Царицынский православный университет преподобного сергия радонежского

: 48°43′07″ с. ш. 44°30′13″ в. д.  /  48.718737° с. ш. 44.503722° в. д.  / 48.718737; 44.503722 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1993 году

Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского - российское негосударственное учебное заведение. Основан 14 октября 1993 года .

История

Созданию нового учебного заведения способствовала церковно-богословская конференция «Преподобный Сергий Радонежский и современный Православный университет», которая проходила 22-26 сентября 1992 года .

Официальное открытие Царицынского православного университета произошло 14 октября 1993 года , в день Покрова Божией Матери . Университет был открыт в составе трёх факультетов: богословского, пастырско-педагогического и экологического.

В 1999 году получена лицензия Министерства образования Российской Федерации на право образовательной деятельности.

В настоящее время структура университета представлена епархиальным духовным училищем, богословским факультетом, церковно-певческим, создается факультет православной педагогики.

Современное состояние

В университете существуют 3 факультета:

  • богословский факультет
  • факультет церковного пения и православной педагогики
  • педагогический факультет

Волгоградское Епархиальное Духовное училище

Факультет церковного пения и православной педагогики

Напишите отзыв о статье "Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского"

Примечания

Ссылки

  • .
  • Патрин В. Г. .
  • Тхелидзе Альвиан . . // «Православное слово». - № 11, ноябрь 2009. - С. 7.

Отрывок, характеризующий Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.
– Да как обвенчаться! – проговорил Пьер на слова Марьи Дмитриевны. – Он не мог обвенчаться: он женат.
– Час от часу не легче, – проговорила Марья Дмитриевна. – Хорош мальчик! То то мерзавец! А она ждет, второй день ждет. По крайней мере ждать перестанет, надо сказать ей.
Узнав от Пьера подробности женитьбы Анатоля, излив свой гнев на него ругательными словами, Марья Дмитриевна сообщила ему то, для чего она вызвала его. Марья Дмитриевна боялась, чтобы граф или Болконский, который мог всякую минуту приехать, узнав дело, которое она намерена была скрыть от них, не вызвали на дуэль Курагина, и потому просила его приказать от ее имени его шурину уехать из Москвы и не сметь показываться ей на глаза. Пьер обещал ей исполнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и старому графу, и Николаю, и князю Андрею. Кратко и точно изложив ему свои требования, она выпустила его в гостиную. – Смотри же, граф ничего не знает. Ты делай, как будто ничего не знаешь, – сказала она ему. – А я пойду сказать ей, что ждать нечего! Да оставайся обедать, коли хочешь, – крикнула Марья Дмитриевна Пьеру.
Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
– Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
– Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
– Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.

Божией Матери. Университет был открыт в составе трех факультетов: богословского, пастырско-педагогического и экологического. Созданию нового учебного заведения способствовала церковно-научная конференция «Преподобный Сергий Радонежский и современный Православный университет», которая проходила 22-26 сентября г. Ректором университета был назначен архиепископ (ныне митрополит) Волгоградский и Камышинский Герман 22 октября г. указом Патриарха Алексия II от 22 октября 1996 г. В 1999 году получена лицензия Министерства образования Российской Федерации на право образовательной деятельности. В настоящее время структура университета представлена епархиальным духовным училищем, богословским факультетом, церковно-певческим, создается факультет православной педагогики.

Современное состояние

В университете существуют 3 факультета:

  • богословский факультет
  • факультет церковного пения и православной педагогики
  • педагогический факультет

Волгоградское Епархиальное Духовное училище

Факультет церковного пения и православной педагогики

Декан – протодиакон Сергий Колосков. Факультет подготавливает регентов церковных хоров и преподавателей музыки и пения для различных образовательных учреждений: воскресно-приходских школ, регентских училищ, Центров дополнительного образования, средних общеобразовательных школ.

Факультет православной педагогики

Декан – игумен Владимир (Перевертайло), канд. пед. наук, бакалавр богословия. Факультет создается с целью восполнения кадровой ниши в церковных педагогах, законоучителях, воспитателях дошкольных учреждений, педагогах-организаторах на приходах, а также для подготовки преподавателей предмета «Основы православной культуры» в средних школах и учреждениях дополнительного образования.

Конференции

Конференции консолидируют вокруг университета православных ученых. 13 июня 1995 г. на богословском факультете университета состоялась I межвузовская научная конференция, посвященная 1110-летию со дня кончины святого равноапостольного Мефодия , учителя славянского. Материалы выступлений были опубликованы в сборнике «Христианство: вехи истории». Следующая конференция «Мир Православия» состоялась 25 сентября г., материалы этих выступлений были опубликованы в первом выпуске сборника «Мир Православия», который с тех пор является регулярным совместным научным изданием богословского факультета ЦПУ, исторического и филологического факультетов ВолГУ. Также, кроме научных конференций, на богословском факультете, во время защиты курсовых работ, проводятся ежегодные студенческие конференции, в основе которых лежат курсовые и дипломные исследования студентов. Для активизации научно-исследовательской деятельности студентов несколько раз в год проводятся: богословские чтения «Введение в религиозно-философскую систему А.Ф. Лосева », богословский вечер «Введение в богословскую систему В.Н. Лосского », вечера памяти отца Павла Флоренского и протопресв. Александра Шмемана . Также регулярно проходят межвузовские встречи со студентами философского кружка Волгоградской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Созданы Византийское общество (руководитель – Н.Д. Барабанов, канд. ист. наук), историко-литургическое общество (руководитель – иеромонах Лазарь (Куликов)), общество любителей русской литературы (руководитель – иерей Владимир Тупиков).

Библиотека

Библиотека университета постоянно пополняется со дня открытия университета. Фонд библиотеки пополнялся за счет включения в него книг из монашеской библиотеки, а также книг из Фундаментальной библиотеки. Осенью 2002 г. библиотека была переведена в новое помещение. Фонд составляет более 20 000 книг.

Сотрудничество с иными вузами

В системе образования Царицынского православного университета важную роль играет сотрудничество с иными вузами. Так в 1999/2000 учебном году курс лекций по «Каноническому праву» провел профессор МДА, протоиерей Владислав Цыпин . Зав. кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского института профессор А.Л. Дворкин прочел курс «Сектоведения». В 1995 г. проводил занятия на богословском факультете профессор того же института дьякон Андрей Кураев и несколько лекций по курсу истории Русской Православной Церкви прочитал известный петербургский профессор Р.Г. Скрынников. Весной 2003 г. провел несколько лекций по «Церковной археологии» один из известных отечественных археологов, специалист по памятникам Херсонеса С.А. Беляев. Весной 2005 года патрологи А.Г. Дунаев и Д.И. Макаров провели семинары по истории исихазма. Преподаватели Царицынского Православного университета участвуют в создании «Православной энциклопедии». При Волгоградской епархии создано ее представительство. Также активно принимают участие в жизни университета профессора Волгоградского Государственного Университета.

Для многих студентов учебный процесс не прекращается с окончанием университета. Лучшие выпускники повышают уровень своего богословского образования в стенах Московской Духовной Академии. В стенах Московской духовной школы защитили диссертации и получили учёную степень кандидата богословия следующие наши выпускники: иерей Александр Пржегорлинский (в 2001 г.), иеромонах Никифор (Казаков) (в 2004 г.), Вячеслав Патрин (в 2004 г.), Александр Чепурной (в 2005 г.), иерей Владимир Тупиков (в 2005 г.), иеромонах Климент (Наумов) (в 2009 г.), Владимир Аврамов (в 2011 г.). Сейчас в стенах Московской Духовной Академии также проходят стажировку выпускники университета. Зарубежная стажировка и защита докторских диссертаций проходит в плане обмена студентами с университетами г. Фрибурга, г. Парижа (Сорбона), г. Фессалоники. Совместно с учеными Белградского университета проводятся конференции. С 2009 года студенты певческо-педагогического факультета ежегодно выезжают в Германию. В 2011 году также студенты данного факультета принимали участие в фестивале в Болгарии. В 2008/2009 учебном году ЦПУ принимал у себя группу студентов трёх университетов Берлина.

Примечания

Литература

Ссылки

  • В. Г. Патрин. / Научная жизнь на богословском факультете Царицынского православного университета .
  • Тхелидзе Альвиан, чтец. ВГСХА и ЦПУ: дружба, проверенная временем // "Православное слово", №11, ноябрь 2009 г. С.7.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВПО ВолГАУ) … Википедия

Волгоградский государственный социально педагогический университет (ВГСПУ) Девиз Docere Est Discere. (Сначала учиться, потом учить других.) Год основания … Википедия

Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда; о других значениях см. РПЦ (значения). Русская Православная Церковь … Википедия

Александр Александрович Пржегорлинский Научная сфера: Патрология, Догматика Место работы: Царицынский православный университет, декан Богословского факультета Учёная степень: Кандидат богословия,Кандидат исторических наук Альма матер … Википедия

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского - российское негосударственное учебное заведение. Основан 14 октября 1993 года .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Песня о преподобном Сергии Радонежском

Субтитры

История

Созданию нового учебного заведения способствовала церковно-богословская конференция «Преподобный Сергий Радонежский и современный Православный университет», которая проходила 22-26 сентября 1992 года .

Официальное открытие Царицынского православного университета произошло 14 октября 1993 года , в день Покрова Божией Матери . Университет был открыт в составе трёх факультетов: богословского, пастырско-педагогического и экологического.

В 1999 году получена лицензия Министерства образования Российской Федерации на право образовательной деятельности.

В настоящее время структура университета представлена епархиальным духовным училищем, богословским факультетом, церковно-певческим, создается факультет православной педагогики.

15 июля 2016 года Священный Синод, заслушав рапорт председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения (Решетникова) о положении дел в Царицынском православном университете преподобного Сергия Радонежского, постановил преобразовать данное учебное заведение в духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы .

Структура

В университете действовали 3 факультета:

  • богословский факультет
  • факультет церковного пения и православной педагогики
  • педагогический факультет

Богословский факультет

Декан - священник Александр Пржегорлинский , кандидат богословия, кандидат исторических наук.

Факультет имеет перед собой задачу подготовки специалистов по церковным дисциплинам, из которых в дальнейшем составлялись бы кадры духовенства и преподавателей для служения в лоне Русской православной церкви . При факультете действуют Византийское общество, общество «КОЛОС» и проект «Двоеслов».

Факультет церковного пения и православной педагогики

Декан - протодиакон Сергий Колосков. Факультет подготавливает регентов церковных хоров и преподавателей музыки и пения для различных образовательных учреждений: воскресно-приходских школ, регентских училищ, Центров дополнительного образования, средних общеобразовательных школ.

Факультет православной педагогики

Декан - игумен Владимир (Перевертайло), канд. пед. наук, бакалавр богословия. Факультет создается с целью восполнения кадровой ниши в церковных педагогах, законоучителях, воспитателях дошкольных учреждений, педагогах-организаторах на приходах, а также для подготовки преподавателей предмета «Основы православной культуры» в средних школах и учреждениях дополнительного образования.

Волгоградское Епархиальное Духовное училище

Директором Епархиального Духовного училища является иерей Владимир Тупиков кандидат богословия, кандидат филологических наук.

Училище имеет одногодичный курс (очная форма обучения) и двухгодичный курс (заочная форма обучения). Интенсивное обучение сопровождается и напряженной молитвенно-богослужебной жизнью, что создает возможность присмотреться к учащемуся, выявить его способность или неспособность к получению высшего богословского образования. На сегодняшний день училище прочно заняло место подготовительного отделения богословского факультета Царицынского православного университета.

Конференции

Конференции консолидируют вокруг университета православных деятелей. 13 июня 1995 г. на богословском факультете университета состоялась I межвузовская религиозная конференция, посвященная 1110-летию со дня кончины святого равноапостольного Мефодия , учителя славянского. Материалы выступлений были опубликованы в сборнике «Христианство: вехи истории». Следующая конференция «Мир Православия» состоялась 25 сентября г., материалы этих выступлений были опубликованы в первом выпуске сборника «Мир Православия», который с тех пор является регулярным совместным изданием богословского факультета ЦПУ, исторического и филологического факультетов ВолГУ. Также, кроме религиозных конференций, на богословском факультете, во время защиты курсовых работ, проводятся ежегодные студенческие конференции, в основе которых лежат курсовые и дипломные исследования студентов. Для активизации исследовательской деятельности студентов несколько раз в год проводятся: богословские чтения «Введение в религиозно-философскую систему А. Ф. Лосева », богословский вечер «Введение в богословскую систему В. Н. Лосского », вечера памяти отца Павла Флоренского и протопресв. Александра Шмемана . Также регулярно проходят межвузовские встречи со студентами философского кружка Волгоградской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Созданы Византийское общество (руководитель - Н. Д. Барабанов, канд. ист. наук), историко-литургическое общество (руководитель - иеромонах Лазарь (Куликов)), общество любителей русской литературы (руководитель - иерей Владимир Тупиков).

Библиотека

Библиотека университета постоянно пополняется со дня открытия университета. Фонд библиотеки пополнялся за счет включения в него книг из монашеской библиотеки, а также книг из Фундаментальной библиотеки. Осенью 2002 г. библиотека была переведена в новое помещение. Фонд составляет более 20 000 книг.

Сотрудничество с иными вузами

В системе образования Царицынского православного университета важную роль играет сотрудничество с иными вузами. Так, заведующий кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского института профессор А. Л. Дворкин прочёл курс «Сектоведения». В 1995 году проводил занятия на богословском факультете профессор того же института дьякон. Преподаватели Царицынского Православного университета участвуют в создании «Православной энциклопедии» . При Волгоградской епархии создано её представительство. Также активно принимают участие в жизни университета профессора Волгоградского Государственного Университета.

Для многих студентов учебный процесс не прекращается с окончанием университета. Лучшие выпускники повышают уровень своего богословского образования в стенах Московской духовной академии . В стенах Московской духовной школы защитили диссертации и получили учёную степень кандидата богословия следующие наши выпускники: иерей Александр Пржегорлинский (в 2001 г.), иеромонах Никифор (Казаков) (в 2004 г.), Вячеслав Патрин (в 2004 г.), Александр Чепурной (в 2005 г.), иерей Владимир Тупиков (в 2005 г.), иеромонах Климент (Наумов) (в 2009 г.), Владимир Аврамов (в 2011 г.). Сейчас в стенах Московской духовной академии также проходят стажировку выпускники университета.

Примечания

Царицынский православный университет (в Волгограде) учрежден в ноябре 1992г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и носит имя преподобного Сергия Радонежского. Занятия студентов начались в сентябре 1993 г. Сегодня университет имеет 270 студентов дневной формы обучения и более 200 вечернего и заочного обучения. Число штатных сотрудников и преподавателей — 48 человек. Ректор университета — Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман.

Православный университет имеет статус негосударственного учебного заведения. Организация учебной работы, основная документация, зарплата преподавателям и сотрудникам в нем аналогичны государственному вузу. Обучение бесплатное; успевающие студенты получают стипендию как в государственном вузе.

Цели и задачи университета

Смысл создания православного университета определяется следующими положениями.

  1. Без восстановления нормального нравственного состояния человека Россия не преодолеет происходящий многосторонний кризис. Нравственность человека невозможно восстановить без пробуждения совести, а совесть у подавляющего большинства людей обрести без веры в Бога.
  2. Самый верный путь восстановления нравственности народа заключается в обретении православной веры и укреплении православного образа жизни. Сегодня число активных православных людей в обществе мало.
  3. Задачу духовно-нравственного оздоровления народа сегодня затруднительно решить одной Церкви, ослабленной после 70-летнего разорения. Для решения этой задачи необходимо участие активных творчески мыслящих людей во всех сферах общества.
  4. В современных условиях восстановление эффективного духовно-нравственного воспитания и православного образа жизни народа трудно осуществить без проведения научных исследований и методических разработок.

Основное назначение университета — оказание помощи Отечеству в ускорении восстановления в народе веры в Бога и православного образа жизни. Для реализации этой главной цели университет решает следующие задачи:

  • собирание православной интеллигенции Волгограда и области с целью объединения усилий в делах духовно-нравственного оздоровления общества;
  • воспитание и подготовка православной интеллигенции через обучение по дневной, вечерней и заочной формам образования (православный университет осуществляет обучение по тем актуальным специальностям, по которым не ведут подготовку государственные учебные заведения);
  • духовное просвещение и приобщение к делам духовно-нравственного оздоровления общества активных творчески мыслящих работников и руководителей во всех сферах общества;
  • организация и проведение научных исследований и методических разработок по проблеме духовно-нравственного воспитания населения и создания нормальной экологии духа и совести человека.

В прошедшее после 1917 года время между Церковью и государством, Церковью и обществом образовался разрыв, пропасть. Поэтому одно из главных назначений православного университета — стать мостом, соединяющим Церковь с государством и обществом.

Подразделения и направления работы университета

Уже в первые два года существования и развития определились следующая структура и направления деятельности православного университета, которые в последующие два года остались по существу без изменения (лишь в третий год появилось отделение церковного пения).

Богословский факультет готовит богословов и священнослужителей. При факультете имеется годичное духовное училище, которое обучает началам православного вероучения и богослужения и одновременно является подготовительным отделением богословского факультета. Срок обучения на богословском факультете без подготовительного отделения 4 года. При богословском факультете имеется также детская воскресная школа и курсы катехизации для взрослых.

Экологический факультет готовит специалистов по системной экологии и природоохране на научной и православной духовно-нравственной основе. Факультет имеет государственную лицензию. Срок обучения 4 года. Примерно половина студентов готовятся целевым путем по договорам с экологическими станциями и другими организациями.

Высшие курсы катехизации и церковной педагогики готовят церковнослужителей, катехизаторов, преподавателей по Закону Божьему. Срок обучения 3 года. Курсы ведут подготовку также по вечерней и заочной формам со сроком обучения 4 года. При отделении работает вечерняя огласительная школа по основам православного вероучения для взрослых и детская воскресная школа.

Отделение церковного пения готовит регентов церковного хора и дирижеров народного хора. Срок обучения 4 года. Планируется получить государственную лицензию по специальности дирижер хора. При отделении работает детская школа церковного пения.

Исследовательский отдел по проектированию благотворных систем. Ведет научную и учебную работу совместно с Волгоградским государственным техническим университетом по разработке и применению подходов и методов создания различных благотворных социально-технических систем на научной и православной духовно-нравственной основе. Благотворных — то есть наиболее полезных и безвредных для тела, души, духа человека и природной среды. При исследовательском отделе имеется вычислительный центр, оснащенный современной компьютерной техникой.

Фундаментальная библиотека православной и духовной литературы. Обслуживает сотрудников и учащихся университета и жителей Волгоградской области.

Издательский отдел обеспечивает издание «Университетских трудов», газеты «Православное слово», брошюр и календарей по православному просвещению людей, идущих к вере и укрепляющихся в православном образе жизни.

Летние православные поселения. Университет организует в летний период работу двух православных поселений: детского и студенческого.

Группа управления Волгоградского отделения Всемирного Русского Народного Собора. Основное назначение группы — обеспечение выполнения целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Волгоградской области» силами студентов и сотрудников университета, а также активной православной интеллигенции Волгограда и области.

Связи университета с обществом и государственными структурами

Университет имеет и расширяет многосторонние связи с обществом, Церковью и государственными учреждениями. Хотелось бы назвать и поблагодарить наших благодетелей, без которых университет не смог бы возникнуть и поддерживать свое существование.

В первую очередь, это учредители университета — Волгоградская епархия и фирма «ЮНИВЕСТКОР». Они обеспечили основную материальную базу университета и значительную финансовую помощь. Волгоградский государственный технический университет приютил в своем общежитии большинство нуждающихся студентов, предоставил недостающие аудитории и лабораторное оборудование. Координационная группа Круглого стола по религиозному образованию и диаконии помогла приобрести издательское оборудование, компьютерную технику и значительную часть фундаментальной библиотеки. Администрация Волгоградской области и областная Дума поддержали разработку целевой программы с бюджетным финансированием.

Большую поддержку оказали и оказывают по своим силам многие другие организации и отдельные люди, бескорыстно помогающие и молящиеся за устроение и укрепление нашего университета.

Сегодня университет, к сожалению, сильно разобщен — имеет находящиеся в трех удаленных друг от друга местах учебные площади и три удаленных друг от друга общежития для студентов. Поэтому острая забота и нужда университета, сдерживающая его дальнейшее развитие, а главное — усиление духовного становления и укрепления студентов, состоит в обретении отдельного единого здания для обучения и проживания студентов. Молим Господа и просим власти устранить эту нужду. И Вас, любезный читатель данного очерка, смиренно просим помолиться об укреплении и устроении Царицынского православного университета, о здравии его учащих и учащихся.