Выбор направления научного исследования. Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы

В научно-исследовательской работе различают научные направления, проблемы и темы.

Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных, теоретико-экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Успех научной работы и ее эффективность во многом зависят от того, насколько удачно обосновано научное направление.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществле­ния. С учетом специфики творческого процесса такой план должен пре­дусматривать все, что можно заранее предвидеть. Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-дипломника, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является дипломная работа. Планирование начинается с составления рабочего плана, представ­ляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого ис­следования. Весь процесс подготовки курсовой и дипломной работ условно можно представить в следующем виде .

Выбор темы исследования;

Изучение научно-методической литературы;

Определение объекта и предмета исследования;

Определение цели и задач;

Разработка рабочей гипотезы;

Выбор соответствующих методов исследования;

Формулировка названия работы;

Подготовка и проведение исследовательской части работы;

Математико-статистическая обработка результатов исследований;

Обобщение и интерпретация полученных данных;

Оформление работы;

Выбор направления (темы) курсовой или дипломной работы – одна из сложнейших и наиболее сложных ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом. Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить студенту выбор соответствующей темы. Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность (теоретическая и практическая значимость). Судить об актуальности в каждом конкретном случае можно по тому приложению, какое ее разработка может найти в практике физической культуры и спорта. Признаками актуальности темы могут быть следующие:

Общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме;

Наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;

Необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различенные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся .

Выбор темы - состоит из следующих трех этапов: разработка тематики, разработка плана проведения исследований, подготовка и написание отчета.

Глубокий интерес к исследованию какого-либо вопроса зарождается, как правило, в процессе практической работы или при непосредственном участии в исследованиях в роли помощника при одновременном изучении литературы по данному вопросу. Желательно, чтобы студенты выбирали темы, связанные с опытом их работы, тренировки, деятельности (на практике). Тема научной работы не должна быть навязана исследователю. Он должен выбирать ее по собственному желанию, будучи искренне увлеченным предстоящей работой.

Для правильно избранной темы характерно не количество поставленных вопросов, а тщательность, глубина их разработки. Тема должна иметь четко определенные границы. Чрезмерно обширная тема не позволяет изучать явление во всех его связях, приведет к тому обилию материала, что всесторонне проработать его по одному человеку становится невозможно.

Тема дипломной работы должна быть по возможности краткой, точ­ной и соответствовать ее основному содержанию. Не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Выбрать тему дипломной работы студенту может помочь просмотр каталогов защищенных кандидатских, магистерских диссертаций по проблемам спорта и физической культуры, ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных и пограничных областях науки. Существенную помощь в вы­боре темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и стать­ями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специа­листами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопро­сы физического воспитания.

При выборе темы следует учитывать и личные склонности, способности, уровень теоретических знаний. Надо заметить, что на выбор темы влияет не только индивидуальный уровень теоретической подготовки исследователя, но и уровень, достигнутый в познании данного явления обществом в целом. Более того, важны те теоретические позиции, с которых современная наука решает данную проблему: во-первых, правильно выбирать частную тему для индивидуального решения в условиях коллективного исследования проблемы в целом и, во-вторых, избрать такую по сложности тему, которую под силу будет решить человеку при имеющихся материальных возможностях. Все это разумеется, ни в коей мере не снижает роли научного руководителя, консультантов.

Определив тему и конкретные задачи, можно дать первый вариант формулировки названия работы. Сразу найти точную и краткую формулировку названия - дело далеко не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия. Поиск названия работы должен быть естественным результатом предварительного, разностороннего изучения имеющихся факторов и предположенной об интересующей проблеме.

Название - это «визитная карточка» работы. Его лаконичность, четкое отражение в нем смысла исследования - положительные признаки хорошей научной работы .

В научно-исследовательской работе различают научные направления, проблемы и темы.

Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных, теоретико-экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Успех научной работы и ее эффективность во многом зависят от того, насколько удачно обосновано научное направление.

Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществле­ния. С учетом специфики творческого процесса такой план должен пре­дусматривать все, что можно заранее предвидеть. Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-дипломника, впервые приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является дипломная работа. Планирование начинается с составления рабочего плана, представ­ляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого ис­следования. Весь процесс подготовки курсовой и дипломной работ условно можно представить в следующем виде .

Выбор темы исследования;

Изучение научно-методической литературы;

Определение объекта и предмета исследования;

Определение цели и задач;

Разработка рабочей гипотезы;

Выбор соответствующих методов исследования;

Формулировка названия работы;

Подготовка и проведение исследовательской части работы;

Математико-статистическая обработка результатов исследований;

Обобщение и интерпретация полученных данных;

Оформление работы;

Выбор направления (темы) курсовой или дипломной работы – одна из сложнейших и наиболее сложных ответственных задач, от правильного решения которой в значительной степени зависит успех работы в целом. Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить студенту выбор соответствующей темы. Одним из важнейших критериев правильности ее выбора является актуальность (теоретическая и практическая значимость). Судить об актуальности в каждом конкретном случае можно по тому приложению, какое ее разработка может найти в практике физической культуры и спорта. Признаками актуальности темы могут быть следующие:



Общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме;

Наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе;

Необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями.

На современном этапе весьма актуальны исследования, связанные с оздоровительными, образовательными и воспитательными воздействиями средств физической культуры и спорта, в том числе новых, нетрадиционных физкультурно-спортивных видов на различенные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся .

Выбор темы - состоит из следующих трех этапов: разработка тематики, разработка плана проведения исследований, подготовка и написание отчета.

Глубокий интерес к исследованию какого-либо вопроса зарождается, как правило, в процессе практической работы или при непосредственном участии в исследованиях в роли помощника при одновременном изучении литературы по данному вопросу. Желательно, чтобы студенты выбирали темы, связанные с опытом их работы, тренировки, деятельности (на практике). Тема научной работы не должна быть навязана исследователю. Он должен выбирать ее по собственному желанию, будучи искренне увлеченным предстоящей работой.

Для правильно избранной темы характерно не количество поставленных вопросов, а тщательность, глубина их разработки. Тема должна иметь четко определенные границы. Чрезмерно обширная тема не позволяет изучать явление во всех его связях, приведет к тому обилию материала, что всесторонне проработать его по одному человеку становится невозможно.

Тема дипломной работы должна быть по возможности краткой, точ­ной и соответствовать ее основному содержанию. Не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

Выбрать тему дипломной работы студенту может помочь просмотр каталогов защищенных кандидатских, магистерских диссертаций по проблемам спорта и физической культуры, ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных и пограничных областях науки. Существенную помощь в вы­боре темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и стать­ями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специа­листами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопро­сы физического воспитания.

При выборе темы следует учитывать и личные склонности, способности, уровень теоретических знаний. Надо заметить, что на выбор темы влияет не только индивидуальный уровень теоретической подготовки исследователя, но и уровень, достигнутый в познании данного явления обществом в целом. Более того, важны те теоретические позиции, с которых современная наука решает данную проблему: во-первых, правильно выбирать частную тему для индивидуального решения в условиях коллективного исследования проблемы в целом и, во-вторых, избрать такую по сложности тему, которую под силу будет решить человеку при имеющихся материальных возможностях. Все это разумеется, ни в коей мере не снижает роли научного руководителя, консультантов.

Определив тему и конкретные задачи, можно дать первый вариант формулировки названия работы. Сразу найти точную и краткую формулировку названия - дело далеко не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия. Поиск названия работы должен быть естественным результатом предварительного, разностороннего изучения имеющихся факторов и предположенной об интересующей проблеме.

Название - это «визитная карточка» работы. Его лаконичность, четкое отражение в нем смысла исследования - положительные признаки хорошей научной работы .

Лекция 3.Выбор научного направления сследования, проблемы и темы

Научное направление – это исследование, в процессе которого решаются крупные задачи в определенной отрасли науки. Составной частью научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы, вопросы.

Под проблемой понимают сложную научную задачу, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема состоит из ряда тем.

Комплексная проблема включает в себя несколько проблем. Полезность исследований в рамках комплексной проблемы или проблемы на первых порах можно определить только ориентировочно.

Тема – это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на отдельных научных вопросах.

Под научными вопросами понимают мелкие научные задачи, являющиеся составной частью темы.

Если проблема – крупная задача, связанная с открытием или с решением комплекса научных задач, ускоряющих технический прогресс, то при разработке темы; диссертации выдвигается конкретная цель исследования . Например, разработать новую методику, с помощью которой можно совершенствовать технологические процессы, агрегаты и машины.

С первых шагов соискатель встречается с рядом вопросов, которые требуют глубокого обоснования и доказательства. Это - выбор темы исследования, доказательство ее актуальности на сегодняшний день, определение цели исследования и разработка задач диссертации, являющихся шагами (этапами) к достижению намеченной цели. При этом соискатель должен четко представлять, что проводимая им работа своевременна, соответствует современным требованиям науки и техники, с точки зрения требований народного хозяйства имеет своих заказчиков, которые нуждаются в результатах исследований соискателя и готовы внедрить результаты исследований в производство.

Выбор темы для диссертации - серьезное и ответственное дело не только самого исполнителя, но и того коллектива, в котором он работает.

При выборе темы возможны различные варианты, когда инициатива в предварительном выборе диссертационной темы принадлежит то диссертанту, то научному руководителю.

Но, в конечном счете, конкретная формулировка ее достигается обязательно при их обоюдном согласии. При этом большую ответственность несет научный руководитель как человек, более эрудированный и знакомый с состоянием изученности рассматриваемой проблемы.

Выбор темы диссертации во многом предопределяется наличием планов работы кафедр или лабораторий института, наличием тематики.

При выборе темы важно уметь отличать реальные научные темы от мнимых научных тем .

Мнимые темы - это в первую очередь такие, которые повторяют уже решенные задачи. Если аспирант, соискатель недостаточно глубоко изучил объект исследования и по информационным источникам не обнаружил, что тема уже решена ранее, то вследствие слабой эрудиции он может выбрать мнимую тему.

По данным ВНИИГПЭ, более 50 направляемых заявок на изобретения в той или иной степени дублируют уже решенные вопросы.

К мнимым научно-исследовательским темам следует также отнести такие темы, новизна которых носит не научный, а инженерный характер. Например, дается новое инженерное решение (даже с выдачей авторского свидетельства) конструкции (масса, конструкция узла, кинематика), но не изучен теоретически объект исследования (процесс). С позиций требований к диссертации такая проблема мнимая. Мнимой проблемой в прикладных научно-исследовательских работах может быть и такая тема, решение которой не дает экономического эффекта.

Это положение не относится к теоретическим, фундаментальным исследованиям, где экономический эффект не имеет первостепенного значения. Там важно открытие новых законов природы. Экономический эффект появится в дальнейшем при использовании этих законов в прикладных исследованиях.

Например, исследования К. Э. Циолковского начали приносить экономический эффект через 40 лет при освоении космоса.

При выборе темы диссертации соискатель должен определить ее соответствие той или иной научной специальности по паспорту специальности. Инженер-механик руководствуется паспортами.

Может оказаться так, что выбранная тема находится за пределами указанных специальностей. Тогда соискатель должен принимать новое решение по выбору темы.

При постановке и утверждении темы диссертации, которая должна иметь научную новизну , особенно важно коллективное обсуждение для избегания ошибок на первой стадии работы.

По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование.

Если разрабатывается пусть даже новая задача, но на основе уже открытого закона, - это область инженерных, а не научных разработок.

3.1. Цель и задачи исследования

Нередко мы встречаемся с таким положением, когда диссертант путает понятия цели и задачи диссертации. Соискателю следует четко определить конечную цель исследования , носящую, как правило, практическое значение для производства, и указать промежуточные этапы – задачи исследования.

Характеризуя цель исследования, следует отметить, в какие этапы исследования предмета предполагается сделать свой основной научный вклад:

В постановку проблемы;

В разработку или развитие теории познания предмета исследования;

В методологию решения проблемы;

В совершенствование технических средств исследования;

В анализ существующей практики.

3.2. Предмет и объект исследования

Строгому разграничению должны подвергнуться такие понятия, как "предмет" и "объект" исследования . Соискатели зачастую становятся в тупик, пытаясь объяснить эти понятия. Между тем существует четкое разделение их. Под объектом исследования понимают технологические или динамические процессы, которые изучаются в работе. Предметом исследования в научной работе является установление закономерностей изучаемых процессов, например, взаимодействия рабочих органов машин со средой (почвой или растениями).

3.3. Актуальность исследований

Показывая актуальность научных исследований, соискатель должен отметить своевременность для народного хозяйства данных исследований соответствующей области науки и техники. Необходимо доказать целесообразность, предпочтительность или желательность исследований, которые собирается выполнить автор. Желательно иметь прогноз по экономической эффективности предполагаемых результатов исследований.

Актуальность исследований должна обосновываться ссылками на директивные документы, планы развития отраслей, планы развития науки и общеупотребительные прогнозы.

3.4. Научная новизна исследования

Новизна может быть присуща различным этапам исследования.

Например, анализируя сложившуюся систему использования и обслуживания сельскохозяйственной техники, соискатели приходят к выводу, что условия резко изменились (миграция населения из села в город, нехватка рабочих рук, сложность современных машин, и т.д.), что требует новой постановки основных задач сельскохозяйственного производства;

Развитие теории изучаемого объекта исследования;

Развитие методов и методологии решения проблемы;

Совершенствование технологии и машин, выполняющих производственные процессы;

Развитие и совершенствование технических средств и методов экспериментальных исследований, позволяющих подучить новые важные данные об объекте исследования, на основании которых могут быть изменены теория и практика рассматриваемой проблемы;

Научное обобщение всех исследований по проблеме, позволяющее по-новому оценить ее развитие, современное состояние и перспективы на будущее, в результате чего соискатель делает новые научные выводы.

Каждый соискатель, аспирант, докторант должен ясно представлять и четко сформулировать научную новизну своей диссертационной работы.

При работе над докторской диссертацией возникает необходимость в выборе и постановке научной проблемы . Понятие "научная проблема" нельзя отождествлять с понятием "вопрос", как это иногда делается. Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития и приводит к постановке новых научных проблем. Любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации.

Возникновение проблемы свидетельствует о недостаточности или даже об отсутствии необходимых знаний, методов и средств, для решения новых задач, постоянно выдвигаемых в процессе практического и теоретического освоения мира.

Правильная постановка и ясная формулировка новых научных проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение самих проблем. Чтобы правильно сформулировать проблему, необходимо не только видеть проблемную ситуацию, но и указать возможные способы и средства ее решения.

Возникновение проблемной ситуации в науке свидетельствует либо о противоречии между старыми теориями и вновь обнаруженными фактами, либо о недостаточной корректности и разработанности самой теории, либо о том и другом одновременно.

Из теории познания известно, что исходной позицией научного исследования является постановка проблемы, которая, в свою очередь, обосновывается проблемной ситуацией.

Проблемная ситуация - это возникающее в процессе развития объективного мира противоречие между знанием о потребностях общества в каких-либо практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов и способов для их овладения, чему, в свою очередь, препятствует отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать.

На основании проблемной ситуации возникает проблема, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребности человеческого общества в определенных теоретических и практических действиях и незнанием путей и средств их достижения.

Постановка проблемы - большая задача для каждого исследователя, это осуществляемый выход за пределы познанного. В сферу того, что должно быть познано.

Не всякая проблемная ситуация влечет за собой постановку научной проблемы. Если возникшее противоречие может быть разрешено уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме. Разрешение же научной проблемы должно привести к получению нового знания.

Узловым пунктом любой проблемы является центральный вопрос , который связан с предположением о возможности открытия новой закономерности (закона) или нового способа практического применения теории и прямо нацелен на их выявление. Вокруг этого вопроса группируются другие вопросы, ответы на которые обеспечивают исследователя данными, необходимыми для поиска ответа на центральный вопрос проблемы. Формирование основного вопроса по сути дела и означает постановку проблемы.

В качестве примера проблемной ситуации в сельском хозяйстве можно привести следующее. Недостаток механизаторских кадров на селе особо остро поставил вопрос о повышении производительности машинно-тракторных агрегатов и сокращении сроков полевых работ.

Решение этого вопроса предложено осуществить за счет повышения мощности единичных агрегатов путем внедрения тяжелых тракторов Т-150К, К-701, К-710 или комбайнов "Дон-1500" и других тяжелых машин. Повышение мощности ведет к увеличению массы тракторов и комбайнов, а это, в свою очередь, вызывает значительное уплотнение почвы ходовым аппаратом. Кроме того, стремление полнее использовать мощность двигателя вызывает повышение скоростей МТА, а это ведет к дополнительному распылению почвы, ее уплотнению и снижению плодородия. По этим причинам в США ежегодно недобирают урожай, оцениваемый в 1,18 млрд. долларов.

Проблемная ситуация, описанная выше, может быть сформулирована так. Стремление увеличить производительность МТА требует повышения мощности двигателей мобильных машин и их массы, что приводит к уплотнению и распылению почвы и снижению ее плодородия.

Решение этой важной научной и хозяйственной проблемной ситуации связано с проблемой эффективного использования мощных мобильных энергетических средств (ММЭС), не уплотняющих почву ходовым аппаратом. К таким ММЭС следует отнести: мостовые агрегаты с программным автоматизированным управлением; агрегаты канатной тяги; средства для уборки зерновых культур с обмолотом на стационаре и др. Решение, возникшей проблемной ситуации, возможно также путем развития и внедрения технологии с минимальной обработкой почвы, когда агрегаты выходят на поле только для посева и уборки.

Чтобы сформулировать проблему, надо не только оценить ее значение в развитии науки, но и располагать методами и техническими средствами для ее решения. Это означает, что не всякая проблема может быть поставлена перед наукой. Любой ученый, приступая к исследованию, должен считаться с объективными факторами, определяющими успех дела. К их числу относится степень зрелости или развитости предмета исследования. Познание ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления.

Выбор и постановка научных проблем во многом зависят от уровня знаний в конкретной отрасли науки. Это такой же объективный фактор, как и степень зрелости исследуемого объекта, и ученый вынужден с ним считаться.

Очень часто, рассматривая докторскую диссертацию, решающую крупную научную проблему, применяют оценку ее значимости по критерию – находится ли она на переднем крае науки. Можно ли говорить, что докторант разрабатывает новое перспективное направление в соответствующей отрасли науки или им осуществлено теоретическое обобщение и дано решение крупной научной проблемы, имеющей важное хозяйственное, политическое или социально-культурное значение? При положительном ответе на поставленные вопросы высшая аттестационная комиссия считает, что соискатель заслуживает присвоения ученой степени доктора наук.

3.5. Состояние вопроса исследования

Приступая к выполнению научно - исследовательской работы, соискатель должен четко определить исходные позиции исследования. Кратко, но достаточно глубоко показать исходный уровень изученности данного предмета исследования. Следует описать достигнутый к моменту начала исследований автора теоретический и экспериментальный уровень знаний предмета исследования и дать оценку этих результатов. Указать наиболее существенные недостатки в работах предшествующих авторов, если данное исследование предполагает другой способ достижения цели, или наметить пути продолжения проведенных ранее исследований, если при этом открываются новые положительные качества или перспективы использования предмета исследования.

В заключение первой главы отчета по НИР следует указать, какие перспективы открываются в результате исследования, сформулировать научную проблему и основные идеи, лежащие в основе ее решения, если это возможно - сформулировать рабочую гипотезу и основные задачи исследования. Среди научных задач могут быть такие как:

Разработка или уточнение общей или частной методик и средств проведения исследования;

Изучение физико-механических свойств материалов или среды;

Установление стабильных связей изучаемого процесса;

Составление иди разработка математической модели, целевой экономической функции;

Установление оптимальных параметров и оптимальных режимов изучаемого процесса;

Способы внедрения результатов исследований, оценка экономического эффекта и др.

3.6. Теоретические исследования

Решение выдвинутых задач следует начинать с выбора общей и частных методик исследования. На этой стадии работы во многом может помочь научное предвидение , состоящее из глубокого знания изучаемого предмета исследования, известных закономерностей и теорий. Чем больше здравого смысла и учета прошлого опыта, тем значительней результаты предвидения.

Научное предвидение нельзя относить к области голых абстракций, это сплав новых точных данных, полученных в результате экспериментов и наблюдений на границе познанного и познаваемого, строгого логического заключения, теоретического объяснения факторов и мастерства исследователя.

Предвидение новых научных факторов основано на точном знании объективных законов действительности и смелом, уверенном научном поиске.

Здесь уместно напомнить высказывание академика Л. Д. Ландау о том, что наше сознание оставило далеко позади возможности фантазии, ум физика сегодня работает там, где воображение человека уже бессильно.

Соискатель, используя уровень накопленных данных, должен принять решение: какие известные ему общие методы и частные методики могут быть использованы в его работе. Здесь в первую очередь потребуются знания форм и методов научного познания.

На предварительной стадии обоснования научной гипотезы необходимо предъявить ряд требований к гипотезе , чтобы отклонить неприемлемую, маловероятную гипотезу. Такими требованиями являются:

    эмпирическая оценка гипотезы,

    теоретические обоснования гипотезы;

    логическое обоснование гипотезы;

    наличие в гипотезе информативности (способность объяснять явления);

    предсказательная сила гипотезы;

    наличие принципа простоты построения.

Степень вероятности гипотезы существенным образом зависит от тех посылок, которые служат для ее подтверждения. С изменением посылок, получением новой информации меняется и вероятность гипотезы.

Трудоемкость выполнения научно-исследовательской работы на разных этапах неодинакова. Теоретическая часть требует больших умственных затрат. Это наиболее сложный творческий этап. От его результатов зависит успех всей диссертации.

При работе над диссертацией особенно важно логически определить, какой математический аппарат будет использоваться при исследовании (теория вероятностей, транспортная задача, распределительная задача, корреляционный анализ, статистическая динамика и др.).

Определившись в методологическом плане, следует заняться подробным изучением математического аппарата. Если этого не сделать, время работы над теоретическим разделом проблемы увеличится. А без теоретического осмысления исследования не рекомендуется приступать к экспериментам.

С продолжительностью исследований тесно связана проблема старения информации.

Ценность информации, полученной в результате выполнения опытно-конструкторских работ, прикладных и фундаментальных исследований, уменьшается со временем, информация "стареет".

Сроки старения научной информации: листки технической информации - I год, экспресс-информация - 4, прикладные журнальные статьи - 6 лет, кандидатские диссертации - от 8 до 10, теоретические журнальные статьи - 10, монографии – от 10 до 12, изобретения, докторские диссертации – от 14 до 18 лет.

В связи с обесцениванием информации во времени, в том числе и полученной при выполнении диссертационных работ, с особой остротой встает вопрос о сроках работы над кандидатскими и докторскими диссертациями.

Если кандидатская диссертационная работа в области прикладных наук затянулась на 8 - 10 лет, то к моменту окончания она может быть полностью обесценена.

Если, над докторской диссертацией, соискатель трудился 14 - 18 лет, то можно с уверенностью сказать, что к моменту защиты основные положения работы широко известны и, более того, уже модернизированы и развиты другими исследователями.

Защита таких "устаревших" диссертаций становится трудной и малоэффективной. Вот почему Министерство образования РФ, ВАК требуют от аспирантов выполнять диссертационные работы за 3 года.

Требования к докторским диссертациям таковы, что они должны представлять собой крупный вклад в отрасль или раскрывать новое научное направление.

Необходимыми условиями для работы над диссертацией являются:

Готовность аспиранта-соискателя к проведению самостоятельной научно-исследовательской работы (знание научных методов исследования, современной аппаратуры, теории вероятности, умение составить алгоритмы решения научных задач и работы на ПЭВМ);

Умение работать с литературой и знание всех современных источников информации.

С целью ускорения поиска информации издаются реферативные журналы (тематические), периодические тематические обзорные выпуски и экспресс-информация. Интернет технологии.

В зависимости от темы НИР количество источников информации может достигать в диссертации 100 - 400 и более наименований. Однако, основное внимание в обзоре литературы должно быть уделено анализу изданий за последние 10-15 лет.

1.Выбор научного исследования

2. Проблемы и темы

3. Реальные и мнимые темы

4. Цель и задачи исследования

5. Предмет и объект исследования

6. Актуальность исследования

7. Научная новизна

8. Проблемная ситуация

9. Состояние вопроса

10.Теоретические исследования.

Тесты

1.Научное направление это:

а) исследование крупной задачи;

б) исследование темы;

в) исследование вопроса.

2.Проблема это:

а) региональная задача

б) сложная научная задача;

в) экспериментальная задача.

3.Тема это:

а) научная задача;

б) отдельный научный вопрос

в) отдельный эксперимент.

4. Цель исследования:

а) конечный результат;

б) промежуточный результат;

в) начальный результат.

а) повторение уже решенной задачи;

б) решение новой задачи;

в) проведение эксперимента.

6. Задачи исследования:

а) Начальный этап исследования;

б) конечный этап исследования;

в) промежуточные этапы исследования.

7.Объект исследования это:

а) изучение закономерностей;

б) изучение технологических или динамических процессов.

8.Под предметом исследования понимается:

а) изучение технологических процессов;

б) установление закономерностей;

в) изучение динамических процессов.

9. Актуальность исследований обосновывается ссылками на:

а) директивные документы;

б) акты обследования.

10. Новизна научного исследования может быть присуща:

а) одному из этапов исследования;

б) всем этапам исследования;

в) двум этапам исследования

Поэтапная логика научного исследования

1-й этап - выбор темы, обоснование актуальности проблемы;

3-й этап - определение объекта и предмета исследования;

2-й этап - постановка цели, гипотез и конкретных задач исследования;

4-й этап - выбор методов (методики) проведения исследования;

5-й этап - описание процесса и содержания исследования;

6-й этап - обсуждение результатов исследования;

7-й этап - формулировка выводов с оценкой полученных результатов.

Выбор темы. Выбор темы научной работы – важная задача. От него зависит успех работы в целом. Критериями правильности выбора темы являются:

Актуальность темы;

Изученность темы;

Уровень теоретической и практической подготовки исследователя;

Наличие условий и средств для организации исследования;

Не слишком широкий охват вопросов, входящих в тематику исследования;

Практическая выполнимость темы.

При выборе темы работы необходимо ознакомиться с основной литературой по изучаемой проблеме, определить степень изученности того или иного вопроса.

Специальность «13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет основные направления теоретических, фундаментальных и прикладных исследований таких компонентов системы физической культуры, как физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладная, оздоровительная и адаптивная физическая культура.

Области исследований:

1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.

2. Теория и методика физического воспитания.

3. Теория и методика спорта.

4. Теория и методика профессионально-прикладной физической подготовки.

5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.

6. Теория и методика адаптивной физической культуры.

7. Психология физической культуры.

Для спортивной школы наибольшую значимость представляют следующие направления исследований: методика воспитания физических качеств в возрастном аспекте; система построения многолетней подготовки юных спортсменов; нормирование и структура тренировочных воздействий; система отбора юных спортсменов; методика комплексного контроля подготовленности учащихся спортивных школ и ряд других.

Также представляет интерес проблема управления спортивной школой в современных условиях, различные аспекты деятельности руководителей и организаторов методической работы в спортивной школе.

Научное исследование это управляемый процесс, направленный на получение новых знаний. Управление процессом научного исследования осуществляется как принятие и исполнение решений.



Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов. Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются последовательно. Очередность их отражена в схеме построения исследования (Приложение 1).

Каждая работа начинается с формулировки названия, которое должно четко отражать цель, содержание исследования и быть лаконичным.

Планирование исследования. Началу исследования предшествует его тщательное планирование. Организация научного исследования начинается с составления плана, в плане указываются сроки начала и окончания этапов разработки темы с перечислением выполняемых заданий.

Обычно намечаются следующие этапы:

- сбор и изучение литературных источников (выявление литературных источников по библиографическим указателям; составление картотеки литературы; чтение источников);

- определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования является учебно-тренировочный, воспитательный, учебный, организационный процесс то есть то, что исследуется. Предметом исследования является прогнозирование, развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса, то есть то, что в этом объекте получает научное объяснение, качество учебно-тренировочного процесса. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Пример: объект исследования – предыгровая подготовка хоккеистов-юниоров предмет исследования – методика регуляции психических состояний спортсменов в хоккейной команде, тема исследования – формирование состояния готовности к игре хоккеистов-юниоров.

- формулировка цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

- Цель исследования – конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Цель формулируется кратко, точно, выражая тот результат, к которому стремится исследователь. Пример:цель исследования – формирование состояния готовности хоккеистов-юниоров в процессе предыгровой подготовки. Определив цель, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. Задачи исследования – круг проблем, которые необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Пример: задачи исследования: 1) выявить характерные особенности психических состояний хоккеистов перед соревновательной игрой; 2) разработать методические подходы к психологической подготовке хоккеистов-юниоров в процессе предыгровой подготовки; 3) экспериментально обосновать эффективность средств регуляции предыгровых состояний хоккеистов-юниоров. Гипотеза исследования – это предварительное предположение о возможных результатах исследования. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявленные факты. Пример: научная гипотеза – психологическая подготовка хоккеистов-юниоров должна основываться не только на знаниях озакономерностях специфической игровой деятельности, но и на знании особенностей «психической конституции» юных спортсменов, а такжк особенностей структуры и динамики психического и психофизиологического состояния в процессе подготовки к игре. В ходе исследований гипотеза может быть подтверждена, подвергнута коррекции или отвергнута как не оправдавшая себя.

- этап исследований включает в себя выбор методов исследований, овладение методикой исследований, постановка предварительного и основного экспериментов, обработка экспериментальных данных, обобщение результатов исследований.

- этап завершения и оформления исследования – описание результатов исследования, формулирование выводов и практических рекомендаций, оформление результатов исследования (в виде методической разработки, статьи, диссертации, учебного пособия и т.д.). Внедрение результатов исследования в практику (в форме методических рекомендаций).

Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов4.1 Формулирование темы научного исследования Подготовительным этапом научно-исследовательской работы является выбор темы научного исследования. Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Например, научные исследования, выполняемые экономистами, охватываются общим направлением «экономика» (экономические науки). Внутри его можно выделить конкретные направления, основой которых являются специальные экономические науки: экономическая теория, экономический анализ, налогообложение, мировая экономика, экономика организаций. Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и вопросы. Комплексная проблема включает в себя несколько проблем. Научная проблема – это совокупность сложных теоретических или практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной. Проблема состоит из ряда тем. Тема - это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический эффект. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными . Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа фактов. Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании - разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д. Выбору тем предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками данной и смежной специальности. Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов . Первый этап - формулирование проблем . На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос - проблему - и определяют в общих чертах ожидаемый результат. Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы . Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования. На третьем этапе устанавливают актуальность проблемы , т. е. ценность ее на данном этапе для науки и техники. Для этого по каждой теме выставляют несколько возражений и на основе анализа, методом исследовательского приближения, исключают возражения в пользу реальности данной темы. После такой "чистки" окончательно составляют структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы, вопросы. При выборе важно уметь отличать псевдопроблемы от научных проблем. Псевдопроблемы (ложные, мнимые), какую бы не имели внешнюю форму, в основе своей имеют антинаучный характер. После обоснования проблемы и установления ее структуры научный работник (или коллектив), как правило, самостоятельно приступает к выбору темы научного исследования. По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование. К теме предъявляют ряд требований. Тема должна быть актуальной , т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время. Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет.Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит большой экономический эффект. Тема должна решать новую научную задачу . Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублирование исключается. Дублирование возможно только в том случае, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших государственных проблем в кратчайшие сроки. Таким образом, оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований. Тема должна быть экономически эффективной и должна иметь значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований. На стадии выбора темы исследования ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы). При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости. Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных ипроизводственных отношений и др