Уровни культуры грейс. Спиральная динамика организаций. Жизненный цикл мема

Разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться.

Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной теорией спиральной динамики, построенной на исследованиях американского психолога Клэра Грэйвза.

Основные идеи теории спиральной динамики

Развитие каждого отдельного человека и всего человечества протекает по спиральной траектории, проходя через последовательный ряд уровней.

Шесть уровней первого порядка – “выживание”, “мистицизм”, “тяга к порядку”, “служение высшей цели”, “материализм” и “стремление к общему благу”.

На уровнях второго порядка происходит раскрытие личностного потенциала и единение людей друг с другом.

Уровни, каждому из которых соответствует свой социокультурный “мем” и условный цвет, характеризуют не типы людей, а способы мышления.

Гармоничное развитие предполагает поступательное движение вверх по спирали; уровни частично перекрываются.

Каждый уровень проходит стадии “зарождения”, “кульминации” и “угасания”

На людей и коллективы могут воздействовать только те силы, которые соответствуют текущим обстоятельствам их жизни и уровню их развития.

Модель спирали

Теория спиральной динамики описывает восемь взаимосвязанных уровней зрелости индивида и общества. Каждому уровню соответствует определенный набор культурных ценностей, свой цвет, свои приоритеты, убеждения и особенности мировоззрения. Развиваясь, люди и народы переходят с уровня на уровень под влиянием условий жизни и опыта решения проблем. Когда условия существования человека, организации или общества меняются, эта трансформация заставляет пересматривать базовые ценности и убеждения. Проблемы, которые не могут быть решены в рамках имеющейся системы ценностей, заставляют нас подниматься на очередной виток спирали. Уровни частично накладываются друг на друга, проходя фазы “зарождения”, “кульминации” и “угасания”. Эта эволюция происходит в течение длительного времени: человек или общество покидают предыдущий уровень и медленно движутся к показавшемуся на горизонте следующему уровню. Проблемы возникают, когда такому поступательному движению что-то мешает.

Модель спирали – инструмент, позволяющий управлять процессом преобразований. Но, чтобы им воспользоваться, прежде всего необходимо понять, на каком уровне развития находится человек или коллектив, и тогда можно соответствующим образом выбирать методы внедрения изменений. Эти уровни характеризуют не тип личности, а способ мышления.

Как правило, мы находимся под влиянием сразу нескольких пластов ценностей, или идейных комплексов, называемых “мемами”. Любые серьезные преобразования должны осуществляться с учетом особенностей уровня, на котором находится человек или общество. Так, попытки быстро создать свободную рыночную экономику в стране, в которой десятилетиями царил авторитарный режим, заранее обречены на провал. Такая страна должна пройти этап постепенной либерализации и воспитания уважения к свободе личности, чтобы в обществе развились стремление к независимости и дух предпринимательства.

Научиться определять, на каком уровне находятся индивид или группа, непросто, как непросто и справиться с желанием ускорить перемены. Модель спиральной динамики обладает огромным потенциалом для управления преобразованиями в самых разных контекстах, в том числе в организациях. Сфера ее применения практически безгранична. Цвета: уровни и системы ценностей

Уровни развития, каждому из которых соответствует определенный ценностный “мем”, отражают психокультурную зрелость индивидуума или общества. Первым шести уровням (уровням первого порядка) соответствуют следующие цвета:

Бежевый

Это “каменный век”, в котором людьми правят инстинкты, а их главная забота – выживание. Они собираются в группы не для общения, а для совместного добывания пищи и защиты от угроз.

Дети быстро покидают этот виток спирали, как и большинство примитивных культур. Пожилые люди могут опускаться на “бежевый” уровень, если страдают болезнью Альцгеймера. С коллективами, находящимися на “бежевом” уровне, необходимо работать, апеллируя к органам чувств (зрения, вкуса, осязания). На этом уровне развития находится менее 0,1% жителей планеты, в руках которых лишь 0,01% политической власти.

Фиолетовый

Движимые желанием улучшать условия своей жизни, люди вступают в более сложные социальные объединения, переходя от семей и кланов к племенам. Жизнью племен управляют ритуалы, мистицизм, вера в духов и поклонение предкам. Их члены покорно подчиняются общим ритуалам, соблюдают запреты и уважают кровные узы. Чтобы повлиять на человека или коллектив с таким уровнем сознания, покажите его членам, что уважаете их нравы и обычаи. Например, черты “фиолетового” уровня может демонстрировать спортивная команда. Критика распространенных в таком коллективе суеверий вызывает в нем негативную реакцию. В кланах и племенах до сих пор живет около 10% людей, сосредоточив в своих руках около 1% политической власти.

Красный

Фиолетовый цвет сменяется красным, когда люди осознают несостоятельность суеверий и бессмысленность ритуалов. Когда члены группы начинают оспаривать власть эксплуатирующих их правителей, последние становятся еще более деспотичными, что ускоряет перемены. Как только между членами группы исчезает согласие, возникает безвластие, после чего власть оказывается в руках диктаторов. В жестоком “красном” мире царит закон джунглей, тираны повелевают империями, а высшую ценность имеет власть.

Все стремятся урвать свою долю благ и верят в то, что выживет сильнейший. В обществе царит жесткая иерархия, авторитаризм, косность мышления, жестокость. Люди не испытывают сочувствия друг к другу. Чтобы добиться изменений на “красном” уровне, научите людей проявлять уважение к другим и беречь свою репутацию. Любые попытки сблизить коллектив будут восприняты его членами враждебно. Объясните красным, в чем их “выгода”: вместо анархии предложите им порядок и служение высшей цели. На этом уровне пребывает около 20% людей, на долю которых приходится около 5% политической власти.

Синий

Стремление к порядку возвещает о приближении к “синему” уровню, для которого характерны предсказуемость, патриотизм и самопожертвование ради высшей цели. В “синем” мире по-прежнему царит жесткий контроль и авторитаризм, но лидеров отличает “отеческое” отношение к народу, а не стремление к самовозвеличиванию. Для преобразования этого общества научите людей ценить личные заслуги и получать награду за успех. Уважайте их традиции. Не поощряйте расточительное, показное потребление и социальное иждивенчество. “Синий” уровень – крупнейший сегмент населения мира, эти 40% людей концентрируют в своих руках 30% политической власти.

Оранжевый

Этот уровень сменяет “синий”, когда люди ставят под сомнение полномочия власти. Если лидеры злоупотребляют своим положением, это ускоряет перемены. Как только люди понимают, что они лучше властей знают, как им жить, они перестают быть лояльными. Они начинают мыслить более свободно, и в обществе появляются зачатки предпринимательства и карьеризма. Желая большего, люди видят путь к лучшей жизни в науке и технологиях. Пренебрежение личными интересами ради высшей цели уступает место погоне за материальными благами. В обществе преобладает “меритократия”, власть достойных. Чтобы повлиять на “оранжевый” коллектив, сосредоточьте внимание его членов на профессионализме, потребностях коллектива и выгодах жизни в сообществе. Составляя 30% населения, эта группа обладает 50% политической власти.

Зеленый

“Оранжевый” уровень сменяется “зеленым”, когда люди начинают стремиться к взаимопониманию и развитию духовности. Материальные блага и личные достижения больше не приносят им радости, а недостаток взаимоотношений вызывает у них чувство одиночества. Дух соперничества ослабевает, и на первый план выходит коллективное благополучие и забота об окружающем мире. Решения принимаются не меньшинством, а на основе консенсуса. Люди начинают руководствоваться принципом разумной необходимости, а не жадностью, они стремятся к простой, не отягощенной безудержным потреблением жизни. Чтобы помочь им перейти на следующий уровень, дайте им понять, что движение “всем миром” неэффективно и ограничивает личность. Посоветуйте взять все хорошее от других уровней. Этот сегмент охватывает 10% населения, и на него приходится 15% политической власти.

Цвета в спиральной динамике

Двум уровням второго порядка соответствуют следующие два цвета:

Желтый

Переход на уровни второго порядка – намного более важный шаг, чем переход между уровнями первого порядка. Мысли и поступки приобретают здесь особую гибкость и многомерность. Люди и сообщества оказываются на этом уровне, когда разочаровываются в коллективизме и начинают сознавать его ограниченность, но по-прежнему ощущают потребность посвятить себя деятельности на общее благо.

Возрождается подавленный индивидуализм, лишенный, однако, стремления к роскоши и демонстрации высокого статуса, характерных для “оранжевого” уровня. Находящиеся на этом уровне умело объединяют индивидов и коллективы, пребывающие на различных уровнях развития, в единый организм для решения конкретной задачи. При этом они не испытывают потребности в признании своих заслуг. Эти люди переросли желание соперничать и самоутверждаться и в поиске своего “я” стараются не приносить вреда другим. “Желтый” уровень начинает отступать, как только люди осознают ограниченность возможностей индивида и объединяются для решения глобальных проблем человеческого бытия. 1% населения, достигший этого уровня, контролирует около 5% политической власти.

Бирюзовый

По мере того как люди, хорошо изучив возможности и ограничения индивидуализма, возвращаются к сбалансированному коллективизму, они вновь начинают проявлять самопожертвование, утраченное после ухода с “синего” уровня. Если “желтый” уровень – это созидание и решение проблем, то “бирюзовый” – это объединение человечества в единое духовное целое с ориентацией на такие приоритеты, как забота об окружающем мире, простота жизни и уважение к людям, находящимся на любом уровне. Те, кто находится на этом уровне, стремятся стать частью единой системы взаимосвязей, которую образуют все формы жизни. Они способны объединить в себе сильные стороны всех остальных уровней без ущерба для собственного “я”. В руках 0,1% представителей этого уровня сосредоточен 1% политической власти.

Шесть условий перемен

Чтобы люди и коллективы могли проходить описанный процесс развития, должны соблюдаться определенные условия. От этого зависят масштабы перемен и их устойчивость.

Оценка потенциала. Восприимчивы ли человек, организация или культура к тем переменам, которые вы намерены провести? Находятся ли они в “открытом” (можно действовать), “скованном” (уберите сначала все барьеры и не ожидайте быстрого успеха) или “закрытом” состоянии (бесполезно даже пытаться что-то менять)?

Поиск решений. Найдите решения для проблем, существующих на данном уровне, прежде чем стимулировать движение вверх по спирали. Начиная перемены, вначале убедитесь, что для них подготовлено прочное основание.

Создание диссонанса. Приведите свидетельства того, что традиционный способ мышления не отвечает новым требованиям и условиям жизни. Опишите, какие опасности неизбежно из-за этого возникнут. Выведите людей из состояния самоуспокоенности, чтобы пробудить у них желание измениться.

Разрушение барьеров. Люди и коллективы стремятся воздвигнуть вокруг себя барьеры, защищающие от перемен. Выявите эти барьеры и разрушьте их.

Пробуждение понимания. Расскажите о том, почему человеку или организации необходимо измениться. Укажите, что необходимо исправить, и помогите людям представить, как благодаря этому их жизнь изменится к лучшему.

Консолидация. Проведение преобразований – долгий процесс, в ходе которого прорывы чередуются с отступлениями. Его необходимо постоянно поддерживать. Если преобразования происходят в организации, ее руководитель должен быть в центре процесса перемен, оказывая всяческую поддержку подчиненным.

При соблюдении этих условий процесс преобразований будет проходить в пять этапов:

1.“Альфа-стабильность”. Все в порядке, люди довольны, система работает.

2.“Бета-обусловленность”. Мелкие проблемы превращаются в крупные, традиционные решения в новых условиях не работают. Сомнения в дееспособности системы нарастают. Попытки исправить ситуацию посредством более эффективного использования старых методов работы лишь усугубляют проблемы.

3.“Гамма-ловушка”. Проблемы становятся все более очевидными. Их отрицание – не лучший выход из ситуации. Вам кажется, что лучше подождать и посмотреть, как будут развиваться события, прежде чем действовать. Но действовать нужно именно сейчас. Промедлив, вы можете оказаться в “ловушке”, что приведет к личному, организационному и общественному краху. Восстановление после такого краха будет длительным, если оно вообще возможно.

4.“Дельта-всплеск”. Избежав “гамма-ловушки”, вы испытаете чувство эйфории. Но вас ждут и другие подводные камни. Изменения могут еще более ухудшить ситуацию либо оказаться поверхностными, и вы начнете соскальзывать назад в “ловушку”.

5.“Новая альфа-стабильность”. Если преобразования увенчались успехом и вы избежали “гамма-ловушки”, вы оказались на новом этапе развития. Обеспечьте стабильную работу системы, прежде чем цикл начнется заново.

Используйте точную оценку пяти условий успешных перемен и контроль пяти стадий процесса в качестве инструментов, с помощью которых вы поможете людям и коллективам добиться устойчивых преобразований. Действуйте на всех уровнях сразу, принимайте в расчет преимущества, которые дает каждый уровень, и разрабатывайте решения, подходящие для каждого из уровней. Следуйте принципам “вежливости” (проявляйте уважение к другим), “открытости” (слушайте других) и “автократии” (управляйте твердой рукой и смело принимайте на себя ответственность).

Прежде чем вступить на путь преобразований, разберитесь, на каком уровне вы находитесь сейчас и на каком хотите оказаться . Проведите ревизию имеющихся ресурсов и средств для внедрения изменений. Сформулируйте свое видение будущего и поделитесь им с членами своей группы. Разработайте схему работы, охватывающую все действия, влияющие на процесс перемен. Сформируйте команду менеджеров, которая обеспечит поддержку программы на всем протяжении ее выполнения. Контролируйте процесс и координируйте работу людей, осуществляющих изменения. Неуклонно двигайтесь вперед, подыскивая оптимальные решения проблем по мере их возникновения.

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием, Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей.

Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают». Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития (хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).

Каков критерий более высокого порядка? Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек, то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов, причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.

Стоит особенно отметить, что в системах накапливается не произвольная сложность, а сложность, которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера, для человека – общество, а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.

Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.

В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс*, а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики. Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других, так как, по моему мнению, она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека, так и общества**. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания, или ценностные комплексы, включающие в себя духовные верования, культурные идеи, моральные принципы, модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.

Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие.

Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.


1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.

Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.


2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.

Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Современные примеры: племена Африки.

Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.


3) Красный – эгоцентричное, силовое.

Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.

Этика: сильный прав.

Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.


4) Синий – абсолютистское, священное.

Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.


5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.

Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».

Этика: светский закон превыше всего.

Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.


6) Зеленый – социоцентрическое.

Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.


7) Желтый – системное, интегрирующее.

Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».

Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.

Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.


8) Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.

Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.

Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности, а четный – на коллективные (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, значение культуры, коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом», «синем», «зеленом» уровне. Наоборот, на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации, к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.

Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.

По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому», с редким заходом в «желтый» и выше.

Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация, например, может застрять на «синем», в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается банкротством. Для государства, застрявшего на низком уровне развития, в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета смешиваются, доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный – маленькими, например «СИНИЙ/оранжевый» или «оранжевый/ЗЕЛЕНЫЙ».

Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия, которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.

Алексей Каптерев

Спиральная Динамика - это теория развития человека и общества, введённая в 1996-м году в одноимённой книге Дона Бека и Криса Кована. Эта книга основывается на психологической теории профессора Клэр Грэйвз. «Спиральная Динамика» — это зарегистрированная торговая марка Национального Ценностного Центра.

Спиральная Динамика утверждает, что человеческая природа не неизменна: люди способны, будучи принуждены условиями жизни, приспосабливаться к окружающей среде через создание новых, более сложных, концептуальных моделей мира, которые позволяют им справляться с новыми проблемами. Каждая новая модель включает и превосходит (преодолевает) все предыдущие модели. Согласно Беку и Ковану, эти концептуальные модели организованы вокруг так называемых VМемов: это - системы основополагающих ценностей или своего рода коллективный разум, применимый как к индивидуумам, так и к культуре в целом.

В спиральной динамике термин VМем относится к базовой системе ценностей, действующей как некий организующий принцип, который выражает себя через мемы (само-пропагандирующиеся идеи, обычаи, привычки или культурные практики). Буква «V» в верхнем регистре перед словом «Мем» означает, что речь идёт не о базовых мемах, а именно о системе ценностей, которая их включает («V» — от слова «value» — ценность). Цвета VМемов служат для более удобного запоминания Условий Жизни и Умственных Способностей, характерных для каждой системы. При этом имеет место переход между холодными и тёплыми цветами как часть модели.

В рамках этой модели ни один индивидуум или культура не попадает полностью и точно в какую-то одну категорию (цвет). Каждый человек/культура воплощает в себе смесь ценностных паттернов, с различной степенью интенсивности каждого. Спиральная Динамика не претендует на то, чтобы быть линейной и иерархической моделью, хотя её в этом и обвиняют. Согласно Спиральной Динамике, есть множество стадий прогресса и регресса, зависящих от обстоятельств жизни личности/культуры, которые находятся в постоянном изменении. Достижение более высоких стадий вовсе не является синонимом достижения «лучших» или «более корректных» систем ценности. Все стадии могут существовать как в «здоровом», так и в «патологическом» состоянии, посредством чего каждая стадия развития может привести к нежелательными последствиям относительно человеческого здоровья и социальной среды (см. Тень и Суб-личности).

Первый ярус уровней VМемов сфокусирован на различных задачах, которые ставятся человеком и обществом, и включает почти все виды миропонимания, культур и умственного состояния, имеющие место к настоящему дню. Новые системы строятся на адаптации предыдущих уровней и на поиске решения проблем, созданных на этих предыдущих уровнях. Приведение каких-либо конкретных примеров этих уровней психологического существования затруднительно и часто сбивает с толку, потому что (а) может быть несколько причин одного и того же поведения и (б) централизация в каком-либо одном уровне, учитывая все аспекты жизни, очень редка. Некоторые защитники Спиральной Динамики утверждают, что это способы думания о вещах, а не типы людей. Однако, Спиральная Динамика особо выделяет категорию людей, названную «Спиральными Мудрецами», которые достигли устойчивого пребывания на VМемах «верхнего уровня».

Краткая характеристика: Архаико-инстинктивный - сурвивалистский/автоматический/рефлекторный

Время появления: ок. 100 000 лет до р.х.

Описание: «Выражается через удовлетворение неотложных физиологических нужд через инстинкты Homo Sapiens».

Пурпурный

Краткая характеристика: Анимистический-племенной магико-анимистический племенной строй

Время появления: 50 000 лет до р.х.

Описание: «Поклонение обычаям и путям предков в качестве единицы группы». Это - уровень традиционных культур.

Краткая характеристика: Эгоцентрический эксплуататорский, сильные боги/владыки

Время появления: 7000 лет до р.х.

Описание: «Выражается (импульсивно) в удовлетворении личных желаний без чувства вины, но чтобы избежать стыда (потери лица)». Выражается в менталитете уличных банд.

Краткая характеристика: Абсолютистский мифический строй основанный на повиновении - целеустремлённый/авторитарный

Время появления: ок. 3000 лет до р.х.

Описание: «Жертвует собой для того, чтобы через повиновение придти к праведной власти в целеустремлённом Пути». Воплощается в фундаменталистских религиях.

Примечание: Кен Уилбер эту стадию называет «янтарной»

Оранжевый

Краткая характеристика: гибкое достижение цели, научный/стратегический подход

Время появления: ок. 1000 год н.э. поныне (или ок. 600 года н.э. согласно Грэйвз и Колхаун)

Описание: «Выражается (рассчётливо) в достижении выгод и целей, по возможности не задевая интересы тех людей, которые для тебя по каким-то причинам важны». Выражается в Научной и Промышленной Революции.

Краткая характеристика: Релятивистско-персоналистский подход, коммунный/эгалитарный

Время появления: с 1850 года поныне (пик в начале 20-го века)

Описание: «Жертвовать личными интересами сейчас для получения одобрения группы и её гармонии». Выражается в плюрализме 1960-х и в теории систем.

Теория Спиральной Динамики выделяет так же второй ярус VМемов. Это относительно новые уровни, которые постепенно движутся от фокусирования на сугубо «приземлённых» моментах, характерных для Первого Яруса, к существованию на экзистенциальном уровне. Существование двух разных ярусов психологического развития было введено Грэйвз. Кован заявляет, что возможно Грэйвз ввела систему ярусов в качестве некоего маркетингового инструмента. До сегодняшнего дня, ни одно исследование не смогло доказать, что эти два яруса существуют. Кован больше не поддерживает идею о существовании двух ярусов, но заявляет, что сейчас известна только одна вещь о Желтой и Бирюзовой системах, что они являются более сложной версией соответственно Оранжевого и Зелёного уровней. Теория открытого конца предполагает, что уровни от Кораллового и выше просто ещё не сформированы и будут утверждаться по мере того, как всё большее число сообществ будет развиваться до уровня этих мемов.

Краткая характеристика: Системно-интегративный

Время появления: 1950-е

Описание: «Выражается в удовлетворении личных желаний, но избегая вреда другим, так, чтобы польза была всем, а не только себе лично»

Бирюзовый

Краткая характеристика: Холистический

Время появления: 1970-е

Описание: интегративная система, соединяющая в себе личные интересы, необходимые для организма, с интересами сообществ, частью которых человек является. Эта теория находится в стадии формирования.

Дальнейшее развитие.

Цветовая система была добавлена в 1970-м в качестве графического элемента для иллюстрации учебных материалов использованных Кованом и Беком. Термин VМем был введён Беком и Кованом в «Спиральной Динамике», где языковой язык заменил изначальную терминологию Грэйвз. Они определили вехи пути перехода между уровнями. Оригинальная теория Грэйвз использует модель двойной спирали чтобы показать взаимосвязанность индивидуального восприятия жизненных условий с нейрональными системами, производящими уровень психологического существования. Эта двойная спираль двух взаимодействующих сил соответствует спирали в Спиральной Динамике.

После того, как их книга была издана, Бек и Кован преподавали свою теорию в рамках двух курсов, SDI и SDII. Официально их совместная работа была прекращена в 1999-м году. После этого оба продолжили преподавать учебные курсы различных типов, так же как и проводить консультационную работу. Бек потратил несколько лет, применяя теорию Спиральной Динамики, в ходе работы с отдельными людьми и группами в Южной Африке, участвуя в деконструкции Апартеида, за что он удостоился награды от штата Техас. Бек продолжил приспосабливать свои курсы, используя эту модель как в бизнесе, так и в политике.

Бек и Кен Уилбер (с его интегральной теорией) заинтересовались работами друг друга, в результате чего Бек разработал свою ветвь спиральной динамики, которую он назвал Интегральной Спиральной Динамикой. Эта версия теории использует интегральные идеи, такие как Четыре Квадранта. Также Бек связан с духовным учителем, Эндрю Коэном. Это сотрудничество ещё обещает дать определённые организационные и социальные плоды.

Кован не присоединяется к этим разработкам и продвигает версию теории, которую он описывает как остающуюся более близкой к оригинальным исследованиям Клэр Грэйвз и развивающую их. Он продолжает использовать термин «Спиральная Динамика» чтобы описать свою работу с тех пор как он её создал совместно с Беком. Со своей помощницей, Наташей Тодорович, он предпринял работу в объединении Спиральной Динамики с НЛП и другими моделями, и в развитии корпоративной стратегии и практических применений. Он также предложил дополнительный VМем второго яруса - Коралловый, который имеет дело с развитием способностей сознания.

Патологии

Согласно Дону Беку и Кену Уилберу, каждый VМем имеет как «здоровую», так и «нездоровую» версии. Патологии иногда называются «низкими», например «Низкий Зелёный VМем» (НЗМ), или «Низкий Оранжевый VМем» (НОМ). Например, НОМ характеризуется крайностями капитализма, такими как эксплуатация, экологическая катастрофа и общий недостаток этики и чувствительности, тогда как НЗМ имеет внутренние противоречия такие как анти-иерархичность, анти-соревновательность и т. д.

Кован возражает, что нет никаких достоверных доказательств существования Низкого Зелёного VМема, и что это - искажение теории. Хотя он и признаёт вышеупомянутые проблемы, Кован утверждает, что они точно так же существуют и в других ценностных системах, так что отнесение их только к Зелёному VМему слишком всё упрощает. Он считает, что термин «низкий» не подходит и искажает теорию, тогда как более уместно пользоваться терминами адаптации и дезадаптации, эффективности и неэффективности. Психопатология потенциально существует на всех уровнях и является другим измерением.

Тодорович предлагает данные и анализ, ведущий к выводу, что гипотеза о существовании НЗМ противоречит данным. Тодорович далее заключает, что НЗМ является «ошибкой анализа», основанной на ряде неправильных представлений о спиральной динамике, давая «ошибочный алармистский сигнал», и относит НЗМ к вредной «форме спирального фундаментализма».

Критика Спиральной Динамики

Критики указывают, что выводы, которые следуют из этой модели, относятся не только к личностному развитию, но и к политике, и хотя терминология теории имеет отношение больше к самосознанию, практические применения этой модели могут носить скорее элитаристский и авторитарный характер. В своей работе по этому вопросу, Бек подчёркивает, что одной из характеристик индивидуумов «второго яруса», так называемых «Спиральных Мудрецов», является их способность принимать наилучшие решения для всех сторон и приводить к согласию со своими методами на более низких уровнях, используя резонирующие термины и идеи. В дополнение к общей и частной теории развития, Спиральная Динамика даёт подробные советы таким «Мудрецам» как для консенсусного, так и для не-консенсусного управления индивидуумами «низшего яруса». Один из критиков Спиральной Динамики, Майкл Бауэнс, утверждает, что некоторые концепции того, что называется «вторым ярусом», имеют сходство с ницшеанской идеей Сверхчеловека. Соавтор Бека Кован публично отмежевался от идей, которые сейчас продвигает его экс-партнёр Бек в сотрудничестве с Кеном Уилбером.

Добавление: интерпретация мемов от Кена Уилбера.

Алый (он же фиолетовый) (эгоцентрический, магический). Начинается около 50000 лет назад, и является обозначением для эгоцентрического, магического миропонимания, и импульсивности. Оно выражается в магизме/анимизме, культе духов предков и тому подобном. Маленькие дети первоначально имеют алое миропонимание. Алый уровень при всех линиях развития является исходным, что называется «круги своя» для всех новых задач. Эмоции и миропонимание алого уровня могут быть видны в таких культурных феноменах как комиксы и фильмы, посвящённые супергероям.

Красный (от эго- до этноцентрического, эгоистическое): Красный уровень начался ок. 10000 лет назад и является маркером эгоцентрических систем, основанных на силе, где «сила всегда права», где правит агрессия, и где возможность понять другого человека, встать на его место очень ограничена. Красные импульсы классически можно видеть в средних классах школы и вначале старших классов, где быкование, дразнение и тому подобное – являются нормой. Культурно красные мотивации могут быть видны в соревнованиях по Борьбе без правил, которые не имеют фиксированных правил (фиксированные правила приходят на следующем уровне, янтарном), в подростковом бунтарстве и в фильмах, которые всё это обслуживают (например, «Форсаж»), гангстерские банды (где сильный правит слабым) и тому подобное.

Янтарный (то бишь синий) (этноцентрический, мифический): Янтарный уровень начался около 5000 лет назад и характеризует традиционалистское и мифическое по природе миропонимание – и мифические мировоззрения почти всегда абсолютистские (эта стадия часто зовётся абсолютистской). Вместо правила «сила всегда права» янтарная этика более ориентирована на группу, но сугубо и только на «мою» группу. Дети средних и старших классов обычно демонстрируют янтарные мотивации чтобы вписаться в группу. Янтарная этика помогает контролировать импульсивность и нарциссизм красной. Культурно, янтарное миропонимание представлено в виде фундаментализма (мой Бог прав не смотря ни на что); крайнего патриотизма (моя страна права не смотря ни на что); и этноцентризма (мой народ прав не смотря ни на что).

Оранжевый (мироцентрический, рациональный): Оранжевый уровень начинается около 500 лет назад, в период, известный как Эпоха Просвещения. В оранжевом мировосприятии, индивид начинает отходить от янтарного конформизма, что делает взгляды на собственную религию, нацию или племя более гибкими. Оранжевое мировоззрение часто начинает возникать в последних классах школы, в колледже и во взрослой жизни. Культурно оранжевое мировоззрение представляет понимание, что «истина – это не то, что даётся, это то, что должно быть открыто самостоятельно», оно стимулирует стремительное развитие науки и формальной рациональности. Оранжевая этика уже охватывает всех людей – «мы считаем самоочевидной истиной то, что все люди созданы равными…». Объективизм Айна Рэнда, Билль о Правах США, и многие законы, призванные защитить индивидуальную свободу – всё это есть продукт оранжевого миропонимания.

Зелёный (мироцентрический, плюралистический): Зелёный уровень начинается примерно 150 лет назад, хотя в полное своё выражение он приходит в 1960-х. Зелёные мировоззрения характеризуются плюрализмом, или способностью видеть, что существует множество способов видеть реальность. Если оранжевый видит универсальные истины («Все люди созданы равными»), зелёный видит множество универсальных истин – разные вселенные для разных культур. Зелёная этика продолжает и радикально расширяет тенденцию к охвату всех людей. Зелёное утверждение будет звучать так: «мы считаем самоочевидной истиной то, что все люди созданы равными независимо от расы, пола, класса…». Зелёная этика породила гражданские права, феминизм, движение за права геев, движение в защиту окружающей среды.

Многоплановое вИдение зелёного миропонимания даёт возможность для большего сострадания, идеализма, участия в его здоровой форме. Такие качества можно видеть в таких организациях как Сьерра-клуб, Международная Амнистия, Союз неравнодушных учёных, Врачи без границ. В своей нездоровой форме зелёное мировоззрение может привести к крайнему релятивизму, где все верования считаются одинаково относительными и одинаково верными, что в свою очередь может привести к нигилизму, нарциссизму, иронизму и бессмысленности, представленных у многих современных интеллектуалов, учёных и законодателей моды… не говоря о других «потерянных» поколениях.

Второй ярус:

Канареечный (жёлтый) (от мироцентрического до «космоцентрического», интегральный): Жёлтый мем обозначает начало интегрального миропонимания, в котором плюрализм и релятивизм превзойдены и включены в большее системное целое. Переход от зелёного к жёлтому также известен как переход от ценностей первого яруса к ценностям второго. Самая бросающаяся в глаза разница состоит в том, что каждый уровень первого яруса полагает свои ценности единственно верными, тогда как второй ярус осознаёт важность всех предыдущих стадий развития. Таким образом, жёлтое миропонимание отдаёт должное прозрениям зелёного уровня, но помещает его в более глубокий контекст что позволяет создавать здоровые иерархии и здоровое различение ценностных систем.

Возможно более важно то, что жёлтое мировоззрение начинает видеть процесс развития как таковой, признавая что каждая из предыдущих стадий (от фиолетовой до зелёной) играет важную роль в человеческом опыте. Жёлтое сознание видит что каждая из предыдущих стадий открывает какую-либо важную истину и собирает эти истины вместе, интегрируя их без попыток переделать их под себя, но и без крайнего культурного релятивизма («все равны»). Жёлтое миропонимание не просто видит все точки зрения (как зелёный уровень) – оно может отдать им должное, но одновременно и критически оценить их.

Бирюзовый («космоцентрический», интегральный): бирюзовый уровень – это прерогатива интегрального вИдения, при котором человек не только может видеть здоровую иерархию, но также различные квадранты человеческого знания, выражения и запросов (как минимум: я, мы и это). В то время как жёлтое мировоззрение всё ещё «мирское», бирюзовый уровень впервые начинает включать в себя Дух как действующую силу в мире (воплощающуюся посредством какого-либо или всех трёх лиц Бога – «я» — «бессамостность» или «свидетель» Буддизма; «мы/ты» — «великий Другой» Христианства, Иудаизма, Индуизма, Ислама и т.д.; или «это» — «Сеть Жизни», которую можно видеть в Даосизме, Пантеизме и т.д.).

Привожу здесь также перевод ещё одного описания Спиральной Динамики, данное Уилбером.

КУ: В Интегральной Психологии я представляю главы, которые суммируют более ста психологов развития, восточных и западных, древних и относящихся к эпохе модерна и пост-модерна. Спиральная Динамика – только одна из этих ста, но я пользуюсь ей из-за её простоты и ясности, даже для начинающих. Основанная на широких исследованиях начатых Клэр Грейвз, Спиральная Динамика (развитая Доном Беком и Кристофером Кованом) рассматривает человека развивающимся через восемь основных волн сознания. Для удобства, я приведу краткое их описание

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ВОЛНЫ СОЗНАНИЯ

Первые шесть уровней это уровни «прожиточного минимума», обозначенные как «мышление первого уровня». Далее наблюдается революционный сдвиг в сознании: возникновение «бытийного уровня» или «мышления второго уровня», где имеются две основные волны. Ниже приведено краткое описание этих восьми волн, процент от населения и социальная власть, которую держит эта часть населения.

  1. Бежевый: Архаический-инстинктивный. Уровень базового выживания; еда, вода, тепло, секс и безопасность имеют приоритет. Самосознание едва различимо. Такие люди сбиваются в выживальческие стада.

    Где можно наблюдать: Первые человеческие сообщества, новорождённые, очень старые люди, поздняя стадия синдрома Альцгеймера, душевнобольные бездомные, голодающие массы, контуженные. Примерно 0,1% взрослого населения, 0% власти.

  2. Пурпурный: Магический-анимистический. Мышление анимистично; магические духи, плохое и хорошее, закапывают свои благословения в землю, заклятия определяют события. Такие люди формируют этнические племена. Духи предков связывают племя воедино. Политические связи определяются родством и происхождением. Звучит «холистично», но на деле атомистично: «есть имя у каждого изгиба реки, но нет имени у реки в целом».

    Где можно наблюдать: Верящие в заклятия Вуду, клятву на крови, древние проклятия, чары на удачу, семейные ритуалы, этническая магия и суеверия; сильно в странах третьего мира, в бандах, спортивных командах и корпоративных «племенах». 10% населения, 1% власти.

  3. Красный: Сильные боги. Первое возникновение отделения «я» от племени; мощный, импульсивный, эгоцентричный, героический. Магико-мифические духи, драконы, твари и могущественные люди. Архетипические боги и богини, могущественные существа, силы с которыми нужно считаться, и хорошие и плохие. Феодальные лорды защищают подданных в обмен на повиновение и труд. Основа феодальных империй – сила и слава. Мир это джунгли, полные опасностей и хищников. Завоеватели, хитрые и сильные; брать от жизни всё что хочешь без сожаления и раскаяния; быть здесь и сейчас.

Где можно наблюдать: «Бонни и Клайд», бунтующая молодёжь, менталитет фронтира, феодальные королевства, эпические герои, джеймсбондовские злодеи, лидеры банд, солдаты удачи, нью-эйджевский нарциссизм, звёзды дикого рока, Атилла-гун, «Повелитель мух». 20% населения, 5% власти.

  1. Синий: Мифический порядок. Жизнь имеет значение, анправление и цель, с результатами, определёнными всемогущим Другим или Порядком. Этот единственно верный Порядок внедряет кодекс поведения, основанный на абсолютистских и безвариантных принципах «правильного» и «ошибочного». Нарушение этого кодекса влечёт за собой суровое, возможно вечное наказание. Следование кодексу щедро вознаграждается. Основа древних наций. Жёсткая социальная иерархия; патернализм; один верный путь и только один верный способ мыслить обо всём. Закон и порядок; импульсивность контролируется через вину; буквальная и фундаменталистская вера; повиновение правилам и Порядку; следование общепринятому, конформизм. Часто – «религиозный» и «мифический» [в смысле участия в мифе; Грейвз и Бек ссылаются на это как на уровень «святости/абсолютизма»], но Порядок или Миссия может быть и секулярным или атеистическим.

    Где можно наблюдать: Пуританская Америка, Конфуцианский Китай, Англия Диккенса, Сингапурский порядок, тоталитаризм, кодексы рыцарства и чести, Whereseen: PuritanAmerica, ConfucianChina, DickensianEngland, Singaporediscipline, totalitarianism, codesofchivalryandhonor, благотворительность, религиозный фундаментализм (например, христианский и исламский), скаутская организация, «моральное большинство», патриотизм. 40% населения, 30% власти.

  1. Оранжевый: Научные достижения. На этой волне самость уходит от стадной психологии синего мема, и ищет истины и значения в индивидуалистических терминах – гипотетически-дедуктивных, эмпирических, объективистских, механистических, операционистских – «научных» в обычном смысле слова. Мир рациональная и хорошо смазанная машина с естественными законами которые могут быть изучены, освоены и использованы для целей человека. Ориентирован на достижения, особенно (в США) на материальную выгоду. Законы науки управляют политикой, экономикой и человеческой жизнью. Мир это шахматная доска на которой игры ведутся победителями, а проигравшие оказываются на обочине. Торговые союзы; управление ресурсами планеты ради стратегической выгоды. Основа корпоративных государств.

    Где можно наблюдать: Просвещение, «Атлант расправил плечи» Айна Рэнда, Уолл Стрит, возникновение среднего класса по всему миру, индустрия косметики, трофейная охота, колониализм, холодная война, индустрия моды, материализм, светский гуманизм, либеральный эгоизм. 30% населения, 50% власти.

    1. Зелёный: Чувствительная самость. Коммунитарность, человеческие связи, экологическая чувствительность, сети. Человеческий дух должен быть свободен от жадности, догм и разногласий; чувства и забота приходят на смену холодной рациональности, лелея Землю, Гею, жизнь. Против иерархии, создает горизонтальные связи и единство. Проницаемое я, относительное я, групповая взаимосвязанность. Акцент на диалоге, отношениях. Основа ценностных общин (то есть, свободно избранной принадлежности, основанной на общих настроениях). Принимает решения на основе примирения и консенсуса (обратная сторона: бесконечная «обработка» и неспособность принимать решения). Обновление духовности, гармония, обогащение человеческого потенциала. Сильно эгалитарный, анти-иерархичный, плюралистический, социальное конструирование реальности, разнообразие, мультикультурализм, релятивистские системы ценностей; это мировоззрение часто называют плюралистическим релятивизмом. Субъективное, нелинейное мышление; показывает большую степень сердечности, чуткости и заботы, для Земли и всех ее обитателей.

Где можно наблюдать: Глубинная психология, постмодернизм, голландский идеализм, психотерапия Карла Роджерса, канадская система здравоохранения, гуманистическая психология, теология освобождения, Всемирный совет церквей, Гринпис, права животных, экофеминизм, пост-колониализм, Фуко / Деррида, политкорректность, движения разнообразия, вопросы прав человека, экопсихология. 10% населения, 15% власти. [Примечание: это 10% от мирового населения. Дон Бек оценивает, что около 20-25% американского населения — зелёное.]

С зевершением зелёного мема человеческое сознание претерпевает квантовый скачок на «мышление второго уровня». Клэр Грейвз называет это «важным прыжком», в котором «пересекается пропасть невероятной глубины значения». В сущности, при сознании второго уровня человек может мыслить и вертикально и горизонтально, используя как иерархии, так и гетерархии (как ранжирование так и горизонтальные связи). Поэтому здесь человек может впервые живо охватить весь спектр внутреннего развития и таким образом увидеть что каждый уровень, каждый мем, каждая волная крайне важна для здоровья всей Спирали.

Как я бы это назвал, каждая волна здесь превзойдена и включена. То есть, каждая волна идёт впереди своего предшественника и всё же включает или охватывает его в своей собственной структуре. Например, клетка превосходит но включает молекулы, которые превосходят но включают атомы. Сказать что молекула выходит за рамки атомов не значит сказать что молекулы ненавидят атомы, но что они любят их: они обнимают их в собственной структуре, включают их в себя, не отвергают их. Только так, каждая волна существования является фундаментальной составляющей всех последующих волн.

Более того, каждая волна может сама по себе быть активирована или дезактивирована определёнными жизненными обстоятельствами. В экстремальных ситуациях мы можем активировать красные силы; в ответ хаосу, мы можем нуждаться в синем порядке; в поиске новой работы, нам может понадобиться оранжевая направленность на достижения; в семейной жизни и с друзьями нужны зелёные связи. Все эти мемы вносят свой важный вклад.

Но каждый мем первого уровня сам по себе неполноценен в том смысле, что он не ценит другие мемы. Каждый из мемов первого уровня думает что его мировосприятие правильное и лучшее. Если ему бросается вызов, он реагирует негативно; он атакует, используя свои инструменты, при любой угрозе. Синий порядок очень не любит красную импульсивность и оранжевый индивидуализм. Оранжевый индивидуализм думает что синий порядок – для быдла, а зелёный эгалитаризм для слабаков. Зелёный эгалитаризм не может легко следовать совершенству и ценностным иерархиям, большим картинам, иерархиям или всему что выглядит как авторитаризм, и таким образом зелёный болезненно реагирует на синий, оранжевый мемы и на мемы второго уровня.

Всё это меняется на втором уровне мышления. Поскольку сознание второго уровня полностью осознаёт стадии внутреннего развития – даже если оно не может это сформулировать в технически чётком виде – и отступает на шаг, охватывая целостную картину, и таким образом мышление второго уровня ценит роль, играемую каждым мемом. Мышление второго уровня думает в терминах целостной спирали бытия, а не только в терминах какого-либо одного уровня.

Где зелёный мем начинает охватывать многочисленные различные системы и плюралистические контексты, существующие в различных культурах (вот почему это действительно чувствительная самость, т.е чувствительная к отвержению других), мышление второго уровня делает ещё один шаг дальше. Оно ищет контексты, объединяющие эти разнородные системы, и таким образом оно собирает эти отдельные системы и начинает обнимать, включать и интегрировать их в единую спираль и интегральную взаимосвязанность. Мышление второго уровня, другими словами, переходит от релятивизма к холизму, от плюрализма к интегрализму.

Широкие исследования, проведённые Грейвз, Беком и Кованом, показывают что есть как минимум две основные волны в этом сознании второго уровня:

  1. Жёлтый: объединяющий. Жизнь это калейдоскоп естественных иерархий [холархий], систем и форм. Гибкость, спонтанность и функциональность имеет наивысший приоритет. Различия и множественность могут быть объединены во взаимозависимые, естественные потоки. Эгалитарность дополняется естественными степенями ранжирования и мастерства. Знание и компетентность превосходят силу, статус или групповые инстинкты. Преобладающий мировой порядок это результат существования разных уровней реальности (мемов) и разнообразных паттернов движения вверх и вниз по динамической спирали. Хорошее управление способствует возникновению сущностей сквозь уровни возрастания сложности (вложенная иерархия). 1% населения, 5% власти.
  2. Бирюзовый: холистический. Вселенская холистическая система, холоны/волны интегративных энергий; чувство единства и знание; множественные уровни связанные в одну систему Сознания. Вселенский порядок, но в живом, осознающем смысле, не основанный на внешних правилах (как в синем меме) или групповых связях (как в зелёном). «Великое объединение» [«теория всего»] — возможно, в теории и в действительности. Иногда включает возникновение новой духовности как сетевой структуры бытия. Бирюзовое мышление использует всю Спираль; видит множественные уровни взаимодействия; фиксирует гармоники, мистические силы и проникающие потоки-состояния, пронизывающие любую организацию. 0,1% населения, 1% власти.

    Сознание второго уровня относительно редко (2 % от населения и 0,1 % для бирюзового мема), поскольку сейчас это передний край коллективной человеческой эволюции. В качестве примеров, Бек и Кован упоминают ноосферу Тейяра де Шардена, теории хаоса и сложности, универсальные системы мысли, интегральные холистические теории, плюралистическая интеграция Ганди и Манделы. Частота таких проявлений всё возрастает и возможно появление даже более высоких мемов.

Когда вы оцениваете свои прошлые действия, решения и способы, с помощью которых справляетесь с проблемами, то кажутся ли ваши реакции последовательными и ? Изменились ли они за последние годы? Вероятно, да, потому что менялись ценности и мотивирующие факторы.

Модель спиральной динамики (Spiral Dynamics) - теория мотивации. Она не так популярна, как , но тем не менее является достаточно интересной. Теория была создана в 1930 году доктором Клером Грейвсом, который умер перед публикацией. Материалы обнаружил его последователь Дон Бек и опубликовал только в 1996 году. При этом он добавил в концепцию свое виденье, поэтому мы рассмотрим модель как союз двух концепций.

Объяснение теории

Модель спиральной динамики отличается от других теорий человеческого развития и мотивации одной важной чертой: она не пытается доказать, что мы движемся к конечной цели ради того, чтобы оставаться на вершине. Модель указывает на то, что человек движется по спирали персонального развития в зависимости от биологических, социальных и психологических особенностей.

Модель спиральной динамики была создана для того, чтобы понять:

  • Как именно люди думают (как противоположность теориям, которые пытаются выяснить, что думает человек).
  • Почему люди принимают решения по-разному.
  • Почему людей мотивируют разные вещи.
  • Почему и как возникают ценности.
  • На чем основана природа изменений.

Спиральная динамика: союз двух концепций

Последователь Грейвса, Дон Бек разработал теорию на основе двух других:

  • Оригинальной теории Грейвса
  • Концепции мемов Доукинза

Грейвс утверждал, что ценности влияют на поведение. Он классифицировал ценности (точка зрения человека на то, что важно для него и каким является или должен являться мир) на две группы: ориентированные на человека и на группу. Ценности человека влияют на то, как и что человек думает, как ведет себя и что ощущает. Ценности имеют воздействие также на такие аспекты как:

  • Чувства
  • Этика
  • Мотивация
  • Убеждения
  • Предпочтения в работе и обучении
  • Политическая позиция

Ричард Докинз использовал термин «мемы», чтобы описать культурную информацию, которая тиражируется среди людей. Это такие вещи как мода, техники художественного мастерства, слэнг, базовые убеждения, которые передаются от человека к человеку. Как и гены, которые являются биологическими единицами и передаются от организма к организму, мемы - фундаментальные культурные единицы, которые воспроизводятся в обществе.

Модель спиральной динамики вводит новое понятие - vMemes (мемы-ценности). Это глубоко скрытые ценности, которые влияют на человеческий опыт. Мемы-ценности - это образ мышления, концепции и парадигмы, при помощи которых человек принимает решения и действует. Модель спиральной динамики ставит перед нами один важный и старый вопрос: почему люди делают то, что делают?

Спиральная модель

Модель спиральной динамики представляет собой цветную спираль, где каждый цвет представляет разную мем-ценность. Различают восемь таких мемов:

  • Бежевый: инстинктивный . Поведение, необходимое для выживания.
  • Пурпурный: волшебный/спиритуалистический . Использование ритуалов для выявления причин и следствий.
  • Красный: импульсивный/эгоцентрический . Использование хитрости и желание делать то, что хочется. Сильный властвует, слабый служит.
  • Синий: целеустремленный/авторитарный . Желание упорядочить существование и обеспечить соблюдение принципов, основанных на том, что «правильно».
  • Оранжевый: стратегический/ориентированный на достижение . Получить преимущество, изучив все возможности и стремиться к успеху. Улучшать подходы и техники для получения больших результатов.
  • Зеленый: уравнительный/ориентированный на общество . Желание добиться равных прав для всех и развить заботливое общество.
  • Желтый: интегративный . Наблюдение за миром как за объединенными системами и акцент на гибкость. Изменения - это нормально.
  • Бирюзовый: целостный . Объединение разума и духа для того, чтобы ощутить жизнь во всей ее полноте и обеспечить существование со смыслом. Мир представляет собой хрупкую субстанцию, которая может повредиться в человеческих руках.
  • Коралловый: не определен . Мы еще не там и ничего не знаем об этом уровне.

Согласно теории, по мере того, как человек растет и развивается, его мемы-ценности растут вместе с ним и можно наблюдать переход от эгоизма к желанию помочь обществу. Человек не прыгает с одной ступени на другую, он скорее перемещается вниз и вверх по спирали (в отличии от пирамиды Маслоу). Чем выше перемещается человек по спирали, тем отчетливее понимает, насколько сложно устроен мир.

На работе чем выше уровень развития человека, тем он более эмпатичный. Он начинает больше понимать в управлении и , умеет мотивировать других людей и взаимодействовать с ними. Достигает успеха в таких аспектах:

  • Развитие команды
  • Умение справляться с
  • Гибкий лидерский стиль
  • Умение вовремя поощрять членов команды
  • Умение пользоваться мотивационными стратегиями
  • Эффективная коммуникация
  • Хорошие межличностные взаимоотношения

Определите, на каком уровне модели спиральной динамики вы находитесь. Будьте готовы к тому, что в некоторых жизненных ситуациях вы будете скользить по спирали вниз, поэтому относитесь к этому философски. Если вы достигли оранжевого уровня, это большой успех, потому что вы наконец перестали видеть в людях конкурентов и начали с ними сотрудничать ради общего блага. Не останавливайтесь на достигнутом.

Желаем вам удачи!