Аудио сказка для детей 6 7 лет. Детские аудиосказки для развития памяти и воображения. Слушать аудио сказки полезно

Детский сад №26 «Ляйсан»

Открытое занятие по развитию речи

на тему: «Весна – красна»

Подготовила: воспитатель

Миннегалиева А.З.

г. Набережные Челны

Тема: «Весна – красна»

Цель: Формирование грамматически правильной речи у детей, умения составлять описательные рассказы по картине.

Обобщить знания детей полученные по развитию речи.

Воспитывать любовь и уважение на все живое и неживое.

Сл. работа перелетные, не перелетные, насекомые, үрмәкүч, саескан…

В начале проводится психогимнастика «Набираем энергию, силу солнца».

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на то, что весна прекрасна.

Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей)

Как вы узнали? Да, весна, весной все оживает, все зеленеет. Люди рады весне, встречают ее песнями, стихами.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, потом скажете о чем шла речь:

Ой, весна, красна!

Из-за темных лесов,

Из-за синих морей приходи,

Солнцем нас озари.

Приходи к нам, весна, с радостью,

С рожью зернистою,

С пшеницей золотистою…

После стихотворения воспитатель продолжает:

О чем шла речь?

Кто ждет весну?

Откуда приходит весна? (ответы детей)

Ребята, а вы любите весну?

А какая она бывает? (дождливая, ясная, с грозами, появляются растения)

Посмотрите, пожалуйста, на эту картину.

Какое время года здесь изобразил художник? (ответы детей)

Какие весенние месяцы вы знаете? (индивидуальные ответы)

Ребята, какая погода нарисована в картине? А какая погода сегодня на улице? (индивидуальные ответы)

Что еще нарисовал художник? Лес

Дети, назовите, пожалуйста, слова- родственники к слову лес.(лесник, лесной)Какие краски использовал художник? (ответы детей)

Ребята, а вы хотите отправится в лес на прогулку. Сейчас мы оденемся и пойдем.

Воспитатель ставит музыку про лес.

Вот мы и пришли. Красиво в лесу, дышите глубже, какой чистый воздух.

Птицы поют, ребята, какие птицы бывают? Перелетные и не перелетные

Назовите, пожалуйста, перелетных: скворец, ласточки, сорока, жаворонок, дятлы.

Назовите не перелетных: воробьи, синицы, снегири …

Ребята, скажите, пожалуйста, а какие бывают животные? Дикие и домашние

Назовите диких животных. Волк, заяц, белка, медведь.

А сейчас назовите домашних животных. Корова, баран, свинья, лошадь.

Молодцы вы все правильно ответили.

Ребята, а вы хотите поиграть?

Сейчас я объясню правило игры: когда я назову птицу, вы летаете; а когда животное, вы топаете.

Молодцы, ребята! Хорошо поиграли. Пойдем гулять дальше.

Ой, ребята, посмотрите, пожалуйста, сюда. Кто это? Жучки, мухи, муравьи, комары.

Ребята, а вы хотите превратиться в насекомых? Поиграем в насекомых.

Игра:Летела муха около уха (ш)

Летела оса около носа (с)

Летел комар, звенел (з)

Сел на лоб- клоп

Поймали комара, послушаем (з)

Отпустили, сильно подуем (ууу)

Вам понравилось играть, попрощаемся с насекомыми. Пойдем дальше.

Ой, посмотрите здесь какая – то избушка, постучимся, ребята?

Выходит игрушечный заяц.

Ребята, скажите, пожалуйста, из какой сказки этот заяц?

А что случилось в сказке с зайцем? (ответы детей)

Ребята, а заяц хочет с вами поиграть. Игра называется, отгадай-ка.

Заяц загадает вам загадку, а вы ответите.

1. про весну

2.про зверей (а, б, в)

3.про цветы, растения (а, б)

4.про жучков

Ой, какие молодцы. Все хорошо поиграли. Пойдем, ребята.

Ребята, посмотрите какие красивые цветы: одуванчики, подснежники.

Ребята, а вы знаете, какие самые первые цветы? (ответы детей), а какие они (хрупкие, мягкие, стебельки пушистые…)

Молодцы, ребята. Ребята, в лесу надо быть очень аккуратными, нельзя зря срывать цветы, ломать ветки деревьев, убивать животных, птиц. Надо беречь природу.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилась прогулка?

Что нового вы узнали?

Что понравилось?

Что мы видели? (индивидуальные ответы детей)

В конце занятия проводится психогимнастика. Взялись за руки, улыбнулись друг другу, передадим все тепло души друг другу.

Цель : развитие связной речи по теме «Весна.Признаки весны».

Программное содержание :

Учить подбирать слова-определения к существительному

Учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки

Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам

Развивать речь — доказательство

Развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

Уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;

Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

Предварительная работа :

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
  • опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
  • рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
  • чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
  • разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
  • худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.

Дети, кто из вас знает какое сейчас время года? (весна)

Дети, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». О каком настроении

«говорит солнышко »? (веселом, радостным) .

О каком настроении «говорит тучка »? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

Сейчас весна. Это красавица- весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот поэтому у вас сегодня и настроение хорошее.

А чтобы солнышко еще больше грело и светило, давайте его позовем. Дети зовут солнышко и делают движения руками.

Солнышко - вёдрышко,

Выгляни в окошко,

Посвети немножко.

А вот уже солнышко стало светить ярче. Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.

Я хочу пригласить вас в сказку. «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»: Дети вместе с воспитателем садятся на стулья , просматривая презентацию « Весна». На экране появляются картинки , демонстрирующие события сказки . Воспитатель : «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Дети : Зима, Весна, Лето, Осень. Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. На смену Зиме приходила красавица Весна, дальше теплое Лето, потом разноцветная Осень.Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Дети устали от морозов и холода, им хотелось тепла,чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей - « Солнце» Если дети дают неправильный ответ , то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов ).

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое? —Дети : Солнце!

Игра "" Сравни и назови ""

Воспитатель начинает фразу , дети заканчивают

Солнце желтое, как… (одуванчик)

Солнце круглое, как… (мячик)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Солнце румяное, как (колобок)

Воспитатель : Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. Ещё недавно все вокруг былобелым-бело. Новдруг! Чтотакое? Снегначинаеттаять…Видишь, егостановитсявсеменьше?(с сопровождением демонстрационных слайдов. )

Воспитатель : А что же в это время происходит ввесеннем лесу? Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук,тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки,пауки,комары,мухи.

Игра "" Продолжи звук "

Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш)

Летала оса около носа (с-с-с-с)

Летел, жук жужжал (ж-ж-ж-ж)

Поймали комара, послушаем (з-з-з-з)

Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).

Воспитатель : Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку, улиток, муравьев из муравейника).

Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны

Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет - вот беда!

В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода.

Заспешил медведь наружу: заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!

Воспитатель : Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко) Куда мама привела детенышей? (к реке) Что она там будет делает? (рыбу ловит) Как она ловит рыбу?

Воспитатель : Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Демонстрация слайда.) Ребята! Я заметила их! Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева).А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).

Воспитатель : Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

Игра « Мамы и малыши» « Один-много» .

- медведь - медвежата - медвежонок;

Белка-бельчата-бельчонок;

Волк-волчата-волчонок;

Лиса-лисята-лисенок

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Этимедвежатавеснойвпервыйразвышлиизсвоейберлоги. Онидаженезнают, чтотакоевесна. Давайте им расскажем,что происходит весной:

Веснойначинаетсильнейпригреватьсолнышко. Искаждымднемстановитсявсетеплей.

Оттепласнегначинаеттаять.

Растаявшийснегпревращаетсявводу, маленькиевеселыеручейкижурчатнакаждомшагу.

Детиобожаютпускатьвеснойкораблики!

Таетледнаречкахиозерах! Начинаетсяледоход!

Веснойпросыпаютсяидеревья! Наихветкахнабухаютпочки…

Веснойулюдеймногоработывсадах, поляхиогородах!

- Веснойприродаоживаетотзимнегосна! Появляютсяперваятравкаицветы

Воспитатель : Этицветыназываютсяподснежники. Онипоявляютсяраннейвесной, кактольконачинаеттаятьснег. Иногдакажется, чтоонипророслипрямоиз-подснега. Поэтомуихиназывают-подснежники!

МАТЬ-И-МАЧЕХАнарадостьвсемвапрелесияетяркозолотомцветовипорецептамдедовиотцовоткашлянасспасаетвсамомделе.

А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Воспитатель : Посмотрите сколько разнообразных первоцветов,первых весенних цветов,какие они красивые(Демонстрация слайдов : гиацинт,примула,тюльпаны,нарцисс,пролеска,весенник,медуница,крокусы)

Пальчиковая гимнастика " Цветок "

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Игра "" Доскажи словечко ""

Плачет- заливается -

Солнце ей не нравится.

Изо льда бабулька,

Капает... (сосулька)

Солнцем радует погода,

Просыпается природа,

Соловьи разводят трель,

С крыши капает... (капель)

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла... (весна)

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Какие вы Молодцы! Как много знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне.

Еслиснегповсюдутает, деньстановитсядлинней,

Есливсезазеленелоивполяхзвенитручей,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла весна!

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (с применением пальчиковой игротеки)

Тема занятия «Весна идет, весне дорога»

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка, и в дальнейшем его успешного обучения школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развитие речи ребёнка отражаются на его поведение, а также на его деятельности в различных её формах.
Развитие речи состоит из ряда специальных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В ходе реализации занятия по развитию речи «Весна идет, весне дорога», мы предполагаем, что дети научаться устанавливать простейшие причинно-следственные связи, познакомятся с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Занятие будет способствовать развитию звуковой культуры речи, логического мышления и внимания, разговорной речи у детей, мелкой моторики рук путем различных движений и упражнений, побуждать к желанию общаться. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие связной речи у детей, познавательных процессов.
Занятие проводится с детьми подготовительной группы, в течение 30-35 минут.
Обеспечение занятия:
1. Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
2. Материально – техническое: Ширма, иллюстрации с сюжетами трех месяцев весны, магнитофон, кассета с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч.
3. Место проведение (групповая комната или музыкальный зал)
Методы занятия:
игровые: сюрпризные моменты, игра;
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования;
слушание музыки.
Цель: развитие связной речи у детей.
Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Детеныши животных», «Звонко капают капели».
Словарная работа: подснежник, весняночка, веснушки, капель, проталинка.
Материал: Ширма, иллюстрации с сюжетами трех месяцев весны, магнитофон, кассета с «голосами птиц», толстые и тонкие сухие ветки деревьев, таз с водой, 2 стакана, молоток, небольшая дощечка, мяч.

Воспитатель - Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Дети: (весна).
Сюрпризный момент: Стук в дверь (письмо)
Воспитатель: Ребята нам письмо. Интересно от кого оно? Читает: (Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или всё ещё зима продолжается. Пора ли мне менять белую шубку на серую). Подпись: С уважением: Заяц.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Зайцу?
Дети: Конечно, поможем!
Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этой тропинке.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Звучит музыка. Воспитатель берёт шерстенную нить, сматывая попутно руками клубок вместе с детьми, проходят по «тропинке. Подходят к картинам
Воспитатель: - Какое время года изображено на картинках?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Воспитатель: С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)
Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали
Изменились ли деревья? (Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки).
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель: Ребята, а вы стихи о весне знаете?
Дети рассказывают стихи:
Март
Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нём
Перышки почистив
Погляжу на воробья
Весело качается
Понимаем он и я
Что зима кончается!
Апрель
Долга шла весна тайком
От ветров и стужи
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным
Скоро, скоро быть теплу! Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапой верба.
Май
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвёл
Здесь в уединенье!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? Дети: (Солнце)
Проговаривается чистоговорка [л]-[л’](воспитатель вместе с детьми)
Дети:
Ла-ла-ла - к нам пришла.
Весна (Хлопают в ладоши.)
Пло-пло-пло - на дворе
тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.)
Пель-пель-пель - капает
капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Ля-ля-ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики».)
Воспитатель: А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем:
Игра «Доскажи словечко».
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)

За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)

И третий месяц вспоминай,
И называется он…(май)
Воспитатель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
Воспитатель: - Какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец
Воспитатель: - Как называется домик у скворца? Дети отвечают(скворечник)
Воспитатель: А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисы…(лисенок), у белки…(бельчонок), у барсучихи….(барсучонок).
Воспитатель: - Молодцы ребята. А теперь закройте глаза и прислушайтесь, о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Дети: - Конечно знаем, (рассказывают)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно рассказали. Встретим, ребята, приход весны веселой игрой.
Берутся за руки, становятся в круг.
Игра «Звонко капают капели»
Произносят «Кап, кап, кап» в разных регистрах.
Птицы весело поют.
«Чирик, чирик, чирик!» - в высоком регистре.
Встретят солнце птичьи трели,
«Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р » - в самом высоком регистре.
Птицы к нам тепло зовут.
Каждый ребенок кричит голосом любой птицы (по выбору).
Тает снег,
«А-ах, а-ах, а-ах» - (сугроб оседает), (дети присаживаются)
Бежит в канавке
Звонкий чистый ручеек.
«Бл-л-л, бл-л-л, бл-л-л»
Итог занятий

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в лес подошло концу, пора возвращаться. Что нового вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна. И заяц нам за это, подарки оставил (раздает конфеты).

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи

Образовательные:

Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.

Расширить словарный запас по теме “Весна”.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

А какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Молодцы! Знаете.

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)

Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.

Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.

Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)

Всё правильно, молодцы.

2. Работа по картине , развитие связной речи . Актуализация лексики по теме “Весна”.

Ребята, внимательно посмотрите на картину.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какое время года изображено на картине? - Весна.

Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия . Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне.

Какие весенние месяцы вы теперь знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы теперь знаете?

Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

Молодцы, все сегодня хорошо поработали, а теперь пора и поиграть.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!

Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Список использованной литературы:

1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.

2. Сценарий весеннего праздника для детей 3-5 лет “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяна ЕВТЮКОВА, специально для детского портала “Солнышко”. Опубликовано 4 февраля 2002 года.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "РАННЯЯ ВЕСНА".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.

ГЛАГОЛЫ: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ДЕЙСТВИЯМ:
Пришла – весна
Плывут - …
Дует - …
Бегут - …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ:
Солнце – греет, светит…
Облака - …
Снег - …

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ И НАОБОРОТ:
Земля – черная, холодная, мерзлая…
Солнце - …
Птицы - …

Чистый, быстрый, звонкий – ручей
Яркое, лучистое, теплое - …

ПОДБИРАТЬ СРАВНЕНИЯ:
Синий лед похож на (стекло…)
Густой туман - …
Пушистые облака - …
Сосулька - …

СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ "ПОТОМУ ЧТО":
Почему снег тает? Снег тает, потому что…
Почему бегут ручьи?…


Уважаемые родители!

Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Какое время года мы провожаем? (Мы провожаем зиму.)
Какое время года начинается? (Начинается весна.)

Познакомьте ребёнка с приметами ранней весны:
весной природа просыпается;
солнышко ярко светит и начинает пригревать;
тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
на крышах появились сосульки;
дни становятся длиннее, а ночи короче;
на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
появилась первая травка;
расцвели подснежники;
весело зачирикали воробьи,
скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
проснулись насекомые;
поднялись после зимней спячки дикие животные;
люди сняли тёплую зимнюю одежду.

Прочитайте стихотворение о ранней весне, выучите наизусть:

Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идёт. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.

ТАЛАЯ ВОДА.

Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает и текут ручейки. Кругом много воды. Радуются дети - можно пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья - они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи - в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи - они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: "Весна пришла!"

* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- После какого времени года наступает весна?
- Что делает солнышко?
- Что происходит со снегом?
- Кому нужна талая вода?
- Чему радуются дети?
- Для чего нужна вода деревьям?
- Почему радуются грачи?
- Зачем грачам червяки?
- Кто купается в лужах?

ВЕСНА. ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА.

Наступает весна. Тает снег, звенит капель. Весной ярко светит солнышко. На реке ломается лёд. На деревьях лопаются почки и появляются душистые листочки. В лесу расцветают подснежники. Дети развешивают на деревьях скворечники, пускают кораблики. Просыпаются насекомые, птицы вьют гнёзда. Пришла весна!

ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ:

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла… (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)

Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)

Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (Весна)

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна)

Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - … (Весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Шорохом неслышным
Лепестков
Жемчуг белоснежный
Распустился,
Свежим нежным крохотным
Цветком
Из-под снега
К солнцу устремился. (Подснежник)

Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках… (Мимоза)

Он - Цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (Нарцисс)

Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут… (Тюльпаны)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… (Март)

В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - …(Март)

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл… (Апрель)

В ночь - мороз,
С утра - капель,
Значит, на дворе… (Апрель)

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех… (Апрель)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает… (Май)

В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся - всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
«Ландыш мой, благоухай!»
Повелел весёлый… (Май)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… (Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут… (Гнездо)

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)

В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза)

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц... (март).

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришёл... (апрель).

Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает... (май).

Новоселье у скворца -
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы... (скворечник).

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

К маме-речке бегу и молчать не могу.
Я сын её родной, а родился я весной. (Ручей)

Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Чёрный, проворный, кричит: "Крак!"
Червякам - враг.(Грач)

Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник)

АПРЕЛЬ.

Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.