Успех на уроке. Советы родителям: как создать ситуацию успеха у ребенка. материал на тему. Проблемы социально-психологической адаптации

Приходилось ли вам создавать успех? Для себя или для кого-то? Попадали ли вы с такую ситуацию, когда успех был неизбежен? Ответьте для себя, хотели бы вы, чтобы можно было запрограммировать успех? Оказывается, это сделать более чем реально!

Не поверите, многие успешные люди, мировые лидеры и топ-фигуры современности так и делают — программируют свой успех! Более того, я предлагаю вам использовать эти способы не только для себя, а создать такую ситуацию на вашем уроке, в которой ваш ученик достигнет целей обучения и сделает это с легкостью и интересом. Говорите, невозможно? Давайте попробуем!

В этой статье мы разберемся с вами, что такое ситуация успеха, зачем она репетитору и узнаем несколько способов, как создать ситуацию успеха на своем уроке.

Что такое ситуация успеха?

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.Эл.журнал Современные проблемы науки и образования

Создание ситуации успеха на уроке - один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня - успех в дальнейшей жизни.

Главные задачи создания ситуации успеха —
  • дать каждому ученику возможность пережить радость достижения
  • осознать свои способности
  • поверить в себя

Зачем педагогу создавать ситуацию успеха на своих уроках?

Сначала ответьте сами на этот вопрос, а потом читайте мои ответы.

  • Прежде всего увеличивается результативность занятия. Ученик понимает, что у него получается выполнять задания, он вдохновлен своими успехами и хочет дальше познавать ваш предмет.
  • Всем нам хочется не только получить знания, но и весело и интересно провести время (особенно это касается младших школьников), а ситуация успеха помогает репетитору сделать свой урок разнообразным , непохожим на другие. Такое запоминается гораздо лучше. Отсюда вытекает следующий пункт.
  • Создается wow-эффект от ваших занятий, что напрямую влияет на отзывы ваших учеников, а это в свою очередь приводит к вам новых клиентов. И это увеличивает ваш доход в будущем.

Как репетитору создать ситуацию успеха на уроке?

Многие думают, что ситуация успеха — это шаблон, в которую загоняется ученик, и всегда выходит победителем. Увы, единственно верного алгоритма нет, здесь важна совокупность факторов и действий со стороны репетитора, которые приведут всех участников обучения к успеху. Но есть рекомендации, параметры и поле для маневра , при которых успех достижим с большей вероятностью.

Тем не менее, я попыталась уместить методы создания ситуации успеха в 5 простых шагов, своего рода тоже алгоритм , но свободный, в котором вы сможете выбрать наиболее подходящие методы и приемы. (О них подробно еще буду говорить.)


Для создания ситуации успеха
  • Демонстрируйте ребенку полное доверие
  • Помогайте ученику формулировать, уточнять цели, задачи, стоящие перед классом и перед каждым ребёнком в отдельности
  • Всегда исходите из того, что у ученика есть внутренняя мотивация к учению
  • Будьте для ребенка источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью
  • Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой и принимать его
  • Улыбайтесь!
Как это выглядит на практике?

В реальности одной улыбкой репетитора для достижения успеха не обойдешься. ;) Есть конкретные действия, которые и формируют ту самую ситуацию.

Ситуации успеха — это не только индивидуальные достижения каждого ученика. Если вы работаете с группой, успехом может быть умение договориться, убедить, расположить к себе, вместе достичь общих целей обучения (например, победить команду соперников в интеллектуальной викторине).

Исходя из определения ситуации успеха

«целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности»

репетитору необходимо выполнить 5 шагов:

Методы и приемы для создания ситуации успеха на уроке

Предлагаю вам ТОП-3 методов для создания у ученика правильного позитивного восприятия урока и собственных достижений.

  • Прием «Эврика»

Учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает неизвестные ему собственные личностные качества. Например, предложите ученикам создать образ главного героя произведения новыми способами: нарисовать портрет, снять фильм, сочинить песню или стихотворение. Такие творческие задания раскрывают потенциал детей, а репетитор в результате получает целый «букет» талантливо выполненных работ. О таких методах я расскажу отдельно и как мы применяли лингвистические методы в биологии.

  • Задания различной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, «середнячки» могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания и работы в команде.

  • Самостоятельный выбор задания

Предложите ученику выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученик может выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя. Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

Что в итоге?

Итогом реализации приемов по созданию ситуации успеха в обучении для ученика будет.

«Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше», -
утверждает Джой Бразерс.

Почему ученик теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа, как создать условия, при которых обучение станет для ученика в радость? К.Д. Ушинский считал, что «только успех поддерживает интерес ученика к учению». Без ощущения успеха у ребенка пропадает желание учиться. Достижение успеха – одна из важных и желаемых целей любого человека: без самоутверждения человеческая жизнь становится бессмысленной. Очень важно, чтобы это состояние стало привычным для формирующейся личности.

Ребенку необходимо помочь добиться успеха в учебной деятельности, это позволит снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность, неуверенность. Школьника надо убедить, что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже своих товарищей, поэтому, «трудно» не значит «невозможно». Создание ситуации успеха на уроках оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи и по заслугам оценивают. Так же и для учащихся важно поощрение даже за небольшой успех. Любой ученик работает лучше и проявляет свои способности в обстановке доброжелательности. На всех этапах урока можно применять прием «эмоциональное поглаживание». «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой незамысловатой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог. Нужно дать понять учащимся, что вы верите в их способности и на уроке создавать обстановку сотрудничества и взаимопомощи. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру учителя в возможности своего ученика. Ведь каждый школьник нуждается в положительной оценке и одобрении своей деятельности и достижений. Только так можно убедить ребёнка учиться, и учиться с удовольствием.

Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.

Например,

Я как учитель-практик на каждом этапе урока применяю различные методические приемы создания ситуации успеха.

В начале урока, на этапе актуализации знаний , часто использую прием «Лови ошибку!» (учителем намеренно допускается ошибка, которую дети должны найти и исправить). Например, в 7 классе большое внимание уделяется решению уравнений, и учащиеся очень часто допускают ошибки при переносе слагаемых или раскрытии скобок. Предлагаем им найти ошибку при решении уравнений.

Прием «Разминка» вовлекает в деятельность весь класс, и работают даже те дети, которые обычно молчат, стесняются публичных выступлений. Учащимся предлагается быстро хором отвечать на вопросы. Вот примеры вопросов по теме «Делимость чисел»:

    Какое число является делителем любого числа?

    Делится ли 555 на 3?

    Назовите наименьшее простое число.

    Число 31 – простое?

    Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?

В 5-х и 6-х классах одной из основных целей обучения является формирование прочных вычислительных навыков. Это достигается многократным повторением однотипных упражнений, что приводит к потере интереса. Преодолеть утомление на этапе закрепления знаний поможет прием «Создание игровых ситуаций» («Игра с числами», «Расшифруй слово», «Восстанови цепочку»).

Например, задание: расположи ответы примеров в порядке возрастания, и ты узнаешь название металла, который горит:

Й 0,35+0,392 Г 5-4,573 М 3,087-2,84

А 2,174-1,9 И 0,72+0,004 Н 1,5-1,028

Перед объяснением новой темы важно применять приём

«Авансирование» успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива: без этого невозможно дальнейшее изучение темы, вы должны друг другу помочь, быть внимательны

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с поставленной задачей, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. Показывается, ради чего совершается эта деятельность.

При объяснении нового материала на уроках хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума как удивительное. На этом этапе использую прием «Удивляй!» Например, в 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения», можно удивить учащихся тем, что сразу, не решая, называю корни приведенных квадратных уравнений. Дети тоже захотят научиться делать это быстро. Таким образом, можно подвести учеников к теме «Теорема Виета».

Доказательства теорем по геометрии вызывают затруднения учащихся. Поэтому при доказательстве я даю краткий готовый план, по которому они самостоятельно смогут доказать теорему. Например, при доказательстве теоремы о площади треугольника (площадь треугольника равна половине произведения стороны на высоту, проведенную к этой стороне) план доказательства может быть таким:

1. Выполнить дополнительное построение: до параллелограмма АСМВ.

2. Доказать равенство треугольников АВС и МСВ.

3. Сделать вывод о равенстве площадей этих треугольников.

4. Найти площадь треугольника АВС как половину площади параллелограмма АСМВ. Сделать вывод.

План позволяет охватить все доказательство в целом и у учащихся возникает ощущение полноты, что приводит к уверенности.

Сечения 10кл

При проведении самостоятельных и контрольных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Есть такие школьники, которые очень медлительны и не успевают по времени выполнить работу, или ученик понимает тему, но делает ошибки из-за невнимательности, спешки. В этом случае успешным оказывается прием «Даю шанс». На следующем уроке, во время проведения анализа работы, мы подробно обсуждаем допущенные ошибки и у детей есть возможность улучшить свой результат, я готовлю индивидуальные задания и предлагаю учащимся их выполнить. Ребята, которые довольны своим результатом, могут быть консультантами у слабых учеников. Они сами предлагают свою помощь, я разрешаю, с условием, что «подопечный» сможет объяснить, то что он выполнил.

При проведении самостоятельных и контрольных работ, я обязательно дифференцирую уровень сложности заданий, и учащиеся знают, что необходимо решить на «3», а что на «4» и «5». Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что они различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.

Прием «Анонсирование» учитель может применить, когда хочет предупредить о предстоящей самостоятельной или контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Такая подготовка создает психологическую установку на успех.

При организации домашнего задания часто учащиеся выполняют творческие работы: составляют кроссворды, находят исторический материал по теме, приводят примеры применения изучаемого материала в жизни, в других предметных областях, выполняют рисунки по координатам, находят разные способы решения одной задачи, обычно такие задания выполняются на добровольных началах и стимулируются учителем высокой отметкой и похвалой.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (некоторые учащиеся боятся выходить к доске, комплексуют, стесняются, в этом случае можно сказать: ничего страшного, я помогу, мы же пришли, чтобы учиться, будет ошибка-исправим, необходимо донести мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, это добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием )

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

* Не наказывать грубой критикой в адрес ученика.

* Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

* Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Например, в моём классе дети участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах; я обязательно вручаю им грамоты при всём классе, тем самым стимулируя к дальнейшей творческой деятельности.

* Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

* Применять на уроках задания, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Можно с уверенностью сказать, что успех в учебе – это завтрашний успех в жизни!

1

В данной статье авторы рассматривают вопросы взаимодействия эмоциональной сферы школьников и их учебной деятельности. Известно, что эмоции выступают одним из ведущих механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, поэтому в учебной деятельности учителю очень важно ориентироваться на то, чтобы ученики испытывали положительный эмоциональный настрой в процессе занятий. Учение должно приносить радость, удовлетворение и воодушевление, то есть сопровождаться успехом. Авторы анализируют такие понятия, как «успех», «ситуация успеха», «успешность», при этом детально описывают отличие успешности субъективной от объективной; предлагают приемы по созданию учителем ситуации успеха в учебной деятельности учащихся, которые распределяются в соответствии с выполняемой задачей на три этапа: стимулирующе-мотивационный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

ситуация успеха

успешность

1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 170 с.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.

4. Глассер У. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с.

5. Лукоянов Ю.Е. Если вашему ребенку трудно учиться. – М.: Знание, 1980. – 96 с.

6. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – Минск: Нарсвета, 1990. – 193 с.

7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

8. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1988. – 750 с.

10. Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. Школа. 1969. – 272 с.

11. Тульчинский Г.Я. Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 216 с.

12. Ушинский К.Д. Соб.соч., Т.6. М.-Л. 1949 – 448 с.

13. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 228 с.

14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1986. – 406 с.

15. Щуркова Г.М. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая школа, 1993. – 112с.

Проблемам эмоционального состояния человека посвящено множество работ, так как эмоции выступают одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Эмоции человека сложны и многогранны, поскольку в них находят свое выражение не только самовыражение в физиологическом смысле, но и общественные связи человека, его миропонимание, мировоззрение, его отношение к поступкам и высказываниям других людей. Поскольку эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью, то и в учебной деятельности школьника следует опираться на его эмоциональную сферу.

Кроме того, в простейшей структуре личности эмоции и отношения являются рядоположенными явлениями:

другие - вызывают равнодушие и неприязнь к делу.

Непосильные трудности, постоянные неудачи и промахи, обидные замечания не только огорчают и разочаровывают ученика, но и могут привести к полной потере интереса к школе. Безусловно, учитель должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы.

Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, воодушевление, если оно сопровождается успехом. Поэтому педагог должен позаботиться о том, что организуемая деятельность скрывает в себе ситуацию успеха.

Американский психолог У. Глассер, имеющий многолетний опыт работы с детьми-«неудачниками», пишет: «Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи или уровня материального благосостояния, человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» .

Автором феномена «ситуация успеха» является А.С. Белкин, который разводит понятия «успех» и «ситуация успеха» следующим образом: «Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации» . С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» .

Успех в учебной деятельности школьников имеет огромную силу, на что указывают высказывания многих педагогов:

Лукоянов Ю.Е.

«Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы» .

Белкин А.С.

«…Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими…» .

Щуркова Н.Е.

«Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности» .

Натанзон Э.Ш.

«… Успех в деятельности воодушевляет и окрыляет человека, усиливает интерес к ней» .

Сухомлинский В.А.

«Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться .

Амонашвили Ш.А.

«Успех, радость - витамины учения. Конечно, и без них ребенок может учиться, но приносит ли такое учение пользу, усваивается умственная пища?» .

Так, ситуация успеха - это такое целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и адекватному восприятию результатов своей деятельности.

В конечном счете, «успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителями и родителями, а значит, единства действий и воспитательных усилий школы и семьи» .

Таким образом, поскольку межличностные отношения опосредованы деятельностью, ее ценностями, содержанием и организацией, то, несомненно, успешная деятельность является залогом развития отношений высокого порядка, т.е. отношений сотрудничества.

В данном случае необходимо ввести уточнение по поводу использования термина «успешность». Мы выделяем субъективную и объективную успешность деятельности.

Можно быстро и качественно выполнить заданное упражнение, блестяще решить задачу, виртуозно исполнить музыкальное произведение и не затратить при этом минимальных усилий. Такая деятельность будет иметь объективную успешность, так как высокий результат деятельности отмечен только сторонним наблюдателем. Легкий успех не приносит удовлетворения. Таким образом, объективная успешность деятельности не является ситуацией успеха, так как качественность исполняемого не есть результат физического и психического напряжения субъекта деятельности. Успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное - успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность.

Итак, «…ситуация успеха достигается только тогда, когда сама личность определяет этот успех. Нет ситуации успеха без собственных усилий ученика» . Деятельность будет иметь субъективную успешность, если ученик сумел преодолеть свой страх, затруднение, растерянность, неорганизованность, лень и другие негативные факторы.

Необходимо помнить, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости. Когда школьник сталкивается со слишком трудной работой, не может с ней справиться и терпит неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. «Нападая на неопредолимые по возрасту трудности, - писал К.Д. Ушинский, - дитя может потерять веру в свои собственные силы, и эта неуверенность в нем так укоренится, что надолго замедлит его успехи в ученье. Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нем преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле» .

Таким образом, непременным условием реализации ситуации успеха в деятельности учащихся являются следующие положения: учащийся должен приложить усилия для преодоления своего неумения, незнания, неопытности; предложенное для выполнения задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно (шаг за шагом, по мере уверенного выполнения учащимися предыдущего задания); учитель должен верить в ученика, в его возможности и способности, в оптимистическую перспективу его развития; предлагаемая деятельность должны приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества как созидательного усилия.

Важную роль в обеспечении переживания успеха каждым школьником играет педагогическая оценка результата исполненного. Нет необходимости оценивать удачно выполненную работу в целом, оцениванию должна подлежать только одна деталь: интересный прием, необычный способ, оригинальное оформление, самостоятельный поиск и т.д. в этом и будет заключаться истинная заслуга учащегося, его индивидуальность.

Обращаясь к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, устанавливаем, что успех - это: 1) удача в достижении чего-нибудь; 2) общественное признание; 3) хорошие результаты в работе, учебе . В данном случае на лицо сущность и содержание проблемы успеха: желание человека не только слиться с общностью, стать единым с нею, но и быть отмеченным и признанным в ней, получить оценку своих действий.

Таким образом, главное противоречие проблемы успеха состоит в том, что «преобладающей среди всех человеческих потребностей и интегрирующей их является потребность слиться с социумом и одновременно выделиться в нем, стать родовым существом и одновременно уникальным» . Успех как единство признанности и выделенности предстает в таком понимании его природы основной предпосылкой осознания личностью своей собственной значимости.

Положительные результаты в учебе дают молодому человеку основание для самоуважения (поскольку доказывают ему, что его ум, способности, трудолюбие достаточно высоко ценятся окружающими) и одновременно выступают для него средством достижения уважения этих окружающих. Таким образом, достижение и признание - два очень важных фактора удовлетворенности учебой.

Однако, общеизвестно, что явлениям действительности присущ полярный характер, и в любом из них можно найти противоположности. Следуя одному из основных законов диалектики единства и борьбы противоположностей, понятие «успех» будем рассматривать в паре с понятием «неуспех». «… Подкласс эмоций успеха-неуспеха… служит в качестве того «подсобного» механизма, который подключается по мере необходимости к процессу регуляции деятельности и корригирует на основе учета фактических достижений ее протекание в конкретной ситуации» .

Нельзя забывать, что такие отрицательные эмоции, как обида, зависть, страх, боязнь - производные «неуспеха» - не только дезорганизуют учебную деятельность, но и способствуют развитию угнетенности, апатии, а в конечном счете - возникновению неврозов. Эти эмоции поддерживают у ученика устойчивую «мотивацию избегания».Таким образом, изобилие однотипных эмоций рано или поздно формирует отрицательное отношению к учению, к школе и приводит к обезличиванию отношений в системе «учитель-ученик». Поэтому «ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности .

На восприятие учащимися успеха-неуспеха большую роль оказывает мотивация их учения, уровень притязаний, пол, возраст, тип культуры .

Уточним содержание понятия «успех» на каждом этапе взаимодействия учителя и учащихся. На первом этапе (ему соответствует тип отношений «опека») успех выступает как фактор поисковой деятельности учащихся. Для учащихся важен сам факт получения одобрения, похвалы, высокой оценки, приносящей личности некоторую психологическую свободу. Для учителя важным является то, чтобы ученик ощутил вкус победы после многочисленных неудач. Учащийся может быть сориентирован на достижение высокого результата либо ценной подсказки, списывания, зубрежки, случайно удачного ответа, либо благодаря достаточно развитым природным особенностям «схватывания на лету», либо добросовестным кропотливым трудом. Первый этап является своеобразным «поисковым», когда успех для каждого учащегося обретает ту форму, которая приносила бы удовлетворение. Опасность данного этапа состоит в том, что успех может обрести негативные формы, когда высокий результат достигается «любой ценой».

По мере становления личности, развития самооценки и самосознания школьник уже не может довольствоваться «результативным» успехом, его не столько интересует успех «вообще», сколько признание его заслуг авторитетными лицами: конкретными учителями, родителями, друзьями. Оказывается достижение успеха (или неуспеха) не всегда оказывают на человека однозначно стимулирующее воздействие. И похвала, и порицание могут способствовать как снижению, так и повышению самооценки и самоуважения школьника. Решающим моментом является не сам факт похвалы или порицания, а авторитетность тех, от кого они исходят. Слова именно авторитетного лица вселяют в учащихся уверенность в их силах, желание справиться с трудностями. Уважение к учителю вызывает желание прислушаться к его советам и принять его помощь. Атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творческой деятельности. Поэтому на втором этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «наставничество», успех будет выражаться в значимом для личности признании.

Однако успех как признание и одобрение является лишь механизмом подкрепления и закрепления усилий самой личности в процессе ее самореализации, раскрытия ее творческого потенциала. Для формирования и развития личности важен не только успех-признание результатов ее деятельности (в том числе и авторитетными лицами), но и успех-преодоление. Именно преодоление трудностей и составляет опыт человека, обусловливает его самооценку и самоуважение. Поэтому успех-преодоление особенно важен для молодого человека. Таким образом, успех-преодоление является важным фактором становления и развития личности, выступая не только в качестве преодоления каких-либо внешних проблем, но и как самопреодоление, самостановление личности. Поэтому на третьем этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «партнерство», успех реализует функцию преодоления трудностей, прежде всего самопреодоления и самоутверждения.

От уровня к уровню «нарастает личностный фактор мотивации» . Если на первом уровне осознание личностью успеха результатов ее деятельности полностью определяется внешним окружением («опека»), то на четвертом - эти внешние результаты и их оценка окружением практически вытесняются самоценностью деятельности («сотрудничество»). «Если на первых порах своего становления личность ориентируется на внешние факторы жизнедеятельности, на ее социальное одобрение или порицание, то по мере социализации, усвоения социальных ценностей и норм, принятия или отвержения их личность находит в себе самой эти социальные ориентиры, реализуя себя как индивидуализированное социальное существо» [там же, с.45]. Таким образом, на четвертом этапе взаимодействия учителя и учащихся успех выступает как фактор удовлетворения самой деятельностью и для учащегося приобретает форму «успех - осуществление назначения» (или «успех - реализация призвания»).

Остановимся на детальном рассмотрении путей создания учителем ситуации успеха в учебной деятельности учащихся. Для того, чтобы разработанная нами система мер приобрела полный, завершенный характер, обратимся к теории деятельностного подхода, который требует изучать педагогические процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов деятельности: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регулирования, корригирования, контроля и анализа достигнутых результатов. Поэтому предложенные нами приемы по созданию ситуации успеха распределяются в соответствии с выполняемой задачей на три этапа: 1) стимулирующе-мотивационный; 2) операционно-деятельностный; 3) оценочно-результативный. Исходя из задач (назначения) каждого этапа учебной деятельности, определим задачи педагога по созданию ситуации успеха на каждом этапе его взаимодействия с учащимися (табл. 1).

Таблица 1

Задачи учителя на каждом этапе взаимодействия с учащимися

Учебный этап

Этап взаимодействия учителя и ученика

Наставничество

Партнерство

Сотрудничество

Стимулирующе-мотивационный

Пробудить любопытство, снять эмоциональное напряжение (неуверенность, страх), определить задачи урока, предусмотреть возможные трудности

Пробудить любознательность, создать обстановку доверия, совместно с учащимися определить задачи урока, возможные трудности предстоящей работы

Поддержать познавательный интерес, пробудить чувство ответственности, вселить веру в свои возможности, определить план работы с активным участием учащихся

Совместно с учащимися обсудить задачи урока, предстоящей деятельности, проанализировать условия и пути их достижения, создать творческую атмосферу

Снятие эмоционального напряжения, психологический настрой на работу

Задания-разминки с необычным содержанием, нетрадиционное начало урока, «поглаживающее» общение, убеждение, проявление доброты и заботы

«Эмоциональные подкрепления», прием персональной исключительности, необычное начало урока

Использование «контрактов», «спор» с педагогом, «озадачивание» и др.

«Советы» с учащимися по поводу организации деятельности

Операционно-деятельностный этап

Обеспечить учащихся заданиями, способствующими «заражению» успехом, обучить элементам совместной учебной работы

Обеспечить учащихся заданиями, дающими ощущение «вкуса победы», организовать помощь в подборе дополнительной работы для выполнения задания

Создать «поле» для самопреодоления, побуждать самостоятельное обращение учащихся к словарям, энциклопедиям, другой справочной литературе

Дать учащимся возможность самостоятельного поиска путей успешного выполнения задания, стимулировать внутреннюю потребность учащихся в привлечении справочного материала

Интеллектуальное насыщение, овладение учебными действиями и операциями, направленными на развитие познавательного интереса, совершенствование эмоциональной сферы, отработку навыков самостоятельной и коллективной работы, активизации учебной деятельности в целом, в зависимости от этапа взаимодействия учителя с учащимися.

Приемы поэтапного создания успеха

«Даю шанс», задания по цепочке, облегченный вариант задания, двойные задания, задания по желанию ученика, «человек рассеянный», сокращение объема работы

В качестве наставников выход к более младшим школьникам с устным журналом, с частичным проведением уроков, задания на выбор, «заражение», использование внешних опор, тактика превентивных действий, «скрытая помощь»

Консультирование одноклассников по одному из разделов учебного предмета, подбор пособий к уроку, поисковые задания, работа в парах, упражнения на «редактирование»

Проблемные задания, принцип Хаджи Насреддина, поддержание состояния «позволительности», создание противоречий в процессе изучения нового, ассистирование учителю

Оценочно-результативный этап

Подробно обосновать учащимся оценку результата их деятельности, выделит те критерии, по которым идет оценивание

Организовать анализ результатов деятельности учащихся и их оценки с привлечением к этой процедуре самих учащихся

Организовать незначительную помощь учащимся в оценке результатов их деятельности, включение учащихся в рефлексивную деятельность

Создать атмосферу адекватного восприятия оценки деятельности учителем и самооценки деятельности

Эмоциональное подкрепление учащихся для включения в последующую деятельность, приобретение навыков адекватного восприятия и оценивания результатов деятельности.

Приемы поэтапного создания успеха

Тихий опрос, «авансированная отметка», «отсроченная отметка», фронтальный опрос без отметок, метод хоровых ответов, отказ от отрицательных отметок

Ответ с опорами, карточками-консультациями, авансирование личности, «скрытая помощь», нетрадиционные проверки домашнего задания (кроссворды, ребусы, стихи по теме), «вербальная ориентация», введение отметки за творческий поиск

Рецензирование ответа одноклассниками, магнитофонный опрос, «спор» с педагогом

Взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия

Каждый этап должен заканчиваться приемами стимулирования, снимающими наступившее утомление школьников: физкультминутка, игра, веселый мини-рассказ и др.

Анализируя комплексы психолого-педагогических приемов по созданию ситуации успеха, устанавливаем, что на стимулирующе-мотивационном и оценочно-результативном этапах урока большая роль отводится приемам, действующим на эмоционально-волевую сферу, на операционно-деятельностном - на интеллектуальную сферу.

Для наиболее успешной реализации приемов по созданию ситуации успеха в работе педагога необходимо использовать сквозные меры: проявление доброты, внимания и заботы; доброжелательность интонации; фиксирование малейших удач школьника в учебной деятельности; проявление большого терпения; оказание помощи в очень деликатной форме, щадящей самолюбие ученика; отказ от поспешных выводов о знаниях ребенка по случайно неудачным ответам. Кроме того, не злоупотреблять попреками, замечаниями, «двойками»; не преувеличивать неудачи школьника и приписывать им личностный характер, стыдить перед одноклассниками, вызывать родителей; сравнивать успехи учащегося только с его прежними результатами, а не успехами других одноклассников. Значительная роль принадлежит социальному подкреплению. Она состоит в одобрении и поддержании учащегося родителями, одноклассниками, друзьями.

Итогом реализации приемов по созданию ситуации успеха в учебной деятельности будет считаться:

На этапе взаимодействия «опека» - снятие чувства страха, приобретение элементарных навыков самостоятельной работы, пробуждение пытливости, приобретение элементарных навыков совместной деятельности → чувство эмоционального удовлетворения от признания результата деятельности → желание повторить успех;

На этапе взаимодействия «наставничество» - стабилизирование эмоций, возникновение чувства уверенности в своих силах, устойчивость интересов, активизация навыков самостоятельной и коллективной работы → чувство эмоционального удовлетворения от признания «значимыми другими» затраченных усилий → желание упрочить успех;

На этапе взаимодействия «партнерство» - широта интересов, чувство уверенности в своих способностях, устойчивость эмоциональной сферы, совершенствование умений и навыков совместной работы → радость победы над преодоленными трудностями → желание реализовать свои индивидуальные возможности в достижении успеха;

На этапе взаимодействия «сотрудничество» - совершенствование эмоционально-волевой сферы, действенность интересов, умение самостоятельно организовать условия себе и одноклассникам для успешной деятельности, творческой активности → радость познания нового → наслаждение процессом и содержанием деятельности.

В этом и заключается суть поэтапного развития отношений сотрудничества через организацию специфических приемов создания ситуации успеха.

Таким образом, ситуация успеха только тогда становится эффективным средством развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися, когда она представлена всем многообразием приемов и способов ее создания; реализуется на каждом этапе взаимодействия учителя и учащихся, с одной стороны, и каждом этапе учебной деятельности, с другой; усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом особенностей и возможностей каждого учащегося при организации познавательной деятельности; способствует переводу учебного процесса с уровня педагогического воздействия и влияния на уровень личностного взаимодействия с учащимися, т.е. принятию учащимися субъектной позиции в совместной с учителем деятельности.

Рецензенты:

БайлукВ.В., д.филос.н., профессор кафедры технологий социальной работы Института социального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Ветошкин С.А., д.п.н., профессор кафедры образовательного права Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Ларионова И.А., Ларионова С.О. СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16371 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Успеха без сотрудничества не бывает

Педагогика – едина. Это наука о воспитании человека, куда входит и обучение, и образование, нравственное, физическое, эстетическое и прочее становление.

Педагогика – наука об искусстве воспитания. (С. Соловейчик) (стр.6)

Власть в руках умного воспитателя похожа на жезл регулировщика, который одному потоку дает движение, другой – тормозит, а в целом обеспечивает безопасность каждому ученику движения, предупреждает катастрофу (стр.8).

Умение правильно распорядиться властью, наказывать провинившихся, поощрять достойных говорит о высоком профессионализме педагога (стр.9).

Если в окружающих Личность (учитель) видит Личности (учеников) признавая их неповторимость, уважая их мысли, чувства, право на свободу выбора, то признает этим самым их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они бы не состояли (стр.10)

Сотрудничество в педагогике – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимистическая вера в будущее.

Сотрудничество – это прежде всего позиция, своего рода точка отсчета в деятельности Воспитателя, Учителя, педагога, будь это родители, общественники (стр.10).

Точка отсчета определяет в конечном итоге судьбу ребенка, она высвечивает педагогическое кредо воспитателя, его принципиальную позицию. В ней концентрируются духовные, интеллектуальные, даже физические силы учителя, степень его этической воспитанности (стр.10).

Эгоцентризм учителя – мероприятия «напоказ», «для галочки», погоня за престижными местами (якобы для коллектива, а на самом деле для учителя). Эгоцентризм сопровождается безынициативностью, равнодушием, нравственным инфантилизмом.

Обратная форма эгоцентризма – педоцентризм – крайняя форма педагогического равнодушия или педагогической беспомощности. Такие воспитатели предоставляют своим воспитанникам свободу действий, остаются в позиции постороннего наблюдателя в то время, когда необходимо вмешательство, когда от учителя требуется полная отдача ума, энергии, сердца (стр. 12).

Отношение к ребенку как к личности предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение воспитанника, проникаться его состояниями, чувствами (стр. 14).

Односторонний эмоциональный контакт – это начало индивидуального подхода к ребенку, а двусторонний – личностного. Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель, а личностный – умение на нем играть, причем так, чтобы в ответ зазвучала душа ребенка (стр. 15).

Чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует уметь (и учиться этому) ставиться себя в положение ребенка, вспоминать собственный состояния в сходных ситуациях; обогащать постоянно мир своих чувств, анализировать их (стр. 18).


6


У. Черчилль () 7


8






11


12


Снятие страха, напряжения Не бойтесь! Ничего страшного! Усиление мотива Это очень нужно для работы, важно для… Авансирование успеха У Вас обязательно получится! Инструктирование Начните вот так.. Эмоциональная поддержка Молодец! Прекрасно! Здорово! Алгоритм создания атмосферы доброжелательности: 13












Создание ситуаций успеха приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. - несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний; - познавательная инициатива ребенка, ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать; обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности. 19


Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться; такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; помнить что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха. 20




С педагогической точки зрения ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь высоких результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, это- результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя. С психологической точки зрения успех- это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. А.С. Белкин 22


Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- результат подобной ситуации. Ситуация- это то, что способен организовать учитель. Ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности. А.С.Белкин. 23








1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». 27


2. Авансирова ние успешного результата Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». 28










7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». 33


Схема формирования адекватных реакций на неуспех (за основу берутся рекомендации Н.Л. Белопольской), может состоять из следующих этапов: -создается ситуация искусственного успеха путем исключения затруднительных для ребенка элементов деятельности, -обучение конкретной операции в ситуации успеха, когда достижения подчеркиваются, а недостатки игнорируются, -учитель обращает внимание на недостатки выполнения задания, но не порицает, а хвалит ребенка за старание и упорство, при этом обучает алгоритму выхода из ситуации неуспеха (порядку действий в случае ошибки), -совместный поиск учителем и ребенком средств создания ситуации успеха, исправление ошибок по знакомому алгоритму, -самостоятельное исправление ребенком ошибок как средство достижения успеха 34


Положительная "Я - концепция -предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его"). 35


Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя). 36


Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!". 37


Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок"). 38


Снятие страха и напряжения («Не бойтесь!, «Ничего страшного!») Усиление мотива («Это очень нужно для работы студии!») Авансирование успеха («У Вас обязательно получится!») Инструктирование («Начните делать так…») Эмоциональная поддержка («Молодец!, «Прекрасно!») 39








43




"Мы живем в этом мире только тогда, когда мы его любим." – Рабиндранат Тагор "Ни одна задача не является трудной, если занимаешься любимым делом." – Вадим Котельников 45