Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ - характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности . Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности . Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности . Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
- Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
- Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
- Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
- Ведите список важных дел.
- Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
- Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
- Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
- При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
- Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
- Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
- Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
- Не вступайте в споры с ребенком.
- Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

Описание и виды

Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети - это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.

У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Синдром подразделяется на три вида, которые называются:

  • Гиперактивность и импульсивность. Этот вид характеризуется присущими признаками импульсивности, вспыльчивости, нервозности и повышенной активности у человека.
  • Невнимательность. Проявляется исключительно только один признак невнимательности, и исключается вероятность возникновения гиперактивности.
  • Смешанный вид. Наиболее частый вид, который проявляется даже у взрослых. Характеризуется преобладанием первых и вторых признаков у человека.

На языке биологии СДВГ - это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга - являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.

Причины возникновения

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.

На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:

  • отрицательное влияние наркотических веществ;
  • влияние табачных и алкогольных изделий;
  • преждевременные или затяжные роды;
  • угрозы прерывания.

Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.

Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.

До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  • наличие инфекционных заболеваний у беременной;
  • хронические болезни;
  • несовместимость резус-факторов;
  • ухудшение экологии.

Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:

Нарушается сосредоточенность и внимание . Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность . Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:


Импульсивность . Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Симптоматика у детей разных возрастов

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста , когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста , симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность - все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

Симптоматика недуга у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Диагностика

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Лечение

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

Лечение медикаментами

В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:

  1. Для стимуляции ЦНС: Метилфенидат, Декстроамфетамин, Пемолин.
  2. Трициклические антидепрессанты: Имипрамин, Амитриптилин, Тиоридазин.
  3. Вещества ноотропного ряда: Ноотропил, Церебролизин, Семакс, Фенибут.

Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.

Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.

Вспомни школу. Любой урок, допустим – географию. Марьиванна работает – с сосредоточенным видом повествует о чем-то важном, тыча указкой в карту на доске. А что с аудиторией? Кто-то прилежно слушает. Кто-то – смотрит в окно. А кто-то (как правило, на задней парте) – развлекается, складывая из тетрадных листов бумажные самолетики и запуская их по классу, или «незаметно» крадется через ряд, чтобы передать записку. Учитель негодует – неужели трудно послушать?

Оказывается, бывает трудно. Невозможность долго усидеть на месте или сконцентрироваться на каком-то процессе может быть признаком так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, иногда его еще кличут синдромом рассеянного внимания). Раньше об этом говорили только как о проблеме, встречающейся у детей, как правило, не старше 16. Но в последние пару десятков лет исследователи признают: неприятность, вызывавшая проблемы в учебе в нежном возрасте, может проявляться и у взрослых, мешая им жить, работать и строить отношения.

Что это такое?

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, с такими симптомами :

  • трудности в концентрации внимания,
  • повышенная активность,
  • плохо управляемая импульсивность.
При этом интеллект может быть развит хорошо – и даже, бывает, лучше, чем у сверстников. «Клинические проявления способны протекать по трем основным сценариям: с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимания и комбинация этих двух вариантов, что указывает на один и тот же диагноз», – поясняет Константин Махинов, врач-невролог медицинского центра «Столица».

Опять же традиционно считалось, что среди мальчиков СДВГ встречается в 2 раза чаще, чем у девочек. Современные изыскания показывают, что это не совсем так. Дело в том, что юные дамы, как правило, более прилежны. Они, говоря другими словами, больше стремятся быть хорошими – послушными дочками, хорошими ученицами. Поэтому кто-то из нас, возможно, пережил этот синдром в детстве, даже не подозревая об этом, – бывает, что девочки, стараясь правильно себя вести и лучше учиться, так или иначе перебарывают симптомы СДВГ. И – о чудо – трудности с концентрацией внимания могут уйти навсегда. Но в некоторых случаях – по разным данным, так бывает у 50–60% тех, кто столкнулся с синдромом в детстве, – проблемы способны напомнить о себе и когда мы становимся взрослыми.

«По статистике, частота проявления СДВГ среди школьников составляет в разных странах от 3 до 12%, во взрослой популяции – 4–5%. Известно, что за развитие синдрома отвечает как генетическая предрасположенность, так и окружающая обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Учитывая, что подросло поколение непростых 90-х, можно предполагать рост распространенности синдрома среди взрослых , однако эпидемиологических исследований в нашей стране не проводилось», – рассказывает Константин Махинов.

«Синдром возникает из-за некоторых особенностей на уровне устройства мозга, – продолжает к. м. н., психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский. – У таких детей немного иначе идет развитие согласования деятельности разных его участков: левое, «логическое», и правое, «эмоциональное», полушария недостаточно согласуются между собой, может возникнуть некоторый «перекос» в их работе. Кроме того, не полностью координируется активность коры мозга, его высших отделов (которыми мы, скажем так, думаем) и глубинных структур (ствол мозга), которые активизируют, «пробуждают» эти высшие отделы. Если такой ребенок или взрослый долго сидит на месте, сосредоточен на чем-то одном, он может просто заснуть, поэтому «будоражит» сам себя неусидчивостью или переключением внимания».

Что происходит с ребенком: он не может долго усидеть на месте, начав выполнять задание, быстро отвлекается, в разговоре – перебивает, пытается дать ответ на вопрос, не дослушав до конца, с трудом дожидается своей очереди в чем бы то ни было. А уже вышедшим из детского возраста зачастую приходится еще сложнее.

В чем минусы

«Изнутри это ощущается, как если в дождь вести машину со сломанными дворниками. Или как слушать радио, в котором одновременно транслируются все каналы», – так, например, описывают свое состояние люди с СДВГ в Сети. Потерянные или забытые где-то вещи, неоплаченные вовремя счета, хаос в доме и на рабочем столе, опоздания, несданные дела, невыполненные обещания… Плюс добавляются другого рода «взрослые» проблемы, связанные с эмоциональной неустойчивостью.


«У таких людей бывают не только резкие перепады, но и длительные периоды сниженного настроения, склонность к депрессиям», – говорит Марк Сандомирский. По словам Константина Махинова, граждане с СДВГ входят в группу риска развития различного рода зависимостей, включая алкогольную и от табака. С неврологом согласен и психотерапевт Сандомирский: «Они порой используют спиртное или другие вещества, чтобы справиться с эмоциональными трудностями. Надо иметь в виду, что это не алкоголизм или наркомания в обычном понимании, а именно попытка помочь себе». И мы уж молчим о возможных проблемах с лишним весом: усевшись на диван с большим пакетом чипсов или печенья, человек может и не заметить, как съест все до крошки, хотя вообще ничего такого не планировал.

Продолжим список – возможными трудностями в отношениях с окружающими. Так, детям обычно прощают непосредственность и эмоциональную нестабильность. Но вот малолетка выросла – и что все вокруг наблюдают? Люди с СДВГ обидчивы, конфликтны, им кажется, что их не понимают , – и порой это действительно так. Ну правда, экстравагантность поведения, неординарность мышления, перепады настроения не у всякого встречного вызовут щенячий восторг. И потом, людям вокруг невдомек, что все описанные «ужасы» поведения – это просто особенности человека, а не, грубо говоря, пофигизм и нежелание быть собранным. «Добавьте сюда непростые, по понятным причинам, отношения с самим собой – и все это приведет к проблемам с самооценкой, чаще всего – к ее занижению», – говорит Марк Сандомирский.

«Легкой» личной жизни (а точнее, поддержанию стабильных отношений) все это тоже не способствует. «Нередки «серийные браки», когда люди создают и расторгают союзы раз в несколько лет, – сообщает Марк. – Мужчины страдают от этого меньше. У женщин же самооценка падает еще сильнее . «Со мной что-то не так, я не могу создать семью», – думает дама». А что на работе? Даже будучи хорошими специалистами, люди с СДВГ часто меняют места службы. Если отношения в коллективе не складываются, коллеги не понимают и не принимают их поведения, то женщины переживают особенно сильно – для них этот микроклимат важнее, чем для мужчин.

Есть плюсы

Впрочем, не будем продолжать сгущать краски. Тем более что в этом состоянии есть и отменные плюсы. Во-первых, человек с СДВГ – это зачастую яркая, необычная личность, привлекающая (по иронии судьбы) внимание к себе. «В мозге заложены мощные механизмы компенсации, – объясняет Марк Сандомирский. – В попытке преодолеть трудности особенности становятся сильными сторонами». Такие люди часто находят себя в творческой работе или, наоборот, в сфере IT (вспомним про перекосы в сторону левого полушария). Из них получаются хорошие кризис-менеджеры или стартаперы. Выполнять рутинную, однообразную работу этим персонажам вряд ли придется по нраву, зато сделать новый проект или найти интересное решение – задача по их части. Правда, быстро (как правило) добившись успеха в очередном деле, данные граждане так же быстро охладевают к нему и стремятся на поиски неизведанного.

Как быть?

А для начала, как понять, что у тебя или кого-то из близких СДВГ? «Диагностика данного состояния строится на клинической картине (однако иногда для подтверждения диагноза требуется проведение дополнительных обследований). Недуг проявляется двумя основными симптомами: невнимание (человек легко отвлекается на посторонние стимулы, ему тяжело сконцентрироваться, он часто теряет вещи) и гиперактивность-импульсивность (болтлив, не может спокойно стоять в очереди, отвечает на вопрос, не задумываясь и не дослушав его), – разъясняет Константин Махинов. – При этом данные признаки выявляются не только в школе, на рабочем месте, но и дома». Поскольку первые симптомы возникают в возрасте до 7 лет, то специалистом, который поможет с этим разобраться, должен быть детский невролог. Для возмужавшей особы стратегия немного меняется – лучше быть под наблюдением психотерапевта/психолога и плюс того же невролога.

Во взрослом возрасте СДВГ проявляется только при условии, что он уже был в детстве – даже если тогда диагноз не поставили. Поэтому на приеме у врача придется вспоминать, были ли подобные проблемы в школе и до нее. Интересно, что их повторное появление может спровоцировать какая-то перемена в жизни: например, замужество или, наоборот, развод, переход на более ответственную должность, обзаведение потомством.

«Существует ряд подходов к лечению, включащих в себя медикаментозную, поведенческую и обучающую терапию, – говорит Константин. – Вторая обычно дополняет медикаментозную и включает в себя работу над организационными навыками. Может быть полезно и обучение пациента ряду методик, направленных на концентрацию внимания. Но порой все это – длительная работа».

Марк Сандомирский дает несколько советов.

  1. Обратить детские трудности во взрослые достоинства, развивать свои особенности.
  2. Работать с самооценкой, изживать комплекс неполноценности (ты ну совершенно не обязана быть «такой как все», каждый имеет право на индивидуальность).
  3. Бороться с перепадами настроения, развивать навыки и приемы эмоциональной саморегуляции, учиться расслабляться.
  4. Помогает возрастная регрессия. Это упражнения, при которых взрослый снова чувствует себя ребенком, заново перепроживает свои детские состояния, – работа, как правило, проводится под руководством психолога или психотерапевта.

Концентрация внимания

Эти советы врачей, психологов и людей, живущих с СДВГ, призваны помочь всем, у кого порой бывают трудности с концентрацией.

  1. Записывай
    Составляй списки всех дел, важных и неважных, срочных и не очень. При этом лучше начинать с глобальных опусов (например, на месяц), потом разбивать их на недельные, дальше – на каждый день. Список дел на завтра стоит проверять накануне вечером, а потом отмечать выполненное по пунктам. Некоторым помогает нарядная доска с листочками post-it или квадратиками бумаги, прикрепленными кнопками. Ее можно повесить перед рабочим столом или у кровати. Закончено дело – листок снят с доски.
  2. Разделяй
    Набрасываясь на каждую новую задачу, разбей ее на несколько целей попроще и определи, в каком порядке их логичнее всего выполнить. Примитивный пример – разобрать заваленный стол. Первое: отложить ненужные бумаги и мусор. Второе: собрать нужные бумажки. Третье: рассортировать последние, и так далее. Так задача, кажущаяся поначалу сложной – то есть такой, что приступать к ней вообще не хочется (и стол остается заваленным неделями), перестает выглядеть неприступной.
  3. Устраивай перерывы
    Во время работы отдыхай каждые час-полтора (кому-то нужны передышки с промежутками в 30 минут). Не для того, чтобы еще чаще отвлекаться от дел, а с целью научиться заниматься ими не когда придется, а когда это нужно. В это «свободное» время лучше отвлечься, пройтись, сделать наконец зарядку. Погружаясь в работу снова, оцени, что сделано и осталось, – это подбодрит.
  4. Напоминай себе
    Боишься покинуть свое жилище, оставив его незапертым или с невыключенным прибором? Повесь на дверь записку: «Утюг, свет, ключи, окно, вода» – и сверяйся с ней, оставляя квартиру. Главное – чтобы бумажка не промелькнула мимо глаз на выходе. И время от времени переписывай список на листке нового цвета и в новом порядке, чтобы не привыкнуть и не воспринимать действие как формальность.
  5. Прояви предусмотрительность
    Узнай (и запиши в нескольких местах) телефоны бюро находок метро и наземного транспорта. Старайся не брать с собой без необходимости документы – пользуйся копиями.
  6. Положись на окружающих
    Допустим, ты часто теряешь телефоны, кошельки, записные книжки и другую важность. Подпиши все предметы, которых ты не хотела бы лишиться. Опыт общественности показывает: в большей части случаев человек, в чьих руках окажется потерянный предмет, с радостью вернет его владельцу, если обнаружит контакт, по которому можно обратиться.
  7. Отбрось все лишнее
    Если трудно сконцентрироваться во время работы, перед тем как приступать к делу, постарайся нейтрализовать отвлекающие факторы. Закрой на компьютере вкладки с соцсетями и мессенджеры. Убери со стола ненужные книги и бумаги. Отвлекают разговоры коллег – абстрагируйся берушами. Кому-то музыка мешает еще больше, другим не прислушиваться к переговорам соседей помогает спокойная мелодия в наушниках. Установи себе определенное время, когда будешь проверять личную почту и читать френд-ленту, – скажем, трижды в день: утром, в обед и вечером.
  8. Найди выход избыточной энергии
    Это если твои навязчивые друзья – импульсивность и гиперактивность. Попробуй найти хобби, дающее энергопару выход. Это могут быть танцы, бег, другая физическая активность. Наш эксперт Марк Сандомирский советует кундалини-йогу и динамический цигун. Правда, при СДВГ, прежде чем серьезно заняться каким-то видом спорта, стоит проконсультироваться с врачом.
  9. Попроси о помощи
    Переживаешь, что забудешь важную вещь, – попроси подругу позвонить тебе в определенное время и «проследить», чтобы штука оказалась в сумке. Боишься задуматься и проехать нужную остановку – обратись с просьбой к приятному на вид соседу в транспорте, чтобы подсказал, когда тебе выходить. И при этом совсем не обязательно рассказывать всем подробности твоей тонкой душевной организации. Некоторые взрослые с СДВГ признаются, что дела, требующие особенной концентрации, лучше удаются им, когда кто-то близкий просто стоит рядом, как бы беззвучно напоминая, что не нужно отвлекаться. Но, конечно, если какое-то дело не удается раз за разом, несмотря на все приемы и уловки, стоит обратиться за консультацией к неврологу, психологу или психотерапевту.

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности - это где возбуждение всегда преобладает над торможением.


Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины - это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность - воспитание по типу «кумир семьи».


На появление СДВГ влияет много социальных факторов, как самого ребенка, так и матери будущего малыша

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.


Гиперактивные дети отличаются особой невнимательностью

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.


СДВГ также проявляется чрезмерной активностью у детей


Гиперактивность сказывается на неумении сдерживать эмоции

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, - чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


СДВГ у детей распознается, как высокая двигательная активность, быстрая возбудимость и чрезмерная эмоциональность

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный - это сочетание гиперактивности с нарушением внимания - встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный - преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный - доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.


Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок - явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.


У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.


У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.


У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.


У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.


К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.


Для установки или опровержения диагноза СДВГ следует обратиться к специалисту

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.


Для лечения СДВГ у детей используются психологические приемы

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.


Какие-либо медицинские препараты даются ребенку только по назначению врача

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 - особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное - чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» - это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Полезные приобретения очень хорошо повлияют на психику ребенка


  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен "Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6" контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: "Симфония № 40 соль минор" тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.


Научитесь создать для ребенка с СДВГ комфортные условия


Полезные игры

Игры на внимательность

"Лови - не лови". Эта аналог на всеми любимой игры "Съедобное - несъедобное". То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».


Игры для снятия эмоционального напряжения

  • "Прикоснись". При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • "Торт". Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

Записаться на прием

СДВГ: симптомы, диагностика, лечение

Многие психические расстройства начинают развиваться в раннем детском возрасте, но диагностировать их можно лишь после того, как ребенку исполнится 5 лет. Диагноз СДВГ чаще всего, определяется в младшем дошкольном возрасте, хотя симптомы расстройства могут проявляться раньше. Это связано с тем, что постановка диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» требует оценки способности ребенка к обучению, его социальных функций, а также анализа поведения в разных условиях (дома и в школе).

Синдром дефицита внимания является одним из самых спорных диагнозов. Среди многих обывателей бытует мнение, что это очередное «модное» расстройство, оправдывающее лень и плохое воспитание. Но это далеко не так. Еще в начале ХХ века появились научные труды, в которых описывались несколько детей с повышенной импульсивностью, гиперреактивностью и невнимательностью. На сегодняшний день СДВГ симптомы проявляются примерно у 6 % населения, но за квалифицированной медицинской помощью обращаются лишь 2% людей. Это психологическое расстройство чаще диагностируется у мальчиков. Среди девочек оно встречается реже, но его лечение требует более серьезного подхода. К тому же симптомы СДВГ у представительниц слабого пола менее выражены, а гиперактивность может отсутствовать вовсе.

Заниматься воспитанием и обучением детей, имеющих синдром, очень непросто. Многие родители не могут смириться с мыслью о том, что их ребенок может иметь психическое расстройство. Они винят в поведении своего чада окружающих, школу и, несколько реже, самих себя. Но если вовремя принять необходимые меры, то можно заметно улучшить состояние ребенка. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности .

Основные симптомы

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, очень плохо учатся. Им сложно концентрироваться на объяснении учителя и выполнении задания. Это связано не с прихотью или капризами. Усваивать информацию и концентрироваться на учебе они не могут вследствие недостатка биологически активных веществ в определенных отделах головного мозга.

СДВГ симптомы проявляются в поведении детей, оно заметно отличается от действий и поступков их здоровых сверстников:

  1. Невнимательность. Ребенок очень легко отвлекается, страдает забывчивостью. При выполнении заданий возникают сложности, он не организован, не выполняет инструкции. Во время объяснения нового материала или задания может сложиться впечатление, что ребенок не слушает взрослого. Большое количество ошибок обусловлено повышенной невнимательностью. Такие детки часто теряют свои вещи и школьные принадлежности.
  2. Гиперактивность . Для расстройства характерно постоянное нахождение в движении. Ребенок попросту не может усидеть на месте. Во время занятий в классе он может вставать с места в самое неподходящее для этого время. Ребенок кажется суетливым, нетерпеливым, чрезмерно общительным.
  3. Импульсивность. Желание достичь удовольствие у таких детей намного выше, они не в состоянии ждать своей очереди. Часто они выкрикивают с места, перебивают собеседника или учителя. Если такой ребенок чего-то хочет, то он будет требовать это сейчас же, уговорить его не получится.

Такие симптомы расстройства являются основными, но даже здоровые дети иногда могут быть невнимательны или слишком активны. Чтобы иметь возможность говорить о наличии данной патологии, необходимо провести тщательное исследование. Врач наблюдает маленького пациента в течение длительного времени, не меньше шести месяцев. Чтобы анализ поведения ребенка был полным и всесторонним, потребуется дать оценку его поведения в разных условиях.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:

  • наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
  • употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
  • сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
  • предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:

  1. Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
  2. Сбой в работе щитовидной железы.
  3. Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
  4. Депрессия и расстройства сна.

Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Типы СДВГ

Высококвалифицированные специалисты практикуют индивидуальный подход к лечению синдрома. Это связано, прежде всего, с тем, что для успешного выздоровления требуется устранить причины патологии. На сегодняшний день выявлено несколько типов данного расстройства, требующих разного подхода к проведению терапии:

  • классический вид связан с нарушениями в работе коры лобных долей. В этом случае будут проявляться классические СДВГ симптомы, это и неустойчивость внимания, и рассеянность, и дезориентация и т.д. Для достижения устойчивых результатов может быть применена медикаментозная терапия, способная повысить уровень дофамина в головном мозге. Пациентам рекомендуется снизить употребление в пищу простых углеводов, а продукты с высоким содержанием белка ввести в рацион;
  • невнимательный тип. Основные симптомы СДВГ будут дополнены склонностью зацикливаться на себе, упадком сил, отстраненностью и отсутствием мотивации. Данная разновидность расстройства обычно диагностируется в старшем возрасте, чаще встречается у девочек. Развитие невнимательного типа СДВГ обусловлено снижением мозговой активности в мозжечке и лобной коре;
  • синдром дефицита внимания с чрезмерной фиксацией. Классические СДВГ симптомы в этом случае сочетаются со склонностью зацикливаться на мыслях негативного содержания, навязчивым поведением. Больные с таким типом заболневания чрезмерно обидчивы и беспокойны, часто спорят и идут наперекор наставникам;
  • при нарушениях в работе височных долей СДВГ симптомы будут включать в себя повышенную вспыльчивость. Больной может испытывать чувство тревоги, его мучают головные боли и дискомфорт в области живота. Характерно появление мрачных мыслей, проблемы с памятью, затруднения при чтении текстов, а также неправильная интерпретация замечаний, обращенных к больному;
  • лимбический тип. Первичные СДВГ симптомы сопровождаются меланхолией, желанием оградиться от окружающих, пониженной самооценкой, расстройствами сна и отсутствием аппетита. Для лечения этого типа синдрома нельзя применять стимуляторы, так как они могут привести к развитию депрессии.

Также основные симптомы рсстройства могут сопровождать вспышки гнева и капризность, желание всегда быть в оппозиции и повышенная болтливость, гиперчувствительность к громким звукам и яркому свету, а также поспешность мышления.

Диагностика

Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.

Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.

Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.

Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников. Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.

Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:

  • основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
  • проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
  • признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
  • СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.

Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.

Лечение

При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.

Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.

Но большинство специалистов считает, что использование медикаментов оправдано лишь в единичных случаях, многих детей можно вылечить, используя методы психокоррекции. Наиболее успешными при устранении симптомов СДВГ является прикладной поведенческий анализ, его используют при работе с маленькими детьми, а также когнитивно-поведенческая терапия, которая применима при проведении коррекции психики у молодых людей и подростков.

Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.

Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:

  1. Составить режим дня и строго ему следовать. Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество времени. Не выспавшийся ребенок становится более капризным, агрессивным, утрачивает способность к концентрации внимания.
  2. Следить за питанием ребенка. Многие исследователи утверждаются, что СДВГ симптомы зависят от того, что включено в ежедневный рацион малыша. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.
  3. Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять. В разных источниках описываются СДВГ симптомы, и одним из наиболее устойчивых называется неспособность к организации. Это очень осложняет процесс социальной адаптации ребенка. Четкая организация пространства немного облегчит малышу жизнь.
  4. Во время проведения занятий следует устранить все отвлекающие факторы. Обязательно выключите телевизор, компьютер, радио и т.д. Ребенку, у которого проявляются основные симптомы СДВГ, сложно концентрироваться. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ему ничего не мешало.
  5. Давайте ребенку право выбора. Когда он одевается, предложите два комплекта одежды, во время приема пищи – несколько видов блюд. Но количество вариантов не должно быть слишком большим - в противном случае это может привести к развитию эмоциональной и сенсорной перегрузки.
  6. Во время беседы с ребенком старайтесь давать точные указания. Все инструкции должны содержать минимум информации. Необходимо воздерживаться от уговоров и угроз.
  7. Ставьте перед малышом реалистичные задачи, чтобы он смог с ними справиться. За успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Используйте наглядные материалы для отображения его достижений.
  8. Помогите малышу найти занятие, в котором он мог бы достичь успеха. Это позволит развивать навыки социального общения, а также повысит самооценку вашего ребенка.

Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители - без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!

Как проявляется синдром у взрослых

У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.

Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.

Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:

  • одним из основных симптомов СДВГ является неустойчивость внимания, но у взрослых людей он проявляется не во всех сферах. Больному сложно концентрироваться на выполнении рутинных делах. Он будет забывать вовремя оплачивать счета, принимать лекарственные препараты, производить уборку в доме и т.д. Но если речь зайдет о чем-то новом и необычном, то человек с СДВГ способен к концентрации. Фильмы ужасов, рискованные виды деятельности и склонность к созданию конфликтных ситуаций – все это перенасыщено стимулирующими факторами, заставляющими концентрировать внимание, даже если обычно с этим возникают сложности. Кроме того, люди, имеющие СДВГ симптомы, способны концентрироваться на личных проблемах, особенно в период снижения настроения;
  • СДВГ симптомы включают в себя рассеянность. Больной человек не способен отключиться от несущественных вещей. Если присутствует раздражающий фактор, то все мысли и разговоры такого человека будут крутиться вокруг него. Маленькому ребенку сложно справиться с этим симптомом, но, взрослея, человек учится жить с этим. Они обрезают все ярлычки на одежде, так как у них повышена тактильная чувствительность. Приобретают вещи точно по размеру, в противном случае они находятся в постоянном дискомфорте. Для того, чтобы уснуть, они используют некий белый шум. Такая звуковая завеса позволяет абстрагироваться от других звуков и заснуть. Многие пациенты, особенно женщины, не могут концентрироваться во время секса, что не позволяет им достигать оргазма;
  • люди, имеющие симптомы СДВГ, не организованны. Практически всегда их окружает беспорядок, в их комнатах разбросаны вещи, на рабочем столе хаос, в чуланах сложно найти нужную вещь. Кроме того, больные в больших количествах поглощают кофе и курят, потому что кофеин и никотин являются мощнейшими стимуляторами для них;
  • перечисляя СДВГ симптомы, необходимо упомянуть практически полное отсутствие внутреннего контроля. Люди, страдающие этим расстройством, не задумываются прежде, чем что-то сказать, поэтому у них часто возникают проблемы с окружающими людьми. Они не могут ставить перед собой долгосрочные цели, важные дела оказываются отложенными на последний момент.

Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.

Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.

Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.