    2.Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе

    2.Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи

    3. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

    3.Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды – (3.4)

    3.Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды

    8.Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    1.Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    1.Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    1.Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    2.Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)

    2.Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    2.Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    3.Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    3.Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    3.Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    9.Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    1.Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей

    1.Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации

    1.Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов

    2.Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    2.Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе

    2.Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе

    3.Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни

    3.Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность

    3.Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов

    10.Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    1.Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    1.Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов

    1.Современные технологии и методы консультирования

    2.Консультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам

    2.Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

    2.Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования

    3.Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

    3.Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

    2.Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития

    11.Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    1.Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения

    1.Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия

    1.Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы

    2.Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации

    Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях

    2.Теория психологической коррекции

    3.Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям

    3.Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации)

    3.Методы и приемы индивидуальной психокоррекции

    12.Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    1.Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы

    1.Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося

    1.Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования

    2.Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    2.Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов

    2.Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи

    3.Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

    3.Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям

    3.Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики