В какой стране принято правостороннее движение. Почему в Англии левостороннее движение
Может быть кто еще не знает.Сложно найти автомобильный форум, в котором не разгорался спор о правом и левом руле. Это связано с увеличением количества праворульных автомобилей, привезенных в Россию, и особенностью их эксплуатации на правостороннем дорожном движении.
Разделение на правую и левую стороны движения началось еще до появления первого автомобиля. Историки до сих пор спорят между собой, какое движение в Европе было первоначальным. Во времена существования Римской империи всадники ездили слева, чтобы правая рука, в которой они держали оружие, была готова моментально нанести удар едущему навстречу врагу. Были найдены доказательства, что у римлян было левостороннее движение: в 1998 году в Великобритании в районе Суиндона была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой, а также на римском динарии (датирован 50 г. до н. э. – 50 г. н. э.) были изображены два всадника, разъезжавшихся по левой стороне.
Садиться на лошадь в средние века было удобнее при левостороннем движении, так как меч не мешал посадке. Однако против этого довода есть аргумент – удобство езды по левой или правой полосе при верховых поездках меняется в зависимости от метода езды, да и воинов по сравнению с остальным населением было не так много. После того как люди перестали брать с собой в дорогу оружие, движение начало постепенно меняться на правостороннее. Это объяснялось тем, что большинство людей – правши, а при преимуществе правой руки в силе и ловкости многие вещи комфортнее делать во время передвижения по правой стороне дороги.
При ходьбе пешком (без оружия), при ведении лошади и тележки удобнее держаться правой стороны. С этой стороны человеку удобнее находиться близко к встречному движению, чтобы остановиться для разговора со встречными, и легче держать правой рукой узды. Рыцари на турнирах также ездили справа – они держали щит в левой руке, а копье располагали на спине лошади, но против этого довода есть аргумент – турниры были всего лишь показательными «шоу» и к реальной жизни не имели отношения.
В зависимости от вида экипажа, запряженного лошадьми, варьируется удобство право- и левостороннего движения: одноместным экипажам с сидением для кучера спереди предпочтительнее ехать с правой стороны, так как при разъезде с другим экипажем кучеру надо сильнее потянуть вожжи правой рукой. Экипажи с форейтором (кучером, управляющим упряжкой, сидя на одном из коней) также придерживались правой стороны – форейтор всегда сидит на левой лошади, чтобы облегчить себе посадку и управление правой рукой. Многоместные и открытые экипажи ездили по левой стороне дороги – так кучер не мог случайно задеть хлыстом пассажира или прохожего, идущего по тротуару.
В России еще при Петре I было принято за норму правостороннее движение, повозки и сани разъезжались, как правило, держась правой стороны, а в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала официальный указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения карет и извозчиков. Среди западных стран впервые закон о стороне передвижения был издан в Англии – это был билль от 1756 года, по утверждению которого движение по Лондонскому мосту должно быть по левой стороне, а в случае «выезда на встречку» взимался штраф в размере 1 фунта серебра. И лишь по прошествии 20 лет английское правительство издало исторический «Дорожный акт», в котором было прописано введение левостороннего движения. Кстати, такое же движение было принято на открывшейся в 1830 году железной линии Манчестер – Ливерпуль. По одному из предположений, Англия взяла это из морских правил, так как являлась островным государством, и единственной связью с остальными странами было судоходство – по ним судно пропускало другое судно, которое приближалось к нему справа.
Именно Великобританию считают «родителем» левостороннего движения, этот пример переняли и ее колонии (Индия, Пакистан, Австралия) и другие страны мира. Во время Великой Французской революции в 1789 году Наполеон издал приказ военным передвигаться по правой стороне дороги, а впоследствии сторона движения транспорта и военных колонн определялась политическими взглядами страны: страны – союзники Наполеона (Голландия, Германия, Швейцария, Польша, Италия, Испания) установили правостороннее движение, а страны-противники (Британия, Потругалия, Австро-Венгрия) – левостороннее. В Австрии в разных городах движение шло по разным сторонам, а затем и эта страна потянулась вправо. В Японии, второй по величине стране с левосторонним движением, оно было принято в 1859 году под влиянием посла королевы Виктории сэра Рутерфорда Алкока.
После окончания японской оккупации в 1946 году Южная Корея и КНДР сменили левостороннее движение на правостороннее. Чехословакия, входившая ранее в Австро-Венгерскую империю, перешла на правостороннее движение в 1938 году. Швеция же стала одной из последних стран, сменивших направление движения, для этого в 1963 году была создана Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение. В ее задачи входили разработка и приведение в жизнь, а официально правостороннее движение было закреплено в 1967 году. В этот торжественный день, 3 сентября, ровно в 4:50 утра все автомобили и другие транспортные средства должны были остановиться, сменить полосу на противоположную и возобновить движение в 5:00. Для обеспечения безопасности во время этой перемены, власти ненадолго ввели режим ограничения скорости.
В США изначально транспортное движение осуществлялось по левой стороне, но, по мнению историков, любовь к свободе и противоречию Англии заставила их переместиться на правую сторону. По одной из версий, родоначальником правостороннего движения в Америке был французский генерал Мари Жозеф Лафает, один из самых ярых борцов за независимость от короны Великобритании. Канада же продержалась с левосторонним движением до 20-х годов XX века.
И в дальнейшем становление левого или правого направления движения транспорта обусловливалось соседством с определенными странами – бывшие британские колонии в Африке (Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия, Гана) сменили левостороннее движение на правостороннее, так как располагались рядом с бывшими французскими колониями. А бывшая португальская колония Мозамбик сменила правостороннее движение на противоположное из-за соседства с бывшими британскими колониями.
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть. Кстати, первым массовым автомобилем с «правильным» рулем был Ford T.
В некоторых странах возникают спорные вопросы из-за расположения руля – например, на Багамских островах люди в основном ездят на леворульных автомобилях, так как их удобно привозить из США, а на востоке нашей страны, наоборот, большинство автомобилей с правым рулем из-за близости с Японией. Среди стран с левосторонним движением числятся такие, как Австралия, Англия, Багамские острова, Бангладеш, Барбадос, Бермудские острова, Кипр, Индия, Ирландия, Япония, Кения, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, остров Святой Елены, ЮАР, Британские Виргинские острова, Американские Виргинские Острова, Зимбабве и многие другие.
В XIX и начале XX века руль на первых автомобилях устанавливался в центре салона. С увеличением количества транспортных средств внимание шофера все больше сосредотачивалось на встречных автомобилях, а удобней это делать, когда водитель сидит ближе к стороне встречного движения. Это и стало главной причиной размещения руля с правой или левой стороны. Кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси руль с одной из сторон делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.
Почему основная масса дорог имеет правостороннее движение?
Однозначного ответа нет. Возможно, это связано с тем, что большинство людей является правшами. Простые жители ходили по правой стороне дороги, чтобы уберечь от встречных свое имущество, которое, как правило, носили на правом плече.
Как обыграть онлайн-казино на 368 548 рублей, используя дыру в алгоритме?
Пошаговая инструкция
Привет! В интернете меня знают, как Джером Холден и я зарабатываю на тестировании алгоритмов всем известного казино Вулкан: ищу уязвимости в играх, делаю ставки и срываю куш.
Сейчас я собираю комьюнити для более глобального проекта, поэтому делюсь схемами бесплатно. Рассказываю все максимально подробно, ничего сложного нет, работать можно прямо с телефона, справятся даже девушки)). Можешь протестировать алгоритмы, заработать денег и решить - присоединиться к моей команде или нет. Подробности тут .
За три месяца я заработал на своих схемах 973 000 рублей:
Почему в России правостороннее движение?
Считается, что сторона движения транспорта в России была определена 5 февраля 1752 года. Тогда российская императрица Елизавета I подписала указ, где было четко сказано, что возы и кареты в городе должны придерживаться правой стороны дороги.
Почему в Америке правостороннее движения?
Вначале в США было левостороннее движение, но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что это заслуга французского политического деятеля Мари-Жозеф Лафайета. После того, как первым массовым автомобилем с левосторонним расположением руля стал Ford T, подобное расположение руля были вынуждены выбрать и другие автопроизводители.
Почему в Японии левостороннее движение?
В 1945 году американскими оккупантами в стране было организовано правостороннее движение. В 1977 году японская префектура Окинава по решению японского правительства перешла с правостороннего на левостороннее движение. Смены движения была продиктована Женевской конвенцией о дорожном движении 1949 года, которое требует от стран-участниц наличия лишь одной транспортной системы.
Почему в Англии левостороннее движение?
Левая сторона движения была определена законом в 1756 году. В нем говорилось, что движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. Через 20 лет был издан «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.
Почему страны меняют движение автомобилей с одной стороны на другую?
Чаще всего смена движения происходит из-за неудобств. Когда страну окружают соседи с правосторонним движением, то логично тоже стать правосторонним. Например, так поступила Швеции, когда 3 сентября 1967 года страна перешла с левостороннего движения на правостороннее (случился день «H»).
Другой пример, Самоа в 2009 году перешла на левостороннее движение из-за большого количества подержанных автомобилей с правым рулем (в этой стране 99% машин привезены из «левой» Австралии).
Кстати, а Вы знаете, что во время Парада Победы 9 мая автомобили едут по левосторонней схеме, а не по привычной правосторонней? Еще одна особенность нашей страны - это
Соответственно и машины бывают как с левым, так и с правым рулем. На первой фотографии универсальный автомобиль для любых стран.
Красным отмечены страны с правосторонним движением, синим с левосторонним.
История, как это часто бывает, запутана и уходит корнями в далекое прошлое. Большинство людей правши. Пешеходы, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество, инстинктивно прижимались к правой стороне дороги. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо - натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. А вот воинам (как конным, так и пешим), наоборот, лучше расходится по левой стороне. В случае конфликта ударная рука с мечом ближе к противнику. Как видите, уже возникают две противоположные системы.
Доподлинно известно, что в Римской империи было левостороннее движение, видимо, из-за большого количества постоянно перемещающихся войск. Раскопки древней каменоломни показали, что левая колея более разбита, чем правая. Значит, по ней вывозили груз, а по правой по направлению к каменоломни двигались пустые повозки.
После того, как человечество прекратило подозревать в каждом встречном врага, на дорогах стало складываться правостороннее движение.
Как уже было сказано, это связано с физиологией человека. Имеются исторические свидетельства, что еще во времена Петра было принято принимать вправо при разъезде со встречной каретой или санями. А официально правостороннее движение было введено в 1752 году императрицей Елизаветой Петровной.
Однако в Англии в 1776 году, оказавшейся верной древнеримским традициям, был принят "Дорожный акт", вводивший левостороннее движение.
В остальных странах по этому вопросу наблюдался разброд и шатание. Принято считать, что в континентальной Европе правостороннее движение ввел Наполеон, распространив на весь континент французские правила дорожного движения. Правда, это касалось лишь стран, которые были под его подчинением. Британия, Швеция, Австро-Венгрия и Португалия продолжали оставаться левосторонними.
Где-то в Лондоне
Именно Англия стала главной причиной распространения левостороннего движения по всему миру. Прежде всего речь идет о её колониях: Индия, Австралия и другие. Япония стала левосторонней после того, как британцы построили у них первую железную дорогу. Кстати, в нашей стране тоже есть железная дорога с левосторонним движением. Это участок Москва-Рязань. Строили её под руководством специалистов англичан.
Но вернемся к автомобильным дорогам и первым машинам. Первые безлошадные экипажи управлялись торчащим из пола рычагом. Сила для него требовалась немалая, потому водитель сидел слева и управлял правой рукой.
Неудобный рычаг со временем был заменен на рулевое колесо. Крутить его нужно двумя руками, но для этого приходилось сидеть прямо за ним. Но к какому боку лучше сместить рулевое колесо? Сначала баранку ставили ближе к краю дороги - справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю. Но машин становилось больше, и основное внимание шофёра стали занимать встречные и обгоняющие авто. Поэтому его и пересадили. Первой моделью с левым рулём и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.
Легендарный Форд Т
К 1920-м годам на подавляющем большинстве автомобилей место водителя располагалось со стороны встречного потока. Постепенно большинство стран принимало и правостороннее движение: Бельгия в 1899, Португалия в 1928, Испания в 1930, Австрия и Чехословакия в 1938 году.
Швеция поправела лишь в 1967 году. Она была последней страной в континентальной Европе, в которой сохранялось левостороннее движение. Это создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно в сельской местности, где она часто просто не была обозначена. К тому же в Швеции все машины были с левым рулем. Производители просто не хотели делать праворульные машины для такого маленького рынка.
Самое интересное, что всех людей это устраивало. На референдуме 1955 года 83% шведов высказались за сохранение текущего положения дел. И только через восемь лет парламент, не спрашивая жителей, принял постановление о переходе с 5 утра 3 сентября 1969 (день "Н ") года на правостороннее движение.
Центр Стокгольма в День "H"
Все автомобили просто переехали на другую сторону дороги и стали ездить по новым правилам. В первый месяц аварийность упала почти до нуля – водители были предельно аккуратными. Но затем число ДТП вернулось к прежнему уровню. В 1968 году, воодушевившись примером Швеции, Исландия провела аналогичную операцию под тем же названием.
Сейчас в Европе только четыре страны до сих пор имеют левостороннее движение: Британия, Ирландия, Мальта и Кипр.
Государства, не желающие подстраиваться под соседей, состыковывают разные форматы движения на границах. На крупных магистралях приходится строить причудливые развязки.
Мост Лотос, связывающий континентальный Китай и автономную территорию Макао, бывшую португальскую колонию
Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален. Куда сложнее неправильному автомобилю получить регистрацию. В Австралии леворульные машины просто запрещены - те, кто их ввозят, должны обязательно потратиться на переоборудование. В Новой Зеландии надо получать специальное разрешение. А в Словакии и Литве праворульные машины просто не регистрируют. В нашей стране еще несколько лет назад раздавались призывы к приобретению праворульных автомобилей. Во многом это было связано с ввозом подержанных машин из Японии. Но с ростом благосостояния люди стали предпочитать покупать новые автомобили. А их поставляют уже с левым рулем. Так что проблема сама собою исчезла.
Если у вас от частой смены право и лево голова пошла кругом, запомните одно простое правило: на левой ноге большой палец находится справа, а на правой ноге слева;)
27 января 2013 Почему примерно 34% жителей Земли предпочитают в своих странах ездить по левой стороне, а остальные 66% - по правой, точно не знает никто, хотя в догадках недостатка нет.Самую, пожалуй, красивую версию своей «левизны» выдвигают обитатели туманного Альбиона. Согласно ей, в средневековой Англии рыцари предпочитали ездить по левой стороне улицы, чтобы удобнее было пожать правую руку едущему навстречу рыцарю, или сразиться с ним. Кстати, кроме самой Англии, большинство стран, в которых левосторонне движение существует и сегодня – бывшие английские колонии, и доминионы (полуколонии) – Индия, Пакистан, Австралия и множество стран поменьше.
В «правосторонних» США тоже есть собственная историческая версия приверженности правостороннему движению. Согласно ей, повозки американских первопоселенцев во время путешествий по бескрайним прериям запрягались «цугом» - попарно в два или даже в три ряда, и на передней левой лошади сидел кучер – форейтор, ему там было удобнее и управлять упряжкой, и садиться на лошадь, и слезать с неё. Соответственно, движение было правосторонним.
В России движение по дорогам и улицам традиционно было правосторонним, а в 1752 эта традиция была официально закреплена указом императрицы Елизаветы Петровны. С тех пор Россия выдержала два нашествия праворульных автомобилей – в 10-х годах ХХ века (из Автро-Венгрии и Англии) и в недавних 90-х (преимущественно из Японии), но от устоявшейся традиции и принятого стандарта не отступила. В отличие, скажем от Швеции, которая в 1967 году перешла «с левой стороны на правую», чтобы соответствовать стандарту большинства стран Европы. Единственное известное в России санкционированное отступление от принятого стандарта – церемония приема парада 9 мая на Красной площади, когда два автомобиля ЗИЛ двигаются в левостороннем режиме.
Естественно, при поездках в страны с левосторонним движением у наших соотечественников могут возникать трудности, в основном психологического плана. Все большее число российских туристов отдают предпочтение путешествиям на арендованном в стране посещения автомобиле.
Вот здесь, если в стране посещения режим движения – левосторонний, и возникают те самые трудности. Главная из них – необходимость переключать передачу «другой» (непривычной) рукой – теряет актуальность, если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач. Но остаются еще кнопки указателей поворотов и другие кнопки управления – все они в праворульном автомобиле расположены в непривычных российскому водителю местах, вплоть до регулятора громкости на магнитоле. Со временем эти проблемы уходят, но на первых порах нужно быть предельно внимательным.
Левостороннее движение создает проблемы и обычным, «пешим» туристам. Непривычно переходить улицу, оглядываясь сначала налево, а дойдя до середины – направо. К тому же «левосторонность» отнюдь не зеркальна «правосторонности», она имеет свои особенности. Так, например, движение водного транспорта во всех странах, в том числе и с левосторонним автомобильным движением – правостороннее. Поэтому туристу из «правосторонней» страны остается одно – внимательно изучать правила и сложившиеся традиции движения в странах посещения и неукоснительно их соблюдать.
Автомобильное движение в России левостороннее или правостороннее? Ответить на этот вопрос весьма просто. А вот как насчет других государств? Как ездят на дорогах Африки, Британии или далекой Австралии?
География феномена: страны с левосторонним движением
Происхождение того или иного географического феномена (казуса) можно объяснить, исходя из исторических особенностей, черт национального менталитета или же случайных факторов. Так, все страны мира делятся на две группы: государства, в которых ездят по правой стороне, и те, в которых принято левостороннее движение. Первых значительно больше, так как среди населения земного шара преобладают правши. Для таких людей правостороннее движение намного естественней. Но далеко не все страны и народы пошли "по течению", приняв левостороннее движение.
В каких странах планеты оно распространено? По левой стороне ездят транспортные средства в 47 государствах нашей планеты (или около 34 % населения Земли). В основном эти страны сконцентрированы в Океании, Юго-Восточной Азии и Южной Африке.
Самым известным примером государства, где принято левостороннее движение, является Великобритания. В этой стране оно было официально узаконено еще в 1756 году. Другие известные примеры - это Австралия, Индия, Ямайка, Индонезия, Япония, Таиланд, ЮАР. Больше всего таких государств в Азии (17). В Европе только в трех странах ездят по левой стороне дороги: в Великобритании, соседней Ирландии, а также на Мальте.
Все страны, в которых принято левостороннее движение, отмечены на карте ниже зеленым цветом.
Почему так? Гипотезы возникновения левостороннего движения
Левостороннее движение возникло в Британии. Есть две основных версии, почему же англичане решили ездить по левой стороне:
- морская;
- рыцарская.
Всем известно, что Британия - морская держава. Традиции и правила открытого океана очень прочно вошли в обыденную жизнь англичан. Согласно старинным правилам, британские суда должны были обходить друг друга исключительно слева. Предполагается, что позже это правило перекочевало и на сушу.
Вторую гипотезу можно считать скорее легендарной. По левой стороне дороги предпочитали ездить рыцари средневековой Англии: так им якобы было удобнее здороваться с другими наездниками, проезжающими мимо, либо же встречать врага с оружием в руке.
В XVIII-XIX веках традиция левостороннего движения распространилась также и в других странах мира. Почти все они так или иначе были связаны с Британией: были её колониями (как Австралия), либо дружили с ней (как, например, Япония).
Государства, которые изменили движение
Существует немало примеров, когда страны изменяли схему своего транспортного движения. Это случалось по разным причинам: по политическим, географическим или вполне прагматичным.
Самым знаковым примером перехода на противоположную систему движения в Европе можно считать Швецию, которая решилась на этот шаг в 1967 году. Этот день (3 сентября) вошел в историю государства под названием День Н. Причина была чисто географической: все соседние со Швецией страны были правосторонними, что создавало массу проблем при пересечении границы. Кстати, на границах стран с разными направлениями движения на дорогах строятся специальные и внушительные транспортные развязки. Такие существуют между Таиландом и Лаосом, Бразилией и Гайяной, Китаем и Гонконгом.
Некоторые государства переходили на другую схему движения исключительно по принципу "насолить вчерашним оккупантам". Так поступила Корея в 1946 году, освободившись из-под японской оккупации. Также сделали США в 1776, провозгласив свою независимость от Британии.
Есть в мире и такие примеры, когда страны переходили с правостороннего движения на левостороннее. Таковым является островное государство Самоа. Причина этого шага вполне прагматична: страна была перенасыщена подержанными автомобилями из Австралии, в которых руль был с правой стороны. Решение о переходе на левостороннее движение в Самоа было принято в 2009 году.
Что касается России, то здесь изначально укоренилось правостороннее транспортное движение. Правда, на Дальнем Востоке во многих машинах руль расположен с правой стороны. Все дело в том, что здесь очень много подержанных автомобилей, которые прибыли из Японии (где, как известно, принята левосторонняя схема транспортного движения).
В заключение
Исследователи до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о том, как возникло левостороннее движение.
В каких странах мира оно распространено? Здесь все просто. В первую очередь это Великобритания, а также еще 46 государств. Почти все они в большей или меньшей степени были связаны с бывшей империей исторически, а потому и привнесли в свою жизнь эту необычную "привычку".