Быть дисциплинированным — значит быть мужиком. Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБощает себя

Дисциплинированность выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга.

Сущность дисциплинированности составляет сознательное отношение к своему поведению и к своим обязанностям по отношению к обществу. Формирование дисциплинированности связано с выработкой определенных навыков дисциплинированного поведения.

Большое значение в воспитании дисциплинированности имеет самодисциплина. О самодисциплине говорят тогда, когда человек подчиняет свою деятельность разумным основаниям, сознательно борясь с влечениями и склонностями низшего порядка (например, со склонностью к лени), уводящими его в сторону от исполнения тех или иных обязанностей. Следование этим влечениям развивает слабость воли, ее вялость. Наоборот, в борьбе с ними человек закаляет свою волю и развивает чувство долга.

Самодисциплина предполагает наличие у человека более или менее сложившихся моральных убеждений. В детском возрасте сознательное подчинение своего поведения разумным основаниям, сознанию и чувству долга достигается только в процессе систематического воспитания, которое в начальной стадии проходит в рамках подчинения чужой воле. Подчинение определенным общественным требованиям, а в условиях детства - воле старших является необходимым для развития дисциплинированности.

Для воспитания дисциплинированности большое значение имеют соблюдение установленного режима, закрепление выработанных в течение жизни привычек и навыков дисциплинированного поведения и подчинение определенным правилам.

Режим. Его существенной стороной является строгое распределение во времени различных видов деятельности. Наличие режима вносит известную систему и порядок в деятельность человека, наоборот, его отсутствие приводит к разбросанности и случайности волевых усилий. Неорганизованность рабочего времени, беспорядочная работа урывками связаны с излишней затратой волевых усилий, так как в этих условиях приходится всякий раз заново, повторно приспособляться к работе.

Привычки и навыки дисциплинированного поведения. Выполнение режима содействует выработке ценных привычек: всегда быть активным, затрачивать в определенных условиях всегда строго необходимые волевые усилия, быть устойчивым в их проявлении, доводить начатое дело до конца, не бросая его на полпути, быть решительным, быстро и определенным образом действовать и т. д.

При воспитании этих привычек важно учитывать, что они формируются всегда через действие. Существенную роль при этом играет повторение действия или способа поведения, который необходимо превратить в привычку. Большое значение имеет фактор непрерывности в упрочении соответствующих привычек: воспитывая привычки, не следует упускать ни одного конкретного случая, в котором может проявиться интересующее нас поведение или проявление воли. Привычка к дисциплинированности не самоцель, а лишь средство для наилучшего осуществления общественно значимых действенных проявлений личности.

Правила поведения. Правила и нормы поведения и труда раскрывают или цели поведения («делай то», «не делай этого»), или средства для достижения этих целей («поступай так», «от таких действий воздерживайся»). И в том и в ругом случае правила достигают своей цели только тогда, когда они ясны и точны, легко понимаются н закрепляются в памяти. Сила их воздействия на поведение заключается в том, что они являются кратко выраженными положениями, за которыми стоят сложные представления, понятия и чувства.

Правила облегчают выполнение требуемой деятельности, делают ее определенной и точной. Если бы у нас не было таких правил и мы были бы вынуждены для обеспечения дисциплинированного поведения каждый раз поднимать сложный комплекс переживаний, который побуждает нас действовать так, а не иначе, наши волевые проявления были бы крайне затруднены.

Правила, направленные на воспитание дисциплинированности, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Быть целесообразными, обеспечивать не слепое подчинение, а разумное следование им.
  • Непосредственно связываться с теми или другими определенными видами деятельности.
  • Быть краткими, ясно и точно формулированными и не допускающими разноречивых толкований.
  • Строго соблюдаться, иначе они теряют самое существенное свое качество - качество строгого императива, которому должен подчиняться воспитанник в своем поведении.

проведения беседы с личным составом

ТЕМА: «Дисциплинированность — важное качество личности воина».

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 50 минут

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: _________

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

Литература:

Законы Российской Федерации » Об обороне”, » О статусе военнослужащих”, » О воинской обязанности и военной службе”.

Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Глава 1, ст. ст.1-29; Глава 2, ст. ст. 30-42. М.: Воениздат, 1994.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994.

Полковник Аксенов А.Ф., кандидат исторических наук.

ХОД БЕСЕДЫ:

Жизнедеятельность Российских Вооруженных Сил происходит в исключительно сложных социально-экономичестких и политических условиях. Трудности, которые переживает страна, армия и флот ощущают на себе гораздо острее, чем другие институты государства.

В этих условиях, как никогда, от всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга.

Помочь слушателям осознать предназначение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, Министра обороны РФ о необходимости укрепления воинской дисциплины, раскрыть ее сущность и возрастающее значение в современных условиях, нацелить слушателей на формирование у них высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам — такова цель занятия.

  1. Сущность и необходимость крепкой воинской дисциплины.

Дисциплина — это сложное и многоплановое социальное явление. Из различных видов и форм социальной дисциплины важнейшее место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах установленных государством. Она заключается в соблюдении гражданами установленных норм и правил обеспечивающих согласованное функционирование всех структур государства и общества. Объективную основу дисциплины составляет острая необходимость координации деятельности людей, создаваемых ими организаций и учреждений. Государство определяет нормы и правила поведения людей, создает необходимые органы для обеспечения такого поведения.

Имеется большое количество различных определений дисциплины. В самом широком смысле дисциплина — это определенный порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Исторический опыт свидетельствует, что ни одна область в жизни и деятельности любого общества, государства не может обходиться без определенной организации и дисциплины, обязательного выполнения общепринятых правил и норм поведения.

Одним из видов государственной дисциплины является воинская дисциплина, которая имеет для Вооруженных Сил особое значение. Воинская дисциплина выступает как один из принципов военного строительства. Она выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри воинского коллектива. Ее правилами и нормами охватываются отношения между начальниками и подчиненными, старшими и младшими, а также между военнослужащими, равными друг другу по должности и воинскому званию.

Воинская дисциплина, как этико-правовой институт, появилась с возникновением первого войска. Но идея дисциплины родилась не в армии, а в первобытной семье. Она вытекала из факта старшинства отца-родоначальника, патриарха. Армия приспособила готовую идею к своим потребностям и дополнила ее недостающими элементами.

Прежде, чем раскрывать сущность воинской дисциплины и ее содержание, следует показать, что подходы к ее понятию в истории изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, идея строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В.Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В.Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма. М.И.Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал того, ”… кто повинуется и точно выполняет приказания”. Известный русский военный теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место, после преданности Родине до самоотвержения, ставил дисциплину и дисциплинированность.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика воинской службы требует жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих, четкой субординации их взаимоотношений, строгого и точного соблюдения требований воинских уставов, приказов, инструкций и наставлений, что отличает их от гражданских кодексов и норм. Воинская дисциплина — это основа боевой готовности Вооруженных Сил. Не случайно ее называют матерью победы. Дисциплина сплачивает людей, удесятеряет силы, помогает быстрее, с меньшими потерями и в короткие сроки достигать поставленных целей.

Опыт истории прошлых войн, в том числе Великой Отечественной, показывает, чтобы победить нужна железная дисциплина. И на- оборот, отсутствие дисциплины порождает беспорядок, дезорганизацию, а в условиях войны ведет к напрасным потерям и поражению.

Суть воинской дисциплины, как неотъемлемой части государственной дисциплины, изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ.

Статья первая Дисциплинарного устава гласит: » Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)”. Раскрывая это определение, руководителю необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности и не отвергает инициативу, не ущемляет личного достоинства воина. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению стоящих задач. Строгое соблюдение предписываемых правил говорит только о глубоком понимании военнослужащим существа воинской службы, его сознательности, стремлению любой ценой, не считаясь с опасностями, с риском для жизни выполнить полученный от командира (начальника) приказ, исполнить свой воинских долг.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Таким образом, можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и ее результатом выступает дисциплинированность как качество личности воина. Дисциплинированность — это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные требования в силу ответственности за свои действия перед законом и, главным образом, в силу сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы — интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Дисциплинированность выше и устойчивее будет там, где более последовательно и обоснованно ведется работа по укреплению дисциплины, порядка и организованности. Здесь руководителю необходимо остановиться на разъяснении воинам обязанностей по соблюдению воинской дисциплины, примеров высокой дисциплинированности солдат и сержантов, взятых из истории, личного опыта и жизнедеятельности подразделения.

Воинская дисциплина — одна из самых существенных сторон деятельности и общения военнослужащих. Высокая ответственность, сознательность, инициатива и творчество каждого военнослужащего делают воинскую дисциплину и организованность важным компонентом боевой готовности Вооруженных Сил. Даже такой элемент боевой готовности армии, как техническая оснащенность, в полной мере может проявляться только благодаря дисциплине, организованности, исполнительности каждого воина. Дисциплина есть один из определяющих факторов военного уклада жизни и учебно-боевой деятельности, эксплуатации и применения коллективных видов оружия и военной техники. В нынешних условиях, когда к боеготовности Вооруженных Сил предъявляются новые требования, в содержание воинской дисциплины прочно вошли такие формы ее проявления, как дисциплина времени, дисциплина управления, дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники, техническая дисциплина, дисциплина марша, дисциплина боевого дежурства и т.д. Такая дифференциация воинской дисциплины помогает в определенной мере конкретизировать работу по ее укреплению. Однако воинская дисциплина едина по своей сути, охватывает все стороны жизни и деятельности военнослужащих, вбирает требования военной присяги, воинских уставов, наставлений и инструкций. Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений.

Руководителю группы следует обратить внимание слушателей на объективные факторы возрастания роли дисциплины в современных условиях. Среди них:

Во-первых, социальная значимость ратного труда военнослужащих. «Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.” — говорится в законе Российской Федерации «Об обороне”

Во-вторых, поступление на вооружение войск новейших видов оружия, прежде всего ядерного и высокоточного, требует от каждого военнослужащего высочайшей четкости и слаженных действий;

В-третьих, усложняется содержание воинской деятельности в нелегких современных экономических условиях страны;

В-четвертых, это международный фактор, связанный с основными вызовами и угрозами национальной безопасности России.

Подчеркивая значение совокупных действий указанных факторов возрастания роли воинской дисциплины, руководитель занятия акцентирует внимание слушателей на выводы о том, что крепкая воинская дисциплина и дисциплинированность воинов являются объективной необходимостью для Вооруженных Сил, основной их высокой боеготовности и обеспечивают нормальную жизнедеятельность армии, укрепление обороноспособности и безопасности государства.

В заключение рассмотрения первого вопроса следует сделать вывод, что в сущности и требованиях воинской дисциплины выражается воля народа, что ее безупречное выполнение является обязанностью и священным долгом каждого воина.

  1. Основные слагаемые дисциплинированности воина.

Приступая к изложению второго вопроса руководитель группы в ходе занятий подробно рассматривает текст Военной присяги, Закон Российской Федерации » О статусе военнослужащих » (его 3 раздел » Обязанности военнослужащих «), доводит до слушателей требования воинской дисциплины к каждому военнослужащему, изложенные в статьях 1,2,3 и 4 Дисциплинарного устава.

Руководитель группы акцентирует внимание слушателей на обязанностях по соблюдению требований воинской дисциплины и подчеркивает, что она основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Родины, на его беззаветной преданности народу и Отечеству.

Носителем дисциплины является каждый конкретный воин. Воинская дисциплина отражается в его сознании, поведении и проявляется в дисциплинированности.

Из чего слагается дисциплинированность воина?

  1. Знания о целях и задачах своей деятельности, знания своих уставных обязанностей, порядка и правил установленных в Вооруженных Силах.

Но только иметь знания мало. Органически входят в структуру дисциплинированности воина поведенческие навыки и умения. Как показывает практика многие военнослужащие знают свои служебные обязанности, требования уставов, но у них часто не хватает опыта, умения совершить поступок в соответствии с воинскими уставами и наставлениями. А ведь только навыки и умения дают возможность воину действовать четко, уверенно и быстро в самых сложных, быстро меняющихся условиях учебно-воспитательной и боевой работы. Став устойчивой внутренней потребностью воина, они превращаются в привычку дисциплинированного поведения. А это то, что во многом предопределяет действия и поступки военнослужащих в реальной жизни. Они могут быть положительными и отрицательными. Анализ фактов нарушения воинской дисциплины показывает, что нередко они являются следствием вредных привычек (невыдержанность в действиях, безответственность, резкость в выражениях, пьянство, неисполнительность, необязательность и т.д.). В ходе занятий следует привести примеры вредных привычек и обсудить пути их преодоления.

  1. Руководитель подчеркивает, что сегодня понятие «дисциплинированный” связывают с понятием «грамотный”, «знающий”, «умелый”. Знания, навыки, умения и привычки не только подкрепляют собой дисциплинированность, исполнительность и одновременно принимают на себя часть их функций.

Дисциплинированность неразделима с отличным знанием устройства военной техники и вооружения, умелого их использования и применения в учебном и реальном бою, глубокими знаниями тактики боя, натренированностью органов чувств, с физической выносливостью.

Руководителю нужно далее показать, что в напряженной и опасной обстановке у воина, обладающего высоким мастерством, сохраняется тот уровень умений и навыков, который необходим для выполнения соответствующих действий. И наоборот, пока знания, умения и навыки воина находятся на низком уровне, всегда вероятно, что в сложной обстановке боя они будут разрушены и у воина появятся черты недисциплинированности, неисполнительности, паники. Поэтому точный и быстрый расчет, глубокое знание техники, уверенность в ней делают воина дисциплинированным и исполнительным в любых условиях учебы и боя.

  1. Превращение знаний из предпосылки дисциплинированного поведения в фактор определяющий поведение военнослужащего осуществляется через его убеждения, и прежде всего — через убеждение о необходимости высокой воинской дисциплины.

Убеждения — важнейший компонент в структуре дисциплинированности воина. А.С.Макаренко отмечал «… дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение … найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.”

  1. Определяющим компонентом в структуре дисциплинированности воина является его патриотическое сознание, ответственность за судьбу своей Родины. Патриотизм, осознание высокой личной ответственности за судьбу Родины, ее надежную защиту составляют стержень дисциплинированности воина, всех других его качеств и свойств.

Здесь руководителю группы необходимо привести примеры высокой дисциплинированности военнослужащих в Афганистане, Чечне, Таджикистане и других «горячих” точках.

Высокие нравственные качества служат предпосылкой формирования дисциплинированности воина, а отдельные из них выступают как элементы дисциплинированности (к примеру, долг и ответственность, трудолюбие, совесть, войсковое товарищество, честность, правдивость являются и нравственными качествами и нормами поведения воина).

Развертывая дискуссию, руководитель может сказать, что иногда некоторые воины, рассуждая о героизме, мужестве приводят факты, что вовсе не передовики — отличники, не » тихие » и исполнительные и дисциплинированные воины в решающий момент показывают высокие морально-боевые качества. Затем руководитель просит высказаться одного — двух слушателей по данному суждению.

Подводя итог дискуссии, следует сказать, что ссылки на геройство и удаль «лихих воинов” недостоверны. Они отражают исключения из правил. Нельзя, конечно, полностью отрицать возможность того, что воины, не отличающиеся дисциплинированностью, в определенных условиях способны совершить верный и храбрый поступок. Даже самый нерадивый воин не лишен способности к смелому действию.

Необходимо показать разницу между дисциплиной как внешним соблюдением воинского порядка и дисциплиной как внутренним качеством человека, выражающимся в потребности действовать в интересах выполнения учебной и боевой задачи. Дисциплинированность — это высшее понимание необходимости поступать мужественно, стойко переносить тяготы военной службы, решительно действовать как этого требуют конкретные условия.

Знания, убеждения, привычки находятся в единстве, определяют дисциплинированное поведение воина. Они выступают важнейшим фактором, создающим его внутренние побуждения, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях.

Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Это те побудительные силы, которые позволяют осуществиться тому или иному поступку воина.

Руководителю занятий здесь уместно сравнить акт насилия над сознанием личности — действия в годы второй мировой войны японских летчиков — камикадзе, у которых в качестве мотивов поступка выступают фанатическая вера в божественную миссию императора, и сознательное самопожертвование во имя свободы и независимости Родины советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Здесь уместно привести слова из письма к сыну известного героя Великой Отечественной войны капитана Масловского, которое было написано перед уходом на задание: » Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь… Отказываться от такого задания я не собирался, наоборот, горю в желанием… скорее приступить к его выполнению. В ожидании машины роюсь в неугомонных мыслях, с молниеносной скоростью задаю сам себе вопросы и тут же даю ответ. Одним из первых вопросов будет такой: какие силы помогут мне совершить мужественный поступок? Воинская дисциплина и патриотический долг. Правильно говорят: «От дисциплины до героизма — один шаг.”

Руководитель поступит методически правильно, если в ходе занятий зачитает некоторые письма фронтовиков, поинтересуется, какие чувства они вызвали у слушателей. (Для этой цели хорошо использовать книги «Великая Отечественная в письмах. М.: Политиздат, 1983; Езерский Ф.С., Федоров В.И. Письмо с фронта Л.: Лениздат, 1986).

Завершая эту часть рассказа о мотивах и поступках, руководитель подчеркивает, что готовность к подобным действиям всегда сродни исполнительности и дисциплинированности. Мотивом поступка и будет являться проявление дисциплины, не знающей уступок и компромиссов. Это проявление осознанной, внутренне принятой воином необходимости повиноваться долгу, приказу, уставу.

Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество. Воля — это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.

Дисциплинированность как качество воина тесно связана с патриотическими, военно-профессиональными, правовыми, нравственными, физическими, эстетическими качествами. Поэтому дисциплинированность относят и к патриотической, и к нравственной, и к эстетической, и другим категориям. Отдельные качества служат либо предпосылкой формирования дисциплинированности, либо отдельные выступают как элементы дисциплинированности. По наличию названных качеств и судят о дисциплинированности воина в целом.

Дисциплинированность имеет и много других, взаимосвязанных между собой элементов — самовоспитание и самодисциплина, повиновение и исполнительность, воинская честь и т.д.

Говоря о сути воинской чести и доблести важно раскрыть, в чем конкретно она выражается. Руководителю следует прежде всего остановиться на осознании самими воинами высокой социальной ценности, нужности и важности самоотверженного выполнения воинского долга, выполнение которого и конкретизирует честь. (см. ст. 24 Закона » О статусе военнослужащих”) Раскрывая воинскую честь и как вежливое и уважительное отношение военнослужащих друг к другу, руководитель останавливается на рассмотрении ст.64 и 67 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важнейшими элементами дисциплинированности является исполнительность, т.е. беспрекословное повиновение. Исполнительность является душой дисциплинированности. Народная пословица гласит: » Исполнительность — душа военной службы”. Выражением исполнительности выступает точное, беспрекословное, своевременное выполнение воинами приказов командиров (начальников), своих обязанностей, воинского долга в любых условиях.

В завершение руководителю занятия необходимо привести примеры исполнительности военнослужащих своего коллектива, сделать вывод по второму вопросу и отметить, что в дисциплинированности как важнейшем качестве личности воина выражаются многие качества личности и устойчивые черты характера воина, которые и проявляются в действиях, направленных на выполнение требований воинской дисциплины.

Завершает тему руководитель выводом: крепкая воинская дисциплина — основа высокой боевой готовности, порядка и организованности Российских Вооруженных Сил. Задача всех командиров (начальников) и всего личного состава — вырабатывать крепкую воинскую дисциплину.

  1. Накануне занятий по данной теме в подразделениях проводится подготовительная работа:

— в часы самостоятельной работы организуется разъяснение слушателям обязанностей и прав военнослужащих, законов » Об обороне”, » О статусе военнослужащих”, «О воинской обязанности и военной службе”, текста военной присяги;

— готовятся наглядные пособия, схемы и диаграммы по данной теме, выпуски стенной печати, где рассказывается о лучших воинах, отличниках учебы;

— организуется просмотром художественных фильмов (или подобранных кадров из них) — » Живые и мертвые » , «Аты-баты шли солдаты”, » Солдаты”, » Горячий снег”, » На войне,как на войне”, » Секретный фарватер” и другие, а также хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов » Всегда быть начеку”, » Присяга Родине”, » Закон о священном долге” и другие;

— проводятся культпоходы в музеи, выезды к памятникам местам боевой славы.

  1. Помощник руководителя групп занятий поручает слушателям:

а) проанализировать состояние дисциплины в своем коллективе и выступить с предложениями по ее укреплению, предотвращению дисциплинарных проступков в подразделении;

б) охарактеризовать морально-боевые качества друг друга;

в) подобрать из художественной и военно-мемуарной литературы, кинофильмов, периодической печати наиболее яркие примеры дисциплинированности военнослужащих в годы Великой Отечественной и других войн;

г) подобрать пословицы и поговорки, посвященные дисциплине и дисциплинированности;

  1. В ходе занятий было бы хорошо организовать выступления ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне, а также отличников учебы.
  2. В часы беседы рекомендуется обсудить вопросы:
  3. (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Цыпленков Руслан Германович - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства

внутренних дел Российской Федерации», г. Пермь.

614112, г. Пермь, ул. Гремячий лог, д. 1.

Тел.: 8-342-274-52-55. E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Кризис власти, низкое материальное положение большей части населения, духовное неблагополучие граждан и другие проблемы, обусловленные социально-политическими и экономическими трансформациями в стране в конце ХХ столетия, повысили уровень девиации в российском обществе. Особенно подвержены риску асоциальных проявлений молодые люди призывного возраста, то есть та социальная группа, за счет которой пополняются ряды Вооруженных сил и других силовых структур России . Согласно данным Росгосстата, на фоне «демографической ямы», в которой находилась страна в последние десятилетия, повышение нравственности и духовности населения не ожидается, поэтому вероятность того, что в числе военнослужащих окажутся призывники, склонные к недисциплинированному поведению, сохраняется (рис.1). Относится это и к будущим офицерам - курсантам военных вузов.

Для подтверждения данной гипотезы автор провел экспериментальное исследование с курсантами Пермского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Диагностика проводилась по итогам первых двух лет обучения. Этот выбор обусловлен тем, что именно к этому времени завершается период полной адаптации курсантов к военной службе и становление ротного коллектива .

Целями и задачами констатирующего этапа эксперимента являлись:

Установление уровня личной дисциплинированности курсантов второго года обучения, а также уровня дисциплинированности структурных курсантских подразделений (учебных групп, курса);

Определение соответствия имеющихся традиционных воспитательных методик задачам формирования дисциплинированности;

Выявление факторов и условий, влияющих на процесс формирования дисциплинированности у курсантов военного вуза.

Изучение военно-педагогической литературы, анализ определений дисциплины и дисциплинированности курсантов военного вуза позволили выделить сферы проявления дисциплинированности. К ним относятся: учебная, служебная, внеслужебная и повседневная деятельность . Исходя из этого были разработаны основные показатели и критерии, которые с достаточной степенью объективности позволяют оценить уровень дисциплинированности у курсантов военного вуза (см. таблицу 1).

Для проведения эксперимента была использована методика А.Б. Мелихова , которая позволила осуществить диагностику исходного уровня дисциплинированности курсантов военного вуза в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента. Суть методики заключалась в том, что каждый курсант оценивался по пятнадцати позициям, из них десять позволяли заработать положительные баллы, а пять - либо несли отрицательные баллы, либо снижали конечный результат оценки уровня дисциплинированности до нуля.

Для подтверждения предположения о том, что сформированные экспериментальная и контрольная группы принадлежат к одной совокупности курсантов, был использован метод математической статистики - непараметрический критерий К. Пирсона х2 . Критерий X вычислялся по следующей формуле: (/Э -/х)2//х, где

/т - теоретическая частота,

/Э - эмпирическая частота.

ПОКАЗАТЕЛИ КРИТЕРИИ

Деятельность курсанта по освоению учебной программы 1.Уровень освоения учебной программы 2.Наличие поощрений

Служебная деятельность 1.Результативность исполнения служебных обязанностей при несении караульной и внутренней службы 2.Наличие поощрений

Внеслужебная деятельность 1. Участие в научной работе курсантов 2. Участие в спортивной работе 3. Участие в общественной жизни подразделения 4. Наличие поощрений

Повседневная деятельность 1. Уровень ответственности.

2. Уровень инициативности

3. Действия по устранению недостатков

4. Наличие поощрений

Табл. 1. Показатели и критерии дисциплинированности курсантов военного вуза.

В результате проведенных расчетов были определены значения х2 по наблюдаемым в начале констатирующего эксперимента уровней дисциплинированности курсантов: х^мп = 5,222. Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если %2эмп достигает или превышает х\о5, и тем более достоверным, если х2эмп достигает или превышает х20,01. Х^мп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны.

Расчетная таблица для вычисления значения х2 уровня дисциплинированности курсантов на этапе констатирующего эксперимента:

1) расчет теоретической частоты (/т);

2) подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду;

3) определено число степеней свободы; внесена поправка на «непрерывность» (если v=1);

4) полученные разности возведены в квадрат;

5) полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец);

6) полученная сумма является х^мп.

Уровень дисциплинированности курсантов Эмпири- ческая частота Теорети- ческая частота Э 1 / (/э- /t) (/э-/t) //t

низкий 36 39 -3 9 0,231

удовлетворительный 41 34,5 6,5 42,25 1,225

КГ средний 16 20,5 -4,5 20,25 0,988

высокий 7 6 1 1 0,167

I 100 100 - - 2,611

низкий 42 39 3 9 0,231

удовлетворительный 28 34,5 -6,5 42,25 1,225

ЭГ средний 25 20,5 4,5 20,25 0,988

высокий 5 6 -1 1 0,167

I 100 100 - - 2,611

Примечание: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа.

Табл. 2. Уровень дисциплинированности курсантов контрольной и экспериментальной

Результат: ^эмп = 5,222

Примечание: v - число наблюдений или число интервалов (для случая интервального вариационного ряда); р - число оцениваемых параметров закона распределения

Табл. 3. Критические значения х при v=2 (количество выборок)

Различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если х2эмп достигает или превышает х20,05, и тем более достоверным, если х2эмп достигает или превышает х\01

Если же х2эмп меньше критического значения, расхождения между распределениями статистически не достоверны.

Таким образом, был установлен уровень дисциплинированности курсантов второго года обучения.

На основе полученных в ходе эксперимента данных можно сделать суждение о том, что традиционный комплекс мероприятий, входящих в существующую систему воспитательной работы, не приносит положительных результатов. Из этого следует необходимость разработки новых подходов к процессу воспитания курсантов военных вузов, которые смогут повысить уровень их дисциплинированности.

1. Андруник А.П. Концепция педагогической профилактики девиантного поведения военнослужащих: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. М.: Военная академия РВСН им. Петра Великого, 2009.

2. Андруник А.П., Дубровский А.В. Системно-динамическая модель непрерывного воспитания и развития личности курсантов (слушателей) в профильных образовательных учреждениях: монография. Пермь, 2008.

3. Мелихов А.Б. Психолого-педагогические условия формирования дисциплинированности у слушателей и курсантов военного вуза: дис. ...канд. пед. наук. Курск: Курский гос. ун-т, 2005.

Благодать вам и мир от нашего Господа Иисуса Христа!

Я приветствую вас в нашей рубрике «Ежедневное слово для духовного укрепления»!

Мы продолжаем говорить о дисциплине. Мы выяснили, что дисциплина — это подчинение себя определенному внешнему порядку или установленным правилам ради достижения желаемых результатов. Дисциплина является продуктом нашего желания. Если мы достаточно сильно чего-то желаем, то это будет дисциплинировать нас в вопросе нашего выбора.

Например, у вас есть желание или мечта стать лучшей женой, мужем или служителем через год. Или, например, вы хотите через 2 года видеть больший успех в вашем служении, карьере или финансовой сфере. Это видение способно мотивировать и побуждать вас к правильному выбору, так как вы понимаете, что цель сама по себе не исполнится, если с вашей стороны не будет никаких действий. Вы также понимаете, что любой рост требует определённых изменений в вас самих. Поэтому, вам легко принять решение начать учиться, потому что вы хотите понять, что конкретно должно быть изменено в вас для того, чтобы была достигнута поставленная цель. В результате таких решений вы узнаете, каким вы должны стать, какие качества и навыки вы должны в себе развивать, что вы должны начать делать или от чего вам необходимо отказаться для того, чтобы вы могли соответствовать вашей мечте.

Далее, вы устанавливаете для себя определенные правила, законы или ритм жизни, которые помогут вам придти к вашей конечной цели. Это и есть дисциплина. (Мы говорили, что дисциплина — это подчинение себя тем правилам, которые вы устанавливаете сами для себя для того, чтобы достичь поставленную цель).

Дисциплинированный человек подчиняется установленным правилам и порядку. Если для вас не существует никаких правил или законов, если для вас не существует слова «порядок», тогда вы недисциплинированный человек, и духовный рост для вас просто невозможен. Духовный рост, который связан с положительными переменами в жизни человека, не является уделом недисциплинированных людей.

Если у человека нет дисциплины, тогда не важно, сколько правил или законов будет установлено, он всё равно будет их постоянно нарушать.

Запомните, что этот порядок вы устанавливаете сами для себя, потому что хотите достичь определенной цели в своей жизни и развить в себе необходимые черты характера.

Если вы можете контролировать свое поведение так, что никакие обстоятельства и внешние факторы не могут отвлечь вас от поставленной цели, если вы можете воспитывать в себе силу воли и подчинить себя установленному вами порядку, тогда вы можете считать себя дисциплинированным человеком.

Давайте посмотрим на жизнь Павла. В Первом Послании к Коринфянам Павел сказал следующее:

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1-ое Корин. 9:25-27).

В этом отрывке Павел говорит о том, что у него есть желание — не оказаться недостойным Бога в конце своего служения. Это был вопрос, который относился к будущему. Когда придет Иисус и будет оценивать жизнь и труд Павла, он не хотел оказаться недостойным. Для того, чтобы этого не случилось, Павел постоянно порабощал свое тело. Иными словами, Павел говорит, что он подчинил себя определенному порядку, то есть он дисциплинировал себя ради достижения желаемого результата. Павел сравнивал это с тяжёлыми тренировками, которым добровольно подвергают себя атлеты (участники Олимпийских игр). Эти люди жертвуют многими благами и воздерживаются от многих вещей ради достижения своей цели.

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного…»(1-ое Кор.9: 25).

Подвижники (спортсмены) воздерживаются от всего этого ради получения тленного венца. Но, у нас есть лучший повод для самодициплины, нежели у спортсменов, — мы имеем вечность в своем сердце и воздерживаемся от всего ради получения нетленного венца.

«Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы-нетленного». (1-ое Корин. 9:25).

В данном отрывке Павел не упоминает конкретно о том, какому порядку он подчиняет себя, и каким образом он это делает. Однако, мы можем видеть, что Павел был очень дисциплинированным человеком, способным «усмирять и порабощать свое тело» ради достижения своей цели.

Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБ ощает себя. Он не является рабом чего-либо, но САМ управляет своей плотью и своими желаниями, указывая им подлинное место в его жизни.

Завтра мы продолжим учиться у апостола Павла вопросу дисциплины!

Обильных вам Божьих благословений!

Пастор Руфус Аджибойе

Актуальность проблемы. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнений. В силовых структурах, в том числе и МВД, очень важна дисциплинированность из-за необходимости строгого соблюдения приказов. К специфике управления органами правопорядка можно отнести экстремальность деятельности личного состава. Экстремальные ситуации заставляют руководителя принимать ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и др. При этом дисциплинированность становится главным фактором успешности выполнения деятельности. В современной психологии проблема дисциплинированности рассматривается недостаточно. На дисциплинированность сотрудника непосредственно влияет авторитет руководителя, она тесно связан требовательностью. Поэтому разработка рекомендаций руководителям о способах, продолжительности, регулярности и содержании предъявляемых требований к подчинённым позволит выполнить требования Министра внутренних дел о совершенствовании воспитательной работы с сотрудниками. Если направить усилия на развитие дисциплинированности, то меняется мотивация деятельности, растет управленческая компетентность начальствующего состава, подчинённые идентифицируют себя с подразделением, в которой проходит их служба.

Социально-психологические аспекты проблемы дисциплинированности рассматривались в работах следующих авторов: Барабанщикова А.В., Китова А.И., Стрижова Е.Ю., Столяренко А.М., Феденко Н.Ф.

Теоретические и методологические аспекты развития личности рассматривались в трудах Леонтьева А.Н., Майерса Д., Рубинштейна С.Л., Хъелла Л. и Зиглера Д.

Объект исследования. – дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел как личностное качество, определяющее успешное выполнение служебных задач.

Предмет исследования – социально-психологические условия эффективного развития дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел.

Цель исследования - раскрыть психологическую сущность дисциплинированности и выявить социально-психологические условия эффективного дисциплинирования сотрудников отделов внутренних дел.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть социально – психологическую природу дисциплинированности, ее содержание и структуру, выработать критерии дисциплинированного поведения сотрудника милиции, изучить мотивационно-смысловую основу дисциплинированности у сотрудников отдела внутренних дел.

2. Исследовать социально-психологические закономерности развития дисциплинированности у сотрудников отдела внутренних дел, определяемые авторитетом начальствующего состава, содержанием служебных задач, сплочённостью и социально-психологическим климатом в подразделении.

3. Разработать рекомендации по управлению процессом дисциплинирования сотрудников при проведении воспитательной и кадровой работы, определить условия оптимизации профессионального психологического отбора сотрудников с учетом их развития личной дисциплинированности.

Гипотеза заключена в следующих предположениях.

1. Дисциплинированность сотрудников органов внутренних дел зависит от уровня развития социально-психологических характеристик самосознания личности: идентичности, субъектности и адекватности «образа Я», которые определяются содержанием выполняемой служебной деятельности и авторитетом начальствующего состава.

2. Развитие дисциплинированности основано на усвоении сотрудником ценностей правоохранительной деятельности и построении новых ценностных ориентаций; на трансформации локуса контроля из внешней сферы во внутреннюю; на формировании у сотрудников под влиянием предъявляемых требований адекватного самоотношения и самооценки.

3. В процессе развития дисциплинированности существуют 4 выраженных этапа: исходный этап при поступлении на службу, прохождении профессионально-психологического отбора; этап социально-психологической адаптации к социально-психологическим условиям службы, требованиям руководства и содержанию служебной деятельности; этап развития профессиональной и персональной идентичности и этап сознательной дисциплинированности.

Методологическая основа исследования.

Методологическую основу дипломной работы составили положения отечественной психологии о социальном характере человеческой психики, о существовании психики в виде процесса и деятельности, о неразрывном единстве деятельности и сознания человека.

В работе реализован деятельностный подход, разработанный С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Исследование строилось на основе следующих принципов деятельностного подхода к изучению содержания личности и деятельности сотрудника милиции, детализированные применительно к данной научной проблеме: принцип предметности; принцип активности; принцип неадаптивной природы предметной деятельности; принцип деятельностного опосредствования производных психологических явлений; принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Методы и база исследования.

При подготовке дипломной работы применялись теоретико-методологический анализ литературных источников, эмпирические методы (опросник ценностных ориентаций Рокича, личностный опросник Кеттела, Интерперсональный анализ Т.Лири). В исследовании принимали участие сотрудники управления внутренних дел г. Тамбова.

Этапы исследования.

Первый этап – поисково-теоретический: разработка замысла дипломной работы, уяснение её методологических основ; составление программы исследования; определение исследовательской базы и методов.

Второй этап – опытно-экспериментальный: составлена выборка; проводились тестирование и опрос по составленной анкете, которая приведена в приложении. Этот этап проходил с декабря по февраль 2003г.

Третий этап – заключительно-обобщающий: проводилась обработка полученных данных, их проверка и группирование; сравнение «своей» и «чужой» эмпирии; уточнение собственных теоретических положений, гипотез, целей, задач; корректировка плана работы.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечена опорой на объяснительные принципы научной психологии; сравнением и сопоставлением полученных результатов с выводами других авторов по родственной тематике; применением валидных и надёжных методик; повторным проведением опросов в дополнительных выборках; повторной статистической обработкой исходных данных и корректным проведением факторного и корреляционного анализа.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Дисциплинированность - это качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

2. Критериями развития самосознания являются идентичность, субъектность и адекватность «Я-образа» кандидата. Объектами изучения являются ценностные ориентации, профессиональная Я-концепция, самооценка и самоотношение, самоконтроль личности.

3. Этапы развития дисциплинированности: исходный этап при поступлении на службу, прохождении профессионально-психологического отбора; этап социально-психологической адаптации к социально-психологическим условиям службы, требованиям руководства и содержанию служебной деятельности; этап развития профессиональной и персональной идентичности и этап сознательной дисциплинированности.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования доложены руководителям Тамбовского отдела внутренних дел, выводы по профессионально-психологическому отбору использовались сотрудниками этого подразделения в период преддипломной практики в марте 2003г. Предварительные итоги работы обсуждались на научной конференции студентов в апреле 2003г.

Структура дипломной работы.

Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложения. В заключение вошли матрицы интеркорреляций, группировка факторов, сводные таблицы исходных данных, образец анкеты. Общий объём дипломной работы - 98 страниц.


Глава I. Дисциплинированность сотрудника ОВД как регулятор служебной деятельности

§1. Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура

Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплиной понимается установленный порядок деятельности государственных организаций, предусматривающий добросовестное выполнение каждым работником возложенных на него служебных обязанностей, определенных правил и требований должностного поведения.

Вообще, дисциплинированность понимается как качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям.

Дисциплинированность можно также рассматривать как подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе.

Дисциплинарный устав определяет дисциплину как «строгое и точное соблюдение порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами». Соблюдение каждым сотрудником милиции уставных требований носит индивидуально-своеобразный характер и зависит от его психологических особенностей. Оно опосредовано таким качеством личности, в котором выражается устойчивое субъективное отношение милиционера к порядку и правилам, к приказам начальникам, к своим обязанностям. Таким качеством является дисциплинированность.