Дефис в неопределенных местоимениях правило. Тест на эрудицию. Правописание дефиса в прилагательных

Написание предлогов с местоимениями

Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Например: подойти ко мне, говорить о тебе, думать о ней.

Учебное наблюдение

Прочитайте предложения.

Кое-кто смотрел в синеющую даль моря. Какая-то лодка виднелась вдали. Вдруг что-то вспыхнуло. Может, какой-нибудь весельчак пошутил. Какой-либо звук мог напугать в тихую ночь.

Возможно ли определить или догадаться, кто именно смотрел вдаль, какая именно лодка виднелась, что именно вспыхнуло, какой именно весельчак, какой именно звук мог напугать? Это невозможно, потому что данные местоимения указывают на неизвестные, неопределённые предметы и признаки. Это неопределённые местоимения.

Как образуются неопределенные местоимения?

Эти местоимения образуются с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь , приставки кое -.

Следует запомнить

Местоимения с -то, -либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис. Например, кто-то, кому-нибудь, где-либо, кое-что.

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Говорит (обо) мне, пришёл (за) ним, подарок (от) тебя, спросить (у) кого-то, (с) моим другом, (в) нашем городе, думать (о) себе.

Задание № 2

Перепишите предложения, вставляя пропущенные дефисы.

Кому то принесли моё письмо. Раздался жуткий скрип от чьих то шагов. За дверью кое кто стоял. Пронеслась стая каких то белых птиц. Мой товарищ объяснил мне задание лучше, чем кто либо другой. Кое кому может не понравиться моё решение. Решить задачу нужно каким нибудь другим способом.

МБОУ Гимназия имени Андрея Платонова

Левобережного района городского округа город Воронеж

Урок русского языка

«Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных»

(6 класс)

Учитель

русского языка и

литературы ВКК

Быковская Людмила Алексеевна

2014 – 2015

Тема: Дефис в неопределённых местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица); анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь, осуществлять контроль и оценку; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать других.

Предметные:

6ЛР: анализировать неопределённые местоимения-прилагательные и местоимения-числительные, опознавать неопределённые

местоимения в тексте и группировать их по общности грамматического значения (существительные, прилагательные, числительные).

4ЛР: находить орфограммы в неопределённых местоимениях и правильно писать слова с этими орфограммами, графически

объяснять выбор написания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка

Прочитайте предложения и составьте схемы только сложных предложений.

Очень острым зрением обладают хорьки, лисы, волки. Есть птицы, чьё зрение ещё острее. Лучше всех видят совы, у которых глаза улавливают даже слабый свет.

Составьте схемы этих предложений.

Найдите местоимения в записанных предложениях. К какому

разряду они относятся?

Назовите имена прилагательные. Чем они отличаются? (Сравнительная форма острее , полное прилагательное слабый .)

Какими членами предложения являются эти прилагательные?

Какая орфограмма есть в местоимении? (чьё)

Чем осложнено 1 предложение? Расставьте в нём знаки препинания.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного) .

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Владеть навыками отбора и систематизации материала .

4. Анализировать, сравнивать, группировать, обобщать.

III. Введение в тему урока с постановкой проблемы урока. Формулирование темы урока.

Чем выражены союзные слова в СПП? Назовите разряд. (относительные местоимения-прилагательные ).

Напишите группу относительных местоимений.

Какой разряд местоимений образуется от данных с помощью приставки НЕ ? ( неопределённые.)

Назовите части речи, которые составляют эту группу местоимений. (мест-сущ., мест-прил., мест-числ .)

- Что вы ещё знаете о способах образования неопределённых мест-существительных? (кое-, -то, -либо, -нибудь)

Можно ли подобными способами образовать неопределённые мест-прилагательные и мест-числительные? (да)

Как вы считаете, это новое правило или уже изученное? Аргументируйте свой ответ.

Какова же тема сегодняшнего урока? (Дефис в неопределённых местоимениях)

Сформулируйте цель нашего урока. ( Научитьтся писать через дефис неопределённые местоимения)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

IV. Открытие новых знаний.

Самостоятельная проверка предварительно сделанных выводов на этапе формулирования проблемы урока.

Работа в парах по заданиям.

1.Обратитесь к учебнику. Прочитайте правило на стр. 15.

2.Охарактеризуйте неопределённые местоимения с учётом новой информации.

некоторый, несколько, чьими-то, сколько-нибудь

1. Установите особенность значения местоимений-прилагательных и

местоимений-числительных.

2. Понаблюдайте, как они пишутся.

3. Сделайте общий вывод, как они изменяются.

О какой ещё особенности неопределённых местоимений

нужно помнить? ( раздельное написание местоимений с предлогами: кое у кого)

Проверка графической модели изученных видов орфограмм (с не , а также - то, -либо, -нибудь ). (индивидуальное задание)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).

Коммуникативные УУД

1.

2.

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

1. Упр. 435 – развивается умение писать неопределённые местоимения, группировать словосочетания с местоимениями разных грамматических классов.

Возможно выборочное осложнённое списывание по вариантам, рядам и т.д.

2.Распределение неопределённых местоимений по столбикам по видам орфограмм. Учащиеся сами определяют названия столбиков по виду орфограмм. ( кое-что, кое на чём, о нескольких, кое с какой, кое у кого, некто, с чем-нибудь, нескольким, на некоторых, нечто, кое с чем, кое у кого, кое перед кем, некоторые, сколько-нибудь, кое о ком) Возможен более продуктивный вариант: выборочный диктант.

    В сообщении кое-что касалось и нас.

    Нескольким ученикам надо было пойти в медпункт.

    Кое перед кем я чувствую себя виноватым.

    Кое-кто из нас пытался себя чем-либо занять.

    Женя пришила несколько оторванных пуговиц.

    Володя пытался сосредоточиться на какой-то книге.

    Пёс лежал на чьём-то одеяле.

    Петя тихо сказал, что был кое у кого в гостях.

    Нечто похожее на лошадь показалось вдалеке.

    «Придумай хоть сколько-нибудь примеров!»- взмолилась Катя.

    «Костя Ручьёв кое в чём прав»,- сказала Галина Николаевна.

    Полковник посмотрел на Диму; «Перед тобой было некое загадочное явление, и тебе надо было его исследовать».

    Мама попросила прийти через некоторое время.

    Гаврик понимал, что Терентия надо кое с кем посоветоваться.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

VI. Рефлексия.

1. Написать только цифры справедливых утверждений.

1. Неопределённые местоимения-прилагательные и местоимения-числительные имеют сходные с прилагательными и числительными непостоянные признаки.

2. Местоимение несколько не изменяется по родам и числам.

3. Неопределённые местоимения образуются от личных.

4. Написание неопределённых местоимений (существительных,

прилагательных, числительных) подчиняется единым правилам.

5. Неопределённые местоимения с приставкой кое - всегда пишутся через дефис . (1,2,4)

Аргументируйте свою точку зрения.

(учащиеся обмениваются тетрадями, оценивают ответы друг друга)

2. Вспомните цель урока. Достигли мы её?

-Научились ли вы писать правильно неопределённые местоимения?

- С какими трудностями столкнулись?

- Что надо сделать, чтобы их преодолеть?

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. § 56,

Упр. 436 (сгруппировать местоимения по разрядам:

I вариант – списывает и находит местоимения в предложениях 1- 4,

II вариант – в предложениях 4-7.

2. Выучить слова в рамках.

Местоимения с предлогами пишутся раздельно. Например: подойти ко мне, говорить о тебе, думать о ней.

Учебное наблюдение

Прочитайте предложения.

Кое-кто смотрел в синеющую даль моря. Какая-то лодка виднелась вдали. Вдруг что-то вспыхнуло. Может, какой-нибудь весельчак пошутил. Какой-либо звук мог напугать в тихую ночь.

Возможно ли определить или догадаться, кто именно смотрел вдаль, какая именно лодка виднелась, что именно вспыхнуло, какой именно весельчак, какой именно звук мог напугать? Это невозможно, потому что данные местоимения указывают на неизвестные, неопределённые предметы и признаки. Это неопределённые местоимения.

Как образуются неопределенные местоимения?

Эти местоимения образуются с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь , приставки кое -.

Следует запомнить

Местоимения с -то, -либо, -нибудь, кое- пишутся через дефис. Например, кто-то, кому-нибудь, где-либо, кое-что.

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Домашнее задание

Задание № 1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

Говорит (обо) мне, пришёл (за) ним, подарок (от) тебя, спросить (у) кого-то, (с) моим другом, (в) нашем городе, думать (о) себе.

Задание № 2

Перепишите предложения, вставляя пропущенные дефисы.

Кому то принесли моё письмо. Раздался жуткий скрип от чьих то шагов. За дверью кое кто стоял. Пронеслась стая каких то белых птиц. Мой товарищ объяснил мне задание лучше, чем кто либо другой. Кое кому может не понравиться моё решение. Решить задачу нужно каким нибудь другим способом.

Кто-то всматривался в дорогу, бегущую к горизонту. Какой-то человек шагал по ней. Вдруг что-то вспыхнуло над головой. Какой-то звук нарушил тишину.

Можно ли определить, кто именно всматривался вдаль, кто шел по дороге, что вспыхнуло и какой звук нарушил тишину? Нет, мы не можем этого сделать, потому что никаких данных у нас нет. Местоимения "кто-то", "что-то", "какой-то" указывают на лица и предметы, неведомые нам, незнакомые, а также их недостоверные признаки.

Однако следует заметить, что, будучи неопределенными, эти местоимения иногда несут некоторую информацию о субъекте действия, например, число и одушевленность (неодушевленность):

  • какие-нибудь люди заглянут сюда;
  • какой-нибудь человек придет.

Способы словообразования для неопределенных местоимений

Неопределенные значения вопросительным местоимениям придают специальные суффиксы (-то; -либо; -нибудь ) и приставка-префикс (кое- ).

Для таких моделей словообразования написание дефиса в неопределенных местоимениях обязательно:

  • кое-кто;
  • кое-какой;
  • что-либо;
  • какой-либо;
  • зачем-то;
  • почему-либо;
  • как-нибудь;
  • где-то;
  • сколько-то;
  • откуда-то и др.

Примеры неопределенных местоимений с дефисом в предложениях выглядят так:

  • Кто-нибудь вам расскажет, как это сделать.
  • Кое-кто из них не станет этого скрывать.
  • Что-то в воздухе указывало на приближение грозы.
  • Что-нибудь да случится.

Неопределенные местоимения с дефисом также образуются и из относительных местоимений:

  • Есть в нем какая-то червоточина.
  • Сколько-нибудь надо было заплатить.
  • Почему-то нам это осталось неизвестно.
  • Когда-нибудь мы встретимся .

Особые случаи

Слова "некто" и "нечто" считаются неопределенными местоимениями только в том случае, если они стоят в именительной (для местоимения "некто"), в именительной и винительной (для "нечто") падежной форме. В прочих падежах эти местоимения считаются отрицательными: некому, некем, нечем, незачем, не о чем, не о ком и др.

Неопределенные местоимения с приставкой "не-" пишутся слитно.

Следует иметь в виду, что в словах "некто" и "нечто" ударным является первый слог. Местоимения же со значением отрицания "никто" и "ничто" ("ничего") произносятся иначе - с ударением на конце. Сравним:

  • никто не пришел и пришел некто ;
  • ничто его не заинтересовало и его заинтересовало нечто .

Подытожим: дефис в большинстве неопределенных местоимений (за исключением указанных местоименных форм с приставкой "не-") обязателен.