Тесты по биологии 5 фгос пономарева

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тесты являются составной частью учебно-методического комплекта к школьным учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина "Биология. Введение в биологию. 5 класс" линий "Живой организм" и "Сфера жизни". В пособии содержатся разные по форме тестовые задания, направленные на активизацию и закрепление умений и навыков учащихся по биологии, а также тестовые задания, составленные в формате ГИА и ЕГЭ, которые позволят оценить степень усвоения учебного материала учеником, постепенно готовиться к итоговой аттестации и экзамену. В пособии даны ответы ко всем тестовым заданиям. Тесты составлены в соответствии с утвержденной учебной программой для общеобразовательных учебных заведений и предназначены для работы учащихся, как в классе, так и дома.

Примеры.

Растения способны к ограниченным движениям. Стебель душистого горошка обвивается вокруг опоры - это пример движения растений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Верны ли следующие утверждения?
Между организмом собаки и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии. Обмен веществ характерен только для животных.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Верны ли следующие утверждения?
Все живые организмы многоклеточны.
Растения образуют питательные вещества, используя энергию света.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) неверны оба суждения

Выберите три верных утверждения. Лягушка, как животное, способна
1) активно передвигаться
2) неограниченно расти всю жизнь
3) захватывать добычу
4) образовывать питательные вещества на свету
5) размножаться
6) превращаться в кристалл

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ 5
1. Что такое живой организм 5
2. Наука о живой природе 10
3. Методы изучения природы 13
4. Увеличительные приборы 16
5. Живые клетки 19
6. Химический состав клетки 22
7. Вещества и явления в окружающем мире* 28
8. Великие естествоиспытатели 32
Что мы узнали из раздела 35
ЧАСТЬ 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 38
9. Как развивалась жизнь на Земле 38
10. Разнообразие живого 41
11. Бактерии 44
12. Грибы 47
13. Водоросли 52
14. Мхи 56
15. Папоротники 59
16. Голосеменные растения 62
17. Покрытосеменные (цветковые) растения 65
18. Значение растений в природе и жизни человека 68
19. Простейшие 71
20. Беспозвоночные 75
21. Позвоночные 79
22. Значение животных в природе и жизни человека 83
Что мы узнали из раздела 86
ЧАСТЬ 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 89
23. Три среды обитания 89
24. Жизнь на разных материках 92
25. Природные зоны Земли 94
26. Жизнь в морях и океанах 98
Что мы узнали из раздела 101
ЧАСТЬ 4. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 106
27. Как человек появился на Земле 106
28. Как человек изменил Землю 109
29-30. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? 113
31. Здоровье человека и безопасность жизни 116
Что мы узнали из раздела 119
ОТВЕТЫ 121.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Тесты по биологии, 5 класс, Воронина Г.А., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗА КУРС 5 КЛАССА

Вариант 1

Наука о живой природе называется

1) география 2) физика 3) химия 4) биология

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Биология изучает

1) космос 2) строение Земли 3) живые организмы 4) вещества

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В наземно-воздушной среде обитают

1) дельфин 2) олень 3) медуза 4) крот

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В водной среде обитают

1) акула 2) дождевой червь 3) утка 4) заяц

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Самым простым увеличительным прибором является

1) лупа 2) микроскоп 3) телескоп 4) тубус

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Увеличительным прибором является

1) предметный столик 2) микроскоп 3) тубус 4) штатив

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Органы растений увеличиваются в размерах благодаря

1) образованию межклетников 2) делению и росту клеток

3) разрушению клеточных стенок 4) накоплению минеральных солей

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Деление клеток обеспечивает растениям их

1) рост 2) питание 3) дыхание 4) движение

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Характерным признаком бактерий является

1) отсутствие ядра 2) отсутствие цитоплазмы 3) наличие цитоплазмы

4) наличие ядра

10 ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Бактериальная спора- это

1) клетка бактерии в период размножения

2) приспособление к неблагоприятным условиям среды

3) органоид бактериальной клетки

4) приспособление к размножению

11 ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

У грибов в отличии от бактерий в клетках есть

1) клеточная оболочка 2) пластиды 3) цитоплазма 4) ядро

12. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

У грибов, как и у бактерий нет

1) пластид 2) цитоплазмы 3) клеточной оболочки 4) ядра

Растения необходимо охранять, так как они

1) поглощают воду из почвы 2) выделяют углекислый газ

3) выделяют кислород 4) поглощают минеральные соли из почвы

14ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Растения необходимо охранят, так как они

1) поглощают из почвы минеральные вещества 2) служат пищей хищникам

3) служат пищей растительноядным животным 4) поглощают из почвы воду

У мхов имеются органы

1) цветки 2) корни 3) стебли и листья 4) семена

Размножение мхов связано с:

1) ветром 2) насекомыми-опылителями 3) водой 4) насекомыми-вредителями

17 ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1) имеющие цветки, но не образующие плоды

2) не имеющие цветков, но образующие семена из семяпочек

3) не имеющие цветков, но образующие плода

4) размножаются спорами из шишек

18. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1)листья изменены в иголки 2) имеются семена

3) семена лежат открыто на чешуйках 4) семена находятся в сухих плодах

    ВЫБЕРИТЕ ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА

1) физика 2) зоология 3) химия 4) ботаника 5) география 6) анатомия

    ВЫБЕРИТЕ ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА

1) горные породы 2) животные 3) вода 4) грибы 5) минералы 6) бактерии

Вариант 2

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Наука, изучающая растения называется

1) ботаника 2) зоология 3) анатомия 4) микология

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Наука, изучающая животных называется

1) зоология 2) ботаника 3) анатомия 4) экология

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Средой обитания рыб, раков, китов является

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Средой обитания дождевых червей, кротов, медведок является

1) сельская среда 2) водная среда 3) наземно-воздушная среда 4) почвенная среда

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Зрительная трубка микроскопа называется

1) объектив 2) окуляр 3) тубус 4) штатив

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Объектив микроскопа находится

1) на нижнем конце тубуса 2) под предметным столиком

3) на верхнем конце тубуса 4) на предметном столике

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Делению клеток предшествует деление её

1) вакуолей 2) пластид 3) клеточной оболочки 4) ядра

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Передача наследственной информации клети обеспечивается

1) хромосомами 2) цитоплазмой 3) вакуолями 4) клеточной оболочкой

9..ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Неблагоприятные условия бактерии переносят в состоянии

1) цисты 2) споры 3) органоида 4) зиготы

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Организмы, не имеющие оформленного ядра, являются

1) Водорослями 2) мхами 3) бактериями 4) папоротниками

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Грибы относятся к организмам

1) безъядерным 2) до ядерным 3) ядерным 4) неклеточным

12. .ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Оболочки клеток грибов содержат

1)Целлюлозу 2) хитин 3) белки 4) жиры

13. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К многолетним растениям относят

1) дуб 2) горох 3) рожь 4) картофель

14. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

К однолетним растениям относят

1) береза 2) пшеница 3) тополь 4) ель

15. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Мхи широко распространены на Земле, так как они

1) небольшого размера 2) размножаются с помощью воды

3) не имеют листьев и стеблей 4) не переносят яркий свет

16.ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Мхи отличаются от других растений тем, что имеют

1) листья и корни 2) стебли, листья и ризоиды 3) семена 4) цветки и плоды

17.ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1) шишек 2) вай 3) хвои 4) мелких листочков

18 ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1) деревья и кустарники 2) кустарники и травы 3) деревья 4) деревья и травы

19. ВЫБЕРИТЕ ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА

Биологическими науками являются

1) физика 2) зоология 3) ботаника 4) химия 5) анатомия 6) география

20.ВЫБЕРИТЕ ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА

Царствами живых организмов являются

1) грибы 2) животные 3) вода 4) бактерии 5) минералы 6) горные породы

КЛЮЧ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ ПО ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

ВАРИАНТ №1

ВАРИАНТ №2

20.04.2016 19:05

Тест - контроль по ФГОС ООО. Биология - наука о живом мире, 5 класс

Дидактический материал по биологии. Тест - контроль по ФГОС ООО.

Современные требования к уроку биологии в условиях реализации ФГОС ООО повышают значимость актуализации знаний в начале изучения данного курса в 5 классе. Новые подходы к организации учебного процесса дают возможность решать проблему мотивации к изучению биологии. Мною разработан дидактический материал, позволяющий быстро и объективно оценить знания учащихся по теме «Биология - наука о живом мире». Предлагаю несколько единообразных вариантов с разноуровневыми заданиями. Такая форма работы поможет учащимся в подготовке к ОГЭ. Система оценивания выполнения работы прилагается.

Биология 5 класс. Тест - контроль № 1.

Биология - наука о живом мире.

Вариант № 1

3. Биология

4. География

1. Активное передвижение

1. Цитоплазма

3. Вакуоль

4. Клеточная стенка

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

А) минеральные соли

Г) углеводы

Биология - наука о живом мире.

Вариант № 2

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Сравнение

4. Моделирование

А3. Гемоглобин - это …

1. Углевод

3. Белок крови

1. Хромосомы

2. Хлоропласты

3. Ядрышко

4. Вакуоль

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

А) обмен веществ и энергии

Б) раздражимость

В) сократимость

Г) размножение

Д) поглощение световых лучей

Биология. 5 класс. Тест - контроль №1.

Биология - наука о живом мире.

Вариант № 3

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

1. Оболочка

2. Вакуоль

4. Хромосомы

1. Наличие в муке белков

4. Наличие в муке жиров

2. Предметный столик

3. Зеркало

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

1. Вакуоль

2. Мембрана

Б. клеточный сок

Г. обеспечение прочности

С2. Докажите, что растение - живой организм.

5 класс. Тест - контроль №1.

Биология - наука о живом мире.

Вариант № 4

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

1. Цитоплазма

3. Вакуоль

4. Клеточная стенка

А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Промыли кусочек теста в сосуде с водой, в марле осталась клейкая тягучая масса - клейковина.

1. Наличие в муке белков

2. Наличие в муке минеральных солей

3. Наличие в муке углеводов - крахмала

4. Наличие в муке жиров

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

А) покровная

Б) мышечная

В) нервная

Г) соединительная

Д) проводящая

Е) механическая

Биология. 5 класс. Тест - контроль №1.

Биология - наука о живом мире.

Вариант № 5

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микробиология

1. Штатив и винт

2. Объектив и окуляр

1. Наличие в семенах белков

3. Наличие в семенах углеводов - крахмала

4. Наличие в семенах жиров

А4. Орнитолог - это биолог, изучающий:

1. Насекомых

4. Лягушек

1. Аристотель

2. В.И.Вернадский

3. Н.И.Вавилов

4. Ч.Дарвин

Б) хлоропласты

В) вакуоль

Г) цитоплазма

Д) клеточная стенка

Е) клеточная мембрана

Биология. 5 класс. Тест - контроль №1.

Биология - наука о живом мире.

Вариант № 6

А1. Наука о живой природе носит название:

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

А2. Клетка - живая, так как она:

1. Покрыта оболочкой

3. Дышит и питается

4. Является единицей строения

5. Наличие в семенах белков

7. Наличие в семенах углеводов - крахмала

8. Наличие в семенах жиров

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Описание

4. Моделирование

1. Аристотель

2. В.И.Вернадский

3. Н.И.Вавилов

4. Ч.Дарвин

А) покровная

Б) мышечная

В) нервная

Г) соединительная

Д) проводящая

Е) механическая

Биология. 5 класс.

Биология - наука о живом мире.

Уровень А.

По вертикали: вариант,

Уровень В и С

1 вариант

С1 - Орган

2 вариант

С2 - Клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Основной функцией клеточной мембраны является поступление веществ в клетку.

3 вариант

В - 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г

С1 - Ткань

4 вариант

С1 - Наблюдение

С2 - клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Цитоплазма -это часть клетки, в которой расположены органоиды.

5 вариант

С1 - Организм

6 вариант

С1 - Цитоплазма

Распашка земель,

Сведение лесов,

Строительство городов,

Браконьерство и т.д.

1-5 задание уровень А - 1 балл

В1 уровень В - 2 балла

С1 уровень С - 2 балла

С2 уровень С - з балла

12 - 10 баллов - оценка «5»

9 - 8 баллов - оценка «4»

7 - 5 баллов - оценка «3»

Менее 5 баллов - оценка «2»

Просмотр содержимого документа
«Тест по биологии ФГОС 5 класс (6 вариантов)»

Тест – контроль по ФГОС ООО. Биология – наука о живом мире, 5 класс

Дидактический материал по биологии. Тест – контроль по ФГОС ООО.

Современные требования к уроку биологии в условиях реализации ФГОС ООО повышают значимость актуализации знаний в начале изучения данного курса в 5 классе. Новые подходы к организации учебного процесса дают возможность решать проблему мотивации к изучению биологии. Мною разработан дидактический материал, позволяющий быстро и объективно оценить знания учащихся по теме «Биология – наука о живом мире». Предлагаю несколько единообразных вариантов с разноуровневыми заданиями. Такая форма работы поможет учащимся в подготовке к ОГЭ. Система оценивания выполнения работы прилагается.

Биология 5 класс. Тест – контроль № 1.

Биология – наука о живом мире.

Вариант № 1

А1. Наука о живой природе носит название:

3. Биология

4. География

А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:

1. Активное передвижение

2. Дыхание, питание, рост, размножение

3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей

4. Образование органических веществ из неорганических

А3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:

1. Цитоплазма

3. Вакуоль

4. Клеточная стенка

А4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …

1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке

2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке

3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре

4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центре

А5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

В1. К органическим веществам клетки относят:

А) минеральные соли

Г) углеводы

С1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает особым строением называют …….

С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.

Биология – наука о живом мире.

Вариант № 2

А1. Наука о растениях носит название:

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Сравнение

4. Моделирование

А3. Гемоглобин – это …

1. Углевод

3. Белок крови

А4. Название наследственного материала в ядре клетки:

1. Хромосомы

2. Хлоропласты

3. Ядрышко

4. Вакуоль

А5. Имя учёного, который создал первую систему ботанических понятий:

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

В1. Выберите признаки живых организмов:

А) обмен веществ и энергии

Б) раздражимость

В) сократимость

Г) размножение

Д) поглощение световых лучей

С1. Как определить увеличение микроскопа?

С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.

Биология – наука о живом мире.

Вариант № 3

А1. Наука о животных носит название:

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

А2. В старой клетке хорошо заметны …

1. Оболочка

2. Вакуоль

4. Хромосомы

А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Немного муки размешали в воде, добавили две капли йода. Мучная смесь окрасилась в синий цвет.

1. Наличие в муке белков

2. Наличие в муке минеральных солей

4. Наличие в муке жиров

А4. Назовите главную часть микроскопа:

2. Предметный столик

3. Зеркало

А5. Имя учёного, который создал классификацию организмов:

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

В1. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками:

1. Вакуоль

2. Мембрана

4. Клеточная стенка А. деление клетки

Б. клеточный сок

В. поступление веществ в клетку

Г. обеспечение прочности

С1. Группу клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение называют ……

С2. Докажите, что растение – живой организм.

5 класс. Тест – контроль №1.

Биология – наука о живом мире.

Вариант № 4

А1. Наука о грибах носит название:

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

А2. Часть клетки, содержащая клеточный сок:

1. Цитоплазма

3. Вакуоль

4. Клеточная стенка

А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Промыли кусочек теста в сосуде с водой, в марле осталась клейкая тягучая масса – клейковина.

1. Наличие в муке белков

2. Наличие в муке минеральных солей

3. Наличие в муке углеводов – крахмала

4. Наличие в муке жиров

А4. Каким образом можно рассмотреть клетки в кожице лука?

1. Рассмотреть кожицу невооружённым глазом

2. Рассмотреть кожицу с помощью лупы

3. Сделать микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом

4. Сделать микропрепарат и рассмотреть его в лупу

А5. Имя учёного, который объяснил причины многообразия живых организмов:

1. Аристотель

2. Теофраст

3. К.Линней

4. Ч.Дарвин

В1. Перечислите растительные ткани:

А) покровная

Б) мышечная

В) нервная

Г) соединительная

Д) проводящая

Е) механическая

С1. Метод изучения природы, при котором используют микроскоп, называется ……

С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет цитоплазма?

Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.

Биология – наука о живом мире.

Вариант № 5

А1. Наука о бактериях носит название:

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микробиология

А2. Назовите части тубуса микроскопа:

1. Штатив и винт

2. Объектив и окуляр

3. Предметный столик и зеркало

4. Предметный столик и объектив

А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Семена раздавили на листе бумаги, образовалось масляное пятно.

1. Наличие в семенах белков

2. Наличие в семенах минеральных солей

3. Наличие в семенах углеводов – крахмала

4. Наличие в семенах жиров

А4. Орнитолог – это биолог, изучающий:

1. Насекомых

4. Лягушек

А5. Имя учёного, который создал учение о биосфере:

1. Аристотель

2. В.И.Вернадский

3. Н.И.Вавилов

4. Ч.Дарвин

В1. Перечислите основные части клетки:

Б) хлоропласты

В) вакуоль

Г) цитоплазма

Д) клеточная стенка

Е) клеточная мембрана

С1. Живое существо, которое обладает обменом веществ и энергии, ростом, развитием, размножением, называют - ……

С2. Перечислите процессы жизнедеятельности клетки.

Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.

Биология – наука о живом мире.

Вариант № 6

А1. Наука о живой природе носит название:

1. Ботаника

2. Зоология

3. Биология

4. Микология

А2. Клетка – живая, так как она:

1. Покрыта оболочкой

2. Видна только в световой микроскоп

3. Дышит и питается

4. Является единицей строения

А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. В пробирке сожгли семена, осталась зола.

5. Наличие в семенах белков

6. Наличие в семенах минеральных солей

7. Наличие в семенах углеводов – крахмала

8. Наличие в семенах жиров

А4. Метод изучения природы, применяемый в лаборатории с использованием компьютера:

1. Наблюдение

2. Эксперимент

3. Описание

4. Моделирование

А5. Имя учёного, который определил центры происхождения культурных растений:

1. Аристотель

2. В.И.Вернадский

3. Н.И.Вавилов

4. Ч.Дарвин

Часть В: В1. Перечислите животные ткани:

А) покровная

Б) мышечная

В) нервная

Г) соединительная

Д) проводящая

Е) механическая

С1. Под оболочкой расположено жидкое вещество - ……..

С2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов? (Приведите не менее 3х примеров).

Ответы на контрольную работу №1.

Биология. 5 класс.

Биология – наука о живом мире.

Уровень А.

По вертикали: вариант,

По горизонтали: номер вопроса.

Уровень В и С

1 вариант

С1 - Орган

С2 - Методы в природе: наблюдение, описание, измерение.

Методы в лаборатории: наблюдение, эксперимент, моделирование

2 вариант

С1 - Увеличение объектива умножить на увеличение окуляра

С2 – Клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Основной функцией клеточной мембраны является поступление веществ в клетку.

3 вариант

В - 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г

С1 - Ткань

С2 - Живой организм: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение, раздражимость

4 вариант

С1 – Наблюдение

С2 – клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Цитоплазма -это часть клетки, в которой расположены органоиды.

5 вариант

С1 - Организм

С2 - Процессы жизнедеятельности клетки: обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение), рост, размножение (деление)

6 вариант

С1 - Цитоплазма

С2 - Примеры гибели живых организмов в результате деятельности человека:

Распашка земель,

Сведение лесов,

Строительство городов,

Браконьерство и т.д.

Система оценивания контрольной работы:

1-5 задание уровень А – 1 балл

В1 уровень В – 2 балла

С1 уровень С – 2 балла

С2 уровень С – з балла

12 – 10 баллов - оценка «5»

9 – 8 баллов - оценка «4»

7 – 5 баллов - оценка «3»

Менее 5 баллов - оценка «2»

Дидактический материал по биологии. Тест – контроль по ФГОС ООО. Биология – наука о живом мире.

Современные требования к уроку биологии в условиях реализации ФГОС ООО повышают значимость актуализации знаний в начале изучения данного курса в 5 классе. Новые подходы к организации учебного процесса дают возможность решать проблему мотивации к изучению биологии. Мною разработан дидактический материал, позволяющий быстро и объективно оценить знания учащихся по теме «Биология – наука о живом мире». Предлагаю несколько единообразных вариантов с разноуровневыми заданиями. Такая форма работы поможет учащимся в подготовке к ОГЭ. Система оценивания выполнения работы прилагается.

Биология 5 класс. Тест – контроль № 1.

Вариант № 1

Часть А

1. Физика
2. Химия
3. Биология
4. География
А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:
1. Активное передвижение
2. Дыхание, питание, рост, размножение
3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей
4. Образование органических веществ из неорганических
А3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:
1. Цитоплазма
2. Ядро
3. Вакуоль
4. Клеточная стенка
А4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …
1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке
2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке
3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре
4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центре
А5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. К органическим веществам клетки относят:
А) минеральные соли
Б) жиры
В) белки
Г) углеводы
Д) воду
Е) зола

Часть С
С1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает особым строением называют …….
С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.


Биология – наука о живом мире.
Вариант № 2

Часть А
А1. Наука о растениях носит название:
1. Ботаника
2. Зоология
3. Биология
4. Микология
А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:
1. Наблюдение
2. Эксперимент
3. Сравнение
4. Моделирование
А3. Гемоглобин – это …
1. Углевод
2.
3. Белок крови
4. жир
А4. Название наследственного материала в ядре клетки:
1. Хромосомы
2. Хлоропласты
3. Ядрышко
4. Вакуоль
А5. Имя учёного, который создал первую систему ботанических понятий:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Выберите признаки живых организмов:
А) обмен веществ и энергии
Б) раздражимость
В) сократимость
Г) размножение
Д) поглощение световых лучей
Часть С
С1. Как определить увеличение микроскопа?
С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.
Биология – наука о живом мире.
Вариант № 3

Часть А
А1. Наука о животных носит название:
1. Ботаника
2. Зоология
3. Биология
4. Микология
А2. В старой клетке хорошо заметны …
1. Оболочка
2. Вакуоль
3. Ядро
4. Хромосомы
А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Немного муки размешали в воде, добавили две капли йода. Мучная смесь окрасилась в синий цвет.
1. Наличие в муке белков


4. Наличие в муке жиров
А4. Назовите главную часть микроскопа:
1. Тубус
2. Предметный столик
3. Зеркало
4. Штатив
А5. Имя учёного, который создал классификацию организмов:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками:
1. Вакуоль
2. Мембрана
3. Ядро
4. Клеточная стенка А. деление клетки
Б. клеточный сок
В. поступление веществ в клетку
Г. обеспечение прочности

Часть С
С1. Группу клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение называют ……
С2. Докажите, что растение – живой организм.

5 класс. Тест – контроль №1.
Биология – наука о живом мире.
Вариант № 4

Часть А
А1. Наука о грибах носит название:
1. Ботаника
2. Зоология
3. Биология
4. Микология
А2. Часть клетки, содержащая клеточный сок:
1. Цитоплазма
2. Ядро
3. Вакуоль
4. Клеточная стенка
А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Промыли кусочек теста в сосуде с водой, в марле осталась клейкая тягучая масса – клейковина.
1. Наличие в муке белков
2. Наличие в муке минеральных солей
3. Наличие в муке углеводов – крахмала
4. Наличие в муке жиров
А4. Каким образом можно рассмотреть клетки в кожице лука?
1. Рассмотреть кожицу невооружённым глазом
2. Рассмотреть кожицу с помощью лупы
3. Сделать микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом
4. Сделать микропрепарат и рассмотреть его в лупу
А5. Имя учёного, который объяснил причины многообразия живых организмов:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Перечислите растительные ткани:
А) покровная
Б) мышечная
В) нервная
Г) соединительная
Д) проводящая
Е) механическая

Часть С
С1. Метод изучения природы, при котором используют микроскоп, называется ……
С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет цитоплазма?

Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.
Биология – наука о живом мире.
Вариант № 5

Часть А
А1. Наука о бактериях носит название:
1. Ботаника
2. Зоология
3. Биология
4. Микробиология
А2. Назовите части тубуса микроскопа:
1. Штатив и винт
2. Объектив и окуляр
3. Предметный столик и зеркало
4. Предметный столик и объектив
А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Семена раздавили на листе бумаги, образовалось масляное пятно.
1. Наличие в семенах белков
2. Наличие в семенах минеральных солей
3. Наличие в семенах углеводов – крахмала
4. Наличие в семенах жиров
А4. Орнитолог – это биолог, изучающий:
1. Насекомых
2. Червей
3. Птиц
4. Лягушек
А5. Имя учёного, который создал учение о биосфере:
1. Аристотель
2. В.И.Вернадский
3. Н.И.Вавилов
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Перечислите основные части клетки:
А) ядро
Б) хлоропласты
В) вакуоль
Г) цитоплазма
Д) клеточная стенка
Е) клеточная мембрана

Часть С
С1. Живое существо, которое обладает обменом веществ и энергии, ростом, развитием, размножением, называют - ……
С2. Перечислите процессы жизнедеятельности клетки.

Биология. 5 класс. Тест – контроль №1.
Биология – наука о живом мире.
Вариант № 6

Часть А
А1. Наука о живой природе носит название:
1. Ботаника
2. Зоология
3. Биология
4. Микология
А2. Клетка – живая, так как она:
1. Покрыта оболочкой
2. Видна только в световой микроскоп
3. Дышит и питается
4. Является единицей строения
А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. В пробирке сожгли семена, осталась зола.
5. Наличие в семенах белков
6. Наличие в семенах минеральных солей
7. Наличие в семенах углеводов – крахмала
8. Наличие в семенах жиров
А4. Метод изучения природы, применяемый в лаборатории с использованием компьютера:
1. Наблюдение
2. Эксперимент
3. Описание
4. Моделирование
А5. Имя учёного, который определил центры происхождения культурных растений:
1. Аристотель
2. В.И.Вернадский
3. Н.И.Вавилов
4. Ч.Дарвин
Часть В: В1. Перечислите животные ткани:
А) покровная
Б) мышечная
В) нервная
Г) соединительная
Д) проводящая
Е) механическая

Часть С
С1. Под оболочкой расположено жидкое вещество - ……..
С2. Почему хозяйственная деятельность человека часто приводит к гибели живых организмов? (Приведите не менее 3х примеров).
Ответы на контрольную работу №1.
Биология. 5 класс.
Биология – наука о живом мире.

Уровень А.
По вертикали: вариант,
По горизонтали: номер вопроса.

1 2 3 4 5
1 3 2 2 4 1
2 1 1 3 1 2
3 2 2 3 1 3
4 4 3 1 3 4
5 4 2 4 3 2
6 3 3 2 4 3
Уровень В и С
1 вариант

В - Б, В, Г
С1 - Орган
С2 - Методы в природе: наблюдение, описание, измерение.
Методы в лаборатории: наблюдение, эксперимент, моделирование
2 вариант
В - А, Б, Г
С1 - Увеличение объектива умножить на увеличение окуляра
С2 – Клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Основной функцией клеточной мембраны является поступление веществ в клетку.
3 вариант
В - 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г
С1 - Ткань
С2 - Живой организм: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение, раздражимость
4 вариант
В - А, Д, Е
С1 – Наблюдение
С2 – клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Цитоплазма -это часть клетки, в которой расположены органоиды.
5 вариант
В - А, Г, Е
С1 - Организм
С2 - Процессы жизнедеятельности клетки: обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение), рост, размножение (деление)
6 вариант
В - Б, В, Г
С1 - Цитоплазма
С2 - Примеры гибели живых организмов в результате деятельности человека:
- распашка земель,
- сведение лесов,
- строительство городов,
- браконьерство и т.д.

ГИА, 2015, Вариант №5

А1.Изучением ископаемых останков организмов занимается наука

1.палеонтология 2.геология 3.археология 4.микология

А2.К эукариотическим организмам относят

1.гриб мукор 2.туберкулёзную палочку 3.сенную палочку 4.вирус кори

А3.Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

1.группы делящихся клеток 2.спор 3.отдельных живых клеток 4.множественных колоний

А4.исключите лишнее понятие

1.аппарат Гольджи 2.рибосомы 3.митохондрии 4.клеточный сок

А5.Митохондрии по своим функциям сравнимы с

1.насосом 2.транспортной системой 3.системой очистки 4.аккмулятором

А6.Границей между внутренней средой гидры и внешней средой является

1.энтодерма 2.мезоглея 3.эктодерма 4.кишечная полость

А7.Гидра восстанавливает потерянное в борьбе щупальце за счёт деления клеток

1.стрекательных 2.промежуточных 3.эпителиально – мускульных 4.нервных

А8.О происхождении человека от общих предков с другими хордовыми свидетельствует

1.способность к добыванию огня 2.способность к созидательному труду

3.наличие жаберных щелей у зародыша 4.наличие безусловных рефлексов

А9.гаметы у человека образуются в результате

1.митоза 2.удвоения хромосом 3.мейоза 4.деления соматических клеток

А10.Синапсом называется

1.отросток нейрона 2.контакт между нейронами 3.нервный узел 4.нервное скопление

А11.К мозговой части черепа относится

1.лобная, теменные и затылочные кости 2.теменные, скуловые и височные кости

3.верхнечелюстная, носовая и скуловые кости 4.нижнечелюстная, скуловые и височные кости

А12.Объём крови в теле взрослого человека в среднем составляет

    5литров 2) 7 литров 3) 4 литра 4) 10 литров

А13.Наиболее важной функцией лимфатической системы является

1.выделение продуктов распада

2.транспорт кислорода и углекислого газа

3.синтез органических соединений

4.возвращение питательных веществ в кровь, иммунная защита организма

А14.Максимальной энергетической ценностью обладает

1.говядина 2.сыр 3.сахар 4.масло

А15.1.водород и кислород 2.вода и углекислый газ 3.углерод и вода 4.крахмал и глюкоза

А16.Какими участками нервной системы человека воспринимаются внешние раздражения

1.рецепторами 2.вставочными нейронами мозга 3.нервными центрами 4.корой головного мозга

А17.Условные рефлексы не вырабатываются, если

1.отсутствует безусловный раздражитель 2.у человека парализованы нижние отделы туловища

3.ребёнку меньше года 4.ребёнку от 2 до 3 лет

А18.Какая травма показана на рисунках а и б ?

1.открытый перелом плечевой кости

2.закрытый перелом плечевой кости

3.вывих плечевого сустава

4.растяжение связок плечевого сустава

А19.Загрязнение ран на коже землёй смертельно опасно потому, что

1.могут попасть яйца глистов 2.прекращается доступ воздуха к ране

3.может возникнуть заражение крови 4.нарушение свёртывание крови

А20.выберите правильное утверждение

1.биогеоценоз – это совокупность растений или животных

2.у всех биогеоценозов круговорот веществ одинаковый

3.биогеоценозы никогда не меняются

4.биогеоценозы способны к саморегуляции

А21.Укажите правильно составленную пищевую цепь

1.растительный опад → бактерии → крот → дождевой червь

2.крот → дождевой червь → растительный опад → бактерии

3.бактерии → черви → растительный опад → кроты

4.растительный опад → дождевой червь → крот → бактерии

А22.на гистограмме показано количество эритроцитов в 1 мм 3 крови разных животных. У некоторых животных эритроциты могут накапливать воду? У кого из животных такое свойство развито лучше, чем у других?

1
.у лошади

2.у карася

3.у верблюда

4.у собаки

А23.Между биологическими процессами и структурами, их осуществляющими существует определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице

1.лизосома 2.аппарат Гольджи 3.рибосома 4.хромосома

А24.Верны ли следующие суждения о циклах развития растений?

А) У мохообразных гаметофитов является коробочка со спорами

Б) Гаметофитом папоротников является заросток

1.верно только А 2.верно только Б 3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны

Часть2

При выполнении задания В1. Выберите три правильных ответа. Запишите цифры по возрастанию.

В1.Выберите признаки образовательной ткани растения

1.образована мёртвыми клетками 4.обеспечивает рост растения в длину

2.проводит воду и минеральные соли 5.образует запас питательных веществ

3.образована делящимися клетками 6.расположена в верхушках корней, стебля

В2. Установите соответствие между признаком семейства и его названием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры ответов.

А) плод зерновка Б) плод семянка В) соцветие колос

Г) соцветие корзинка Д) пестик имеет перистое рыльце

Е) цветки язычковые и трубчатые

1.Семейство Злаки (рожь)

2.Семейство Сложноцветные

В3.Определите правильную последовательность стадий в развитии мха Кукушкин лён, начиная со споры

1.зелёная нить 2.спора 3.спорофит 4.гаметофит 5.зигота

В4.Вставьте в текст «Инфузория» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.. Запишите получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в таблицу.

Инфузории разнообразны по форме тела, которое отграничено от внешней среды______ (А). Тело покрыть рядом _________(Б), с помощью которых инфузории плавают. У инфузорий имеется большое и маленькое_______ (В), рот и глотка, а также сократительные ______(Г) и место удаления остатков пищи _____(Д). Большинство инфузорий питается органическими остатками, бактериями, водорослями.

Перечень терминов: 1.клеточная стенка 2.клеточная мембрана 3.жгутики 4.реснички 5.ядра

6.нити 7.вакуоли 8.порошица

В5.рассмотрите рисунок гороха посевного. Охарактеризуйте вегетативные органы этого растения по следующему плану: тип корневой системы; тип побега по направлению роста; тип листа по числу листовых пластинок; тип листорасположения; пит побега по длине междоузлий.

А.Тип корневой системы

1.стержневая

2.мочковатая

Б) Тип побега по направлению роста В)Тип листа по числу листовых пластинок



1.перистосложный 2.тройчатый 3.пальчатосложный 4.простой

Г) Тип листорасположения


В6.Какие признаки можно обнаружить, используя приведённый рисунок красавки белладонны? запишите в ответе нужную последовательность из трёх цифр в порядке возрастания.

1.верхние листья расположены попарно

2.листья яйцевидно-продолговатые, заострённые

3.цветки пазушные, на цветоножках

4.плод-ягода чёрная, блестящая

5.очень ядовито

6.чашелистиков шесть

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер варианта. Затем номер выполняемого вами задания (С1 и т.д.) и ответ к нему.

С1.По каким основаниям плоских червей разделили на классы?

Прочитайте текст «Медуза ушастая ( Aurelia aurita )

Ушастая медуза обитает почти во всех умеренных и тропических морях, заходит и в арктические воды. Её тело имеет вид округлого зонтика или высокого колокола.

Максимальный диаметр зонтика 40 см (в западной части Балтийского моря значительно меньше). Тело медузы, по сути, - полый мешок, только очень толстостенный и сплющенный сверху вниз. Несмотря на толщину, медуза совершенно прозрачна. Передвигается она в толще воды, сокращая свой зонтик.

Число сокращений может достигать 140 раз в минуту. Питается медуза планктоном – мелкими живыми существами, плавающими в толще воды, например, одноклеточными водорослями.

Как же устроена медуза? Странное название «кишечнополостное», употребляемое по отношению к гидре, кораллу или медузе, говорит о том, что это невзрачное создание представляет собой по сути дела кишку. На заднем конце кишка «запаяна» и прочно прикреплена к какому-нибудь камню или иному предмету, который лежит на дне моря. Другой конец кишки – беззубый рот животного - окружён щупальцами.

Рот находится в центре зонтика на вогнутой стороне. Рот ведёт в короткий ротовой стебелёк. Углы рта вытягиваются в 4 выроста – ротовые лопасти, служащие для захвата пищи. На длинных лопастях, окружающих рот, и на нижней поверхности зонтика у медуз есть реснички и железистые клетки, выделяющие слизь. Частички пищи прилипают к слизи и затем, благодаря работе ресничек, перемещаются ко рту. У некоторых медуз рот «разветвляется» - вместо одного отверстия имеется много мелких пор, через которые пища попадает в желудок; за это их и назвали корнеротыми.

Рот у аурелии ведёт в глотку и далее в желудок с четырьмя карманами. От него отходят восемь ветвящихся и восемь неветвящихся каналов, впадающих в кольцевой канал. В карманах желудка имеются гастральные нити, увеличивающие пищеварительную поверхность. По прямым каналам пища попадает из желудка в кольцевой канал, а по ветвящимся каналам – в обратном направлении. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Такое строение позволяет кроме пищеварительной функции выполнять и функцию распределительную.

С2.Пользуясь текстом «Медуза ушастая ( Aurelia aurita ) и своими знаниями, ответьте на вопросы.

1.Почему медуза, несмотря на толщину, остаётся прозрачной?

2.Как называется способ передвижения медузы?

3.В чём заключается распределительная функция пищеварительной системы медузы?

Рассмотрите таблицы 1,2 и выполните задания С3 и С4.

Таблица 1. Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Энергетическая

ценность (ккал)

Белки

(г)

Жиры

(г)

Углеводы

(г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

Чикен Фреш МакМаффин(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

Омлет с ветчиной

350

Салат овощной

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

Картофель по- деревенски

315

Маленькая порция картофеля фри

225

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

Вафельный рожок

135

«Кока-кола»

170

Апельсиновый сок

225

Чай без сахара

Чай с сахаром (две чайные ложки)

Таблица 2 Энергозатраты при разных видах физической ценности

С3.Надежда регулярно посещает фитнес клуб. Каждый раз её занятия включают 30 минут ритмической гимнастики, 30 минут велотренажёра со скоростью 10км/час, и час игры в настольный теннис. После одной из вечерних тренировок, она решила поужинать в ресторане быстрого питания. используя данные таблиц 1 и 2, предложите Анастасии оптимальное по калорийности и соотношению углеводов (желательно, чтобы их количество было максимально) меню из перечня блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты после очередной тренировки. При выборе учтите, что Анастасия обязательно закажет вафельный рожок и кока-колу. В ответе укажите энергозатраты спортсменки во время её тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность ужина и количество углеводов в нём.

С4. Почему при интенсивных тренировках спортсменам необходимы углеводы, и каким образом они пополняются в ходе соревнований, например у марафонцев?

Ответы к ГИА, 2015, вариант №5

С1.

С2.

1.медуза на 98% состоит из воды, поэтому она прозрачна

2.способ питания – реактивный

3.система каналов позволяет направлять пищу и продукты пищеварения в разных направлениях

(3балла)

С3.

1.Количество калорий затраченных в течение вечерней тренировки 720 ккал.

С4.в ответе должны быть указаны следующие аргументы

1.углеводы – это основные источники энергии необходимой для работы мышц

2.при недостатке глюкозы её содержание пополняется за счёт расщепления гликогена печени.

(2балла)