Дивишься драгоценности нашего языка что ни звук. Что ни звук, то и подарок

Литература 5 - 11 класс

Школьные сочинения

Русский язык

    Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
    (А. Н. Толстой).

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!
    (К. Г. Паустовский).

    Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.
    (Максим Горький).

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
    (Н. В. Гоголь).


    (И. С. Тургенев).


    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).


    (М. В. Ломоносов).

    Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
    (А. И. Куприн).

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев).


    (М. Горький).


    (Н. В. Гоголь).

    Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
    (А. С. Пушкин).

Высказывания великих людей о русском языке.

Русский язык!
Тысячелетия создавал народ это гиб­кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс­ли, своих чувств,
своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. В. Толстой

Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только
в падении и возвышении человеческого голоса!
Николай Михайлович Карамзин

.......................................................

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

.......................................................

Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.
Александр Сергеевич Пушкин

.......................................................

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Николай Васильевич Гоголь

.......................................................

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Иван Сергеевич Тургенев

.......................................................

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Язык - это история народ. Язык - это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением
от нечего делать, а насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн

.......................................................

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово,
- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

.......................................................

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Александр Иванович Куприн

.......................................................

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших;
но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.
Владислав Маркович Иллич-Свитыч

.......................................................

Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев

.......................................................

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве
усвоить и язык иностранный, но не прежде.
Федор Михайлович Достоевский

.......................................................

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.
Антон Павлович Чехов


Сердцеведением и мудрым знанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Николай Васильевич Гоголь

.......................................................

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе,свободе расположения, обилию форм.
Николай Александрович Добролюбов

.......................................................

Что русский язык - один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения.
Виссарион Григорьевич Белинский

.......................................................

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
Александр Иванович Герцен

.......................................................

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
Александр Николаевич Радищев

.......................................................

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ
и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще
неустроенном и молодом языке можем передавать
глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.
Федор Михайлович Достоевский

.......................................................

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.
Михаил Михайлович Пришвин

.......................................................

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
Проспер Мериме

.......................................................

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Наша речь преимущественно афористична,
отличается своей сжатостью, крепостью.
Максим Горький

.......................................................

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
Максим Горький

.......................................................

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости,
есть не обогащение, но порча языка.
Александр Петрович Сумароков

.......................................................

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми.
Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.
Николай Семенович Лесков

.......................................................

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.
Виссарион Григорьевич Белинский

.......................................................

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности
и образования каждого из нас.
Петр Андреевич Вяземский

.......................................................

Надо любить и хранить те образцы русского языка,
которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.
Дмитрий Андреевич Фурманов

.......................................................

Язык важен для патриота.
Николай Михайлович Карамзин

.......................................................

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Александр Иванович Куприн

.......................................................

Знание русского языка,- языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы,- теперь уж не такая редкость.
Фридрих Энгельс

.......................................................

Языка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
Александр Сергеевич Пушкин

.......................................................

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых,-
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Константин Георгиевич Паустовский

.......................................................

Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как:
приблизительно, неточно, неверно.
Алексей Николаевич Толстой

.......................................................

Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека.
Алексей Федорович Мерзляков

.......................................................

Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.
Петр Андреевич Вяземский

.......................................................

Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.
Гавриил Романович Державин

.......................................................

Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие.
Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык…
он также как бы пронизывается этим способом выражения.
Алексей Николаевич Толстой

.......................................................

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Анна Андреевна Ахматова

.......................................................

Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.
Антон Павлович Чехов

.......................................................

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно.
Николай Алексеевич Некрасов

.......................................................

Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического;
всё волнует, дышит, живет.
Алексей Степанович Хомяков

.......................................................

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
Михаил Александрович Шолохов

.......................................................

Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с поражающей быстротой.
Максим Горький

.......................................................

Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.
Александр Сергеевич Пушкин

.......................................................

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
Антон Павлович Чехов

.......................................................

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.
Михаил Юрьевич Лермонтов

.......................................................

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно
вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
Константин Дмитриевич Ушинский

.......................................................

Русский язык довольно богат, однако, у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: -вша, -вши, -вшу, -ща, -щей. На первой странице Вашего рассказа «вши» ползают в большом количестве: поработавший, говоривших, прибывшую.
Вполне можно обойтись и без насекомых.
Максим Горький

.......................................................

Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.
Михаил Васильевич Ломоносов

.......................................................

Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Лев Николаевич Толстой



Copyright © All rights reserved

Дивишься драгоценности нашего языка - что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. Н.В. Гоголь Чтение хорошей книги снимает стресс лучше алкоголя, утверждают психологи. Сегодня у нас чудесное терапевтическое чтение от признанного мастера литературного пейзажа - Константина Паустовского. Если эта неделя уже успела утомить вас, лучшего антидепрессанта не придумать. Родник в мелколесье Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики. Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света. Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова. Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем. Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд. Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой. Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии. Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим. Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото. Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником. Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи. Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника. Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице. Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы. Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром. - Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? - Да, должно быть, - согласился я. - Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил: - Вы, говорят, вроде книги пишете? - Да, пишу. - Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается. Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик. - А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я. - Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах. (

Тема. «Что ни звук, то и подарок…». Фонетика. Гласные и согласные звуки

Цель: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласны; познакомить с понятием «фонема», развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Предметные : знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные : способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка

Ход урока

    Оргмомент. Мотивация учебной деятельности

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю всем вам!

    Актуализация знаний, пробное учебное действие. ВЫЗОВ.

Посмотрите на слайд, попробуйте расшифровать слова

1) о. а. и. а

2) ф. н. т. к.

В каком случае вам было легче отгадать? Почему? (согласные помогают понять смысл)

А какова роль гласных? Сможем ли мы спеть без них? (они придают плавность, протяжность)

Итак, когда мы пишем, что пользуемся буквами. А чем же мы пользуемся в процессе говорения? (звуками речи)

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? О какой же теме мы начнем разговор сегодня?СЛАЙД 5

На какие вопросы нам предстоит ответить, исходя из темы? (на какие группы делятся все звуки? чем отличаются гласные звуки от согласных? какими особенностями обладают гласные звуки?)

(запись даты и темы урока)

Известный вам писатель Н.В.Гоголь сказал замечательные слова: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…». Как вы понимаете эти слова?

(ответы детей)

Мы вернемся к этой фразе в конце урока еще раз.

Прием «Корзина понятий, идей»

Вам знакомо это слово? Что вы знаете о фонетике?

1) Индивидуальная работа (вспоминает и записывает все, что знает о фонетике) - 2 мин.

2) Групповая работа. Время на обсуждение – 3 мин.

Лидеры должны выслушать поочередно всех членов команды и выяснить, в чем совпали ваши знания, а по поводу чего возникли разногласия.

(Обмен информацией в группах. Делятся друг с другом известным знанием)

Выступление лидеров

3) Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей) – 1 мин.

Первыми выступают гласные. Во время выступления других групп один из команды гласных (самый слабый) идет к компьютеру и выполняет индивидуальное задание СЛАЙД 6

(Выступление звонких и глухих. Проверка индивидуальной работы)

Все возвращаются на свои места

    Работа по теме урока. ОСМЫСЛЕНИЕ

Ребята, давайте сделаем вывод.

(аудиозапись различных звуков)

Люди могут общаться друг с другом при помощи этих звуков? (Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)

А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

А какие звуки речи вы знаете? (гласные и согласные)

Какой раздел русского языка изучает звуки речи?

Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”: телефон, магнитофон, мегафон, микрофон, диктофон, фонограмма, патефон, граммофон и др.

1) Работа в парах. Моделирование .

Ребята, вы знаете, как образуются звуки? СЛАЙДЫ 12, 13

У каждой пары – карточка с информацией. Читают текст, обсуждают, составляют схему/таблицу. Приводят примеры.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими). В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие), либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги. В русском языке 36 согласных звуков.

(выступают 2 пары по выбору учителя)

Итак, вы рассказали о гласных и согласных звуках. А как вы думаете, каких звуков мы больше употребляем в свой речи? Точный ответ на этот вопрос содержится в упр. 269.

2) Работа с учебником.

Задание 1 . упр. 269 (чтение вслух, ответы на вопросы, списать доказательную часть)

Мы нашли ответ на свой вопрос? Зачитайте его (последнее предложение)

Разбор слов: звуков – 2 г., 4 с.; вот – 1 г., 2 с.; значит – 2 г., 4 с.

Каких звуков больше этих словах: гласных или согласных?

Как вы думаете, звуки важны в речи? Может один звук в слове что – то изменить? Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: "Братья, а ведь вы все никому не нужны!" Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. - Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

Подумаешь - широкий! Подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звукУ.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны.

И что же из этого получилось?

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

Давайте поможем звукам, докажем, что они все важны. А для этого нам нужно выполнить

Задание 2 . Упр. 268

Запись в тетрадях и на доске: нож – нос, кот – кит

Отличаются ли эти слова? Чем? (значением, звуком)

Подберите 2-3 пары других слов, которые различались бы только одним гласным или одним согласным звуком.

Сыр – сор, мак – рак, том – сом, дом – дым.

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя - фонема.

Что мы доказали, выполнив это упр.?

Мы доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь. Хотя звук и самая маленькая единица языка, но она очень важная. С помощью звука можно превратить одно слово в другое

Задание 3 (устно). Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть (сласть), краска (каска), склон (слон), полк (пол), тепло (тело), беда (еда), экран (кран)

Задание 4 . Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фо­нему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза.

Рубка (трубка), дар (удар), стол (столб), клад (склад), лапа (лапша), шар (шарф), усы (бусы), укус (уксус)

Задание 5 . Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые…

Давайте вернемся к фразе Гоголя. Что же она означает?

Наш язык очень богат и выразителен, что даже с помощью звуков можно передать абсолютно все: шелест травы, громыхание грозы, звучание музыки, журчание ручья, шуршание мышки …

    Рефлексия.

Прием «Оратор». За 1 минуту подготовить речь и убедить одноклассников, зачем нужна фонетика

    Домашнее задание: § 50-52, упр. 265 (на 3), упр. 274 (на 4),

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!

«Я люблю свой язык: он понятен для всех, он певуч, как русский народ многолик, как держава наша, могуч!» Нельзя не согласиться со словами А.Яшина?

Писатели и поэты разных времен и народов всегда отзывались о нем с восторгом. Наш язык один из самых сильных и живых языков. Люди веками создавали гибкий, выразительный и певучий язык. В каждом слове слышится особенность национального характера. Русская речь окрашена неповторимой эмоциональностью. Великое множество оттенков настроения: раздражительность, восторг, радость и гнев, можно выразить только на нашем языке.

русская душа, эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений».

Человек не может считаться культурным без умения говорить грамотно и использовать богатейшую лексику русского языка. Огромного богатства лексических, грамматических и морфологических форм не существует ни в одном другом языке мира. Н.М.Карамзин говорил: « Язык наш выразителен не только для высокого красноречия. Для громкой живописной поэзии, но и для звуков сердца и чувствительности». Сколько замечательных произведений разных жанров написано на необычайно красивом и необычном языке?! Мы передаем всю красоту природы и внутреннего мира людей. Во все века люди выражают нежные чувства и ощущения, говорят о любви, детстве, материнстве. Слова способны вызвать слезы восторга, жалости и щемящей душу нежности.

Русский язык значим во всем мире. Самая главная причина этой значимости - это литература. Иностранцы занимаются изучением русского языка, чтобы читать великие поэтические и прозаические шедевры русских писателей. Русский язык всегда был нашей гордостью. А.С.Пушкин называл русский язык гибким и мощным в своих оборотах и средствах. Он высоко ценил русскую речь, ее свежесть, простоту и чистосердечность выражений. Мастера слова Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький и филологи Буслаев, Виноградов совершенствовали язык. Нам досталось необыкновенное бесценное наследство. Мы обязаны его хранить, не искажать, не засорять сленгами и иностранными синонимами. « Каждое слово языка есть результат мысли и чувств человека, через которые отразилось в слове природа страны и история народа»,- писал Константин Ушинский.

« все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем стихийность и четкость; и простата и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность. Это язык острого слова и режущей мысли. Язык волевых решений и пророчества. Язык самобытного русского нрава. И русский народ, создавший этот язык, сам способен достигнуть душевной и духовной высоты, на которую зовет его-его язык»

Мы, молодое поколение, должны любить, изучать и сохранять наше богатейшее достояние - Русский язык! Дивиться и восторгаться драгоценности нашего языка. Воистину в нем «что ни звук, то и подарок»

Уже более века прошло с тех пор, как вышел в свет первый рассказ Сэра Артура Конан Дойла, повествующий о приключениях легендарного детектива Шерлока Хомса, но и сегодня произведения о сыщике пользуются огромной популярностью у читателей. Нас все еще волнует интрига, и возникает желание узнать разгадку очередной тайны.

Чем же Хомс так популярен? Почему спустя более ста лет он остается актуальным?

Шерлок выделяется из огромного числа героев детективного жанра тем, что в его образе переплетаются совершенно разнообразные качества. Зачастую это абсолютно противоположные черты, делающие его неординарной личностью. Он разносторонне развитый человек, обладающий многими талантами. Располагая множеством умений, он все свое существование посвящает раскрытию преступлений. При этом он старается использовать все свои возможности по максимуму. Шерлок не старается помочь людям своим призванием, он не считает служение закону долгом. Сыщик лишь пытается удовлетворить свой интерес, который чудесным образом совпадает с потребностями общества, жаждущего справедливости. У него есть убеждения, особая мораль, которой он пользуется в тех случаях, когда считает, что поступить по закону в ситуации будет несправедливо. Но эти убеждения имеют характер правил чести, жизненных принципов, основанных на честности с самим собой. Ими он никогда не злоупотребляет, а использует очень редко и исключительно во благо общества.

Шерлок ощущает почти физическую потребность в работе. Он никогда не позволяет себе скучать, а его разум постоянно работает. Сэр Артур Конан Дойл показывает нам идеальную машину мысли, созданную, чтобы безотказно и самоотверженно разгадать самые трудные и запутанные загадки жизни. Его работа не отягощена излишними эмоциями всевозможными чувствами и переживаниями, на которые обычный человек растрачивал бы уйму энергии и силы. Нет…Порою даже может показаться, что Хомс вовсе не способен чувствовать все то, что свойственно человеческой душе, но это не так. Он способен на дружбу, уважение, ненависть, просто Шерлок относится к ним с некоторым презрением и не позволяет им затмевать свой разум. Ему неведома слепая ненависть, равно как и слепая любовь.

Любовь сыщика- отдельная тема. Вообще Хомс в своей жизни любви не испытывает. Он убежденный холостяк. Но все-таки однажды детектив встречает девушку по имени Ирэн Адлер, к которой проникается особенным уважением. Возможно, у любого другого героя подобное чувство можно было бы назвать влюбленностью, но не у Шерлока… Его единственная страсть-дело, а единственная слабость-азарт. К своей работе он относится как к игре, и когда им овладевает азарт, он становится способным ан все, лишь бы доказать правоту своей версии и убедиться в ней самому.

Таким образом, Шерлок Хомс поражает читателя своими способностями, неповторимым,уникальным характером, привычками, заставляя проникнуться к себе любовью и уважением. В этом и состоит секрет его вековой популярности.

Гоголь написал статью «Предметы для лирического поэта в нынешнее время» (Два письма к Н. М. Я.....у), в которую включил свои два письма к Н. М. Языкову (от 2 и 26 декабря 1844 г.).

«Предметы для лирического поэта в нынешнее время»

(Два письма к Н. М. Я.....у)

Твое стихотворенье «Землетрясенье» меня восхитило. Жуковский также был от него в восторге. Это, по его мненью, лучшее не только из твоих, но даже из всех русских стихотворений. Взять событие из минувшего и обратить его к настоящему — какая умная и богатая мысль! А примененье к поэту, завершающее оду, таково, что его следует всякому из нас, каково бы ни было его поприще, применить к самому себе в эту тяжелую годину всемирного землетрясенья, когда всё помутилось от страха за будущее. Друг! перед тобой разверзается живоносный источник. В словах твоих поэту:

И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины!

заключаются слова тебе самому. Тайна твоей музы тебе открывается. Нынешнее время есть именно поприще для лирического поэта. Сатирой ничего не возьмешь; простой картиной действительности, оглянутой глазом современного светского человека, никого не разбудишь: богатырски задремал нынешний век. Нет, отыщи в минувшем событьи подобное настоящему, заставь его выступить ярко и порази его в виду всех, как поражено было оно гневом божьим в свое время; бей в прошедшем настоящее, и в двойную силу облечется твое слово: живей через то выступит прошедшее, и криком закричит настоящее. Разогни книгу Ветхого завета: ты найдешь там каждое из нынешних событий, ясней как день увидишь, в чем оно преступило пред богом, и так очевидно изображен над ним совершившийся страшный суд божий, что встрепенется настоящее. У тебя есть на то орудья и средства: в стихе твоем есть сила, и упрекающая и подъемлющая. То и другое теперь именно нужно. Одних нужно поднять, других попрекнуть: поднять тех, которые смутились от страхов и бесчинств, их окружающих; попрекнуть тех, которые в святые минуты небесного гнева и страданий повсюдных дерзают предаваться буйству всяких скаканий и позорного ликованья. Нужно, чтобы твои стихи стали так в глазах всех, как начертанные на воздухе буквы, явившиеся на пиру Валтасара, от которых всё пришло в ужас еще прежде, чем могло проникнуть самый их смысл. А если хочешь быть еще понятней всем, то, набравшись духа библейского, опустись с ним, как со светочем, во глубины русской старины и в ней порази позор нынешнего времени и углуби в то же время глубже в нас то, перед чем еще позорнее станет позор наш. Стих твой не будет вял, не бойся; старина даст тебе краски и уже одной собой вдохновит тебя! Она так живьем и шевелится в наших летописях. На днях попалась мне книга: Царские выходы . Казалось, что бы могло быть ее скучней, но и тут уже одни слова и названья царских убранств, дорогих тканей и каменьев — сущие сокровища для поэта; всякое слово так и ложится в стих. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Да если только уберешь такими словами стих свой — целиком унесешь читателя в минувшее. Мне, после прочтенья трех страниц из этой книги, так и виделся везде царь старинных, прежних времен, благоговейно идущий к вечерне в старинном царском своем убранстве.

Пишу к тебе под влиянием того ж стихотворения твоего: Землетрясенье . Ради бога, не оставляй начатого дела! Перечитывай строго Библию, набирайся русской старины и, при свете их, приглядывайся к нынешнему времени. Много, много предстоит тебе предметов, и грех тебе их не видеть. Жуковский недаром доселе называл твою поэзию восторгом, иикуды не обращенным. Стыдно тратить лирическую силу в виде холостых выстрелов на воздух, тогда как она дана тебе на то, чтобы взрывать камни и ворочать утесы. Оглянись вокруг: всё теперь — предметы для лирического поэта; всяк человек требует лирического воззвания к нему; куды ни поворотишься, видишь, что нужно или попрекнуть, или освежить кого-нибудь.

Попрекни же прежде всего сильным лирическим упреком; умных, но унывших людей. Проймешь их, если покажешь им; дело в настоящем виде, то есть, что человек, предавшийся унынию, есть дрянь во всех отношениях, каковы бы ни были причины уныния, потому что унынье проклято богом. Истинно русского человека поведешь на брань даже и против уныния, поднимешь его превыше страха и колебаний земли, как поднял, поэта в своем Землетрясении.

Воззови, в виде лирического сильного воззванья, к прекрасному, но дремлющему человеку. Брось ему с берега доску и закричи во весь голос, чтобы спасал свою бедную душу: уже он далеко от берега, уже несет и несет его ничтожная верхушка света, несут обеды, ноги плясавиц, ежедневное сонное опьяненье; нечувствительно облекается он плотью и стал уже весь плоть, и уже почти нет в нем души. Завопи воплем и выставь ему ведьму старость, к нему идущую, которая вся из железа, перед которой железо есть милосердье, которая ни крохи чувства не отдает назад и обратно. О, если б ты мог сказать ему то, что должен сказать мой Плюшкин, если доберусь до третьего тома. «Мертв<ых> душ»!

Опозорь в гневном дифирамбе новейшего лихоимца нынешних времен и его проклятую роскошь, и скверную жену его, погубившую щеголяньями и тряпками и себя, и мужа, и презренный порог их богатого дома, и гнусный воздух, которым там дышат, чтобы, как от чумы, от них побежало всё бегом и без оглядки.

Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести высокой породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут даже и тогда, как всё берет вокруг их. Возвеличь и его, и семью его, и благородную жену его, которая лучше захотела носить старомодный чепец и стать предметом насмешек других, чем допустить своего мужа сделать несправедливость и подлость. Выставь их прекрасную бедность так, чтобы, как святыня, она засияла у всех в глазах, и каждому из нас захотелось бы самому быть бедным.

Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли, который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим; плюнувши в виду всех на свою мерзость и гнуснейшие пороки, становится первым ратником добра. Покажи, как совершается это богатырское дело в истинно русской душе; но покажи так, чтобы невольно затрепетала в каждом русская природа и чтобы всё, даже в грубом и низшем сословии, вскрикнуло: «Эх, молодец!», почувствовавши, что и для него самого возможно такое дело.

Много, много предметов для лирического поэта — в книге не вместишь, не только в письме. Всякое истинное русское чувство глохнет, и некому его вызвать! Дремлет наша удаль, дремлет решимость и отвага на дело, дремлет наша крепость и сила, — дремлет ум наш среди вялой и бабьей светской жизни, которую привили к нам, под именем просвещения, пустые и мелкие нововведенья. Стряхни же сон с очей своих и порази сон других. На колени перед богом, и проси у него Гнева и Любви! Гнева — противу того, что губит человека, любви — к бедной душе человека, которую губят со всех сторон и которую губит он сам. Найдешь слова, найдутся выраженья, огни, а не слова, излетят от тебя, как от древних пророков, если только, подобно им, сделаешь это дело родным и кровным своим делом, если только, подобно им, посыпав пеплом главу, раздравши ризы, рыданьем вымолишь себе у бога на то силу, и так возлюбишь спасенье земли своей, как возлюбили они спасенье богоизбранного своего народа.