Цитаты про хороших учителей. Профессия «Учитель». Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя. Прежде чем учить других, человек должен понять своё жизненное направление

Хочу предложить небольшую подборку таких высказываний:

«Учитель и ученик растут вместе.» (Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.» (Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами.» (Л. Сенека)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику.» (З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.» (М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.» (Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает.» (Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить.» (Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.» (Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы.» (И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» (А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников.» (М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.» (В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка.» (В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного.» (Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели.» (Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» (К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.» (К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.» (Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.» (Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» (Д. Менделеев)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» (В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.» (Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» (А. Чехов)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.» (Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность.» (П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.» (Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики.» (Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.» (С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни.» (С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.» (Ш. Амонашвили)

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Особенно в России, где зарплата как школьных учителей, так и преподавателей вузов оставляет желать лучшего. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.

Учитель каждый день повторяет волшебные вещи

У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные - случается и такое - знания. Цитаты про учителей дают представление о трудностях профессии, образе идеального воспитателя, ошибках образования.

Фразы великих людей могут помочь скорректировать цели молодых людей, только мечтающих связать свою судьбу со сферой образования. Мудрые и шуточные высказывания помогут будущим учителям правильно общаться с детьми, верно расставлять приоритеты.


Начальная школа - период знакомства с профессией учителя

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (Василий Осипович Ключевский)

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие - что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич Гоголь)


Даже профессора когда-то были наивными учениками

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Владимир Иванович Даль)

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. (Валентин Григорьевич Распутин)

Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький)


Подросшие мамы и папы - прошлые ученики

Цитаты иностранных писателей, поэтов

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)

Знания - как и небеса - принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание - искусство отдавать. (Абрахам Джошуа Гешель)

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты. (Ричард Бах)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. (Ричард Олдингтон)


Какой путь выберешь ты?

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (Мишель де Монтень)

Обучать - значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. (Джордж Бернард Шоу)

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)


Внутренний свет - пример продуктивного обучения

Мнение знаменитых женщин о педагогах и учении

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. (немецкая революционерка Роза Люксембург)

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (английская поэтесса и романистка Шарлотта Бронте)

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел. (греческая певица Мария Каллас)

Образование - это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя. (Вирджиния Хадсон)

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. (Мария Монтессори - итальянский педагог, врач, философ и учёный)


Какие семена будут посеяны учителем, такие и пожнё ученик

Высказывания древних мыслителей

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. (Аристотель)

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. (французский философ XIII в. Боэций Дакийский)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон Старший)

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин Блаженный)


Фраза, произнесённая учителем в гневе, надолго откладывается в памяти ученика

Фразы государственных деятелей

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. (Анатолий Васильевич Луначарский)

Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей. (Рухолла Мусави Хомейни)

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. (Михаил Иванович Калинин)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)


Уинстон Черчилль был учителем самому себе, так как регулярно занимался самообразованием

Что говорили о своей профессии сами педагоги

Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)

Учитель - человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. (Александр Рыжиков - учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)

Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо. (Хорас Манн)

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Фёдор Иванович Янкович де Мариево)

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. (Артур Шнабель)


Светлый мир познаний открыт для каждого

Будни людей педагогических профессий состоят не только из контрольных, сочинений, экзаменов, вразумления нерадивых учеников и поощрения гениев. Без юмора очень сложно справиться с огромной нагрузкой и детскими проблемами. В школьной жизни немало забавных моментов, которые метко подмечены в афоризмах. Не миновал педагогику и сарказм остроумных людей.

Ироничные, юмористические, саркастичные афоризмы

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. (Владислав Катажиньский)

У того, кто учит себя сам, учитель - дурак. (Английская поговорка)

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)

По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. (Александр Ботвинников)


Ох уж этот извечный спор!

Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский)

Школа - это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному.

Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.

Судя по зарплате учителей, наше правительство состоит из мстительных двоечников.

Есть три хорошие причины для того, чтобы стать учителем: июнь, июль, август.


Далеко не все ученики не хотя идти в школу первого сентября

Роль учителя в жизни современного человека нельзя переоценивать. Сейчас модно получать второе, третье высшее образование. Многие изучают иностранные языки, повышают квалификацию, надеясь найти более престижную и высокооплачиваемую работу.

По сути, мы учимся всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках. В идеале же лучше встретить мудрого наставника. Замечательно, если эта встреча случается в детстве, когда только формируются привычки, характер.

Любящий свою профессию учитель способен направить интересы ребёнка в нужное русло, привить необходимые навыки для строительства счастливой жизни. При этом и сам преподаватель должен всё время пополнять свои знания, обновлять хранящуюся в голове информацию. Наука ведь не стоит на месте. А если не совершенствоваться, то школьники и студенты предпочтут такому ментору интернет.

Видео: притча о важности учителя

Представленные цитаты раскрывают сущность этой профессии, показывают учителям, в чём им можно улучшиться, к чему следует стремиться.

Александр Ботвинников когда-то сказал: «Учителя уверены, что яйца курицу не учат, а вот ученики убеждены - курица не птица». Вечное противостояние учителей и учеников на поле битвы под названием «Школа». Но стоит только закончиться веселым школьным денькам, как невозможно найти бывшего школьника, который бы ненавидел свою школу. И лишь цитаты об учителях напоминают о былом времени.

Школьные годы чудесные

Хороший учитель

Карл Краус когда-то изрек: «Информацию, которую переварили учителя, можно считать пищей для учеников». В действительности подобные цитаты об учителях часто можно встретить, вот только они не позиционируют педагогов хорошими или плохими.

Прийти к пониманию словосочетания «хороший учитель» поможет еще одно высказывание Дистервега: «Плохой учитель дарит своим ученикам знания, хороший - учит их находить». Именно так должен поступать истинный педагог. Разжечь интерес, научить отсеивать лишнее, постепенно добираясь до истины в поисках собственного ответа - вот задача каждого учителя.

Кто может стать учителем?

Изучая цитаты об учителях великих людей, можно наткнуться на интересное высказывание Менделеева: «К педагогике необходимо призывать как к медицине, морскому делу. Принимать в лавы не тех людей, которые хотят только обеспечить себе будущее, а тех, кто уверен, что имеет к этому делу призвание, получает от преподавания удовлетворение и понимает необходимость своего ремесла». И с этими словами ученого можно легко согласиться. Быть педагогом, как быть художником - научиться можно, но только одаренным от природы дано создавать настоящие шедевры.

В подтверждение выше сказанного следует привести цитаты об учителях из произведений классической литературы. К примеру, Лев Николаевич Толстой когда-то написал: «Учитель - это не человек, что имеет соответствующее образование и воспитание, а тот, кто уверен, что никем другим не желает быть. Такую уверенность редко можно встретить, а ее присутствие доказывается лишь жертвами, на которые человек пошел во благо любимого дела. Учитель - это одно из достойнейших и благороднейших призваний». Именно так отзывался известный человек о профессии учителя.

Совершенный учитель

В идеале учитель должен любить все, что связано с его профессией, а не просто иметь призвание. Просматривая цитаты об учителях русского языка, можно наткнуться на высказывание Толстого: «Хороший учитель любит то, что делает. Учитель, который любит своих учеников отеческой любовью, лучше того, кто прочел множество книг, но так и не полюбил ни свое ремесло, ни своих подопечных. И только тот, кто любит своих учеников и свое ремесло, может называться совершенным учителем».

Учитель должен любить свою работу и хорошо относиться к ученикам. Но стоит помнить, что хорошее отношение - это не только хорошие отметки. Мишель Монтень когда-то написал следующее: «У меня нет желания, чтобы наставник делал все один, я хочу, чтобы учитель слушал, что говорит его ученик. Сократ и Аркесилай всегда заставляли говорить первыми своих учеников, и только потом говорили сами. Учитель должен спрашивать с ученика не только материал урока, но суть и смысл. И судить ученика не за его хорошую память, а за его собственные слова. Объясняя что-то своему ученику, учитель должен осветить информацию с разных сторон и проверить понял ли его ученик. Когда ученик отвечает на вопрос учителя его же словами, это значит, что учитель плохо подал ему информацию и соответственно он плохой учитель».

Педагог обязан научить своих подопечных самостоятельно находить ответы и желать получить как можно больше знаний. Более того, учитель должен быть своему ученику и другом, и соперником.

Учитель-соперник

Еще Леонардо да Винчи говорил: «Ученик, который не может превзойти своего учителя, вызывает лишь жалость». Возможно, подобного роды цитаты об учителях звучат жестоко, но в них, несомненно, сокрыто зерно истины. Какой учитель обрадуется ученику, который прекратил свое интеллектуальное развитие. Желание найти свои ответы, свою истину - вот ради чего должен стараться учитель.

Хаббард когда-то сказал: «Учитель, который может научить своих воспитанников находить благо в труде, должен почивать на лаврах». Знания, полученные из-под палки, мотивированные только получением высокой оценки, никогда не будут качественным продуктом учебной деятельности. Они быстро забудутся и не принесут никакой пользы. Но если ученик желает знать - его ничто не остановит. Знания, которые он получает в момент, когда возникает потребность найти собственный ответ, запоминаются на всю жизнь. Именно поэтому учитель должен показать подопечному, что труд на благо истины приносит, помимо пользы, еще и удовольствие.

Но наряду с этим, учебный процесс должен быть ориентирован на то, что учитель - это соперник ученика. Даже Белинский настаивал на этом: «Ученик не сможет стать лучше своего учителя, когда тот является образцом для подражания, а не соперником».

Не всем и не всегда учитель необходим

Превознося профессию учителя, очень часто люди забывают о простом человеческом факторе, когда учитель, каким бы хорошим он ни был, становится бесполезным. В первом случае это когда ученик не может быть требовательным к себе. Василий Сухомлинский однажды сказал: «Пусть над учеником будет хоть сотня учителей - все их старания будут бессмысленными, если подопечный не сможет заставить себя что-то сделать или чего-то от себя потребовать».

Во втором случае учителя становятся бессильными, когда ученики изначально начинают постигать собственные истины. Очень хорошо об этом высказался Жан-Жак Руссо: «Ни один учитель не был нужен тому, кому заранее было предначертано создать собственное учение. Бэкон, Декарт, Ньютон - эти учителя рода человеческого никогда не имели своих наставников. И остается только спросить какие педагоги смогли бы привести их туда, где они оказались по воле случая?».

Многим покажется странным, но учителя не должны впихивать в учеников тонны информации. Настоящий учитель, словно катализатор, покажет, в чем красота его предмета, а дальше пытливый ум ученика уже сам сделает свое дело. Именно о таких учителях и вспоминается чаще всего после окончания школы. О тех, кто показал красоту науки, научил находить ответы и получать от этого удовольствие.

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.» (Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе.» (Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.» (Конфуций)

«Самое трудное в учении - научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя.» (Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами.» (Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников.» (М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь.» (М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику.» (З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.» (М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.» (Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает.» (Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить.» (Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.» (Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы.» (И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» (А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников.» (М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.» (В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка.» (В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного.» (Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели.» (Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» (К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.» (К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.» (Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.» (Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» (Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.» (Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» (В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.» (Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» (А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.» (У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.» (Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность.» (П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.» (Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики.» (Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.» (С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни.» (С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека.» (С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.» (Ш. Амонашвили)