А куприн суламифь краткое содержание. Анализ произведения «Суламифь» (А.И. Куприн)

Главные герои повести — царь Персии Соломон и его возлюбленная Суламифь. Повесть состоит из двенадцати частей.
Первая часть обрисовывает перед читателем Персию во времена правления Соломона, рассказывает о Соломоне и его деяниях. Царю было около сорока пяти лет, когда слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни разнеслась далеко за пределами его страны. Царь был очень богат и щедр, настолько, что серебро в его дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, Соломон ничего не жалел — щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками.
Вторая часть повести рассказывает читателю о том, каких женщин любил Великий царь. У него было семьсот жен и триста наложниц, а кроме этого — бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Среди них были и белолицые, и черноглазые, и высокие, и коренастые, и округлые, и стройные — всех очаровывал царь своею любовью, потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Кроме того, разделял царь свое ложе с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку из виноградника.
Но за что же любили царя сами женщины? Говорили, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцелял царь головные боли, судороги и черную печаль. Бог сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков — плохих и хороших, отчего приходило к нему великое множество людей, прося суда, совета, помощи, разрешения спора. Таков был царь Соломон, и так живописали его историки тех дней.
На южном склоне горы Ваал-Гамон был у царя виноградник, куда любил царь уединяться в часы великих размышлений. Так было и в этот раз: царь приказал на заре отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидел в одиночестве на простой деревянной скамье и, размышляя о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислушался: где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним оказалась девушка в легком платье, но она не видела царя, занятая работой. Голос ее все больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается ее пением. Неожиданно царь выходит к ней и произносит: Девушка, покажи мне лицо твое! Девушка смотрит на царя, и начавшийся сильный ветер вдруг треплет на ней платье и плотно облепляет его вокруг тела. В это мгновение царь видит ее всю как нагую под одеждой, все ее прекрасное и стройное тело, все ее округлости и впадины, холмы и долины. Девушка подходит к царю и видит, как и он прекрасен, она с восторгом смотрит на него, и добавляет, что не заметила его. Царь говорит девушке, что она прекрасна, прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнает, что ее имя — Суламифь, и она помогает своим братьям охранять эти царские виноградники. Когда царь берет ее за руку, по телу ее пробегает дрожь восторга, а когда он запечатляет на губах сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть ее возлюбленным, только ему она подарит свое девство. Соломон говорит ей, что он царский повар и договаривается о свидании на следующую ночь у стен дома девушки. В этот день Соломон был особенно светел и радостен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда. В шестой части повести автор живописует перед читателем томления Суламифы, ждущей ночью своего возлюбленного. Вечером продала она ювелиру свое единственное украшение — праздничные серьги из серебра ювелиру, и купила у продавца благовоний на вырученные деньги мирру. Суламифь, эта прекрасная тринадцатилетняя девушка, хотела, чтобы тело ее пахло сладостью мирры, когда будет его касаться ее возлюбленный. Долго она лежала на своем ложе в ожидании, пока не услышала шаги. Когда Суламифь выглянула, возле дома никого не оказалось. В страхе и надежде побежала девушка к виноградникам, в которых встретила утром того, кого же успела полюбить всем сердцем. Когда она добежала до виноградников, счастью ее не было предела: царь ждал ее и протягивал к ней свои руки. Губы их сливаются в поцелуе, а через некоторое время царь спрашивает, не жалеет ли она? Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла. В эту ночь Соломон признается девушке, что он царь. Утром Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, прекрасное тело ее одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом. Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценностями с ног до головы. В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной — священного фаллоса. Жрецы стегают себя плетками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обесформленный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время черное дело. С тех пор, как царь охладел к ней, в ее сердце поселилась черная ненависть, а теперь, когда она узнала о том, что прекраснейший Соломон проводит дни и ночи с некой Суламифью, она задумала зло. Астис подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Она знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему стать царем над ней, если он умертвит Суламифь. Без слов Элиав выходит из храма. Он идет к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом ее смерть. Неожиданно раздается шорох, и вскочившая с ложа Суламифь, вдруг оказывается пронзенной мечом. Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить в Египет и царицу Астис, чтобы более не видеть ее в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Суламифи, и о том, какие мысли посещают его, никто не знает…

"Суламифь". Хорошее краткое содержание поможет охватить сюжет за считанные минуты. Иногда из-за нехватки времени нет другого способа ознакомиться с произведением.

Библейское основание для повести

Куприн решил по-своему перепеть величественную Песнь Песней.

Но эта библейская книга послужила всего лишь отправной точкой для его художественных изысков, потому что он придумал свое развитие сюжетных линий, добавил некоторых действующих персонажей (царицу Астис), убрал присутствующего в библейском повествовании пастушка, которого на самом деле любила Суламифь, и отношения с которым она поставила выше ухаживаний царя и возможности стать одной из его наложниц. Куприн объединил образ Соломона и его соперника из Песни Песней в единое целое и направил все романтическое влечение девушки только лишь на царя. Но нельзя в данном случае автору засчитывать это как огрех, поскольку "Суламифь", краткое содержание которой приводится ниже, — это художественное произведение, не претендующее на историческую точность или детальный пересказ величайшей Песни Песней. Поэтому надо обязательно разграничивать библейских героев и персонажей повести.

Александр Куприн: "Суламифь"(краткое содержание и структура сюжета)

Первая, вторая и третья главы написаны для того, чтобы представить читателю исторический и социальный фон происходящего, то есть в них описывается богатство, власть и мудрость Соломона. Завязка сюжета — в IV главе, где царь встречает Суламифь. Краткое содержание в двух словах V главы такое: царь, находясь под влиянием влюбленности, делает много могущественных и добрых дел. Главы с VI по IX — это развитие сюжета. Тут Соломон проводит ночь с возлюбленной, вводит ее во дворец и дарит щедрые подарки. В X и XI главах описывается мистерия с участием царицы Астис, после которой она приказывает Елиаву, царскому охраннику, убить свою соперницу, что он и делает в XII главе. Это и является развязкой сюжета повести "Суламифь". Краткое содержание по главам приводится ниже.

Глава I

Царь Соломон достиг пика своей славы.

По могуществу и богатству ему нет равных. Слава о нем достигла краев земли. Конечно же, краткое содержание произведения "Суламифь" А. Куприна не дает полного впечатления о благосостоянии Соломона, но можно упомянуть, что людям настолько хорошо живется под его правлением, что серебро ценится не выше обычного камня, а золота у царя просто несметное количество: из него даже делают щиты для охранников.

Хорошо развита торговля: в Палестину приезжают купцы из разных стран, а морская флотилия Соломона бороздит просторы Средиземного и Черного морей.

Естественно, что и дворец царя поражает своим великолепием. Не менее величественные и хоромы жены царя, египетской принцессы Астис.

Главы II—III

Соломон купается в женском внимании. У него 700 жен, помимо Астис, 300 наложниц и бесчисленное количество рабынь. Даже мудрейшая среди женщин, не устояла перед его чарами. Он может взять в жены любую девушку, которую пожелает.

Сам Соломон находится в расцвете сил. Хотя ему 45 лет, но он необычайно красив и свеж. У него черные кудрявые волосы, белоснежная кожа и алые губы. Также царь обладает сверхчеловеческими способностями: одним лишь своим прикосновением он исцеляет болезни, понимает язык зверей и птиц. Поэтому все обращаются к нему за мудрым советом. Ко всему прочему он сочинил много притч, которые стали известны всем жителям Востока.

Главы IV—V

Однажды Соломон отправляется к своему винограднику, который находится недалеко от Иерусалима, на горе Ваал-Гамон. Это его любимое место для уединения. Там он размышляет о великих вещах. Как обычно, он просит слуг оставить его одного и садится на скамью.

Вдруг его мысли прерывает мелодичное пение. Он поднимает голову и видит прекрасную юную девушку, работающую на винограднике. Царь поражен ее юной красотой: она стройна, у нее темно-рыжые длинные волосы, смуглая кожа. Он знакомится с ней и узнает, что ее звать Суламифь, она помогает своим братьям ухаживать за царскими виноградниками.

Соломон сразу же пленился молодой смуглянкой, она тоже ответила ему взаимностью. Там, на скамье, Суламифь подарила ему свой первый поцелуй. Соломон скрыл то, кто он есть на самом деле, сказав, что он повар царя, и назначил девушке свидание на следующий день.

Окрыленный новыми чувствами, царь вершит много добрых дел, выносит справедливые судебные решения и с нетерпением ждет день грядущий.

Глава VI

Суламифь продает свои серьги и покупает ароматическое масло, чтобы натереть свое тело. Целую ночь она ждет Соломона. Он приходит и стучит в ее дверь, но когда она осмелилась открыть, то там уже никого нет. Девушка бежит по ночному городу в поисках возлюбленного, а находит его на месте их первой встречи, у виноградников. Там она разделяет ложе с Соломоном, после чего он открывает ей, кем является на самом деле.

Главы VII—IX

Суламифь привозят в царский дворец, одевают в тонкие одежды, натирают ее тело лучшими маслами, заплетают жемчуг в волосы.

Семь дней наслаждаются друг другом Соломон и Суламифь. Краткое содержание не может передать всю глубину их бесед и взаимные нежности. Соломон щедро дарит ей свою любовь, она отвечает ему тем же. Лицо царя в эти дни светится от счастья, он дарит своей возлюбленной щедрые подарки.

Главы X—XI

В это время царица Астис отдается оргиям, где проводятся кровавые жертвоприношения Ее гложет ревность к своей сопернице, и она задумывает убить и ее, и царя. Дело в том, что Соломон охладел к Астис и давно не разделял с ней ложе. Поэтому она подговаривает Елиава, который влюблен в нее, отомстить обоим возлюбленным.

Глава XII

В седьмую ночь Суламифь тревожится и говорит, что чувствует свою близкую смерть, и, к сожалению, не ошибается. Елиав убивает ее мечем, а сам убегает. Соломон казнит убийцу, а царицу Астис высылает из страны, чтобы больше ее не видеть. Царь скорбит о Суламифь, потому что она оказалась первой и единственной любовью его жизни.

Характеристика главных героев

Соломон предстает мудрым, уравновешенным, проницательным человеком. В своих решениях он справедлив, всегда открыт и не скрывает своих чувств. Кроме того, он весьма привлекательный мужчина, способный покорить сердце любой женщины не только внешней красотой, но и своей остротой ума. С другой стороны, обладая холодным разумом, он склонен увлекаться, поддаваться порыву сердца. Автор симпатизирует главному герою, потому что создает его образ без единого изъяна.

Астис — явно негативный персонаж. Хотя она красива, но в ней нет и капли чистоты и искренности. Она мстительная, жестокая. У Астис нет каких-то нравственных норм, потому что она участвует в диких оргиях, приносящих увечье людям. Она ненасытна в своей похоти и готова пойти на все, чтобы добиться своего. К примеру, она обещает себя Елиаву, если тот совершит убийство, зная, что царь не оставит того в живых.

Суламифь пленила царя не только своей красотой, хотя именно на этом автор постоянно ставит большой акцент, описывая ее внешность. Она — еще дитя, потому что ей только тринадцать, но она совершает взрослый поступок, когда осмеливается продать серьги — свое единственное богатство. Суламифь готова на многое ради любимого, она всецело и безоговорочно отдается своим чувствам. Но семь дней, проведенных вместе с царем, наделили наивную девушку глубокой проницательностью, потому что она сумела почувствовать приближающуюся опасность. Ее образ единственный, который слегка трансформируется к кульминации сюжета.

Повесть "Суламифь", краткое содержание которой изложено выше,— это ода вечной любви, неподвластной времени.

Царю Соломону всего сорок пять лет, а слава о нём, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни уже разнеслась далеко за пределы Палестины. Соломон очень богат и щедр настолько, что серебро в дни его правления ценится не дороже простого камня. Для тех, кто окружает царя и бережёт его покой, Соломон ничего не жалеет - щиты пятисот его телохранителей покрыты золотыми пластинками.

Соломон строит неслыханно роскошные храмы, богатству которых завидуют соседние цари. Столь же роскошен и дом жены царя, красавицы Астис, дочери египетского фараона. Корабли царя бороздят Средиземное и Чёрное моря, и с каждым днём растут богатства его.

II–III

У Соломона семьсот жён, триста наложниц и бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Всех очаровывает царь своею любовью, потому что «Бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не бывает у людей обыкновенных». Разделяет Соломон своё ложе и с Балкис-Македа, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любит царь Суламифь, бедную девушку из виноградника.

Соломон очень красив. У царя мраморная кожа, губы точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцеляет царь головные боли, судороги и чёрную печаль.

Бог наделил царя Соломона способностью понимать языки зверей и птиц, понимать причину людских поступков - плохих и хороших, отчего великое множество людей приходит к нему за судом, советом, помощью, разрешением спора. Множество притчей и песен сочинил Соломон, «и была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян».

IV–V

На южном склоне горы Ваал-Гамон есть у царя виноградник, куда любит царь уединяться в часы великих размышлений. Раз на заре, после роскошного пира, царь приказывает отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидит в одиночестве на простой деревянной скамье и размышляет о том, что подвластно только его уму. Вдруг царь слышит милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним показывается девушка в лёгком платье. Она работает и не видит царя. Голос её всё больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается её пением.

Неожиданно царь выходит к ней и просит открыть лицо. Тут поднимается ветер, плотно облепляет платье вокруг тела девушки, и царь видит её всю как нагую под одеждой, всё её прекрасное и стройное тело, все её округлости и впадины, холмы и долины.

Девушка подходит к царю и видит, как он прекрасен. Царь говорит девушке, что она прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнаёт, что её имя - Суламифь, и она помогает своим братьям охранять царские виноградники.

Когда царь берёт её за руку, по телу её пробегает дрожь восторга, а когда он дарит ей сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть первым её возлюбленным. Соломон говорит ей, что он главный повар царя, и договаривается о свидании следующей ночью у стен дома девушки. В этот день Соломон особенно светел и радостен, и особенно много добра он делает, сидя на троне в зале суда.

VI

Вечером Суламифь идёт в город, продаёт ювелиру своё единственное украшение - праздничные серьги из серебра, и на вырученные деньги покупает у продавца благовоний мирру (ароматическую смолу). Тринадцатилетняя Суламифь хочет, чтобы тело её пахло сладостью мирры, когда будет его касаться её возлюбленный.

Долго она лежит на своём ложе в ожидании возлюбленного.

Наконец она слышит шаги и голос Соломона, но пугается и не решается открыть ему. Когда Суламифь открывает дверь, возле дома никого не оказывается. Девушка безрезультатно ищет Соломона в спящем городе, а потом бежит к виноградникам, в которых встретила того, кого уже успела полюбить всем сердцем, и застаёт там Соломона. Губы их сливаются в поцелуе.

Проходит некоторое время. Царь нежно извиняется перед девушкой, спрашивает, не жалеет ли она. Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: «Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла». Соломон признаётся девушке, что он царь.

VII-IX

Суламифь привозят во дворец, купают в бассейне с благовонной водой, одевают в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом. Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг друга. Семь дней лицо царя освещает радость и осыпает он Суламифь драгоценными камнями с ног до головы.

X-XI

В это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие. Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной - священного фаллоса.

Жрецы стегают себя плётками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе. Один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини бесформенный кусок мяса. Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время чёрное дело.

С тех пор, как царь Соломон охладел к ней, утомлённый необузданной чувственностью царицы, в её сердце поселилась чёрная ненависть.

Астис узнаёт, что Соломон проводит дни и ночи с Суламифью, и замышляет зло. Она подзывает к себе Элиава, начальника царской стражи. Царица знает, что он давно пылает к ней страстью и обещает ему себя, если он умертвит Суламифь.

XII

Элиав идёт к дворцу Соломона и прячется у дверей царской спальни. В эту, седьмую ночь, Суламифь не может наслаждаться от всего сердца любовью Соломона. Душу девушки гложет печаль, она говорит царю, что где-то рядом её смерть.

Неожиданно раздаётся шорох, и вскочившую с ложа Суламифь пронзает меч убийцы.

Элиав убегает, но Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить царица Астис в Египет, чтобы более не видеть её в Персии. Сам царь до глубоких вечерних теней «остаётся один на один со своими мыслями, и никто не осмелился войти в громадную, пустую залу судилища».

Над повестью «Суламифь» А. И. Куприн работал с осени 1907 года и опубликовал ее в 1908 году с посвящением И. А. Бунину. Начиная с этого года, А. И. Куприн создает три новеллы о любви, первой из которых стала «Суламифь». Экзотически, с ароматом древности и пряностей преподносит Куприн «Суламифь», краткое содержание которой вы можете узнать из статьи.

Глава первая - богат и великолепен Соломон

Далеко за границы Палестины, где мудро и миролюбиво правил Соломон, разлетелась о нем слава. Во всех больших и малых странах удивленно говорили о нем, потому что подобных ему не было ни по красоте, ни по мудрости, ни по богатствам. И царь построил за семь лет великий храм господень и за тринадцать - дворец в Иерусалиме. На их постройке работало бесчисленное множество носильщиков, дровосеков, плотников, мастеров литья и чеканки и рабочих. Может быть, только не меньше людей работало у фараонов при постройке пирамид. Самые ценные породы деревьев, самые тонкие ткани - и льняные, и шелковые, и шерстяные, все изукрашенные золотом, мрамор, драгоценные камни, пурпур и прочие бесчисленные драгоценности пошли на постройку храма и дворца Соломона и дворца для его любимой жены Астис.

А вокруг дворца царь повелел разбить сады и рощи и насадить виноградник. Торговлей прирастали богатства Соломона, и его страны, и его подданных. Его корабли ходили и по Средиземному, и по Черному морю. Из всех стран стекались в Иерусалим купцы и везли неслыханные и невиданные сокровища. Так описывает строительство Куприн («Суламифь»). Краткое содержание не дает полного впечатления о размахе стройки.

Глава вторая - жизнь, полная довольства

Ни от какого веселья царь не отказывался, и все, что он хотел, исполнялось сразу. Был у него огромный гарем, а кроме того, еще и наложницы, привезенные изо всех подлунных стран, умевшие ублажить царя и музыкой, и танцами, и пением, и беседой и прочими искусствами. Неописуемо красив был Соломон с его светлой кожей и черными агатовыми глазами и с длинными густыми ресницами, их обрамлявшими, и алыми устами.

А руки его были прекрасны - и белы, и сильны. Но когда он налагал их на голову больного, тот исцелялся. Носил царь, не снимая, древний перстень с надписью на иврите. Слушались царя и ползали вокруг него дикие звери. Он спокойно поглаживал львов и тигров, пантер и леопардов. О наслаждении каждым моментом бытия говорит Куприн («Суламифь»). Краткое содержание второй главы - описание удовольствий.

Глава третья - мудрость великая

Бог наградил Соломона великой мудростью, но он стал ею тяготиться. Царь изучил знания магов и прорицателей и понял, что это не божественные знания. Узнал он и языческие обряды, но кроме диких пьянств и разгула ничего в них не нашел. Но ничьей веры у себя Соломон не запрещал - пусть каждый, как умеет, восхваляет своих богов. И понял царь, что мудрость и знания не дают человеку покоя и счастья. И докучливо ему стало. А умрут все одинаково, что человек, что бессловесное животное. О бренности всего, что познал Соломон, повествует Куприн («Суламифь»). Краткое содержание его исканий это подтверждает.

Глава четвертая - встреча в саду

После длительного пира с хитрыми послами Соломон не мог заснуть и прибыл в чудный, полный ароматов хвои и резеды сад. Он сидел в простом плаще, глубоко задумавшись о том, как сохранить мир между державами. И слышит царь чистое и нежное женское пение, которое льется из уст рыжеволосой девушки в простеньком голубеньком платье. И просит царь, чтобы она показала ему лицо и продолжала свою песню. Она оборачивается, ее овевает ветер, и видит ее царь, в расцвете юных лет с алыми цветами в тяжелых волосах. И вся она сияет в рассветных лучах солнца. «Да ты самая прекрасная из тех, кого я знал», - уверяет ее царь, на которого она смотрит с восхищением. Он узнает, что ее зовут Суламифь, и она провинилась перед братьями. Царь, привлекая девушку к себе, расспрашивает о ее семье и просит рассказать, где она живет. Он обещает ей, что навестит ее ночью, и говорит, что его зовут Соломон. Это начало взаимного чувства - так его показывает краткое содержание. Суламифи Куприна придется с радостью и нетерпением ждать своего царя.

Глава пятая - праведный суд

В этот день Соломон творил суд. Его окружали и придворные в богатых одеждах, и охраняли воины в золотых латах. Мудро он разобрался в тяжбе о похищенном драгоценном камне и на виновных наложил наказание. Он понял, как правильно разделить наследство, которое оставил отец трем братьям, и отпустил их с миром. И второе дело о наследстве царь решил справедливо. Соломон разрешил дело о краже денег у трех торговцев. Он определил вора, а жулик после и сам признался в краже. Он разбирал дела и всех хотел видеть в этот день счастливыми. И только одному человеку он отказал - жрецу-провидцу.

Чем это обернется, каждый узнает, когда прочтет краткое содержание «Суламифи» Куприна.

Глава шестая - ожидание и первая встреча

Суламифь готовилась к встрече с Соломоном, которого она приняла не за человека, но за языческого бога - так прекрасен он был. Девушка продала свои серьги и купила благовонных масел и умастила свое тело. Но когда Соломон пришел к ее окну, у нее не нашлось сил и храбрости пустить его. Суламифь слышала, как уходил возлюбленный, и бросилась его искать. Она искала его чуть ли не до самого рассвета и нашла в благоухающем винограднике. Их взаимному счастью от встречи не было конца. Стенами для них стали кедры и кипарисы, ложем - травы, шатром и знаменем - любовь. Так воспевает внезапное чувство Куприн («Суламифь»). Краткое содержание по главам не передает мастерской красоты его описания.

Глава седьмая - во дворце Соломона

Не скрыл Соломон от Суламифи, что он царь, и привел ее в свой дворец. Там в роскошном мраморном бассейне ее омыли рабыни в ароматных водах. Потом ее одели в такие наряды, в которых ее красота засияла еще ярче. Царь желал сделать ее царицей, а Суламифь хотела быть его рабыней.

И украсил ее царь драгоценными серьгами и повел к друзьям на пир.

Глава восьмая - краткое счастье

Всего неделю наслаждались возлюбленные. Царь одаривал Суламифь драгоценностями, рассказывал ей о свойствах камней, никогда прежде ею не видимых. Но ни одно ожерелье не делало Суламифь прекраснее, чем она была. Ни один камень не мог сравниться ни с Соломоном, ни с Суламифью, освещаемыми своей любовью. Их любовь была так велика, что не смогла забыться в глубинах времен. Были и великие войны, и полководцы, покорявшие царства и земли, но их могут забыть, но простую девушку из виноградника и мудрого царя запомнят навеки. Таков краткий смысл и краткое содержание повести Куприна «Суламифь».

Глава девятая - счастье продолжается

Всю неделю не уставали они оба изумляться тому, как моментально покорила их любовь. А почему это произошло - объяснений нет. Это чудо, которое бывает редко. И с каждым днем им становились все лучше и лучше. И все больше и больше узнавала жизнь царя Суламифь. Он от нее ничего не скрывал. Рассказывал Соломон и о царице Балкис, которая любила задавать загадки и проверять мудрость Соломона.

Но она ото всех скрывала свои ноги. И царь решил сыграть с ней шутку - при всем царском дворе он нашел способ, чтобы она приподняла свои платья, и все увидели, что ее ноги волосаты и кривы. И многое другое рассказывал царь, ибо он много знал и был мудр, и все это унесла Суламифь с собой, когда умерла.

Глава десятая - коварный план

В древнем храме Изиды шла служба, посвященная великой богине, у которой убили и разрезали на части мужа и чьи останки она собирала. Прошла первая часть службы, а на вторую остались только посвященные. Храм был великолепен, так как Соломон не запрещал у себя поклонения чужим богам. Его прежде самая любимая жена Астис находилась в одной из тайных комнат храма. Оттуда она могла наблюдать за всем происходящем. Так как ею пренебрег Соломон, то она желала ему отомстить. Для этого Астис решила соблазнить одного из начальников царской охраны, Элиава. Так драматично развивается краткое содержание рассказа «Суламифь».

Глава одиннадцатая - страшный договор

А в самом храме готовились к жертвоприношению. Был воскурен ароматный, заставляющий забываться дым, и начались песнопения, оплакивающие несчастную Изиду. Астис призвала одурманенного Элиава и стала расспрашивать его о Соломоне и о девушке. Она пообещала одураченному юноше, что всегда будет принадлежать ему, если Элиав убьёт Соломона и Суламифь. Тот покорно согласился.

Глава двенадцатая - неизбежный конец

В последнюю, седьмую ночь разговаривали Соломон и Суламифь о великой тайне смерти. И Суламифь услышала шорох за дверями. Она бросилась к открывшейся двери и упала, сраженная Элиавом.

Он был одурманен и послушно ответил Соломону, что это сделать ему приказала Астис. Суламифь была еще жива и благодарила Соломона за то, что ей довелось его узнать. Утром она умерла. Была суббота - святой день, когда хоронить нельзя. Труп могут съесть собаки. Первосвященник спросил царя, что делать с телом. Царь промолчал. Он удалился в судилище, сел на трон и сказал писцам несколько слов. Затем отправил всех и остался один.

Такую прекрасную и печальную повесть написал Куприн - «Суламифь». Очень краткое содержание по главам не раскрывает всей прелести этого трогательного поэтического произведения.

Характерной чертой искусства русских классиков является тот факт, что они не только дарят читателю новые сюжеты и истории, но и переосмысливают вместе с ним старинные предания и легенды. Литературный язык, как и реалии жизни, стремительно меняется, и многие мифы как будто говорят с нами на чужом наречии, хотя написаны нашими предками. Но повествуют они о важном и наболевшем, поэтому современные писатели и поэты стараются доступно передать нам суть литературы прошлых лет, дабы мы поняли ее значение и актуальность. Свой незаурядный вклад в это достойное уважения дело внес Александр Куприн, написав книгу «Суламифь» по мотивам ветхозаветных притч.

Суламифь – это возлюбленная мудрого и справедливого царя Соломона, героя многих мифов и сказаний. Легенда гласит, что девушка благодаря кроткому нраву и доброму сердцу стала любовью всей его жизни. Однако завистливая любовница правителя (у него по традиции был целый гарем) подослала своего наивного воздыхателя убить счастливую чету. Однако у него получилось лишь наполовину осуществить коварный план: душегуб погубил лишь женщину, преданно любившую царя и заслонившую его своим телом. Соломон жестоко отомстил обидчикам и всю жизнь скорбел о своей потере. Описание Суламифь сохранилось в мифах:

Голос ясный и чистый, как это росистое утро, поет где-то в недалеке, за деревьями,… и его незатейливая изящная прелесть вызывает тихую улыбку умиления в глазах царя;
Щеки твои – точно половинки граната под кудрями твоими;
Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима;
Шея твоя пряма и стройна, как башня Давидова!

Куприн добавляет к этому портрету длинные рыжие волосы и стройность тела. По нашим меркам героиня – совсем еще ребенок, ей 13 лет, однако в те времена этого было достаточно, чтобы выйти замуж и даже познать радость материнства.

Сам Соломон известен тем, написал более 3000 притчей и 1005 песен. «Слово – искра в движении сердца» — говорил он. Правитель также изучал языческие книги, учения. Преследовал смертью жертвоприношение детей. «Одно дыхание у всех… Кто умножает познание – умножает скорбь». Ходили легенды и о «неиссякаемой силе страсти царя». Его персональный гарем насчитывал 700 жен, 300 наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. Но, считается, что, несмотря на обилие красавиц, любил Соломон лишь одну единственную девушку, самую простую и скромную, из бедной семьи – Суламифь. Именно поэтому Куприн выделяет ее имя на фоне всего произведения и даже выносит в название, дабы подчеркнуть важность этого образа для сути повести. В этой истории любви проявился весь поэтический талант А. И. Куприна. Портретные зарисовки, наполненные яркими и «вкусными» сравнениями пленят читателя и переносят в очень далекую эпоху (действия разворачиваются в 480 году по исшествии Израиля).

Характеристику Соломону и его мудрости дает Библия. В Ветхом завете о нем сложена прекрасная притча о том, как пришли к царю две женщины делить ребенка. Произошла ошибка в лечебнице. Ребенок одной из них – погиб, а у другой жив. Стали спорить женщины, чей ребенок цел. Для принятия верного решения царь предложил обеим разделить малыша пополам. Первая женщина ответила, что это будет правильно и справедливо - «так не доставайся же ты никому», вторая оцепенела в ужасе и попросила отдать ребенка другой, лишь бы он был здоров. Таким образом, стало ясно, кто из них истинная мать.

История создания

Писатель долго собирал материал для своей книги. Он перерыл кучу старинных преданий, чтобы осознать не только поверхностный, но и аллегорический смыл «Песни песен» царя Шлома, изысканного образчика еврейской мифологии. Это и есть его главный исторический источник. В письме от 1.10.1907 господину Тихонову он пишет:

Теперь роюсь в Библии, Ренане, Веселовском и Пыляеве, потому что пишу не то историческую поэму, не то легенду… о любви Соломона и Суламифь, дщери Надавля, прекрасной, как завесы Соломона, как шатры Кидарские. Что выйдет – не видно, но задумано много яркой страсти, голого тела и другого.

Изначально автор планировал опубликовать свое произведение в Петербурге, в альманахе «Шиповник», однако в последний момент передумал и решил издать рукопись в месте, где работал тот, кому посвящается «Суламифь». Это писатель и поэт Иван Бунин. Тогда он был редактором сборников «Земля» — серии московских литературных альманахов. Он удостоился посвящения благодаря тому, что сам бывал в Иерусалиме и тоже очень увлекался ветхозаветной мифологией.

Повесть вызвала фурор, многие критики высказались на ее счет. Конечно, их чувства были задеты тонким эротизмом, окружившим священную легенду. Писатель не побоялся скандала и намеренно раскрыл чувственную сторону любви девочки-подростка и 45-летнего мужчины. Моралисты и догматики яростно атаковали соблазнительные описания, однако среди рецензентов нашлись и те ценители искусства, которые защищали право художника на творчество без ограничений. Например, А. Вергежинский писал:

Большая дерзость со стороны художника взять «Песнь песней» и рассказать ее своими словами… Но А. Куприн имеет право на такую дерзость…

Жанр: рассказ или повесть?

Сам автор ответил на этот вопрос однозначно, назвав свое творение повестью. Неудивительно, ведь для рассказа произведение слишком объемно и насыщенно героями, событиями, описаниями. Книга могла бы претендовать и на звание романа, но не дотянула по объему. Впрочем, автор и не собирался превращать «Суламифь» в эпическую громаду с масштабным размахом. Ему было достаточно места в рамках повести, чтобы воплотить свой замысел и донести до читателя свои идеи. Излишнее количество страниц и растягивание истории могли только помешать восприятию и опошлить заложенный Куприным подтекст.

О чем это произведение?

Часто царь Соломон любил уединиться в виноградниках. И вот однажды в одну из таких прогулок он услышал пение девушки. Умиление и улыбку вызвал голос ее у царя. Внешность была по стать пению. Рыжие волосы. Стройный стан. Цветы мака в волосах, самодельное ожерелье из ягод. Именно такой предстает перед читателями Суламифь. Благодаря своей искренности, нежности и чистоте, словно храм Парфенон, покорила она мудрейшего из правителей.

Одна из многочисленных жен Соломона, египетская царица Атис, страстно любила царя. Страшные и пленительные слухи ходили о ней: «Родители прятали всех красивых детей от ее взгляда». Ядовитые стрелы зависти по отношению к Суламифь пронзили ее скверное сердце. Ревность «везувием» возгорелась в душе Атис. Словно Отелло, вознамерилась она умертвить «предмет» своих страданий. Воспользовавшись влюбленностью Элиава (юноша, страстно желавший быть вместе с египетской царицей), она убедила его ночью проникнуть во дворец и убить счастливую пару.

В трагическую ночь царь и его возлюбленная любуются звездами и рассуждают о скоротечности человеческого бытия: «Жизнь коротка, но время бесконечно, вещество бессмертно… Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется. Повторимся и мы с тобой, моя возлюбленная». Это будут последние слова, перед тем как Элиав пронзит девушку мечом. Данная ночь – последняя и в жизни несчастного юноши-марионетки. Такова суть повести «Суламифь». Атис ждет изгнание, а Соломона - вечное воспоминание о своей единственной любви. Местами данная повесть напоминает скорее трагедию с «традиционным шекспировским финалом», но, в совокупности обладает особым настроением и неповторимым послевкусием. Строки, которые Соломон приказал записать после потери возлюбленной, вынесены в эпиграф произведения:

Положи мя, яко печать, на сердце твоем, яко печать, на мышце твоей: зане крепка, яко смерть, любовь, жестока, яко смерть, ревность: стрелы ее - стрелы огненные.

Главные герои и их характеристика

Куприн не пожалел времени на тщательное описание героев. Для этого он и изучал такое количество древних рукописей. Его персонажи не только мудры и добродетельны, но и красивы, соблазнительны, желанны. Как мастер слога, писатель не поскупился на возвышенные эпитеты и сравнения, поэтому в каждом нижеследующем пункте отдельное место отведено портрету действующих лиц.

  1. Соломон — сын царя Давида, третий иудейский царь. Эпоха его правления примерно 976-928 года до н. э. Этот отрезок времени считается периодом наивысшего процветания царства Израильского. О мудрости его слагались легенды. Как-то ночью к нему во сне явился Бог и обещал исполнить любое заветное желание. На данную милость сказал царь: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ твой и различать, что добро и что зло». Слава о красоте его распространялась на тысячи километров. Вот описание Соломона , данное Куприным: ему 45 лет, у него бледное лицо, губы - яркая алая лента, волнистые черные волосы, уже кое-где «блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев». Черная борода и темные глаза «как самый темный агат». Не было человека во вселенной, кто бы мог выдержать его взгляд: «Многие женщины за одну лишь улыбку готовы были душу отдать». Руки его нежны, белы, как у девушки. Считалось, что именно в руках его хранилась особая энергия, которая исцеляла головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На левой руке царь носил гемму из кроваво-красного астериска, надпись на котором гласила: «ВСЕ ПРОХОДИТ».
  2. Суламифь – прекрасная стройная рыжеволосая дева, соответствующая канонам красоты того времени. У нее нежные черты лица, глубокий страстный взгляд, безупречные пропорции тела, которое она эротично смазывает миррой, томясь в ожидании страсти. Однако она отличалась робостью, и даже не ее облик или сексуальность пленили царя. Характеристика главной героини состоит из ее мудрых высказываний, обдуманных не по годам. Отчасти девушка не вписывается в реальность, настолько она возвышенна и идеальна, будто влюбленный правитель выдумал ее. Ее мудрость подчас ставит в тупик самого монарха. Вдохновленные поэтической красотой речи сочетаются в ней с талантом любить. Суламифь действительно рада доставить хоть малейшее наслаждение своему покровителю. Счастье разливается миррой по всей ее сущности и пленяет мужчину. Она тщательно готовит себя к встрече с ним. Ее томление сливается в предвкушением неземных блаженств. Вся эта гамма чувств отражается в ее взоре. Поэтому можно понять того, кто полюбил ее всем сердцем, хоть и был пресыщен женским вниманием. Героиня самоотверженна, добра и отзывчива, в ней писатель изображает истинную женскую добродетель, идеал красоты физической и духовной.
  3. Атис – египетская царица, жена царя Соломона. Это антагонист Суламифь. Женщина порочна, ее душа пропитана злобой и завистью. Ее страсть к супругу – проявление эгоизма, ведь ее смущает лишь тот факт, что он предпочел ей кого-то другого. Ревность и самолюбие не дают ей смириться с его выбором. Она бессовестно использует влюбленность пылкого юноши, чтобы заставить его убить ненавистную пару. Подобно Гермионе и Медее, ревнивым героиням древнегреческих мифов, Атис не считается с моральными установками и общественными законами, ее гнев затмевает разум, а к любви примешивается ярость.
  4. Элиав – убийца, безнадежно влюбленный в египетскую царицу. Он соглашается на грех из-за отчаяния пленить сердце самовластной гордой красавицы. Однако он, подобно Оресту, оказывается обманут. Его трагедия в том, что он позволил чувствам полностью управлять собой.

Тема

  • Тема любви в повести Куприна «Суламифь» - основная в произведении. Автор показывает, как необходима человеку любовь, как она помогает ему жить. Соломон был мудр, правил страной, но его отдушиной и любимой советчицей была 13-летняя девочка. Искренность ее чувств и чистота души делали ее речи не менее осмысленными и ценными, чем притчи Соломона. Однако знаменитая на весь мир мудрость не помогла герою уберечь возлюбленную: он не предусмотрел той зависти, которую вызывала фаворитка среди жен и наложниц. Трагедия в том, что любовь дает нам силы, чтобы жить, но так часто у нас не хватает сил, чтобы уберечь ее от смерти.
  • Тема справедливости . Особую ценность повести в исполнении Куприна представляет обилие притч, которые подобрал писатель для полной характеристики мудрости и великодушия Соломона. В них царь проявляет истинное великодушие по отношению к своим подданным. Например, вот одна из самых известных притч: братья пришли к царю делить наследство. Было 3 брата. Умер их отец. Вопрос о наследстве стал ребром. Предусмотрительный глава семьи заранее все решил. Есть холм за домом, там, в яме, зарыт ящик с 3 отделениями. Верхнее отделение досталось старшему сыну - деньги. Второе отделение – среднему сыну, но там лишь находились кости. Последний же ящик – младшему, дерево - вот его наследство. Осерчали средний и младший сыновья, обратились в суд к Соломону. Каково же было решение царя? «Отец ваш был очень мудр. Старшему он завещал все свои деньги, среднему – скот и рабов, а младшему - дом и пашню». Помирились братья, все довольны остались.
  • Тема бессмертия . Соломон и Суламифь в свой последний миг счастья говорили о том, что их чувство нетленно. Эти слова оказались пророчеством. Девушка погибла, но память о ней осталась жить в сердце и уме ее возлюбленного. Ее чувство пробудило в нем новую жизнь, и он сделал еще множество славных дел, вдохновляясь тем временем, когда они были вместе.
  • Горе от ума . Набираясь опыта, царь понял, что мудрость несет ему разочарование в людях и мире вокруг него. Разум беспощадно открывал ему неприглядные стороны личности, государства, бытия, поэтому до встречи с возлюбленной он страдал и был в унынии. Любовь же излечила мудреца и дала ему силы двигаться дальше.
  • Добродетель. Суламифь пленила царя не роскошными одеждами и эротичными формами, а истинными душевными богатствами, ставшими Соломону дороже славы и материальных ценностей.

Проблемы

В повести «Суламифь» сосредоточена, в основном, нравственная проблематика, открывающая людям истинные ценности, способные осчастливить человека. В противовес им Куприн перечисляет те пороки, которые, напротив, мешают людям обрести душевную гармонию.

  • Зависть . Этот порок заставляет женщину презреть свое чувство и превратиться в гнев. Не любовь говорила в ней, а ненависть. Атис ничего не добилась своим поступком, лишь обрушила на себя праведное наказание царя. Свое счастье она обратила в ничто лишь ради того, чтобы его не было у других. Кроме того, она разрушила судьбу юноши, который был предан ей. То есть, потворство пороку лишь ухудшило ее положение, но ничем не помогло ей.
  • Эгоизм. Самолюбие Атис раздулось от непомерного самолюбования. Женщина ставила себя выше людей, законов и чувств, поэтому покусилась на жизнь невиновного человека, предала любимого, послала на смерть друга, и все потому, что она возомнила себя самим правосудием.
  • Кризис среднего возраста . Чувства Соломона до роковой встречи с Суламифь может понять каждый человек, прошедший через разочарование, связанное с пониманием окружающего мира, что приходит в зрелости. Мир кажется несовершенным, люди – лицемерными, бытие – бессмысленным. Мудрость и опыт показывают все мрачные краски жизни, а пресыщенность заставляет усомниться в том, что привычные блага так уж важны и приятны. Лишь сильное чувство способно помочь такому человеку вырваться из меланхолии и апатии.

Основная мысль

В произведении приведены и другие решения, а также испытания мудрости Соломона царицей Савской. В этом и есть очарование текста Куприна: в сплетении языковых тонкостей, погружающих нас в то время, в наличии исключительных обстоятельств и мест в духе романтизма, в подборке необычных притч и сказаний, - и все это на фоне трагической любовной линии. Главная идея «Суламифь» - любовь несчастная, обреченная на погибель, но та самая, единственная в своем роде, воскрешающая и преображающая душу. Героиня вытащила Соломона из бездны уныния и вдохновила его на поиск радости в жизни, пусть и несовершенной под призмой его мудрости. Так автор учит нас, что лишь искреннее, бескорыстное чувство помогает нашей душе увидеть истинный смысл бытия и стремиться к добродетели. Автор рассуждает об исключительности сильных эмоций, об их истинной ценности, которую многие осознают лишь после утраты. Больше Соломон никого не смог по-настоящему полюбить, это была его первая и последняя страсть, взволновавшая не только плоть, но и душу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!