Восстание превосходительством степана разина. Восстание Разина. Разгар крестьянской войны

Поскольку городские восстания разворачивались в соответствии с риторикой подачи прошений и советов, они ставили московское правительство перед более неоднозначными дилеммами, чем казацко-крестьянское восстание 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина.

Это было массовое вооруженное восстание, и подавление его обернулось настоящей открытой войной. Насилие с обеих сторон было страшным. Хотя П. Аврич утверждал, что «репрессии своей жестокостью далеко превзошли расправы, чинимые восставшими», можно обосновать и противоположное заключение. Ha огромной территории бунтовщики убивали царских чиновников, купцов, помещиков и священнослужителей, жгли села и деревни . Ho даже в такой наэлектризованной обстановке военных действий каждая из сторон придерживалась своей моральной экономики. Для государства это означало следовать существующим шаблонам уголовной юстиции: розыскной процесс, ведение протоколов, дифференцированные наказания, массовые помилования и показательные в своей свирепости казни для наиболее опасных бунтовщиков. При этом все проводилось интенсивнее, чем обычно: ускоренные разбирательства, ужесточенные пытки, более суровые виды казней, - но государство тем не менее подавило массовое восстание таким образом, что образцовые наказания уравновешивались восстановлением стабильности.

Полковые и городовые воеводы, боровшиеся с восстанием, получали приказы соблюдать все аспекты судебной процедуры. Прекрасным примером этого является наказная память воеводе И.В. Бутурлину (9 октября 1670 года): если кто-то из восставших казаков станет «бити челом и вины свои принесет», воевода должен был выговорить им за «воровство и измену», но от имени царя, который не желает «над ними, православными християны, кроворозлитья», объявить прощение. Бутурлину следовало потребовать у них выдачи главарей и расспрашивать тех «накрепко», «пытать и огнем жечь»; найденных виновными воевода должен был казнить, не ожидая одобрения царя, «сказав им вины их, при многих людех... чтоб, на то смотря, впредь иным вором неповадно было так воровать и к измене и воровству приставать». Далее, Бутурлину было велено людей, которых мятежники «наговаривали к измене и к воровству» и которые теперь царю «в винах своих добьют челом», привести к присяге и «отпустить их в домы свои» без наказания и без разорения их жилищ. B другом подобном приказе; посланном в сентябре 1670 года воеводе Г.Г. Ромодановскому, ему велено «пущих завотчиков» «казнить смертью, хто какие смерти по нашему великого государя указу и по Соборному Уложению достойны». Верным Москве украинским и донским казакам было эксплицитно указано судить виновных «по вашим войсковым правам»; различные документы удостоверяют, что они так и поступали1. Приказы были ясны: прежде чем казнить, воеводам следовало расследовать дело («сыскивать») . Здесь, как в микрокосме, проявляется традиционная судебная процедура.

B условиях военного времени все происходило по ускоренной процедуре. Подобно Бутурлину, и ряд других воевод получили указания казнить зачинщиков без ссылки с Москвой. B сентябре 1670 года Г.Г. Ромодановскомубыло дано позволение казнить полковника Дзинь- ковского, примкнувшего к повстанцам; воеводе посоветовали больше не ждать одобрения Москвы для казни таких изменников. Аналогичное разрешение Разряд дал и козловскому воеводе в ноябре 1670 года1. Подобное скорое наказание процветало на всем театре военных действий. B отписке, составленной в конце сентября или начале октября, воевода Ю.А. Долгоруков подтверждал получение приказа присылать в центр с вестями очевидцев и отписки с расспросными речами, а «у самых пущих воров и завотчиков велеть руки и ноги сечь и вешать в тех городех и уездех, где хто воровал, по приметным местем». B соответствии с этими указаниями он доносил, что восставшие взяли Темников и убили там правительственных чиновников, а его войска захватили многих «воровских казаков», про которых по расспросам выяснилась их вина. Таковых воевода велел казнить отсечением головы, а не повешением, что говорит об определенной свободе действий в наказаниях. Воеводы постоянно писали в Москву о поимке мятежников, расследовании их вин при помощи опросов местных жителей, допросов и пыток, казнях главарей. Менее виновных подвергали телесному наказанию, иногда с членовредительством. Иные воеводы отписывали о том, как они казнили «заводчиков», согласно приказам, не списываясь с Москвой. Часто командирам правительственных сил оказывали помощь местные жители, выдававшие зачинщиков и главарей в надежде на смягчение своей собственной участи .

Власть требовала проведения перед казнью расследования. Так, Долгоруков в ноябре 1670 года донес, что провел расследование и казнил мятежников, приведенных его подчиненными, - 12 крестьян и казаков из Курмыша. Полковой воевода Ф.И. Леонтьев сообщал в октябре 1670 года, что захватил множество казаков и провел над ними расследование; после расспроса и пытки они признались в том, что убили в Алатыре воеводу и дворян. Некоторых он велел обезглавить в лагере повстанцев, а некоторых - повестить в Алатыре и у других городов на «приметных местах». Воеводы относились к соблюдению

процедуры всерьез. Полковой воевода Даниил Барятинский сообщал в отписке 5 ноября 1670 года, что в Козмодемьянске он еще не установил, кому «верить мочно», потому что «про измену и про убивство воевоцкое [еще] не розыскивано». Уже 17 ноября он мог донести, что «против воров и изменников кузьмодемьянскими священники и грац- кими жители и всяких чинов людьми ссыскивал» и по этому сыску «бито кнутом нещадно 400 человек», из них изувечено 100, «пущих воров и завотчиков казнено смертью 60 человек»; 450 русских приведено к «вере», а 505 человек черемисы - к шерти (присяге). Тотемский воевода отписывал, что захватил в середине декабря 1670 года атамана Илюшку Иванова и «против... Соборного уложенья и градцких законов греческих царей вершен... повешен по словесному челобитью тотемского земского старосты... и всех тотьмян». Тамбовский воевода в июне 1671 года запрашивал инструкции, что делать с тюремными сидельцами, которым он во время осады Тамбова восставшими обещал прощение и свободу. Из Москвы порекомендовали передать дела по тяжким уголовным преступлениям в Разбойный приказ, а для заключенных «в малых исцовых искех» провести состязательный суд «безволокитно». B конце 1671 года в Усерд был прислан сыщик для расследования действий восставших; в результате его деятельности по меньшей мере 10 человек было казнено и еще несколько бито кнутом1.

Неуклонное следование установленной процедуре предписывалось настолько строго, что в начале 1671 года, на исходе восстания, смоленской шляхте было запрещено брать жителей восставших областей в «полон» и уводить к себе в холопство; обнаруженных у них пленников вернули на места жительства в Поволжье. B духе тех же распоряжений было проведено расследование о принятии в Астрахани царским свояком боярином И.Б. Милославским восставших в свое домохозяйство в качестве холопов . Добросовестное соблюдение процедуры проявляется и в других аспектах. После того как Кадом был отбит у восставших, назначенный вместо воеводы офицер рапортовал, что большую часть документов в приказной избе бунтовщики уничтожили, но что там сохранился экземпляр Соборного уложения. Керенский воевода писал в феврале 1671 года, что-воровские казаки уничтожили в приказной избе Уложение и другие важные документы,

без чего «росправы чинить... не по чему». Многие обращались в Москву за дополнительными инструкциями, прежде чем решить то или иное дело или судьбу социальной группы, поскольку это не покрывалось их наличными наказами. Воевода Нарбеков в ноябре 1670 года сообщал, что не имеет инструкций, как поступать со священниками и монахами, если те окажутся «завотчиками» и «в воровстве»1. B марте 1671 года козловский воевода просил распоряжений, как наказывать арестованных жен мятежников; кадомский воевода жаловался на отсутствие наказа о том, как решать иски в преступлениях во время восстания одних кадомцев против других; темниковский воевода сообщал о том, что местные жители бьют челом о решении их дел «по Соборному Уложенью» .

Воеводы доносили о вынесении ими приговоров от телесного наказания до смертной казни, в зависимости от вины. B росписи восставших, подвергнутых наказаниям на Ветлуге с декабря 1670 года, указано, что в одном селе 4 человека были повешены, а 11 - биты кнутом и подвергнуты членовредительству. B другом селе пятеро были повешены, один человек бит кнутом и изувечен; еще в одном - 54 человека биты кнутом. После взятия Астрахани осенью 1672 года проводились десятки процессов, итогом которых стали наказания от казни и ссылки до освобождения на поруки. Кадомский воевода также прислал в феврале 1671 года росписной список о произведенных им повешениях, битье кнутом и отсечении пальцев у найденных виновными по сыску, расспросу и пытке. B одном случае крестьянин был избавлен от смерти, потому что его помещик свидетельствовал, что тот служил у восставших поневоле и при этом его, помещика, «от смерти отнял» и «ухоронил».

После подавления бунта царские воеводы, как им и было приказано, щедро жаловали милость. Городовые и полковые воеводы слали в Москву списки из десятков и сотен имен русских, черкас, татар, мордвы и других, приносивших присягу верности. B ноябре 1670 года, например, князь Барятинский, приведя к шерти несколько человек

пленных чувашей, послал их «для уговору иных чюваш и черемисы», чтобы они сдавались. B итоге к воеводе явились и принесли присягу еще 549 чувашей. B то же время он подверг казни более 20 чувашей и по меньшей мере двух русских, а еще несколько были биты кнутом. По сообщению князя Долгорукова, он «привел к вере» (присяге) и отпустил без наказания более 5000 крестьян в Нижегородском уезде1.

Такое широкое помилование было одновременно прозорливым и прагматичным ходом. B духе господствующей идеологии оно демонстрировало царское благоволение и было направлено на восстановление доверия к власти. B документах подобные массовые прощения объясняются тем, что люди были обмануты «того вора Стеньки Разина» «воровской прелести». C прагматической точки зрения, восстание было настолько обширным, что государство физически не могло подвергнуть каре каждого участника. Более того, оно не желало рисковать новой вспышкой, опасность которой была очевидна в ноябре 1670 года. Касимовский городовой воевода доносил, что рассылал эмиссаров по уезду, призывая сдаваться на царскую милость, но касимовский полковой воевода, вопреки его просьбе повременить с активными действиями, пока те ведут агитацию, велел повесить четырех кадомских крестьян-бунтовщиков. Кадомцы пришли от этого в такую ярость, что убили также четырех эмиссаров воеводы .

Соблюдение законной процедуры и широкое амнистирование, однако, не должны затенять тот факт, что ход событий был наполнен насилием. Русские командующие сами описывали сцены жестокости в битвах. Князь Ю.Н. Барятинский такими словами рассказывает о бое при Усть-Уренской слободе 12 ноября 1670 года, когда «секли их, воров, конные и пешие, так что на поле и в обозе и в улицах в трупу нельзе было конному проехать, и пролилось крови столько, как от дождя большие ручьи протекли». «Завотчиков» князь велел обезглавить («посечь»), а большинство из 323 пленных - отпустить, «приведчи их ко кресту». Проходя по восставшим территориям, воеводы подвергали их разрушениям. Так, отряд воеводы Я.Т. Хитрово, преследуя казаков в шацкое село Сасово в октябре 1670 года, разогнал многих по лесам, многих положил в бою; «пущих изменников»^оевода велел

повесить, а само село ратные люди «выжгли». Затем остальных сасов- ских крестьян привели «к вере» с приказом, «чтоб ани свою братью... сыскав, наговаривали, чтоб ани принесли... к тебе, великому государю, вины свои... и во всем бы на твою великого государя милость были надежны». Воевода Ф.И. Леонтьев захватил в Нижегородском уезде в ноябре 1670 года некоторое число восставших; 20 человек он предал казни после расспроса и пытки с огнем, а укрепления, построенные ими, и села и деревни крестьян, «которые воровали и к воровским казакам приставали», «велел разорить и выжечь». Ho он же принял сдачу по меньшей мере четырех сел, где «привел к вере» почти 1200 человек1.

По замыслу правительства, насилие должно было служить показательным целям. Так, в конце ноября 1670 года украинскому гетману Д.И. Многогрешному были посланы выписки из отписок князя Ю.А. Долгорукова о его победах над восставшими, где подробно освещен кровавый марш его армии вниз по Волге с конца сентября, отмеченный групповыми казнями предводителей после каждой битвы. Как обычно, целью было сделать неповадно другим (в наказных памятях воеводам постоянно встречается обычная фраза: «Чтоб на то смотря, впредь иным ворам неповадно было так воровать»), но видно и намерение управлять посредством устрашения. Например, в сентябре 1670 года князю Г.Г. Ромодановскому было приказано казнить всех пойманных «завотчиков», «чтоб то дело было на страх многим людям»2.

Показательная казнь в любопытной форме произошла зимой 1670-1671 годов. Казацкий предводитель Илюшка Иванов был схвачен 11 декабря и на следующий день повешен в Тотьме. Воевода близлежащего Галича, узнав об этом, потребовал, чтобы тело казненного было доставлено к нему для убеждения людей в том, что Иванов действительно «изыман и казнен». Получив тело, несомненно, замороженное, 25 декабря воевода сообщил, что «товарыщи» покойного опознали труп: «И я, холоп твой, того вора Илюшкино мертвое тело велел на торговой площади повесить и в торговые дни велел всему народу объявлять, чтоб в народе впредь смятения не было, и письмо над ним, написав вину ево, велел прибить на столбу». Услышав об этом,

* Реки крови: KB. T. II. Ч. 1. № 251. С. 303. Село Сасово: KB. T. II. Ч. 1. № 173. Леонтьев: KB. T. II. Ч. 1. № 244. С. 293-294.

2 Многогрешный: KB. T. II. Ч. 1. № 264. Неповадно: KB. T. II. Ч. 1. № 103. С. 121 (окт. 1670). № 155. С. 184 (окт. 1670). № 196. С. 234 (нояб. 1670). № 315 (дек. 1670). Устрашить: KB. T. II. Ч. 2. № 28.

другой воевода запросил это тело себе для той же цели, и 15 января оно было отправлено в Ветлужскую волость1.

Правительственная армия находилась в постоянном движении, и казни были простыми и лишенными театральности; важно было выиграть время. Ho они оказывали желаемое воздействие. Восставших вешали и четвертовали на самых видных местах. B документе ноября 1670 года о ходе сражений в районе Северского Донца упомянуты десятки повешенных (некоторые за ногу), несколько четвертованных, обезглавливание «матери названой» С. Разина и другие повешенные вдоль Донца и разных дорог. «Старица», собравшая отряд восставших, была арестована в Темникове в декабре 1670 года; ее обвинили в ереси и колдовстве. Под пыткой она утверждала, что учила казацкого атамана ведовству. Ee осудили и приговорили к сожжению в «струбе» вместе со ее «воровскими письмами и кореньями» .

Анонимный английский рассказ 1672 года, принадлежащий современнику, но не обязательно очевидцу событий, рисует жуткую картину «сурового суда» воеводы Долгорукова в Арзамасе: «Место сие являло зрелище ужасное и напоминало собой преддверие ада. Вокруг были возведены виселицы, и на каждой висело человек 40, а то и 50. B другом месте валялись в крови обезглавленные тела. Тут и там торчали колы с посаженными на них мятежниками, из которых немалое число было живо и на третий день, и еще слышны были их стоны. За три месяца по суду, после расспроса свидетелей, палачи предали смерти одиннадцать тысяч человек».

Указанное в этом повествовании число в 11 тысяч убитых, возможно, было преувеличенным, но последняя ремарка подтверждает то, что выяснили мы: наказания накладывались в соответствии с установленной процедурой, «по суду, после расспроса свидетелей». Царские войска сознательно применяли жестокое насилие для наказания, для устрашения и для отвращения других, но применяли его не по произволу.

Восставшие были жестоки в равной мере.

подчеркивают бесчеловечность восставших; то же делают и официальные документы1. Ho казаки Разина, подобно восставшим казакам в эпоху Смуты и вообще по казачьему обыкновению, выработанному жизнью в евразийской степи, использовали насилие для того, чтобы внушать ужас. Bo время разинского восстания насилие было направлено против тех, в чью пользу оборачивалось установление крепостного права и высоких налогов на крестьян и казаков на рубеже Дикого поля. Виновными в этом оказывались царские воеводы, стрельцы, иноземные войска; чиновники, хранившие окладные, писцовые и кабальные книги и документы; богатые купцы; землевладельцы всех родов, как светские, так и церковные. Сам Разин обосновывал социальное движение риторикой наивного монархизма: якобы он борется не против царя, а против крамольных московских бояр и алчных местных землевладельцев. Разин утверждал, что царь захвачен злыми советниками, а церковь осквернена нечестивыми епископами, сместившими законного патриарха Никона (тот, наполовину мордвин, происходил со средней Волги). Чтобы быть более убедительным, Разин использовал стратегию самозванства, утверждая, что сопровождает к Москве царского сына Алексея, чудом спасенного от заговора злых бояр, и самого Никона. Вместе с собой он возил лжецаревича и Лженикона, показывая их на роскошно убранных ладьях. Ha самом деле царевич Алексей Алексеевич умер в возрасте 16 лет в январе 1670 года, как Москва неустанно разъясняла в прокламациях, направленных в Волжский регион, а патриарх Никон продолжал содержаться в монастырском заключении .

Движение Разина быстро трансформировалось из обычного казацкого похода «за зипунами» (1667-1669) в социальное восстание,

по мере того как он шел вверх по Волге и Дону летом и осенью 1670 года. Крестьяне активно присоединялись, иногда даже до прибытия в их уезд казацких отрядов, которые могли бы их организовать. Исследователи говорят о двух параллельных восстаниях: казацком и крестьянском. Обычно к восставшим примыкали те города, которые были совсем недавно основаны, часто путем насильственного перемещения населения, и в которых тяжелее всего ощущался гнет службы и фискальных повинностей. Ярость казаков обращалась против воевод и бывших при них приказных, а также против офицеров (многие из которых были иноземцами) и войск, оставшихся верными царю; население охотилось за местными чиновниками, светскими и церковными землевладельцами и за их приказчиками и управляющими. B ноябре 1670 года, например, казаки и возмутившиеся крестьяне схватили «приказных» нескольких землевладельцев, но те сумели освободиться и даже организовать сопротивление восставшим1. Почти во всех городах, захваченных повстанцами, были убиты воеводы и служащие съезжих изб: в Астрахани, Черном Яру, Царицыне, Корсуне, Алатыре, Острогожске, Ольшанске, Пензе, Козмодемьянске, Инсаре, Мурашкине, Саранске, Верхнем и Нижнем Ломове, Курмыше и др.

Жестокости. творимые восставшими, во многом копировали государственную судебную процедуру. Много жертв уносили кровопролитные сражения, но, когда бунтовщики переходили к наказанию своих противников, применялись уже знакомые нам процедуры и ритуалы. Использовались общие виды пытки - кнут и огонь; имитация смертной казни, когда человека клали на плаху, а затем объявляли прощение. Так один раз произошло в 1670 году с темниковским подьячим и дважды - со священником. Другой подьячий - член посольства, захваченного повстанцами, был приведен к виселице, но помилован по ходатайству полоняников, которых он вез домой в Россию .

Бунтовщики отрубали своим жертвам головы, вешали их вверх ногами, так же как и царские войска. Такое повешение постигло двух сыновей убитого астраханского воеводы в июле 1670 года. Восставшие

использовали и свои специфические формы экзекуции. Для казаков, вся жизнь которых была связана с рекой, типичным методом предания смерти было утопление. Один иностранец рассказывает, что связанной жертве, прежде чем бросить ее в воду, завязывали натянутую рубаху над головой и наполняли ее песком. Иногда в жару битвы они метали людей в воду и кололи копьями, чтобы те скорее утонули1. B своих казнях повстанцы стремились к максимальной публичности и символическому эффекту. Практиковалось сбрасывание с «раската» (своего рода дефенестрация), как и в Смутное время. Тогда, например, путивльский игумен Дионисий умолял людей сохранять верность царю Василию Шуйскому, но царевич Петр велел сбросить его с городской башни. B разинское время наиболее ненавистных воевод (как, например, князя И.С. Прозоровского в Астрахани в 1670 году) также сбрасывали со стен, как бы символически изгоняя их из города. Другого воеводу сожгли вместе с семьей и приказными, когда они укрылись в алатырском соборе. Здесь очищение города было выполнено огнем. Других воевод просто топили или зарубали мечами .

Казаки также следовали своим особым обычаям сурового правосудия. B некоторых случаях для решения судьбы царских чиновников они собирали жителей на «круг» - типично казацкую формууправле- ния посредством выражения одобрения или неодобрения собранием. B сентябре 1670 года в Острогожске «градцкие люди» объявили воеводу и подьячего «недобрыми», то есть чинившими злоупотребления, и те были убиты. Вместо воеводского управления бунтовщики устанавливали власть «круга» из горожан; так произошло, например, в Курмыше в ноябре 1670 года. Практиковался и казацкий обычай раздела добычи. Иностранный офицер Людвиг Фабрициус, захваченный в Астрахани и вынужденный присоединиться к казакам, должен был принять, как ни противно ему это было, свою долю награбленного. При расследовании после подавления восстания получение доли

добычи («дуванов») рассматривалось как доказательство причастности к бунту1.

B казни митрополита Иосифа в Астрахани в мае 1671 года выявляется поразительный символический дискурс, связанный с силой писаного слова. Казаки с июня 1670 года позволяли митрополиту и смещенному воеводе князю Семену Львову жить в Астрахани на свободе, но не доверяли им (по слухам, возможно, ложным, те переписывались с лояльной царю частью Войска Донского). Мятежники отрубили Львову голову, а митрополита Иосифа схватили, хотя до этого несколько месяцев терпели его противодействие . B итоге смелые обличения и апелляции к царским грамотам рассердили казаков, и те предали святителя смерти.

B течение всего восстания обе стороны рассылали прокламации и письма, где призывали поддержать их сторону или пытались дискредитировать противников, а также обращались к окрестным жителям. Сам вид этих документов и их произнесение при народе создавали моменты особой важности для восставших и равным образом для населения. По закону они считались воплощениями царя: осквернение грамот царя наказывалось столь же сурово, как и бесчестящие речи о нем самом. Соответственно, к ним относились с таким почтением, как будто слышали голос самого царя; при чтении официальных документов часто возникали инциденты. Повстанцы зачастую старались порвать правительственные прокламации - и не дать их зачитать: так произошло в Нижегородском уезде в октябре 1670 года, когда мятежникам попались эмиссары воеводы Долгорукова. B похожую историю попал священник, приведенный, как он сам рассказывал в октябре 1670 года, в лагерь бунтовщиков, где его пригласили присоединиться к восстанию. B ответ он велел прочесть грамоту, полученную им

в Москве, и призвал своих «детей духовных» (прихожан) противостоять «ворам». Казаки и крестьяне отказались подчиниться указу, и тогда он, в соответствии со своими инструкциями, проклял их. Они возмутились и хотели убить его, но ночью священник сумел бежать1.

Повстанцы также полагались на силу устных призывов своего харизматического лидера Степана Разина, распространявшихся в письмах, которые официальные власти называли «прелестными». Разин призывал жителей тех или иных территорий присоединяться к его борьбе против злых бояр, которую он вел во имя христианского Бога или мусульманского Аллаха в зависимости от того, кто был адресатом послания. Мятежники зачитывали эти письма публично - в сентябре 1670 года, например, в Острогожске после убийства воеводы и подьячего, а в ноябре - в Галичском уезде, где сочувствовавшие восстанию «попы... воровские письма... чли всем вслух по многие дни». Правительственные войска прилагали специальные усилия, чтобы изъять такие прокламации на отвоеванной территории, и отсылали их в Москву .

Одной из главных целей восставших при захвате городов были архивы. Г. Михельс отмечает отличие жестокостей в восстании Разина от в большей степени проникнутых религиозным духом «обрядов насилия» в Европе в эпоху Реформации: в Московском государстве взбунтовавшиеся крестьяне не практиковали ритуализованного насилия ни над телами землевладельцев и церковников, ни над объектами религиозного культа. Вместо этого убивали они сравнительно немногих, заботясь об уничтожении государственной и вотчинной документации. Нет сомнения, что они стремились стереть информацию о кабальных записях, холопстве, долгах, земельных сделках и т.п. Ho, принимая во внимание, сколь великое опасение демонстрировали и восставшие, и царские войска перед документами противополож ного лагеря, соблазнительно сделать заключение о силе воздействия воплощенного в письменах голоса власти. He случайно судебные

протоколы и приговоры в России зачитывались вслух; во время восстаний вердикты зачинщикам беспорядков и зачитывались, и прибивались на видном месте (приговор Разину занимает несколько страниц). B таком публичном оглашении как бы проявлялось присутствие самого царя1.

Воздействие слов, исходящих от правительства, наложило решающий отпечаток на историю убийства астраханского митрополита Иосифа. Астрахань попала под власть мятежников в июне 1670 года. При этом совершилось большое кровопролитие, но митрополита щадили до поры, пока его судьбу не определили имевшиеся у него документы. B конце 1670 года Иосиф получил царские воззвания, адресованные лично ему, астраханцам и восставшим, в которых содержалось указание, чтобы митрополит прочел их перед всеми и призвал всех сдаваться на милость царя . Иосиф приказал изготовить по меньшей мере три списка и один из них, адресованный командирам повстанцев, им и отослать. Te отказались принять письмо. Тогда Иосиф созвал горожан и велел ключарю читать. После чтения бунтовщики подняли крик и забрали грамоту у ключаря (он успел дочитать ее до конца). Ha это митрополит с гневом «говорил им... со обличением многим и называл их еретиками и изменниками», а те ответили оскорблениями и угрожали ему смертью, но в итоге только унесли грамоту. Ha следующий день мятежники схватили ключаря Федора и пытали его, чтобы выяснить, где еще есть списки царской грамоты, и три списка у митрополита конфисковали.

Через несколько месяцев, в апреле 1671 года, на пасхальной неделе у митрополита с бунтовщиками произошло еще одно горячее столкновение, на этот раз на базаре, где на увещевания Иосифа покориться (без чтения грамот) приближающейся царской армии восставшие ответили матерной бранью. Ha следующий день, в Великую субботу, на двор к митрополиту несколько раз приезжали казацкие есаулы, требуя выдачи царских грамот; в ответ Иосиф хотел читать эти грамоты в соборной церкви, и «воры тех государевых грамот не слушали и пошли из церкви в свой круг». Сварливый митрополит последовал за казаками в сопровождении духовенства и велел прочесть на кругу

две царские грамоты, одну «к ворам», другую - «к нему, святителю». Ha чтение воззваний собрание ответило криком и угрозами ареста и смерти митрополиту; тот отвечал призывами горожанам схватить казаков и посадить их в тюрьму. Казаки забрали одну грамоту, но ту, которая была адресована лично ему, архиерей отказался отдавать. B этот святой день столкновение закончилось вничью; Иосиф вернулся в собор и спрятал грамоту там.

Через неделю после пасхи бунтовщики схватили и пытали митрополичьего ключаря и других приближенных, желая выведать, где спрятаны грамоты и их списки. B итоге ключарь был убит, но грамот не выдал. Вслед за тем от митрополита потребовали, чтобы он подписал бумагу о верности Разину, на что тот ответил отказом. 11 мая казаки прервали богослужение, которое вел митрополит, и потребовали, чтобы он пришел к ним в круг. Как и раньше, Иосиф последовал за казаками в их собрание, и там восставшие на этот раз перешли черту, у которой прежде останавливались: они подвергли митрополита насмешкам, схватили его и увели на пытку и, как оказалось, на смерть. B течение всей этой истории авторитет Иосифа многократно увеличивался благодаря тому, что он воплощал в себе голос царя; физическое присутствие документа и зачитывание его вслух в той устной культуре приводили присутствующих в страх. Упорство Иосифа в том, чтобы провозглашать слова царя, решило его судьбу.

B обращении с митрополитом восставшие пытались соблюсти определенные казацкие традиции: они собрали круг для обсуждения вопроса, арестовывать его или нет. Ho это оказалось пустой формальностью. Казак, протестовавший против убийства Иосифа, сам был убит на месте. Поражает дерзость, проявленная в казни архиерея, который оказался высшим церковным иерархом из убитых восставшими. Рассказ двух соборных священников, бывших очевидцами последних дней Иосифа и находившихся в это время рядом с ним, полон горьких деталей. Когда митрополит понял, что казаки уже не отступятся, он постарался оберечь достоинство своего священного сана: к ужасу сопровождавших его церковников, он сам стал снимать священные облачения и крест. Оставшись в одной простой «ряске», он пошел на ужасающие пытки: его растянули прямо над огнем. Бунтовщики стремились выпытать у него, где тот держит письма и сокровища. После пытки мятежники сбросили митрополита с раската, и он разбился насмерть. Сочувствующие очевидцы отмечают, что когда тело святителя упало, «и в то время велик стук и страх был» и даже «воры в кругу вси устрашилися и замолчали, и с треть часа

СТОЯЛИ, повеся головы». Вскоре после гибели предстоятеля повстанцы собрали оставшихся соборных священников и заставили их дать запись о лояльности; в страхе, «поневоле» те подписали ее. Мы видим, что в письмах и грамотах воплощались их авторы, а их чтение такими харизматическими фигурами, как митрополит Иосиф, вызывало к жизни образ царя и делало носителя произносимых слов чрезмерно угрожающим.

Шокирующая казнь астраханского митрополита, похоже, не возымела того действия, на которое рассчитывали бунтовщики. Она не принесла ни радости, ни улучшения их все слабеющих позиций в Астрахани. Казни могут приводить и к отчуждению жителей, а не только к уверенности в своих силах или к распространению страха. Представители московской власти заботились о том, чтобы их казни восставших производили эффект в духе двух последних результатов. B пылу подавления восстания проходили массовые уничтожения сопротивляющихся с целью вселить в население страх. Ho когда военные действия утихли, некоторых вожаков бунта и на местах, и в Москве казнили с большей обстоятельностью. B сентябре 1670 года, например, священник и несколько зачинщиков из Острогожска были присланы на суд в Москву. 3 октября их приговорили и «вершили» четвертованием. B записи об этом кратко сказано, что некоторых казнили «у Болота», а иных - «за Яускими вороты по Володимерской дороге». Сохранился приговор, зачитанный перед экзекуцией; в нем осужденным многозначительно сообщено, что другие их сообщники в это же время и таким же образом казнены в Поволжье1. Проводя казни в столице, государство демонстрировало политическому классу и иностранцам свою способность подавить восстание. A для самого опасного врага, вождя восстания Степана Разина, была подготовлена казнь с еще большим театральным эффектом.

Острогожские повстанцы: KB. T. II. Ч. 2. № 33. С. 42-43.

При Алексее Михайловиче в России в 1667 г. разгорелся мятеж, названный впоследствии восстанием Степана Разина. Этот мятеж называют также крестьянской войной.

Официальная версия такова. Крестьяне вместе с казаками взбунтовались против помещиков и царя. Мятеж длился долгих четыре года, охватив большие территории имперской России, но усилиями властей был всё-таки подавлен.

Что мы сегодня знаем о Степане Тимофеевиче Разине?

Родом Степан Разин, как и Емельян Пугачёв, был из Зимовейской станицы. Подлинные документы разинцев, которые проиграли эту войну, почти не сохранились. Официоз считает, что будто бы их уцелело всего 6-7 штук. Но и сами историки говорят, что из этих 6-7 документов только один можно считать подлинником, хотя и он крайне сомнителен и больше похож на черновик. Да и то, что документ этот был составлен не самим Разиным, а его сподвижниками, находившимися далеко от его главной ставки на Волге, сомнений не возникает ни у кого.

Российский историк В.И. Буганов в своей работе "Разин и разинцы", ссылаясь на многотомный сборник академических документов о разинском восстании, писал, что подавляющее большинство этих документов вышло из правительственного лагеря Романовых. Отсюда и замалчивание фактов, и тенденциозность в их освещении, и даже прямая ложь.

Что требовали восставшие от правителей?

Известно, что разинцы выступали под знаменем великой войны за русского государя против изменников – московских бояр. Историки объясняют этот, на первый взгляд, странный лозунг, тем, что разинцы были очень наивны и хотели защитить бедного Алексея Михайловича от собственных нехороших бояр в Москве. Но в одной из разинских грамот есть такой текст:

В нынешнем, во 179 году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско донское с Дон к нему, великому государю на службу, чтобы нам, сем от них изменников бояр вконец не погибнуть.

Отметим, что в грамоте имя Алексея Михайловича не упоминается. Историки считают эту деталь незначительной. В других своих грамотах разинцы высказывают явно пренебрежительное отношение к романовским властям, а все их действия и документы они называют воровскими, т.е. незаконными. Здесь возникает явное противоречие. Восставшие почему-то не признают Алексея Михайловича Романова законным правителем Руси, но идут за него воевать.

Кем был Степан Разин?

Предположим, что Степан Разин был не просто казачьим атаманом, а воеводой государя, но не Алексея Романова. Как такое может быть? После великой смуты и прихода к власти Романовых в Московии, Южная часть России со столицей в Астрахани захватчикам не присягнула. Воеводой именно астраханского царя и был Степан Тимофеевич. Предположительно, астраханский правитель был из рода князей Черкасских. Имени его сегодня назвать невозможно ввиду тотального искажения истории по приказу Романовых, но предположить можно...

Черкасские были из старых русско-ардынских родов и являлись потомками египетских султанов. Это отражено на гербе Черкасского рода. Известно, что с 1380 по 1717 г. в Египте правили черкесские султаны. Сегодня историческую Черкассию ошибочно помещают на Северный Кавказ, добавляя при этом, что в конце XVI в. это название исчезает с исторической арены. Но хорошо известно, что в России вплоть до XVIII в. словом «черкасы» называли казаков. Что касается присутствия кого-то из князей черкасских в разинских войсках, то этому можно найти подтверждение. Даже в романовской обработке история доносит до нас сведения, что в войске Разина был некий Черкашенин Алексей Григорьевич, один из казачьих атаманов, названный брат Степана Разина. Возможно, речь идёт о князе Григории Сунчелеевиче Черкасском, служившем воеводой в Астрахани до начала разинской войны, но после победы Романовых его убили в своей вотчине в 1672 году.

Перелом в войне.

Победа в этой войне далась Романовым нелегко. Как известно из соборного положения 1649 года царь Алексей Романов установил бессрочное прикрепление крестьян к земле, т.е. утвердил в России крепостное право. Походы Разина на Волгу сопровождались повсеместными восстаниями крепостных крестьян. Вслед за русскими крестьянами восстали огромные группы других поволжских народов: чувашей, марийцев, и др. Но кроме простого населения на сторону Разина переходили и романовские войска! Немецкие газеты того времени писали: "К Разину попало такое множество сильных войск, что Алексей Михайлович настолько испугался, что не хотел больше посылать против него свои войска".

Переломить ход войны Романовым удалось с большим трудом. Известно, что Романовым пришлось укомплектовывать войска западноевропейскими наёмниками, потому что после частых случаев перехода на сторону Разина, у Романовых татарские и русские войска считались ненадёжными. У разинцев же, напротив, отношение к иностранцам было, мягко, сказать, плохое. Пленных иностранных наёмников казаки убивали.

Все эти масштабные события историки преподносят лишь как подавление крестьянского бунта. Эта версия стала активно внедряться Романовыми сразу после своей победы. Были изготовлены специальные грамоты, т.н. «государевы образцовы», в которых была изложена официальная версия разинского восстания. Велено было читать грамоту на местах у приказной избы не единожды. Но если четырёхлетнее противостояние было всего лишь восстанием черни, значит, против Романовых бунтовала большая часть страны.

По реконструкции Фоменко-Носовского т.н. восстание Разина было крупной войной между южным Астраханским царством и подконтрольными Романовым частями Белой Руси, северной Волги и Великого Новгорода. Эту гипотезу подтверждают и западноевропейские документы. В.И. Буганов приводит очень интересный документ. Оказывается, восстание в России, возглавляемое Разиным, вызвало огромный резонанс в Западной Европе. Иностранцы-информаторы рассказывали о событиях в России как о борьбе за власть, за престол. Интересно также и то, что бунт Разина называли татарским мятежом.

Конец войны и казнь Разина.

В ноябре 1671 года Астрахань была захвачена романовскими войсками. Эта дата считается окончанием войны. Однако, обстоятельства разгрома астраханцев, практически, неизвестны. Считается, что Разин в результате предательства был захвачен и казнён в Москве. Но даже в столице Романовы не чувствовали себя в безопасности.

Яков Рейтенфельс, очевидец казни Разина, сообщает:

Дабы предупредить волнения, которых царь опасался, площадь, на которой преступник понёс наказание, была по приказанию царя окружена тройным рядом преданнейших солдат. И только иностранцы допускались в середину огороженного места. А на перекрёстках по всему городу стояли отряды войск.

Романовы приложили немало усилий, чтобы обнаружить и уничтожить неугодные документы разинской стороны. О том, как тщательно их разыскивали, говорит такой факт. На допросе Фрол (младший брат Разина) показал, что Разин зарыл кувшин с документами на острове реки Дон, на урочище, на прорве под вербой. Романовские войска перелопатили весь остров, но так ничего не нашли. Фрола казнили только через несколько лет, вероятно, пытаясь добиться от него более точных сведений о документах.

Наверное, документы о разинской войне хранились и в казанских, и в астраханских архивах, но, увы, эти архивы бесследно исчезли.

PS: Так называемые полки нового строя, введенные Романовым Алексеем Тишайшим и были укомплектованы западно европейскими офицерами. Именно они в последующем возведут на трон Петра I и подавят "бунт" стрельцов. А восстание Пугачева будет подозрительно напоминать войну Степана Разина...

В конце XVII в. в России грянуло крупнейшее казачье-крестьянское восстание. Причины того, что люди взялись за оружие и встали против власти, были различны для каждого слоя - у крестьян, стрельцов и казаков на то были свои основания. Восстание под предводительством Степана Разина состояло из двух этапов - похода на Каспий, носившего грабительский характер, и похода на Волгу, происходившего уже с участием крестьян. С.Т. Разин был сильным, умным и хитрым человеком, что и позволило ему подчинить себе казаков и собрать большое войско для своих походов. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Историки XX в. чаще всего оценивали восстание Степана Разина как вторую крестьянскую войну в России. Они считали, что данное движение было ответом на закрепощение крестьян 1649 г.

Что касается причин восстания под предводительством Степана Разина, то они были комплексными и достаточно сложными. За каждым фактором восстания стоял определенный социальный тип восставших людей. Во-первых, это были казаки (рис. 2). Когда в 1642 г. казаки отказались от завоевания крепости Азова, то они не смогли больше ходить в грабительские походы в Причерноморье и в Приазовье: им преграждал путь Азов, турецкая крепость. Поэтому размер военной добычи казаков значительно уменьшился. В связи с тяжелым положением России (русско-польская война) и закрепощением крестьян количество беглых крестьян на юг страны увеличивалось. Население росло, а источников существования оказывалось все меньше. Таким образом, на Дону возникло напряжение, что объясняет участие казаков в восстании Степана Разина.

Рис. 2. Донские казаки ()

Во-вторых, в восстании приняли участие стрельцы (рис. 3), которые составляли основную часть гарнизонов на юге России. То есть основная военная сила страны перешла на сторону восставших. Финансовые проблемы не позволяли выплачивать служилым людям жалованье в полном объеме, что не понравилось стрельцам. Это и послужило причиной их присоединения к восстанию.

Рис. 3. Стрельцы ()

В-третьих, крестьянское движение не могло обойтись без непосредственно крестьян (рис. 4). Формальное закрепощение крестьян по Соборному уложению 1649 г. еще не означало установление полного крепостнического режима, но все же очень сильно ограничивало крестьян в правах. Это послужило причиной их участия в восстании Степана Разина.

Рис. 4. Крестьяне ()

Таким образом, у каждого социального типа была своя причина для недовольства правительством России.

Казаки являлись движущей силой восстания под предводительством Степана Разина. К середине XVII в. в среде казачества выделилась верхушка - домовитые казаки. Если основная часть казачества - это в основном были бедные люди, бывшие крестьяне и холопы, то домовитые казаки - это были богатые люди с личным имуществом. Таким образом, казачество было неоднородно, и в ходе восстания это проявилось.

Что касается личности Степана Тимофеевича Разина (ок. 1631-1670), то это был удивительный человек с большим жизненным опытом. Несколько раз казаки избирали его своим атаманом. Разин знал татарский и турецкий языки, так как на Дону предводителю казаков было необходимо знать языки своих противников. Дважды Степан Разин пересекал Московское государство - ездил на Соловки в Белом море. С.Т. Разин был образованным человеком с широким кругозором. Также у него был сильный волевой характер, и он держал всех казаков в повиновении.

Накануне восстания Степана Разина случился социальный взрыв - предвестник грозного выступления. Несколько сотен казаков под предводительством Василия Уса двинулись к Москве. Они хотели, чтобы их признали служилыми людьми и выплачивали им жалование. Однако под Тулой их остановили и заставили повернуть назад.

Весной 1667 г. Степан Разин принял решение идти вместе с казаками в грабительский поход на Каспийское море. Проплыв по Волге, войско Разина приблизилось к Астрахани. Здесь царский воевода попытался задержать «воровское войско», но разинцы сумели проскочить по одному из рукавов в дельте Волги (рис. 5) и вышли в Каспийское море. Далее они двинулись вверх, потом на Восток по р. Яик. На этой реке находилась царская крепость Яицкий городок с проживающими там яицкими казаками. Степан Разин со своими казаками применил хитрость: они переоделись в простую одежду и, проникнув в город, ночью перебили охрану и впустили свое войско в город. Все начальство Яицкого городка было казнено казаками Разина. Большинство служилых людей в этой крепости перешло на сторону восставших. Тогда все войско Степана участвовало в дуване - дележе награбленного имущества между казаками поровну. После вступления в войско Разина и дувана стрельцы становились полноправными казаками.

Рис. 5. Переправа кораблей волоком ()

Весной 1668 г. казачье разинское войско спустилось вниз по р. Яик и отправилось к западному побережью Каспия - персидским берегам. Казаки подвергли побережье опустошительному разгрому. Они захватили и разграбили крупный город Дербент, а также ряд других городов. В городке Фарабат произошел эпизод, который показал истинно грабительские намерения разинского войска. Договорившись с жителями города, что войско Степана Разина не будет грабить их город, а будет только торговать, оно после всех торгов напало на жителей и разграбило город.

В 1669 г. разинские казаки разграбили восточное туркменское побережье Каспийского моря. Наконец, персидский шах выслал против казаков свой флот. Тогда Разин пустился на хитрость. Применив опять же хитрость, разинский флот притворно бежал, а затем, поворачивая постепенно свои корабли, разбил по одному персидские корабли.

Отягощенные добычей, разинцы в 1669 г. двинулись домой. На этот раз мимо Астрахани войско Разина проскочить незаметно не могло, поэтому Степан Разин принес повинную астраханскому князю Прозоровскому. В Астрахани (рис. 6) разинцы остановились на некоторое время. Казаки Степана Разина шли в поход «за зипунами» обычными людьми, неброско одетыми и небогатыми, а вернулись с деньгами, в дорогой одежде с великолепным оружием, представ так перед астраханцами, в том числе перед служилыми людьми. Тогда в головы к служилым царским людям закралось сомнение: стоит ли служить царю дальше или же пойти в войско к Разину.

Рис. 6. Астрахань в XVII в. ()

Наконец, разинцы отплыли из Астрахани. Перед отъездом Степан подарил свою дорогую губу Прозоровскому. Когда казаки отплыли из Астрахани, Степан Разин выбросил, по одной версии, персидскую княжну, по другой - дочь влиятельного кабардинского князя за борт своего корабля, так как его дома ждала законная жена. Этот сюжет был положен в основу народной песни «Из-за острова на стрежень». Данный эпизод показывает суть грабительского похода Степана Разина на Каспий. Пройдя волоком между Волгой и Доном, разинцы вернулись домой. Но Разин не стал распускать свое войско.

Весной 1670 г. на Дон в Черкасск прибыл царский гонец. Сюда же со своим войском прибыл Степан Разин. Состоялся всеобщий казачий круг (рис. 7). Разин доказал своим казакам, что гонец прибыл не от царя, а от изменников бояр, и его утопили в реке. Таким образом, мосты были сожжены, и Степан принял решение идти со своим казачьим войском на Волгу.

Рис. 7. Казачий круг во главе со Степаном Разиным в Черкасске ()

Накануне похода на Волгу Степан Разин разослал людям прелестные письма (рис. 8) - агитацию в свое войско. В этих письмах Разин призывал «мирских кровопивцев выводить», то есть уничтожать все привилегированные сословия в России, которые, по его мнению, мешают жить простым людям. То есть С.Т. Разин выступал не против царя, а против недостатков существующего тогда строя.

Рис. 8. Прелестные письма Степана Разина ()

Степан Разин не хотел оставлять у себя в тылу сильную Астраханскую крепость, и его войско сначала двинулось вниз по Волге. Навстречу разинцам воевода Прозоровский выслал большой стрелецкий отряд, но он перешел на сторону восставших. Когда войско Разина подошло к Астрахани, первый штурм крепости был неудачным. Но затем большая часть стрельцов перешла на сторону восставших, и разинцы взяли крепость. Воевода Прозоровский и начальство Астрахани были казнены.

После взятия Астрахани войско Степана Разина двинулось вверх по Волге. Один за другим города захватывались войсками Разина, стрелецкие гарнизоны переходили на сторону восставших. Наконец, против разинского войска была выслана лучшая московская пехота - столичные стрельцы (рис. 9). Разинцы захватили поволжский город Саратов, а московские стрельцы об этом еще не знали. Тогда С.Т. Разин в очередной раз пустился на хитрость. Часть разинских войск имитировало штурм крепости, а часть - засели в городе. Как только московские стрельцы высадились возле Саратова, все разинцы напали на них, и тогда царские войска сложили оружие. Большинство московских стрельцов влилось в разинское войско, но разинцы не очень им доверяли и посадили их на весла.

Рис. 9. Столичные стрельцы ()

Далее разинское войско достигло города Симбирска (рис. 10). Крепость устояла, а к ней подошла правительственная армия. Однако Разин взял верх и заставил правительственные войска отступить. Возле Симбирска в большей мере проявился крестьянский характер восстания. В этом районе крестьяне массово присоединялись к восставшим. Но они действовали в пределах своей области, где жили: убивали помещиков, брали штурмом крепости и монастыри, а дальше возвращались к своим хозяйствам.

Рис. 10. Войска Степана Разина штурмуют Симбирск ()

В сентябре 1670 г. к Симбирску подошли вновь сформированные и обученные правительственные полки, которые на этот раз нанесли войску Степана Разина поражение. Он был ранен и с несколькими казаками бежал вниз по Волге и на Дон. На Дону домовитые казаки выдали Разина властям, так как спасали свои жизни.

Степана Тимофеевича Разина и его брата Фрола доставили в Москву. Разин вынес все пытки и летом 1671 г. был казнен четвертованием. Брата Разина, Фрола, казнили спустя несколько лет, так как сначала он сказал, что знает, где спрятаны сокровища разинцев, но это оказалось не так.

После казни Степана Разина было разгромлено ядро повстанческого войска - казаки, но восстание сразу не прекратилось. В некоторых местах выступали еще с оружием крестьяне. Но крестьянское движение вскоре также было подавлено. Боярин Юрий Долгорукий повесил 11 000 крестьян в ходе карательных походов.

Теоретически в случае победы войска Разина строй Московского государства не изменился бы, так как оно не могло быть устроено по образу казачьего круга, структура его была более сложная. Если бы разинцы победили, то захотели бы взять себе поместья с крестьянами и осесть. Таким образом, государственный строй не был бы изменен - движение было бесперспективным.

Список литературы

  1. Баранов П.А., Вовина В.Г. и др. История России. 7 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Буганов В.И. Разин и разинцы. - М., 1995.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. Конец XVI - XVIII век. - М.: «Просвещение», 2012.
  4. Крестьянская война под предводительством Степана Разина: в 2-х томах. - М., 1957.
  5. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники / Рецензент: д-р ист. наук, проф. В.И. Буганов; Оформление художника А.А. Брантмана. - М.: Мысль, 1988.
  1. Protown.ru ().
  2. Hiztory.ru ().
  3. Док.история.рф ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о причинах восстания под предводительством Степана Разина.
  2. Охарактеризуйте личность С.Т. Разина.
  3. К какому типу можно отнести первый этап восстания - к грабительскому казачьему или к крестьянскому?
  4. Что способствовало продолжению восстания Степана Разина после первого этапа? Назовите причины поражения разинцев. Прокомментируйте последствия данного восстания.

КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С.Т. РАЗИНА – движение социального протеста и сопротивления, охватившее в 1670–71 Нижнее и Среднее Поволжье, Воронежско-Курский край, Сло-бодскую Украину. До 1930-х гг. это движение называлосьразинщиной, после – крестьянской войной.

Донской казак в 1667–69, собрав вокруг себя отряд из казац. бедноты и беглых крепост. крестьян, совершал набеги в города запад. побережья Каспийского моря. Весной 1670 он возглавил повстанческое движение народ. низов, с отрядом казачьей голытьбы, беглых холопов и крестьян выступил с Дона на Волгу и овладел Царицыном. По пути на Астрахань его отряд возрастал. У Чёрного Яра Разин обратился к народу: «Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас хуже, чем турки... Я пришёл дать вам свободу и избав-ление». 22 июня войско Разина овладело Астрахан. крепостью. Восставшие стрельцы перешли на его сторону. Правительство направило в Ниж. Поволжье полки дворян. ополчения. Войско Разина пополнялось за счёт посад. низов, бурлаков, беглых крестьян. В занятых городах Разин устанавливал «казац. строй». Разинцы распространили слух, что с ними находится царевич Алексей (умер в 1670),якобы спасшийся от гнева отца и злых бояр. Разин ре-шил направиться со своим войском по Волге на Москву. 20 июля его войско вышло из Астрахани,7 августа – из Царицына. Саратов и Самара перешли на сторону Разина без сопротивления. К началу сентября повстанцы подошли к Симбирску, овладели посадом. Началась осада кремля. Разин в своих «прелестных письмах» призывал народ уничтожать бояр,помещиков,приказ. служителей, обещал передать всю землю народу, учредить бестаможен. торг, дать народу свободу и волю. В это время восстали рус. крепост. крестьяне всего Сред. Поволжья, чуваши, мордва,татары, марийцы,к-рые выступали против национально-колониал. гнёта. Восстание охватило также Нижегород., Арзамас. уезды, Подонье, Воронежско-Курский край, Слободскую Украину.

В осаде Симбир. кремля вначале участвовало 20 тыс. повстанцев. К ним прибыли десятки тысяч чувашей, мордвы, татар. На выручку осаждён. города из Казани выступило царское войско во главе с Ю. Барятинским. По пути к Симбирску этому войску пришлось выдержать четыре сражения с многотысяч. отрядами чуваш., татар. и мордов. повстанцев. 1 октября под Симбирском восставшие потерпели поражение, Разин был ранен и с небольшим отрядом казаков вернулся на Дон.

В восстании участвовали почти все крестьяне Чуваш. края. 9 сентября они осадили Цивильск.Под городом располагался 10-тысяч. лагерь повстанцев. Под Цивильск Разин прислал «прелестное письмо».В октябре повстанцы совершили несколько приступов на Цивильск. Войско во главе с Д.А. Барятинским,направленное из Казани на помощь Цивильску,с 19 по 22 октября по пути выдержало 3 сражения с чуваш. пов-станцами и 23 октября освободило город от осады.

15-тысяч. отряд разин. атамана Максима Осипова прошёл по Симбирско-Карсунской черте, где к отряду присоединились крестьяне, стрельцы и казаки, в сентябре с боем взял Алатырь, к-рый держали до конца ноября, занял Курмыш,Ядрин (повстанцы оставили город в конце ноября, устроили в засур. лесах лагерь). Отряд атамана Прокопия Иванова (Шумливого) в начале октября занял Козьмодемьянск. Здесь Иван Долгополов собрал отряд в 15 тыс. повстанцев. В указан. городах участники восстания расправлялись с воеводами и приказ. служителями, устанавливали своё управление. В ноябре–декабре 1670 Цивильск вновь был осаждён. Крупным центром повстанцев на Волге стало с. Сундырь (ныне г. Мариинский Посад). Восставшие расправлялись с помещиками, монастыр. властями, приказными служителями, купцами-ростовщиками.

В кон. 1670 большие отряды пов-станцев были расположены в круп. деревнях Ядрин., Цивил., Курмыш. уездов, в районе рус. с. Алгаши и чуваш. д. Алгаши Чебоксар. у. Немалые силы были сосредоточены в д. Большие Туваны Курмыш. у. (ныне с. Туваны Шумерлин. р-на), где атаманом был цивилянин Сергей Васильев.

К кон. 1670 в подавлении повстанцев в Чувашии участвовали 4,5 тыс. чел. царских войск, возглавляемых Д.А. Барятинским, М. Кравковым и др. Сражения между восставшими и царскими войсками произошли под д. Яндоба и Сормин. мельницей (ныне территория Аликов. р-на), Хоракасы (ныне Моргауш. р-на) и др.

Сохранились сведения о разин. полковниках, атаманах, есаулах и прапорщиках из чувашей. Например, полковник (из д. Кибеки Цивил. у.) и его атаман (из д. Искеево-Яндуши Цивил. у.) участвовали во главе многотысяч. отрядов повстанцев-чувашей в боях с ратью Д.А. Барятин-ского на подступах к Цивильску и под этим городом, у селений Досаево, Яндоба, Хоракасы. Правительствен. войска жестоко расправились с восставшими. Их казнили, имущество отняли в пользу государя, множество селений было со-ж--жено. Сотни повстанцев бежали в При---у-ралье, Закамье.

14 апреля 1671 на Дону С.Т. Разин арестовани в июне казнён в Москве. После восстания царское правительство приняло нек-рые меры, облегчившие жизнь нерус. народов Сред. Поволжья: сбор ясач. поборов был возложен на выбор. людей из представителей нерус. народов, в 1685 издан особый наказ о переписи и размежевании мордов., марийских и чуваш. земель, возвращении ясач. лю-дям земель, захвачен. рус. землевладельцами. Сохранилось много чуваш-ских исторических преданий о С.Т. Разине и разинцах.

Лит.: Крестьянская война под предводительством Степана Разина: Сб. документов. Т. 1–4. М., 1954–1976; Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670–1671 гг. Восстание Степана Разина. Т. 1–2. Л., 1966–1972; История Чувашской АССР. Т.1. Ч., 1983; Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Ч., 1993.

Восстание под предводительством Степана Разина - война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

Причины.

1) Окончательное закрепощение крестьянства;

2) Рост налогов и повинностей социальных низов;

3) Стремление власти ограничить казачью вольницу;

4) Скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону.

Предыстория. К восстанию Степана Разина часто относят так называемый «Поход за зипунами» (1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу и тем самым перекрыл важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли.

Подготовка . Возвращаясь из "Похода за зипунами" Разин был со своим войском в Астрахани и Царицыне. Там он приобрел любовь горожан. После похода к нему стала толпами идти беднота и он собрал немалое войско.

Военные действия. Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын и подошли к Астрахани, которую им сдали горожане. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком.

Битва за Царицын. Степан Разин собрал войска. Затем он пошел на Царицын. Он окружил город. Затем оставил командовать войском Василия Уса, а сам с маленьким отрядом отправился к татарским поселениям, там ему добровольно дали скота, который был нужен Разину для того, чтобы кормить армию. В Царицыне тем временем жители испытали нехватку воды, а так же скот царицынцев оказался отрезанным от травы и вскоре мог начать голодать. Разинцы тем временем послали своих людей к стенам и сказали стрельцам, что стрельцы Ивана Лопатина, которые должны были прийти на помощь Царицину, идут, чтобы вырезать царицынцев и царицынских стрельцов, а после уйти с воеводой царицынским, Тимофеем Тургеневым, под Саратов. Они сказали, что перехватили их гонца. Стрельцы поверили и разнесли эту весть по городу в тайне от воеводы. Затем воевода послал несколько горожан на переговоры с разинцами. Он надеялся, что повстанцы разрешат ходить к Волге и брать от туда воду, но пришедшие на переговоры сообщили разинцам, что они подготовили бунт и договорились об времени его начала. Бунтующие собрались в толпу, кинулись к воротам и сбили замки. Стрельцы стреляли в них со стен, но когда бунтующие открыли ворота и в город ворвались разинцы стрельцы сдались. Город был захвачен. Тимофей Тургенев с племянником и преданными стрельцами заперся в башне. Затем со скотом вернулся Разин. Под его руководством была взята башня. Воевода грубо повел себя с Разиным и был утоплен в Волге вместе с племянником, преданными стрельцами, дворянами.


Сражение со стрельцами Ивана Лопатина. Иван Лопатин вел тысячу стрельцов к Царицыну. Его последним привалом стал Денежный остров, который находился на Волге, севернее Царицына. Лопатин был уверен, что Разин не знает его место положения, а потому не ставил часовых. В самом разгаре привала на него напали разинцы. Они подошли с обеих берегов реки и стали стрелять по лопатинцам. Те в беспорядке сели на лодки и стали гребсти к Царицыну. На протяжении всего пути их обстреливали засадные отряды Разина. Понеся большие потери, они приплыли к стенам города. С них стали стрелять разинцы. Стрельцы сдались. Большую часть командиров Разин утопил, а пощаженных и рядовых стрельцов сделал гребцами-пленниками.

Бой за Камышин. Несколько десятков разинских казаков переоделось в купцов и вошло в Камышин. В условленный час разинци подошли к городу. Тем временем вошедшие убили охрану одних городских ворот, открыли их, основные силы ворвались через них в город и взяли его. Стрельцов, дворян, воеводу казнили. Жителям велели собрать все самое необходимое и уходить из города. Когда город опустел разинци разграбили его, а затем сожгли.

Поход на Астрахань. В Царицыне состоялся военный совет. Там решили идти на Астрахань. В Астрахани стрельцы были настроины положительно к Разину, это настроение подкармливалось злобой на начальство, которое платило им жалование с опозданием. Весть об том, что Разин идет на город испугало городские власти. Против повстанцев был выслан Астраханский флот. Однако при встрече с повстанцами стрельцы повязали начальников флота и перешли на сторону Разина. Затем казаки решали судьбу начальства. Князь Семен Львов был пощажен, а остальных утопили. Дальше разинцы подошли к Астрахани. Ночью разинцы напали на город. Одновременно там вспыхнуло восстание стрельцов и бедноты. Город пал. Затем мятежники провели свои казни, ввели в городе казачий режим и пошли на Среднее Поволжье с целью дойти до Москвы.

Поход на Москву.

После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, татары, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком. Под Самарой Разин объявил, что с ним идут патриарх Никон и царевич Алексей Алексеевич. Это еще больше увеличило приток бедняков в его ряды. На протяжении всей дороги разинци слали письма в различные регионы Руси с призывами к восстанию. Такие письма они называли прелестными.

В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Ю. А. Долгоруковым. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; брат Фрол предположительно был казнен в тот же день.

Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.

Итоги. Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.