Во дворе звенит капель. Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель — на дворе звенит капель». Народный календарь апреля

МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1887–1964) - советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.

Родился 22 октября (3 ноября) 1887 в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В.Стасовым, а через чего с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.П.Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р.Бернса, У.Блейка, У.Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и поэтесса Е.И.Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).

В 1922 переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: Детки в клетке, Пожар, Сказка о глупом мышонке (все 1923), Цирк, Мороженое, Вчера и сегодня (все 1925), Багаж (1926), Пудель, Почта (обе 1927), Вот какой рассеянный (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К.И.Чуковский и Д.И.Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.

Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

В 1924–1925 – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б.С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы. В 1924–1934, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л.Пантелеева, Г.Г.Белых, Хармса, А.И.Введенского и др. Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

В 1937 переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию. В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе. / Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду...»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (Мастер-ломастер, Война с Днепром, Мистер Твистер, Рассказ о неизвестном герое и др.).

В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»; по его мотивам – киносценарий Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание, 1942–1943; одноим. к/ф Г.А.Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!" / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»). В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники Почта военная, 1944; Разноцветная книга, Быль-небылица, оба 1947; Круглый год, 1948; Тихая сказка 1956; Вакса-Клякса, Угомон, оба 1958; энциклопедия в стихах Веселое путешествие от А до Я, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж.Г.Байрон, Д.Китс, Р.Киплинг, Р.Стивенсон, Р.Браунинг, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).

Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира (в числе которых знаменитый 66-й сонет: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье... / И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока...»).

В 1962 вышла книга Избранной лирики Маршака (Ленинская премия, 1963), куда вошли, в числе прочего, «лирические эпиграммы», как их называл сам поэт, – афористичные четверостишия и двустишия, аккумулирующие в чеканных и мелодичных строфах глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость их автора.

Шедевры многогранного творчества Маршака – и его лирические эпиграммы («Немало книжек выпущено мной, / Но все они умчались, точно птицы. / И я остался автором одной / Последней, недописанной страницы», 1964), и философские раздумья («Все те, кто дышит на земле, / При всем их самомнении – / Лишь отражения в стекле, / Ни более, ни менее...», 1964), и послания (Т.Г – «Все лучшее ты отдавала даром, / Делилась счастьем и душевным жаром, / Нежданным кладом, что нашла сама, / Игрой живого, быстрого ума...», начало 1960-х годов), и элегии («Колышутся тихо цветы на могиле / От легкой воздушной струи. / И в каждом качанье негнущихся лилий / Я вижу движенья твои...», 1958), и пейзажная лирика («В полутьме я увидел: стояла / За окном, где кружила метель, / Словно только что с зимнего бала, / В горностаи одетая ель...», 1957), и раздумья о поэтическом творчестве («Бывало, полк стихов маршировал, / Шеренги шли размеренно и в ногу, / Рифмованные, звонкие слова / Литаврами звенели всю дорогу...»). Долговременную славу принесли Маршаку и его пьесы-сказки (до сих пор не покидающие ни театральных подмостков, ни радиомикрофона, ни теле- и киноэкрана (Кошкин дом, 1922; Двенадцать месяцев, 1943, 2-я ред. 1962; Горя бояться – счастья не видать, 1922, 1954; Умные вещи, 1940, 1964).

Важной стороной деятельности Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть В начале жизни. Страницы воспоминаний, 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний Воспитание словом, 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч. начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).

Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 в., Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951). Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

Этот месяц начинается Днём дурака, а заканчивается майскими праздниками. Это переломный месяц весны, он зиму гонит, а лето зовёт.

Загадки про апрель

Дождь стучится в окна нам,
Слышен птичий шум и гам.
Март прошел, звенит капель,
Начинается...
(Апрель)

Застучал дождями звонко
Марту месяцу вдогонку,
И запел под птичью трель,
Месяц следующий...
(Апрель)

Зима, вдруг, загрустила,
Метелью замела,
Санки подхватила,
С собою унесла.
И солнышко смеётся,
Поёт, звеня, капель.
И песня звонко льётся,
Ведь к нам спешит...
(Апрель)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
Слышно жаворонка трель -
В гости к нам пришел...
(Апрель)

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Разбудил нас всех...
(Апрель)

В ночь - мороз
С утра - капель,
Значит, на дворе...
(Апрель)

Говоришь, чудные звери
Мимо школы пролетели?
- Пролетели! Пробежали!
А вы все их прозевали!
- В день любой тебе поверю,
Но не первого...
(Апреля)

Что за месяц к нам пришел?
Почему вдруг снег сошел?
Кап-кап-кап звенит капель.
Постучался в дверь...
(Апрель)

Стихи про апрель для детей

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
(С. Маршак)

На дворе стоит апрель.
За окном звенит капель.
Снежный котик у ворот,
Ручейками воду льёт.
Распускаются цветы,
Небывалой красоты.
(Г. Польняк)

Март серебряную брошку
Уронил Весне в ладошку.
Та старалась, как могла,
Только не уберегла -
Стала капелькою брошь.
Со снежинки что возьмёшь?
Все решили - не иначе,
Из-за этой незадачи
Фаворит Весны теперь
Предприимчивый Апрель.

Медведь проснулся вовремя - в апреле,
Когда ручьи настырно зазвенели.
Будильника, надёжней ручейка,
Не изобрёл медведь пока.

Ура, ура - пришел апрель!
Бегут ручьи, звенит капель.
И в небе ясном солнце светит,
Весна шагает по планете!
(Н. Карпова)

Апрель журчит, звеня ручьями,
Кругом проталины видны.
Весна заботливо смывает
Остатки прожитой Зимы.
(С. Богдан)

Апрельской акварелью
Раскрашены леса,
Ручьи, берёзы, ели
И птичьи голоса.
Апрельской карамелькой
Хрустит угрюмый снег,
И верба распушилась
Вдоль оживлённых рек.
И облака роятся -
Прозрачны и легки.
И тенькает синица
Апрельские стихи.
(Е. Филиппова)

В город к нам пришёл апрель -
Ярким солнышком смеётся,
Тёплым ветром в окна бьётся.
А с сосулек, с крыши льётся
Чистым дождиком капель.
(О. Карелин)

Улетела ласточка
За тридевять земель.
Возвращайся, ласточка,
На дворе апрель.
Возвращайся, ласточка,
Только не одна:
Пусть с тобою, ласточка,
Прилетит весна.
(Б. Заходер)

Дождь напоит щедро землю,
В поле вырастет трава.
Вешний лес уже не дремлет:
Появляется листва.
Просыпаются все звери,
Что дремали под снежком.
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок кувырком!
(Т. Керстен)

Весёлый, ласковый апрель –
Звенит по лужицам, капель
Вернулись снова птички:
Стрижи, скворцы, синички...
И греет солнышко сильнее,
Повсюду травка зеленеет...
Зимы, мороза больше нет –
Привет, весна, тебе привет!
(Л. Кропоткина)

Раскуражился апрель
Солнце припекает,
И веселая капель
Бойко с крыш спадает.
Зачирикал воробей
Радостней и громче,
От сиянья вешних дней,
Стала песня звонче.
(Н. Казаков)

Просыпайтесь, детвора,
Всем давно вставать пора!
За окном апрель лучится,
И капелью в дверь стучится,
И, наверное, сегодня
Что-то доброе случится!
Побегут к реке ручьями
Ослабевшие снега,
Станет тонкой и хрустальной
Под лучами корка льда.
И, котёнком серым, верба,
Размохнатив пух свой первый,
Возвестит: весна пришла!
(И. Финкель)

Вот апрель в окно стучится.
Что несёт нам наш апрель?
Прилетают с юга птицы,
Тает снег, звенит капель.
Тают льдинки все на крыше
И подснежники цветут.
Пенье птиц мы утром слышим.
Лужи, грязь, дожди идут.
День становится длиннее,
Ночь становится короче.
И погода всё теплее.
И весне мы рады очень!
(Л. Ким)

Что несешь с собой, Апрель?
- Солнце, ручейки, капель,
Смех, веснушки, птичий гам
И туманы по утрам.
Прихватил большую ложку –
Есть сугробы понемножку,
Ковырять на речке лед,
Чтоб устроить ледоход.
- Отчего ты так спешишь?
И куда сейчас бежишь?
- Мчусь скорей весну будить
Брата Мая торопить.
Очень ждут меня в лесах,
Рощах, парках и садах.
В городах я тоже нужен -
Для ребят наделать лужи -
Выйдут в сапогах гулять
И кораблики пускать.
(А. Фонина)

Пословицы и поговорки про апрель для детей

Апрель зиму гонит, а лето зовёт.
Апрель таков: днем - лужи, а вечером - стужа.
Апрель обманет, под май подведёт.
Апрель водою славен, почками красен.
Апрель подходит - холода не бойся.
Апрель ленивого не любит, а проворного голубит.
Апрель с водой – май с травой.
Апрель каждого напоит.
Апрель месяц зиму с летом сплетает.
Апрель открывает ключи и воды.
Апрель затворил зиме дверь.
Апрельские ручьи землю будят.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрель с маем - ко всему году ключ.
Будет апрель с водою - будет и май с травою.
В апреле земля преет.
Весна красна цветами – а осень снопами.
В апреле месяце держи одежку ближе к телу.
Весной час упустишь, потом и годом не наверстаешь.
В марте-апреле сзади и спереди зима.
Весь апрель никому не верь.

Где в апреле река, там в июле лужица.
Не гаси печей, пока апрель у плечей.
Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.
Пришел апрель - зазвенит капель.
Первого апреля – никому не веря.
Тепл апрель? Был влажный май? Значит будет урожай!
Февраль богат снегом как апрель водою.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Коновалова Елена Ивановна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель - на дворе звенит капель».

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель».

Тема: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель!»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о приметах весны, воспитание эстетического восприятия окружающего мира

Программные задачи: Учить детей видеть изменения в природе и передавать это в рисунке. Продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажном рисунке.

Учить использовать различный изоматериал для передачи настроения, признаков весны.

Развивать умение рисовать природные явления (сосулька).

Развивать творческое воображение, эстетический вкус, наблюдательность.

Воспитывать интерес к окружающему миру, к природе, желание беречь ее.

Оборудование и материалы: альбомные листы, краски, цветные карандаши на выбор, баночки с водой. весенние пейзажи, гуашь, бумага для рисования, кисточки, фишки, запись концерта А. Вивальди «Времена года «Весна».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?

Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте о каком времени года идет речь:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно ребята, а помните мы с вами слушали концерт великого композитора Антонио Вивальди «Зима», а теперь послушаем как он представил нам в своем произведении «Весну» (включается концерт «Весна» Антонио Вивальди)

Воспитатель: Очень интересно передал через музыку композитор весеннее пробуждение природы. А сколько месяцев у весны?

Дети: Три.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Вот следующие загадки, о весенних месяцах.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц (Март)

Воспитатель: Месяц Март у нас прошел, а какой же пришел к нам, в следующей загадке:

Под окном чечетку бьет

Бойкая капель.

Значит, в гости к нам опять

Заглянул (Апрель)

Воспитатель: А вот какое стихотворение про апрель написал С. Маршак. Воспитатель читает стихотворение:

«Апрель, апрель

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы звонко петь

И расцвел подснежник»

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Приметы Весны».

(Группа детей делится на две команды, за правильные ответы, команды получают фишки. Кто больше из команд наберет фишек, тот и выигрывает)

Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете?

Тает снег, капель

Ярко светит солнце и греет;

Первые весенние цветы – мать-и-мачеха,

Появились первые проталинки на земле;

Дни длиннее, а ночи короче;

Небо стало голубым;

Появляется молоденькая травка;

Побежали весенние ручейки;

Мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;

Люди вешают на деревья скворечники;

На деревьях и кустарниках набухают почки;

Птицы прилетают из теплых стран.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А следом за апрелем, идет третий месяц весны. Вот про нее загадка.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что это за месяц? (Май)

Воспитатель: Все загадки отгадали и немножечко устали. Значит нам пора чуть-чуть отдохнуть.

Физкультминутка «Подснежники просыпаются».

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза.)

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель с водой, а май с травой.

Зима весну пугает, да сама тает.

Май холодный - год хлебородный.

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете пословиц и поговорок о весне. А теперь продолжим наше занятие игрой «Весенние слова».

Воспитатель произносит слова, связанные с разными временами года. Если слово относится не к весне (капель, ручей, подснежник, проталина, верба, гнездо, одуванчик, ледоход, половодье и др., а к другим временам года, дети должны хлопать в ладоши.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами займемся пальчиковой гимнастикой "Веснянка"

Пальчиковая гимнастика «Веснянка»

Солнышко, золотое донышко (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Гори ясно, чтобы не погасло (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Побежал в саду ручей (указательным и средним пальцами бегают по столу)

Прилетели сто грачей (скрещивают кисти и изображают машущие крылья)

А сугробы тают (работают кистями, сжимая кулачки)

Цветочки подрастают (трясут пальцами над головой)

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

Землю мы рисуем коричнево-черным. Можно еще нарисовать ручейки, кое-где лежит еще снег. Сосульки капают с домов крыш. Можно нарисовать деревья. Деревья рисуем: кисть или карандаш ведем сверху вниз, внизу ствол чуть утолщаем, потом рисуем ветки – большие и маленькие. На дереве можно нарисовать скворечник. С начало рисуем прямоугольник с круглым отверстием посередине, сверху - треугольную крышу. На ветке дерева можно нарисовать птиц.

Пусть все ваши рисунки будут разными, старайтесь располагать изображение на всем листе.

Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.

В конце занятия дети развешивают свои работы на магнитную доску.

Воспитатель: Молодцы ребята, все нарисовали замечательные картины. А как называется картина, на которой изображена природа?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: По каким признакам можно определить, что мы рисовали с вами весенний пейзаж?

Классный час на тему:

Иванова Мария Николаевна

г. Саранск

Цель:

Оборудование:

Ход классного часа:

Что за месяц к нам пришел?

Почему вдруг снег сошел?

Кап-кап-кап звенит капель.

О каком месяце идет речь?

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

2.Радаев Владислав:

Март серебряную брошку

Уронил Весне в ладошку.

Та старалась, как могла,

Только не уберегла -

Стала капелькою брошь.

Со снежинки что возьмёшь?

Все решили - не иначе,

Из-за этой незадачи

Фаворит Весны теперь

Предприимчивый Апрель.

3.Макушкина Дарья:

На дворе стоит апрель.

За окном звенит капель.

Снежный котик у ворот,

Ручейками воду льёт.

Распускаются цветы,

Небывалой красоты.

4.Лёвин Даниил:

Ура, ура - пришел апрель!

Бегут ручьи, звенит капель.

Весна шагает по планете!

5.Абдюшева Сафия:

Апрельской акварелью

Раскрашены леса,

Ручьи, берёзы, ели

Апрельской карамелькой

Хрустит угрюмый снег,

И верба распушилась

Вдоль оживлённых рек.

И облака роятся -

Прозрачны и легки.

И тенькает синица

Апрельские стихи.

Птичьи трели засвистели

И капели зазвенели

ПР. Открывайте шире двери

Просыпайтесь птицы, звери

Отступила злая зимушка зима

Позабыли мы про стужу

Стали нам совсем не нужны

Холод и немая тишина

Та мелодия повсюду

Вместе с нею петь я буду

(подснежники, ландыши)

О каком цветке идет речь?

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Жемчужный колокольчик

Пришел в леса весной.

По лесу он разносит

Почему?

О животных.

Елаев Андрей рассказывает:

Без печали и тревоги

Спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…..

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил –

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Пришла весна!

Козеев Алёша:

Живут на макушке

Дружные ушки

Вместе встают –

Утру салют!

Дружно дрожат,

Если боятся,

Рядышком спят

На спине у….(зайца)

Зацветает верба.

Начинается ледоход.

Улетают на юг птицы.

На полях начинается сев.

День становится длиннее.

Набухают почки на деревьях.

Цветет черемуха.

Наступает время сбора ягод.

Разливаются реки.

Прилетают с юга синицы.

Расцветает ландыш.

Появляются комары и мухи.

Часто идет снег.

Начинают петь соловьи.

Загадки.

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее….. (сорока).

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

Спереди шильце,

Сзади- вильце,

Сверху- черное суконце,

Кто присел на толстый сук

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

Ку-ку..Ку-ку –

Не спит опушка.

А птицу эту звать …(кукушка)


Пословицы.

1.Весна водой богата.

Задание – дорисуй картину .

Подведение итога:

1.Что нового вы узнали?

2.Что вам понравилось?

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Классный час на тему:

«Апрель, апрель-на дворе звенит капель».

Подготовила: учитель начальных классов,

Иванова Мария Николаевна

г. Саранск

«Апрель, апрель - на дворе звенит капель».

Цель: формировать познавательный интерес к природе и живому миру.

Прививать любовь к птицам и животным, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: Презентация фотографий времен года, репродукции с изображением птиц, животных.

Ход классного часа:

Что за месяц к нам пришел?

Почему вдруг снег сошел?

Кап-кап-кап звенит капель.

Постучался в дверь...(апрель)

О каком месяце идет речь?

Стихотворение читает Большакова Маргарита

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Весна».

(под музыку дети читают стихи)

2.Радаев Владислав:

Март серебряную брошку

Уронил Весне в ладошку.

Та старалась, как могла,

Только не уберегла -

Стала капелькою брошь.

Со снежинки что возьмёшь?

Все решили - не иначе,

Из-за этой незадачи

Фаворит Весны теперь

Предприимчивый Апрель.

3.Макушкина Дарья:

На дворе стоит апрель.

За окном звенит капель.

Снежный котик у ворот,

Ручейками воду льёт.

Распускаются цветы,

Небывалой красоты.

4.Лёвин Даниил:

Ура, ура - пришел апрель!

Бегут ручьи, звенит капель.

И в небе ясном солнце светит,

Весна шагает по планете!

5.Абдюшева Сафия:

Апрельской акварелью

Раскрашены леса,

Ручьи, берёзы, ели

Апрельской карамелькой

Хрустит угрюмый снег,

И верба распушилась

Вдоль оживлённых рек.

И облака роятся -

Прозрачны и легки.

И тенькает синица

Апрельские стихи.

Исполнение учениками весенней песенки:

1.Что за музыка на улице слышна

Это снова на дворе поет весна

Птичьи трели засвистели

И капели зазвенели

Светлой музыкой вся улица полна.

ПР. Открывайте шире двери

Просыпайтесь птицы, звери

Отступила злая зимушка зима

Позабыли мы про стужу

Стали нам совсем не нужны

Холод и немая тишина

Зимний холод и немая тишина.

2.Что за музыку я слышу за окном

Все растаяло что было зимним сном

И весенним водопадом звон сосулек громко капал

Засмеялось, зазвучало все кругом.

3.Эта музыка как вешняя вода

С нею нам не будет скучно никогда

Та мелодия повсюду

Вместе с нею петь я буду

Эту музыку запомню навсегда.

С приходом весны распускаются первые весенние цветы. Давайте вспомним какие первые весенние цветы распускаются весной?

(подснежники, ландыши)

О каком цветке идет речь?

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)

Жемчужный колокольчик

Пришел в леса весной.

По лесу он разносит

Чудесный запах свой. (ландыш)

Как вы думаете, можно ли рвать эти цветы?

Почему?

Да, ребята, эти цветы занесены в красную книгу. Они находятся под нашей защитой. А служат они для красоты нашей природы. Радовать нас своими красивыми цветами и ароматным запахом.

О животных.

Какое животное в лесу просыпается с приходом весны? (медведь)

Елаев Андрей рассказывает:

Без печали и тревоги

Спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…..

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил –

Кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Вылез он и видит: лужи, тает снег.

Пришла весна!

Сообщение о медведях: Кузнецова Аня

Шуба у медведя густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу и спит там до самой весны. Зимой в берлоге рождаются 2-3 медвежонка. Новорожденные питаются молоком матери. Молока немного – ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жита скопленного летом и особенно осенью.

Почему медвежата рождаются зимой?

Потому, что только в это время у медведя есть свой «дом»- берлога. Ведь летом он бродит по лесу и ночует где придется.

О каких животных мы еще знаем, которые рады приходу весне? (Заяц, волк)

Козеев Алёша:

Живут на макушке

Дружные ушки

Вместе встают –

Утру салют!

Дружно дрожат,

Если боятся,

Рядышком спят

На спине у….(зайца)

Сообщение о зайцах: Алтынова Милена

Зайцу зимой очень трудно, а вот весной появляется сочная, зеленая травка, можно спрятаться под любым кустом.

Зайца можно назвать рекордсменом по скоростному бегу в наших лесах. Спасаясь от врагов, он развивает скорость до 80 км/ч.

Потомство у зайцев появляется 3 раза в год. Зайчат первого выводка называют «настовиками», потому что они появляются, когда на снегу появляется наст. Летних зайчат называют «колосовиками» и «листопадничками».

А теперь пришла пора поиграть:Игра «Похлопаем - потопаем».

Я буду произносить фразы. Если они как-либо связаны с весной - похлопайте в ладоши, если нет - потопайте ногами.

Зацветает верба.

Начинается ледоход.

Улетают на юг птицы.

На полях начинается сев.

День становится длиннее.

У деревьев начинается сокодвижение.

Некоторые животные впадают в спячку.

Набухают почки на деревьях.

Цветет черемуха.

Наступает время сбора ягод.

Разливаются реки.

У школьников рождественские каникулы.

Прилетают с юга синицы.

Расцветает ландыш.

Появляются комары и мухи.

Часто идет снег.

Начинают петь соловьи.

Давайте вспомним птиц нашего края.

Загадки.

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик- чирик!». (воробей)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее….. (сорока).

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

Спереди шильце,

Сзади- вильце,

Сверху- черное суконце,

Снизу белое полотенце. (ласточка)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

Ку-ку..Ку-ку –

Не спит опушка.

А птицу эту звать …(кукушка)

Пословицы.

1.Весна водой богата.

2.Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

3.Весенний день целый год кормит.

4. Посеешь в пору – соберешь зерна гору.

Задание – дорисуй картину .

Давайте посмотрим, найдем и дорисуем то чего не хватает на рисунке чтобы пришла настоящая весна. (солнце)

Подведение итога:

1.Что нового вы узнали?

2.Что вам понравилось?