Что такое семейная терапия (консультирование). Системная семейная психотерапия – что это

КТО ТАКОЙ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ?

Это сертифицированный специалист, занимающийся психологической помощью людям с применением методов семейной терапии.

ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ?

Это современное направление психотерапии, особенность которого состоит в том, что в нем клиентом выступает не отдельный человек, а вся семья целиком. В рамках этого направления семья рассматривается как целостная взаимосвязанная социальная система, особенности функционирования которой подчиняются законам функционирования систем.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ?

Прежде всего, развитие семейной терапии не связано с развитием индивидуальной терапии. Концептуальную основу семейной психотерапии составила общая теория систем, для которой характерны два положения:

1) целое больше, чем сумма его частей;

2) все части и процессы целого взаимообусловлены и взаимно влияют друг на друга.

Применительно к семейной системе первое положение можно переформулировать следующим образом:

1) семья первична по отношению к отдельному ее члену, т.е. жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой .

Семейная система обладает собственными целями и законами.Ее задача-выжить и выполнить те функции, ради которых она была создана.Кроме индивидуальных целей, члены семьи имеют еще и общие намерения.Кроме собственных интересов, они защищают еще и семейные ценности.Поэтому система способна так сильно связывать людей.Система помогает людям удовлетворить их потребности, а люди, в свою очередь, "служат" системе.И каждый из них в какой-то мере подчинен не своим собственным мотивам и потребностям, а нуждам и закономерностям развития и функционирования системы.В связи с этим, объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек.В этом положении заключается одно из основных отличий системного подхода, который предполагает, что поведение человека определяется не только и не столько его собственными потребностями и мотивами, сколько особенностями функционирования семейной системы, членом которой он является.То есть желания, потребности, намерения и индивидуальные особенности людей являются вторичными по отношению к влиянию системы.Поэтому фокус терапии смещается от анализа индивидуальных характеристик членов семьи к обнаружению дисфункциональных способов взаимодействия между членами семейной системы.

Второе положение общей теории систем применительно к семейной системе означает, что

2) поведение каждого члена семейной системы влияет на остальных.

В системном семейном подходе происходит смещение причинно-следственной связи от линейной к круговой.При линейной связи событие А вызывает событие В, т.е. А- есть причина В, а В- есть следствие А.Закон причины и следствия имеет силу лишь для неодушевленных предметов.Если толкнуть первую из составленных друг за другом костяшек домино, то можно с определенной точностью предсказать, к чему это приведет- по очереди упадут и все остальные.В живых системах все по-другому."Если вы захотите пнуть собаку, она может увернуться и укусить вас за ногу".Человеческие отношения тем более сложны, потому что реакция одного человека влияет на поведение другого.К тому же, многие события происходят одновременно.Невозможно предсказать точно, что произойдет, так как мы постоянно реагируем на обратную связь, чтобы понять, что делать дальше.Таким образом, причина и следствие в замкнутом цикле становятся чистой случайностью: поведение индивида является не только реакцией на поступки других, но, в свою очередь, влияет на них.То есть человек А влияет на человека В и человека С так же, как В и С влияют на А в процессе взаимных отношений.

Принцип круговой модели вза имоотношений, положенный в основу системной семейной терапии, делает ее не просто техникой, а другим, отличным от индивидуальной психотерапии, способом видения, определения и решения проблем: психологические трудности человека рассматриваются как симптомы проблемных системных взаимоотношений.Обычная,"линейная " логика направляется вопросом "Почему?" и предполагает ответ "Потому что". Системный семейный психолог руководствуется вопросом "Зачем?". События и поступки в семейной системе связаны между собой по типу замкнутой цепи: все происходящее играет свою роль для достижения определенной цели-например, для сохранения равновесия, согласия между членами системы, а по большому счету- для выживания самой системы. Тогда любое поведение становится функциональным, а, значит, объяснимым с точки зрения цели.Симптом может быть совершенно нелогичным и даже разрушительным для того, кто его проявляет, но в общей конструкции оказывается в какой-то момент чуть ли не единственной точкой опоры для сохранения устойчивости всего семейного здания.

Рассмотрение любой ситуации с точки зрения системного взаимодействия позволяет исходить из убеждения, что любой симптом приносит определенную "выгоду" всем "заинтересованным лицам".И с этой точки зрения вопрос "Зачем?" звучит как: "Кому нужен этот симптом?Какие позитивные намерения выполняет этот симптом для сохранения баланса в семейной системе?" И когда это позитивное намерение становится понятным и принятым, то остается только найти новые, безопасные пути для его осуществления.Например, если симптом ребенка позволяет родителям всегда иметь тему для разговоров и сплачиваться в своем беспокойстве, то необходимо помочь им находить другие возможности для объединения, чтобы ребенку не "казалось" , что единственный способ помирить родителей- это получать "двойки", болеть или употреблять спиртное.Здесь нужна работа не только с ребенком, но и супружеская терапия.

Известно, что любая живая и социальная система стремится к развитию, прогрессу.Но эволюция эта не могла бы осуществляться без стабилизирующих факторов, которые делают развитие постепенным и безопасным.Именно поэтому функционирование семьи, как и любой системы, определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом развития. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние. Нарушение стабильности всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то,что события могут быть и радостными, и долгожданными, например,рождение ребенка, распад мучительного брака и т.д. В соответствии же с законом развития каждая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл- некую последовательность смены стадий. Стадии жизненного цикла семьи связаны с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами, одним из которых является физическое время:

1.Члены семьи претерпевают возрастные изменения, и, следовательно, меняются их психологические потребности.

2.Происходит неизбежная смена семейной структуры (прибавление членов семьи и уход из жизни членов семьи)

Семейные кризисы возникают чаще всего при переходах от одной стадии к другой.Именно в эти моменты способы достижения целей, прежде использовавшиеся в семье, уже не могут быть эффективными при удовлетворении возникших у ее членов новых потребностей. Возникновение проблем наиболее вероятно, когда стремление к развитию толкает семью и ее членов к росту и изменению, а ресурсов, то есть навыков коммуникации, образцов для подражания, возможностей в плане поддержки не хватает. Тогда в семье начинает преобладать стремление к гомеостазу, сохранению своего status quo, что в ситуации кризиса воспринимается ее членами как более безопасное состояние.Чтобы перейти на новую стадию жизненного цикла, семье предстоит решать новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений, принятием новых ролей, новых правил, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия.

Задача семейного консультанта в такой ситуации – помочь членам семьи и всей семье как системе НАЙТИ РЕСУРСЫ для преодоления ситуации, кажущейся на первый взгляд тупиковой, после чего семья сможет перейти на следующий этап своего развития.

С КЕМ РАБОТАЕТ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ?

Для семейного психолога возможна работа с любым количеством членов семьи, начиная от ее полного состава, заканчивая одним человеком, возможно, даже не имеющего семьи на данный момент.Даже, если клиент одинок-он все равно "родом из детства" с его опытом жизни в родительской семье, в которой были сформированы его убеждения, ценности, привычки и нравы, и это детское "наследство" зачастую бывает источником жизненных трудностей человека.Но чем "полней" состав семьи, особенно на первом "диагностическом" приеме, тем эффективней работа для семьи и с точки зрения сроков терапии, и средств, на неё затраченных.

Обычно на первую встречу приглашаются все члены семьи, живущие "под одной крышей". В дальнейшем, в зависимости от целей терапии, может приглашаться разное количество членов семьи.Возможно привлечение в работу и не проживающих "под одной крышей", но кто имеет сильное влияние или может оказать значимую помощь на определенном этапе семейной терапии.Например, при работе с разведенной женщиной с детьми может возникнуть необходимость участия её бывшего мужа, если они ведут скрытую "войну" через детей.

В случае, если один или несколько членов семьи отказываются участвовать в совместной работе, можно начать индивидуальную работу с одним ее членом, чтобы принять решение по тому вопросу, который беспокоит лично обратившегося.Однако необходимо учитывать тот факт, что когда изменяется один член семьи, это может вызвать сопротивление других ее членов, что может разбалансировать систему- усилить отчуждение, увеличив дистанцию в отношениях.Но может и подбодрить, активизировав других "подтянуться" за изменениями "растущего". В любом случае, всегда есть возможность начать работу с семьей.

ЗАЧЕМ НУЖНА НА ПРИЕМЕ ВСЯ СЕМЬЯ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ КОГО-ТО ОДНОГО?

Семейный психолог рассматривает трудности членов семьи в тесной взаимосвязи друг с другом, поэтому проблема отдельно взятого члена семьи рассматривается в более широком семейном контексте.Когда в системе нарушены взаимодействия, то это выражается в "проблемном" поведении чаще кого-то одного в семье.Чаще всего им становится ребенок, потому что эмоциональная зависимость от взрослых - основа его выживания. Таким образом, чтобы решить "проблему" одного в семье, нужно обнаружить нарушения семейного взаимодействия и создать условия для формирования здоровых семейных взаимоотношений, и для этого на приеме желательно присутствие всей семьи.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕННО СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ?

1. Неоспоримым преимуществом семейной терапии является ее эффективность. Семейный психолог работает не с симптомом (симптоматическое поведения является, как правило, способом адаптации к проблемным взаимоотношениям), а с самим источником - самими нарушенными взаимоотношениями.Например, в результате работы "индивидуального" (не семейного) психолога с ребенком, его проблема (побеги из дому) может постепенно исчезнуть.Но поскольку сама причина - напряженное внутрисемейное взаимодействие не была затронута, то проблема спустя некоторое время может или возвратиться, или видоизмениться, или "перекочевать" к другому члену семьи. Можно сравнить с медициной: когда лечат болезнь, а не больного, лечение будет малоэффективным.

2. Достигнутый эффект более действенен и долгосрочен, поскольку вся семья работает на результат (если, конечно, рекомендации семейного психолога выполняются всеми членами семьи). Если у членов семьи мотивация на изменения различная, то более мотивированные могут активизировать менее мотивированных.

3. Семейная терапия является более "оптимистичной" в том смысле, что не связывает проблемы людей с их генетикой или болезненными прошлыми переживаниями. Когда причины "болезни"в прошлом, становится непонятно, можно ли это "вылечить" сейчас.Семейная терапия ищет причины в настоящем, с которыми можно начать что-то делать сейчас.

4. Cемейная терапия в сравнении с индивидуальной "экологически чище". Например, в процессе работы с ребенком индивидуального (не семейного терапевта) психолог разговаривает с ребенком так, как не умеет или не хочет разговаривать с ним мама, играет так, как мама с ребенком не играет в реальной жизни.Мама ребенка при этом может испытывать массу негативных чувств: обиду или вину по отношению к своему ребенку, злость и ревность по отношению к психологу (за то, что она могла стать "лучшей" мамой ее ребенку). Родительский авторитет мамы падает.Возникает парадокс: симптоматика ребенка ослабляется, а напряжение в семье растет- и зачастую это становится причиной того, что индивидуальная терапия прекращается на полпути.

5. Семейная терапия естественным образом "снимает" сопротивление членов семьи, потому как в системном подходе невозможно назначить "виноватого за все", определить кого-то на роль "источника всех бед". И хотя в самом начале семья может предъявлять кого-то в качестве семейного "козла отпущения", в процессе работы приходит понимание, что ни на какого конкретного члена семьи всю вину возлагать нельзя, поскольку каждый вносит свой "вклад", все члены семьи взаимно и обоюдно формируют поведение друг друга.Особенность системного подхода в том, что все члены семьи рассматриваются не как изначально обладающие определенными врожденными характеристиками, а как проявляющие соответствующее поведение в зависимости от поведения других.Глагол "быть" заменяется глаголом "проявлять", и тогда ни один из людей,составляющих систему, не характеризуется привычными для нас ярлыками типа "властный","ленивый", "агрессивный","обидчивый", т.к. каждое поведенческое проявление перестает быть чем-то отдельным.Лень может себе позволить лишь тот, кто точно уверен, что его обязанности будут все равно выполнены кем-то другим, даже, если это вызовет недовольство этого "кого-то другого".Агрессор держит всех в страхе только до тех пор, пока в семье не найдется кто-то другой, кто сможет ему противостоять.

6. Семейная терапия требует гораздо меньше времени и, соответственно, материальных затрат по сравнению с индивидуальной.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ?

Продолжительность семейной терапии может быть различна.Некоторые семьи приходят лишь на одну-две сессии, и этого бывает достаточным, чтобы произошел процесс изменения.Другим семьям нужно четыре-пять встреч для преодоления кризиса, с которым приходит семья в терапию.Гораздо реже может понадобиться более десяти встреч. Продолжительность терапии определяется при заключении контракта на первой встрече.

Многие факторы влияют на продолжительность работы: серьезность и давность проблем, количество включенных в работу членов семьи, величина страдания, толкающая людей к изменению, осознание ими своей причастности к создавшейся семейной ситуации, степень смелости, стремления и готовности к изменениям.

Продолжительность работы зависит и от глубины проработки, которую определяет сама семья.Один из основателей семейной терапии Карл Витакер, сравнивая себя с учителем музыки, предлагал семье научиться играть настолько хорошо, насколько это им нужно. Многим достаточно научиться играть популярные мотивчики. Некоторым хочется хорошо играть Бетховена, а для этого может потребоваться немало времени.

У семейной терапии есть второе название-"краткосрочная, ориентированная на решение терапия".Задача семейного психолога- дать толчок к изменениям, запустить позитивный семейный процесс, помочь семье увидеть или найти свои ресурсы, чтобы она могла дальше существовать без помощи психолога, справляясь со своими проблемами самостоятельно.

КАК ВЫБРАТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА?

Квалифицированный семейный психолог- это специалист, имеющий высшее психологическое образование и прошедший длительную (2 года и более) подготовку "Семейная терапия", который имеет документ, это подтверждающий.Таким документом является Сертификат семейного психотерапевта.Подобные сертификаты выдают только достаточно крупные и "серьезные" организации, на названия которых тоже стоит обратить внимание.Это, прежде всего, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Институт интегративной семейной терапии, Институт практической психологии и психоанализа и др.

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ РАБОТА С СЕМЕЙНЫМ ПСИХОЛОГОМ?

Работа с семейным психологом поможет:

Улучшить взаимопонимание в семье;

Научиться выражать свои чувства, мысли, желания, а также претензии и недовольство в конструктивной форме, в которой они могут быть услышаны партнером;

Прояснить накопившиеся обиды и разочарования;

Решить проблемы в интимной сфере взаимоотношений;

Преодолеть семейный кризис;

Научиться преодолевать конфликты;

Сделать выбор в ситуации, когда супруги находятся на грани развода;

Определиться с тем, как продолжать отношения после измены и нужно ли это делать;

Преодолеть различие во взглядах на вопросы воспитания детей;

Найти родителям общий язык с детьми-подростками;

В информировании об особенностях возрастного и психического развития ребенка и получить рекомендации по его воспитанию;

Преодолеть трудности в общении со старшим поколением и др.

КАК РАБОТАЕТ СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ?

Методики работы семейного психолога чрезвычайно разнообразны: от традиционного "разговорного" жанра, который проводится по определенным правилам до использования различных техник: социометрических, парадоксальных, психодраматических, поведенческих; техник работы с семейными правилами, семейной историей, со структурой семьи, с использованием фантазий и образов.Это могут быть групповые игры, сочинение сказок, создание общего рисунка и даже семейной скульптуры. Как правило, семье дается домашнее задание- члены семьи должны упражняться в новых способах общения, по-новому распределять домашние обязанности, составлять брачный контракт и многое другое.

Многочисленные и разнообразные техники как инструменты работы позволяют достичь поставленной цели максимально быстро и наименее затратным путем.

1. Семейная психотерапия

2. Развитие семейной психотерапии

    • Школа Пало Алто
    • Семейная психоаналитическая психотерапия

4. Другие направления

5. Супружеская психотерапия

6. Семейное консультирование

7. Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

8. Список литературы

Семейная психотерапия

Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее - 1 раз в 3 недели.

Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

  • семейный диагноз, диагностический этап;
  • ликвидация семейного конфликта;
  • реконструктивный;
  • поддерживающий.

Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений

учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”).

На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.

На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни.

Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:

  • Эффективное использование молчания;
  • Умение слушать;
  • Обучение с помощью вопросов;
  • Повторение;
  • Суммирование, резюмирование;
  • Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
  • Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
  • Проигрывание ролей;
  • Создание “живых скульптур”;
  • Анализ видеозаписи.

Развитие семейной психотерапии

В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и “семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного воспитания в формировании тех или иных проявлений душевных болезней. С родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.

Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-х годов ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое, системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая “маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта - то есть осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и высокоэффективным.

В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое направление. Сторонники эклектического направления соединяют в психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы: гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и другие.

Направления в семейной психотерапии

Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.

Школа Пало Алто

Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом - один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий:

  • изменить поведение членов семьи;
  • найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи;
  • изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;
  • осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении.

Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-х годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов:

Определение и прояснение отношений.

Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

Занятие “Я-позиции”.

Семейная психоаналитическая терапия

Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами.

Семейная системная психотерапия

Крупнейшие представители этого направления - Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.

В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции.

Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

  • Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.
  • Формулирование психотерапевтического запроса.
  • Реконструкция семейных отношений.
  • Завершение психотерапии и отсоединение.

Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”, “короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления - Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент.

Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья - это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

Семейная поведенческая психотерапия

Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий.

Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей. Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Наиболее популярны следующие техники работы:

  • формирование (shaping ) - достижение желаемого поведения небольшими порциями через последовательное подкрепление;
  • жетонная система - использует деньги или очки в качестве вознаграждения детей за успешное поведение;
  • контрактная система - включает в себя соглашение с родителями об изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;
  • обмен изменениями за вознаграждение;
  • прерывание (timeout ) - наказание в виде изоляции.

Семейная поведенческая психотерапия - это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными.

Другие направления

Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод.

Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker ) и Огаст Напир (August Napier ). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).

Супружеская психотерапия

Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.

Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы.

При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов.

Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является прежде всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения, что обеспечивает:

Управление взаимным положительным поведением супругов;

Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем;

Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения.

Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы - заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии.

В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.

В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров:

Принцип реальности, “здесь и сейчас”;

Уважение к личной жизни партнёра;

Подвижность в исполнении семейных ролей;

Равноправие;

Аутентичность - знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям;

Открытое партнёрство - каждый имеет право на собственные интересы и увлечения.

Семейное консультирование

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых, семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.

В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:

Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме.

Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.

Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будет распределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже - 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

Далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”

Проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению, является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или “Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.

“Экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.

Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимает усилия по “страхованию” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.

Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью “парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная, что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”.

В настоящее время семейное консультирование является широко востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях

Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт, изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3 группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец, методики семейной психотерапии.

Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии необходимо, хотя и непросто для членов семьи - её участников, вследствие причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в психотерапии.

Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего - во время её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкивается психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще, задача психотерапевта в ходе первой встречи - помочь клиенту в короткий срок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от него потребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии. Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи. Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента, актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д., дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело в повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта - создание у клиента представления о том, что семейная психотерапия даст возможность найти решение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейную психотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента для создания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно, проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности и найти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи - сформировать у клиента активный интерес к самому содержанию психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когда клиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого он настраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощью психотерапевта.

Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать проблемы разного вида, например:

Работать одному или пригласить ко-терапевта?

Какова оптимальная продолжительность психотерапии?

Где работать с семьёй - в кабинете или по месту её жительства?

Проводить ли занятия со всей семьёй сразу или сначала с отдельными членами семьи?

Каковы наилучшая частота и длительность встреч?

С каких проблем начать, с частных или семейных?

Разрабатывать ли подробный план действий или положить на экспромт?

Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий. Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с другим - недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.

Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии наиболее применимы. Методика семейной психотерапии - это типовая совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.

Директивы (или указания) - это прямые, конкретные указания о необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.

Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например, исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение, конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.

Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”: формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать, и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему (ей) справиться с заданием.

Список использованной литературы:
    1. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999.
    2. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998.
    3. К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999.
    4. П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998.
    5. С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.

С точки зрения ряда психиатров второй половины ХХ столетия, это заболевание развивается при сложных доминантно-подчиненных отношениях в семье.

G. Bateson et al. (1956) и Т. Lidz et al. (1957) полагали, что родители больных шизофренией отличаются холодностью, стремятся доминировать и часто провоцируют в семье конфликты и ссоры.

G. Bateson (1978) писал о феномене взаимоисключающего принуждения («двойная связь»), часто встречающегося в семье больного шизофренией.

Отношения между родителями больного шизофренией в большинстве случаев носят конфликтный характер, в то же время они достаточно запутанные, и, несмотря на напряженность семейных отношений, разводы здесь сравнительно редкое явление.

В семьях, которые включают в себя больных шизофренией, почти всегда имеют место искаженные коммуникации , своеобразные взаимодействия: позитивная и негативная коалиция, игнорирующая позиция.

При позитивной коалиции доминирует стратегия контроля над поведением, состоянием больного, продолжением курса терапии. При негативном типе коалиции ведущими являются установки отрицания болезни, отвергающая позиция по отношению к диагностике психического расстройства, лечению, помощи со стороны других членов семьи. При игнорирующей позиции отмечается холодное, безразличное отношение, неприятие душевнобольного родственника. В этом случае контакты между членами семьи часто имеют формальный оттенок. Отношения в семье обычно характеризуются полярностью, как по отношению к больному, так и к проблемам, связанным с принятием факта наличия заболевания, выработкой правильного поведения, понимания необходимости продолжительной терапии (Кулешова Н.А., 2005).

Многие психотерапевты полагают, что стоит регламентировать время общения членов семьи больного шизофренией между собой.

Семьи больных шизофренией, с точки зрения даже самих больных, достаточно иерархизированны и закрыты. Этому способствуют: стремление внешне представить семью как благополучную и сверхвовлеченность близких, чаще всего матери, в жизнь больного (Долныкова А.А. с соавт., 2007).

Абсолютно ясно, что члены семьи больного шизофренией могут страдать различными психическими расстройствами. Это могут быть расстройства шизофренического спектра, а также невротические, аффективные и психосоматические расстройства. Возможно наличие у родственников больного шизофренией личностных расстройств, алкоголизма, наркоманией. В связи с вышесказанным почти всегда необходимо параллельное лечение родственников человека, страдающего шизофренией.

Отношение к больному в кругу семьи часто носит сложный характер, с одной стороны, близкие люди проявляют излишнюю жалость, с другой - не замечают отчетливые для чужого глаза психические расстройства.

Важную роль в процессе оказания помощи семье больного шизофренией играет психообразование ее членов.

Большинство людей имеют смутное представление о клинических проявлениях и особенностях течения шизофрении.

Еще меньше сведений у родственников больного о медикаментозном и особенно психотерапевтическом лечении и формах психосоциальной помощи при шизофрении.

Часто больной отвергает диагноз шизофрении, считает его пугающим, безнадежным, ошибочным.

Подобное отношение к болезни может иметь место и у членов семьи пациента. Кроме того, сам смысл диагноза остается скрытым от больного и его окружения. Обычно чрезмерное преувеличение опасности шизофрении, боязнь этого психического расстройства. Мы также встречаемся с ошибочной диагностикой болезни, особенно являющейся следствием чрезмерного расширения границ шизофрении, игнорированием данных исследований нервной системы, результатов, полученных при психологической оценке состояния больного.

Нередко стигма диагноза препятствует его пересмотру, даже если особенности течения болезни исключают диагноз шизофрении.

Особое значение имеет семейная терапии на этапе первого психотического эпизода . В этот период реакция больного шизофренией и его родственников на диагноз заболевания бывает крайне острой. Они испытывают сильный стресс, пребывая в психотравмирующей ситуации, в этот период могут обостряться скрытые семейные конфликты. Недостаточность представлений о болезни и особенностях ее лечения нередко усугубляет состояние стресса у членов семьи больного. Необходимо смягчить эту реакцию, сформировав адекватное отношение к болезни, подчеркнув необходимость ее продолжительной терапии, а также важность соблюдения режима дня, правильного чередования работы и отдыха.

Близкие больного могут оказать негативное влияние на состояние больного шизофренией, если они эмоционально экспрессивны, бурно выражают свои чувства, придирчивы, агрессивны или враждебны к пациенту, не понимают его поступков и высказываний.

С определенной долей условности следует считать, что семья больного шизофренией так же поражена заболеванием, как и он сам. В то же время семья может быть для пациента и источником социальной поддержки, поэтому ее члены должны быть максимально вовлечены в лечебно-реабилитационный процесс.

В ряде случаев психотерапевт сталкивается со стремлением возложить ответственность за микроклимат в семье на или с закрытыми отношениями между членами семьи больного. Нередко с самого начала терапии родственники пациента и он сам стремятся к раздельному общению со специалистом, ошибочно полагая, что в данном случае разговор будет более откровенным, а психотерапия более результативной. При подобной ситуации психотерапевт должен обратить внимание на укрепление доверительных отношений между пациентом и его родственниками.

Пациент может манипулировать членами семьи и психотерапевтом, требуя закрытия информации о процессе психотерапии для родственников, настаивая на частой смене психотерапевта. В подобных случаях важно разъяснить негативные последствия такой тактики, затрудняющей процесс психотерапии и снижающей уровень ее эффективности. На наш взгляд, даже при сопротивлении больного, без его одобрения, психотерапевт имеет право сообщать членам семьи больного о ходе процесса психотерапии, при условии сохранения ими врачебной тайны.

Особенно актуальна работа с членами семьи на этапе формирования ремиссии, сразу же после купирования рецидива шизофрении или при его угрозе.

Наш опыт показал эффективность параллельной терапии родственников больного уже на этапе купирования психотического эпизода.

Семейная терапия при шизофрении особенно актуальна для семей больных молодого возраста, однако она требует особой подготовки персонала.

Для членов семьи больного шизофренией в ряде случаев характерна тенденция к самообвинению и поискам причин возникновения заболевания. Нередко родственники переоценивают возможности терапии и обвиняют врача в ее неудаче.

В семьях больных шизофренией отмечается излишняя эмоциональная экспрессивность , особенно со стороны матери (враждебность, нервозность), уход от решения семейных проблем отца, излишняя критика больного с его стороны.

Чрезмерная «выраженность эмоций» членов семьи больного шизофренией (expressed emotion) сказывается на частоте рецидивов этого психического расстройства. Близкое окружение пациента, сказывается на особенностях течения болезни. Частая критика, враждебность, чрезмерная вовлеченность одного члена семьи в личную жизнь другого и отсутствие тепла - все это способствует возникновению рецидива шизофрении (Brown G., Birley J., 1968). Яркая выраженность эмоций представляет собой достаточно устойчивый феномен, как правило, отражающий привычный стиль общения в семье (Miklowitz D. et al., 1984). Более того, этот феномен воспроизводим транскультурально и отражает разницу в течении шизофрении между индустриально развитыми и развивающимися странами (Barrelet L., et.al., 1988). По мнению H. Grunebaum (1986), девиантное поведение родителей является для больного шизофренией дополнительным стрессором, создавая у него когнитивный диссонанс и способствуя усилению психопатологических симптомов, которые, в свою очередь, усиливают эмоциональную экспрессию у родителей, тем самым замыкая порочный круг.

Ригидность и псевдосолидарность - частые признаки семьи больного шизофренией (Эйдемиллер Э.Г., 1978).

Отношения между матерью и ребенком, страдающим шизофренией, как правило, очень близкие, отношения с отцом - чаще близкие, реже-отдаленные. Психиатры заметили, что больной шизофренией обычно единственный ребенок в семье (Исполатова Е.Н., Денисенко М.А., Софронов И.П., 2005).

Большинство специалистов уверены, что «мать шизофреника» обычно лидер семьи, нередко наделена паранойяльными чертами характера (Личко А.Е., 1985).

Эмоциональный накал отношений с матерью, обычно доминирующей в семье и чрезмерно опекающей больного, - типичное явление, при этом больной стремится вырваться из под этой опеки, а мать то жалеет его, то проявляет раздражительность, жалуясь на отсутствие личной жизни.

Более 80% матерей больных шизофренией избегают обсуждать проблемы болезни даже с близкими, упрекают себя за нее, опасаются за судьбу больного после своей смерти, видят основные проявления болезни в бытовой беспомощности, замкнутости, рассеянности больных. При этом 40% матерей полагают, что врачи общей практики пренебрегают жалобами их близких, 45% не находят понимания у психиатров, 70% стремятся быть услышанными при выборе лечения, нуждаются в информации о болезни и ее лечении, льготах для семей и хотят часто видеть своего врача. Смиряются с фактом психической болезни 85% матерей и видят пользу лечения в основном в редком помещении больного в стационар. Эти матери полагают, что больным необходим полезный досуг, занятость и обучение навыкам самостоятельного проживания (Левина Н.Б., Любов Е.Б., 2006).

Агрессия больного по отношению к матери часто является следствием той гиперопеки, которую проявляет последняя. Больной нередко демонстрирует амбивалентное отношение к матери, с одной стороны, чрезмерную зависимость от нее, с другой - враждебность.

Со стороны отца больного мы чаще всего встречали отстраненность, «бегство в работу», в «автономный мир увлечений», при этом больной стремится добиться внимания отца, больше проводить с ним времени. Холодность братьев и сестер, их отстраненная позиция к проблемам больного шизофренией-частая картина в его семье.

Среди задач семейной терапии шизофрении - коррекция ожиданий членов семьи в отношении прогноза течения болезни, социально-трудового статуса пациента и эффективности лечения.

Следует корректировать точку зрения родственников больных в отношении фатального отношения к наследственной отягощенности шизофренией.

Члены такой семьи бывают шокированы диагнозом болезни, часто пытаются переложить ответственность за результаты лечения на врача, испытывая недоверие к психотерапевтическим методам воздействия и уклоняясь от семейной терапии. Однако психотерапевт, проявляя достаточную настойчивость, должен стремиться к психотерапевтической работе с семьей пациента.

Во многих странах считается крайне важным с первых моментов постановки диагноза шизофрении поддерживать частый контакт с семьей больного. Так, в частности, Норвежская Психиатрическая Ассоциация, рекомендует взаимодействовать с родственниками больного по телефону в течение трех суток после госпитализации пациента в стационар. Ассоциация также рекомендует в течение одной-двух недель после идентификации диагноза не начинать лечить больного медикаментами, для того чтобы иметь возможность уточнить диагноз и сделать более нужной оценку статуса пациента. Оценка статуса в динамике процесса лечения также считается важной составляющей последнего.

Терапия семьи при наличии в ней больного шизофренией требует определенной гибкости психотерапевта. Здесь трудно дать какой-то конкретный рецепт, но чаще всего семейная психотерапия начинается с индивидуальных встреч психотерапевта с каждым членом семьи в отдельности. Подобная тактика особенно может быть рекомендована начинающим психотерапевтам.

Традиционно семейная терапия начинается с диагностики семейной системы, определения ее типа, периода развития, оценки внутрисемейных отношений, выяснения ролевого поведения членов семьи.

При работе с членами семьи больного шизофренией психотерапевты стараются придерживаться «концепции выраженных эмоций».

При «лечении семьи» уместны: «бифокальная терапия», структурная семейная терапия, очерчивающая границы между поколениями. Большинство терапевтов высказываются негативно в отношении системной и аналитической терапии семьи больного шизофренией.

Варианты терапии семьи больного шизофренией:

  1. Групповая когнитивно-бихевиоральная терапия больных и их родственников на этапе пребывания пациентов в стационаре, включающая элементы психообразования, копинг-тренинга и обучения навыкам контроля за приемом медикаментов.
  2. Сессии бихевиоральной семейной терапии в домашних условиях.
  3. Амубалаторные психодинамические группы.
  4. Комбинирование групповой и индивидуальной терапии членов семьи, направленной на снижение выраженности эмоциональной экспрессии.
  5. Дискуссионый клуб для больных и их родственников.

Популярны методики бихевиоральной семейной терапии , развивающие навыки правильного общения в семье, и парадоксальные формы семейной терапии, как бы оставляющие в тени истинные намерения психотерапевта.

Неоднократно проверена эффективность проблемно-ориентированной терапии семьи больного шизофренией, включающая в себя специально разработанные техники. Отчасти проблемно-ориентированная терапия пересекается с социотерапией, психообразованием. Обычно проблемно-ориентированная терапия подразумевает обучение семьи навыкам взаимной поддержки и умению оказать самому себе помощь. Психотерапевт, работающий в русле проблемно-ориентированной терапии, может рассматривать различные стратегии решения проблем с помощью ролевых игр.

С группами членов семьи можно работать, используя «разговорные формы психотерапии», предоставляя для родственников больных необходимую информацию. Подобные группы могут функционировать и без пациентов. Отмечена эффективность таких групп в плане эмоциональной разгрузки членов семьи. Однако эти формы помощи родственникам больных шизофренией не могут быть альтернативой полноценной семейной терапии.

Семья больного шизофренией должна быть интегрирована в широкую социальную сеть помощи лицам, страдающим этим психическим расстройством.

Семейная терапия Этимология.

Происходит от греч. theraрeia - лечение.

Категория.

Форма коммуникационной психотерапии.

Специфика.

Направлена на гармонизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В.Сатир, К.Витакер, С.Минухин, М.С.Палазолли, Д.Хейли, М.Боуэн, К.Маданес, Л.Хофман.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

(или ) (англ. family therapy ) - модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В С. т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи («идентифицируемого пациента»). Как правило, С. т. реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.

Современная С. т. представлена множеством теорий среднего уровня, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, структурную С. т. С. Менухина, теорию объектных связей Дж. Фрамо, гуманистическую С. т. К . Роджерса и В. Сатир, системную С. т. М. Палацоли, Ж. Ф. Чекина, Г. Прата и Л. Босколо, позитивную С. т. Н. Пезешкиана, семейную онтотерапию А. Менегетти и др. В рамках этих теорий создан широкий спектр оригинальных понятий («замкнутая патология», «смешение», «псевдообщность», «двойная связь», «двойное послание», «метакоммуникация» и т. д.) и методов («подключение», «круговое интервью», «психологическая скульптура семьи», «позитивное определение симптомов» и т. д.). Рассмотрим основные теоретические ориентации в области С. т.

Семейная поведенческая терапия. Существо этого подхода в идее взаимозависимости поведения индивидов: во всяком взаимодействии каждый из его участников добивается максимизации «вознаграждений» и минимизации «издержек». Вознаграждения определяются как получаемые удовольствия, а издержки - как затраты времени и сил. Супружеские разногласия описываются как функция низкой нормы позитивного взаимоподкрепления. Сравнение конфликтных и неконфликтных супружеских пар обнаруживает более низкий уровень подкреплений и более высокий уровень наказаний в конфликтующих семьях. Основная стратегия С. т. - увеличение во взаимодействии позитивного, награждающего поведения и уменьшение негативного, наказывающего поведения. Объектом коррекции выступает коммуникативное поведение супругов и родителей. Изменения поведенческих образцов взаимодействия в неблагополучных семьях предполагает след. направления коррекционной и обучающей работы: 1) обучение прямому выражению ожиданий, желаний, неудовлетворенностей; 2) обучение специфичному и операциональному выражению желаний и намерений; 3) обучение общению в позитивной, подкрепляющей, конструктивной манере как в вербальном, так и в невербальном плане; 4) обучение усилению чувств взаимности и адекватной коммуникативной обратной связи; 5) обучение супругов заключению различных контрактов на взаимной и односторонней основе; 6) обучение достижению компромисса и консенсуса в семье. Данные направления коррекции м. б. реализованы как в контексте индивидуального консультирования, так и в ситуациях групповой работы. Модель поведенческой С. т. описывается след. стадиями: ; альтернативные пути достижения цели; программа пошагового движения к цели; практическое осуществление данной программы. Широко используются ролевая игра, видеотренинг, разного рода домашние задания для переноса приобретенных умений в реальные ситуации в семье.

Основной недостаток подхода - игнорирование экзистенциальных проблем, которые нельзя свести к чисто поведенческим затруднениям. Т. к. проблемы, с которыми сталкивается терапевт, являются многомерными (они проявляются в поведении, в когнитивной и эмоциональной сферах), поведенческая С. т. тендирует к обогащению своего арсенала методами когнитивной психологии .

Психоаналитическая С. т. до сих пор - самый распространенный теоретический подход в С. т., его представления популярны среди психиатров и социальных работников. Однако среди самих психоаналитиков не существует единого мнения по поводу того, следует ли считать психоаналитика семейным психотерапевтом. Это обстоятельство объясняется тем, что классический психоанализ ориентирован на изучение и лечение отдельного индивида. Ортодоксальную психоаналитическую позицию по данному вопросу можно охарактеризовать след. образом: семейные нарушения - это симптомы, отражающие индивидуальную психопатологию; люди, обращающиеся к психотерапевту по поводу семейных проблем, имеют глубоко личностные (интраперсональные) конфликты . Поэтому психоанализ выступает как индивидуальное лечение пациента, исключающее прямое воздействие на его внутрисемейные отношения.

И в ряде неопсихоаналитических подходов (напр., эго-психология, теория объектных отношений и др.) проблемы супружеских отношений так же определяются, как проявления внутриличностных конфликтов в контексте межличностных отношений. Внутренний конфликт рассматривается как результат событий, произошедших в раннем детстве. Общими для теорий с психоаналитической ориентацией (психодинамический подход, теория объектных отношений, ) являются след. положения: причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт; детерминанты неэффективных способов находятся в сфере бессознательного; терапия должна быть направлена на осознание членами семьи вытесненных в бессознательное переживаний, определяющих их поведение и ответственных за возникновение конфликтов. В неопсихоаналитических подходах значительную роль играют интерперсональные отношения как причины семейных конфликтов. Начинают применяться техники, направленные на работу со всей семьей. Терапевт занимает более активную позицию, не только интерпретируя бессознательные переживания членов семьи, но и директивно вмешиваясь в семейные взаимодействия.

Миланский системный подход к С. т. Сложился в 1970-е гг. на основе психоанализа, общей теории систем, работ школы Пало-Альто. Основные положения: - саморегулирующаяся и постоянно развивающаяся система; любое действие человека есть форма коммуникации; поведение организовано в виде паттернов взаимодействий, циркулярных по своей природе; невербальные аспекты коммуникации более важны, нежели ее содержание; члены семьи - элементы единой системы взаимодействий, поведение любого из них влияет на поведение всех др., но не является причиной этого поведения; основной регулятор взаимодействий - правила семьи; терапевт в своей работе с семьей придерживается нейтральной позиции, недирективен и адресуется к поведенческим паттернам, а не к членам семьи как личностям. Его задача - освободить семью от патогенных паттернов взаимодействия, дать ей возможность развиваться, не испытывая симптомов. В этом смысле не существует никакого фиксированного нормативного образа семьи. Адаптивные возможности семьи связаны с ее способностью изменяться. Патологические семьи характеризуются т. н. «семейными играми» (стремлениями каждого члена семьи определить отношения с др. в своих собственных терминах, отрицая при этом, что он это делает), которые основаны на ошибочном убеждении, что существует возможность одностороннего контроля над межличностными отношениями. В действительности главное правило игры состоит в том, что выиграть не может никто и никогда, т. к. нельзя контролировать систему циркулярных взаимоотношений. Психотическое поведение - логическое следствие семейной игры. Тем самым любые нарушения психики рассматриваются как нарушения социальных взаимодействий. Терапевтическая работа складывается из отдельных сеансов: предсеанс (обсуждение предварительной информации о семье командой психотерапевтов, выработка исходной гипотезы о функционировании семьи); интервью (получение основной информации о семье, проверка исходной гипотезы); перерыв в приеме (командное обсуждение хода работы, выработка системной гипотезы); интервенция (предъявление терапевтом позитивной констатации, или парадоксального предписания, или ритуализированного поведения семье); пост-прием (командное обсуждение реакции семьи на интервенцию, формулирование общих итогов приема). Командная работа (постоянное супервизорство) - краеугольный камень системной С. т. Здесь реализуются такие принципы терапии, как выдвижение гипотез, цикличность и нейтральность в работе с семьей.

Последний принцип особенно важен, т. к. традиционно считается, что патологическая семья должна измениться (сама себя изменить). На самом деле эта ошибочная т. зр. блокирует возможность подлинных перемен, которые происходят лишь тогда, когда семье предоставляется реальная свобода (в т. ч. и свобода не меняться). Цель системной С. т. помочь семье как системе освободить своих членов от симптомов, взаимозависимостей и защит. Лишь освободившись от системы патологических коммуникаций, человек может решить свои проблемы и обрести подлинную индивидуальность.

«диалога» в приложении к С. т. Фундаментальным понятием данного подхода является понятие диалога (М . М . Бахтин ). Диалог - характеристика и базовое условие развития сознания и самосознания человека - многоголосие личностных манифестов и самоопределений окружающих людей. Всякое поведение - реплика в глобальном диалоге. Любое общение диалогично. Степень диалогичности определяется преодолением различных форм сопротивления и защиты, характерных для монологического (закрытого, ролевого, конвенционального, манипулятивного) поведения. Ситуация консультирования - разновидность диалога, в котором активность терапевта задается его позицией эстетической вненаходимости: внутренний мир клиента выступает как отображаемый и понимаемый предмет, но не как поле деятельности и объект анализирования; терапевт обращается к различным аспектам внутреннего мира клиента. Понимание предполагает общение с клиентом, как со свободным человеком, обладающим диалогической интенцией, предполагает встречную активность клиента. Затруднения клиента при вступлении в диалог ставят перед терапевтом задачу провокации его диалогической интенции. Общим решением в данном случае является «принцип молчания»: дефицит значимых реакций терапевта в диалоге с клиентом. Диалогическая позиция терапевта реализуется в след. формах: постулат ответственности (идея свободы и ответственности человека за происходящее и за собственное состояние); ориентация на смысл (постановка перед клиентом задачи на смысл консультирования с последующим переосмыслением им жизненных ситуаций и задач); принципиальная открытость (возможность для клиента в любой момент вновь обратиться к консультанту, перейти к др. методам или к др. специалистам); допустимость совета (как средства установления контакта с клиентом, актуализации в его сознании определенных содержаний, индикации игнорируемых аспектов собственных проблем).

Православная традиция в построении С. т. Бог - источник духовной энергии человека. Образ Божий в человеке - ядро и сущность личности, он принципиально неуничтожим и неисчерпаем, внутреннее приближение к нему делает самого человека все более уникальным. В основе всякого брака, который строится на правильных (духовных) основаниях, лежит встреча (знакомство как откровение и ). В семье существуют способы и механизмы постоянного обновления переживания встречи (индивидуальная и общецерковная молитва, участие в литургической жизни Церкви), являющиеся одновременно источником духовной энергийности и обновления межличностных отношений в семье. Эти отношения рассматриваются как архетипические и иерархичные (лишенные полноты откровения, но преисполненные любви). Семья укоренена в роде. Главным материализующим началом семьи является дом как телесно-душевно-духовное пространство. Созидается и держится дом постоянным предстательством хотя бы одного члена семьи перед Богом. Различные атрибуты дома (от крыши до подвала) имеют в православной традиции особые смысловые значения и нагрузки. Дом как материально-духовная совокупность данных атрибутов - есть потребность и цель каждого человека. Путь конкретной семьи определяется ее судьбой (помыслом Божьим) и совокупным и свободным произволением всех ее членов.

Основные формы обучения в области С. т.: традиционная (лекции, семинары, изучение литературы); совместная (практическая работа под руководством учителя-супервизора); групповая (различные тренинги). Последняя является наиболее эффективной формой подготовки психологов-практиков. Тренинговая программа обучения решает 4 основные задачи: информирует уч-ся, демонстрирует ситуации и техники, отрабатывает психотерапевтические установки и умения, обеспечивает условия процесса самоисследования и личностного роста уч-ся. Эффективный тренинг предполагает, что ведущий сплачивает группу уч-ся, пополняет их самоценность, является аутентичным и конгруэнтным, активным и эмпатичным, позитивным. Постоянная проработка и осознание собственных проблем терапевтом - необходимое условие эффективной С. т. Важная особенность таких программ - командная работа ведущих. Основные навыки терапевта: умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом; умение анализировать состояния клиента и его семейной системы; умение оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью. (А. Б. Орлов.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "семейная терапия" в других словарях:

    Семейная Терапия - комплекс психотерапевтических методик, направленных гарминизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, М.С.… … Психологический словарь

    Семейная терапия - теория и творческий метод работы с семьей как с коллективом в сфере социальных проблем. Направлена на сплочение семейного сообщества, развитие у его членов творческого мышления по обеспечению потребностей детей в условиях конкретного общества. С… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Семейная терапия - – общее название психотерапевтических приёмов, в которых семья рассматривается как единое целое, не выделяя отдельных индивидов для проведения независимого от других членов семьи лечения. Семейная терапия касается в первую очередь детей с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Семейная терапия - Системная семейная психотерапия одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. Этот подход возник после Второй мировой войны, он развивался в тесном сотрудничестве с кибернетикой, и в этом его существенное… … Википедия

    Семейная терапия - (family therapy), консультирование или психиатрич. лечение нек рых или всех членов семьи как отд. группы. При С.т. используются широкий спектр терапии и разл. типы диагностики, включая видеозаписи, позволяющие оценить собственное поведение, и… … Народы и культуры

    СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ - Общий термин для обозначения ряда терапевтических подходов, которые рассматривают семью как единое целое, не выделяя определенных индивидов для независимого лечения. Этот термин теоретически нейтрален; семейную терапию можно практиковать в рамках … Толковый словарь по психологии

1950-е. Системная семейная терапия возникает одно-временно в США и Европе, вбирая идеи кибернетики и теории коммуникации. Врачи, антропологи, математики и психологи разработали представления о структуре семьи, ее кризисах, системе обратной связи. Психотерапевт Вирджиния Сатир (Virginia Satir, 1916–1988) была первой, кто рассматривал как клиента семью в целом. Британский антрополог Грегори Бейтсон (Gregory Bateson, 1904–1980) создал теорию двойного послания. Это сообщение-парадокс: например, мать словами выражает любовь к ребенку, но ее поведение говорит о враждебности.

Определение

При системном подходе клиентом становится не один человек, не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (включая детей), а как результат функционирования семьи в целом как системы, которая постоянно развивается. Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.

Принцип действия

Проблемы одного из членов семьи указывают на нарушенные отношения внутри семьи. Психотерапевт старается выявить, какой цели служит симптом, который стал поводом для терапии. Системная семейная психотерапия исследует то, как члены семьи общаются друг с другом, и часто проходит с использованием ролевых игр. В некоторых случаях рассматривается еще и семейная история, которая также может быть источником нынешних проблем. В ходе терапии меняется вся семья и система отношений в ней, и вследствие этого меняется поведение ее членов.

Ход работы

Системный семейный терапевт может работать со всей семьей, с парой или отдельно с кем-то из членов семьи, в том числе с ребенком. В ходе беседы он анализирует привычные формы поведения клиента и его способы эмоционального реагирования на слова и поступки значимых людей. Также рассматриваются семейные правила (например, как и на что тратят деньги) и семейные мифы (представление семьи о том, кто такие «мы»; например, в мифе «дружная семья» тот, кто плохо подумает о родственниках, считается плохим). Затем совместно с клиентом терапевт ищет новые способы взаимодействия, которые повышают качество жизни и взаимоотношений клиента или семьи.

В работе может быть использована генограмма – нарисованная со слов клиента схема, отражающая события в семье и взаимоотношения между ее членами (любовь, зависимость, разрыв). Анализ генограммы помогает обнаружить скрытый в семейной истории источник проблем, который заставляет членов семьи вести себя определенным образом.

Показания к применению

Сексуальная дисгармония, трудности в общении между родителями и детьми, сложности с созданием длительных отношений, утрата близкого человека, развод, психосоматические расстройства, нарушения поведения ребенка, эмоциональные проблемы детей – темой для консультации может стать любая ситуация, которая беспокоит семью. Семейные терапевты работают и с проблемами подростков, такими как зависимость, попытки самоубийства, нарушения пищевого поведения. Некоторые заболевания, например депрессия или фобия кого-то из членов семьи, затрагивают семью в целом. Семейная системная терапия помогает справиться с этими проблемами, если становится понятен скрытый смысл симптома.

Как долго? Сколько стоит?

Прием длится 1–1,5 часа. Обычно встречи происходят раз в неделю. Семейная система обладает достаточной гибкостью, поэтому в каких-то случаях бывает достаточно одной или нескольких консультаций, но иногда требуется и длительная помощь (до 30–40 консультаций). Цена одного приема в среднем 2500 рублей.