Чем прославился ярослав мудрый. Спустя два года, или возвращение Святополка. Почитание в христианстве

Ярослав Мудрый, сын крестившего Русь князя Владимира, княживший в 11 веке поначалу в Ростове, потом в Новгороде и лишь затем в Киеве, получил известность как великий князь киевский, в первую очередь из-за того, что в период его правления в Киеве наиболее ярко реализовал свои возможности, показав свою незаурядную личность.

Так что же именно сделал великий князь Ярослав для Руси? Какую лепту он внёс в развитие русской государственности?

Первый русский законодатель

Наличие законодательства – одно из опорных признаков государства. Именно Ярослав первым осуществил меры по упорядочению внутреннего управления на Руси, первым ввёл элементы юстиции, а также положил начало формированию законодательства – «писаных правил». Действовавшие до этого вездесущие самосуд и кровная месть были урезаны. Первый свод (сборник) рукописно оформленных принятых в обществе того времени правил (законов) охватывал такие категории как право семейное, финансовые взаимоотношения между людьми, ответственность за различные преступления, судоустройство и многие другие, охватывающие разные стороны жизни. Свод был назван «Русской Правдой» (в дальнейшем он дополнялся сыновьями Ярослава и даже его внуком , но зерно этого было посеяно Ярославом).

Просветитель Руси

Будучи очень просвещённым человеком, много читающим, а также знающим несколько языков, Ярослав внёс огромный вклад в развитие образования и культуры на Руси, ведь не зря его называют по праву просветителем Руси.

В период его княжения при монастырях начали открываться первые на Руси школы. В городе Новгороде было впервые открыто большое учебное заведение на 300 человек – в основном учениками стали дети священнослужителей и старост.

В Киеве при Софийском соборе была сформирована первая в Древней Руси библиотека – большое собрание книг. И это была особенная библиотека, потому что книги в ней были не просто собраны, а практически все созданы здесь же: почти каждая книга вначале переводилась на древнерусский с греческого, болгарского и других языков, потом копировалась (вручную!) и переплеталась (тоже вручную!). Таким образом удалось создать более тысячи книг, каждая из которых была настоящим произведением искусства: текст на пергаменте (бумаги ещё не было), обложка из сафьяновой кожи, украшенная золотом, серебром или инкрустированная бриллиантами, изумрудами или жемчугом…. В Киеве для этого работала специальная мастерская по созданию книг.

В древнерусских городах Киеве и в Новгороде при храмах Святой Софии, построенных в годы княжения Ярослава, было положено начало созданию летописей, многие из которых сейчас известны нам как выдающиеся произведения древнерусской литературы. Знаменитая летопись – «Повесть временных лет» – сообщает, что князь Ярослав ставил церкви по городам, и в каждую направлял попов, важнейшей функцией которых было учить людей.

К сожалению, созданная Ярославом Мудрым библиотека не сохранилась. Поиски её предпринимались не раз, но не увенчались успехом. Рассказывают, что в 1934 году, когда под Киевом строили резиденцию для первого секретаря обкома КПСС в месте, где когда-то располагался Межигорский монастырь, строители обнаружили подвал, доверху наполненный древними книгами. Это могла быть библиотека Ярослава или часть её (потому что именно в этом месте князь прожил последние два года своей жизни), но стройка велась ускоренными темпами, и «отвлекаться» на такие «мелочи» власти, видимо, не захотели.

Добился независимости Русской православной церкви

После крещения Руси до Ярослава киевских митрополитов назначал Константинополь. Это были, как правило, выходцы из Греции или из южных славян. При Ярославе русская церковь стала менее зависимой от Византии. При княжении Ярослава впервые в истории митрополитом был назначен русский монах, которого звали Илларион. Во время правления Ярослава активно начали возводиться храмы: в одном лишь Киеве было построено порядка четырёхсот церквей.

Эпоха Ярослава – время роста авторитета Руси

Ярослав смог выстроить мудрую внешнюю политику. В период его княжения границы Руси сильно расширились, а для их укрепления стремительно воздвигались всё новые и новые города (так, например, был воздвигнут для обеспечения безопасности северо-западных границ град Юрьев, ныне зовущийся Тарту). Но воинствовал князь только лишь по крайней необходимости (как пример – разгром печенегов, периодически совершавших крайне опустошительные набеги на Русь). Киевский князь всегда стремился хранить мир и дружить с соседними странами и даже активно развивал с ними торговые отношения. Для продвижения дипломатических контактов и защиты интересов Руси Ярослав активно пользовался и развивал междинастические браки. Например, его женой стала дочь короля шведов, а трёх своих дочурок он выдал за принцев (впоследствии королей) норвежского, французского и венгерского. Соответственно сыновья Ярослава Изяслав и Константин женились на сестре короля Польши и дочери императора, правившего в то время Византией.

История одной из дочерей Ярослава Мудрого, Анны, прослеживается в фильме «Ярославна, королева Франции» (реж. Масленников, 1978 г.), в котором ярко показано уважительное отношение к русскому князю и к Руси со стороны иноземных правителей.

Благодаря мудрой внешней политике киевского князя эпоха его княжения навсегда вошла в историю как время стабильности, а также роста авторитета Руси на международной арене.

«Если жить в распрях и ненависти с соседями и друг с другом, легко самим погибнуть и погубить свою землю, которую строили и защитили от всех напастей ваши отцы и деды» – так в переводе на современный русский язык звучит наказ Ярослава Мудрого своим сыновьям. Этот наказ древнерусского князя очень хотелось бы напомнить некоторым современным правителям.

Один из самых почитаемых древнерусских князей – князь Ярослав Мудрый, сын великого (Крестителя). Прозвище Мудрый он получил за любовь к просвещению и создание первого известного на Руси свода законов, позже названного «Русской правдой».

А ещё он – отец, дядя и дед многих европейских правителей. При крещении Ярослав получил имя Георгий (или Юрий). Русская православная церковь почитает его как благоверного и даже внесла в святцы день его памяти. В високосный год это 4 марта, а в обычный – 5-ое.

Детство и юность

О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.

Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна . Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.


Но ради справедливости стоит отметить, что остальная масса историков склонна считать именно Рогнеду женщиной, которая дала жизнь известнейшему из древнерусских князей.

Всех четырёх отпрысков, рождённых в браке с Рогнедой, Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, великий князь Владимир отправил княжить в разные города. Ярославу достался Ростов. Но так как мальчику едва исполнилось 9 лет от роду, к нему был приставлен кормилец и воевода Будый (в других источниках Буды). Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника.

Правление

Этот период носит характер преданий и легенд. Время князя Ярослава Мудрого, как и саму личность, одни историки склонны идеализировать, другие – демонизировать. Правда, как водится, где-то посредине.


Княжение Новгородом имело более высокий статус, чем управление Ростовом. И всё же новгородский властитель имел подчинённый статус по отношению к киевскому, то есть Владимиру. Поэтому князь Ярослав Мудрый в обязательном порядке каждый год выплачивал отцу 2/3 собранной из Новгородских земель дани. Это была сумма 2 тысячи гривен. 1 тысяча оставалась на содержание самого вельможи и его дружины. Надо сказать, что её размер лишь немного уступал дружине Владимира.

Наверное, именно это обстоятельство подтолкнуло сына взбунтоваться и в 1014 году отказаться платить огромную дань отцу. Новгородцы поддержали своего посадника, о чём есть сведения в сохранившихся летописях. Владимир разгневался и начал готовить поход для усмирения бунтарей. Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына.


Место отца занял старший сын – Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев.

Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.

Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь ненадолго прекратились.


Началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед вельможа взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня.

Вельможа не жалел средств на церковное благолепие и приглашал для отделки собора лучших греческих мастеров. А ещё в городе появились знаменитые Золотые ворота, повторившиеся такие же в Царьграде. Над ними выросла церковь Благовещения.

Внутренняя и внешняя политика

Правитель приложил немалые усилия, чтобы прервать зависимость русской православной церкви от довлевшей над ней Византией. Поэтому в 1054 году впервые в истории Руси её церковь возглавил русский, а не греческий митрополит. Звали его Илларион.


Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение образованности народа и искоренение остатков языческой веры. Христианская вера прививалась с новой силой. В этом сын продолжил дело своего великого отца, Владимира Крестителя.

Сын велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык. Он сам любил читать и старался привить любовь к чтению и просвещению своим подчинённым. Духовенство начало обучать детей грамоте. В Новгороде появилось училище для мальчиков, которое приняло 300 первых учеников.

Количество книг быстро росло и книжная премудрость возводилась в своего рода моду того времени. Быть просвещённым становилось престижно.


В Повести временных лет говорится о некоем собрании книг и документов, которое принято называть Библиотека Ярослава Мудрого. Учёные говорят о разном количестве: от 500 до 950 томов. По некоторым данным, библиотека была передана князем (по иным сведениям – его правнуком) Софийскому собору.

Так как древние книги, которым тысяча лет, не найдены, то существует множество гипотез, где они могут храниться. Одни утверждают, что это могут быть подземелья Софийского собора, другие говорят о катакомбах Киево-Печерской лавры, третьи – о Выдубицком монастыре. Но есть и скептики, считающие, что бесценные фолианты не могли уцелеть после опустошительных половецких набегов и пожаров.

Ещё одна версия, имеющая право на существование, – Библиотека Ярослава Мудрого стала частью не менее легендарной Библиотеки .


Князь Ярослав Мудрый стоял у истоков появления первых русских монастырей, в числе которых главный – Киево-Печерский. Монастырь не только внёс огромную лепту в продвижение и популяризацию христианства и православия, но и сыграл огромную роль в просвещении. Ведь здесь составлялись летописи и переводились книги.

А ещё в это замечательное время появилась «Русская правда» Ярослава Мудрого. Это первый свод законов Руси, который последователи дописывали и приумножали.

Историки высоко оценивают и внешнюю политику вельможи, в которой он тоже добился огромных успехов. Кажется, он первым из русских князей сделал упор на дипломатию, а не силу оружия.


В то время главным способом наладить отношения с другими государствами считались династические браки. А так как Киевская Русь за время правления Мудрого превратилась в просвещённое и сильное государство, то «породниться» с ней изъявили желание многие правители европейских стран.

Женой Ярослава Мудрого стала дочь короля Швеции Олафа – Ингигерда, получившая после крещения имя Ирина. От отца ей досталось богатое приданое – город Альдейгаборг (позже Ладога). Прилегающие к нему земли получили название Ингерманландия (что переводится как земли Ингигерды).


Сын князя – Всеволод – женился на греческой царевне. Ещё двое отпрысков – на немецких княжнах. Сын Изяслав взял в жены сестру польского князя Казимира, а сам Казимир женился на сестре Мудрого – Доброгневе.

Такие же династические браки были у дочерей киевского вельможи. Елизавета была выдана замуж за норвежского короля Гаральда, Анастасия – за венгерского правителя Андрея. Но наиболее известной и почитаемой оказалась дочь Анна Ярославна, ставшая супругой французского короля Генриха I. В результате такой внешней политики князь Ярослав Мудрый оказался связан узами родства со множеством сильных соседей, ближних и дальних.

Основание городов

Князь Ярослав Мудрый основал Юрьев. Это случилось в 1030 году, когда он ходил походом на Чудь. Новый город, названный в честь своего ангела, появился на берегу Чудского озера. Сейчас он называется Тарту и является вторым по величине эстонским городом после Таллина.


Ещё один город Ярослава Мудрого – Ярославль, хотя некоторые историки считают факт его основания князем не бесспорным.

Есть ещё один Юрьев, который был основан князем. Этот город оказался одновременно и крепостью, которая входила в Поросскую оборонительную линию. Он был возведён для защиты Киева от кочевников. В 1240 году татаро-монголы его уничтожили, оставив лишь руины церкви. Вокруг неё и возродился город, получив название Белая Церковь. Он и сегодня так называется.

Личная жизнь

Многие историки сходятся во мнении, что жена Ингигерда, после крещения ставшая Ириной, имела огромное влияние на мужа и оставила заметный след в истории Руси. На полученных ею от отца в наследство землях в 1703 году был построен Санкт-Петербург.

В Киеве благодаря княгине Ирине появился первый женский монастырь. Он был сооружен при церкви Святой Ирины. Одна из его колонн «дожила» до середины ХХ столетия. Сейчас о существовании храма напоминает лишь тихая Ирининская улица.


Как сложилась личная жизнь Ярослава Мудрого и Ингигерды-Ирины – сегодня сложно сказать. Известно лишь то, что в браке с ней родились 6 сыновей и 3 дочери. Супруга разделяла взгляды своего мужа и перешла в его веру, немало сделав для её продвижения.

Красавцем великий вельможа, кажется, не был. Сильно выступающий нос и такой же подбородок, резко очерченный рот и крупные глаза не добавляли привлекательности. А ещё он был хромым из-за разной длины ног. По одной версии – из-за поврежденных в бою тазобедренного и коленного суставов, а по другой – из-за наследственной болезни Пертеса.


Существует историческая загадка-головоломка, на которую у разных историков существует своё мнение. Некоторые из них утверждают, что князь Ярослав Мудрый был женат дважды.

Его первой женой якобы была норвежка Анна. В этом браке даже родился сын Илья. Но в 1018 году он вместе с матерью был пленён польским королём Болеславом Храбрым и навсегда увезён в Польшу. Эта версия якобы подтверждается тем, что имя Анны встречается в некоторых летописях.


Но есть и противники этой спорной версии. Они утверждают, что всё гораздо проще. Анна – это иноческое имя Ингигерды-Ирины. Якобы она в конце жизни постриглась в монахини, взяв себе это имя. В 1439 году архиепископ Евфимий причислил Анну к лику святых. Она считается небесной покровительницей Новгорода.

Примечательно, что сам князь Ярослав Мудрый был причислен к святым лишь в XXI веке.

Смерть

Последние годы жизни князь Ярослав Мудрый провёл в Вышгороде. Он скончался в праздник Торжества Православия на руках одного из своих сыновей – Всеволода, пережив на 4 года жену и на 2 старшего из сыновей, Владимира.


Датой смерти князя считают 20 февраля 1054 года. Его похоронили в Софийском соборе в Киеве, в 6-тонном мраморном саркофаге. К сожалению, останки великого правителя исчезли. Известно, что саркофаг в ХХ столетии вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах. И делали это не всегда квалифицированно и добросовестно.

После вскрытия в 1939 году останки Ярослава Мудрого отправили в Ленинград, где учёные Института антропологии впервые подтвердили, что один из 3 скелетов (мужской, женский и детский) из вскрытого захоронения действительно принадлежит князю. По найденному черепу антрополог Михаил Герасимов сумел восстановить облик правителя.


Останки вернули в Киев. Но в 2009 году гробницу снова вскрыли и обнаружили, что останков древнейшего из Рюриковичей нет. На месте нашли два женских скелета – один времён Киевской Руси, второй ещё более давний – скифского периода. А ещё в гробнице обнаружили газеты «Известия» и «Правда» 1964 года.

Многие историки и исследователи склоняются к версии, что останки следует искать в США. Якобы туда они были вывезены в 1943-м, когда отступали немецкие войска.

Иван – Грозный, Пётр – Великий, а Ярослав – Мудрый. Трудно себе представить, что могло быть иначе. Между тем своё прозвище великий князь киевский Ярослав Владимирович получил через пять веков после смерти: так назвали его московские летописцы XVI столетия, а позже с ними согласился известный историк Николай Карамзин. Но почему из десятков древнерусских князей именно Ярослав удостоился столь почётного прозвища? Какие основания были у потомков именно его признать Мудрым?

Князь Ярослав Мудрый. Реконструкция В. М. Герасимова. 1939 г.

Чтобы составить мнение о первых князьях, и Карамзин, и московские летописцы XVI в. обращались к «Повести временных лет». Заглянем и мы в древнейшую русскую летопись. И вот тут нас ждёт неожиданность. Привычный своей мудростью Ярослав оказывается или вовсе без прозвища или с прозвищем далеко не лестным. Обычно «Повесть временных лет» называет нашего героя просто Ярославом, а однажды сообщает о противниках князя, называвших его «Хромцом», то есть хромым.

Стоит, однако, почитать список княжеских дел, как всё, казалось бы, встаёт на свои места. Летописец стремится убедить читателя в высоком уме, благочестии и политической искусности Ярослава. Прежде всего, князю пришлось одолеть в борьбе за киевский престол коварного брата – Святополка Окаянного. И как же иначе можно назвать человека, по воле которого были убиты ни в чём не повинные братья Борис и Глеб, будущие первые русские святые? Сам же Ярослав, как гласит летопись, читал ночью и днём, «засеял книжными словами сердца верующих людей», основал библиотеку в Софийском соборе. Работали при ней переписчики и переводчики – целая академия по меркам XI столетия! Не забывал Ярослав и о просвещении простого народа: платил жалованье монахам за распространение знаний. Кроме того, князь прославился основанием великих соборов, и в их числе знаменитой Софии Киевской.

Получив из летописи все эти сведения, позднейшие составители русской истории просто не могли не заключить, что Ярослав – Мудрый. Но с XVI в. много воды утекло. В распоряжении современных историков оказались и другие сведения о Ярославе. Появилась возможность проверить рассказ древнейшего летописца.

При сравнении выяснилось, что «мудрость» Ярослава вовсе не так однозначна, как могло показаться читателям «Повести». Например, из рассказа скандинавского воина, «Эймундовой саги», следует, что убийц к Борису подослал не кто иной, как Ярослав. Он же, по всей вероятности, «позаботился», чтобы «Окаянным» (братоубийцей) предстал в летописи ни в чём не повинный Святополк. Что касается строительной деятельности Ярослава, и здесь не обошлось без «приписок». «Повесть временных лет» утверждает: Софийский собор в Киеве основан в 1037 г. Ярославом. А вот недавние изыскания археологов показали – строить Софию начали на 12 лет раньше, в 1015 г. Основателем величайшего древнерусского собора оказался не Ярослав, а его отец Владимир, креститель Руси.

Господь Вседержитель. Центральный купол Софийского собора в Киеве. XI в.

Богоматерь Оранта. Нерушимая стена. Мозаика в центральной абсиде Софийского собора в Киеве. XI в.

Итак, идеализировать Ярослава не стоит. Но не признавать за ним талантов тоже нельзя. Дипломатические успехи, обширное строительство, начала законодательства – всё это достижения Ярослава Владимировича. Да, он хотел казаться лучше, чем был. Ярослав и его сыновья позаботились о том, чтобы в летопись попал «подправленный» вариант политической биографии князя. И вот тут мы сталкиваемся с некоторой неувязкой. Тот же летописец, который «обелил» Ярослава в истории с братьями и «приписал» ему Киевскую Софию, не преминул рассказать о кличке, полученной Ярославом от врагов. Они называли князя Хромцом. Прозвище имело под собой все основания: Ярослав действительно хромал. Исследование останков князя, захороненных в Софийском соборе, зафиксировало врождённый вывих тазобедренного сустава в сочетании с ранением правой ноги. Но что стоило летописцу «забыть» о хромоте Ярослава, раз он промолчал о более существенных недостатках?

Ярослав Мудрый за сочинением «Русской Правды». Современный рисунок.

В том-то и дело, что современники не только не хотели молчать о хромоте Ярослава, они выставляли её напоказ. О хромоте сообщали иностранные хроники, о ней говорилось в Новгородской летописи: «Был же хромоног, но умом совершен, и храбр на рати, и христианские книги сам читал». Получается, что, превознося князя за ум и храбрость, летописец начинает не с этих достойных похвалы качеств, а с княжеской хромоты. Конечно, хромал на Древней Руси не каждый князь, это была отличительная черта Ярослава. И всё же почему летописец, явно настроенный Яро слава хвалить, начинает с хромоты?

Попробуем подойти к вопросу иначе. Ведь тысячу лет назад люди могли думать не совсем так, как мы. А что, если хромота в глазах летописца не такой уж недостаток? Не случалось ли современникам Ярослава хвалить и других за какие-нибудь физические недостатки? Оказывается – случалось. В соседней Скандинавии.

Когда Русью правил Ярослав, в Исландии и Норвегии расцвела поэзия скальдов. Скальды сочиняли стихи о богах и героях, о битвах и мести, о подвигах и славе. Считалось, что языком скальда движет Один, бог поэзии и вдохновения. Слово скальда в глазах современников обладало магической силой. Скальду верили, как пророку, и боялись, как колдуна. Хвалебная песнь, сложенная скальдом, могла вознести правителя на невиданную высоту. Но горе конунгу (королю), которого скальд задумает высмеять.

Но не только о знатных людях, конунгах и ярлах, пели скальды. Кое-что сообщали они и о себе, и не самое приятное. Скальды изображали себя внешне безобразными, грубыми людьми. Чем вдохновеннее стихи, тем уродливей автор. Чем ужасней облик поэта, тем прекрасней его поэзия. Скальда нужно было слышать, а не видеть. Красавцев на свете немало, но что их слова? Уродство скальда – вот признак особого дара и особого знания.

Великий князь Ярослав Владимирович Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.

В физических недостатках древние скандинавы видели признак близости к высшим силам. И правителям тоже захотелось стать некрасивыми! Норвежские и шведские короли получали прозвища, довольно странные, с нашей точки зрения, – Свинья, Синезубый, Толстый. Последний, по имени Олаф, был современником Ярослава. Оба они оказались соперниками в борьбе за руку и сердце шведской принцессы Ингигерд. Ну и выбор был у принцессы! Между Толстым и Хромцом. Принцесса пошла замуж за Ярослава и стала великой княгиней киевской. Но, может быть, не так уж она и страдала? В своём XI в. принцесса знала: оба её жениха – люди необыкновенные, отмеченные божественной печатью. Некрасив – значит, умён. Неслучайно, в дальнейшем с Олафом и Ярославом произошла сходная перемена. Норвежского конунга Олафа Толстого потомки назвали Олафом Святым, а русский князь Ярослав Хромец стал Ярославом Мудрым.

Если соседи-скандинавы считали физический недостаток признаком особой силы и ума, на Руси в ту эпоху вполне могло сложиться похожее мнение. Тогда понятно, почему о хромоте Ярослава говорили прежде, чем перечислить славные княжеские дела. Хром – значит, мудр. Если так, прозвище «Мудрый», которым наградили Ярослава потомки, – отголосок прозвища «Хромец», которым нарекли его современники.

Ярослав бывал разным. Но казаться хотел мудрым. Таким и остался в истории.

Князь Ярослав Владимирович многим известен под прозвищем Мудрый, хотя только в XIX веке такую приставку к его имени добавил выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин. Впрочем, он сделал это неспроста: за время своего правления Ярослав строил новые города, при нем появились на Руси монастыри, он собрал грандиозную библиотеку, а также издал первые своды законов. И все же, несмотря на множество похвальных дел, есть в биографии князя немало такого, о чем историки предпочитают умалчивать.

Князь мог не родиться

Родителями Ярослава были креститель Руси Владимир Святославич и Рогнеда, княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода. Но, если верить Иоакимовской летописи, Ярослав мог никогда не появиться на свет, так как однажды Владимир едва не убил жену. Дело в том, что Рогнеда отказала Владимиру, собираясь замуж за его брата Ярополка. Но князь не потерпел отказа. Он захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах родителей, убил ее отца, мать и братьев, а затем насильно повел девушку под венец (см. «Тайны ХХ века», №20). Рогнеда долго искала подходящий случай поквитаться с мужем. И вот однажды, когда князь уснул, она хотела пустить в ход нож. Но покушение не удалось - князь раскрыл глаза и схватил супругу за руку. Он зарубил бы Рогнеду, но тут на крик матери вбежал их первенец Изяслав.

Если хочешь убить ее, руби сначала меня! - вскричал мальчик, заслонив собой Рогнеду.

Это спасло ей жизнь. Пришло время - и она выносила будущего правителя Русской земли Ярослава.

Бой с медведем

В 988 году Владимир распределил земли между своими двенадцатью сыновьями. Ярославу достался Ростов. Молодой князь решил поселиться не в самом городе, а заложил неподалеку новое поселение - Ярославль. С его созданием связана интересная легенда.
В ее первой версии, записанной архиепископом Самуилом в 1771 году, говорится о том, что однажды дружина Ярослава, проходя мимо местечка Медвежий Угол, увидела ограбление купеческого каравана. Князь спас торговцев и узнал, что в этих местах живут язычники, славящие Велеса. Ярослав решил окрестить их. Когда он явился со священниками, непокорные язычники выпустили против него медведя. Но князь не дрогнул - выхватил секиру и зарубил зверя. Увидев это, язычники склонились перед победителем и согласились принять христианство. Ярослав решил воздвигнуть на этом месте новый город.
В 1820 году русский прозаик Павел Юрьевич Львов обнародовал другую версию легенды. По ней, на месте будущего Ярославля жили христиане, а посланный Велесом медведь терроризировал их за то, что они отреклись от веры предков. Ярослав выследил и убил лютого зверя.
Впрочем, обе истории могут быть мифами. Во-первых, записаны довольно поздно, в XVII-XIX веках, а в более ранних источниках о медведе нет ни слова. Во-вторых, официальной датой рождения Ярослава считают 978 год, и ко времени схватки с косолапым ему было всего лишь десять лет. И все же на гербе Ярославля до сих пор красуется медведь, держащий в лапах секиру.

Кровавое наследство

Зато на пути к престолу Ярославу пришлось столкнуться не с мифическими, а с реальными противниками. Причем с собственной родней.
В начале 1010-х умер княживший в Новгороде Вышеслав, и Владимир передал город Ярославу. В 1014 году Ярослав заявил, что больше не станет платить дань Киеву. Дело в том, что сыновья Владимира, хоть и правили землями, регулярно отчисляли часть прибылей отцу. Владимир разгневался и решил проучить сына. Но тот, узнав, что отец готовится повести войско на Новгород, собрал собственную армию - призвал из-за моря варяжских наемников. Неизвестно, чем бы кончилось противостояние отца и сына, если бы Владимир внезапно не умер в 1015 году.
После кончины великого князя между братьями вспыхнула кровавая борьба за киевский трон. Во главе государства стал старший из них - Святополк. По одной из версий, он занял престол, убив родных братьев Бориса, Глеба и Святослава. По другой, их убил сам Ярослав, а на Святополка лишь свалил вину. (Подробнее об этих событиях - в №24 нашей газеты.) Так или иначе, но главное противостояние возникло между Ярославом и Святополком.
Борьба шла с переменным успехом. Ярослав повел войско на Киев. Святополк выдвинулся навстречу и укрепился на противоположном берегу Днепра. Силы были равны, и Ярослав не рискнул атаковать. Три месяца армии братьев стояли лагерями на разных берегах. Наступили заморозки. Ярослав понимал, что больше медлить нельзя. И тут он узнает от своего осведомителя, одного из приближенных Святополка, что ближайшей ночью дружина брата собирается пьянствовать. Под покровом темноты Ярослав переправил свое войско через Днепр и утром разбил захваченное врасплох хмельное воинство.
Ярослав занял Киев, но ненадолго. Вскоре вернулся Святополк и при поддержке армии поляков отобрал у брата престол. Ярослав был вынужден отступить в Новгород. Опасаясь, что его будут преследовать и тут, он собирался бежать за море, в норвежские земли, да только не успел: новгородский посадник Константин изрубил его ладьи, заявив:

Хотим биться со Святополком!

Нанятые Ярославом варяги не хотели больше сражаться за князя, так как тот обманул их, не заплатив оговоренную при найме сумму. Тогда Константин собрал с новгородцев деньги и продлил контракт с варягами. Армия Ярослава снова двинулась на Киев. Святополк и на этот раз пошел навстречу. Правда, его войско было сильно ослаблено, так как князь разругался с поляками и лишился их поддержки. Братья сошлись у реки Альта. Ярославу удалось разгромить Святополка и завладеть троном Киевской Руси.

Чужая невеста

В давние времена территория Ленинградской области называлась Ингерманландией. Казалось бы, откуда на исконно русской земле появилось столь чужеземное название? По одной из версий, это случилось благодаря женитьбе Ярослава на шведской принцессе Ингигерде, которой в качестве свадебного подарка князь пожаловал Ладогу и прилегающие к ней земли.
Брак Ярослава и Ингигерды являлся исключительно политическим. Сама невеста была влюблена в короля Норвегии Олафа II. Более того, ее отец, шведский король, дал норвежцу клятву, что выдаст за него дочь. Но когда Олаф прибыл к месту свадьбы, к его удивлению, ни невесты, ни ее отца там не оказалось. И тут выяснилось, что планы Швеции изменились: девушка отдана за Ярослава. Самому Олафу II предложили взять в жены Астрид, сводную сестру Ингигерды. И все же, если верить скандинавской «Саге об Эймунде», норвежский король посещал Новгород, где имел с женой русского князя тайную связь.

Земли - пополам

В 1023 году на Киев пошла армия Мстислава Удалого, еще одного сына Владимира. Тому показалось несправедливым, что Ярослав правит всей Русью, тогда как ему приходится довольствоваться лишь Тмутараканью, одним из городов, расположенных на территории нынешнего Краснодарского края. Ярослав снова призвал на помощь варяжских наемников, но Мстислав разбил его армию и выдвинул требование: «Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра».
На том и порешили - поделили Русь пополам. Правда, Ярослав, видимо, побаивался брата, так как предпочел жить в Новгороде, и только после смерти Мстислава в 1036 году решился вновь перебраться в Киев. К тому времени у него оставался еще один конкурент - княживший в Пскове Судислав. Ярослав не стал дожидаться, пока брат заявит свои права на Русь, схватил его и заточил в темницу. После этого Ярослав присвоил все принадлежащие Мстиславу и Судиславу земли и стал единоличным правителем Руси.

Мудрость

За время правления Ярослав воздвиг на Руси несколько городов, самые известные из которых Ярославль, Юрьев (сейчас Тарту, Эстония), Ярослав (в современной Польше), Юрьев (Белая Церковь) и Новгород-Северский (ныне - на Украине). В 1031 году князь совместно с Мстиславом ходил в поход на поляков и вернул утраченные из-за усобицы со Святополком так называемые Червенские города. В 1037 году в честь победы над печенегами Ярослав заложил в Киеве поныне знаменитые собор Святой Софии и Золотые Ворота. При Ярославе на Руси появились первые монастыри - мужской Свято-Юрьев в Великом Новгороде и Киево-Печерская лавра. Летописцы отмечали большую любовь князя к книгам, известно, что и сам он написал немало трудов. Сохранились сведения о великой библиотеке Ярослава Мудрого, которая долгое время хранилась в подземельях Софийского собора, а впоследствии была утеряна. Знаменит князь и созданием первых писаных законов Руси - «Русской Правды» и «Церковного устава».
Ярослав княжил 37 лет и умер в 1054 году. На смертном одре он завещал своим сыновьям: «Имейте любовь между собой, потому что все вы братья. И если будете жить в любви, Бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов…» А спустя пять лет после смерти князя наследники престола освободили «из поруба» его брата Судислава, проведшего в темнице 23 года. Волю он получил при условии, что никогда не станет претендовать на киевский престол.

На вопрос Реформы Владимира Великого или Ярослава Мудрого. Кто что знает, тот то пишет))) ХЕЛП заданный автором Просцениум лучший ответ это Ярослав Мудрый (1019-1054). После смерти Владимира между его сыновьями началась жестокая борьба за власть. Старший сын Владимира Святополк убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Решающая битва между двумя претендентами на киевский престол Святополком и Ярославом состоялась весной 1019 г. на реке Альте, она закончилась победой Ярослава. С братом Мстиславом, который княжил в Тмутаракани, вопрос о разделе сфер влияния Ярослав решил мирным путем, предложив ему земли днепровского левобережья с Черниговом. После смерти Мстислава 1036 г. Ярослав окончательно объединил Русь.
Первоочередной задачей Ярослава Владимировича, так же, как и его отца, была защита родной земли от печенегов. Он продолжил дело фортификування южных рубежей государства, строил новые города (Юрьев, Корсунь и др.) . В 1036 г. , когда огромная орда печенегов прорвала укрепления и окружила Киев, Ярослав собрал большое войско и наголову разгромил врага, отогнав его навсегда от рубежей Русской земли. Одновременно Ярославу Мудрому пришлось заботиться о защите западных границ: отвоевывать у польских феодалов земли, захваченные Болеславом Храбрым 1018 г. , освободить от поляков волынский город Белз, вместе с Мстиславом отвоевать и воссоединить с Древнерусского государства / 1031 / всю Июнь Русь.
Во внешней политике Ярослав Мудрый предпочитал методам дипломатических связей, подкрепляя их династическими браками. Сам князь был женат на дочери шведского короля Ингигердой, его дочь Анна была женой французского короля Генриха I, Елизавета - норвежского короля Геральда Смелого, Анастасия - венгерского короля Андрея. Сыновья Ярослава Мудрого Изьяслав, Святослав и Всеволод благодаря бракам скрепили дружеские отношения Киевской Руси с Польшей, Германией и Византией.
Важные меры совершил Ярослав в деле внутренней организации своего государства. При нем было окончательно сломано местный сепаратизм, стабилизировались территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат, сбор дани. Ярослав Мудрый уделял большое внимание церкви, пытаясь обеспечить независимость церковной иерархии от Византии, в 1039 г. основал митрополию в Киеве, а в 1051 году назначает главой русской церкви Иллариона. В столице государства действовало 400 церквей. Он перестроил Киев - поднял Золотые Ворота, собор св. Софии. Прославился Ярослав Мудрый и изданием "Русской правды" - первого кодекса законов. Он заботился о развитии образования, науки, искусства. Развивалась экономика страны. Только в Киеве работали ремесленники более 60 специальностей. Столица стала торговым центром не только Киевской Руси, но и Восточной Европы.