Усадьба Ганнибалов. Петровское. Усадьба петровское пушкинские горы

Погуляв по Михайловскому, отправляемся в Петровское – это совсем не далеко, на машине максимум 10-12 минут. Но можно прогуляться и пешком – удовольствие гарантировано. Здешние места вообще располагают к пешим или в крайнем случае велопрогулкам. Места тут очень живописные и буквально притягивают взгляд.

Краткий исторический экскурс

Усадьба Петровское – тоже музей и тоже в честь Александра Сергеевича. Здесь жил прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал и его сын Петр Абрамович (Пушкин называл его “старый арап”), двоюродный дед А.С.Пушкина генерал-майор артиллерии в отставке. Земли эти Ганнибал получил по велению Императрицы Елизаветы в 1742 году.

При упоминании этого имени неумолимо возникает образ (подозреваю не у меня одного) Владимира Высоцкого загримированного под темнокожего басурманина в фильме “Сказ про то, как царь Пётр ара́па жени́л” поставленный на Мосфильме в 1976 году режиссёром Александром Миттой по мотивам произведения А. С. Пушкина “Арап Петра Великого”.

Здесь уместно вспомнить, что ни сам фильм ни произведение, по мотивам которого он поставлен, к действительности не имеет особого отношения (про женитьбу так точно), так как Ибрагим Ганнибал никогда не был женат на русской девушке. В 1731 он женился на гречанке Евдокии Андреевне Диопер, а в 1736 на Христине Шеберг. Первую жену Арап нещадно бил, а в суде обвинил в прелюбодеянии, предъявив в качестве доказательства “белого ребенка” и в попытке отправить законного мужа. В результате бракоразводный процесс длился более 10 лет и только по его окончании дети от второго барака могли быть признаны законными как и новый брак. В общем образ героя фильма и реальная личность несколько различаются. Поэт застал своего именитого деда еще при жизни, однако по воспоминаниям, Петр Абрамович в старости страдал забывчивостью и не помнил даже имен своих близких. Недуг не позволил Арапу закончить свои мемуары.

До наших дней усадьба в ее первозданном виде не сохранилась. Так называемый “Большой дом” был сожжён крестьянами в 1918 году. Его постигла та же участь, что и Михайловское. Остался лишь парк - образец русского садово-паркового искусства XVIII века.

С 1936 года имение Ганнибалов стало музеем-усадьбой в составе Пушкинского заповедника. В 1976 году был восстановлен дом Петра Абрамовича Ганнибала, в котором открыли экспозицию, посвященную предкам Пушкина Ганнибалам и усадебному быту Петровского пушкинских времён. Понятно, что подлинных вещей Ганнибалов в доме нет и быть не может, но много оригинальных экспонатов того времени.

Да, мы снова сталкиваемся с тем, что по сути Музей заповедник “Пушкинские горы” – это некий образ того, что могло быть, но точно никто не может сказать, как оно было на самом деле. Вопрос в том, насколько это важно. Музей в данном случае служит совершенно иной цели – дать представление о том, как и чем жили наши предки.

Что посмотреть в Петровском

Внутри помещений снимать запрещено, поэтому представлены фотографии только фасада и парка.

В самом музее интересен, прежде всего, быт тех далеких времен, какие-то нюансы жизненного уклада, которые сегодня могут показаться весьма необычными. Например, все шкафы для одежды снабжены замками и достаточно высокими ножками шарообразной формы (это чтобы мышам было сложнее забраться внутрь шкафа).

Надо сказать, что территория усадьбы не изобилует постройками и дает возможность полюбоваться окружающим природным ландшафтом. Тут и не большой прудик и выход к озеру Кучане.

Когда работает музей

К концу этого достаточно длинного экскурса по Пушкинским местам уместно будет рассказать о том, как утроена работа музея-заповедника, то есть каков его режим работы. Речь сейчас не только о музее “Петровское”, но и обо всех усадьбах Пушкинских гор:

Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское», музей «Пушкинская Деревня», «Центр творческих музейных программ», выставочный зал «Музейная почта» в д. Бугрово открыты для посетителей с 10.00 до 17.00, кассы музеев работают до 16.30.

Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» закрыты для посетителей: понедельник, последний вторник каждого месяца (санитарный день).

Музей «Пушкинская Деревня», «Центр творческих музейных программ», выставочный зал «Музейная почта» в д. Бугрово закрыты для посетителей: понедельник, вторник.

В праздничные дни режим работы несколько меняется и выглядит следующим образом (актуально для 2017 года):

17 марта 2017 и 31 декабря 2017 года все музеи в Пушкинском Заповеднике, «Центр творческих музейных программ», выставочный зал «Музейная почта» в д.Бугрово работают до 14.00.

Есть также несколько дней, когда посетить музейный комплекс можно совершенно бесплатно:

8 мая – Международный день музеев – для всех категорий посетителей (оплачивается только экскурсионное обслуживание);

1-е воскресенье месяца – для членов многодетных семей (при наличии документа, подтверждающего льготу)

1-а среда месяца – для лиц, не достигших восемнадцати лет, а также обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. При совпадении с праздничным днем переносится на вторую среду текущего месяца.

Экскурсии по усадьбе Петровское

Эпилог

Так завершилась наше путешествие по Пушкинским местам. Мы пробыли здесь полтора дня. Можно ли за это время осмотреть весь заповедник? Отвечу однозначно – нет. И дело не только в том, что на каждый музей нужна хотя бы пара часов, эти места в принципе на располагают к спешке осмотру в режиме галопа или “я тут был”, пых-пых фото и поехали дальше. Здесь хочется неспешно ходить по аллеям парков, посидеть на скамейке или полюбоваться лебедями на озере. Я даже выскажу мысль, которая покажется кому-то крамольной или даже кощунственной – здесь не хочется интересоваться историей, Пушкиным… потому что главный экспонат здесь – природа. Хочется просто созерцать, слушать пение птиц и шелест листвы (хруст снега или шум дождя в зависимости от времени года), вдыхать чистый воздух. Уверен, что наш знаменитый предок именно так и делал…

Музей-усадьба «Петровское» - это старинное родовое имение предков великого поэта А.С. Пушкина – Ганнибалов, которое связано с необычайным интересом и уважением русского поэта к историческому развитию своего рода, истории своего Отечества, которые нашли отражение в его творчестве.

В середине 1742 года дворцовые земли, принадлежащие Михайловской губе, расположенной в Воронецком уезде при Псковской провинции, были отданы императрицей Елизаветой Петровной прадедушке Александра Сергеевича – Ганнибалу Абраму Петровичу, который являлся сподвижником и крестником императора Петра Первого.

Изначально, для своего обустройства Абрам Петрович остановился на выборе небольшой деревеньки под названием Кучане, которая позднее получила название села Петровского; именно здесь он и решил возвести небольшой дом, который, спустя годы, стал называться «дом А.П. Ганнибала».

Согласно документам, в 1782 году имение Петровское принял в наследство Ганнибал Петр Абрамович, который приходился двоюродным дедом Пушкину. В этом доме Петр Абрамович жил на протяжении с 1782 по 1819 годы, не покидая свое имение. В течение этого периода был выстроен господским дом, поражающий своими большими размерами. Именно в этот период усадьба приобрела свой вид, который застанет впоследствии Александр Сергеевич Пушкин. Поэт часто встречался с двоюродным дедом и интересовался историей своего знаменитого рода, которая была неразрывно связана с историей нашего государства.

В период 1822-1839 годов родовым имением владел двоюродный дядя поэта Ганнибал Вениамин Петрович, а после его кончины Петровское переходит в руки помещицы по фамилии Компанион, а затем наследуется ее родной дочерью К.Ф. Княжевич. В большинстве своем новые владельцы сумели сохранить присущую планировку усадьбы. В 1918 году имение охватил пожар – Петровское было сожжено.

В 1936 году приусадебная территория родового имения была отнесена к Пушкинскому заповеднику. В 1952 году было проведено тщательное археологическое расследование усадьбы. Чуть позднее был создан проект по восстановлению усадебного дома, при этом были согласованы все размеры дома и фундамента, данные о которых брались согласно фотоснимкам фасадной части дома, относящиеся к началу 20 века.

Летом 1977 года состоялось торжественное открытие музея в усадьбе Петровское, в состав которого вошел не только «дом П.А. Ганнибала», но также и мемориальный парк с небольшой беседкой. В период с 1999 по 2000 годы в усадьбе проводились реставрационные работы, касающиеся и реконструкции усадебного музея. В результате проведения работ облик усадьбы претерпел значительные изменения. Стоит отметить, что был воссоздан и прежний «дом А.П. Ганнибала», возведенный на старом фундаменте.

Сейчас в музее-усадьбе проводятся интересные экскурсии, одна из которых начинается в приемной комнате большого дома. Здесь можно увидеть завещание, оставленное Ганнибалом А.П., план его владений, фотоснимки усадьбы. В кабинете хранится множество документов, книг, инструментария и даже предметов оружия 18 столетия.

Обстановка гостиной комнаты полностью соответствует периоду 1820-1830 годов; она осталась прежней, что была при Вениамине Петровиче. Здесь же можно увидеть знаменитый рояль, на котором так и стоит фарфоровая ваза.

В доме Абрама Петровича Ганнибала можно увидеть поистине уникальные вещи: дубовый обеденный стол 18 века, медная, стеклянная, керамическая, деревянная посуда, глиняные трубки и различные детские игрушки.

Знакомство с Петровским парком начинается с зеленой террасы, расположенной прямо перед главным фасадом дома В.П. и П.А. Ганнибалов. В парке есть красивая липовая аллея, которая исполняла роль защитных стен в своем зеленом убранстве. В самом конце аллеи расположен так называемый «зеленый кабинет», в котором так любил проводить время Петр Абрамович. Небольшая аллея карликовых лип плавно переходит в «цветущий зал». Неподалеку находится беседка-грот, от которой открывается чудесный вид на близлежащие окрестные места: Савкину Горку, Михайловское.


это Сороть сюда петляет.

Как известно усадьба Тригорское во времена Пушкина принадлежало Прасковье Александровне Осиповой-Вульф. К тому времени, когда Пушкин поселился в Михайловской ссылке она была уже дважды вдова. Ей всего 43 года и у нее большая семья.
От первого брака (1799-1813) с Николаем Ивановичем Вульфом у Прасковьи Александровны было пятеро детей: Анна (род. 1799), Алексей (род. 1805), Михаил (род. 1808), Евпраксия (1809), Валериан (род. 1812). В конце 1817 года овдовевшая четыре года назад Прасковья Александровна вторично вышла замуж на Ивана Сафоновича Осипова. 5 февраля 1824 года она вторично овдовела. Ее семья пополнилась двумя дочерьми от брака с И. С. Осиповым - Марией (1820) и Екатериной (1823). С ней осталась жить и падчерица Александра. Вот такое большое семейство жило в Тригорском.

Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому.

Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк.

Добрая племянница Анна Керн (она была - Зина, где наша простыня про Полторацких и Вульфов??? -дочерью Екатерины Ивановны Вульф в замужестве Полторацкой, родной сестры первого мужа Прасковьи Александровны, уф!:)) так описывала тетушку:"... рост ниже среднего, гораздо, впрочем, в размерах; лицо продолговатое, довольно умное...; нос прекрасной формы; волосы каштановые, мягкие, тонкие, шелковые; глаза добрые, карие, но не блестящие; рот ее только не нравился никому: он был не очень велик и не неприятен особенно, но нижняя губа так выдавалась, что это ее портило. Я полагаю, что она была бы просто маленькая красавица, если бы не этот рот. Отсюда раздражительность характера".

Старый господский дом стоял на берегу реки в очень удобном месте.

Но к началу 1820-х годах он обветшал и его решили перестроить, для чего семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики.

потом старый дом вообще сгорел, а заново построить его денег что-ли не было, или не хотели, но фабрика стала домом на долго, до самой революции:):)

Кстати Прасковья Алексанлровна приходилась Пушкиным и дальней родней. Как говорила бабушка Янькова, посчитаться родством они могли - ее родная сестра была замужем на Яковом Исааковичем Ганнибалом, двоюродным братом Надежды Осиповны.

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
О легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

Далее дорожка ведет к Баньке, в которой летом 1826 года собирались Пушкин, Вульф и приехавший погостить в Тригорское тогда дерптский студент Николай Михайлович Языков.

По воспоминаниям А.Н. Вульфа "сестра моя Euphrosine, бывало, заварит всем нам после обеда жженку … Пушкин, ее всегдашний и пламенный обожатель, любил, чтобы она заваривала жженку … и вот мы … сидим, беседуем да распиваем пунш … и что за дивные стихи то того, то другого поэта сопровождали нашу дружескую пирушку!…"

Когда мы шли к баньке прошли фундаменты оставшиеся от старого дома.

По выходе из баньки, т.е. с западной ее стороны, хорошо просматривается восстановленный каскад из 3-х прудов.

Нижний пруд восстановлен по плану 1848 г. Из него брали воду для бани.

От баньки хорошо видно прогулочное кольцо дорожек, которое было рассчитано на последовательную смену впечатлений и пейзажей при прогулках.

С нее видна мелькающая внизу реки Сороть, с одной стороны, и облагороженные, окультуренные хозяевами усадьбы участки парка - с другой.

А эта "большая аллея" ведет мимо верхнего пруда к "алее Татьяны" (наиболее удаленной и романтической части парка).

Во времена Пушкина система "солнечных часов" содержала образованные посадками геометрические фигуры масонской символики (устроитель парка А.М. Вындомский был масоном), следы которых знатоки находят и поныне… От солнечных часов расходятся "утренняя", "полуденная" и "вечерняя" дорожки.

"Полуденная" дорожка ведет к самому старому дереву парка - "дубу уединенному", посаженному на могильном кургане защитников средневекового города Воронича. Здесь невольно вспоминается пушкинское "…я мыслю, патриарх лесов переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов…"

Помните:
Я твой - я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубрав, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Высокий холм остатки бывшей здесь в XIV-XVI веках крепости.

Она находилась в центре псковского пригорода Воронич. Воронич имел большое значение как пограничный стратегический пункт, защищавший наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Остров, Велье, Опочка и др.) подступы к Пскову с юго-запада, и как важный торговый пункт, обеспечивающий удобную переправу по торговому тракту из Москвы и Пскова на Литву и Польшу.

В XV веке в Ворониче числилось до 400 податных дворов и несколько монастырей. В народе сохранилось предание о том, что в пригороде и вокруг него было 77 церквей и монастырей. Значительно превышая Велье, Опочку, Остров, Воронич достиг расцвета к концу XVI века. Полчища Стефана Батория разгромили крепость и, отступая, уничтожили пригород, отомстив героическим защитникам Воронича и земли русской, задержавшим войска захватчиков и не давшим им возможности застать врасплох псковичей. Дальнейшие набеги иноземцев на пригород, лишенный крепости и ратных людей, подвергли его окончательному разорению.

Вершина холма опоясана с юго-запада высоким и крутым валом. В далеком прошлом она была обнесена высокими деревянными стенами с башнями по углам.

В крепости было двое ворот, к которым вели боковые дороги. Следы этих дорог сохранились и по настоящее время. Внутри крепости находились склады оружия, боеприпасов и продовольствия. "Осадные клети" - постройки легкого типа, которые являлись временным убежищем для окрестных жителей в моменты опасности.

Некогда в крепости было две церкви Ильинская и Егорьевская. Следы Ильинской церкви почти совершенно утрачены. Находилась она в центре крепости, ближе к валу.

Это Егорьевская церковь, сгоревшая в 1913 году, и почти восстановленная сейчас. Этому отдал много сил Савва Ямщиков.

и лежит он здесь, рядом с нею.

У входа на церковный двор лежит большая куча каменных ядер, найденных при раскопках на городище.

На городище Воронич находится родовое кладбище хозяев соседнего Тригорского, где у восточной алтарной стены Егорьевской церкви погребены А.М. Вындомский, А.Н. Вульф (их могилы находятся под общим памятником - белым мраморным крестом).

Рядом под мраморной могильной плитой покоится прах мужа П.А. Осиповой И.С. Осипова.

Около него под такою же плитой похоронена сама хозяйка Тригорского Прасковья Александровна Осипова.

А совсем вечером пообедав мы поехали в Петровское.

Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.

В 1742 дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого.

А.П. Ганнибал был отягощен государственными делами, поэтому ограничился постройкой в Петровском небольшого дома, в котором в течение 6 лет жила его большая семья.

Пушкин интересовался историей своего прославленного в истории России рода и хотел получить так называемую немецкую автобиографию, написанную самим А.П. Ганнибалом и хранящуюся у П.А. Ганнибала, к тому времени дослужившего до генеральского чина и жившего в своих псковских владениях. Пушкин посетил своего двоюродного деда (известного своей крутостью по отношению к крестьянам и ставшего прообразом Троекурова в "Дубровском") и вспоминал об этом так: "…попросил водки. Подали водку. Налив рюмку себе, велел он и мне поднести; я не поморщился - и тем, казалось, чрезвычайно одолжил старого арапа. Через четверть часа он опять попросил водки и повторил это раз 5 или 6 до обеда. Принесли … кушанья поставили…". В Петровском был свой винокуренный заводик, изготовлявший водку в т.ч. и для продажи. Полученные от старого арапа сведения были в дальнейшем использованы Пушкиным при написании неоконченного романа "Арап Петра Великого".

С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К.Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К.Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.

В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника.

Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «дома П.А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века.

Вот такое оно Пушкиногорье!

Петровское - родовое имение предков А. С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.

В 1742 году дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А. С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого. Для первоначального обустройства А. П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское), где был построен небольшой дом («Дом А. П. Ганнибала»). В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал - двоюродный дед Пушкина - прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («Дом П. А. Ганнибала»), усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П. А. Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России. С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К. Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К. Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.

В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника. Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «Дома П. А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века. В июне 1977 года состоялось открытие музея Петровское, который включил в себя «Дом П. А. Ганнибала» и мемориальный парк с Грот-беседкой. В 1999 - 2000 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции музея-усадьбы «Петровское». Значительно изменился облик усадьбы. На старом фундаменте воссоздан «Дом А. П. Ганнибала».

ДОМ-МУЗЕЙ А. П. ГАННИБАЛА

Мемориальный дом прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала воссоздан на старом фундаменте. Рассказ об Абраме Петровиче Ганнибале в этом новом музее знакомит с жизнью главной ганнибаловской вотчины на псковщине в самом ее истоке.

Флигель обставлен типологически, поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось. В экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII в., портреты и гравюры, предметы прикладного искусства, характерные для того времени.

Рассказ начинается с приемной-прихожей - служебной комнаты, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы, по управлению своими деревнями. Здесь представлены портрет графа Б. Х. Миниха (гравюра Е. Чемесова с ориг. П. Ротари); карта Псковской губернии XVIII в.; сундук-укладка дорожный сер. XVIII в.; стол русской работы в голландском стиле наборного дерева нач. XVIII в.; ларчик-теремок с двойной крышкой 1 пол. XVIII в.; чернильница походная нач. XVIII в.; счеты XVIII в.

Далее посетители проходят в комнату Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов. Комната из двух половин: это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином (в манере того времени). Здесь представлена мемория рода Ганнибалов - икона «Спас Нерукотворный» (к. XVII - нач. XVIII вв). Здесь также экспонируются портрет Петра I (гравюра Е. Чемесова с ориг. Ж.-М. Натье. 1759); портрет царицы Елизаветы (гравюра Е. Чемесова); вид окрестностей г. Тобольска (гравюра Оврея к. XVIII в.); патент царицы Елизаветы на чин А. П. Ганнибалу генерал-майора (1742, копия); кубок стеклянный с вензелем царицы Елизаветы, XVIII в.; библия на немецком языке (1690 г., перевод Лютера).

В следующей за тем детской рассказывается о воспитании и обучении детей в семье Ганнибалов. Здесь представлены: сундук (к. XVI - нач. XVII вв. западноевропейской работы); деревянные детские игрушки крестьянской работы; макет корабля-парусника XVIII в.; две пушечки-мортирки XVIII в.

В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. По-видимому, она была устроена на европейский манер: с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож. В кухне-поварне семья и обедала. Здесь же могли принимать и угощать обедом гостей. Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века. Здесь представлены стол обеденный дубовый XVIII в.; буфет орехового дерева 1750 г.; посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная; предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля - изразцы, посуда, точеные (или резные) по кости детские игрушки, трубки глиняные и другие экспонаты.




ДОМ-МУЗЕЙ П. А. И В. П. ГАННИБАЛОВ

Экскурсия в большом доме продолжает рассказ о Ганнибалах, начатый во флигеле А. П. Ганнибала. В 1817 г., по окончании Лицея, Пушкин именно здесь познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала. «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков», - эти слова поэта организуют сюжетную линию рассказа в данном музее.

Экскурсия начинается в сенях. Здесь представлены герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А. П. Ганнибала), фрагмент схемы «Родословное древо Ганнибалов - Пушкиных - Ржевских».

В приемной начинается рассказ о П. А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года. Здесь представлены завещание А. П. Ганнибала 1776 г., межевой план владений П. А. Ганнибала 178 (копия), фотографии усадьбы из журнала «Столица и усадьба», 1914 г.; фрагмент обшивки кресла, принадлежавшего П. А. Ганнибалу (вышивка шелк., золот. и серебр. нитями, 70-80 гг. XVIII в.). В двух витринах экспонируются материалы археологических раскопок 1969 и 1999 гг. в с. Петровском - предметы быта, посуда, слон-талисман, монеты первой половины XVIII в.

В кабинете П. А. Ганнибала ведется рассказ о П. А. Ганнибале как хранителе фамильных реликвий: документов, архива, инструментария А. П. Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии, предметов оружия XVIII в. Здесь представлены мемориальные вещи - печатка А. П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); «Минея» 1768 г. на сентябрь с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира «Систима, или состояние мухамеданской религии» СПб, 1722 г. Экспонируются шкаф-витрина с оружием XVIII в.; коллекция медалей XVIII в.; портрет Екатерины II. (копия XIX в. с ориг. И.-Б. Лампи). Под портретом на столе размещены «Жалованная грамота» царицы Елизаветы А. П. Ганнибалу о пожаловании ему Михайловской губы 1746 г. (копия), Письмо Екатерины II А. П. Ганнибалу 1765 г. (копия), письмо Великого Князя Павла Петровича Ивану Ганнибалу сент. 1775 г. (копия). В экспозиции представлены барельеф Петра I (чугун, худ. Растрелли), инструментарий XVIII в.

Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 гг., когда хозяином дома был внук А. П. Ганнибала - Вениамин Петрович. В гостиной находятся рояль «Штурцваге» 1839 г., ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), портрет А. С. Пушкина (неизв. худ. 1830 гг.).

В кабинете Вениамина Петровича Ганнибала ведется рассказ о В. П. Ганнибале (1780-1839), двоюродном дяде поэта, соседе и приятеле семьи Пушкиных, поклоннике таланта Пушкина, хлебосоле и музыканте. В обстановке комнаты мебель первой трети XIX в., икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I (копия XIX в. с ориг. Виже-Лебрен 1800 г.), шкатулка для чая В. П. Ганнибала красного дерева, портрет Павла Исаковича Ганнибала (миниатюра, копия с ориг. неизв. худ., 1-я четв. XIX в.).

Согласно планировке конца XVIII - начала XIX вв., барская спальня завершает анфиладу комнат. Экспозиция «барской спальни» с типичным для нее убранством осматривается из дверного проема.

В парадной зале продолжается рассказ о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина. Здесь представлены портрет Петра I (неизв. худ. XVIII в.), «Полтавская баталия» (гравюра XVIII в.), «Битва при Лесной» (гравюра худ. Лярмессена, нач. XVIII в.), портрет двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала (копия с ориг. неизв. худ. XVIII в.), портрет Императрицы Елизаветы Петровны (гравюра И. А. Соколова с портрета худ. Каравака, 1746), «Путешествие Екатерины II» (неизв. худ. с гравюры худ. Демейса. XVIII в.), бюст Екатерины II худ. Ф. Шубина.

Литературная экспозиция, расположенная в трех вертикально-горизонтальных витринах в коридоре, закрепляет все сказанное в экскурсии, иллюстрирует отражение интереса поэта к роду Ганнибалов в его стихах и прозе.



ПЕТРОВСКИЙ ПАРК

Научное обследование и изучение Петровского парка специалистами позволяют датировать его основательное устройство не ранее 1786 г., т.е. при двоюродном деде поэта Петре Абрамовиче Ганнибале. К настоящему времени парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х гг. и до начала XX в.

Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П. А. и В. П. Ганнибалов. Вблизи дома А. П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи - одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А. П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямам углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.

В конце большой аллеи находится «зеленый кабинет» (любимое место отдыха П. А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в «зеленый зал». Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - две горки («парнасы») с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липками. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.



1. Петровское. Дом Абрама Петровича Ганнибала August 18th, 2016

08.03.2016
Дом Абрама Петровича Ганнибала в усадьбе Петровское необычен сразу по нескольким причинам.


  1. Он задумывался в голландском стиле, диковинном для псковских земель.

  2. Он воссоздан на историческом фундаменте и наполнен предметами домашнего обихода приблизительно середины XVIII века.

  3. Его построил и в нем жил предок Пушкина, фамилия которого мне с детства представлялась зловеще-притягательной — Ганнибал.

Возможно, сочетанием именно этих факторов и объясняется особая, неповторимая атмосфера, царящая в доме.

Заходишь внутрь и по-детски осознаешь: здесь жил арап Петра Великого. А потом мысленно добавляешь: и мебель здесь собрана особая — добарочная и раннебарочная.

Приемная-прихожая
В небольшой приемной встречаем стул с витыми ножками и витыми боковыми устоями.

Вертикальные рейки спинок с суетливым растительным орнаментом. Навершие — царство львов.

Стол . Россия, начало XVIII века.
Выполнен в стиле петровского барокко (голландском стиле). Подстолье в виде высокого короба с рамочно-филенчатым рисунком из наборного дерева, точеные ножки-балясины, рама-проножка. Подобный стол мы встречали .

Комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов
В вытянутом в длину пространстве комнаты выделяются три зоны: спальня (в середине комнаты) и два кабинета (по краям).

В первом кабинете расположен секретер с откидывающейся крышкой. Обратим внимание на конструкцию дверки.
С лицевой стороны дверка выглядит как рамочно-филенчатая. Однако глядя на ее тыльную сторону, мы понимаем, что это не так: дверка представляет собой не филенку, вставленную в рамку, а сплошное дощатое полотно, поверх которого с лицевой стороны проложена рамка.

Кресло притворяется, будто сделано из коряг или сучковатых ветвей.

На самом деле это тоже не так: уж больно симметричны левый и правый локотники, а также левая и правая половины спинки. Средняя часть спинки стилизована под вазу, что характерно для мебели в английском стиле.

В комнате две люстры. Вот первая из них. Помещаю ее

Зону спальни образует супружеская кровать с балдахином. Изножье — волна. В изголовье волна повторяется лишь декоративно, так как изголовье совмещено с уходящей вверх до потолка стеновой панелью, к которой крепится балдахин.

Функцию прикроватной тумбочки выполняет стул в английском стиле с характерной для него формой кабриолей. Лапа, охватывающая шар, была в ходу в 1760-е годы.

Прорезные спинки тоже появились к середине XVIII века.

Напротив кровати висит овальное зеркало в резной раме, символизирующей расходящиеся от центра лучи солнца.

Второй кабинет представлен небольшим, но выглядящим основательно и даже тяжеловесно, столом . Массивная проножка соединяет две плоские широкие опоры, стилизованные внизу под звериные лапы, а в верхней части декорированные резьбой. Резьба проложена и по подстолью, и по кромке столешницы.

Кресло в углу типично для раннего барокко: кабриоли знакомой формы с птичьей лапой, охватывающей шар; непрорезная средняя часть спинки в виде вазы.

Вторая люстра.

Детская
Детские кровати по исполнению сходны с родительской кроватью: изножье — волна; изголовье прямое, декоративно повторяющее волну.

Еще один стол в стиле петровского барокко из наборного дерева.

Кухня-поварня (столовая)
Кухня расположена на первом этаже дома и представляет собой очень просторное помещение.

Здесь нас встречает большой дубовый стол XVIII века. Прошу обратить внимание на форму его ножек.

Ножки выполнены в виде массивных витых балясин. Между собой балясины соединены фундаментальной проножкой сложной формы.

В углу расположен ореховый буфет , датируемый 1750 годом.

Не уверен, что дверцы рамочно-филенчатые, но центральная часть дверец — назовем ее филенкой — несет на себе очень симпатичную резную картинку.

Вспомогательный стол коренаст и пружинист.

Сундук с сетчатым рисунком.

При ближайшем рассмотрении убеждаемся, что рисунок исполнен очень аккуратно.

Люстра с деталями кованого силуэта.

Музейщики молодцы, выдержали атмосферу послепетровского времени, в которой жил человек эпохи Петра Великого.
Вот соседний дом — дом Петра Абрамовича Ганнибала — будет совсем другим, и мебель там будет другая.